ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
2 - Офицеры в военной печати 20-40 гг. 20 века

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


2 - Офицеры в военной печати 20-40 гг. 20 века

А. Ефремин

Курсанты советских военных школ.

(По данным выставки военно-учебных заведений Московского Военного Округа)

  
   Разумеется, для того, чтобы познакомиться с физиономией красного курсанта, надо изучить его не на выставке. В школе, в ротном помещении, на учебном плацу--вот те места, где в будничной обстановке выявляется настоящая физиономия пи­томца вуз. Но автор этих строк видал курсанта во всяких видах: в классной комнате и в походе, на веселой вечеринке и в кровавом бою, в столо­вой, в спальне, в библиотеке, во всех ситуациях, которые выявляют личность красного командира.
   Теперь нам интересно посмотреть на красного курсанта на выставке, в этом отражении, прелом­ляющем несколько вычурно, но почти точно.
  
   Вятская пехотная школа выставила плакаты под таким заголовком:
   "Три книги, читанные чаще всего".
  
   Не правда ли,--интересно знать, какие книги занимают больше всего курсантов военных школ. Какая это литература: художественная или науч­ная? И если беллетристика, то бульварная или изысканная? И чувствуется ли тяга к военным знаниям? И к марксову учению?
   Никакое искусственное средоточие не могло бы надумать такой комбинации, какая получилась в Вятской школе. Между тем, она характерна и верна до мелочи. Каждый внимательный работник вуз не может не улыбнуться, взглянув на этот Вятский плакат. Он кивнет головой и скажет:
   -- Это так.
   Еще весной текущего года один из педагогов-методистов Московских военно-учебных заведений задался целью изучить читательские интересы кур­сантов. Для этого им были организованы анкетные опросы. Они дали нижеследующий результат.
   На вопрос, "что вы особенно любите читать"--ответы распределялись таким образом, что на первом месте оказались приключения и происшествия; что ин­тересует книга солидная, но не брошюра; что наи­более читаемый автор--Толстой.
   Работа, произведенная упомянутым методистом, интересна и полезна тем, что она не только изла­гает, но и мотивирует. Она ищет причин интереса читателя к той или иной книге. И оказывается, что из 70 названий книг, приведенных москов­скими курсантами в анкетных листах, больше всего внимания уделяется "Анне Карениной" и "Войне и Миру" (63%). Московские курсанты обнаружили большой интерес к политической литературе. Эго явление свойственно всем красным курсантам вуз. Они не только краскомы, они и политруки. К идейному фронту они готовятся с такой же на­пряженностью, как и к фронтам боевым.
  
   Твердые традиции, сложившиеся за годы гра­жданской войны, родили незаурядное явление. Осенняя выставка Вятской пехотной школы подчеркивает те самые штрихи, которые обнаружены в Московских вуз весенней анкетой. На Вятском выставочном плакате изображено:
  
   "Три книги, читанные чаще всего:
  
   1.Майн-Рид--Тропинка войны.
   2.Л. Н. Толстой--Война и Мир.
   3. А. Богданов--Краткий курс экономиче­ской науки".
  
   Курсанты-вятичи, стало быть, тоже любят больше всего "приключения и происшествия", и тоже предпочитают Толстого, и также не боятся объемистых томов "Войны и Мира", и тяготеют к марксистской социологии. Нельзя не отметить, что во­енное дело, очевидно, интересует питомца вуз. Эго обнаруживают названия наиболее читаемых художественных произведений.
   *
   Упоминаемая нами выставка вуз Московского Военного Округа была организована к съезду на­чальников, комиссаров, учебных частей и полит­работников, а также представителей от курсантов военно-учебных заведений М. В. О. в конце октября с. г. Здесь были представлены и само­дельные учебные пособия, и фотографические снимки быта вуз, сведения о командном составе и преподавателях, и история школ в радостных страницах и печальных. Вот скорбный лист Воро­нежской пехотной школы:
  
   1919 г.--убито 276 курсантов.
   1920 г.-- убит 1 курсант.
   1921 г.--убитых нет.
   1922 г. - убитых нет.
  
   Это история гражданской войны. В 1919 г. школа отправляла питомцев на север против Юденича,-- убитых 104 курсанта; в боях против Мамонтова убито 172 курсанта, Следующий 1920 г. прошел для школы более благополучно. Спокойные годы 21 и 22 дали возможность курсантам вести нор­мальные занятия. Кто давно работает в военных школах, тот вспоминает облик курсанта-героя гроз­ных минувших годов.
   Нас интересует также вопрос о возрасте. В на­стоящее время омолодилась вся Красная армия. Вместе с тем, очевидно, омолодились и военно-учебные заведения. Декретом В. Ц. И. К. от 28 сентября установлены сроки призыва и сроки военной службы. Сокращение обязательной воен­ной службы, предусмотренное названным декретом, приведет принцип возраста в норму. При отсут­ствии всеобщей мобилизации через пару лет наша армия примет совсем юный вид. Юноше и сейчас составляют значительное большинство в военно-учебных заведениях. На выставке из таблиц можно усмотреть, что есть школы, где процент демобили­зованных годов не превышает 20%, а в Тамбовской пех. школе их не больше 7%. Естественно, что Р.КС.М. становится весьма близким другом наших военных школ. Не даром Гувуз хотел иметь Р. К С. М. шефом своих военных училищ.
   Из той же выставки и ее экспонатов можно усмотреть, что работники вуз не чужды той части педагогики, которая именуется юношеведением. Призывы Главного управления, очевидно, нашли отклик в сердцах работников вуз. Личность кур­санта привлекает к себе внимание его воспитате­лей. Его облик, его характер, его интеллект,--все это занимает, очевидно, нас все более и целый ряд школ (Курская пехшкола, Орлавская пехшкола и др.) выставили результаты психологического обследования курсантов. Эти таблицы психологического обследования, может быть, отражают на себе черты примитивности и провинциализма. Но как симптом, эта работа по исследованию питомцев красных военных училищ очень характерна. Надо сказать, что эта работа получила уже массовый характер. Психофизиологические кружки работают в Бердянске, в Минске, в Сибири, в Крыму, на Кавказе, в целом ряде военных школ. В центре, в Главном управлении военно-учебных заведений работает специальная комиссия под руководством известного гигиениста-физиолога А.Н. Нечаева и известного гигиениста-физиолога В.Е. Игнатьева. Эта комиссия имеет целью организовать во всероссийском масштабе исследование питомца вуз.
  
   Итак, вернемся к возрасту. В 1921 году в Во­ронежской пехотной школе возрастной состав курсантов определялся в следующих цифрах:
  
   Родившихся в 1900--1902 г.

70%

   Родившихся в 1903--1905 г.

8%

   Родившихся в 1895--1899 г.

22%

  
   Итак, досрочники составляли всего 8%. Иную картину видим мы в текущем 1922 году. Вот кар­тина возрастного состава курсантов двух школ, выставивших свои возрастные таблицы на упомя­нутой выставке.
  
   Тамбовская пехшкола:
  
   Родившихся в 1900--1902 г.

51%

   Родившихся в 1903--1905 г.

42%

   Родившихся в 1895--1899 г.

7%

  
   Из этой таблицы видно, что союз молодежи вливается широкой струей в наши школы. Почти половина всей школы, очевидно, дана Комсомолом. Та же картина наблюдается и в 4-й пехшколе:
  
   Мобилизованные составляют - 52%.
   Допризывный возраст - 2-3%.
   Демобилизованный возраст - 25%.
  
   И в этой школе мы наблюдаем, что три четверти курсантов составляет молодежь призывного и до­призывного возрастов. Старичков в школах стано­вится все меньше и меньше.
   Впрочем, сейчас в связи с приказом тов. Троцкого от 5 сентября за N 2084, нормальные школы вновь видят в своих стенах своих бывших курсантов, теперешних крас­ных командиров, окончивших краткосрочные ко­мандные курсы в прошлые годы. Им разрешено и рекомендуется поступать в нормальные военные школы для завершения своего образования. Нам известно, что многие военные школы приняли в свое лоно десятки таких красных командиров старичков. Эти закаленные в боях герои внесут в школы великие традиции легендарных боев эпохи гражданской войны.
   Не менее интересные данные представлены на выставке по вопросу об учебном дне курсанта Вопрос об умственном утомлении интересует пе­дагогов в последнее десятилетие чрезвычайно. В разных странах были произведены наблюдения по этому вопросу педагогами-экспериментаторами Эти эксперименты имели целью установить норму учебного рабочего дня. Аксель Кей утверждает, что норма рабочего дня для учеников-юношей восемнадцатилетних, является 10 часов. Ряд других педагогов снижает эту цифру до 8 и даже до 4 часов.
   Посмотрим на выставку с точки зрения выя­вления рабочего дня красного курсанта. Что гово­рит выставка в этом смысле? Надо сказать, что еще в апреле сего года было предложено всем военным школам вести точный учет учебно-трудо­вого дня курсанта. Для сего надлежало в учебной части каждого вуз завести особые записи распре­деления времени курсанта (средней нормы рабочего дня курсанта). Военным школам было предложено выбрать несколько курсантов из числа средних по способностям и занятиям и поручить им вести каждодневную запись с точным обозначением вре­мени, потраченного на сон, непроизводительную трату времени, строевые занятия, физический труд, уроки, самостоятельные работы, клубные занятия, партийную, общественную работу, отдых, развле­чения и т. д.
   Ha основании этих записей в настоящее время производится работа по учету всех сторон трудо­вого дня курсанта по округам и во всероссийском масштабе. Работа эта еще не закончена, вернее, она только началась. Но целый ряд школ пред­ставили результат этой работы на упомянутой вы­ставке. Вот, к примеру, рабочий день курсанта-конника, питомца Московской кавалерийской шко­лы. Приводим запись за август месяц с. г.:
  
   Наряды
   15%.
   Самостоятельные работы
   10%
   Лекции
   2%
   Строевые занятия
   22%
   Клуб
   2%
   Развлечения
   6%
   Отдых
   14%
   Сон
   24%
   Непроизводительная трата времени
   5%
  
   Анализ этого перечня может дать показатель­ные результаты. Отметим, прежде всего, последнюю цифру--5% на непроизводительную трату времени. Мы сомневаемся, чтобы все школы республики так рационально построили свой рабочий день, чтобы на непроизводительные затраты уходило лишь 5% времени. Учебному отделу Гувуз'а дано специальное задание обследовать этот вопрос: есть опасение, что непроизводительные затраты и нерациональное использование рабочего времени представляют большую цифру.
   Первые четыре рубрики приведенного перечня работ Московской кавшколы составляют в общем итоге 49%. Нерабочее время (клуб, развлечения, отдых, сон, непроизводительная трата) состав­ляют 51%- Не страшна цифра и нарядов. Они составляют 15%, т.е. 4Ґ дня в течение месяца. Правда, эта цифра превышает ту норму, которая установлена для курсантов вуз. Но превышение не столь значительно. Может удивить цифра в 2%, приходящаяся на лекции. Но она не должна нас поражать. Это не уроки, классных занятий в ла­герный период почти нет. А ведь мы рассматри­ваем рабочий день августовский. Это месяц лагер­ных сборов.
   Весьма показательна другая таблица провин­циальных школ. Из нее можно усмотреть, что на сон в наших школах уходит не менее 6 часов.
   Учебные занятия нигде не превышают цифру в 9 часов.
   Не без интереса прошли мы мимо таблицы, вывешенной Высшей школой военной маскировки, изображающей взаимоотношение рабочих и нерабочих дней в году. Вот эта таблица:
  
   Учебных дней - 59%.
   Каникул - 25%.
   Пропуски - 16%.
  
   Школа произвела интересную работу учета своих рабочих, праздничных и прогульных дней. В результате оказалось, что рабочие дни состав­ляют всего 60%. Вообще это немного, но для Рос­сии и в советских условиях разорения эта цифра весьма прилична. Пропуски, составляющие 16%, отнюдь не ложатся виною на администрацию школы целиком. Тут, очевидно, немало и вынужденных пропусков, с которыми администрация школы бо­рется.
   Большой интерес представляет обозрение афиш, выставленных советскими военными школами. Эти афиши рисуют нам картину тех развлечений, ко­торые имеют место в стенах вуз. Отметим сперва такую черту. Танцы изобилуют в первые месяцы текущего года: это были гримасы нэп'а. Гувуз по­вел энергичную борьбу с этим увлечением. Резуль­таты налицо: в средине года танцы пошли на убыль. Вместе с тем самая надпись "танцы" претерпела интересную внешнюю эволюцию. В первой трети года эта надпись красовалась на афишах огромными трехвершковыми буквами. Да­лее заметно сокращение размеров этих букв. Начало осени ознаменовалось объявлением в афишах о танцах мелкими шрифтами: цицеро, обыкновенным и даже петитом: это уже контрабандное сообщение, рассчитанное, очевидно, на узкий круг друзей и поклонников.
  
   Какие пьесы ставятся на провинциальных ко­мандных курсах?
  
   А вот их перечень: "На баррикадах", "Курсант-герой", "Красный генерал" и т. д. Пьесы неиз­вестные, но весьма революционные.
  
   В заключение скажем несколько слов о само­дельных учебных пособиях, которыми блистали отдельные вуз на выставке. Полтора года тому назад Гувуз обратился к своим школам с предло­жением организовать самостоятельные работы по изготовлению стрелковых приборов, учебных та­блиц, снарядов, топографических горок и т. п. Ряд школ выставили весьма ценные учебные пособия самодельного происхождения.
   Особенно отличились Вятская пехшкола и пе­хотная Орловская. Эти вуз обнаружили вящую любовь к курсанту и чрезвычайное внимание к учебно-строевому делу. Стрелковые приборы Орлов­ской пехшколы обращали на себя всеобщее вни­мание. Недурны были также топографические ра­боты Московской кавалерийской школы.
   Обращает на себя внимание одно характерное обстоятельство: выставка обнаружила жизнеспо­собность ряда школ и особенно подчеркнула жизне­способность школ нормальных. Краткосрочные командные курсы отстают во всех отношениях от нормальных школ.
  

Военный вестник. - 1922. - N17-18. - С.31-33.

  
   ...
  
   Из моей "Истории":
  
   Полосатый рейс   25k   "Статья" История
  
   В КВИУИВ: меня срочно отправляют в отпуск - Жигайло расправился со мной за несговорчивость - Прием в училище - это бизнес - Отбор в училище - важная гос. задача, а ее решают корыстные люди - Мысль об академии - Порядок поступления - Препоны для простых смертных - Шевченко недоволен мною - Партийный меч (дамоклов) - Соблазн "малого круга" - Привилегия отличников - Кубинкское "чистилище" - Кубинка и ее достопримечательности - Испытания начинаются с момента переступления порога КПП - "ЧЧВ" (человек человеку волк) - Волчьи законы при поступлении - Подставы и проч. - "Списочники" и прочие - Особые списки (их градация) - Кто и что вез на экзамены - Высокий конкурс - Отличники сведены в особые группы - Ситуация усложняется - Пятый по списку - Лимит отличных оценок исчерпан - Приходится сильно мобилизоваться - "Отлично" - как награда за труд - Победный "полосатый рейс" - Бери матрас - иди домой - Путь в Красноярск - Недовольство Шевченко - Резюме - Система приемных экз. не изменилась - Не пора ли закрыть кормушку?
  
   ...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны" принимает подписку на 2010-й год.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010