ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Гутян Юрий Станиславович
"Уйти, чтобы вернуться...". Иллюстрации и комментарии

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 8.44*17  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Много вопросов. Отвечаю таким образом


Юрий Гутян

"Уйти, чтобы вернуться...". Иллюстрации и комментарии

Предыстория.

   19 августа 2004 года
   "Кузнецов" вновь обрел крылья
   Сергей ВАСИЛЬЕВ, Роман ФОМИШЕНКО. "Красная звезда".
  
   В Баренцево море вышел флагман Северного флота - тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". Последние годы единственный в нашей стране авианосец, которым командует капитан 1 ранга Александр Шевченко, практически постоянно находился у причала мурманского 35-го судоремонтного завода Министерства обороны РФ, где на нем велись ремонтно-восстановительные работы.
   По словам начальника управления боевой подготовки СФ контр-адмирала Валерия Агафона, главная задача, поставленная экипажу "Адмирала Флота Советского Союза Кузнецова" на период выхода в море, -- проверка ходовых качеств ТАВКР, доводка навигационных и радиотехнических комплексов, замер физических полей корабля и его маневренных элементов, а также обеспечение подготовки летчиков 279-го корабельного истребительного авиационного полка ВВС СФ к полетам на авианосец.
   В самые ближайшие дни строевые летчики проведут первые посадки уже на "Кузнецов". 12 летчиков, ранее уже работавших с палубы авианосца, и еще 12 молодых летчиков прошли соответствующую подготовку на наземном тренажере "НИТКА". А первыми "оседлали" ТАВКР и затем уверенно взлетели с него два летчика-испытателя из Государственного летнего испытательного центра (ГЛИЦ) - Герой России полковник Александр Раевский и полковник Владимир Петруша.
   Испытатели были всегда рядом со своими военными коллегами - на начальных этапах освоения самолета четвертого поколения Су-27К (сегодня -- Су-33), во время изучения его тактико-технических и летных характеристик, первых посадок на корабль. Они приходили на выручку и в самые тяжелые для полка годы, когда из-за долгой полярной ночи и урезанных лимитов топлива в конце 90-х годов корабельные летчики то и дело теряли допуски к самостоятельным полетам.
   Не оставили испытатели североморцев и в этот раз, когда объективные трудности лишили палубников возможности летать с корабля в течение томительных четырех лет.
   Наряду с авиакрылом авианосца активно наращивает свою боевую готовность его основной экипаж. В частности, успешно выполнены стрельбы зенитными и ракетно-артиллерийскими комплексами "Кортик" и "Кинжал". То есть, как подчеркнул контр-адмирал Валерий Агафонов, идет активная подготовка ТАВКР к выполнению им задач по предназначению. Как только "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" закроет вторую курсовую задачу, а затем отработает совместно с другими кораблями плавание в ордере, он войдет в так называемую "первую линию" флота - состав сил постоянной готовности. С последующей, так сказать, перспективой, которая, судя по всему, может быть очень многообещающей.
   Напомним, по заявлению главнокомандующего ВМФ РФ адмирала флота Владимира Куроедова нынешней осенью ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" с авиакрылом на борту и в сопровождении отряда боевых кораблей и судов обеспечения Северного флота планируется на боевую службу в высокие широты Атлантики. И, как видно, североморцы полны желания уйти в дальний океанский поход, возглавляемые именно флагманом - ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов".
   Это важно сделать еще и потому, что до настоящего времени наш авианосец выполнил задачи только одной боевой службы далекой зимой 1995 - 1996 годов.
  

Немного истории или кто такой "Адмирал Кузнецов"

   А. Б. Морин (Невское ПКБ)
  
   ТАВКР "АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ"
  
  
   Разработка тяжёлого авианесущего крейсера проекта 1143.5 "Рига" началась в Невском проектно-конструкторском бюро в ноябре 1977 года под руководством главного конструктора О.П.Ефимова (летом 1979 года его сменил А.Б. Морин, в декабре 1979 года - В.Ф.Аникеев, в 1986 году - П.А.Соколов, в 1989 году - Л.В.Белов). По сути, это был новый корабль. При его создании широко использован опыт разработки авианосцев проектов 1153 и 1160. Первоначально предполагалось установить на нём паровую катапульту, но позже проект был переработан под трамплин. Разработка эскизного проекта (10 вариантов) завершилась 23 июля 1980 года. После множества согласований и внесения изменений проект был окончательно утверждён 7 мая 1982 года.
   Впервые на отечественном корабле установлены аэрофинишёры, оптическая система посадки "Луна" и боковые самолётоподъёмники. Одновременно с разработкой корабля шла доводка палубных самолётов, для чего в Крыму на аэродроме Ново-Фёдоровка (г. Саки) построен полигон со стальным лётным полем в виде корабельной палубы НИИТКА (наземный испытательно-тренировочный комплекс авиации).
   1 сентября 1982 года ТАКР "Рига" (заводской N105) заложен на Черноморском судостроительном заводе N444 в Николаеве и 26 июля зачислен в списки кораблей ВМФ. 26 ноября 1982 года переименован в "Леонид Брежнев". Спущен на воду 6 декабря 1985 года. 11 августа 1987 года переименован в "Тбилиси", 4 октября 1990 года - в "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". Вступил в строй 25 декабря 1990 года и 20 января 1991 года вошёл в состав Краснознамённого Северного флота. При этом доводочные работы продолжались до 6 мая 1991 года.
   ТАКР "Адмирал Кузнецов" от предшественников отличает увеличенная полётная палуба и наличие трамплина (угол схода 14®) в носовой части. Корпус высокобортный, изготовлен из стали по продольной системе набора. Дно двойное по всей длине. Корпус имеет 9 палуб. Надстройка ("остров") смещена к правому борту. В кормовой части корпуса размещена оптическая система посадки "Луна-3". Энергетическая установка аналогична ТАВКР "Адмирал Горшков", но отличается увеличенным запасом топлива. На борту могут базироваться 26 самолётов (Су-33 и МиГ-29К) и 24 вертолёта (18 Ка-27 и Ка-29, 2 Ка-27ПС, 4 Ка-31) (по состоянию на март 1996 года на борту имелось 15 Су-33, 1 Су-25УТГ, 11 Ка-27, 1 Ка-31). Для размещения авиатехники под главной палубой имеется ангар (153x26x7,2 м). Для перемещения ЛА по ангару используется полуавтоматическая система цепной транспортировки (тягачи применяются только для подачи ЛА на платформы лифтов). В целях противопожарной безопасности ангар может разделяться огнестойкими складными шторами на 4 отсека. Топливные цистерны и погреба боезапаса имеют коробчатую броневую защиту. Противоторпедная защита шириной 4,5 м состоит из 3 продольных переборок (вторая - многослойная бронированная). Спасательные средства включали в себя большой корабельный командирский катер пр. 1404, 2 рабочих катера пр. 1402Б, 2 шестивёсельных яла пр. ЯЛ-П6 и 240 плотиков ПСН-10М в контейнерах.
   Вооружение корабля состоит из 12 пусковых установок 4К80 ПКРК "Гранит", 4 шестиствольных пусковых установок ЗРК "Кинжал" (192 ракеты), 8 пусковых установок "Кортик" (256 ракет), 6 шестиствольных 30-мм артиллерийских установок АК-630М (48000 снарядов), 2 установок РБУ-12000 "Удав". В состав радиоэлектронного оборудования входят: БИУС "Лесоруб", многофункциональный комплекс "Марс-Пассат", трёхкоординатная РЛС "Фрегат-МА", РЛС обнаружения низколетящих целей "Подкат", навигационный комплекс "Бейсур", комплекс связи "Буран-2", РЛС управления полётами "Резистор", средства РЭБ "Созвездие-БР", ГАС "Звезда-М1" и др. (всего 58 наименований).
   1 ноября 1989 года впервые в СССР на палубу "Тбилиси" совершил посадку по-самолётному истребитель Су-27К (лётчик-испытатель В.Г.Пугачёв). В этот же день с палубы впервые взлетел с использованием трамплина МиГ-29К (лётчик-испытатель Т.О.Аубакиров). 1 августа 1990 года начались государственные испытания. В ходе испытаний пройдено 16200 миль, совершено 454 полёта самолётов. В мае 1990 года корабль был временно включён в состав 30 дивизии надводных кораблей КЧФ. 1-20 декабря 1991 года крейсер совершил переход вокруг Европы в Североморск.
   Корабль был включён в состав 43 дивизии ракетных крейсеров с базированием в Видяево. Строевые лётчики 279 иап под командованием Героя РФ Т.А. Апакидзе освоили полёты с палубы в 1994 году. 23 декабря 1995 - 22 марта 1996 года "Адмирал Кузнецов" совершил поход в Средиземное море с 15 самолётами и 11 вертолётами на борту. Всего пройдено 14156 миль, выполнено 524 полёта самолётами и 996 вертолётами. Во время похода нанесены визиты в Тартус (Сирия, 29.01--02.02.1996) и Ла-Валетту (Мальта, 17--18.02.1996). После возвращения прошёл плановый ремонт на СРЗ-35 в Росте. С августа 1998 года обеспечивал боевую подготовку палубной авиации. В октябре 1999 года обеспечивал лётные испытания самолёта Су-27КУБ. Осенью 2000 года вновь прошёл ремонт на СРЗ-35. 27 сентября - 24 октября 2004 года участвовал в учениях КСФ в северо-восточной Атлантике. За время службы кораблём командовали: капитан 1 ранга В.С.Ярыгин, контр-адмирал А.В.Челпанов, капитан 1 ранга А.В. Турилин, капитан 1 ранга А.П.Шевченко.
  
   Биографическая справка
   Кузнецов Николай Герасимович (24.07.1904 - 06.12.1974) - советский флотоводец, Герой Советского Союза (1945), Адмирал Флота Советского Союза (1955). Родился в деревне Медведки ныне Котласского района Архангельской области. На флоте с 1919 года. Окончил ВМУ им. М.В.Фрунзе в 1926 году и ВМА в 1932 году. Участник Гражданской войны. Был матросом Северо-Двинской военной флотилии. С 1926 года служил на кораблях Морских сил Чёрного моря. С 1932 года был помощником командира, а с 1934 - командиром крейсера "Червона Украина" (ЧФ). С 1936 года военно-морской атташе и главный военно-морской советник в Испании, руководил советскими моряками-добровольцами, участвовавшими в национально-революционной войне испанского народа. С 1937 года был зам. командующего ТОФ. В 1939-1946 годах нарком ВМФ СССР, главком ВМФ. Участвовал в Ялтинской и Потсдамской конференциях глав правительств СССР, США и Великобритании (1945). С 1947 года начальник Управления ВМУЗ, с июня 1948 года зам. главкома войсками Дальнего Востока по ВМС, с февраля 1950 командующий ТОФ. В 1951-1953 годах военно-морской министр, в 1953-1956 - первый зам. министра обороны СССР - главком ВМФ. В 1956 году понижен в звании до вице-адмирала и отправлен в отставку. Восстановлен в звании Адмирала Флота Советского Союза в 1988 году (посмертно). Был членом ЦК ВКП(б) в 1939-1955 годах. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1, 2 и 4 созывов.
  
   Тактико-технические данные:
   Водоизмещение, т:
   полное 70500
   стандартное 55000
   Габариты, м:
   длина 304,5
   ширина по КВЛ 38,0
   осадка 10,5
   Ширина полётной палубы, м75,0
   Мощность ПТУ, л.с. 4х50000
   Скорость хода, уз.:
   максимальная 32,0
   экономическая18,0
   Дальность плавания экономическим ходом, миль 8000
   Количество самолётов, шт. 26
   Количество вертолётов, шт. 24
   Запас авиационного топлива, т 2500
   Экипаж, чел. 1980
   в том числе офицеров 520
  
   Литература
   Бережной С.С. Советский ВМФ 1945-1995 // Морская коллекция. - 1995. - N1.
   Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев / Под ред. А.Е.Тараса. - М.: АСТ, Мн.: "Харвест", 2002. - С. 342-344.
   Боечин И. Первый российский // Техника - молодёжи. - 2004. - N6. - С. 40-41.
   Заболоцкий В.П. Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" // Морская коллекция. - 2005. - N7.
   Мельников С. Су-33 на палубе авианосца // Крылья Родины. - 1999. - N7. - С. 15.
   Морин А.Б. Корабельная авиация и авианесущие корабли отечественного флота / Крылья над морем. - М.: "Мир авиации", "Техника - молодёжи", 1994. - С. 35-52.
   Морин А.Б. Романтика двух стихий // Вестник авиации и космонавтики. - 1997. - Вып. ноябрь-декабрь. - С. 76-77.
   Морин А.Б. Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" // Гангут. - N11.
   Никольский М.В. Развитие авианосцев после Второй мировой войны. Авианосцы СССР и России // Техника и вооружение. - 1998. - N5-6. - С. 10-17.
   Никольский М.В. Современные авианосцы. - М.: "Астрель", АСТ, 2001. - С. 109-114.
  
   Источник: газета "Военно-промышленный курьер". 2006 год

 []

"Адмирал Кузнецов" у причала в Видяево. Фото С. Шульгина. 1996 год.

   Так как в основу повести "Уйти, чтобы вернуться..." легли события боевой службы авианосца "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" 2004 года, позволю себе именно этим сроком закончить описание краткой истории корабля и связанных с ним событий. У автора много материала. Еще больше его в вездесущем Интернете. Стоит набрать в поисковой системе "Адмирал Кузнецов", и....
   Но это будет совсем другая история.
  

Часть первая. Три дня на боевой службе.

День первый.

 []

Неласковое Норвежское море

 []

Штормит однако...

 []

И сильно штормит...,

 []

По-взрослому!

 []

Последствия шторма. Вид из иллюминатора. Фото Ю. Гутян

 []

После шторма. Готовимся к полетам.

День второй. Полеты.

  
   О полетах на "Адмирале Кузнецове" говорить и писать можно бесконечно, как бесконечно само море. Это нужно видеть и слышать. Желательно собственными глазами. Но не у всех есть такая возможность. Увы....
   Описав этот процесс в повести, автор решил проиллюстрировать его посредством фотографии, выделив наиболее яркие моменты.
  

 []

Утро на палубе "Адмирала Кузнецова".

 []

МСК - морской спасательный комплект.

    []
 []

Встреча на стартовой позиции и...... Влет!

 []

Взлет Су-33. Началась летная смена. Разлетелись кто куда...

 []

Опустела полетная палуба...

 []

Налетались. Возвращаются....

 []

Заход на посадку.

 []

Внимание! Посадка! Есть зацеп!

 []

Еще посадка. За речкой его называли "Грач", а здесь Су-25УТГ.

 []

Посадка "спасателя" Ка-27ПС. Конец полетов.

 []

Н. Куклев, В. Доброскоченко, Ю. Антипов, С. Рассказов на полетной палубе тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов".

Разговор после бани.

   Взявшись за труд проиллюстрировать повесть "Уйти, чтобы вернуться...", автор и не подозревал, что это - не такой уж и простой труд. Кажется, чего уж проще? Читай текст и, копаясь в своем фотоальбоме, копируй их. Ан - нет. Не выходит так! Посмотрел, вспомнил и задумался....
   Но это - мое. Может кто-то вспомнит и свое?
  

 []

"Дворец Амина". Здесь размещался КП ВВС 40 Армии. Вид со стороны шестого модуля. Фото Ю. Гутян

    []

Возвращение после "Магистрали". В центре В.А. Востротин. Справа ваш покорный слуга в танковом шлемофоне с вертолетной гарнитурой. Еще правее знакомый читателям по рассказу "Ключ на 17" прапорщик Адамчук. Слева авианаводчики: в первом ряду С.Шаповалов, над ним В.Котляр. Фото не помню чье, но печатали с Сергеем Шаповаловым в Баграме через неделю после возвращения.

 []

Дорога на Саланг проходила близко к Чарикарской "зеленке". Начиналось все довольно мирно. Фото Ю. Гутян.

 []

Справа тот самый "комсомолец"... Фото Ю. Гутян

 []
 []

А горы все ближе и ближе... Фото Ю. Гутян

 []

Как люди здесь живут? Фото Ю. Гутян

 []

И живут все-таки... Фото Ю. Гутян

 []

А так служат... "шурави". Фото Ю. Гутян

 []

Дорога петляет... фото Ю. Гутян

 []

Скалы нависают. Фото Ю. Гутян

 []

...Здесь живет Смерть! Фото А. Кузнецова

 []

Почти у цели. Первая галерея. Фото Ю. Гутян

 []

Галереи Саланга. Фото А. Кузнецова

 []

Вернулись... спустя полтора суток. Я обернулся: пылит колонна... Фото Ю. Гутян

Часть 1: Между прошлым и настоящим.

  
   В дальнем походе на "Адмирале Кузнецове" времени свободного очень мало. Исключения составляют дни с плохой погодой. Тогда нет полетов. Впрочем, их иногда не бывает и при хорошей погоде. Поневоле все чаще выглядываешь в иллюминатор, но там идет бесконечный сериал о море....

 []

Фрагмент стенгазеты удачно передает настроение, когда все надоедает. Даже море....

 []

Иногда нахлынут воспоминания. СКР "Пылкий" на боевой службе 1995-96 года. Средиземное море.

 []

По прогнозу погода сегодня будет. Начинается подготовка к полетам. Из ангара на полетную палубу поднимаются самолеты. Су-25УТГ.

 []

Подошла очередь и Су-33 подниматься из ангара на полетную палубу.

 []

Разведчиком погоды сегодня будет Ка27ПС. Подозрительно близко подошел РКР "Маршал Устинов".

 []

Самолеты на стартовых позициях....

 []

Взлет!

 []

Знакомый по Афгану сюжет....

 []

Метеорология - наука относительно точная. Низкая облачность прогнозировалась, но уж больно она низкая. Полеты закрыли вовремя.

 []

Появляется свободное время. Иду в каюту психологической разгрузки. Меня исследуют А. Писарев и Ю. Бубеев.

 []

Можно посетить спортзал. Годы идут, а на дембель пока еще не хочется.

   А перед сном бывает, нахлынут воспоминания. Чаще всего вспоминается Суворовское училище, начало службы и Афган:
  

 []

Наш 3 взвод 3роты. Калининское СВУ. 1980 год. В центре командир роты подполковник Котиков и офицер-воспитатель капитан Ермошкин.

 []

3960 метров над уровнем моря. Слева ваш покорный слуга, а справа - упоминаемый в первой части повести О. Борисов. Пагман. Июнь 1987 года.

Часть 2. У берегов Исландии.

  
   "Наконец-то счастье привалило: по плану боевой службы авианосец "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" после двухнедельного перехода, стрельб, полётов и штормования стал на якорь в виду Исландии, у северо-восточных её берегов.
   Оторванный от чтения очередной книги грохотом цепи при опускании многотонного якоря, я выглянул в иллюминатор..." - так начинается вторая часть повести. В ней автор описал небольшой эпизод личных переживаний, навеянных неожиданной встречей с радиостанцией Р-853м - родной сестры той самой "авианаводческой" радиостанции, с которой пришлось впервые повстречаться и сродниться "за речкой". Было все примерно так:

 []

На горизонте берег Исландии - дикий, неприступный. После длительного перехода, когда уже давно, кроме то спокойного, то бушующего моря, да редких кораблей на горизонте ничего не было видно, он приятно радует глаз.

 []

Море такое, как и везде, но ободрало нас штормами хорошенько...

 []

Немного воображения, и может показаться, что ты находишься не на палубе авианосца, в виду чужих берегов, а на высокогорном аэродроме.

 []

Не успели стать на якорь, как из иллюминаторов в воду полетели рыболовные снасти. Осерчал старпом. Речь на построении была краткой, но суровой. Хотя казалось, что вывести его из себя невозможно...

 []

Якорные дни - это не только отдых, но и подготовка к предстоящим полетам.

   Лежит Старая Знакомая на секретере, будоражит память. Не дает уснуть....
  

 []

Игорь Больбатов - мой инструктор на первых в моей жизни боевых. Нам пришлось тогда с ним поработать в Чарикарской "зеленке".

 []

   "...В дверях обернулся и посмотрел на фотографии жены и дочки, прикрепленные к стене, над моей койкой, стараясь запечатлеть в памяти выражение их глаз....
   До встречи, мои родные! Все будет хорошо", - так написано в повести.
   На фотографии комната авианаводчиков в Баграме. Модуль 2аэ "Грачей". Именно такой вид открывался от входной двери. В правом нижнем углу видна койка автора с фотографиями родных....
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Часть 2. Учения.

   По прошествии неполных четырех лет после встречи со Старой Знакомой, как я окрестил переносную радиостанцию Р-853м, много воды утекло, много произошло, но мысленно я часто возвращаюсь к тем событиям. Работать было легко. Здесь и механическая память помогает: извлекаешь из карманчика на чехле гарнитуру, а руки сами включают ее, и глаз привычно косится на индикатор разряда аккумулятора... . Но услышишь в наушнике знакомое до боли шипение и молодеешь на двадцать лет. Этакая машина времени включается.
   Как там, в повести, было? А в жизни?

 []

Небольшая тресочка. Конечно, не окунь, как у Славы, но на "жареху" вполне сгодится. Особенно если ее много. Особенно, если это не тресочка, а приличная треска.

 []

На этот раз рыбалка оказалась более удачной.

   Если на следующий день нет никаких серьезных мероприятий, то после рыбалки можно немного и расслабиться. Понимаю, Корабельный Устав сурово заявляет: "Нельзя!", но ведь в Афгане тоже было нельзя. Даже Постановление Партии и Правительства по этому поводу свирепствовало по необъятным простором СССР и везде, где бы не служил советский человек.

 []

Напоминание у входной двери в комнате Баграмских авианаводчиков, вызывавшее умиление у местных политработников.

 []

Владимир Протасевич - офицер, которому в каюте автора всегда рады.

 []

Друг автора Алексей Омелин, как только стало известно о предстоящих учениях, предупредил, что на баркасе пойдем вместе.

   Никогда не думал, что когда-нибудь еще, особенно, проходя службу на флагмане Российского флота авианосце "Адмирал Кузнецов", автору придется тряхнуть стариной и снова поработать в качестве авианаводчика.
  

 []

Так было "за речкой". Снимок сделан в августе 1987 года на очередных боевых, у кишлака Тахар Об, где-то между Кундузом и Файзабадом.

 []

Двадцать лет спустя. Такая же радиостанция, похожая работа, только вместо гор Гиндукуша вокруг простирается совсем неласковое Северное море....

   Руководителю полетами глядеть на наши художества и акробатические изыски автора посреди моря совсем невесело. Кончики усов опустились. Видать переживает...

 []

Владимир Михайлов в "лузе" - отдельной выгородке командно-диспетчерского пункта авианосца. Фото сделано с обходного мостика.

   Завершились учения. Чувствуется усталость, но настроение превосходное, как бывает только после хорошо выполненной трудной работы. Знакомые ощущения....

 []

После "боевых". Слева направо: Ю. Гутян, Н. Карасев, А. Кузнецов, И. Больбатов. Афганистан. Пагман. Июль 1987 года.

 []

После учений. Теперь можно и сдать Старую Знакомую связистам. Она выполнила свою задачу: отработала без замечаний. Не хочется расставаться из-за воспоминаний, что породила нежданная встреча с ней.

Части 3, 4. Аналогии.

   Полеты, учения, вахты, спорт, сеансы релаксации, беседы, разговоры - это далеко неполный перечень того, чем занят автор на боевой службе вдали от родных берегов. Если писать только о службе, то будет неправильно. Ведь жизнь моряка - это не только служба. Даже в море. Есть еще и занятия "для души", но если большая часть жизни проходит в погонах, и судьба бросала вас по необъятным просторам Родины и не только, то волей-неволей находишь аналогии и среди обыденности видишь красоту.
   Вот взять ночные полеты на авианосце. Описать это трудно и, пожалуй, из-за скудности языка невозможно. Это нужно видеть.

 []

Вертолет Ка-27 производит посадку на палубу авианосца "Адмирал Кузнецов". Это трудно, но красиво. Где еще такое увидишь?

 []

Из-за ночной темени увиденное иногда кажется чем-то нереальным, даже фантастичным. Вот обыкновенный взлет вертолета с полетной палубы авианосца. Но эта картина мысленно уносит в далекое будущее....

 []

Полетная палуба ночью поражает своими размерами. Может это оттого, что по световым ориентирам невозможно определить расстояния? Два светлых окна в надстройке - Ходовой пост и Командно-диспетчерский пункт.

   Утром выйдешь на палубу, осмотришься, и вдруг покажется, что подобное ты уже видел. На корабле - это само собой. А где еще? И вспомнишь....
  

 []

Видел подобное в Афгане, или, как мы говорили "за речкой". Фото А. Кузнецова.

 []

Теперь видишь другое, но до боли похожее. Только нет вокруг гор, один бескрайний океан и корабли.

   Ближе к вечеру, отдохнувши и вдоволь отоспавшись, услыхав звук пролетающего вертолета, решил выглянуть в иллюминатор.
  

 []

Полеты на ТАРКР "Петр Великий".

   Картинка покажется знакомой. Вспомнишь утреннее сравнение, а память подкидывает новое. Все-таки прочно Афган поселился в наших душах.
  

 []

Ми-24, прозванный "Крокодилом" и "Град" на позиции. Фото. А. Кузнецова.

 []

   После бессонной из-за воспоминаний ночи настроение поднимается оттого, что корабли ордера сблизились для того, чтобы их сняла в таком виде пресса - верный признак возвращения домой.
   И опять нахлынут воспоминания о многочисленных и таких разных возвращениях:
  

 []

Последнее фото в Афганистане. Группа уходит на "боевые", а мне завтра ехать в Кабул за паспортом, подписывать обходной лист и - домой, в Союз.

Баграмские авианаводчики на БТР с бортовым номером 603. Слева направо: В. Спиваков, В. Котляр, Ю. Гутян, В. Самойленко. Во втором ряду, самый большой - С. Шаповалов. Лето 1988 года. Фото автора.

 []

Мы вернулись! У родных берегов. Вид на город Североморск с ангара авианосца.

   "... Всё ближе и ближе долгожданный берег, где снова будет удивлять его неподвижность и непривычная суета вечно куда-то спешащих прохожих. Пройдёт каких-то полчаса, останется позади КПП Североморского гарнизона, и с высоты сопки, с которой ещё предстоит спуститься нашему маршрутному такси, перед глазами раскинет свои улицы город Мурманск, где на проспекте Героев Североморцев стройной красной башней возвышается мой дом. Совсем скоро я поднимусь к себе на этаж. Услыхав звонок, откроет дверь дочка и как в детстве бросится на шею, жена обнимет и поцелует, а кошка Дымка будет тереться у ног, выгадывая момент, чтобы запрыгнуть ко мне на плечи и спеть на ухо свою любимую песенку....
   Так это будет, или иначе - ясно будет уже через час. Пока известно одно: я вернулся с моря, чтобы отдохнуть и вскоре уйти снова. Потом ещё будут и разлуки, и возвращения, и встречи.
   Так уж получилось, что девизом всей моей жизни стал девиз Баграмских авианаводчиков, взятый из какой-то песни:
   "Уйти, чтобы вернуться...".
  

 []

Плакат в комнате Баграмских авианаводчиков. Фото автора.

   Использование фотографий только по согласованию с автором!
  
  
  
  
  
   32
  
  
  

Оценка: 8.44*17  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023