ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Аноним
Фолькленды. Воздушная война.

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
Оценка: 5.57*28  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Перевод Нины Меньших (nina-menshikh@rambler.ru) Оригинал: http://www.britains-smallwars.com/Falklands/air-war.html

  Воздушная война
  
  Первый - после аргентинского вторжения - боевой вылет британцев был осуществлен с острова Вознесения. В задачу патрульного противолодочного самолета Нимрод MR1 (42-ая эскадрилья) входила оценка аргентинских сил, дислоцированных на Островах, а также поддержка британских подводных лодок, находившихся в местных водах. Выполнение задания продолжалось до 15 апреля - дня, когда в распоряжении 42-ой эскадрильи появились Нимроды MR2, часть из которых была оснащена ракетами ближнего радиуса действия "Сайдвиндер".
  
  21 апреля во время проведения разведывательного полета, самолетами "Си Харриер" (800-ая эскадрилья) был перехвачен аргентинский Боинг 707, эскортированный ими за пределы территории. Четыре дня спустя британские силы вернули Южную Георгию; в то же самое время вертолет "Уосп" атаковал и повредил подводную лодку "Санта Фе" ракетами AS12 ("воздух-земля").
  
  30 апреля самолет Вулкан сбросил бомбы на аэродром Стэнли - это был первый из рейдов "Черный олень". Прежде, чем быть окончательно списанными, на остров Вознесения были отправлены три Вулкана (из 44-ой и 50-й эскадрилий), откуда одним из них был осуществлен вылет на 3500 миль (с дозаправкой в воздухе), чтобы с высоты в 8000 футов сбросить 21 бомбу (весом в 1000 фунтов каждая) на ВПП прежде чем возвращаться на остров. На протяжении всего пути самолет дозаправлялся 17 раз (с танкеров Виктор), общее время его нахождения в воздухе составило 15часов 45 минут - на тот момент это была самая продолжительная бомбовая миссия. На следующее утро аэродром был атакован с малой высоты "Си Харриерами", один из которых получил повреждения от наземного огня.
  
  На следующий день британские реактивные бомбардировщики Канберра PR9 (39-ая эскадрилья), тайно действовавшие с территории Чили, определили местонахождение аргентинского крейсера, впоследствии потопленного британской подлодкой "Конкерор". Между тем Оперативная Группа (ОГ) вошла в пределы 300-мильной "Территории Полного Воспрещения" (ТПВ) и атаковала аэродром с моря. В ночь на 3 мая состоялся второй рейд "Черный олень" на Порт Стэнли.
  04 мая в результате аргентинской атаки затонул эсминец "Шеффилд". В тот же самый день в результате наземного огня британцы потеряли свой первый "Си Харриер". Одновременно на остров прибыли девять "Харриеров" из 1-ой британской эскадрильи, оснащённые ракетами "Сайдвиндер" и морскими двухдюймовыми НАР. Через два дня ОГ потеряла два "Си Харриера", не вернувшихся с мыса Кэп, - предположительно, они столкнулись в воздухе из-за плохой погоды.
  
  07 мая британцы расширили ТПВ до 12 миль вдоль Аргентинского побережья и, через два дня, в пределах этой территории ими было обнаружено и атаковано с бреющего полёта аргентинское разведывательное судно. После того как экипаж сдался, оно затонуло. Плохая погода стала причиной двустороннего ужесточения режима полетов, однако в ночь на 15 мая Воздушные силы особого назначения (SAS) уничтожили ряд аргентинских самолетов, находившихся на взлетной полосе Пебл Айланд.
  
  На следующий день два "Си Харриера" атаковали с бреющего полёта аргентинские вспомогательные суда, одно из которых было повреждено настолько, что его пришлось отбуксировать к берегу. 18 мая авианосец "Атлантик Конвейор" доставил на "Гермес" британские "Харриеры": день спустя три самолета из транспортированных уже сбрасывали кассетные бомбы на топливные склады у Фокс Бэй.
  
  Наиболее значимая высадка десанта произошла 21 мая при поддержке самолетов "Харриер". Аргентинцам удалось уничтожить фрегат "Ардент" с воздуха, однако на счету воздушных побед британцев за тот день находятся по три "Скайхока" и "Даггера", уничтоженных ракетами "Сайдвиндер", а также два самолета "Пукара", сбитых артиллерийским огнем. К потерям британцев относятся две уничтоженных на земле "Пумы" и "Чинук" (территория Маунт Кент), а также один сбитый орудийным огнем "Харриер", пилот которого попал в плен.
  
  23 числа британцы совершили еще несколько штурмовых вылетов. Так, в этот день ими был уничтожен ряд аргентинских самолетов на ВПП в Данноуз Хэд и Пэбл Бич. В тот же самый день "Скайхоки" нанесли удар и по фрегату "Антилоуп", находившемуся в водах пролива Сан Карлос. На следующие сутки британские самолеты, невзирая на исключительно плотный огонь противника, сбросили тысячефунтовые бомбы, предназначенные для выведения из строя вражеской авиации. Во время атаки британцами "Даггеров" и одного самолета "Мираж" был потерян "Си Харриер", упавший в море (пилот погиб). Спустя один день "Скайхоки" потопили эсминец "Ковентри". В свою очередь, аргентинские "Супер Этендарды", оснащенные противокорабельными ракетами (ПКР) "Экзосет", повредили "Атлантик Конвейор", на борту которого находились вертолеты "Чинук". В то же время у поселения Дуглас "Харриеры" уничтожили "Пуму" при помощи кассетных бомб. Налеты "Харриеров" на аэродромы повторились на следующий день и несколько позднее - 27 мая. Во время последней атаки наземным огнем был сбит один "Харриер", пилот был эвакуирован.
  
  Участие трех "Харриеров" в боевых действиях 28 мая вынудило на следующий день капитулировать 1200 аргентинских солдат. 30 числа "Харриеры" осуществили 10 вылетов в поддержку наземных частей; один из самолетов был оснащен бомбами с лазерным наведением. Однако их применение было неэффективным из-за нехватки операторов-наводчиков на необходимых позициях. В результате наземного огня был потерян один из трех британских самолетов, однако вертолеты сразу же подобрали упавшего в море пилота. Благодаря тому, что на вооружении "Вулкана" находились американские ракеты ПРЛС "Шрайк", которые временно вывели радары из строя, британцам удалось нанести удар по аэродрому Порт Стэнли во время третьего рейда "Черный олень". Одновременно аргентинские "Канберры" бомбили позиции британских войск в Сан Карлосе.
  
  1 июня началось с серии ударов по аэродрому Стэнли, однако пара "Харриеров" потерпела неудачу в перехвате МВ339, которые, по данным британцев, находились в районе боевых действий. Как бы то ни было, двум "Харриерам" (801-ая эскадрилья) удалось сбить аргентинский "Геркулес".
   В ночь на 3 июня был осуществлен второй противорадиолокационный вылет, прошедший безуспешно, т.к. работа радара была прекращена аргентинцами. Из-за повреждения системы заправки в воздухе, самолет "Вулкан" был вынужден приземлиться на территории Бразилии, где он был секвестирован до 11 июля. Имевшаяся на его вооружении ракета была конфискована.
  
  До 5 июня продолжалась плохая погода.
  
  5 июня были осуществлены очередные разведывательные вылеты "Харриеров", в задачу которых входило обнаружение находившихся на земле ПКР "Экзосет". В тот же самый день в строй вступил импровизированный полевой аэродром. Попадание воздушной ракеты близ этой цели сыграло злую шутку с приземлявшимся "Харриером", который был поврежден при посадке.
  
  8 июня британским "Си Харриерам" выпала превосходная возможность потренироваться в меткости стрельбы по воздушным аргентинским целям - как результат - три сбитых ими "Скайхока". Однако четырем оставшимся самолетам противника удалось прорваться сквозь воздушную оборону британцев и нанести бомбовый удар по десантным кораблям "Сэр Галахад" и "Сэр Тристрам" (53 человека погибло). В течение дня прибыло пополнение в виде двух самолетов "Харриер", преодолевших расстояние в 3500 миль.
  12 июня аргентинский "Геркулес" нанес удар по очередному британскому танкеру - однако бомбы не взорвались. За последующие несколько дней британцы осуществили еще ряд вылетов, в т.ч. и последний рейд "Черный олень" (ночь на 13 июня), в котором использовались пресловутые 1000фунтовые бомбы.
  
  13 июня состоялся первый успешный вылет, в котором использовались бомбы с лазерным наведением, применяемые против 155мм орудий противника, разбитого у Моунт Тамблвид. Полеты, запланированные на следующий день, были отменены в связи с началом переговоров.
  
  14 июня 1982 года Аргентинская сторона капитулировала. За восемь недель конфликта 28 "Си Харриеров" осуществили 1435 боевых вылета и сбили 20 ЛА противника (и возможно еще три); общее количество вылетов самолетов "Харриер" составило 126, а "Вулкан" - всего 5. Поддержку им оказывали танкеры "Виктор" (375 вылетов), "Нимроды" (111), "Геркулесы" (свыше 600 вылетов) и воздушные танкеры VC-10, не считая бесчисленных миссий британских вертолетов.
  
  Участие вертолетов в Фольклендском конфликте.
  
  Ответом британской стороны на вторжение аргентинских сил (2 апреля 1982 года) стала прибытие британской ОГ, состоящей из авианосцев "Гермес" и "Инвинсибл", оснащённых истребителями "Харриер V/STOL" и вертолетами "Уэстлэнд Си Кинг". На некоторых из кораблей сопровождения находились вертолеты "Уэстлэнд Линкс" HAS Mk I, "Уэстлэнд Скаутс", а также "Уосп". ОГ транспортировала также и значительное количество подразделений моряков и прочих соединений британской армии. Простота эксплуатации вертолетов способствовала в немалой степени победе британцев над аргентинцами. В ОГ также входили два штурмовых корабля "Фирлесс" и "Интрепид", несколько реквизированных торговых судов, предназначенных для перевозки военных транспортных средств, а также "Атлантик Конвейор", используемый в качестве авианосца. Использовались даже такие суда, как пассажирские лайнеры "Королева Елизавета II", "Канберра" и "Уганда", к которым присоединяли платформы для транспортировки вертолетов.
  
  Транспортировались также многоцелевые транспортные вертолеты "Boeing Vertol Chinook" и "Westland-Aerospatiale Puma".
   В результате крайне неудачного стечения обстоятельств были потеряны два вертолета класса "Уэстлэнд Уессекс", перевозивших с территории Южной Георгии разведотряд SAS . Один из пилотов был удостоен "Ордена за выдающиеся заслуги" за успешный вывоз с территории Южной Георгии семнадцати солдат и военно-морских летчиков (экипажа двух упомянутых вертолетов) в условиях невероятной перегрузки. Позднее, для обеспечения контроля над главным населенным пунктом Южной Георгии - Грютвикеном - на его территорию были доставлены на вертолетах подразделения SAS и SBS , в результате в плену оказались почти две сотни аргентинских солдат.
  
   Вертолеты, участвовавшие в Фольклендской кампании, были оперативнейшим транспортным средством для британцев. И хотя несколько вертолетов было потеряно в результате катастроф, необходимо отметить, что потерь этих ЛА от огня противника значительно меньше. Огромная заслуга в этом принадлежит смелости и мастерству пилотов, проявленных во время боев с аргентинскими "Кфирами", "Миражами" им "Скайхоками". В схватках с британскими "Си Харриерами" аргентинская сторона, в свою очередь, потеряла две "Пумы" и многоцелевой вертолет UH-1 Iroquois. Участие вертолетов дало возможность 600 десантникам занять позиции, удерживаемые почти двумя тысячами аргентинских солдат, что полностью противоречило классической военной доктрине, гласящей, что атакующие войска должны в 3-4 раза превышать обороняющегося противника. При помощи вертолетов также были эвакуированы раненые с повреждённых кораблей "Сэр Тристрам" и "Сэр Галахад".
  
   Переоборудование британских невоенных судов под авианосцы и последовавшие за этим потери кораблей ОГ, убедила военно-морское министерство в необходимости использования самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДЛРО) для раннего обнаружения воздушных целей. Эту роль после войны стали исполнять специально переоборудованные ASW Си Кинги.
  
  Примечания
  
  SAS (Special Air Services) - Воздушные войска особого назначения
  SBS (Special Boat Services) - Морские войска особого назначения
  

Оценка: 5.57*28  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2015