Аннотация: Редактура и работа с Советскими источниками: Игорь Сейдов Перевод: Никита Боевые "Индюшки" Ким Ир Сена, пролог воздушной войны в Корее. Июнь-октябрь 1950г.
ВВС Северной Кореи на начальном этапе войны в воздухе
Ник Баджер Редактура и работа с Советскими источниками Игорь Сейдов
Боевые "Индюшки" Ким Ир Сена, пролог воздушной войны в Корее
июнь-октябрь 1950г.
В военное время, правда, столь драгоценна,
что ее должны охранять караулы лжи.
Уинстон Черчилль
ВВЕДЕНИЕ
25 июня 1950 года началось вооруженное столкновение между войсками Северной и Южной Кореи. Эта война, в конце концов, привела к тому, о чем бредил в мае 1945г. "Берлинский Мечтатель" Адольф Гитлер -- к прямым боевым столкновениям между советскими и американскими частями.
С первых же дней войны обе стороны активно задействовали авиацию. На начальном этапе в воздушном противостоянии сошлись в основном поршневые самолеты из состава ВВС Северной Кореи и авиационной группировки войск ООН, которые в подавляющих случаях были представлены самолетами американских ВВС, ВМФ и морской пехоты.
Воздушная война приобрела новый характер и масштабы в конце 1950г., когда в боевые действия включились советские истребительные части на самолетах Миг-15 (8 ноября), и американские на F-86 "Сэйбр" (в середине декабря).
Общепринятым, удобным и для советских, и для западных историков, до недавнего времени был постулат о том, что северокорейские ВВС оказались не в состоянии дать достойный отпор превосходящей их и в числе, и в качестве авиации ООН и бесславно погибли под градом бомб на своих аэродромах, а американские пилоты легко сбивали тех немногих, кому удавалось взлететь. Мировая пресса пренебрежительно называла боевые столкновения западных летчиков с северокорейскими пилотами -- "охотой на индюшек".
Однако, так ли однозначно все в начальном (до реактивном) период войны в воздухе? Известно ли где, когда и как "погибали" ВВС КНДР? А какую цену все же пришлось за это заплатить ООН-овской авиации? О воздушных боях до ноября 1950г. сегодня известно очень мало, если не сказать "совсем ничего". В то время, как появляющаяся сейчас возможность сравнить данные обеих сторон, свидетельствует о том, что в небе кипели нешуточные сражения, и их ход характеризуется ни чуть не меньшим накалом страстей и трагизмом.
Современный исторический анализ событий более чем пятидесяти летней давности настойчиво предлагает уйти от политически ангажированной системы "двойных стандартов", и применить для оценки действий, как одной, так и другой стороны единые подходы, основанные на единых принципах.
Существует немало версий о начале войны в Корее. Пхеньян и Сеул всю ответственность за развязывание конфликта, неизменно возлагают друг на друга. Каждая из сторон объявляла себя единственно законной, представляющей весь корейский народ, а другую, считала незаконной, марионеточной и т.д. На самом деле в гражданской войне нет ни правых, ни виноватых, случилось то, что случилось. Многочисленные предшествовавшие войне вооруженные столкновения и провокации, имевшие место с обеих сторон, а также концентрация войск Севера и Юга на границе, убедительно свидетельствуют о том, что к войне готовились обе стороны. Немалую роль в подготовке и развязывании войны сыграли и две державы "победительницы" - США и СССР, использовавшие Корею, как полигон для опробования политической и военной "мускулатуры".
К 1950 году в Южной Корее была создана оснащенная современным по тому времени оружием армия, подготовленная для наступательных военных действий. Она насчитывала: 8 пехотных дивизий, 1 отдельный полк, 12 отдельных батальонов, 161 тысяч человек личного состава при 700 орудиях и минометах. Танков и САУ было немного, чуть больше 30.
ВВС Южной Кореи (ROKAF) находились в стадии становления. В их составе было по разным данным от 20 до 40 самолетов, причем все либо связные, либо тренировочные. Имелось также несколько десятков японских самолетов, оставшихся от Квантунской армии. Роберт Футрелл (Robert Futrell) в своей работе "The United States Air Force in Korea" пишет, что "...На аэродромах Кимпхо и Сеул располагалось 16 самолетов ROKAF (8 "Piper L-4", 5 "Piper L-5", и три учебно-тренировочных "T-6 Texan"), кроме того, по одному отряду располагалось на Сувоне, Тэгу, Кванджу, Кунсан и Чхеджу-до...".
Стояла перед южанами и кадровая проблема. Летное училище было организовано только в январе 1949-го и подготовить достаточное количество авиаспециалистов не успели. Авиабаза Кимпхо была практически единственной. Из пяти лихорадочно строившихся аэродромов ни один к началу войны не успел войти в строй.
Всего в южнокорейских ВВС на 02.06.1950 г. числилось 1 899 солдат и офицеров, в том числе от 60 до 100 летчиков разной степени подготовленности. На следующий день после начала войны 10 наиболее подготовленных южнокорейских пилотов (часть из них служила в японских ВВС) отправились в Японию (авиабаза Итацуке) где приступили к освоению "Мустангов" (Проект "BOUT ONE"). На десяти взятых из 8-ой FBG USAF буксировщиках мишеней F-51D "Mustang" 26-го июня поспешно установили снятое вооружение и нарисовали (от руки) южнокорейские эмблемы. Кроме корейцев ядро 1-ой истребительной эскадрильи ROKAF образовали 12 американских летчиков-инструкторов. Другого выхода у американцев просто не было, поскольку нужного количества южнокорейских летчиков не имелось. Под командованием майора Дэна Хесса (Major Dean Hess) эскадрилья была включена в состав 18-ой FBG, обслуживали самолеты американские техники. С первых чисел июля 1950 года эти "Мустанги" активно участвовали в боевых действиях (уже с 30-го июня базируются на Тэгу).
Слабость южнокорейской авиации во многом обуславливалась именно тем, что с началом боевых действий "Мустанги" понадобились самим американцам. Программу передачи самолетов Южной Корее пришлось притормозить на несколько месяцев. Американское командование спешно перебрасывало в Японию авиационные части с Окинавы, Филиппинских, Каролинских, Гавайских и Марианских островов. Большое количество техники изымалось из авиации национальной гвардии. Кроме стратегических и тактических бомбардировщиков в Японии формировалась группировка истребителей и истребителей бомбардировщиков в задачу которых входила, в том числе, борьба с авиацией северян.
Количественный состав наземной истребительной авиации ООН трудно поддается оценке. Тактика применения американцами истребительно-бомбардировочных и истребительных групп, постоянная смена взаимоподчинения и вооружения, привели к тому, что они стали практически неотличимы друг от друга. В начале войны четыре из пяти групп были вооружены F-80С "Шутингстар" (9 из 12 эскадрилий) и лишь одна -- F-51D "Мустанг" (3 эскадрильи). В августе-сентябре 1950г., когда союзники, наконец, нашли наиболее эффективное соотношение между реактивными истребителями и поршневыми штурмовиками, две группы (5 эскадрилий) были вооружены F-80 и 3 группы (6 эскадрилий) - F-51D, плюс австралийские и южнокорейские "Мустанги". Однако и после этого в отдельных эскадрильях одновременно эксплуатировались и "Мустанги" и "Шутинг стары", поэтому точно определить количественный состав одних и других достаточно сложно. Всего на начало войны в распоряжении союзников было: 36 американских "Твинмустангов" F-82G; 159 американских "Шутингстаров" F-80С; 121 американский "Мустанг" F-51D; 25 австралийских "Мустангов" F-51D и 10 южнокорейских "Мустангов" F-51D. Всего 366 наземных истребителей.
Кроме сухопутной авиации ООН против северян в начале войны активно действовали палубные истребители ВМФ США и Великобритании. В начале у берегов Кореи (до середины сентября) находился британский легкий авианосец "Трайэмф" (21 палубный истребитель "Сифайр" Mk.47. и 12 стареньких "Файрфлайев" Mk.1.), которого в октябре сменил авианосец того же класса "Тезей" (21 "Си Фьюри" FВ.11. и 12 "Файрфлайев" FR.5.). Американская авианосная группировка была представлена с начала июля 5-ой авиагруппой авианосца "Вэлли Фордж" (30 Grumman F9F-2 Panther, 28 F4U-4B Corsair и 28 AD-4 Skyraiders). В начале августа к нему присоединился еще один авианосец класса Essex "Филипин Си" с 11-ой авианосной группой на борту (32 Grumman F9F-2 Panther, 34 F4U-4B Corsair и 28 AD-4 Skyraiders), а в конце августа сам "Эссекс" с 5-ой СAG на борту (19 F9F-2 Panther, 19 F2H-2 Banshee, 19 F4U и 18 AD-4). Еще 70 "Корсаров" с 5-го августа выставила авиация Морской пехоты. В сентябре и октябре на театр военных действий прибыли соответственно авианосца "Боксер" и "Лейте". На первом размещалась 2-я СAG (70 F4U и 22 AD-4), на втором 3-я СAG (15 F9F-2 Panther, 60 F4U и 20 AD-4).
В свою очередь, по оценкам американцев на вооружении КНДР имелась достаточно мощная по тем временам группировка из 132 боевых самолетов, том числе 70 истребителей Як-3, Як-7Б, Як-9 и Ла-7, а также 62 штурмовика Ил-10. Разведданные подтверждали и американские пилоты, сообщая о встречах в небе Кореи с северокорейскими и китайскими Ла-7, Пе-2, Як-7, Ил-2, и "Аэрокобрами". Были и совсем "экзотические" доклады о трофейных "Сэйбрах"! Кроме того, в донесениях первых недель войны есть упоминания о встречах в воздухе с северокорейскими реактивными истребителями "реданной" схемы (Як-17, Як-23 или даже Як-15). Информации о поставках этих самолетов в Китай и КНДР в советских источниках нет, хотя известно, что китайцы в это время (т.е. при обучении на МиГ-15, а МиГ-15УТИ тогда еще не было) тренировались на Як-17УТИ. Эти самолеты имелись, в частности, в Мукдене, Аньшане и Ляояне.
Военно-воздушными силами КНДР командовал генерал Ван Лен и его советник полковник Петрачев. Официально под их управлением находилась к середине 1950 г. одна смешанная авиадивизия, по численности значительно превосходившая советскую. В состав 55-ой САД ВВС КНДР входил один штурмовой полк (57-й ШАП) - 93 Ил-10, один истребительный (56-й ИАП) - 79 Як-9, один учебный (58-й УчАП) - 67 учебных самолетов и самолетов связи, два авиатехнических батальона. Численность личного состава ВВС КНДР достигала 2 829 человек. Самолеты базировались на аэродромах, расположенных вокруг Пхеньяна. В каждом полку было по три, четыре эскадрильи, в учебном была эскадрилья двухместных Як-11. 56-м ИАП командовал известный северокорейский летчик Ли Дон Гю, ставший во время войны асом. Транспортная авиация, скорее всего, состояла из одной эскадрильи Ли-2 и С-47.
То, что северокорейские ВВС подошли к началу войны подготовленными и хорошо вооруженными, конечно, исключительная заслуга СССР. До 1948 года в Северной Корее базировались силы ВВС ТОФ. Полный список частей привести затруднительно, однако некоторые номера все же известны. Так, в Пхеньяне базировался 582-й ИАП (истребители Ла-7, командир подполковник М.М.Крюков) из состава 249-й ИАД (командир генерал-майор Михайлов). В 1948 году этот полк убыл в Союз. В Кесоне был размещен 917-й ИАП (командир майор В.И.Платов) из состава 250-й ИАД (командир генерал-майор Немцевич), а на аэродроме "Канко" стояла бомбардировочная дивизия на Ил-4. Там же базировался 14-й ИАП ТОФ на Як-9. Упоминается еще о нескольких частях, например, о 305-м ИАП ТОФ, но где они размещались доподлинно неизвестно. Возможно, что часть самолетов Як-9, По-2 и Ли-2 северокорейцы получили именно из этих частей.
До недавнего времени общепринятым являлось мнение, причем опять же и у советских и у западных историографов, о том, что уровень подготовки корейских летчиков был весьма невысоким. Зачастую не считалось зазорным говорить о них в пренебрежительной форме, мол, были слабо подготовлены, безынициативны, недостаточно смелы и агрессивны, и т.д. и т.п. Только в последние годы ряд вновь открывшихся фактов позволил усомниться в незыблемости этих постулатов времен "холодной войны" и, как минимум, согласиться с тем, что не все так просто и однозначно в этом вопросе.
Общеизвестно, что костяк авиационного подразделения составляет достаточно небольшая группа летчиков. В советской эскадрилье времен II-ой мировой из 12 человек, как правило, "погоду делали" (систематически сбивали врага) 3-4 летчика. Примерно это же можно сказать и о летчиках других стран. Следовательно, численный состав истребительного "костяка" ВВС КНДР составлял порядка 20-25 человек. На роль лидеров вполне подходили корейские пилоты, воевавшие в составе авиационных частей Императорской Японии (Японцы считали Корею "младшим братом", поэтому корейцам разрешалось вступать в японские вооруженные силы и даже получать офицерские звания), и летчики корейской национальности из советских ВВС, и летно-технический персонал, прошедший в 1946-50 гг. обучение в СССР, Китае и непосредственно на территории КНДР. Все больше фактов говорит в пользу того, что в составе северокорейских полков на поршневых самолетах на начальном этапе войны воевали и советские пилоты "некорейской национальности". Так что, трудно предположить, что советские и северокорейские руководители не смогли общими усилиями отобрать два-три десятка опытных летчика на командные должности 4-5 истребительных эскадрилий.
В сентябре 1950 года в ответ на прибытие в Южную Корею регулярных американских авиаподразделений правительство КНДР обратилось к СССР с просьбой об отправке на защиту своей страны советских авиационных подразделений. Сталин согласился предоставить запрашиваемые силы. Соответствующая команда была спущена военным. 21 сентября 1950 года маршал А.М. Василевский докладывал в Кремль:
"...считаю наиболее целесообразным использовать 34-й ИАП 147-й ИАД на 40 металлических Як-9 (скорее всего Як-9У, - прим. редактора), дислоцирующихся в Приморье в районе Ворошилова (ныне Уссурийск, - прим. редактора)... считал бы необходимым направить с полком хотя бы несколько постов с радиолокаторами обнаружения самолетов противника, команду связистов для организации связи между постами и аэродромом. В противном случае наши самолеты на аэродроме будут подвержены внезапным ударам авиации противника."
В этот же период приказом от 23 сентября 1950 года из Приморья (точнее - из Спасска) для отправки в Корею был подготовлен 304-й ИАП 32-й ИАД в составе 40 самолетов Ла-9. Готовность второго полка определялась к 3 октября. Тогда же в октябре готовилась команда технического обслуживания, команда радиотехников с четырьмя радиолокаторами, один зенитно-артиллерийский дивизион трех батарейного состава (16 орудий), 15 заправок горючего и 15 комплектов боеприпасов.
Конкретные данные о переброске советских полков на поршневых машинах под Пхеньян отсутствуют и врядли они были туда переброшены, как единое воинское соединение, тем более в сложных условиях осени 1950г, после высадки американцев в Инчхоне и захвата Пхеньяна.
Однако, включение отдельных опытных летчиков в национальные подразделения было вполне в духе и "интернациональной" политики Советского Союза того времени (как видно из выше сказанного не чурались этого и американцы). Представляется вполне реальным, что северокорейские истребительные эскадрильи были "подкреплены" советскими "добровольцами". Далее по отработанной в годы войны схеме, в рамках таких эскадрилий создаются ударные группы (скорее всего на Ла-9), базирующиеся на засадных аэродромах "подскока". Такие "засадные" группы могли в сентябре-октябре 1950г. действовать против мелких групп американских поршневых самолетов. Именно об этих Ла-9, скорее всего, и докладывали американские летчики.
Такие группы действовали, по видимому, до января 1951г. (позднее сообщений о встречах с Ла-7 и Ла-9 не поступало), а затем их убрали с фронта -- советские лётчики вернулись на Родину, а самолёты передали северокорейцам. О потерях пилотов информации нет, возможно 1-2 самолёта было потеряно, но лётчики уцелели. В пользу этого свидетельствует и отсутствие побед у американцев в воздушных боях в сентябре-октябре 1950г.
Вообще, устных и письменных подтверждений того, что летом-осенью 1950 года в небе Кореи на поршневых самолетах воевали советские летчики, достаточно.
Во-первых, это утверждают американцы, которые уже летом 1950 года слышали в радиоперехватах воздушные переговоры на русском языке.
Во-вторых, наши летчики из 151-й ГИАД, прибывшие в Китай в июле 1950 года, также слышали в воздухе русскую речь и неоднократно видели на китайских аэродромах, пограничных с КНДР, поршневые Як-9 и Ла-9 с опознавательными знаками корейских ВВС. Мало того - некоторые из них утверждают, что видели в кабинах этих машин летчиков с явно не корейской внешностью.
Таким образом, в летнее - осенней компании 1950г. северокорейские ВВС являлись компактным и боеготовым соединением, способным, в рамках имеющихся сил, оказать сопротивление налетам поршневой авиации союзников, и нанести им чувствительные потери. Северокорейские (и не только) летчики были морально мотивированы, костяк летного персонала имел боевой опыт, был хорошо обучен и подготовлен. Поэтому истребительные эскадрильи северян должны были оказать, и оказали достойное сопротивление авиации ООН. Конечно, на то чтобы предотвратить установление американского господства в воздухе сил не хватило, но нанести противнику ряд существенных ударов они смогли. Не говоря уже о том, что южнокорейская авиация однозначно не была для северян "крепким орешком".
Другое дело, что северокорейские архивы до сих пор закрыты для изучения, а американцы ни за что не признаются, что понесли чувствительные потери от летчиков, которых кормить то досыта начали незадолго до начала войны... Конечно, американцы знали, кто и как их сбивал летом и осенью 1950г., но предпочитают об этом в открытой печати не сообщать. Не прибавляет престижа американским летчикам и авиации в целом то, что за 5 месяцев было потеряно несколько десятков боевых самолётов, в том числе и несколько реактивных F-80, в боях с горсткой поршневых истребителей Северной Кореи. Конечно, командование американскими силами в Корее вынуждено было "спрятать" эти потери в графах: "потерян от огня с земли", "вынужденная посадка по техническим причинам", "авария в результате летного происшествия" и т.д. В общем, была бы проставлена задача (а она однозначно была поставлена), а найти благовидные причины потерь можно, любые сгодятся, только не в воздушном боюПусть хоть камнем сбивают корейцы самолёты, только не в бою с воздушным противником!
При подсчете потерь авиации ООН за основу были взяты данные открыто опубликованного списка потерь (www.dtic.mil.html), хотя и здесь, по мнению специалистов, отсутствует от 5 до 10% потерянных самолетов. Так, например, не указаны в списке 28 "Сифайров" Mk.47 из 800 эскадрильи FAA (Fleet Air Arm) ВМФ Великобритании, которые по признанию самих англичан, были потеряны и списаны во время участия авианосца "Трайэмф" (HMS "Triumph" (R16)) в боевых действиях в Корее (с 3 июля по 20 сентября 1950 г.). Как нет там упоминаний и о RB-29 из 31-разведочной эскадрильи (TRS), сбитом 20 сентября 1950г. над Китаем.
Предметному анализу были подвергнуты официальные причины потерь самолетов. По американским данным в разные месяцы лета-осени 1950г. от 20% до 40% потерь авиации ООН обуславливалось огнем с земли (зенитная артиллерия, пулеметы и личное оружие); от 20% до 30% были потеряны в результате небоевых аварийных ситуаций на своей территории (в катастрофах при взлете, рулежке, и перегоне над "дружественной" территорией); однако самое большое количество самолетов от 37% до 46% было потеряно по неизвестным причинам (сюда вошли аварии при посадке, и в результате технических неполадок после "посещения" "недружественной" территории).
По официальному признанию американской стороны потери авиации ООН от действий самолетов ВВС КНДР не превышают 5% от общего числа потерь. Поэтому любая попытка оценить реальный уровень потерь авиации ООН от действий северокорейской ПВО, непременно приводит к предположению, что часть таких потерь отнесена на другие их статьи, преимущественно - от "неизвестных причин".
Часть 1. Боевые действия июнь-июль 1950г.
Воздушные бои в небе Кореи начались 25 июня. В 15 часов по среднекорейскому времени пара истребителей Як-9П с опознавательными знаками северокорейских ВВС появилась над аэродромом Кимпхо вблизи Сеула. "Яки" обстреляли вышку КДП, уничтожили топливную цистерну, а затем повредили стоявший на земле военно-транспортный самолет С-54. Одновременно звено "Яков" повредили 7 самолетов ВВС Южной Кореи в аэропорту Сеула. В 19:00 "Яки" вновь штурмовали Кимпхо и добили С-54. Американцы потерю не признали, что может указывать на то, что самолет либо был не военный (американские "Северо-западные" авиалинии выполняли рейсы Корея-Япония), либо принадлежал другой стороне (например Южной Корее). Уничтожение "Яками" в первый день войны транспортного самолета ВВС США на Кимпхо подтверждают современные американские историки.
В работе Роберта Джэксона (Robert Jackson) "Воздушная война над Кореей" говориться, что "...два Як-9 появились над Кимпхо и Сеулом и беспечно кружились над ними в течение нескольких минут, прежде чем удалиться на север. У южан не было ничего, что могло бы пригодиться для их перехвата...".
Кроме того, Ил-10 из 57-го ШАП нанесли ряд ударов по опорным пунктам южан и по выдвигающимся к границе войскам. Это позволило северокорейским 3-ей и 4-ой пехотным дивизиям при поддержке более 100 танков 105-ой танковой бригады успешно взломать южнокорейскую оборону по 38-ой параллели и начать наступление на Сеул. Некоторые источники утверждают, что самолеты северян обстреливали жителей Сеула на улицах, однако северокорейские власти это отрицают. Очевидцы событий рассказывают, что 26 и 27 июня авиация северян сбрасывала на город листовки, призывая население оставаться на месте и не опасаться "народной" власти. Скорее напротив, авиация КНА максимально аккуратно обращалась с гражданским населением, объектами и инфраструктурой, планируя их скорый захват.
Имея в своем распоряжении около двух десятков связных и тренировочных самолетов (в основном Т-6 "Тексан" канадского производства), ROKAF с первых дней войны пытались нанести хоть какие-то удары по наступающим танковым колоннам северян, сбрасывая на них буквально "с коленок" самодельные бомбы и ручные гранаты.
В день вторжения на территорию Южной Кореи посол США в Сеуле Джон Маккио (D. Muccio) сообщил по телефону в Вашингтон, что столичной аэропорт Кимпхо штурмует четверка северокорейских истребителей Як-9. Посол просил президента США о "быстрой и позитивной" реакции.
Президент Гарри Трумэн сначала санкционировало использование авиации только для: 1) прикрытия зоны Кимпхо-Сеул, в которой осуществлялась разгрузка, прибывающего из Японии снаряжения, материалов и вооружения; 2) прикрытия транспортов с эвакуируемыми с полуострова гражданами США. Летчикам было разрешено "демонстрировать силу", но огня не открывать, даже в ответ на враждебные действия. Вступать в бой, было разрешено, только при наличии непосредственной угрозы эвакуируемым гражданам. Единственным самолетом в 5 ВА США, способным выполнить поставленную задачу, в то время был F-82 "Твин Мустанг", имевший достаточный радиус действия.
"Твин Мустанг" из 68-й эскадрильи всепогодных истребителей перехватчиков, на котором лейтенант Уильям "Скитир" Хадсон 27.06.1950г. сбил северокорейский самолет
Однако первый боевой вылет союзной авиации в этой войне совершили не "Твинмустанги", а связные L-5. Около 9 утра 25 июня, спустя 5 часов после начала боевых действий в штаб американских советников при южнокорейской армии пришел радиозапрос от группы американских военных, находящихся в 17-ом полку армии ROK. В радиограмме сообщалось, что полк разбит и окружен и, что требуется срочная воздушная эвакуация. Два американских "добровольца", майор Ллойд Свинк (Maj. Lloyd Swink) и лейтенант Франк Браун (Lt. Frank Brown), вылетев из Сеула на двух L-5, спасли 5 человек.
26 июня четверка Як-9 (по другим данным пара Ил-10 под прикрытием пары Як-9) под командованием Ким Гин Ока атаковали военные эшелоны на ж.д. станции Сеула. Видимо это были составы с боеприпасами и мобилизуемыми воинскими частями, потому что северокорейские летчики сообщили о мощном взрыве и больших потерях противника в живой силе.
Согласно указанию Трумэна 26 июня на патрулирование воздушного пространства в районе Сеул-Инчхон с аэродрома Итацуке вылетели истребители F-82 "Твин Мустанг". Уже в одном из первых вылетов "Твин Мустанги" 68-й эскадрильи всепогодных истребителей перехватчиков (Fighter All Weather Squadron (FAWS)) перехватили (по их донесениям) истребители Ла-7 (скорее всего Як-11). Командир звена лейтенант Уильям "Скитир" Хадсон (Lt. William G. Hudson) приказал ведомым сбросить подвесные топливные баки и американцы провели демонстративную атаку (некоторые источники говорят об заградительном огне). Корейские пилоты ответили открытием огня с чрезмерно большой дистанции, и скрылись в облаках. Первый боевое столкновение американцев и северокорейцев закончилось бескровно. Однако, Поль Джэффри (Paul Jeffreys), служивший в то время механиком в 68-ой эскадрильи, вспоминает, что из первого вылета 26 июня лейтенант Хадсон вернулся с пулевыми отверстиями в горизонтальном оперении.
Согласно американскому историку Уильяму УайБлуду (William T. Y'Blood) "26 июня в районе Сеула пара Ла-7 попыталась зайти в хвост паре F-82. Когда "Твинмустанги" развернулись им навстречу, противник ретировался. В связи с тем, что непосредственной угрозы эвакуируемым гражданам не было, огонь не открывался". "Твины" 68-й эскадрильи до конца дня продолжали посменное эскортирование норвежского сухогруза "Рэйнхольт" (Reinholte), имевшего на борту 682 гражданина США из Сеула. Всего за этот день ВВС ДВЗ выполнили 27 самолетовылетов на прикрытие путей эвакуации и снабжения.
27 июня Трумэн сообщил, что он дал команду американским летчикам сбивать любые и все "аппараты" с красными звездами, находящиеся в воздухе между линией фронта и 38-ой параллелью. Западные журналисты использовали в этот день заголовки типа -- "Сезон охоты на индюшек открыт!".
По сообщению Командования Корейской Народной Армии, ВВС КНДР 27-го июня совершили более 10 налётов южнее Сеула. Поддерживая наступающие войска, авиация подвергла бомбардировке железнодорожный мост, воинский эшелон, станцию Анняни, воинские склады и другие вражеские объекты на дороге между Сеулом и Сувоном. Удары наносились и по аэродрому передового базирования авиации ООН -- Кимпхо.
В этот день произошел первый результативный воздушный бой.
Вот как описывает этот бой Уильям УайБлуд (William T. Y'Blood) в своей книге "Аллея Мигов, Битва за воздушное господство".
"...27 июня F-82-ые из 68, 339 и 4 эскадрилий и F-80-е из 8 FBW прикрывали эвакуацию из порта Инчхона и с аэродрома Кимпхо. Четыре "Твинмустанга" из 68 эскадрильи патрулировали между Кимпхо и Сувоном на высоте 1 300 м, в то время, как трио из 339 FAWS находились над ними на 2 600 м, а еще четыре "Твина" из 4 FAWS расположились за тонким слоем облаков на высоте 4 000 м. После трех часов безрезультатного "нарезания кругов" в условиях сгущающейся облачности один из американских самолетов был внезапно атакован. Получив повреждения, лейтенант Чарлз Моран (1st Lt. Charles B. Moran) из 68-й FAWS сообщил товарищам -- "По мне стреляют!". Лейтенант Уильям "Скитир" Хадсон (Lt. William G. Hudson) и оператор радара лейтенант Карл Фрэйзер (Lieutenant Carl Fraser)) из 68-ой эскадрильи, на "Твин Мустанге" с надписью "BUCKET O'BOLTS" на фюзеляже заметили противника в разрыве облаков и плотно сели ему на хвост (вражеский истребитель был идентифицирован, как двухместный Як-7У). У северокорейского летчика не было достаточной скорости, чтобы оторваться от тяжелого "Твинмустанга". Первая очередь пришлась по хвостовой части фюзеляжа Яка, от нее полетели куски. Летчик пытался выйти из-под обстрела крутым правым виражом, вторая очередь прошила правую плоскость крыла истребителя противника. В результате загорелся топливный бак и отлетел элерон. Через стекло фонаря было видно, как летчик в кабине Яка обернулся и что-то сказал своему наблюдателю, видимо приказал прыгать. Наблюдатель был или убит, или испуган, парашютом он не воспользовался. Летчик выпрыгнул за мгновенье до того, как самолет перешел в беспорядочное падение и врезался в землю".
Кадр фотопулемета F-82 Уильяма Хадсона, позволяет уверенно идентифицировать его противника, как Як-11.
Однако, полной ясности с тем, кто открыл счет сбитых в этой войне самолетов, нет. По официальным американским данным командир 339-й FAWS Майор Джеймс "Поук" Литтл (Major James W. Little), сделал первый прицельный выстрел в этой войне. Он также претендует на первый сбитый самолет.
Майор "Поук" Литтл уже имел титул аса, который завоевал в воздушных боях второй мировой войны над Бирмой, Китаем и Индией. В годы войны Литтл служил в 75-й истребительной эскадрилье 23-й истребительной авиагруппы - в знаменитых "Летающих Тиграх". На боевом счету пилота значилось шесть сбитых им японских истребителей "Зеро" и один бомбардировщик не установленного типа.
По другим данным первую воздушную победу в этой войне все же одержали лейтенант Уильям "Скитир" Хадсон.
Однако имеется и еще один претендент на первый, сбитый в Корейской войне, самолет - пилот поврежденного в начале боя "Твин Мустанга" лейтенант Чарлз Моран с оператором Фредом Ларкинсом (Fred Larkins). Оператор вспоминает -- "Бой проходил на высоте менее 1000 футов. Моран и Ларкинс с трудом оторвались от преследовавшего их истребителя, они даже свалились в штопор. Когда Чарли вывел "Твин Мустанг" из опасного положения, он с удивлением увидел перед собой хвост Яка и сбил его".
Майор Литтл наблюдал воздушный бой ниже себя и слышал призывы Морана по рации снять с его хвоста "бандита". Литтл во главе пары "Твин Мустангов" устремился на помощь.
Как уже говорилось, Моран сумел уйти из-под удара и сбил случайно подвернувшийся под стволы его пулеметов северокорейский истребитель. Майор Литтл по возвращению доложил, что примерно в это же время он также сбил Як-7.
Таким образом, три экипажа "Твин Мустангов" из двух эскадрилий заявили о трех победах, но ни одну из них поначалу не сочли достоверной, так как кроме самих экипажей, "авторов" побед, других свидетельств не нашлось. Разница между сбитыми самолетами составляла всего несколько секунд, поэтому любая из этих "вероятных" побед претендует на право считаться первой в Корейской войне.
Американские пилоты уверенно идентифицировали корейские самолеты, как двухместные истребители, назвав их Як-7У. Однако, двухместных Як-7У в северокорейских ВВС точно не было. В июне 1950г., как раз накануне войны, лётчики 913-го ИАП и других полков 32-й ИАД ВВС СССР, базировавшейся в Приморье, перегнали в г. Канко (КНДР) 12 самолётов Як-11. Видимо эти Як-11 и применяли северокорейцы, как бомбардировщики 26 и 27 июня, и именно их американцы приняли за Як-7У.
Скорее всего, в описанном бою принимали участие и другие северокорейские самолеты, потому что к концу дня официальный Пхеньян заявил о двух сбитых в воздушном бою "Твинмустангах". Видимо летчик, стрелявший по самолету лейтенанта Морана уцелел и доложил о "достигнутых результатах".
В тот же день первый воздушный бой провели реактивные "Шутинг Стары". Они так же, как и "Твин Мустанги", привлекались к сопровождению транспортных самолетов, спешно эвакуировавших граждан США из Сеула и его окрестностей. Второй бой происходил примерно час спустя после боя "Твинов" и "Яков". "Шутинг Стары" прикрывали С-54 и С-47 "опосредованно", патрулируя на большой высоте. Истребители действовали с японских аэродромов, из-за чего время патрулирования сокращалось до минимума. Не смотря на короткое время пребывания в зоне патрулирования звено (4 самолета) "Шутинг Старов" из 35-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи (Fighter Bomber Squadrons (FBS)) 8-го истребительно-бомбардировочного крыла (Fighter Bomber Wing (FBW)) перехватило над столичным аэродромом Кимпхо группу северокорейских штурмовиков Ил-10 (предположительно 8 самолетов). Американцы атаковали северян, когда те уже штурмовали летное поле. По одной победе записали на свой счет капитан Раймонд Счиллирифф (Capt. Raymond E. Schillereff) и лейтенант Роберт Дьювальд (lLt. Robert H. "Slick" Dewald), лейтенант Роберт Уэйн (lLt. Robert E. Wayne) сбил два Ил-10.
Об этом первом бое реактивных истребителей на страницах британского журнала "Уингз оф Фэйм" рассказал участник исторической схватки лейтенант Роберт Уэйн:
"Перед нашей группой стояла задача прикрыть транспортные С-54, которые эвакуировали американский персонал с аэродрома Кимпхо. Наше звено (звено "С") уже выполнило утром один такой вылет. Командовал звеном капитан Счиллириф, его ведомым был лейтенант Роберт "Слик" Дьювальд, моим ведомым - Ральф "Смайли" Хэлл. Второй раз за день мы ушли в небо ближе к вечеру. Район патрулирования располагался между 38-й параллелью на севере и Сувоном на юге, пересекать параллель категорически запрещалось. Видимость была превосходной, мы уже достаточно долго крутились на предписанной "орбите", когда "Смайли" Хэлл заметил самолеты противника. Я насчитал семь поршневых самолетов. Атаковать или нет? На предполетном инструктаже нас информировали о наличии вблизи берегов Кореи британского авианосца, на котором базировались "Файрфлайи". Один винт, двухместная кабина, может англичане? Мы решили подойти ближе, у меня все больше росла уверенность - точно "Файрфлайи". "Смайли" рвался в атаку, но я приказал ему не спешить давить гашетку. Трасса воздушного стрелка "британского самолета" развеяла все сомнения - перед нами враг. Я отдал приказ "Смайли" открыть огонь. Поздно! Его "Шутинг Стар" уже слишком близко подошел к самолету противника. Я же пристроился в хвост головной машине. От выпущенной мной очереди самолет взорвался в воздухе. Заложив левый вираж, мы вышли в повторную атаку. Теперь моей жертвой стал ведомый лидера. Еще очередь - еще один сбитый. Я атаковал в третий раз, но противник скрылся в облаках. Я не верил, что так просто можно сбить два самолета! Все мои товарищи также сбили по одному самолету коммунистов".
Для другой пары "Илы" вовсе не показались уж очень простой добычей.
Вспоминает лейтенант Р.Дьювальд:
"Мы только что прошли Кимпхо и держали курс строго на север. Я заметил прямо по курсу темно-зеленые поршневые самолеты, летевшие вдоль русла реки Нактонг. Босс (капитан Счиллириф) противника (если это был противник) не видел. Мы проскочили над подозрительными самолетами выше, развернулись и легли на обратный курс.
Я быстро загнал один самолет в сетку прицела - в том, что это северокореец, у меня сомнений уже не оставалось. Я идентифицировал самолеты как одно местные истребители. Вдруг от кабины "одноместного истребителя" к моей машине потянулись трассы - там есть воздушный стрелок, и он по мне стреляет! Я выпустил длинную очередь из всех шести пулеметов по кабине самолета противника. Судя по всему, летчик не пострадал, так как самолет уверенно продолжал полет. Правда, противник не предпринимал попыток уйти маневром из-под удара. Я атаковал во второй раз, теперь уже огонек на кабине вражеской машины уже не пульсировал. Видимо, очередью я вывел из строя стрелка. Мне никто не мешал, благодаря чему я всадил длинную очередь в район расположения двигателя. Я попал, но противник, как ни в чем не бывало, продолжал полет: ни дыма, ни беспорядочного падения самолета не наблюдалось. Он дразнил меня. В третьем заходе я подошел на предельную дистанцию и вел огонь, пока это было возможным. Я опять не видел никаких повреждений. В это время мой истребитель вдруг ни с того ни с сего стал задирать нос, а лобовое стекло залили потоки масла, масло показалась и на предкрылках. Беда! Настроение подняла брошенная по радио фраза командира: "Ты сбил!" Я все-таки смог дотянуть до Итацуки за счет запаса высоты и попутного ветра. Проявленная пленка фотокинопулемета показала, что я сбил штурмовик Ил-10. Босс также записал на свой счет один штурмовик. Мне эта победа досталась исключительно тяжело".
Официальная американская статистика свидетельствует, что 27-го июня шестью американскими пилотами в районе аэродрома Кимпхо всего было сбито 7 Северо-Корейских поршневых самолетов, самое большое достижение Американских ВВС за один день в 1950г. Всего в этот день "Твинмустанги" и "Шутингстары" выполнили 163 самолетовылета.
Однако, прежде чем пилоты "Шутинг Старов" смогли перехватить "Илы", штурмовики успели поджечь на летном поле аэродрома Кимпхо семь южнокорейских самолетов Т-6 "Тексан". Упоминание об этих потерях отсутствуют в сводной таблице потерь авиации ООН, как впрочем, и обо всех остальных южнокорейских самолетах, потерянных в первую неделю войны.
На этот день относиться и первая, официально признанная американцами потеря летательного аппарата в этой войне. Транспортный С-54D был обстрелян истребителями над Кореей и совершил вынужденную посадку в Японии (Фукуока), самолет списан, люди не пострадали.
На следующий день, утром 28 июня войска Северной Кореи заняли Сеул, вынудив правительство Южной Кореи перебраться в Тэджон (Taejon). 3-я и 4-я северокорейские дивизии, а также 105 танковая бригада, получили почетное наименование "Сеульских".
В этот день свой первый вылет совершили и стратегические бомбардировщики В-29. Вылетев с авиабазы Кадена (Kadena) на Окинаве, 4 В-29 из 19-ой бомбардировочной группы (Bombardment Group (BG)), атаковали железнодорожные мосты и отдельные группы наземных войск вдоль направлений ударов Северокорейских войск. Следуя парами вдоль ж.д. линий на север от Сеула самолеты, как штурмовики сбрасывали бомбы на все, что им подворачивалось под руку. Несмотря на плохую погоду над Японией 18 истребителей обеспечивали прикрытие бомбардировщиков.
Более 30 F-80 с авиабазы Итацуке (Itazuke) опять эскортировали C-54-ые и B-26-ые, осуществлявшие переброску живой силы и гражданских лиц между Японией и Сувоном.
Действуя в июне с авиабаз в Японии, американцы испытывали серьезные трудности с обеспечением, как воздушного прикрытия своих войск, так и оказания адекватного давления на наступающие части северян. Основные задачи по противодействию авиации Северной Корее легли на три эскадрильи всепогодных "Твинмустангов", которые ежедневно могли выставлять в общей сложности едва ли 18-20 боеготовых самолетов. Реактивные "Шутингстары" из-за малого радиуса действия могли находиться над полем боя не более 15-20 минут. Попытки увеличить радиус действия за счет крыльевых баков приводили к авариям и сокращению боевой загрузки. Технические условия на тот период времени практически исключали возможность подвески на них бомб. Типичным боевым заданием "Шутингстаров" являлось боевое патрулирование на высоте 3 тыс. м в районе реки Ханган только с пулеметным вооружением. Кроме того, имелись трудности с экипировкой летчиков реактивных машин (кислородная гарнитура), возникали проблемы с ориентированием пилотов на местности на больших скоростях и при ограниченном времени. Некоторые части (35-я FIW) даже вынуждены были временно прекратить полеты "Шутингстаров". В этой ситуации ВВС ДВЗ США приняли решение вернуть в строй истребительных и истребительно-бомбардировочных эскадрилий поршневые "Мустанги", отправленные прошлой зимой на площадки отстоя при перевооружении на "Шутингстары". Всего по приказу командующего 5 ВА генерала Дж. Стрейтмейера со складов было возвращено около 50 "Мустангов", дожидавшихся отправки в металлолом. В боевых эскадрильях и группах срочно были вооружены и разоруженные "Мустанги" буксировщики мишеней.
Получив разрешение атаковать наступающие колонны северокорейских войск, американские подразделения 8-ой FBW на "реанимированных" "Мустангах" с 28 июня приступили к нанесению ударов по противнику к северу от реки Ханган (с авиабаз в Японии). И первыми попавшими "под раздачу" оказались колонны 1-ой Дивизии южнокорейской армии. Дивизия понесла значительные потери от "дружественного" ракетного и пулеметного огня. Как только самолеты улетели, командир дивизии полковник Пак Сун Юп (Col. Paik Sun Yup) собрал своих офицеров и произнес перед ними воодушевляющую речь, смысл которой сводился к следующему -- "Вот видите! А вы не верили, что американцы будут нам помогать".
Отсутствие четкой системы наведения и целеуказания для воздушных сил привело к тому, что ошибочные удары американских самолетов по южнокорейским войскам, было обычным делом в конце июня -- начале июля 1950г.
28 июня был потерян первый F-82G (бортовой номер 46-358) из 339 всепогодной эскадрильи (AWFS). Осуществляя прикрытие норвежского сухогруза "Рэйнхолт" с беженцами, он разбился в условиях нулевой видимости у Ивакуни (Iwakuni). Первым потерянным в этой войне американским экипажем оказались лейтенанты Вернон Линдвиг (Vernon A.LINDVIG) и Деррелл Сэйра (Derrell B. SAYRE).
В этот же день произошло еще одно событие, поименованное "первым" - первый в истории ВВС США боевой разведывательный вылет на реактивном самолете. Утром, невзирая на висевшую над аэродромом Итацуки низкую облачность, в небо ушел на своем RF-80A лейтенант Брюс Пои (1 Lt. Bryce Poe II). Над Кореей небо оказалось ясным, благодаря чему лейтенант успешно произвел аэрофотосъемку колонн северо-корейских войск, вписав свое имя в историю ВВС США.
Более 20 (по другим данным 12) B-26 из 3-его бомбардировочного крыла (Bombardment Wing (BW)) атаковали депо в районе Мунсан (Munsan) возле 38-й параллели и поезда между Сеулом и границей с Китаем. Результаты опять же первого налета тактических бомбардировщиков на Северную Корею получились достаточно обескураживающими для Американцев. По их отчетам один бомбардировщик (бортовой номер 44-34478) из 13 BS, получивший тяжелые повреждения от огня зенитной артиллерии, упал в море, возвращаясь на авиабазу (АБ) Ашия (Ashiya), экипаж в составе лейтенанта Ремера Хардинга (1lt. Remer L. HARDING) и штаб-сержанта Уильяма Гудвина (SSGT. GOODWIN, William J.) погиб. Второй - (бортовой номер 44-34238) из 8 BS, получив повреждения над целью упал в Желтое море возле острова Чин-до. Удалось спасти только тяжело раненного штурмана -- лейтенанта Гарри Листера (1LT Harry M. LISTER), а пилот -- капитан Рэймонд Циборски (CAPT. Raymond J.CYBORSKI) и стрелок - штаб-сержант Джоз Кампос (SSGT Jose C. CAMPOS, JR.) погибли. Третий бомбардировщик (бортовой номер 44-34379) из 13 BS "по неизвестной причине" совершил вынужденную посадку на Сувоне, и в дальнейшем, чтобы предотвратить захват самолета противником, экипажу пришлось его сжечь.
Командование северокорейских ВВС 28 июня сообщило о крупном воздушном бое своих истребителей с бомбардировщиками противника, в ходе которого было сбито два бомбардировщика (про третий, сожженный на Сувоне, северяне не знали). Видимо для поднятия духа своих граждан было объявлено, что бомбардировщики были четырехмоторные. Создается впечатление, что группа "Инвейдеров" была рассеяна "Яками". Так, самолет капитана Циборски уходил с места боя в сторону Желтого моря, т.е. в противоположную от своей базы в Японии.
Противоречат окончательной официальной американской версией об огне с земли и о технических неполадках более ранние информационные коммюнике штаба генерала Макартура, предоставлявшиеся журналистам в начале войны "по горячим следам" (кстати, эта "порочная" практика довольно быстро была прекращена).
Как передал 28.06.50г. корреспондент агентства "Асошейтед Пресс", штаб Макартура объявил, что самолёты северокорейской авиации уничтожили в Южной Корее 2 американских самолёта. Ещё три американских самолёта совершили вынужденную посадку на Сувоне. Один американский истребитель вернулся в Японию, с повреждениями.
Так что с американской стороны картина воздушного боя выглядела еще более впечатляющей, кроме трех уничтоженных самолетов, еще два бомбардировщика и один истребитель получили повреждения.
В-26 #44-34287 "Old Able" из 13 BG, участвовавший в первом налете 28.06.1950г.
Снимок 15.10.1951г. самолет был поврежден в ночном вылете.
По видимому те же истребители северян, которые атаковали группу "Инвейдеров", совершили налет и на Сувон. Сводка боевых действий за этот день Командования Корейской Народной Армии была опубликована в "Правде" 30.06.50г. -- "28-го июня звено самолётов КНА в районах Кынчен и Кеден, вступили в бой с 4-мя бомбардировщиками противника, которые направлялись бомбить Пхеньян. В результате воздушного боя 1 бомбардировщик был сбит, остальные ушли обратно. Это же звено совершило налёт на аэродром Сувон, и уничтожило два четырёхмоторных самолёта противника и 3 других самолётов противника. Второе звено самолётов КНА, участвовавшее в этом налёте, сбило четырёхмоторный бомбардировщик противника, пытавшийся подняться с этого аэродрома. Кроме того, на аэродроме в Сувоне было уничтожено ещё два четырёхмоторных самолёта противника и 3 лёгких бомбардировщика противника".
Официально потерю самолетов на земле американцы в этот день не подтверждают, возможно, это были связные L-4, L-5 и "Тэксаны" южнокорейских ВВС. Однако, из описанного выше, вполне допустимо, что "Инвейдер", севший на вынужденную в Сувоне, был сожжен вовсе не экипажем. О потере двух американских самолетов на земле во время штурмовки Сувона северокорейской авиацией 28 июня пишет в своей книге "Юг к Нагтонгу север к Ялу" Рой Апплеман, собравший большое количество воспоминаний очевидцев и участников событий. С 28 июня американцы осуществляли интенсивную доставку грузов (в основном боеприпасы) по воздуху из Японии именно на Сувон, используя транспортные С-54 и С-47.
Кроме того, по воспоминаниям одного из ветеранов 13-ой бомбардировочной эскадрильи их часть в этот день потеряла не 2, а три бомбардировщика. "Один из вернувшихся в Японию самолетов был настолько сильно поврежден, что его пришлось списать в утиль". Так что штаб Макартура был прав!
Всего за 28 число наземная авиация 5 ВА совершила 172 боевых самолетовылета.
С 29 июня командование ВВС США Дальневосточной зоны (ДВЗ ВВС), получило разрешение генерала Макартура атаковать территорию Северной Кореи. В перечень главных целей были включены аэродромы базирования ВВС КНДР. Это прямо указывает на то, что в первые дни войны авиация ООН понесла существенные потери от действий северокорейских истребителей, и командование ДВЗ ВВС неоднократно обращалось в выше стоящие инстанции с просьбой разрешить удары по местам их базирования.
Вылетев рано утром из Кадены, восемь B-29 19-й BG разделились и 4 самолета атаковали захваченный противником аэродром Кимпхо, а вторая четверка - железнодорожную станцию Сеула. По отчетам летчиков в Сеуле противник понес значительные потери в живой силе. При возвращении "Суперфортрессов" в Кадену они подверглись атаке истребителей, в результате стрелки бомбардировщиков заявили о двух первых победах в этой войне.
В 16:15 по среднекорейскому времени 18 самолетов В-26 из 3-ей BG поднялись в воздух. Собравшись над морем, они взяли курс на цель - аэродром северокорейских истребителей Хэджу (Haeju, К-19) южнее Пхеньяна. Огонь зенитных батарей северян не отличился высокой точностью. "Инвейдеры" обрушили на стоянки самолетов Як-9 и аэродромные строения груз осколочно-фугасных бомб. Несколько истребителей попытались взлететь для отражения атаки. Один из них сразу попал под пулеметный огонь пикирующего В-26 и рухнул на землю. Второй, видя гибель товарища, скрылся в облаках. После бомбардировки воздушная разведка установила, что на земле уничтожено 25 самолетов, взорваны склад горючего и аэродромные строения. Однако северяне сообщили, что пострадали лишь гражданские самолеты, а военные, рассредоточенные и замаскированные, потерь не понесли.
В-26 так же атаковали мост и переправляющиеся войска северян у реки Хан. Был потерян один В-26 (бортовой номер 44-34339) из 8-ой бомбардировочной эскадрильи (BS) 3-его BW. По докладам товарищей он был поврежден взрывами боезапаса в атакованных вагонах, при снижении зацепился за ЛЭП и разбился в 10 милях северо-западнее Сеула. Экипаж в составе: лейтенанта Чарьлза Аварэлло (Charles AVARELLO) и штаб-сержанта Мауриса Ольсона (Maurice A. OLSON) до сих пор числится пропавшим без вести.
Реальный ущерб от налетов "Инвейдеров" на аэродром Хэджу оказался не столь существенным, т.к. особого снижения активности авиации северян не произошло.
Утром северокорейская авиация вновь бомбила и штурмовала аэродром Сувон и подожгли С-54 ВВС США, находившийся на взлетной полосе (официально американцами не подтверждено). К концу налета появились истребители боевого воздушного патруля. "Шутингстары" из 35-й и 80-й FBS 8-го FBW, доложили о 5-ти сбитых северокорейских самолетах, участвовавших в налете. Лейтенанты Уильям Норрис (1Lt William T. Norris) и Рой Марш (1Lt Roy W. Marsh) претендуют на сбитые в воздушном бою Ла-7 (вероятно ошибочная идентификация Як-11) и Ил-10 соответственно. По другим источникам Норрис относился к 9-ой FBS (49 FBW), временно приписанной к 8-ой FBW.
Потерю С-54 косвенно признал сам генерал Макартур. Утром он со своей свитой на личном С-54 "Батаан" вылетел из Японии с АБ Ханеда в Корею на АБ Сувон. Прикрывали прибытие генерала перебрасываемые в Корею в рамках программы "Bout One" 10 "Мустангов". Самолеты пилотировали американские летчики, будущие инструкторы отряда. При подлете к Сувону генералу доложили, что после утреннего налета в конце ВПП все еще находятся остатки сгоревшего С-54. Обломки создавали 7-ми метровое препятствие на, и без того короткой, полосе. Однако, личный пилот генерала - подполковник Энтони Стори (Lt. Col. Anthony F. Story) подтвердил свой класс, успешно посадив тяжелую машину.
Вряд-ли генерал Макартур остался доволен таким положением дел на единственном в прифронтовой полосе аэродроме. В тот же день сюда был переброшен отряд "Х" (4 зенитных пулемета М55 и 33 человека) из 507-го зенитного дивизиона (507th Antiaircraft Artillery (Automatic Weapons) Battalion). Вечером в 16:15, отражая налет 4 северокорейских самолетов, отряд доложил об одном сбитом и 3 поврежденных. Еще три самолета были обстреляны в 20:05.
В ходе второго за день налета на Сувон, 4 Як-9 северян в течении 15 минут беспрепятственно "утюжили" авиабазу. В результате был сожжен F-82G (бортовой номер 46-364) и только, что прилетевший С-47. Американцы потерю "Дакоты" не признают, однако, о сгоревшем на Сувоне 29-го июня во время второго налета "Яков" С-47 говорит в своих воспоминаниях личный пилот генерала Макартура - подполковник Э. Стори. Сильные повреждения получило также здание аэропорта.
Транспортный С-47, сожженный "Яками" на Сувоне 29.06.1950г.
Находившийся на аэродроме генерал Макартур имел удовольствие наблюдать, как подоспевшие к "шапочному" разбору "Мустанги" из 8-ой FBW атаковали противника. Лейтенант Оррин Фокс (Lieutenant Orrin R. Fox) из 80-й эскадрильи сбил два Яка (по другим сведениям два Ил-10), по одной победе над Як-9 заявили лейтенанты Гарри Сэндлин (Lieutenant Harry T. Sandlin) из 80-й эскадрильи и Ричард Бёрнс (Lieutenant Richard J. Burns) из 35-ой.
Еще один пилот Р-51D "Мустанг": лейтенант Ричард Варне заявил о сбитом Ил-10.
Таким образом, из 4 Як-9 "пять, сбито истребителями, один зенитчиками, три оставшихся повреждены зенитчиками".
Всего за 29-е июня американские пилоты сообщили о 12 сбитых поршневых самолетах северян в воздушных боях (официально зачтено 6) и о 25-ти уничтоженных на земле.
В свою очередь северокорейские пилоты одного Ил-10 и одного Як-9 сообщили, что каждый из них сбил по одному "Мустангу".
В эти первые военные дни ударная авиация северян, как никогда позже, активно действовала по аэродромам противника, отступающим колоннам войск, узлам сопротивления и портам. После массированного удара по порту Инчхон северокорейские летчики доложили о потоплении 11 малотоннажных кораблей южан.
Пилоты F-82-ых из 68-й FAWS, впервые в этой войне применили напалм. В условиях недостаточного насыщения обороны южан противотанковыми средствами и явной нехватки современных танков, применение напалма в скором времени стало основным средством борьбы с северокорейскими танками.
В этот день 68-я эскадрилья истребителей перехватчиков из временного крыла всепогодных истребителей 6160 ABW кроме сгоревшего на Сувоне "Твинмустанга" потеряла еще один, который по неизвестной причине упал в море возле Фукуоко, летчик спасся на парашюте. Возможно, он и был той жертвой, о которой заявляли пилоты Ила и Яка?
8-я эскадрилья тактической разведки (Tactical Reconnaissance Squadron (TRS)) начала фоторазведку Северокорейских аэродромов. Используя, разведчики RB-29 31-я эскадрилья стратегической разведки (Strategic Reconnaissance Squadron (Фоторазведка)), также приступила к действиям в Корее с базы Ёкотоа (Yokota) в Японии.
За 4 дня эвакуации с 26 по 29 июня из Кореи по воздуху было вывезено около 1 000 человек. Генерал Макартур, лично проинспектировав южнокорейскую оборону по реке Хан, доложил в Вашингтон, что удержать ситуацию под контролем без участия американских наземных войск не удастся. Утром 29 июня передовые части 3-й и 4-ой северокорейских пехотных дивизий переправились через реку Хан непосредственно напротив авиабазы Кимпхо и заняли ее.
В том, что северокорейские ВВС все еще полны сил и не понесли существенного ущерба, американцы убедились 30 июня. В этот день авиация КНА нанесла очередной бомбовой удар по аэродрому Сувон. По докладам северокорейских летчиков на земле было уничтожено два четырёхмоторных самолёта ВВС США (указаны как В-29) и 7 истребителей. Конечно, 4 пулемета не смогли обеспечить достойного зенитного прикрытия авиабазы.
На самом деле "Суперфортрессы" никогда не базировались в Корее, и оказаться 30 июня в Сувоне никак не могли. В связи с наступлением северокорейских войск, началась эвакуация АБ Сувон и переброска авиации на аэродром Чинхэ (Chinhae, К-10), расположенный в 11 милях восточнее Пусана. Поэтому в это время на Сувоне находилось несколько транспортных самолетов. Один из взлетающих C-54D (бортовой номер 42-72648) из 22-ой транспортно-грузовой эскадрильи (TCS) 374-го транспортно-грузового крыла (TCW) попал под удар, упал, и сгорел прямо на аэродроме, унеся жизни сразу 23-х американских военнослужащих из числа членов экипажа и пассажиров. Другой C-54D из той же части, также видимо, поврежденный штурмовавшими аэродром истребителями, разбился на подлете к Пусану.
В роли "семи истребителей" выступили, скорее всего, остатки легкомоторной авиации Южной Кореи.
Опять появившиеся лишь к концу налета "Шутингстары" бросились в атаку. Завязался очередной воздушный бой. Пара "Яков", уверено взяв инициативу в свои руки, атаковала два F-80 из 36-ой FBS 8-ой FBW, которые пилотировали лейтенанты Джон Томас (1Lt John B. Thomas) и Чарльз Вурстер (1LT. USAF Charles A. WURSTER). Вурстер, используя преимущество "джета", в скорости вышел из-под удара и занял выгодное положение для атаки. Лейтенанту не составило особого труда сбить Як-9. Летчик поршневого истребителя выпрыгнул из кабины, но его парашют не раскрылся. В свою очередь лейтенант Томас заметил противника только после того, как ведущий пары проорал ему по рации: "Бандит на шести часах". Томас оторвался от противника и стал пытаться зайти Яку в хвост. К удивлению американцев, северокорейский пилот вовсе не спешил уносить ноги, а стал навязывать тактику маневренного боя на виражах. Тем не менее, Томас все-таки смог достать своего противника. В небе Сувона раскрылся купол парашюта - летчику второго "Яка" повезло больше. Как дополнительное подтверждение победы Томас сделал несколько проходов мимо парящего корейца и отснял его фотопулеметом. В своих рапортах о проведенном бое оба американца отметили агрессивность и летное мастерство летчиков "Яков". Общественное мнение эскадрильи решило, что были сбиты два ветерана Второй мировой войны, сражавшиеся в составе ВВС императорской Японии. Это действительно могли быть пилоты, пересевшие с "Зеро" на "Яки", однако с таким же успехом и "советские" корейцы.
Благостную картину официальных отчетов американских летчиков о полном доминировании нарушает заявление северокорейцев о двух, сбитых в этом бою F-80C.
Вот как об этом бое рассказывают добровольные историки 8-го крыла, ветераны Корейской войны, капитан Скотт Миллер (Capt Scott Miller) и сержант Джон Салливан (John Sullivan).
"30-го июня наши самолеты атаковали сортировочную станцию возле Сувона. Два летчика едва избежали смерти. "Шутингстар" лейтенанта Джон Томаса был поврежден зенитным огнем, а Эдвина Джонсона натянутым тросом. На самолете Джонсона оба крыльевых бака и законцовки крыльев были оторваны. В каждом крыле зияло по три четыре рваных сквозных пробоины. Козырек и фонарь были снесены. Верхняя часть руля направления и вертикальный стабилизатор срезаны, так же как и половина левого руля высоты и горизонтального стабилизатора. На высоте 13 000 футов (4,2 км.) у самолета отвалился хвост, и Джонсон был вынужден прыгать. Покидая самолет, он ударился о правый стабилизатор, который так же отвалился. Приземлившись вблизи Сувона, летчик был подобран и переправлен на Итацуке, отделавшись ужасной головной болью".
Вот так, ни упоминаний про бой с истребителями противника, ни "бандита" на шести часах у Томаса (которого он даже не заметил), Джонсон задевает у самой земли за трос и получает множественные повреждения самолета (оба крыла, хвост, верхняя часть фюзеляжа), поднимается на разваливающемся самолете на 4 тысячи и выпрыгивает... Описанные повреждения мало соответствуют повреждениям от проводов (сквозные дыры в крыльях?), и напротив, очень похожи на повреждения, полученные в результате расстрела с близкой дистанции зазевавшегося новичка. И какую такую сортировочную станцию возле Сувона американцы атаковали, если северокорейские войска в этот день только переправлялись через реку Хан?
Американское командование признает потерю одного истребителя, открывшего длинный список потерь самолетов этого типа в Корее. Правда, по американской версии F-80C (бортовой номер 49-603) из 36-ой FBS 8-ой истребительно-бомбардировочной группы (FBG), пилотируемый лейтенантом Эдвином Джонсоном (1LT Edwin T JOHNSON), был сбит зенитной артиллерией в двух милях северо-восточнее Сувона (упоминаний о проводах уже нет).
По горячим следам штаб Макартура признал потерю и второго F-80. 1 июля в Нью-Йорке Представитель Министерства Обороны США, заявил, что за последние 24 часа во время воздушных операций в Корее ВВС США потеряли 2 реактивных истребителя F-80 и 1 бомбардировщик B-26. Однако в окончательный список потерь второй "Шутингстар" не вошел. Поврежденный огнем с земли B-26 (хвостовой номер 44-34277) в последствии был отремонтирован.
Принимая во внимание то, что в это время "Шутингстарам" хватало забот с активно действовавшей авиацией северян, и они работали, как чистые истребители, а не штурмовики, а также неукротимое стремление американского командования списывать большинство своих потерь на безличный "огонь с земли", корейская версия о победе над ними в воздушном бою, не выглядит такой уж невозможной. Летчики 36-ой эскадрильи вели бой с "Яками" над Сувоном, наземных войск северян здесь еще не было, да и трудно представить себе зенитную артиллерию, ведущую огонь по самолетам, сцепившимся в "собачьей свалке". Косвенно это подтверждает и признание американскими пилотами мастерства противника. Американское командование можно понять, признать потерю современных реактивных самолетов в бою с устаревшими поршневыми... это скандал.
Северокорейская сторона, также утверждает, что 30 июня ее истребители кроме боя с "Шутингстарами" вылетали и для противодействия группе "Инвейдеров". В бою с ними участвовал корейский ас Ли Дон Гю, который по возвращению на базу заявил о двух сбитых бомбардировщиках. Так что версия о повреждении B-26 No 44-34277 огнем с земли опровергается северянами.
На 30 июня ВВС ДВЗ запланировали бомбовый удар по аэродрому Вонсан. Такое решение было связано с попыткой ослабить давление ВВС КНА на отступающие войска ROC. Однако, утром пришло сообщение о начале форсирования реки Ханган северокорейскими войсками. Всего на авиабазе Кадена находилось 18 В-29 и 15 "стратегов", не меняя бомбовой нагрузки, вылетели для атаки переправ.
Всю неделю июньских боев на корейский полуостров не было переброшено ни одной авиационной части ООН. "Шутингстары", вылетая с баз в Японии, могли находиться в районе патрулирования весьма ограниченное время. Количество "Твинмустангов" было недостаточно для прикрытия всех объектов. Авианосцы, также только подтягивались к берегам Корейского полуострова. Поэтому северянам в эти дни удавалось наносить по войскам южан достаточно чувствительные бомбоштурмовые удары. Истребители ПВО постоянно опаздывали с перехватом групп ударной авиации КНА и в лучшем случае успевали "отработать" по уходящему противнику. В результате северянам удалось практически полностью уничтожить легкомоторный парк ROKAF, нанести существенные потери авиации USAF, и в значительной степени нарушить режим эксплуатации передовых аэродромов.
Всего за 6 дней воздушных боев в июне 1950г. американцы подтверждают потерю по разным причинам 12 самолетов, в том числе: 3 транспортника, 5 "Инвейдеров", 3 "Твинмустанга" и 1 "Шутинг Стар". В том числе от действий северокорейской авиации американцы признали потерю одного С-54 в воздухе, еще одного на земле и "Твинмустанга" на земле.
Приведенный выше анализ боев, позволяет уверенно утверждать, что реально за это время было потеряно минимум 17 самолетов. Причем "Соколы" Ким Ир Сена сбили в июньских воздушных боях не менее 8 самолетов ВВС США (4 В-26, 2 С-54, 1 F82 и 1 F-80), и еще 5 самолетов были уничтожены ими на земле (3 С-54, 1 F-82G и 1 С-47). Так же на земле было уничтожено порядка 30 самолетов Южнокорейских ВВС. Еще один "Шутингстар" и В-26 были сильно повреждены в боевых вылетах 30 июня, и, скорее всего, также в воздушных боях. Два самолета (F-82G и В-26) погибли по иным причинам.
Насколько известно, в ВВС КНДР не существовало самого понятия "ас", учет сбитых самолетов в индивидуальном порядке не велся, приоритет же отдавался не воздушным боям, а штурмовым и бомбовым ударам. Наиболее известными летчиками истребителями в северокорейских ВВС в начале войны были Ким Гин Ок, Ли Мун Сун, Ли Дон Гю (командир истребительного полка), и Со Чу На.
Северяне по отчетам американских пилотов потеряли 21 самолет в воздушных боях и 25 на земле. Проверить эти данные по северокорейским источникам пока не представляется возможным, но можно с уверенностью сказать, что цифры будут значительно меньше.
К концу месяца за неделю боев южнокорейская армия безвозвратно (убитыми, пленными, пропавшими без вести) потеряла до 50% личного состава. Из 54 тысяч человек отступивших к югу за реку Ханган только 30% сохранили личное оружие. Из-за поспешного взрыва мостов, все тяжелое вооружение было брошено в Сеуле. Вся авиация была либо уничтожена, либо захвачена. Большая часть летного и технического персонала сгинула в водовороте беспорядочного отступления. Таким образом, следует признать, что, то для чего авиация КНА была предназначена она выполнила на все 100%. Далее от нее потребовалось "чуть-чуть больше". Полномасштабное вступление в воздушные бои "тяжеловесной" группировки авиации союзников, не оставляла ни каких шансов северокорейской авиации, находившейся в "весе пера", однако и чести "тяжеловесу" такая победа врядли прибавляла.
Июль 1950г.
Понимая, что базируясь в Японии авиация союзников не сможет эффективно прикрыть от ударов северян свои аэродромы, транспортные коммуникации и войска, в июле командование ВВС США начали переброску истребительных частей непосредственно на Корейский полуостров. Для усиления ударов по территории Северной Кореи на театр боевых действий были перебазированы еще две стратегические бомбардировочные группы В-29.
Первой настоящей истребительной частью, появившейся в Корее, стал смешанный американо-корейский отряд "BOUT ONE" майора Д. Хесса (10 "Мустангов"), перелетевший на Тэгу 30 июня.
Известный мустанг No18 из 1 эскад-рильи ROKAF, на котором летал майор Д. Хесс. Бывший номер USAF 44-74692, переданный корейцам по проекту "Bout One" 8 октября 1950г. До этого самолет эксплуатировался в 182 FIS авиации национальной гвардии Техаса.
На правом борту под кабиной надпись -- "Last Chance"- последний шанс.
Для противодействия поршневым северокорейским самолетам американцы подтянули с Филиппин в Японию, а позже и в Корею две истребительные группы на "Мустангах". 35-ю группу истребителей перехватчиков (Fighter Interceptor Group (FIG)) в начале месяца и 18-ю FBG в конце июля.
Под базирование истребителей были отведены наиболее подготовленные аэродромы Тэгу (Taegu, K-2) и Ёнил (Yonil) южнее Пхохана (Pohang, K-3). Транспортные С-47 использовали аэродром Пусана (Pusan-West, К-1), а четвертый аэродром -- Сунчхон (Sachon, К-4) использовался для аварийных посадок.
1 июля не встречая противодействия южан, авиация КНА продолжала наносить бомбоштурмовые удары по отступающим войскам союзников. 1 июля в Сводке боевых действий Командования Корейской Народной Армии, опубликованной ТАСС сообщалось -- "Пхеньян 1-го июля. Несмотря на неблагоприятную погоду, авиация КНА вступила в воздушный бой с противником и прикрывала продвижение войск КНА".
По воспоминаниям командира передового отряда 24-ой дивизии подполковника Чарльза Смита (Lt. Col. Charles B. Smith) в начале июля северокорейские самолеты безраздельно хозяйничали в небе над Сувоном.
В этот день "Суперфортрессы" 19 BG вновь атаковали мосты через Ханган.
2 июля при налете на район Сеула ООН-овской авиацией потерян один В-26 (бортовой номер 44-34368) из 8-ой BS 3-го BW. По официальным данным "из-за нехватки топлива" самолет при возвращении на АБ Ашия упал в воду возле Фукае-Шима (Fukae-shima). Пилота - лейтенанта Джэка Эно (1LT Jack B. ENO) спасли связисты, с расположенной рядом радиолокационной станции, а штаб-сержант Роберт Флюк (SSGT Robert W. FLUKE) погиб.
Понятно, что потеря топлива, как правило, связана с боевыми повреждениями. Отсутствие ссылок на огонь с земли, скорее всего, указывает на действия истребителей противника.
В-29 19 BG наконец совершили налет, направленный на подавление активности авиации КНА. Атаке подверглось летное поле аэродрома Янпо в районе порта Хыннам (восточное побережье).