ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
P.S.S.
Военно-Морской Флот в Корейских водах

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
Оценка: 7.00*6  Ваша оценка:

  Военно-Морской Флот в Корейских водах
  
   На момент вторжения северокорейских войск на территорию Южной Кореи (25 июня 1950г.) - в дальневосточной акватории находилось лишь несколько недоукомплектованных личным составом военных кораблей. В водах близлежащей Японии курсировали один крейсер ("Juneau") и четыре эсминца ("Mansfield", "Dehaven", "Collett" и "Swenson"). Седьмой Флот, действовавший на территории Филиппин под командованием вице-адмирала Артура Д. Страбла, состоял из "Valley Forge" - авианосца класса Essex, тяжелого крейсера ("Rochester"), эскадрона из восьми эсминцев, трех подлодок и нескольких вспомогательных суден. Одновременно в японских портах находилось около десяти британских кораблей. Как бы то ни было, морские силы были доукомплектованы до 400 единиц в течение недель.
   Седьмой Флот - подразделение Тихоокеанского Флота США - был передан под командование генерала М. Кларка; на вице-адмирала Роберта Бриско - командующего морскими силами на Дальнем Востоке - возлагались задачи по обеспечению оперативного контроля, в то время как за тактический контроль отвечал вице-адмирал Джозеф Кларк. В дальнейшем ответственность за тактику возлагалась на командующих морскими экспедиционными корпусами.
   К основным исполнителям поставленных боевых задач относились 77-й авианосный экспедиционный корпус (ЭК), 90-й воздушно-десантный ЭК, 95-й ЭК (блокирование и сопровождение), а также силы материально-технического обеспечения, включавшие танкеры, плавучие базы и прочие вспомогательные суда. На них (общей численностью около сотни единиц) возлагались задачи по обеспечению топливом, амуницией, пищей и прочими средствами, необходимыми для ведения боевых действий. Так, театр военных действий заполнился военными кораблями настолько плотно, насколько это было возможно.
   Первоначальная задача военно-морских сил заключалась в уничтожении путей снабжения противника и в обеспечении огневой поддержки наземных сил с моря и воздуха. Цели, стоящие перед летчиками, варьировались в зависимости от обстоятельств, складывавшихся на земле: если активность пехоты была низкой - ими проводилась тактика невмешательства и, напротив, если наземные силы оказывались в затруднительном положении - начиналась их плотная поддержка с воздуха.
   Силы блокирования и сопровождения предотвращали материально-техническое обеспечение противника по воде и обеспечивали снабжение собственных сил всем необходимым. Их обязанности были многограннее, чем у любой иной составляющей флота. В их ведение были переданы авианосцы, крейсеры, эсминцы, фрегаты, плавучие базы и минные тральщики. Такое разнообразие позволяло решать самый разнообразный спектр задач.
   Десантные войска, состоявшие из вспомогательных, патрульных и десантных кораблей (в т.ч. и оборудованных под запуск ракет), групп морского десанта специального назначения, диверсантов-подводников и частей малых подвижных лодок, были важным фактором, определявшим военно-морскую стратегию.
   Войска Тайвани , миссия которых первоначально заключалась в обеспечении собственного нейтралитета, проявили себя как эффективно действующие после пересмотра стоящей перед ними задачи. На морские патрульные эскадроны возлагалось практически круглосуточное рекогносцирование дальневосточной акватории.
   При всех передвижениях кораблей особенной значимостью обладали минные тральщики. Они методично "зачищали" прибрежные воды, зачастую приближаясь к береговой линии и рискуя оказаться под ударом батарей противника. В самом начале кампании в водах Вонсана на каждые 25 обезвреженных мин приходился один уничтоженный корабль.
   Прочие корабли и подразделения также несли свою службу - так, моряки тесно взаимодействовали с пехотой, а медицинские судна были своего рода тихой гаванью для всех раненых.
  
  Знаменательные события первого года сражений
  
  Первый морской удар по позициям противника был нанесен крейсером "Juneau" 28 июня 1950г. около Самчхока- спустя всего лишь три дня после вторжения. Несколькими днями позже к силам США и Южной Кореи присоединились Австралийская воздушная часть и подразделение Британского флота.
   Первый боевой вылет был осуществлен 3 июля с борта авианосца "Valley Forge", ознаменовав тем самым первое в истории использование самолетов палубной авиации в сражении. В результате вылетов было разрушено взлетное поле и вся соответствующая инфраструктура в Пхеньяне, а также уничтожено около дюжины вражеских самолетов. Эти войска находились под командованием контр-адмирала Джона М. Хоскинса, во время ВМВ служившего лейтенантом на авианосце "Princeton".
   19 июля при поддержке флота была осуществлена не встретившая сопротивления высадка 15-й Пехотной и 1-ой Бронетанковой дивизий, сопровождаемых в Похонг-донге 90-м ЭК.
   К концу июля морские силы США и Южной Кореи были доукомплектованы войсками из Австралии, Нидерланд, Франции, Канады и Новой Зеландии. Позднее к ним должны были присоединиться войска из Колумбии, Тайланда и Дании. К тому времени к "Valley Forge" присоединился авианосец "Philippine Sea"; крейсеры, входившие в состав 77-го ЭК, соединялись с надводными кораблями, курсировавшими вдоль побережий Кореи и уничтожавшими пути снабжения противника, его позиции и укрепительные сооружения. Упорные методичные бомбардировки врага военно-морскими частями продолжались весь август и начало сентября.
   11 сентября с целью захвата штурмом, оккупации и последующего удерживания десантными войсками берегового плацдарма Инчхона был сформирован 7-ой Объединенный ЭК, командование которым осуществлял адмирал Страбл. Дальнейшая задача корпуса заключалась в транспортировке, высадке и поддержке 10-го Корпуса в операциях захвата Инчхона, аэродрома Кимпо и Сеула.
   13 сентября перед непосредственным проведением артподготовки у Инчхона сгруппировались крейсеры "Rochester" и "Toledo" (США), "Jamaica" и "Kenia" (Великобритания), а также эсминцы (США) . После полудня самолеты 77-го ЭК (под командованием контр-адмирала Эвена) нанесли удар по Волмидо - лесистому островку у входа в инчхонский порт. Затем открытый удар по берегу был нанесен крейсерами и эсминцами. Позиции противника подвергались обстрелу практически весь последующий день.
   15 сентября - после атаки - десантный корабль "Mount McKinley" блестяще осуществил свою часть операции и группа вернулась в Инчхон. На борту "Mount McKinley" был генерал МакАртур. Группа вела огонь с 5.45 утра, закончив лишь в 6.28. Высадка первых американских матросов произошла в 6.32, и была признана успешной уже к 7.04.
   Остров Волмидо был занят уже к 7.50; атаки yf Инчхон проходили в течение всего дня. В 17.31 был захвачен его главный берег. Чуть позже прошли успешные высадки на всех трех его берегах. В высадке и обеспечении поддержки принимали участие 261 кораблей из семи стран-участниц ООН.
   Роль эсминцев (6 единиц) в успешном завершении Инчхонской операции чрезвычайно велика: Волмидо, блокировавший вход в порт, играл ключевую роль во всей операции и - как говорилось в приказах - должен был быть "взят любой ценой".
  13 сентября шесть выстроившихся в колонну кораблей, медленно продвигались по узкому каналу мимо Волмидо по направлению к Инчхону. Их задача заключалась в попытке вызвать на себя огонь с острова. С этой целью эсминцы, игравшие роль "подсадных уток", проходили менее чем в миле от зеленеющего берега, выглядевшего в сверкающих лучах солнца таким спокойным.
  Внезапно северные корейцы допустили грубую ошибку: с сужавшейся линии берега они открыли огонь, на который находившиеся рядом корабли не замедлили отреагировать. Темп боя нарастал - весь остров покрыли вспышки огня. В результате пострадали "Colett", "Gurke", и "Swenson", внесшие весомый вклад в достижение поставленной цели.
  В их задачу входило заставить противника раскрыть местонахождение расположенных на берегу батарей, чтобы тяжелые орудия союзников и воздушные эскадрильи могли вести по ним прицельный огонь. Сложно сказать, что произошло бы в противном случае с малым десантным и вспомогательным кораблями, бравшими остров штурмом двумя днями позднее.
  14 сентября - за день до штурма Инчхона, 58000 тонный "Missouri" - первый линкор, принявший участие в Корейской войне - присоединился к артиллерийской группе у восточного побережья Кореи и открыл огонь по расположенным в Сончхоне мишеням.
  12 сентября был задействован 95-й ЭК, находившийся под командованием контр-адмирала Аллана Смита.
  Задачи, стоявшие перед объединенным 7-м ЭК, находившимся под командованием адмирала Страбла, заключались в сопровождении операций по обезвреживанию мин, рекогносцировке, нанесении ударов по береговым укреплениям (как с моря, так и воздушных), а также в установлении контроля над территорией Вонсана путем десантного штурма.
  Первый крупнейший с начала войны удар был нанесен с восточного побережья по Чхонджину - индустриальному северокорейскому городу 35ю милями южнее Манчжурской границы. Ведущую роль в атаке города сыграл "Missouri" - менее чем за час израсходовавший более 800 тыс. фунтов взрывчатых средств. К прочим участникам боя относились авианосцы "Philippine Sea" и "Valley Forge", тяжелые крейсеры "Helena", "Toledo" и "Rochester", а также легкий крейсер "Worcester". В схватке также принимали участие такие корабли, как британский авианосец "Theseus", крейсеры "Kenia" и "Ceylon", а также эсминцы "Constance", "Cockade", "Charity", "Concord". Американские авианосцы "Boxer" и "Leyte" также наносили удары по "красным".
  Спустя более чем месяц - 25 октября - морские силы начали не встретившую сопротивления высадку 10-го Корпуса в Вонсане, это произошло менее чем через месяц после высадки последнего в Инчхоне - что является беспрецедентным в военно-морской истории примером десантирования одного и того же армейского подразделения сначала на одно побережье страны, его последующей эвакуации (после успешного выполнения задания) с последующей высадкой на противоположное побережье в течение одного месяца.
  К 5 ноября - моменту вступления Китая в конфликт - основная цель, стоявшая перед Седьмым Флотом, заключалась в уничтожении сил и укреплений противника с максимальным использованием авиации. Однако к 12 декабря - моменту тотального заполнения китайцами материка - задача, преследуемая флотом, резко изменилась и заключалась отныне в обеспечении плотной воздушной поддержки и прикрытия войск, десантируемых на территориях вокруг Хыннама (восточное побережье).
  За несколько дней до эвакуации последней группы союзных войск (действовавшей совместно с 10-ым Корпусом) и 90 тысяч северных корейцев из Хыннама, со стороны моря была установлена плотная завеса огня и авианосцы 77-го ЭК (уже под командованием контр-адмирала Ральфа Офстая), заполнили небо пикирующими бомбардировщиками и реактивными самолетами. Так 24 декабря 1950г. была осуществлена эвакуация граждан Кореи и союзных войск со всем их оборудованием.
  Британское Адмиралтейство ранее объявляло об эвакуации по воде 7 тысяч солдат и штатских лиц с территории Пхеньяна под прикрытием союзных военно-морских сил. 9 декабря - после пятидневной бомбежки - была осуществлена эвакуация из Вонсана.
  После событий в Хыннаме цель 77-го ЭК изменилась (07 января 1951г.) и заключалась отныне в авиационной поддержке территории восточного побережья, поддержке операций, проводимых дружественными силами, а также в уничтожении маршрутов снабжения противника. 29 января 1951г, "Missouri" и прочим участникам Седьмого Флота было предписано осуществление артподготовки и фиктивных высадок десанта на восточное побережье (рядом с Кэсоном) с целью спутать планы противника и рассеять его ряды.
  В то же время военно-морские силы и авиация продолжали наносить удары по противнику с двух сторон материка. Корабли курсировали по заминированным водам восточного побережья, подвергаясь плотному обстрелу береговых батарей.
  Историческая осада Вонсана, продолжавшаяся более двух лет, началась 16 февраля 1951г, с заходом в порт эсминцев 'Lind' и "Ozbourn", обстрелявших город 5дюймовыми снарядами. За первые несколько месяцев жертвами осады стало более 8 тысяч человек, разрушениям подвергались железнодорожные пути, мосты, здания и иная жизненно необходимая инфраструктура.
  В течение почти всей кампании патрульными кораблями осуществлялась плотная блокада обоих корейских побережий. С ее началом (июнь 1950г.) были остановлены попытки снабжения противника по морю. Союзные корабли тщательнейшим образом контролировали все заливы и бухты Северной Кореи.
  Линкор 'New Jersey' - флагманский корабль под командованием адмирала Мартина, принявшего бразды правления флотом 28 марта, принял свое боевое крещение в обстреле Косонга (20 мая) и на следующий день переместился в Вонсан.
  На следующий день в результате обстрела береговыми батареями "New Jersey" получил двойное повреждение - беспрецедентный с начала корейской войны случай. Несмотря на то, что ущерб, причиненный самому кораблю, был незначителен, один человек погиб и несколько получили ранения.
  
  
  Второй год войны.
  
  В июле вице-адмирал Тернер Джой, возглавлявший морские дальневосточные силы в течение практически трех лет, получил должность старшего делегата ООН на военно-миротворческой конференции. Однако он продолжал принимать политические решения, касающиеся военно-морского флота. Руководство всеми иными вопросами осуществлялось вице-адмиралом Ральфом Офстайем, возглавившим впоследствии ставку Джоя в ранге контр-адмирала.
  Всю оставшуюся часть года военно-морские корабли и самолеты наносили ежедневные удары по северокорейским позициям. Палубные самолеты с таких кораблей как "Bon Homme Richard", "Boxer", "Bataan", "Bairoko", "Princeton", "Essex", "Sicily", "Rendova", "Antietam", "Glory" и "Sidney" не давали покоя коммунистам как в тылу, так и на линиях фронта. Линкор "New Jersey" и крейсеры "Manchester", "Los Angeles", "Toledo", "Helena", "Ceylon" и "Belfast" обстреливали береговую линию противника 16-ти, 8-ми и 5-тидюймовыми снарядами, к ним присоединялись залпы с эсминцев. Частые "дуэли" с береговыми батареями красных калечили последних на всей северокорейской территории. 22 ноября флагманским кораблем Седьмого Флота становится прибывший линкор "Wisconsin" .
  1952 год характерен увеличением ударной мощи военно-морских сил на Дальнем Востоке. Зачастую несколько кораблей могли наносить одновременный удар по противнику. Противника засыпали бомбы и ракеты с линкоров, крейсеров, эсминцев, фрегатов, авианосцев... За первые пять месяцев 1952 года размер ущерба, причиненного военно-морскими силами, превышал более чем в четыре раза ущерб, причиненный за весь предыдущий год.
  Нарастало и беспокойство от активности береговых батарей противника, который стал использовать орудия большего калибра и отличаться беспрецедентной точностью стрельбы. 76мм -был самым используемым им калибром; использовались также орудия и 122мм., были и другие - более крупные - калибры.
  Вонсан, где плотность военно-морских сил ООН была выше, чем где бы то ни было в Корее, продолжал подвергаться постоянным воздушным и надводным атакам.
  3 марта 1952 года вице-адмирал Роберт Бриско становится командующим Седьмым Флотом. 20 мая его сменяет вице-адмирал Джозеф Кларк, позднее возглавивший военно-морские силы на Дальнем Востоке (4 июня).
  31 мая флагманским кораблем Седьмого Флота вновь становится линкор "Iowa", нанесший свой первый удар по Чхахо-Сонджинскому сектору 7 апреля 1952г.
  21 апреля во время обстрела восточного побережья у Коджо на крейсере "St. Paul" прогремел мощный взрыв одной из 8-мидюймовых орудийных башен, в результате чего погибло 30 членов экипажа. За 22 месяца войны этот случай стал самым трагическим для военно-морских сил.
  23-24 июня несколькими сотнями самолетов (77-ая Оперативная Группа), действовавших во взаимодействии с морскими и воздушными силами, были разрушены четыре главных составляющих северокорейской системы энергоснабжения. Одна из пострадавших электростанций - Супхун- была самой крупной на Востоке и четвертой по величине в мире.
  
  
  Третий год войны.
  
  
  Самолеты палубной авиации, практически ежедневно наносившие удары по восточному побережью, осуществили наступление на Пхеньян 11 июля 1952 года во взаимодействии с морскими силами, а также австралийской и британской авиацией.
   6 августа на авианосце "Boxer" произошла очередная катастрофа. В результате взрыва ангарной палубы погибло девять и было ранено еще несколько находившихся на борту человек. Некоторые погибли, пытаясь спасти жизни своих товарищей.
  В течение весенне-летнего периода палубные самолеты наносили массированные удары по северокорейским побережным зонам, углублялись на территорию Кореи с целью уничтожения баз снабжения противника и его транспортной инфраструктуры, в то время как с моря велся огонь по портовым городам и береговым укреплениям. Несмотря на то, что в это время ударная мощь морских сил была сконцентрирована на тылу врага, наземные силы союзных войск рассчитывали на их поддержку в случаях чрезмерного давления противника. Общее количество бомб, ракет, напалма и снарядов, сбрасываемых на коммунистов с воздуха, впечатляло и весьма затрудняло любое перемещение его снабженческих баз и оборудования.
  1 сентября 1952 года палубные самолеты с авианосцев "Boxer", "Essex" и "Princeton", нанося удар по корейским заводам синтетической очистки масла, приблизились как никогда близко к границе с Россией и вторглись на ее территорию на 12 миль.
  18 сентября прошла информация об использовании авианосцем "Boxer" управляемых реактивных снарядов (с начала месяца). В течение первых двух недель октября самолеты, поддерживая Восьмую Армию, поражали цели, находившиеся в непосредственной близости от союзных наземных позиций. За октябрь ими было осуществлено большее чем когда бы то ни было количество боевых вылетов.
  Для захвата удерживаемой противником территории у Коджо (восточное побережье) 15 октября в состояние боеготовности были приведены мощные силы военно-морского десанта. Противник, отвлеченный со своих позиций маневром, был выброшен на открытое пространство, контролируемое самолетами с шести авианосцев и крупнокалиберными орудиями с "Iowa", четырех крейсеров и более чем тридцати эсминцев. Удары наносились по побережью на протяжении 25ти миль в течение трех дней с целью морального воздействия на врага.
  В операции были задействованы авианосцы "Kearsarge", "Bon Homme Richard", "Essex", "Princeton", "Badoeng Strait" и "Sicily". Крейсеры: "Juneau", "Los Angeles", "Helena" и "Toledo". Рекогносцировочные полеты, осуществленные на следующий день, показали, что противник получил сильные повреждения в результате бомбардировок.
  "Oriskany" - новейший авианосец- присоединился к 77-ому ЭК и нанес свой первый удар по противнику 2 ноября. К концу 1952 года военно-морскими силами в Корее было израсходовано больше боеприпасов, чем за всю Вторую мировую войну. Было потеряно 1033 военно-морских самолета, из них - более половины- по техническим причинам. Флот: 242 - в результате действий противника и 310 - в результате технических неполадок; Морские силы - 229 и 252 соответственно.
  Необходимо добавить, что надводными кораблями было израсходовано более 3,75 миллиона снарядов: 16дюймовых - весом в одну тонну, и более мелких, общим весом в 70 тыс. тонн. Военно-морские силы осуществили 210 тыс. боевых вылетов. Было сброшено более 600 тысяч бомб (общим весом 145 тыс. тонн); также было использовано 250 тыс. ракет и 61 миллион пулеметных боеприпасов.
  Использование взрывчатых веществ унесло жизни более 100 тыс. вражеских солдат, разрушило более 4 тыс. мостов, 50 тыс. зданий и сооружений, 5 тыс. артиллерийских установок, 5 тыс. ж.д. вагонов, 50 энергетических заводов и 20 тыс. дорожных путей, а также множество прочих целей.
  Операции, наподобие осуществленной 01 февраля 1953г., стоили флоту 364 жизни. 82 человека пропали без вести и 1273 - было ранено. В общей сложности 70 кораблей было поражено противником, однако из них лишь 6 (4 минных тральщика и 2 буксира) было потоплено.
  "Valley Forge" - первый авианосец, нанесший удар по северокорейским позициям, вернулся к боевым действиям в Корее на своем четвертом по счету боевом выходе 3 января 1953г, с расположенной на нем 5-ой Воздушной Группой. Он присоединился к "Essex" и "Kearsarge", а также к трем авианосцам, практически ежедневно поражавшим противника, - так же, как и "Oriskany", "Philippine Sea", "Glory" и "Bataan". К надводным кораблям, принимавшим участие в боевых действиях, относились также линкор "Missouri", крейсеры "Los Angeles", "Toledo", "Birmingham", "Newcastle", "Rochester" и дюжины эсминцев.
  16 февраля 1953 года, после продолжительных двухлетних атак, Вонсан представлял собой бесформенную обугленную массу с обитателями, ютившимися под грудой гальки и щебня. На долю злополучного города выпали практически ежедневные бомбардировки и неоднократные полномасштабные атаки. Наверное на сегодняшний день в истории нет иного, пострадавшего в аналогичной степени города, руины которого и по сей день являются символом коммунистической пропаганды; сети его дорог ведут от линий фронта к городу, множество береговых батарей и орудий ПВО все еще окружают порт..
  Осада Вонсана - самая длительная по продолжительности морских бомбардировок в американской истории - заставила "красных" перебросить с линий фронта 30 тыс. человек, учитывая постоянную угрозу десантирования с моря. Так, три коммунистических дивизии, которые могли бы участвовать в боевых действиях, были иммобилизованы и отправлены на охрану прибрежных территорий.
  

Оценка: 7.00*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2015