|
||
Ощущение, будто читаешь газету пятилетней давности, да?
Но время написания, повторю, 2005?2007.
Доходит да каких-то совсем уж невероятных совпадений. В книге, например, фигурирует полевой командир Гирман (не Гиркин, конечно, и не Стрелков, но вполне узнаваемо). Есть муж и жена Зеленские, правда не КВНщики, а врачи. Ещё там долго и подробно описывается Сутоганская бойня - котёл, в который попали войска ЦУРа.
"Место называется "Сутоган". В переводе с татарского означает "глубокий котел". Вот - знак свыше! Мы не пустим их дальше, а в самом котле - устроим кровавую баню на все времена".
Помните Дебальцево? Изварино?
Всё это инфернальное буйство красок мы видим глазами в прошлом журналиста, а теперь полевого командира Кирилла Аркадьевича Деркулова. Или как он сам говорит о себе "демонизированный всеми мировыми СМИ, носитель черной харизмы и пассионарий абсолютного зла, страшный и ужасный Дракула-Деркулов".
Представителей противоборствующей стороны называет фашиками, эсэсовцами (сокращение от "сичови стрильци"), камрадами. Последнее как-то очень перекликается с прилепинским "наш несчастный неприятель" из "Некоторые не попадут в ад".
Вообще, эти две книги, Боброва и Прилепина, представляют собой интересный тандем. И та, и другая - "пацанская" военная проза, с изобилием специальных терминов ("разгрузка", он же "лифчик", "двухсотый" - убитый, "трёхсотый" - раненый, "калаш", ну, тут и так всё понятно), перечислением оружия и техники (ПТУР, СВД, АГС, ДШК, СПГ-9, ТМ-83, АК-47...), специфическим армейским юмором.
"Подумаешь! И не таких быков в консервные банки закатывали!" (Г. Б.)
"На вооружении нашего батальона имелись особые ракеты, получившие в батальонном народе имя "вундер-вафля" (З. П.)
Параллелей меж книгами много, намного больше, чем хотелось бы, включая место действия и биографию писателей. Бобров воевал в Афганистане, за плечами Прилепина Дагестан, Чечня, а теперь ещё и Донбасс.
И если порознь читать их, уже не самое простое дело, то подряд, сначала "Эпоху...", а потом "Некоторых...", вовсе жуткое.
Военная фантастика, а именно по этому разряду проходила "Эпоха..." до 2014 года, не должна превращаться в документалистику по типу "Некоторых...".
Но, с другой стороны, что делать, если писателю почти за десять лет до событий становится ясно, что они произойдут?
2005 год. В Киеве недавно отшумел первый, "облегчённый" майдан, на площадях всё чаще появляются "онижедети" в жовто-блакитных и чёрно-красных майках с надписями "Дякую тоби боже, що я не москаль". Самые продвинутые уже учатся скакать и скандировать "москаляку на гиляку". Смотреть на это из России было дико и удивительно. А каково жилось жителям Донецка и Луганска, у которых всё это ходило и скакало практически под окнами? У них иллюзий насчёт будущего было куда меньше, чем у нас. Наступало новое время, некоторые это чувствовали.
К слову, украинская футурология включает в себя ещё одну знаковую книгу - "S.N.U.F.F." Виктора Пелевина. Она вышла в 2011 году, и довольно подробно описала майдан 2013?2014 годов. С катапультой, печеньками, обилием камер западных журналистов... В 2011-м читать было забавно, в 2013-м - уже не очень.
Понятно, что в мире пишется большое количество текстов с историческими прогнозами, и нет ничего удивительного в том, что какие-то из них рано или поздно сбываются. Но я, если честно, не могу с ходу припомнить другие книги, которые сбылись с такой точностью, как "S.N.U.F.F." и "Эпоха...".
"Эпоху..." при всём желании не отнесёшь к большой литературе. Это мужское, потное, кровавое чтиво, простое и непритязательное, как перловка с тушёнкой. В интернете встречаются отзывы девушек, которые сетуют, что не смогли это читать. Ничего удивительного, эта пища слишком пахнет казармой и вообще не для девушек.
Автор, к сожалению, не Юрий Бондарев, не Борис Васильев и уж, конечно, не Шолохов. И его книга наверняка так и осталась бы затерянной среди себе подобных, число коим легион, если бы не реальность, решившая вдруг действовать по лекалам, прописанным Глебом Бобровым.
"Писатели - пророки современности" (цитата из "ЭМ").
Самое интересное, что реальность не собирается останавливаться. В книге упоминается глава непризнанной донбасской республики, который погибает в результате теракта. И это очень напоминает недавнее событие, случившееся 31 августа 2018 года в кафе "Сепар" в центре Донецка.
Автор, как уже было сказано, бывший снайпер, и когда он пишет о психологии бойца, ему веришь.
"Ни в коем случае нельзя целиться в человека. Нельзя даже думать о нем, как о мишени. Выключить эту функцию в мозгу. Если позволяет кратность прицела и дистанция, нужно целиться в элемент одежды, в деталь экипировки, в цветовое пятно на крайний случай. Если далеко - в силуэт. Но абстрактно! Не в человека! Не думать вообще о нем как о личности, о солдате, духе, враге. Просто - никак. Полный мороз в голове..."
Война делает с человеком жуткие вещи, расчеловечивает, автор знает это и не пытается делать из своего героя агнца. Деркулов жесток, звереет, видит аналогичное в своих бойцах и не пытается скрывать от себя и читателя этот факт.
"Мы теперь - монолит. И имя ему - Зло. Абсолютное и бесчеловечное, лишенное даже призрачного намека на жалость и милосердие".
"Не надо больше ничего доказывать, спорить и говорить - никто ни в чем не виноват: это мы, люди - всем миром, а не отдельными народами, нациями или государствами - творим весь этот кошмар. Это мы, а не рисованные нетопыри с рожками и копытами - носители абсолютного зла".
Или вот цитата о современных войнах вообще.
"Войны теперь ведут не полководцы, а те, кто на общественное мнение влияет".
Абсолютно верно, на мой взгляд.
Много рассуждений о геополитике вообще, и России с Украиной, в частности.
"После поражения в Холодной войне - добивание правопреемницы СССР стало неминуемым. Ну, а столкнуть один народ лбами - святое дело. И горе побежденным. Ты же хорошо учил уроки Югославии. Знаешь, утвержденный Штатами сценарий! Кто владеет Евразией - владеет миром! Россия - ровно половина Европы и добрячий шмат Азии - в одном лице. Она и есть - ключ к мировому господству. Да как приятное дополнение к суперпрайзу еще и хозяйка медной горы. И будут ее рвать зубами, пока не разорвут на куски и не сожрут, если она, конечно, не опомнится и вновь не покажет всем "кузькину мать". Тут же - такая возможность, чужими руками".
По большому счёту эта книга ещё и о потерянном поколении. О том, кто из советского времени, времени идеологии братства и взаимопомощи, попал под каток новых ценностей. И неважно, кто на какой стороне оказался в данном случае, на жовто-блакитной или сепаратистской.
"Сказав самому себе: "Беру от жизни всё!" - человек словно заключает сделку с Сатаной".
"Бери от жизни всё", - это механизм порабощения нового века".
"Эра лилипутов? Похоже... Все рожденные в пятидесятые-семидесятые сюда угодили. Как принято обозначать у наших модных публицистов - "еще одно потерянное поколение".
Об авторе
Бобров Глеб Леонидович. Родился 16 сентября 1964 года в городе Красный Луч в семье педагогов. После окончания средней школы был призван в ряды Советской армии. Проходил службу снайпером в Афганистане. Награждён медалью ДРА "За отвагу".
После демобилизации работал преподавателем начальной военной подготовки, художником, менеджером. С 2002 года - журналист.
С 1992 года пишет прозу. Публикуется в журналах, "Подъём", "Звезда", сборнике "Мы из ArtOfWar". Выходили книги: "Тарас Шевченко - крестный отец украинского национализма", "Солдатская сага", "Эпоха мертворождённых", "Украинка против Украины", "Снайпер в Афгане. Порванные души", "Я дрался в Новороссии!", "Время Донбасса", "Выбор Донбасса".
Живёт в Луганске. Женат, двое детей.
Член Союза писателей России. Председатель Союза писателей ЛНР. Главный редактор сайта okopka.ru.
Подробности: https://regnum.ru/news/cultura/2705269.html
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023