|
||
|
РАЗБОР РОМАНА "ЭПОХА МЕРТВОРОЖДЁННЫХ" С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ, НЕХУДОЖЕСТВЕННОЙ, ЛИТЕРАТУРНОЙ И НЕЛИТЕРАТУРНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Итак, на фоне всем известных событий произошёл новый всплеск популярности книги, вышедшей ещё в 2007 году. Первоначально книга характеризовала саму себя, как "военно-историческая фантастика".
Однако, когда написанное в ней начало сбываться, её нарекли пророческой, и она получила слоган - "Антиутопия, ставшая реальностью".
Она выдержала десять переизданий, завоевав значительную популярность. На момент своего выхода она стала окошком в будущее, а затем читатели-обыватели обнаруживали в этой уже старой книжке всё то, что видели в настоящее время в новостях. Или, что хуже, в собственной жизни. Вполне закономерно, что чем больше сбывалось - тем популярнее она становилась.
Сразу стоит отметить, что сбылось описанное в романе, конечно же, не с точностью до 100%. Сам Бобров как-то высказался, что где-то на 80. Но основополагающие моменты были предсказаны весьма точно. Никакой мистики и ясновидения тут, само собой, нет - многие люди высказывались о неизбежности сего ещё с 90-х, секрет здесь простой: хорошее понимание расклада, тенденций и выстраивание на их основе наиболее вероятного прогноза. Конечно же, верить в подобное развитие событий хотелось далеко не всем - многие отмахивались и уверяли себя в том, что это просто бредовые фантазии. Ну не может такого быть, и всё. Немыслимо! В окружении автора сей статьи тоже были люди, которые пророчили не самые приятные вещи. И автор сей статьи тоже хотел верить в лучшее, смотреть в будущее с оптимизмом. Человеческая психология!
И всё-таки, это - художественное произведение, а потому к нему вполне справедливо будет применять оценку, как к художественному произведению - с авторским почерком и приёмами, передачей антуража и определённых мыслей, а также - конечной рецензией.
ВОЙНА НИКОГДА НЕ МЕНЯЕТСЯ
"И две тысячи лет - война, война без особых причин.
Война - дело молодых, лекарство против морщин".
Первое, что хочется отметить: книга не является агиткой. Если вы думали, что это литературная версия ТВ-педерач на тему борьбы бобра с козлом и СНАМИБОХ! - придётся вас то ли обрадовать, то ли огорчить. Конечно, у автора есть своя позиция, которой он придерживается, и эта позиция прослеживается в тексте, но надо отдать Боброву должное - он не уходит в топорную пропаганду и не пытается выставить одну сторону конфликта Абсолютным Злом, а другую - рыцарями в непачкающихся даже посреди боя доспехах. Поскольку во время написания книги предсказанные события ещё не происходили, автору уж самому приходилось фантазировать на тему того, как они могли бы происходить. И он решил опираться на опыт Югославских войн, поэтому придуманные им стороны конфликта проявляют друг к другу прямо-таки ультра-жестокость.
Не надо больше ничего доказывать, спорить и говорить - никто ни в чем не виноват: это мы, люди - всем миром, а не отдельными народами, нациями или государствами - творим весь этот кошмар. Это мы, а не рисованные нетопыри с рожками и копытами - носители абсолютного зла. Это мы - творцы вселенского ужаса, а не низвергнутый на заре веков Князь. И мы в ответе за все сотворенное. И, впоследствии, выгребаем: каждый - по делам своим.
Враг бомбит жилые кварталы, подвергает пленных жестоким пыткам и казням. Люди, по чьей земле прокатилась война, исполнены ярости и жажды мести. В истории про хороших и плохих герои бы, конечно же, были лучше и выше, но это - не история про хороших и плохих. Это история о людях, получивших карт-бланш на насилие, о людях, вершащих возмездие так, как могут, о людях, закалённых суровой, страшной жизнью, мыслящих совсем иными категориями, нежели обыватель в тепле и уюте, и людях, имеющих свои убеждения и готовых за эти убеждения умирать, убивать, пытать, разрушать тысячи жизней и судеб. Так что не стоит удивляться, когда те, кого мировое сообщество оставило на растерзание и тактично отвернулось, приобретают понятия о справедливости, отличные от норм международного права. Когда лётчика, бомбившего посёлки, сжигают живьём. Когда бандитов, повадившихся грабить, убивать и насиловать на переполненной беженцами трассе, вешают и жгут их хозяйства, оставляя покрывавшую преступников родню без средств к существованию. Когда коррупционеров, вместо заботы о нуждах воюющей республики, использующих тяжёлую ситуацию для собственного обогащения, попросту ставят к стенке.
Здесь есть много жестоких и жутких сцен, поданных без купюр - во всей своей ужасающей красе. И у персонажей на то, что они делают, есть все основания. Главный герой - самый настоящий военный преступник, отличающийся довольно шовинистическими взглядами в отношении целой нации, - не обеляется, как невинно пострадавший ни за что воин добра и справедливости. Автор даёт ему высказаться, обозначить свою позицию и мотивацию - но не оправдывает и не снимает с него ответственности за всё, что тот делает. И, разумеется, те, против кого главный герой борется, тоже отнюдь не являют собой невинных овечек - можно даже сказать, они вполне заслуживают своей участи в руках протагониста и его бойцов.
Большое достоинство романа - в том, что при весьма однозначных убеждениях автора он не наполнил своё произведение бравадой и пафосом, показав тёмные стороны и тех, на чьей стороне находятся его симпатии. Для его героев жестокость является вполне адекватным ответом на жесткость, а высшая идея оправдывает средства, которыми достигается - это их правда, их твёрдая жизненная позиция, и им плевать, что о них и их действиях думают носители высоких ценностей.
Вместо выкрикивания лозунгов посреди боя и красивых, картинных подвигов, герои книги боятся, матерятся, делают в штаны - но выполняют задачу, совершая свой совсем неприглядный кроваво-грязный подвиг, который будет не очень-то лепно смотреться в пропагандистских репортажах и на агитационных плакатах.
"Твои бойцы - точно, как ты их волкодавами кличешь: за каждым шлейф тянется. У каждого из пасти выдранные с мясом гортани и трахеи свисают. Куда же их миру показывать, вот таких героев с окровавленными мордами..."
Да и погибают тоже без надрывного пафоса и высокого драматизма, а внезапно, страшно и больно, без красивых предсмертных слов. Носят не эстетические и подчёркивающие мужественность, а весьма уродливые и неприятные шрамы и увечия, оставшиеся после боевых ран и пыток в плену. Похоронить погибших в самодельных гробах из шкафов, найденных в брошенном доме, разрыв и так уже занятый участок на кладбище? Вполне идея, ничего лучше ведь нет.
Никакой жалости к читателю эта книга не испытывает: не пытается сгладить углы и вынести за скобки наиболее неприглядные моменты. Не пытается показать тех Героев, которые могли бы стать примером для подражания и вдохновить самому идти сражаться за Великую Прекрасную Родину. Да и родина тут, если уж честно, не такая прям чтоб великая и прекрасная. Эта книга - не призыв к чему-то, а предупреждение, которому так и не вняли и которое сбылось. Эта книга - антивоенное высказывание, которое вызовет у вас отвращение к войне и тем, кто её ведёт, именно потому, что чувство отвращения к ним автор вызвать и задумал.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА
Особую роль в политическом и военном противостоянии играет борьба за умы, которой нашлось место в повествовании. Сам главный герой, как бывший журналист и пиарщик, посвящает нас в основы дезинформации, помогающей достигать определённых задач в борьбе с конкурентами.
На бомльших масштабах это работает и в описанном конфликте, где активно применяются самые грязные приёмы введения обывателей в заблуждение с целью склонить их в определённую сторону. Находится место даже фигуре мученика, призванной консолидировать общество в порыве праведного гнева.
СМЕЛОСТЬ АВТОРА
Вообще же, здесь проскальзывают мысли, которые даже для того времени, когда писался этот роман, были довольно смелыми. Как вам такое: "Грохнуть здание можно высокоточной ракетой, а можно и самопальным фугасом. При этом уже канон: одно - "антитеррористическая спецоперация", а второе - "подлое вероломство". Может лишь потому, что у слабого нет крылатой ракеты? Но подрывают-то и те, и те - суть не меняется!".
Мысль интересная, неправда ли? Действительно: мы называем террористов абсолютным злом, в то время как вполне себе законная регулярная армия может позволить себе сравнять с землёй хоть целый город - а что это в сути своей, как не теракт особо крупных масштабов? Но ведь те, кто сбрасывает на город бомбы и ракеты, для нас - герои, борцы за всё хорошее, и даже если под этими бомбами гибнут мирные люди, мы говорим: "ну, неизбежные жертвы, что ж поделаешь, так всегда бывает".
И автор не боится бросать вызов самой основе общепринятого обывательского мировоззрения. В котором всегда нужно следовать международным конвенциям, даже если все вокруг давно на них забили, а призванные поддерживать порядок международные организации фактически бессильны и, в общем-то, бесполезны. В котором террористы с самопальной взрывчаткой - всегда злодеи, а военные с ракетами, залповыми пусковыми установками и минами - всегда герои (если они наши, разумеется, если не наши - то тоже злодеи, которых допускается приравнивать к террористам).
Придирчиво копаться в темах, в которых, казалось бы, копаться не нужно, если не сказать - в которых копаться не стоит, ведь все и так знают простые, незыблемые истины, не нуждающиеся в какой-либо критике. Ну а Бобров - критикует, и в своей манере - без купюр и экивоков. Вкладывает в уста своих героев самые вопиющие неполиткорректные, шовинистические и пропагандируюшие ненависть высказывания, публиковать которые, опять же, было весьма смело уже в то время. Показывает, что наши тоже могут быть радикалами, фанатиками, националистами, преступниками, движимыми ненавистью и жаждой крови. Что война не между орками и эльфами, а между фанатичными радикалами и фанатичными радикалами, вполне возможна.
И эта смелость, особенно в нашу эпоху осторожности и политкорректности, когда все боятся сказать лишнее слово, подкупает. Ибо чтобы писать на такие темы и так, как это делает автор - нужно иметь яйца. И не самые маленькие.
ЯЗЫК АВТОРА
Почти у каждого автора есть свой особый литературный стиль. И у Боброва он, оказывается, тоже есть. Только вот стиль этот, скажем прямо, не для всех. Далеко не для всех...
Видели когда-нибудь ролики с театров военных действий? Слышали, как общаются между собой военные? Ну вот, так общаются и герои этой книги - с отборными матами через слово и самыми пошлейшими аналогиями. (Никак не цензурящимися). К тому же, текст изобилует военным жаргоном и кучей справок, призванных дать вам хотя бы общее представление о том, о чём вообще речь.
Да, вы правильно поняли: литературные нормы посланы туда же, куда посылают врагов и друг друга герои романа. Бобров, будучи в прошлом военным человеком и "афганцем", вываливает на благодарного читателя весь свой жизненный опыт - а может даже, и сверх того опыта. С одной стороны - литературные нормы ж, как-никак, надо уважать, адаптироваться под широкую аудиторию. С другой - этот вот авторский стиль, который можно охарактеризовать, как обсценно-быдляческий, грубый и не отшлифованный, как раз и работает на то, чтобы погрузить в атмосферу творящегося в сюжете кошмара и цинизма. Из этой книги вы сможете получить достаточно приближенное к реальности представление о том, как настоящие военные говорят, думают и действуют.
Конечно, литературному произведению следовало бы быть более удобоваримым и лёгким для восприятия. Но такова, видимо, была авторская задумка - превратить сам процесс чтения в маленькое, но испытание. Ибо, воистину, довольно часто через текст приходится прямо-таки продираться.
Однако, при своей приземлённости и реалистичности, порой герои вдруг перестают общаться, как живые люди, пускаясь в своей разговорной речи в излишне литературные обороты. И это режет глаз похлеще смачных матюков. Выбивается из общего настроя, и довольно сильно.
Ещё одна претензия заключается в путанице с героями, которая возникает из-за особенностей повествования. Автор постоянно жонглирует то их фамилиями, то именем-отчеством, то прозвищами (у одного персонажа целых три прозвища, причём одно из этих прозвищ точно такое же, как у другого персонажа). И во всём этом быстро начинаешь путаться - кто есть кто, кого имеют ввиду, произнося очередное имя-отчество. Может, это влияет и на восприятие персонажей, которыми не получается сильно проникнуться, и даже их смерти не находят большого отклика. Или же дело в том, что героев много, а внимания каждому из них уделено чуть, личности большинства из них описаны грубыми набросками. Ну, таковы особенности местного недолитературного повествования.
РЕЗЮМА
Если рассматривать "Эпоху мертворождённых", как литературное произведение, то вряд ли оно сможет похвастаться большой ценностью. Есть книги, в том числе - военные, в том числе - антивоенные, написанные куда более приятным языком, и есть авторы, куда талантливее владеющие словом, способные выстраивать стройные обороты речи, читаемые без запинки и необходимости биться над смыслом той или иной фразы ввиду её крайне своеобразного построения.
Но если рассматривать её, как весьма точное предсказание, как беспардонное отражение чернушного нутра войны, как погружение в реалии боевых действий, а не романтизированные представления о них, как смелое, совершенно неполиткорректное и даже не пытающееся угодить широким массам высказывание - "Эпоха мертворождённых" начинает являть собой довольно уникальный экземпляр, достойный, как минимум, ознакомления. Ибо другой такой книги, повествующей именно об этих событиях и выдержанной в столь же безжалостном стиле, лично автор этой статьи не знает. Причём автор статьи скромно полагает, что эта книга, будучи актуальной на момент своего выхода, будет актуальной и через десять лет после публикации данной статьи. Так что, ознакомиться с ней и оценить её - далеко не поздно.
А может быть, и как раз самое время.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023