ВВС Британского флота и британские авианосцы во время Корейской войны 1951-1953г.г. были организованы в так называемую "Легкую Бригаду" ("The Light Brigade"). В нее в разное время входили 5 легких авианосцев типа "Глори": "Трайэмф" (HMS "Triumph" (R16)), "Тезей" (HMS "Theseus" (R64)), "Глори" (HMS "Glory" (R62)), "Оушн" (HMS "Ocean" (R68)) и "Юникорн" (HMS "Unicorn" (R72)). Кроме того, в составе бригады действовал австралийский легкий авианосец типа "Геркулес" - "Сидней" (HMAS "Sydney" (R17)). На авианосцах базировались эскадрильи FAA (Fleet Air Arm).
Как такового единого командования американскими и британскими авианосцами не было. Как правило, обязанности между ними разделялись следующим образом: американский флот и авианосцы контролировали Восточное побережье Корейского полуострова, а британские авианосцы и 5-я воздушная армия США -- Западное.
1. Легкий авианосец "Трайэмф"
Сообщение о начале боевых действий в Корее застало британский авианосец "Трайэмф" по пути в Японию, на борту его базировалась 13-я авианосная группа (13-я Carrier Air Group). В состав группы входили 800-я эскадрилья Королевских ВМС в составе двенадцати палубных истребителей "Сифайр" Mk.47. под командованием капитан-лейтенанта Маклахлана (Lieutenant Commander (P) I.M. MacLachlan), и 827-я эскадрилья под командованием капитан-лейтенанта Лайонса (Lieutenant-Commander (P) B.C. Lyons), на вооружении которой стояли 12 стареньких "Файрфлайев" Mk.1.
Легкий авианосец "Трайэмф" (HMS "Triumph")
Выгрузив неисправные самолеты (четыре "Сифайера" и два "Файрфлайя") на австралийской военно-морской базе в Куре (Kure) "Трайэмф" в первых числах октября прибыл к западному побережью Корейского полуострова, образовав со своим сопровождением оперативную группу TG 775 (в рамках американской TF77).
Первый боевой вылет состоялся 3 июля 1950 г.. 16 "Корсаров" F4U, 12 "Скайрейдеров" AD-4, под прикрытием 8 "Пантер" F9F-2 с USS "Велли Фордж" (Valley Forge (CV-45)) атаковали Пхеньянский аэроузел северян, уничтожив от 15 до 20 самолетов на земле и 2 в воздухе. 12 "Сифайров" и 9 "Файрфлаев" с "Трайэмфа", в совместном вылете с американскими самолетами, атаковали северокорейский аэродром Хэджу (Haeju, К-19). Зенитное противодействие было незначительным, однако несколько британских самолетов получили повреждения. На следующий день самолеты авианосца интенсивно штурмовали транспортные пути и сухопутные войска северян. Еще один британский и два американских самолета были повреждены огнем с земли. Однако уже 6-го июля "Трайэмф" вышел из зоны боевых действий для профилактических работ и техобслуживания своих самолетов.
Контр-адмирал Эндрюс, командующий британскими морскими силами в Корее, запросил для координации с RAF перебазировать в Японию несколько летающих лодок "Сандерленд". Самолеты, выделенные ВВС, базировались вместе с летающими лодками ВМФ США на АБ Ивакуни.
С 18-го по 21-е июля "Трайэмф" осуществлял прикрытие высадки 1-ой кавалерийской дивизии в Поханге.
22-го июля авианосец в Сасебо списал 4 поврежденных "Сифайеров". 25 июля выполнив 25 вылетов на поддержку Пусанского плацдарма, авианосец отправился на противолодочное патрулирование Восточного побережья.
28-го июля радиолокатор "Трайэмфа" обнаружил большую воздушную цель, направляющуюся в сторону эскадры. Звено патрульных "Сифайеров" послали на перехват. На поверку цель оказалась группой американских В-29, возвращавшихся с задания. Лейтенант Уайт (White) на своем "Сифайере" No 3 оказался слишком близко к американцу, был принят за северокорейский Як-9 и немедленно сбит. Машина загорелась, летчик чудом спасся на парашюте и был вскоре подобран американским эсминцем. Это инцидент остался единственным случаем, когда "Сифайр" Mk.47 был сбит в воздушном бою.
Первого августа авианосец вновь вернулся в Сасебо. Здесь были списаны еще три "Сифайра", в результате численность самолетов в 800-ой эскадрилье сократилась до 13. Большое количество списанных "Сифайров" было связано с тем, что в случае посадки не строго по центру палубы, посадочный крюк начинал мотаться и дергать самолет из стороны в сторону, по образному выражению Э. Брауна, "как фокстерьер мотает пойманную крысу". А поскольку прочность конструкции "Сифайра" была относительно невысока, хвостовая балка у самого стыковочного шпангоута гнулась. В мирное время такие самолеты до полетов не допускались, но на войне они использовались наравне с исправными, вплоть до возникновения "неприемлемых" повреждений.
Начиная с 11 августа "Трайэмф" присоединился к морской блокаде Западного побережья Северной Кореи с целью пресечения возможной переброски неприятельских войск по морю. "Сифайры" Мк.47 занимались поиском и уничтожением надводных целей, в основном, мотоджонок, атаковали ракетами и бомбами прибрежные сооружения, вели широкомасштабную фоторазведку, а также продолжали осуществлять прикрытие английской эскадры от возможных посягательств северокорейской авиации.
После короткого визита в Сасебо (16-17 августа) "Трайэмф" 18 августа вновь вернулся к Западному побережью в район Инчхон-Кунсан. В это время "Файрфлайи" выполняли противолодочное патрулирование.
19-го августа лейтенант Хенли, ведя тройку "Сифайров" на свободную охоту, обнаружил и уничтожил две большие тяжелогруженые мотоджонки противника.
К 20-му августа число боеготовых "Сифайров" сократилось до 9. Два самолета были списаны из-за недопустимых деформаций корпуса, и еще один был разбит в результате жесткой посадки на палубу. Авиатранспорт "Юникор" смог предоставить на пополнение 7 машин, восстановив состав 800-ой эскадрильи до 16 единиц.
23-го августа в бухте Сасебо встали на якорь сразу три авианосца: "Трайэмф", "Вэлли Фордж" и "ФилипинСи" (Philippine Sea (CV-47)).
Воспользовавшись отсутствием авианосцев, Северокорейские ВВС провели атаку двумя Ил-10 против британского эсминца "Комус" (HMS "Comus"). Корабль был тяжело поврежден, один член команды погиб. Для эскортирования поврежденного корабля в Куре был выделен эсминец "Консорт" (HMS "Consort") и американский авианосец "Сисили" ("Sicily" CVE-118).
26-го августа "Трайэмф" вернулся к Западному побережью.
29-го августа при посадке одного из "Файрфлайев" оторвался тормозной крюк, самолет врезался в барьер безопасности, и отлетевшая лопасть пропеллера смертельно ранила находившегося на мостике командира 800-ой эскадрильи Капитан-лейтенанта Маклахлана. Офицер стал единственной потерей авианосца в Корейских водах.
30-го августа в Сасебо "Трайэмф" после списания шести "Сифайров" и получения с "Юникора" последних 14 самолетов (шесть "Сифайров" и восемь "Файрфлайев") вновь довел численность 800-ой эскадрильи до 16.
Выйдя из Сасебо к Западному побережью 3-го сентября, авианосец уже 4-го потерял очередной "Сифайр", получивший критические повреждения от оторвавшегося подвесного бака.
6-го сентября "Трайэмф" совместно с американским авианосцем "Батаан" ("Bataan" (CVL-29)) отправляется к Восточному побережью, подменить другие американские авианосцы, и дать им возможность отбункироваться в Японии.
8-го числа оба авианосца были у Вонсана и в тот же день 6 "Файрфлайев" под прикрытием 6 "Сифайров" нанесли удар по ж.д. тоннелю и поезду в районе Шикуоджи (Shikuogi). Однако в конце дня пришлось списать 3 "Сифайра", сократив численность боеготовых самолетов 800-ой эскадрильи до 10.
9-го сентября 4 "Сифайра" атаковали ракетами и пушками аэродром в районе Корио (Koryo). Однако к концу дня 800-я эскадрилья получила еще один сокрушительный удар, когда пришлось списать еще три самолета (из-за деформаций корпуса). В результате уже 10-го сентября авианосцу пришлось вернуться в Сасебо.
12-го сентября "Трайэмф" в очередной раз направляется к Западному побережью, для участия в прикрытии высадки войск в Инчхоне. На следующий день к нему присоединился "Батаан".
13-го сентября обе эскадрильи авианосца осуществляли корректировку огня корабельной артиллерии, один "Сифайр" был потерян в результате аварийной посадки на палубу.
Следующие несколько дней остатки 13-ой СAG выполняли вылеты на поддержку наземных войск и корректировку огня корабельной артиллерии.
Утром 17-го сентября Северокорейские Ил-10 атаковали американский крейсер "Рочестер". Один член экипажа погиб, двое ранены, ответным огнем один штурмовик был сбит.
Последний боевой вылет самолетов 13-ой CAG состоялся 20 сентября. Боеготовность группы была неудовлетворительной, как по количеству самолетов, так и по их техническому состоянию. В тот же день "Трайэмф" ушел в Сасебо, где на два дня встал в сухой док. 25-го сентября он отправился в Гонконг.
Таким образом, в боевых вылетах было потеряно всего 2 "Сифайра", еще 21 самолет был списан из-за поломок. За одиннадцать недель боевой эксплуатации 13-я CAG, не понеся ни одной потери в реальном бою, фактически перестала существовать.
2. Легкий авианосец "Тезей"
На смену "Трайэмфу" Британское адмиралтейство направило в Корею авианосец того же класса "Тезей" (HMS "Theseus"). 2 октября авианосец вышел из Гонконга, а 17-я авианосная группа (17-я CAG) с 24 сентября ожидала его на базе Кай Так (Kai Tak). В состав группы входили 807-я эскадрилья (21 "Си Фьюри" FВ.11.) под командованием капитан-лейтенанта Гордона-Смита (Lieutenant Commander (P) M.P. Gordon-Smith) и 810-я эскадрилья (12 "Файрфлайев" FR.5.) под командованием капитан-лейтенанта Паттисона (Lieutenant Commander (F) K.S. Pattison). Парк резервных самолетов с техническими службами базировались в Японии на АБ Ивакуни.
26-го сентября погиб один из летчиков группы лейтенант А. Гриин (A.T. Green).
Легкий авианосец "Тезей" (HMS "Theseus")
Приняв авиагруппу на борт 3-го числа, 4-го октября "Тезей" прибыл в Сасебо.
Боевые действия оперативной группы TE 95.11 начались 9 октября 1950г. у Западного побережья Корейского полуострова. Утром "Файрфлайи", а вечером "Си Фьюри" атаковали Чиннампо (Chinnampo). Был потерян первый "Си Фьюри" - огнем зенитных средств сбит самолет лейтенанта С. Леонарда. Летчика спас американский вертолет.
13 и 14 октября бомбы и ракеты обрушились на портовые сооружения в порту Нампхо. Кроме того, 14 октября "Си Фьюри" атаковали два катера-постановщика мин у острова Чодо и серьезно повредили их. Боевые вылеты были совершены также 16 и 17 октября.
С 21 по 27 октября авианосец находится в Сасебо. 27-го он принял на борт вертолет с американского крейсера "Ворчестер" (USS Worcester) для противоминной разведки и вышел во второй патрульный поход к Западному побережью. Чтобы освободить полетную палубу для запуска самолетов без катапульт 6 "Файрфлайев" были оставлены на берегу.
С 8 ноября по 1 декабря 1950г. корабль уходил на ремонт катапульт в Гонконг.
С 5-го по 14-е декабря в составе оперативной группы (Содружества Британских Наций) TG 95.1 самолеты "Тезея" прикрывали эвакуацию наземных войск из Чиннампо. В это время действия морской авиации по поддержке войск ООН имели критическое значение, так как сухопутная авиация, отступая вместе с войсками, находилась в процессе перебазирования.
14-го декабря пилоты авианосца впервые сообщают о встрече с Миг-15, атаковавшем вертолет и десантную баржу. Подвернувшийся под руку "Си Фьюри" лейтенанта Д. Келли был подбит и совершил вынужденную посадку на воду.
После короткого пополнения боезапаса и топлива в Сасебо, с 19 по 26 декабря "Тезей" осуществлял штурмовые удары по наступающим китайским войскам в районе Пхеньяна.
28-го декабря авианосец вернулся в Сасебо. 30-го декабря в Куре "Тезей" осуществил обмен с авиатранспортом "Юникорн", два "Си Фьюри" и два "Файрфлайя" на три "Си Фьюри" и один "Файрфлай".
С 7 по 16 января 1951г. авиация корабля выполняла в основном разведочные вылеты вдоль побережья и штурмовые удары в поддержку наземных войск. 16 января к "Тезею" присоединился "Батаан". Теперь авианосцы могли осуществлять свою деятельность в 18-ти дневном режиме: 8-9 полетных дней, один день на подготовку в море, по одному дню на переход из базы и в базу, 6-7 дней на отдых и погрузку в базе.
Два " Файрфлайя Mk.5." из 810-ой эскадрильи FAA, над "Тезеем".
Картина Ивана Берримана (Ivan Berryman)
Плохие погодных условий в первой половине январе 1951г. сделали невозможным использование катапульты авианосцев, но "Си Фьюри" могли взлетать и без катапульты, хотя для этого с них приходилось снимать подвесные баки и оставлять только пушечное вооружение, что снижало боевые возможности. "Си Фьюри" были приспособлены для постановки мин вблизи портов, удерживавшихся северокорейскими войсками.
Шестой выход на боевое дежурство "Тезей" начал 25-го января сменив у Западного побережья полуострова авианосец "Батаан". Перед выходом из Сасебо он получил с "Юникорна" новый спасательный вертолет. Вновь корабль осуществлял огневую поддержку левого фланга войск ООН, эвакуировал сбитых пилотов и поддерживал береговую блокаду. Основная часть боевых вылетов относилась к поддержке наземных войск, и разведке.
В этом походе авиагруппа "Тезея" получила настоящую "трепку". В воздухе было потеряно пять самолетов, причем три из них в течение трех дней. Среди сбитых оказался и командир авиагруппы.
26-го января "Си Фьюри" (VR940) лейтенанта А. Бэвена (A.C. Beavan) по неизвестной причине вошел в штопор и упал в море в 10 милях к востоку от эскадры, летчик погиб.
27 января огнем с земли сбит "Си Фьюри" командира 17-ой авиагруппы капитан-лейтенанта М. П. Гордона-Смита, который до 12 января был командиром 807-й эскадрильи. Группа вылетала на штурмовку наземных войск, самолет был сбит огнем 25-ти мм зенитной установки и приводнился возле эсминца "Нутка", "командира дивизии" невредимым выловили из воды.
28 января -- "Файрфлай" лейтенанта Питера Кейгли-Пича (Lieutenant P.L. Keighley-Peach) был сбит зенитным огнем и совершил вынужденную посадку в узкой долине возле Тонгдучон-ни (Tongduchon-ni). Летчик был успешно эвакуирован американским вертолетом.
После двух дней плохой погоды 2-го февраля летчики 807-й эскадрильи вновь "отличились" прервав серию из 1 463 безаварийных посадок на палубу авианосца. Один из "Си Фьюри" после жесткой посадки получил значительные повреждения и был списан.
В последний день дежурства - 3 февраля 17-я авиагруппа установила рекорд интенсивности полетов -- 66 боевых вылетов. Штурмовым ударам подвергались позиции северян к северо-западу от Сувона и артиллерийские позиции у Аньянг-ни (Anyang-ni). Подбитый самолет лейтенанта Дж. Пинсента вынужден был приводнился. Вновь на помощь летчику пришли американские вертолетчики. В этот же день "Тезей" был сменен "Батааном" и убыл в Сасебо.
Седьмой поход авианосца "Тезей" к берегам Кореи начался 13-го февраля. В этот день авиация 5-ой ВА была блокирована погодой на своих аэродромах, а "Файрфлайи" с "Тезея" наносили удары по позициям северян к северо-западу от Сувона. "Си Фьюри" вели разведку в районе Сеул-Пхеньян. При посадке одного из "Файрфлаев" произошел самопроизвольный залп авиапушек, в результате погиб техник Дж. Вигли (J.F. Wigley).
Практически все дни дежурства авианосца с 15-го по 23-е февраля плохая погода перемежалась с редкими "окнами". Летчики "Тезея" по мере сил поддерживали войска Х-го корпуса у Вонджу. 23-го "Батаан" сменил "Тезея" на позиции и он убыл в Сасебо.
Выйдя в восьмой поход 4-го марта "Тезей" направил основные усилия "Си Фьюри" на корректировку огня корабельной артиллерии и наблюдение за аэродромами северян, в то время как "Файрфлайи" осуществляли разведку и бомбовые удары по мостам в районе от Чиннампо до Кухса-Сунг (Kuhsa-Sung).
12-го марта "Файрфлайи" атаковали мосты в районе юго-восточнее Саривона. Один "Файрфлай" (экипаж в составе лейтенантов Джэймса и Джонсона), поврежденный зенитным огнем, вынужден был сесть на Сувон.
13-го марта во время разведочного вылета на Чиннампо в районе Чанъянг (Chanyong) разбился "Файрфлай" лейтенанта Джефри Кулеса (G.H. Cooles) и флайлейтенанта Гайя (D.W. Guy - прикомандирован из RAF). Оба офицера погибли, причина аварии неизвестна.
Девятый выход "Тезея" на патрулирование у Западного побережья начался 22-го марта. Утром 24-го числа "Си Фьюри" атаковали автоколонну северян. Самолет командира 17-ой авиагруппы капитан-лейтенанта М. П. Гордона-Смита вновь получил повреждения от зенитного огня и был вынужден приземлиться на Сувоне. Продолжая штурмовые удары во второй половине дня, два "Си Фьюри" получили повреждения от огня 40-мм ЗСУ, но смогли успешно вернуться на авианосец. Еще два летчика приземлились на Сувон. Один израсходовал топливо, другой был "ослеплен ярким солнцем".
Плохие погодные условия с 25 по 28-е марта ограничили число боевых вылетов. 29-го "Си Фьюри" атаковали северокорейские джонки и автоколонны у Намчуджон (Namchujon). Самолет капитан-лейтенанта Джефри Коя (Lieutenant Commander G. R. Coy) был сбит зенитным огнем, летчик спасен.
1-го апреля "Файрфлайи" вновь атаковали северокорейские автоколонны у Намчуджон и аэродромные сооружения Хэджу (Haeju К-19). "Файрфлай" лейтенанта Нунна (Lieutenant Nunn) после противолодочного патрулирования был вынужден сесть на Сувон из-за технических неполадок. В конце дня авианосец ушел в Сасебо. Здесь он обменял поврежденные самолеты на новые с авиатранспорта "Юникорн", а также получил новый вертолет.
В десятый патрульный поход "Тезей" отправился 8-го апреля вместе с авианосцем "Батаан" к Восточному побережью с тем, чтобы дать возможность дежурившим там тяжелым американским авианосцам появиться у Тайваня и пресечь возможные попытки китайцев высадиться на остров.
Имея одну катапульту против двух на "Батаане" англичане (при равном количестве самолетов) все же умудрялись делать большее количество вылетов, что свидетельствует о лучшей, чем у летчиков морской пехоты США выучке. Практически ежедневно летчики вылетали на штурмовку наземных объектов в районе Вонсана, противолодочное патрулирование и разведку.
9-го апреля "Файрфлайи" атаковали транспортные коммуникации и портовые сооружения в Вонсане. Мощный взрыв, возможно, был связан с пожаром на складе морских мин.
День 10-го апреля выдался для летчиков очень тяжелым. Сначала два "Си Фьюри" по ошибке были атакованы двумя "Корсарами", при этом один "Си Фьюри" (VX691) получил значительные повреждения. Пилоты "Корсаров" после посадки доложили об одном сбитом Ла-9. Бросившийся на помощь товарищам Г. Джонсон (H. Johnson) напоролся на очередь 37 мм ЗСУ. Его "Си Фьюри" разбился в районе Ковон (Kowon). Летчик попал в плен. Вылетевший на поиск Джонсона лейтенант Гарри Джулиан (Lieutenant (E) H. G. Julian), также был подбит зенитным огнем и совершил вынужденную посадку в районе Кангнунг (Kangnung), его "Си Фьюри" скапотировал, летчик не пострадал.
12-го апреля "Файрфлайи" атаковали ж.д. мосты в районе Хунгнам (Hungnam). Самолет Френсисa Бэйли (F.D. Bailey) был подбит зенитным огнем и приводнился в 40 км. от эскадры. Экипаж провел на спасательном плотике всего 40 минут, после чего был эвакуирован вертолетом.
13-го апреля во время разведочного полета в районе Хамхунг (Hamhung) "Си Фьюри" лейтенанта Хемфри (Lieutenant Humphrу) был сбит зенитным огнем и вынужденно приземлился вблизи Вонсана. Эвакуацию летчика вертолетом прикрывали несколько "Си Фьюри". Пилот получил серьезные ранения и был комиссован.
14-го апреля авиация "Тезея" вновь атаковала наземные объекты в районе Чиннампо. В результате интенсивного зенитного огня был сбит "Си Фьюри" лейтенанта Боумана (Lieutenant Bowman). Летчик эвакуирован вертолетом.
Всего за четыре дня боевого дежурства у Восточного побережья "Тезей" потерял 6 самолетов (пять "Си Фьюри" и один "Файрфлай") и двух летчиков, еще несколько самолетов были повреждены.
15-го апреля "Батаан" убыл в Сасебо, а "Тезей" направился к Западному побережью.
Уже 17-го апреля авиация "Тезея" атаковала летное поле у Саривона. Самолет лейтенанта Гамильтона (Lieutenant Hamilton) приводнился в 60-ти милях от авианосца. Летчик был спасен после 55 минут пребывания на спасательном плотике.
19-го апреля погода испортилась и "Тезей" в составе оперативной группы TE 95.11 ушел в Сасебо.
Всего за время участия корабля в войне его самолеты совершили 3 446 боевых вылетов за 86 летных дней. В боевых вылетах потеряно более 25 самолетов, еще несколько списано по небоевым причинам, около десятка самолетов, получивших повреждения, были отправлены на ремонт. Таким образом, парк авиагруппы пришлось обновить за время боев более чем на сто процентов. Погибшими, плененными и выбывшими по ранению, потеряно 6 летчиков, или 20% от списочного состава авиагруппы.
3. Легкий авианосец "Глори" (первый поход)
23 апреля 1951г. в Сасебо на смену "Тезею" прибыл авианосец "Глори" (HMS "Glory"). На его борту находились самолеты 14-й авиагруппы (14-я CAG). В ее состав входили: 21 "Си Фьюри" FВ.11 804-ой эскадрильи под командованием капитан-лейтенанта Бэйли (Lieutenant Commander (P) J.S. Bailey) и 12 Файрфлайев" FR.5. 812-ой эскадрильи под командованием капитан-лейтенанта Свантона (Lieutenant Commander (P) F.A. Swanton), а также спасательные вертолеты.
"Си Фьюри" стартует с палубы "Глории"
Легкий авианосец "Глори" (HMS "Glory")
27 апреля "Глори" в составе оперативной группы CTF 95.11 приняла дежурство от американского авианосца "Батаан".
28 апреля авиагруппа выполнила 15 боевых вылетов, при этом бесследно исчез "Си Фьюри" (VW65) лейтенанта Э. Стефенсона (Lieutenant E.P.L. Stephenson). Некоторые британские источники относят его гибель на время до начала боевых действий - 26-го апреля.
2-го мая совершил вынужденную посадку на территории противника "Си Фьюри" лейтенанта П. Барлоу, пилота спасли вертолетчики. В этот же день вернулся "Батаан" и оба авианосца в течение нескольких дней осуществляли авиационную поддержку наземных войск. Китайское контрнаступление к этому времени выдохлось, и острая нужда в интенсивной воздушной поддержке отпала. 6-го мая "Глори" ушел в Сасебо, откуда вернулся 11-го мая снова заменив "Батаан".
С 11-го числа авианосец участвовал в отвлекающих действиях, имитировавших десантную активность у острова Чодо. Редкие из-за плохой погоды вылеты выполнялись на штурмовку наземных объектов и на корректировку корабельного огня. Всего самолеты авиагруппы с 13 по 15 мая нанесли 155 ударов по наземным целям. 18-го мая корабль вернулся в Сасебо для дозаправки и ремонта поврежденного форштевня.
Третий выход "Глории" в море на смену "Батаана" начался 3-го июня. С 4-го числа "Си Фьюри" выполняют боевые вылеты против джонок в районе Ханчон (Hanchon) и Кумсан-ни (Kumsan-ni). Летчик 3-го класса С. Форд (S.W.E. Ford) вынужден был садиться на воду после того, как его "Си Фьюри" был поврежден огнем с земли. Пилот не успел выбраться из тонущего самолета.
В это время командование авиагруппы отмечает, что большое количество самолетов, возвращается с повреждениями от огня с земли. Это вынудило издать приказ летчикам заканчивать атаки на большей высоте.
Следующим потерянным самолетом оказался "Файрфлай" сбитый 7-го июня. Оба члена экипажа были эвакуированы вертолетом (наземного базирования). 10-го июня авианосец возвращается в Сасебо.
В связи с тем, что в этот раз "Батаан" был сменен американским авианосцем "Сисили", у "Глории" возникла возможность дойти до Куре и поменять один из поврежденных самолетов на последний из резерва, имевшегося на "Юникорне".
Четвертый выход на боевое дежурство начался 21-го июня. В этот раз была осуществлена "рокировка", "Глори" отправился к Восточному побережью, а 77-я авианосная оперативная группа американцев -- к Западному.
26 и 28 числа самолеты британского авианосца наносили удары в акватории заливов Морекамбо и Кардиган (Morecambe Bay, Cardigan Bay). "Си Фьюри" лейтенанта Ховарда (Lieutenant Howard) в результате неисправности катапульты упал прямо по ходу корабля, летчик спасен эсминцем. Еще один самолет ("Файрфлай") был потерян в ходе боевого вылета 28-го, экипаж в составе лейтенанта Дж. Шарпа (Lieutenant J.H. Sharp) и Г. Уэллса (Aircrewman G.B. Wells) погиб. 29-го корабль ушел в Сасебо, где переждал тайфун "Кэйт".
В пятом выходе на боевое патрулирование авиагруппа потеряла 4 самолета и трех летчиков.
10-го июля 1951г. "Глори" вышел к Западному побережью. Кроме новых самолетов пополнение получили и пилоты. 14-го июля летчики столкнулись с новым интенсивным зенитным противодействием над северокорейским аэродромом Янданг Донг (Yondang Dong).
16-го июля "Файрфлай", выполнявший штурмовку вражеских позиций к северу от Саривона, был сбит зенитным огнем. Оба члена экипажа, лейтенант Р. Уильямс (Lieutenant R. Williams) и сублейтенант Л. Шэпли (Sub-Lieutenant L.R. Shepley) погибли.
17-го июля во время нанесения штурмового удара по наземным войскам в районе Чиннампо, сбит "Си Фьюри" лейтенанта Харта (Lieutenant Hart), летчика подобрал из моря южнокорейский фрегат.
18-го июля авиагруппа потеряла два самолета и одного летчика. Утром зенитным огнем был сбит "Си Фьюри" лейтенанта Дэвиса (Lieutenant Davis), летчик спасен, а в следующем налете еще один сбитый зенитным огнем "Си Фьюри" врезался в землю, летчик Т. Спарки (T. Sparke) погиб. На следующий день авианосец продвинулся на 70 миль к северу, осуществляя прикрытие поисковой партии, пытавшейся поднять со дна сбитый Миг. По завершению этого задания 22-го июля корабль прибыл в Куре.
Однако уже 24-го июля был получен приказ возвращаться к Западному побережью и усилить находившийся здесь американский авианосец "Сисили". В результате выхода по тревоге 6 самолетов и летчиков остались в Куре.
25 июня четверка "Си Фьюри" вновь была ошибочно атакована группой американских самолетов F-80, но обошлось без повреждений.
Во второй половине дня 27-го июля самолеты авианосца выполняли боевые вылеты на штурмовку и разведку. 28-го числа из-за аварии на палубе "Сисили" один из "Корсаров" морских пехотинцев был вынужден сесть на палубу "Глории". Эсминцы сопровождения атаковали подводную цель, на поверхности моря отмечено появление масляного пятна.
29-го июля "Си Фьюри" выполняли разведочные вылеты в район Ёнан (Yonan). С 30-го июля по 4-е августа летные дни перемежались плохой погодой. 5-го августа корабль прибыл в Сасебо.
В Сасебо на авианосец поступили новые самолеты, доставленные транспортом "Уорриор" ("Warrior") из Великобритании. Затем в Ивакуни корабль принял отремонтированные самолеты и после короткой остановки в Куре, 13-го августа вышел на седьмое боевое дежурство к Западному побережью.
Уже 15-го августа "Файрфлайи" авианосца наносили бомбовые удары по позициям противника в районе Ханчон, Чиннампо. Два самолета были повреждены зенитным огнем и совершили вынужденные посадки на Кимпхо и островной аэродром Пэннёндо (Paengyong-do, K-53).
16-го августа авиагруппа потеряла еще два "Си Фьюри". Самолет лейтенанта Макнаутана (Lieutenant MacNaughton) был сбит зенитным огнем и сел на отмели острова Чодо, а лейтенант Ньютон (Newton) разбил свою машину на вынужденной в Кимпхо.
Тайфун "Мардж" (Marge) вынудил авианосец уйти сначала (19-го) на Окинаву, а затем (25-го) в Куре. При осмотре самолетов, перенесших тайфун на открытой палубе, были отмечены отложения соли и отслоение краски.
31-го августа "Глори" вышел в восьмое боевое патрулирование к Западному побережью с целью сменить на этом посту "Сисили".
Авиация начала регулярные полеты 2-го сентября. "Си Фьюри" суб-лейтенанта Ховарда (Sub-Lieutenant Howard) был сбит зенитным огнем и при посадке на берег острова Пэннёндо скапотировал в мягком песке. "Счастливчику" Ховарду (который уже "плавал" разок в июне) пришлось буквально выкапываться из перевернувшегося самолета. Еще один "Си Фьюри" совершил успешную вынужденную посадку на местный аэродром (K-53).
5-го сентября двумя аварийными запусками отмечена поломка катапульты авианосца. Два самолета были вынуждены сесть на Кимпхо. 9-го сентября после окончания ремонта катапульт авиагруппа выполнила 84 самолетовылета, побив рекорд "Тезея" в 66 вылетов, некоторые летчики выполнили по три задания. Один "Файрфлай" аварийно приземлился на заболоченном участке, экипаж был эвакуирован вертолетом. 10-го сентября корабль убыл в Куре.
18-го сентября "Глори" отправился в девятый боевой поход (Восточное побережье). Обе эскадрильи осуществляли удары по району Вонсана. На следующий день поломка катапульты вынудила корабль вернуться в Сасебо, где он передал несколько "Файрфлайев" авиатранспорту "Юникорн" для последующего их перебазирования на австралийский авианосец "Сидней".
Вечером 20-го "Глори" вышел к Западному побережью с 7-ю "Файрфлайями" на борту.
21-го и 22-го авианосец выпускал самолеты без катапульты, с реактивными пороховые ускорители RATOG. Ускорители пользовались у летчиков дурной славой, из-за ненадежности. Сбросить их аварийно пилот не мог, и в случае, когда один из них не срабатывал, ему приходилось, преодолевая большой курсовой момент, набирать высоту с полностью отклоненным рулем направления до полной выработки топлива ускорителя.
Видимо это и произошло 22-го сентября, когда "Файрфлай" пилотируемый Дж. Хаком (J.P. Hack) рухнул в море при неудачном взлете. Летчика спас вертолет, а наблюдатель суб-лейтенант Р. Давэй (Sub-Lieutenant R.G.A. Davey) не успел выбраться из тонущего самолета и погиб.
23-го сентября "Си Фьюри" 804-ой эскадрильи выполнили 1000-ю безаварийную посадку на палубу.
24-го сентября "Си Фьюри" капитан-лейтенанта С. Халла (Lieutenant Commander S.J. Hall) приводнился к югу от острова Чодо. Летчик был эвакуирован вертолетом с авианосца.
Выполнив последние вылеты 25-го сентября, авианосец убыл 26-го в Куре. Здесь он передал оставшиеся "Файрфлайи" "Сиднею".
В первом походе к берегам Кореи "Глори" осуществил девять боевых дежурств. Авиация 14-ой CAG выполнила 2 875 самолетовылетов за 59 летных дней в течение 70 дней нахождения в море. Всего было потеряно более 40 самолетов, в том числе: в боевых вылетах -- более 20; при аварийных посадках на палубу - 9; списано из-за различных повреждений -- более 10. Погибло 8 летчиков.
4. Легкий австралийский авианосец "Сидней"
Выполняя обязательства по резолюции ООН Австралия отправила осенью 1951г. к берегам Кореи легкий авианосец "Сидней" (HMAS "Sydney"). Он должен был заменить "Глори", дав его экипажу время на отдых, текущий ремонт, пополнение и комплектацию.
На борту авианосца базировалась 21-я авианосная группа (21 Carrier Air Group) под командованием капитан-лейтенанта М. Фэлла (Lieutenant-Commander (P) M.F. Fell), позже Р. Тунсталла (R.J. Tunstall) и часть 20-ой авианосной группы (20 Carrier Air Group).
Тремя эскадрильями командовали: 805-ой - капитан-лейтенант Боулс (Lieutenant-Commander (P) W.G. Bowles), 808-ой - капитан-лейтенант Дж. Апплби (Lieutenant-Commander (P) J.L. Appleby), и 817-ой - капитан-лейтенант Р. Лунберг (Lieutenant-Commander (F) R.B. Lunberg).
Легкий авианосец "Сидней" (HMAS "Sydney")
Взлет "Файрфлайя" с палубы "Сиднея"
Начиная с 27-го сентября 1951г. "Сидней" в порту Сасебо начал принимать самолеты, припасы и оборудование от "Глории". 817-я эскадрилья приняла 12 "Файрфлайев" от 812-ой эскадрильи.
После завершения подготовительных работ в 805-ой и 808-ой эскадрилье на вооружении находились по 21 "Си Фьюри", в составе 817-ой - 12 "Файрфлайев" Мк.4 и Мк.5. Таким образом, имея мощности для обслуживания 54-х самолетов, авианосец оперировал в Корее авиагруппой в составе 53-х машин.
Кроме самолетов на авианосце находился вертолет ВМФ США, командир - лейтенант О'Мара (Lieutenant O'Mara). 30-го июня 20-я и 21-я авиагруппы были расформированы, образовав единую авианосную группу.
С 5-го по 11-е октября британская эскадра в составе "Сиднея", легких крейсеров и эсминцев сопровождения вместе с американским линкором "Нью Джерси" приняла участие в боевой операции у Восточного побережья Кореи. 11-го числа корабли выполнили самый крупномасштабный обстрел суши с моря за весь 1951г. Авиация "Сиднея" повторила оперативный рекорд "Глории" в 89 самолетовылетов. Спектр задач для "палубников" остался тем же самым: штурмовка наземных войск, разведка, корректировка огня палубной артиллерии, ПВО эскадры, противолодочное дежурство, охота за мелкими судами.
В то время как "Сидней" находился у Восточного побережья, американский эскортный авианосец "Рендова" (CVE 114 "Rendova") класса "Комменсмент Бэй" ("Commencement Bay") обеспечивал авианосное присутствие у Западного.
12-го октября "Сидней" вернулся в Сасебо. Находясь на внешнем рейде, авианосец перенес тайфун "Рут" ("Ruth"). В результате повреждения вентиляции на корабле произошло несколько пожаров, но он счастливо избежал "тотального" взрыва паров бензина. Шесть плохо закрепленных самолетов на закрытой ангарной палубе были разбиты и перевернуты. На верхней полетной палубе в море смыло один "Файрфлай" и три "Си Фьюри", три самолета висели на орудийных спонсонах, еще несколько самолетов были сильно повреждены. По воспоминаниям очевидцев -- "Самолеты выглядели, как растерзанные и утопленные крысы". Последующие 5 дней экипаж авианосца в авральном порядке приводил корабль в порядок, часть поврежденных самолетов были заменены новыми с "Юникорна".
Авианосец "Сидней" во время тайфуна "Рут" Картина Рэя Хонисетта (Ray Honisett).
14-е октября 1951г. "Сидней в корейских водах, 1951-1952г.г."
Во второй боевой поход "Сидней" вышел 18-го октября. Интенсивность полетов была в значительной степени ограничена плохой погодой.
23-го октября все "Си Фьюри" были брошены на поиск членов экипажей четырех В-29, сбитых над Северной Кореей. Найден и эвакуирован 1 человек.
24-го октября "Си Фьюри" лейтенанта Кнапштейна (Lieutenant Knapstein) был сбит зенитным огнем и сел в болотистой местности, летчик эвакуирован лодкой с "Аметиста". Вечером того же дня сбит "Файрфлай" суб-лейтенанта Нэйла Макмилланда (Sub Lt Neil MacMilland) и Филиппа Ханкокса (CPO Philip Hancox). Летчики эвакуированы вертолетом на Кимпхо. На следующий день сбит еще один самолет.
Закончив полеты вечером 26-го октября, авианосец 28-го числа прибыл в Сасебо. Всего в ходе второго боевого патрулирования было потеряно три самолета и 28 повреждено зенитной артиллерией.
В третье патрулирование авианосец отправился 4-го ноября, сменив американский "Рендова" у Западного побережья полуострова. Самолеты начали выполнять вылеты на поддержку 1-ой кавалерийской дивизии армии США.
5-го ноября самолеты атаковали транспортные коммуникации северян в районе реки Хан. "Си Фьюри" лейтенанта Кларксона (Lieutenant K.E. Clarkson), не выходя из пикирования, врезался в землю. Летчик погиб, открыв список потерь авиагруппы.
13-го ноября "Рендова" заменил "Сидней" на позиции.
18-го ноября "Сидней" в сопровождении британских и американских легких крейсеров и эсминцев отправился к Восточному побережью для участия в координированном совместном ударе авиации и артиллерии по Хунгнаму. За два дня самолеты выполнили 113 вылетов.
22-го ноября корабль перебазировался к месту постоянного дежурства у Западного побережья. Однако плохая погода в конце ноября ограничила интенсивность полетов. Вечером 28-го ноября корабль убыл в Куре.
5-го декабря авианосец вышел на пятое боевое дежурство.
В первый полетный день 7-го декабря вылетевшие на штурмовку вражеских войск "Си Фьюри", столкнулись с мощным противодействием зенитной артиллерии, два самолета были сбиты и три повреждены. Суб-лейтенант Смит (Sub-Lieutenant Smith) совершил аварийную посадку на аэродроме острова Пэннёндо (Paengyong-do, K-53), а суб-лейтенант Синклер (Sub-Lieutenant R.P.Sinclair) погиб при попытке выпрыгнуть из горящего самолета.
8-го декабря авиация "Сиднея" была задействована в операции по пресечению возможных попыток противника высадиться на островах Чодо и Сокто (Sok-to). "Си Фьюри" лейтенанта Окли (Lieutenant Oakley) аварийно сел на брюхо на берег острова Тайчонг-до (Taechong-do). Летчик успешно эвакуирован.
13-го декабря в результате неудачной посадки на палубу выбыл из строя американский вертолет авианосца. Оставшиеся дни дежурства авианосец обслуживался вертолетом с K-53. В тот же день во время налета "Си Фьюри" 805-ой эскадрильи на район к северу от Чиннампо зенитной артиллерией были сбиты два самолета. Лейтенант Купер (Lieutenant Cooper) выпрыгнул с парашютом и был эвакуирован вертолетом, а командир эскадрильи капитан-лейтенант Боулс (Lieutenant-Commander (P) W.G. Bowles) выпрыгнул над морем, и был подобран дружественной джонкой, а затем эвакуирован вертолетом.
Сдав дежурство 18-го декабря американскому эскортному авианосцу "Бадоэнг Стрэйт" (CVE 116 "Badoeng Strait" тип "Касабланка") "Сидней" 19-го бросил якорь в Куре.
Получив от ВМФ США новый вертолет, "Сидней" 27-го ноября вышел из базы в шестой поход и 28-го сменил "Бадоэнг Стрэйт" на дежурстве у Западного побережья в роли флагмана CTF 95.11.. Вновь основная часть вылетов осуществлялась на пресечение возможных попыток противника высадиться на островах Чодо и Сокто. Нелетная погода на рубеже 1951-1952г.г. снижала интенсивность полетов.
2-го января вместе со своим "Си Фьюри" пропал без вести суб-лейтенант Р. Колеман (Sub-Lieutenant R.J. Coleman).
Покинув район патрулирования 7-го января, "Сидней" 9-го прибыл в Куре.
15-го января 1952г. авианосец отправился на седьмое боевое патрулирование, сменив "Бадоэнг Стрэйт" вечером 16-го.
18-го января "Си Фьюри" суб-лейтенанта Роланда (Sub-Lieutenant Roland), подбитый зенитным огнем, совершил аварийную посадку на аэродроме Сеула.
Конец января 1952г. отмечен низкими температурами, 24-го летчики обнаружили свои самолеты примерзшими к палубе. Непогода значительно снижала количество эффективных вылетов.
Легкий авианосец "Сидней" (HMAS "Sydney")
Снег и лед на палубе "Сиднея", 24-е
января 1952г.
25-го января сдав дежурство "Бадоэнг Стрэйт" австралийцы отправились домой. Всего за время патрулирования в корейских водах авиация "Сиднея" за 64 дня в оперативном районе при 43-х летных днях выполнила 2 366 самолетовылетов. В ходе боевых действий было потеряно три пилота, 8 "Си Фьюри" и 9 "Файрфлайев". Однако, самым "удачливым" противником авианосца оказался тайфун "Рут" уничтоживший и серьезно повредивший более десятка самолетов.
30-го января "Сидней" встретился в Гонконге с британским авианосцем "Глори", отправившимся во второй Корейский поход. Австралийцы передали британцам шесть пригодных к эксплуатации "Файрфлайев".