ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Кузин Дмитрий Михайлович
Война в кредит

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 7.27*7  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Полный вариант аналитической статьи о подготовке к войне нацистской Германии, краткий вариант опубликован в No34 "Московские Новости" за 2007 год, адрес: http://www.mn.ru/issue/2007-34-31


   Война в кредит!?
  
   К такому поразительному, хоть и спорному выводу пришел современный английский историк Тимоти Мэйсон: Гитлеровская Германия была вынуждена начать войну в 1938-1939 годах по экономическим причинам! Звучит абсурдно, ведь война сама по себе - это экономическая дыра, способная обескровить государство и привести его на грань революции, упадка и гибели. Именно вторая мировая война доказала, что потери в ней были гораздо более велики, чем возможные прибыль и трофеи. Самый мощный линкор фашистской Германии "Тирпитц" стоил немцам четырех лет труда и около ста миллионов марок. Он толком не участвовал ни в одном сражении, а в итоге оказался потоплен английской бомбой в 1944 году. Практическая польза Германии от затрат на его постройку, обслуживание и обеспечение экипажа сводится к нулю. Такова математика войны.
  
   Но если взглянуть на развитие и состояние германской экономики с 1933 по 1939 годы, то Мэйсон не так уж и не прав. Гитлер получил в 1933 году печальное наследство: шесть миллионов безработных и страну в экономической разрухе, благодаря которой, впрочем побежденной Германии вскоре списали остатки долга перед членами Антанты. Надо было срочно спасать положение.
  
   Нацистское правительство в первую очередь отказалось от безуспешной политики дефляции Веймарской республики: за счет налогов работающих кормить растущее число безработных и одновременно изыскивать средства на создание рабочих мест. Министр экономики Рейха 1933-37 Ялмар Шахт пошел на риск, взяв относительно небольшой кредит (миллиард рейхсмарок) и потратив его исключительно на создание рабочих мест. Большой толчок дал стране проект "Имперский автобан", который кстати имел инфраструктурное значение, а не военное (основной военно-грузовой поток во время обеих крупнейших войн ХХ века все равно шел по рельсам). Инвестирование в строительство жилых и производственных площадей создало дополнительные возможности для развития бизнеса и улучшения жилищных условий.
  
   Одновременно правительство приняло ряд законов, направленных на развитие предприятий страны, которые делали владельца царем и богом над подчиненными. Гитлер заверил промышленников, что не собирается покушаться на их частную собственность и готов с ними сотрудничать с обоюдной выгодой. Нацисты ликвидировали профсоюзы рабочих, чтобы прекратить классовую борьбу в Германии. Интересы трудящихся отныне якобы защищали государственные поверенные ("тройхендер"), которые также следили за настроениями масс.
  
   В политике цен и зарплат были введены запреты и ограничения на рост тех и других. Размеры же окладов были поставлены на низкий уровень, который к 1939 году составил 83% докризисного 1929 года. Недельные оклады за данный период времени превысили докризисную отметку (104%). Это произошло лишь благодаря сверхурочным и ночным надбавкам: перед войной уже почти нигде не было либерального 8-часового рабочего дня. Рабочая неделя от 58 до 65 часов стала почти нормой. Представители особых рабочих профессий, например токари гитлеровской "оборонки", с 1937-39 годы работали по 12 часов в день!
  
   В аграрном секторе правительство Рейха взяло в свои руки производство, транспортировку и сбыт сельхозпродукции. Оно закрепило землю за фермером и обязало его трудиться только в этой сфере, даже если немец этого не хочет и не может. Тут нацисты столкнулись с противоречием - сделать продукцию села недорогой для потребителя без повышения закупочных цен на нее. В итоге невысокая оплата и тяжелые условия труда гнали немецких крестьян всеми неправдами в город, где было получше: через пару лет правления нацистов из 14 миллионов людей в сельском хозяйстве осталось лишь 12 с хвостиком.
  
   Для скрытного кредитования и финансирования военной отрасли министерство экономики изобрело очень простое решение, создав подставное "Металлургическое исследовательское общество". Через него инвесторам до 1938 года было выдано процентных векселей около 12 миллиардов марок, которые пошли на будущую войну. Когда пришло время выплачивать кредиты, министерство экономики предоставило должникам казначейские обязательства и налоговые поблажки еще на 11,5 миллиардов.
  
   С целью экономии золотовалютных резервов ведомством по внешней торговле было принято решение взять контроль над ними, а также по возможности расширять бартерный обмен: в обмен на рурский уголь - бразильский кофе, на краски и медикаменты концерна "ИГ Фарбен" - сою из Болгарии, на немецкие искусственные удобрения - египетское древесное волокно.
  
   В области семейной политики Гитлер поощрял создание здоровой многодетной семьи, постарался освободить немецкую женщину от работы и привязать ее к воспитанию молодого поколения. С этой целью в Германии был введен так называемый "супружеский стандартный заем", который замужняя женщина могла получить в обмен за отказ от работы! Однако такой широкий жест вскоре привел к тому, что в ближайшем будущем 450000 тружениц типично женских и ключевых в оборонке профессий (например производство патронов и шарикоподшипников) побросали работу ради "государственных хлебов".
  
   Несмотря на столь неразумные и кое-где мало популярные меры, лидерам Третьего Рейха удалось через год правления сократить число безработных вдвое, а к 1936 году в некоторых отраслях промышленности даже добиться полной занятости! После массовой безработицы и резкого падения жизненного уровня немецкий народ аплодировал власти нацистов и смотрел сквозь пальцы на все ее недостатки: расовый геноцид и преследование инакомыслящих всеми доступными способами. В своей экономической сути, политика Гитлера была путем к государственному монополизму, загримированному под социализм.
   Рост военного мощи Германии не заставил себя долго ждать. Если в 1933 году будущий стратег танковой войны Хайнц Гудериан мог представить Гитлеру по одному взводу учебных танков, легких и тяжелых бронемашин, то в 1935 году он уже сформировал три танковые дивизии. К началу войны в 1939 году у него в распоряжении было несколько танковых корпусов и отдельных механизированных дивизий, оснащенных современной техникой.
  
   С момента получения Германией военного суверенитета в 1935 году она начала спешными темпами развивать военно-морской флот. Подводный флот (57 подлодок) к 1939 году немцы вообще создали с нуля. Также выросла к 1939 году совокупная численность всех родов войск: вермахт насчитывал свыше полумиллиона солдат, 78000 человек составлял германский ВМФ, 370000 военных числились в люфтваффе.
  
   Однако такая политика государственного вмешательства в экономику вскоре обнажила массу кризисных моментов, которые со временем стали разрастаться. Во-первых, главная проблема лежала в некомпетентности нацистского руководства решать возникшие вопросы в малоизвестной области. Ни Гитлер, ни Герман Геринг, который помимо руководства авиацией страны с 1937 по 1942 годы был министром экономики Рейха, не обладали даже минимумом экономических познаний. Они спихивали решение важных вопросов на подчиненных, которые однако вынуждены были следовать приказам и директивам "сверху". Часто случалось так, что приказы и распоряжения главарей-дилетантов противоречили друг другу или несли косметический характер.
  
   Во-вторых, грандиозные планы фюрера споткнулись о нехватку ресурсов для производства вооружения. С целью подготовки к войне было принято решение создать автономную в плане ресурсов экономику, т.е. создать в Германии запасы стратегически необходимого сырья для производства металла, топлива, резиновых изделий, запасов продовольствия итп. С этой целью германская промышленность пошла на внедрение дорогостоящих технологий по производству синтетического топлива на основе угля, резинозаменителя (без каучука), выплавки металла из низкосортной немецкой руды. Идея потерпела почти полный крах, поскольку такие изделия для военных целей оказались малопригодными. Намучившись со своей низкокачественной рудой (которой и так было целых 2% от общего количества), немцы плюнули и вернулись к импортной. Та же история случилась с искусственным топливом, абсолютно непригодным в авиации. Несмотря на свои потуги в развитии аграрного сектора, Германии пришлось все-таки импортировать пятую часть сельхозпродукции (зерно, растительный жир, мясо, масло). Импорт огромного количества сырья здорово опустошил золотовалютные резервы страны: с 1933 по 1937 год из полмиллиарда рейхсмарок в казне осталось не более 70 миллионов. Чтобы срочно достать 500 миллионов в 1936 году, Геринг продал большую часть акций иностранных компаний и часть недвижимости Рейха за рубежом.
  
   Главная же проблема заключалась в том, что расходы на оборонку росли в геометрической прогрессии: к 1939 году Германия тратила на военные расходы 23% своего ВВП. Германия не в состоянии была изыскать эти средства из налоговых поступлений. Внутренний долг государства к началу войны вырос до 50 миллиардов марок! "Аризация" еврейских предприятий, грабеж самих иудеев, миллиардный долг, наложенный на немецкую еврейскую общину после "Кристальной ночи" 1938 года - все это была попытка залатать дыры в бюджете. Все чаще нацисты заглядывали в карман бюргера, дабы вытрясти оттуда еще чего-нибудь. Самой крупной аферой Гитлера была затея с "народным автомобилем". Построенный в 1934 году автозавод "Фольксваген" предложил жаждущим получить свое авто внести предоплату. Свыше 300000 заказчиков внесли предварительных платежей государству на сумму более 110 миллионов. Никто из них автомобиль так и не получил, а на деньги вкладчиков завод начал выпуск броневиков и машин-амфибий для вермахта.
  
   Перевооружение только что созданных дивизий добавляло проблем в общий котел. Танки, созданные до 1935 года, пришлось вскоре снять с вооружения как устаревшие. То же самое касалось авиации: из 2500 самолетов в 1935 году только 800 были боеготовыми. "Вторым" поколением танков и самолетов армию еще предстояло оснастить к 1937-38 годам. Все это стоило немалых денег. К этой проблеме добавилась борьба представителей трех базовых родов войск за инвестиции и ресурсы: Геринг (люфтваффе) пытался отстоять интересы авиации, которая всегда стремилась развивать как можно больше типов машин. Танкист Гудериан заодно с Гитлером гнались за увеличением толщины брони и калибра орудия новой модели танка. Эрих Редер (ВМФ) проталкивал идею создания мощного подводного флота в Атлантике.
  
   Другой головной болью руководства Рейха стала проблема производства товаров народного потребления, социального строительства и финансирование науки и образования. Чтобы строить современные танки и самолеты, требовались инвестиции в прикладные науки: математику, физику, химию. А на них, как и на все остальное, денег было в обрез. По производству товаров для гражданского сектора страна лишь в 1938 году перевалила докризисный уровень. Нехватку рейхсмарок нацистская верхушка частично решила старым методом, запустив денежный станок и увеличив к 1939 году объем национальной валюты почти втрое! Деньги, не обеспеченные товарами, естественно привели к их дефициту, к образованию "черного рынка" и кое-как сдерживаемой инфляции. Фашистская Германия пыталась делать одновременно "пушки и масло", живя полувоенной жизнью в пока еще мирное время.
  
   Низкие зарплаты в оборонной промышленности должны были снизить себестоимость военной продукции. Но это приводило к высокой текучке кадров и к сбоям в производстве. Неудовлетворительные жилищные условия (в основном съемное жилье или общие бараки), длительная разлука с семьями и масса работы при слабом стимулировании к ней - факторы, которые негативно сказывались на работоспособности немецкого пролетариата. В "заорганизованной" Германии того времени даже было зафиксировано много случаев падения рабочей дисциплины, самовольного прекращения работы, прогулов, халатного обслуживания техники!
  
   Подняв слегка зарплату в оборонке и переманив в нее рабочих из отраслей тяжелого машиностроения, гитлеровское руководство так и не смогло решить проблему с нехваткой кадров. Введение распределения людских ресурсов и трудовой книжки тоже помогло мало. Правительство даже дало разрешение на работу в этой сфере живущим в Германии иностранцам, а потом и заключенным растущей системы концлагерей.
  
   Приказ Гитлера от августа 1936 года "о боеготовности национальной армии и экономики" в общем и целом был выполнен перед началом войны. Но в итоге промышленность страны, только что воссозданная из руин, начала давать сбои в другом плане. Истощенные финансовые и сырьевые резервы, нехватка производственных мощностей и рабочих рук, огромный внутренний долг стали следствием гонки вооружений, смысла которой народ пока не видел. Конечно, в политической программе нацистов с самого начала был план завоевания "жизненного пространства" на востоке и искоренение большевизма в Европе. Но до 1938 года рядовые бюргеры еще не до конца осознавали, для чего делают в большом количестве "пушки", все больше и больше отказывая себе в "масле".
  
   В 1935-36 году даже военные мало понимали планы Гитлера. Генерал Фромм из верховного командования вермахта, подсчитывая растущие быстрыми темпами расходы на армию, пришел к выводу, что к 1940 году ситуация выйдет из под контроля. Он же задал партийной верхушке резонный вопрос: "Мы вообще собираемся задействовать армию в ближайшем времени или нет?" Тревожные ноты поступали и от представителей экономики: бывший комиссар по ценам Горделер, шеф службы вооружений, полковник Томас, и министр экономики Шахт с учетом растущего бюджетного дефицита и сырьевого кризиса высказались за немедленное прекращение "необдуманно форсируемой милитаризации". Груз произведенной продукции военного назначения, не участвующей в экономическом круговороте товаров, начал тянуть фашистскую Германию на дно.
  
   Конечно, у немцев была возможность продавать свои военные технологии и продукцию оборонки, чтобы таким образом окупить ее производство. Советский Союз как никто иной интересовался германским "ноу-хау" в областях оружейной, авиационной и военно-морской промышленности. Нацистская верхушка тоже пришла к этой идее и одобрила ее. Но поделив мир на союзников, врагов и нейтральные страны, Гитлер тем самым определил объем экспорта товаров военного характера в ту или иную страну. Прибыль, полученную от продажи своих танков, самолетов и оружейных станков, нацисты пустили на производство новых. Милитаризация Германии в 1938-39 годах достигла такого уровня, что остановить ее уже никто не мог, да и не сильно хотел.
  
   Гитлер отказался прекратить эту гонку вооружений, и в итоге страна оказалась перед выбором: банкротство или война. Зачем в поте лица строить экономику своей страны, когда можно обогатить ее за счет чужой? Захват соседних стран, в первую очередь Чехии и Польши, присвоение их промышленного и сырьевого потенциала, разграбление государственной казны, приобретение дешевых рабочих рук был на тот момент для нацистов единственным способом рассчитаться с миллиардными долгами и дать толчок следующему этапу завоевания мира. А после образования достаточной промышленной и сырьевой базы можно было бы потягаться с более крупными державами за мировое господство.
  
   Стратегия блицкрига потому и нашла себе применение у генералов Гитлера, потому что она была специально рассчитана на ограниченные возможности немецкой экономики. Она позволяла мобилизовать на небольшой срок все промышленные, военные и людские ресурсы страны, нанести противнику быстрый смертоносный удар, сорвать таким образом куш и спокойно готовиться к следующему боевому походу. К длительной, изматывающей войне с блоком более сильных стран-держав, к которой Гитлер все равно пришел, германская экономика была не готова.
  
  
  

Оценка: 7.27*7  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023