ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
5 - Офицеры в военной печати 20-40 гг. 20 века

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


    []
  
   Наука Побеждать - ч. 3  
   8-926-286-91-89
  
  

5 - Офицеры в военной печати 20-40 гг. 20 века

  
  -- Владин. Связь в.-у. з. с партией (Военный вестник. - 1923. - N22. - С. 35-36.)
  -- Краском Филатов. По поводу одного убийства (ответ ему Антонова-Овсеенко) (Военный вестник. - 1924. - N9. - С.24-25.)
  -- Русак. "Исход из буржуазного Египта" ("Звездины", как новый обряд крестин). (Военный вестник. - 1924. - N9. - С. 27.)
  -- Н. Куйбышев. Итоги работы педагогических курсов "Выстрел".( Военный вестник. - 1924. - N9. - С.32-33.)
  -- Курсант Ф. Иванов. Работа отпускников ( Военный вестник. - 1924. - N10, - С. 50-51.)
  -- Лацис. Нездоровый уклон. (О проблемах краскомов) ( Военный вестник. - 1924. - N11. - С. 19-22.)
  -- Д. Петровский. Три группы (ответ тов. Лацису)( Военный вестник. - 1924. - N11. - С.23-25.)
  -- Р. Муклевич. К предстоящему приему в Военную Академию. (Военный вестник. - 1924. - N11. - С. 27-28.)
  -- Д. Петровский. Куда делись краскомы? (Гадание на статистической гуще) (Военный вестник. - 1924. - N12. - С. 16-27.)
  
  

Владин

Связь в.-у. з. с партией

  
  
   22-го июля пленум Красно-Преснен­ского районного комитета РКП (б) с участием групповых организаторов и представителей крупнейших ячеек рай­она посвятил свое заседание заслушанию докладов секретарей ком'ячеек Выс­шей военно-педагогической школы и школы имени ВЦИК о постановке парт­работы в названных школах.
   При открытии заседания секре­тарь райкома тов. Беленький отметил, что только незначительное количество воинских частей, расположенных на территории района, не позволяло рай­кому ставить на своих заседаниях во­прос о работе в воинских частях так часто, как он этого хотел бы. По работе в армии райком имеет революционную традицию еще с до-октябрьских времен, когда ему приходилось проделывать большую подпольную работу в Ходынском гарнизоне.
   Сейчас на территории райкома оказался многочисленный лагсбор частей Красной армии и в.-у.з, рас­положенных на той же самой Ходынке, ныне--Октябрьском поле. Райком с боль­шой охотой отдает свои силы работе в лагсборе. Через свой партцентр он на­правляет там партработу. Им неодно­кратно проводились широкие праздно­вания братанья рабочих Красной Пресни с Красной армией. Естественно, что все это сильно сблизило райком с частями лагсбора. Из числа их райком особенно близко подошел к работе Высшей военно-педагогической школы и школы имени ВЦИК. Их работа оказалась наиболее значительна и райком их особо выделил, поставив доклады ком'ячеек на своем заседании.
   С В. В.-П. Ш. райком связан с пер­вых дней ее существования. За время своей 4-х летней работы школьная ячейка заняла видное место в районной организации. Работу ее районный комитет оценивает не ниже работы ячейки Свердловского университета. Тов. Бе­ленький особо подчеркнул широкую по своему охвату и значительную по со­держанию работу комиссии связи. До­статочно указать, что при ее содействии на заводах было организовано около 30 школ политграмоты, руководителями которой явились слушатели В. В.-П. Ш. На страницах "Военного Вестника" (N 19) ее работа уже нашла свое от­ражение. Помимо этого, школа всегда являлась резерву аром, откуда райком черпал свои агитаторские и лекторские силы.
   Со школой имени ВЦИК райком ока­зывается связанным в течение уже вто­рого лагсбора. Мощный партийный аппарат ее явился надежной опорой для райкома в его работе в октябрьских лагерях. Секретарь лагерного парт-центра засвидетельствовал, что в лаге­рях нет ни одной более или менее зна­чительной организации, где не работали бы курсанты школы имени ВЦИК. Их участие является надежной гарантией работоспособности этих организаций.
   Обе школы иллюстрировали свои пол­ные и содержательные доклады рядом прекрасно исполненных диаграмм. До­клады нарисовали исчерпывающую кар­тину партийной работы в обоих школах. Разнообразие и содержательность ее, обилие цифр и демонстрация различных материалов дала основание тов. Белень­кому заключить, что "такие полные, хорошо построенные доклады мы редко слышим даже от наших укомов".
   Доклады подверглись тщательному всестороннему обсуждению. Выступав­шие ораторы внимательно подчеркивали положительные стороны работы ячеек. Они не проходили мимо и отрицательных явлений, указывая недочеты, наме­чая пути к их разрешению. Работу военных ячеек мы с полным основанием можем считать образцовой. Курсант-ком­мунист, работая по 12 час. в сутки, часто в тяжелых материальных усло­виях, дает нам пример, как нужно ста­вить партийную работу и выполнять партийные обязанности" -- в этих сло­вах тов. Беленький выразил общее на­строение пленума.
   Дискуссия закончилась выступле­нием Главначвуз'а, который познакомил пленум с задачами, стоящими сейчас перед в.-у. з., и привлек внимание его к проводимой сейчас кампании по уком­плектованию военных шкод и к предстоящим выпускам краскомов. Тов. Пет­ровский подчеркнул, что в.-у. з. всегда были крепки своей тесней связью с партийной организацией. Именно после­дние дали им возможность поставить свою партработу на достигнутую высоту. Особенно отрадным поэтому является пленум райкома, идущий по пути ук­репления этой связи.
   По окончании прений районный ко­митет сформулировал следующие выводы:
   1.Работу названных ячеек должно признать не только удовлетворительной, но крайне желательно доклады об этой
работе опубликовать для сведения и руководства.. При этом райком счел необходимым подчеркнуть заслуги бюро
ком'ячеек и пролетариев--комиссаров названных школ т. т. Пищулина и Лашука. Райком также признал правильным общее руководство работой со сто­роны ГУВУЗ'а.
   2.Дело подготовки комсостава тор­мозится благодаря тяжелому положе­нию комполитсостава и обслуживающего персонала Райком признал необходимым поставить перед партией вопрос об улуч­шении положения как комполитсостава вообще, и младшего, в частности, так и рабочих, обслуживающих в.-у. з.
   3.Учитывая исключительную важность предстоящего выпуска из военных школ и учитывая, что большинство мо­сковских в -у. з. расположено в Октябрьском лагсборе, райком постановил взять организацию выпуска на себя.
   4.Опубликовать свое постановление в рабочей, военной и советской печати.
   В "Правде" (см. N 165) заседание пленума уже нашло свое отражение. В ближайшее время в издании ВВРС вый­дет брошюра с отчетами обоих школ
  
  

Краском И. Филатов

По поводу одного самоубийства


I

   Я не могу обойти молчанием случай самоубийства одного из краскомов-коммунистов тов. Суханова, который был выпущен из Рязанской пехотной школы в сентябре 1923 года.
   Случай этот произошел в ночь на 5-е февраля, в 3 часа, в помещении общежития казармы N-гo полка связи г. Самары. Относительно причин само­убийства я должен сказать следующее:
   Товарищ Суханов в оставленном письме рассказывает, что у него дома осталась семья: мать - 64 лет, сестра 17 лет и брат - 13 лет в крайне тяже­лых материальных условиях. В том же письме он указывает еще на то, что, пробыв в школе 3 года, как пехотный командир, и получив известную подго­товку в этой области, он попал затем в специальную часть, N полк связи, ко­торая на первых порах была ему не по душе. В противовес этой новой для него обстановке он ставит свое пребы­вание в стенах школы. В школе он был 3 года в таких условиях, в такой уют­ной обстановке, какую, может быть, он не встречал до конца своей жизни. И вот, сравнивая эти две обстановки, хорошую и плохую, он счел последнюю невыносимой, вследствие чего и заро­дилась чисто мещанская, на мой взгляд, мысль о самоубийстве.
   По этому вопросу у нас, среди пар­тийных товарищей, много было сужде­ний, - одни оправдывали, другие осу­ждали поступок тов. Суханова; я же лично никак не могу этого оправды­вать. Я - тоже краском, выпущенный в сентябре 1923 г. из 12-й Симбирской пех. школы, и находился с тов. Суха­новым в одной части и в одинаковых условиях, даже, быть может, гораздо худших: но я далек от таких мыслей, какие были у тов. Суханова перед самоубийством.
   Простите, что я указал на себя, а не на других, но я предупреждаю чита­теля, что здесь нас очень много таких же партийных товарищей, как и я; пе­речислять их не приходится, но в своем мнении я их не обхожу.
   Правда, все мы находимся в одина­ково трудных, а подчас в невыносимых условиях, и если красный командир будет находится все время в такой обстановке, то хорошего, в смысле строительства и работы в Красной ар­мии, ожидать не приходится. Но я не настаиваю так сильно на этой мысли, потому что, я думаю, такая обстановка временна и впоследствии его жизнь улучшится.
   Еще раз подчеркиваю, что такие поступки, как самоубийство и дуэль, в нашем пролетарском обществе, в частности среди военных людей, среди красных командиров, особенно партий­ных, - да и не только партийных, - быть не должны... Как традиция старого строя, поступки эти должны отойти в область предания, ибо весь этот старый, буржуазный мир, вместе со своей идео­логией, должен окончательно сойти со сцены, и на его место твердо должен стать наш чисто пролетарский мир, у которого есть своя собственная идео­логия.
   Я, как будто бы, уклонился от основ­ной своей мысли, - это именно мысли о той действительной причине самоубийства, которую тов. Суханов в пред­смертных мучениях затаил в глубине своей души, и постарался загладить угрызения совести совершенно другой причиной, которую я выше указал. Я бы сказал, что выставленная им причи­на не послужила главным толчком к самоубийству; под него кроется совер­шенно другая, которая, по показанию его близких товарищей, и явилась ре­шающей. Причина самоубийства, грубо выражаясь, это - женские "юбочки" вообще, а в частности - вполне опреде­ленная миловидная девушка и природ­ный инстинкт каждого человека. Скры­вать этого не приходится, и я еще раз повторяю: подобным случаям не должно быть места среди нас.
   Возможно, что я далеко не прав, но думаю, что иного мнения по этому вопросу ни у кого нет, а если кто держится противоположного мнения, того прошу высказаться.

Красном И. Филатов.

II

   Тревожное письмо прислал нам т. Фи­латов. Покончил с собою близкий ему товарищ краском. Из-за чего покончил?
   Не вынес обстановки, в какую попал по окончании военной школы.
   Тов. Филатов своим здоровым проле­тарским чутьем сразу схватывает не­приемлемость такого ответа на затруд­нения жизни.
   Тяжело, - пусть так. Но тяжести на то и существуют, чтобы их тупую инерцию преодолевать!
   Дезертировать с боя нельзя. Дезерти­ровать из жизненной борьбы - не годится.
   Это верно. И это надо твердо в себе воспитать, - вот такую закаленную волю к победе во что бы то ни стало. Не сдаваться, пока хоть один зуб цел.
   Но весь ли вопрос этим решен?
   Надо внимательнее вглядеться в дан­ный случай, чтобы вывести из него серьезнейшее, деловое указание.
   Тов. Филатов говорит, что одной из побудительных причин к самоубийству краскома Суханова явилась, судя по оставленному покойным письму, разни­ца в обстановке, встреченной им в строевой части, сравнительно с обста­новкой школы.
   В школе тов. Суханов был 3 года в таких условиях, в такой уютной обстановке, какую, может быть, он не встречал до конца жизни. И вот, срав­нивая эти две обстановки, хорошую и плохую, он счел последнюю невыносимой.
   Мне уже довелось в статье, поме­щенной недавно в газете "Красная Звезда", отмечать тот разрыв, который болезненно ощущается нашими краскомами, - разрыв между нашей военной школой и "строем". Этот разрыв ка­сается и специально военного обучения и самого военного быта. Он сказывается не только на методах военного и поли­тического обучения, но и на всей жизни.
   Жертвою этого разрыва пал и наш тов. Суханов.
   Ведь, это же так азбучно ясно, - если мы хотим иметь здоровый, крепкий кадровый состав, надо создать единую стройную систему его воспитания и в школе и вне ее, - в строевых частях.
   Мы кое-чего добились в наших воен­ных школах. Конечно, и здесь еще есть недочеты, - они осознаны и вниматель­ной работой изживаются. Но, в общем, наши военные школы во всех отноше­ниях и, прежде всего, в бытовом, стоят несравненно выше наших строевых частей.
   Надо такие же, или хоть наивоз-можно близкие к ним, условия создать и для этих частей.
   Зачатки коллективного быта, взра­щиваемые в школе, должны быть укре­плены и развернуты в войсковых ча­стях; во что бы то ни стало, но должна быть преодолена разобщенность кадро­вого состава в его повседневной жизни, подняты его умственные интересы, сбли­жена его жизнь с общей войсковой жизнью и с жизнью рабочих организаций.
   Политическое воспитание, начатое в школе, должно быть продолжено и вне ее, и не только и не столько в форме обязательных экзаменов, как в форме вовлечения в действительную работу среди отставших красноармейцев.
   Материальные условия... Уж если в этой области все еще что-то не доделано; если курсант, сравнительно с молодым краскомом, чувствует себя лучше обе­спеченным, то это совсем из рук вон и должно быть немедленно устранено.
   Надо бы над этими вопросами сообща поработать и штабу, и Гувуз'у, и особливо Пур'у. Вопрос и ясен и неотложен. Бо­лезненно остро ставится он. И не нужно нам напоминаний в виде выстрелов от­чаявшихся самоубийц.

Антонов-Овсеенко.

Русак

"Исход из буржуазного Египта"

  
   С легкой руки т. Троцкого начался штурм старого быта. В этом штурме, как и подобает, активное участие при­нимает Красная армия. 23 го декабря пр. года в 8-ой Петроградской школе красных командиров происходили рево­люционные "звездины" (прежние крес­тины) сына краскома - слушателя тов. Рассказова. Заявление последнего на имя комиссара гласило:
  
   "Тов. комиссар. На днях у меня родился сын, которого я еще не регистрировал. Крестить, - я категорически заявил уже, - что не на­мерен, хотя и в партии не состою. Живя в современном обществе и по возмож­ности получая образование, я сумел понять вас, но жена все время наста­ивает крестить ребенка, - у нее еще остался религиозный дурман. Теперь, тов. комиссар, я решил прибегнуть к вам. Нельзя ли устроить красные крес­тины, как устраивают рабочие? А так­же прощу выбрать и имя, - желательно в честь одного из вождей пролетариата. Прошу ответ поскорее".
  
   Через несколько дней тов. Рассказов сообщил, что сопротивления жена боль­ше не оказывает и готова последовать желанию мужа. Бюро коллектива поста­новило дать новорожденному имя Лев, в честь вождя красной армии Льва Троцкого. В вышеуказанный день и со­стоялся акт наименования ребенка. Это событие привлекло внимание всех обитателей школы. Действие начинается докладом о новом быте. Выступающим отмечается, что настоящее событие есть исход из буржуазного Египта. Выра­жается уверенность, что новорожденный Лев Иванович не посрамит имени вождя Красной армии. Ячейка комсомола устами своего организатора дает наказ юному гражданину - быть стойким и храбрым в борьбе с буржуазией, а, со своей стороны, дает обещание приложить все усилия, чтобы воспитать его в духе коммунизма. Преподносится значок К.И.М.А. и портрет Троцкого. Громовым "ура" в честь ново­рожденного, под звуки Интернационала, заканчивается скромное торжество.
  

Н. Куйбышев

Итоги работы педагогических курсов "Выстрела"!

  
   Подытоживая шестилетнюю работу Красной армии к ее юбилею, все мы, работники мест, наше главное командо­вание и представители правительства, констатировали, что в вопросах учебы армия быстро шагает вперед. .
   1-го марта с. г. в деле учебы сделан новый шаг вперед, и шаг не из малень­ких. Он стоит того, чтобы быть отмечен­ным, т. к. последствия его будут без­условно играть не последнюю роль в деле дальнейшего усовершенствования Крас­ной армии.
   Мы говорим о первом выпуске педа­гогических курсов Высшей тактическо-стрелковой школы.
   В свое время на страницах "Военного Вестника", сообщая о новом начинании в деле усовершенствования комсостава, нами освещались сложные задачи, сто­ящие перед педагогическими курсами; отмечалось огромное значение их для армии. Ныне, давая армии первый вы­пуск педкурсов, подытоживая их опыт, нам хочется ознакомить читателей с про­деланной работой.
   Мы не можем похвастаться, что зада­ния главного командования выполнены нами полностью. Мы должны констати­ровать, что намеченный первоначально план работ далеко не выполнен на все 100%- Причин этому много, как завися­щих от нас, так и лежащих вне наших возможностей. Однако, выявление недо­четов, вскрытие причин, их породивших, и надежды на будущее мы оставим до следующей статьи, ограничившись на сей раз лишь описанием наших дости­жений. Делаем это не с целью блеснуть своей работою, а из чисто практических соображений, - из желания дать местам и, в первую голову, начальникам, коман­дированным на педагогические курсы комсостава, ясное представление о про­деланной ими на курсах работе и о том, что с них необходимо спросить в прак­тической работе на местах.
   Материалом для наших выводов слу­жили не официальные отчеты учебного отдела и преподавателей, а исключи­тельно отзывы самих слушателей.
   Одним из первых достижений мы считаем понимание слушателями задач, лежащих на начальниках школ, - пони­мание их серьезности и значения в обще­армейском и государственном масштабе.
   Вторым основным достижением яв­ляется выработка единства взглядов в вопросах подготовки войск. Нужно счи­тать, что в вопросах подготовки слуша­тели привезли с собою самые разнооб­разные взгляды и методы. В ходе работы, в результате теоретических занятий, изучения литературы, наблюдений за постановкой строевых занятий в учебно-стрелковом батальоне при "Выстреле" и других частях Московского гарнизона, в результате коллективной проработки принципиальных вопросов, путем широ­кой дискуссии как самостоятельной, так и под руководством преподавателей, - в во­просы подготовки внесена полная ясность, выработан единый правильный взгляд, установлены и зафиксированы методы.
   Третьим достижением является выра­ботка отчетливого понятия о новых приемах боя пехоты. В начале работы каждый слушатель трактовал на свой лад вопросы, связанные с огневой ротой, а некоторые и вовсе не уяснили себе ее сущности. Этот недочет сполна изжит в дискуссионной проработке официаль­ного наставления "Бой пехоты" и прак­тической проработкой некоторых во­просов на местности с учебно-стрелко­вым батальоном при "Выстреле".
   Курсы освежили в понятии слушате­лей вопросы тактики. Решение такти­ческих задач и военная игра дали им необходимый навык к работе по при­кладной тактике. Работа по общество­ведению сильно повысила политическое развитие слушателей. Она не только расширила и углубила их политический кругозор, но упрочила в них сознатель­ные симпатии к советской власти и популярность РКП (б). Нужно отметить, что к работе по обществоведению слу­шатели относились с особым рвением и серьезностью, так как они в этой обла­сти слабее всего были подготовлены.
   Курсы дали возможность слушателям ознакомиться со всей новевшей военной литературой. Эту возможность необхо­димо особо отметить, т. к., используя ее, слушатели смогли за свое пребывание на курсах прочитать много ценных тру­дов, что при условии живого обмена мнений о прочитанном и дискутирования спорных вопросов, безусловно, сильно способствовало расширению их круго­зора, увеличению их багажа военных знаний. Ознакомление с новейшей ли­тературой создало привычку к книге, потребность иметь ее. Огромное воспи­тательное и развивающее значение имел для слушателей и самый метод работы на курсах. Широкая самодеятельность, серозная самостоятельная работа, коллективная дискуссионная проработка важнейших вопросов требовали от слу­шателей активности, навыка в пользо­вании литературой, напряженного вни­мания и вдумчивого, серьезного отно­шения к работе.
   Необходимо отметить, наконец, что шестимесячное пребывание на курсах не ограничилось одними личными до­стижениями. Слушатели, в результате практической работы, дали много реаль­ного и для армии в целом.
   Начальниками дившкол пехоты де­тально разработаны программы и план за­нятий с объяснительными записками по методике преподавания всех предметов, проходимых в дившколах. Ими же со­ставлен проект "Наставления для обу­чения молодых красноармейцев". На­чальниками дившкол артиллерии разработаны программы и план занятий в артшколах и методический учебник для подготовки младшего комсостава артил­лерии. Начальниками дившкол кавале­рии разработаны программы и план занятий по всем предметам, проходимым в кавалерии. Преподавателями окруж­ных повторных курсов разработав ы программы и план занятий для повтор­ных курсов: по тактике, стрелковому делу и артиллерии, с применением при изучении указанных дисциплин лабо­раторного метода.
   Все эти труды, безусловно, послужат чрезвычайно ценным материалом для Отдела по подготовке штаба РККА, а некоторые из них, наверное, и целиком будут преподаны в ближайшее же время войскам для руководства в постановке занятий.
   Вот, в главных чертах, скромные до­стижения первого созыва педагогических курсов "Выстрела".
   Мы считаем долгом добавить, что этот первый опыт методической подготовки начальников дившкол, несмотря на многие затруднения, безусловно, дал очень многое как преподавательскому составу, так и "Выстрелу" в целом.
   Повторяем, что, подытоживая работу педкурсов, мы ясно сознаем, как далеко не выполнены нами поставленные глав­ным командованием задания и как су­щественны и многочисленны недочеты в выполнении намеченного нами плана. Однако, оценивая наши достижения и взвешивая условия, сопутствующие на­шей работе, мы с полной ответственно­стью считаем, что и эти достижения сторицею окупили затраченные слуша­телями шесть месяцев, что и эти дости­жения, дав армии методически подгото­вленных начальников войсковых школ, будут иметь в деле постановки на долж­ную высоту учебы, в деле усовершен­ствования армии- глубокие и неоценимые последствия. Первым выпуском педаго­гических курсов "Выстрел" заклады­вается новый камень в фундамент нашей Красной армии. Он является крупным шагом вперед по пути учебы, по пути усовершенствования и укрепления мощи нашей Красной армии.
  
  
  
  

Курсант Ф. Иванов

Работа отпускников

  
   В военно-учебных заведениях с 1 - 15 января 1924 г. был период отдыха (каникул) для курсантов. В отпуск пу­стили мало, но все-таки те, которые им пользовались, проделали большую ра­боту на местах, в большинстве случаев - среди крестьянского населения. Во 2-ой Московской пехотной школе (а, вероятно, и во многих других) каждый курсант о проделанной им работе отчитывался перед бюро ячейки РКП. Впечатлениями, оставшимися от этих докладов, я и хочу поделиться на страницах "В. В".
   Из докладов курсантов видно, что как крестьяне, так и рабочие весьма интересуются государственной жизнью, участниками которой являются они сами. Какие же вопросы интересуют их более всего?
  

Международное положение

   Больше всего приходилось высказываться курсантам по вопросу о Германии. Крестьяне задают вопросы: почему не удалась германская революция в 1923 г.; какую роль играет она для СССР; что было бы, если бы в Германии произошла революция; наконец, как мы можем помочь германскому пролетариату. Курсанты по этим вопросам перед от­пуском были подготовлены и отвечали крестьянам правильно. Курсанта, тов. Чеснокова, крестьяне его села спраши­вали: "Куда девается то, что мы жер­твуем германскому пролетариату? Мы уже два раза жертвовали: первый раз по 10 ф. ржи приезжавшему из уезда агенту, второй раз по своему желанию, кто сколько может, т. к. знаем, что наших братьев угнетают, томят в тюрьмах и т. д. Отчета же о собранном и о том, куда его давали, мы не получили".
   Курсант, конечно, объяснил, что все по­жертвованное передано по назначению. Все же, из этого видно, что информация поставлена из рук вон плохо. Уездными органами РКИ должно быть обращено на это серьезное внимание.
   Крестьяне во многих местах не со­всем еще разбираются в международном положении, напр., задают вопрос, что значит, что Польша может оказаться для нас мостом или барьером. Курсант пояснил, что в случае революции в Гер­мании нам пришлось бы помогать по­следней материально, а если понадобится, то и живой силой; предположим, что Польша пропустила бы наш хлеб гер­манскому пролетариату, -тогда она бу­дет "мостом" в Германию; если она отка­жется от этого, нам придется силой пройти ее территорию, в этом случае она является "барьером".
  

Военное положение СССР

   Вооружением страны крестьяне интересуются не меньше, чем каким-нибудь дру­гим вопросом. "Почему, - спрашивают крестьяне, - у нас теперь терсборы, а не берут на службу, как раньше? Будет ли наша армия технически сильной, как в западных государствах? Много ли теперь "наших краскомов" в Красной армии? и т. п. На эти вопросы курсанты, как "спецы", отвечали очень осмысленно, и крестьяне остались довольными, ра­дуясь мощи рабоче-крестьянской Крас­ной армии.
   Крестьянство и Ленин
   Курсанты ездили в отпуск, когда Владимир Ильич был еще жив. Все они в один голос рас­сказывали, как крестьяне любят нашего дорогого вождя. При появлении кур­сантов среди крестьян последние группами собирались вокруг них и первым вопросом всегда было: как здоровье Ильича?
  

Народное образование

  
   Плохо дело обстоит со школами в деревне. В не­которых местах школ почти совсем нет. Крестьяне спрашивают: почему Советская власть не расширяет сети учебных за­ведений, "как крестьянину попасть учиться во II-ю ступень? Нет учебников, нет новой литературы, - все это за­трудняет работу по просвещению темной еще крестьянской массы. Курсанты да­вали сельчанам практические советы, как построить обществом школу, как организовать избу-читальню, где взять литературу, газеты и пр.
  

Сельское хозяйство

  
   Из докладов курсантов выяснилось, что крестьяне, в общем, не жалуются на взимание на­лога за 1922 - 23 г., но есть, конечно, некоторые недоразумения, которые нахо­дятся в процессе разрешения на местах.
   "Центром" всех вопросов являлись "ножницы". "Почему, - спрашивает кре­стьянин, - мои продукты дешевле в не­сколько раз городских? Чтобы купить сапоги, мне нужно везти целый воз, а то и больше продуктов". Этот вопрос весьма сложен для крестьянина, его не убедишь словами, ему нужны конкретные дока­зательства; вопрос и поныне остался для многих неясным. Между прочим, за это нужно взяться "Крестьянской Газете", т. к. она, по словам курсантов, поль­зуется исключительным успехом среди крестьян. Не менее важным является вопрос о переходе на многополье. И в этом помощь "Крестьянской Газеты" не­обходима.
   Крестьяне интересуются также фи­нансовым положением страны. Они спра­шивали: сколько выпускают бумажных денег, червонцев, когда будет выпущена монета, удобная для размена и т. д.
  

Кооперация

  
   Кооперация на местах работает слабо. Крестьяне задают вопросы: почему развивается частная торговля, а кооперативы спят; что нужно сделать, чтобы кооперацию поднять на должную высоту? Курсанты, особенно старшего класса, были знакомы с этими вопросами и давали верные от­веты. Они отвечали, что нужно самим принимать активное участие в работе кооперации; если же крестьяне будут пассивны, то кооперация не сможет по­ставить работу на должную высоту. Кре­стьяне не знают, как получить им ма­шину, можно ли получить в рассрочку и т. д. Отпускники разъяснили, что в рассрочку машины можно получить из губсоюза на известный срок, в зависи­мости от стоимости машины. Такие на­сущные вопросы необходимо также разъяснять в прессе.
  

Самогонка

  
   По словам курсантов езде гонят самогонку, тратя на это много продуктов. Борьба с самогонкой ведется зачастую только на бумаге. Милиционеры, в большинстве случаев не соответствующие духу вре­мени, сами пьют во всю. Есть случаи взяток на этой почве, после которых неофициально разрешают гнать само­гонку. Наша печать уже уделяла много внимания этому вопросу. Действительно, с этим злом нужно покончить раз на­всегда.
   Вот те главные вопросы, с которыми курсантам пришлось иметь дело, работая в отпуску. Нужно сказать, - курсант в отпуску не сидит, не отдыхает, а ра­ботает.
   Из всего вышесказанного можно сде­лать следующие выводы: 1) нужно по­чаще контролировать наш советский аппарат, который кое-где применяет бюрократические формы управления; 2) нужно обратить серьезневшее вни­мание на постановку информации на местах; 3) "Крестьянской Газете" необ­ходимо в простом изложении освещать наиболее важные для крестьян вопросы, давая практические указания.
  
   От редакции. О задачах курсантов-отпускников в текущем году см. статью "Красная армия и хозяй­ственное строительство" ("В. В." N 4. стр. 14).

Лацис

Нездоровый уклон

  
   Придавая столь серьезное значение командному составу, каждое государство эту область работы доверяет лишь тем людям, которые социально принадлежат к классу, господствующему в данной стране. В нашем Советском Союзе ком­состав армии должен быть из пролета­риата, и эта забота - иметь свой клас­совый комсостав - стоит и до сих пор на первом плане в строительстве Крас­ной армии.
   В период гражданской войны, когда российскому пролетариату в течение нескольких лет пришлось с оружием в руках защищать Октябрьские завоева­ния, нужно было иметь комсостав, а подготовить его не было времени. Тогда советская власть вынуждена была использовать комсостав бывшей царской армии, в большинстве своем чуждый нам по своим взглядам и социальному положению; одновременно взяли на себя роль командиров рабочие и крестьяне, не имеющие нужной подготовки в воен­ном деле, и такими преимущественно являлись солдаты и унтер-офицеры царской армии. После ликвидации фрон­тов в армии на командных должностях остался тот контингент, который и во время гражданской войны преданно вел вверенные ему части в бой против ка­питала. Таким образом, в строевых ча­стях комсостав состоит преимуществен­но из бывших офицеров старой царской армии и из выдвинувшихся рядовых солдат этой армии, которые, хотя и не имели должной подготовки, но, руковод­ствуясь своим здравым смыслом, оказа­лись на высоте своего положения. Офицерский состав царской армии, имеющийся в настоящее время в строевых частях, безусловно, в процессе долголетней борьбы на фронтах, доказал свою преданность советской власти и ныне является навсегда связанным с Красной армией. Я не говорю здесь о тех, кто своим делом, начиная с 1917 г., этого не доказал, - такой комсостав си­дит в разного рода управлениях больших штабов, а в строевых частях его нет.
   Одновременно созданные военно-учебные заведения ведут подготовку командного состава для армии. В в.-у.з. посылаются рабочие и крестьяне из числа призванных в армию, которые через некоторое время (в период граж­данской войны - через три-четыре месяца, а в последнее время через 9 месяцев - 2 года обучения возвращаются обратно в армию для занятия командных долж­ностей.
   Социальное зло, унаследованное от царского строя, - низкий общеобразова­тельный уровень рабочего и кресть­янина, - не давало возможности коман­дированному на комкурсы рабочему в течение 3 - 4 месяцев усвоить, хотя бы теоретически, необходимые для коман­дира знания. Возвратившись в армию, красный курсант не мог сразу проявить себя знатоком дела, вследствие чего рядовые бойцы, хотя и не имеющие никакой теоретической подготовки, но проходившие практически на поле сра­жения эту школу, выдвигались на командные должности скорее, чем окон­чившие краткосрочные в-у.з., которые оказались менее способными. С этого момента и начинается тот нездоровый уклон, о котором я хочу сказать. Что же получилось? Военно-учебное заведе­ние, выпуская курсантов, им говорит: "Пишите о своей жизни, рассказывайте нам, как вас в частях приняли, и т.п.". Все это дело хорошее, но результат-то получился совершенно нездоровый.
   Курсант, не получивший командной должности или получивший не такую, какую ему определили на курсах, или о какой ему на курсах говорили, пишет: "Нам командных должностей не дали; офицеры, социальные враги рабочих и крестьян (о чем ему гоже говорили в в.-у.з.) не дают нам должностей, а за­ставляют быть рядовым бойцом". И вот, начинает бить тревогу центр: "Отме­чается недопустимое явление, - прошед­шему в.-у.з. не дают командной должно­сти. Предлагается это явление устра­нить".
   1-я группа красных командиров, прошедших краткосрочные курсы, в N-ю Инзенскую (ныне Сивашскую Красно­знаменную) дивизию, которой я коман­довал, прибыла в 1919 г. С большим нетерпением мы ждали красный ком­состав, и по прибытии им были даны командные должности. К сожалению, через несколько дней оказалось, что большинство из них неспособно коман­довать, - теряются в той обстановке, в которой им приходилось быть в бою. С моего на то согласия, несоответствующие были зачислены рядовыми бойцами, а младший комсостав по-прежнему при­шлось назначать из более расторопных бойцов. Вот та действительность, ко­торая была в то время, и действия высшего комсостава я считаю правиль­ными. Насколько правильно обвинялся в то время командный состав в том, что он относится к краскомам недобро­желательно, свидетельствует следующий факт. Когда в это же время т. Троцкий приехал в N-ю дивизию, первый его вопрос был таков: "как у вас обстоит дело с краскомами?" Конечно, ответ мой был таков, как я его сейчас изложил. Винить здесь старший комсостав, ко­нечно, не приходится.
   В настоящее время, судя по стр. "В. В.", начатая в 1919 г. травля про­тив комсостава, не прошедшего в.-у з., принимает с каждым днем все боль­шие и большие размеры. Укажу лишь на некоторые факты. Статья "Дорогу красному" Антонова-Овсеенко в N41 - 42 В. В." за 1923 г. начинается цитиро­ванием писем краскомов: "Встретился со старшим офицерством, которое смот­рит еще не совсем по-товарищески, а старается всячески подрезать нашего молодого краскома", и дальше: "старый комсостав смотрит на краскомов недоброжелательно, со стороны комисса­Ра, командиров видим нездоровое отношение - они очень мало интересуются жизнью и бытом краскомов". Тов. Муралов в том же N "В. В." отмечает, что кадровый состав при аттестациях затирает краскомов и подчиняет крас­кома малограмотному красноармейцу. Дальше тов. Муралов говорит: "при таких отношениях убивается всякая инициатива, у курсантов появляется сомнение в целесообразности военного обучения, нарождается демобилизацион­ное настроение".
   Попробуем разобраться, в чем тут дело. Прежде всего, цитаты, приведен­ные Антоновым-Овсеенко, определенно указывают, что курсант, пробывший самое большее 3 года в стенах в.-у. з., считает себя компетентным дать оценку командному и комиссарскому составу части и оценку части в целом, - значит, он считает себя компетентнее последних. Еще яснее подтверждают эту мысль выдержки из писем краскомов, приводимые курсантом Д. Элли в N 8 "В. В". с. г.: "...Встретили нас плохо, взводные командиры - люди в военном отношении безграмотные, политработа ведется вяло; я делаю столько, сколько может сделать "командир" в должности начальника пулемета, и если я хочу сделать больше меня одергивают: это не ваше дело..." Другой краском, оценивая комсостав своего полка, как не имеющий ни бое­вого опыта, ни теоретической подготовки, пишет: "В одном его преимущество - имеет низкопробную душонку..."
   О чем это говорит? А очень просто: по мнению краскома, комиссар полка никуда не годен, а весь комсостав полка неработоспособен, - тут проскальзывает элемент карьеры и именно нездоровой карьеры - недовольство занимаемой долж­ностью. Вывод здесь можно сделать только один: краском желает быть командиром полка, раз он считает себя компетентным, так уверенно давая оценку состоя­нию части и всему комсоставу полка.
   Если мы присмотримся еще ближе, вдумаемся в эти безответственные гро­могласные заявления "встретили нас плохо" и попытаемся расшифровать, что за ними скрывается, то мы увидим такие картины. Курсант прибыл в часть, коман­дир полка является в расположение этой части, и данный курсант о чем-то хочет побеседовать с ним. Но - увы! Командир полка как раз, по тем или иным причинам, в силу отсутствия вре­мени, не мог уделить столько внимания красному, сколько бы хотел последний. В результате появляется письмо краскома с возгласами: "встретили нас плохо"; чтобы больше веса придали его заявлению, краском добавляет оценку комсостава, вроде той, которую цитирует курсант Д. Элли. "Военный Вестник" же пестрит статьями в высшей степени от­ветственных в строительстве Красной армии лиц.
   Все было бы ничего, если бы эта дискуссия не имела никаких послед­ствий, но, к сожалению, она подрывает авторитет всего комсостава Красной армии, т.-е. комсостава, не окончившего в.-у.з. Краском, занимающий ту или иную должность в армии, не видит в лице своего начальника авторитета, а против кадрового комсостава создается определенное предубеждение у курсанта еще в бытность его в стенах в.-у. з. Ясным доказательством этого может слу­жить описанная в N 5 "В. В", с. г. дискуссия на общем собрании курсан­тов старшего и младшего класса Орен­бургской пехотной школы. Военкор этой школы тов. Н. Фотиев-Зарницын указы­вает, с каким огромным интересом про­читываются курсантами на страницах "В. В." статьи о положении краскомов; при содействии администрации школы этому вопросу было даже посвящено специальное, интересующее нас общее собрание. И что же там говорилось? Комиссаром цитировались выдержки из последних номеров "В. В." о быте и жизни краскомов, курсанты обрушились всем своим молодым пылом на находя­щийся в Красной армии комсостав (б. офицеров царской армии), затираю­щий краскомов; в подтверждение своей правоты ораторы ссылались на статьи от­ветственных работников Красной армии - т.т. Муралова, Антонова-Овсеенко и др.
   Таким образом, еще в стенах в.-у. з. ведется натравливание курсантов против командного состава армии, - они, де, такие-сякие, а вот вы, сыны рабочих и крестьян, -истинные защитники инте­ресов рабочего класса, - должны стать на их место и т. п. При этом забывают, что комсостав, прошедший фронты гра­жданской войны, своей кровью доказал преданность рабочему классу. Теперь, я думаю, понятно, почему курсанты столь ненавидят комсостав. Когда краскомы приезжают в часть, им прихо­дится командовать взводами в то время, когда командирами рот, батальонов, полков, дивизий остается так скверно в стенах в.-у. з. отрекомендованный комсостав. С другой стороны, курсант, попадающий в строевые части на командные должности, рассчитывал на улучшение своего материального поло­жения и бытовой обстановки; на деле он встречается с совершенно другим: казарма сырая, холодная, зачастую нет окон, квартиру коммунальный отдел предоставляет такую, в которой из вольных граждан жить никто не хочет, кормежка - хуже, чем на курсах, а жа­лованье настолько мизерное, что не хва­тает купить табаку. Все это вместе взя­тое его, действительно, заставляет по­думать: в чем тут дело? Он вспоминает, что при выпуске ему говорили о том, что "комсостав, это - бывшие офицеры, делом не интересуются и т.п." От та­ких воспоминаний краском переходит к убеждению в правдивости того, что ему говорили в в.-у. з.
   Начинается безотрадная дискуссия, ни на чем другом не основанная, кроме только что мною охарактеризованных обстоятельств. Тов. Муралов, безусловно, не прав, когда он говорит о причинах демобилизационного настроения, ука­зывая, что при аттестациях краскому не дается правильная оценка. Неужели и т. Муралов считает, что у нас весь комсостав и политсостав, начиная от комроты и кончая комдивом, ненавидят краскомов? Если это не так, то утвер­ждение тов. Муралова неверное. Я счи­таю, что все это не так, и по отноше­нию к дивизии, которой я командую, я это положение утверждаю. Думаю, что каждый командир дивизии это под­твердит.
   Почему во время аттестационного периода остается много "обиженных"? Очень просто: одного, по тем или иным причинам, нужно перевести в другую часть, другого - изъять из армии, треть­ему дается заключение "соответствует должности", а четвертого находят нужным выдвинуть на высшую должность. Первые три группы лиц, обыкно­венно, остаются недовольными, ибо они сами считают себя знающими военное дело лучше, чем выше стоящий над ним начальник. Это - взгляд со своей ко­локольни и его ставить в основу нель­зя. Отмечаю, что у краскомов такой уклон наблюдается. Я совершенно не согласен с тов. Мураловым, который считает уродливым явлением подчине­ние краскома малограмотному красно­армейцу. Военное дело, тов. Муралов, таково, что по книгам командира не подготовишь, и этот малограмотный красноармеец-командир писать-то будет хуже, но вести вверенную ему часть в бой мо кет и лучше. У нас в Красной армии немало таких командиров, кото­рые с трудом подписывают свою фами­лию, но здравый смысл диктует им, что делать для подготовки сознательного бойца, как вести к победам свою часть.
   Не нужно удивляться, если кто-либо из краскомов на должности комзвода пробудет 2 - 3 года, ибо бывают люди, которые, по тем или иным обстоятель­ствам, от него самого зависящим, не могут быть выдвинуты. Всегда при атте­стовании мы подходим и нужно подходить с деловой точки зрения, а не с точки зрения диплома, как это делали в старой царской армии, когда немало бездарных в военном деле людей, бла­годаря своему сословному положению и дипломам, автоматически получало чины. Все эти обстоятельства т. т. кур­сантами и уже занимающими в армии должности командиров должны быть учтены и усвоены.
   В самом начале мною уже было ска­зано, кто составляет так называемый кадровый комсостав строевых частей Красной армии. Здесь я хочу отметить лишь, что большой процент как быв­ших офицеров, так и солдат, выдвинув­шихся в процессе гражданской войны, уже прошли разного рода повторные школы, курсы и с каждым днем, путем самодеятельности во ВНО, все более расширяют свой военный и политиче­ский кругозор. Через некоторое время, нужно полагать, и не про­шедший до сих пор повторные курсы комсостав таковые пройдет. Этот комсостав и составляет ту группу лиц, против которых натравливает курсантов е крайкомов существующая постановка вопроса, и против которых выступают в печати даже ответственные работники Красной армии. Если этот контингент комсостава, кто бы он ни был (бывш. офицеры, бывш. рядовые солдаты), в про­цессе борьбы на фронтах доказал свою преданность власти рабочих и крестьян, способность командовать частями и по настоящее время вышестоящим коман­дованием признается соответствующим занимаемой должности, - он должен быть ценим. Ни в коем случае не должна быть допущена безответствен­ная демагогия со стороны тех, кто этот контингент комсостава до сих пор счи­тает чуждым нам элементом. Пора осо­знать каждому, что в строевых частях Красной армии чуждого элемента теперь нет, и если есть единичные случаи, то на этом нельзя обосновывать ведущуюся борьбу против целой группы комсостава. Нужно раз навсегда признать и усвоить, что командные должности Красной армии занимает красный командный со­став. У нас же принято считать, что краском тот, кто окончил в.-у. з, а кто не окончил, тот бывший офицер или безграмотный солдат, которых надо, по мнению многих, выкуривать из армии.
   Каждое лицо, которому дове­ряется в Красной армии та или иная войсковая часть, - есть красный командир.
   Во всех в.-у. з. агитацию, заключаю­щуюся в утверждениях, что в частях курсанты встретят недоброжелательно на них смотрящий комсостав, необхо­димо прекратить, а вместо этого разъяснить курсантам пестроту состава коман­диров, в смысле их подготовки. Нужно привить убеждение, что комсостав, про­шедший фронты гражданской воины, нам ценен, и его теоретические пробелы должны заполняться совместной друж­ной работой с краскомами, с одной сто­роны, и путем командирования их на повторные курсы - с другой. Пробелы в подготовке краскомов в отношении практического опыта должны быть за­полнены в процессе работы непосред­ственно в частях командирами, имею­щими такой опыт. Только при такой постановке вопроса Красная армия бу­дет иметь сильный духом, спаянный во­едино красный командный состав.
   Форма связи в.-у. з. с краскомами должна быть изменена следующим об­разом. Ненормальности, замеченные краскомом в частях, которые ему не удалось устранить посредством доклада своему прямому начальнику, он излагает в письме, по которому обязательно назна­чается соответствующими органами рас­следование, и виновный должен быть предан суду. Результат расследования и указания о принятых мероприятиях должны объявляться в "В. В.". Если при расследовании обнаружится ложность сообщенных фактов, должен быть пре­дан суду писавший о них. При таких условиях у нас будет жизненная поста­новка вопроса, и мы избавимся от на­доевшей уже бестолковой дискуссии.
   Комиссия по продвижению краскомов и улучшению его материального поло­жения должна быть упразднена. Лица, окончившие в. - у. з. и занимающие в армии командные должности, обеспечи­ваются и продвигаются в общем порядке.
   Изложенные мною мероприятия устранят то ненормальное явление, ко­торое создалось, в особенности в послед­нее время, у нас в армии. Только при выполнении всех предлагаемых мною мер мы будем иметь сплоченный ком­состав, столь необходимый для поднятия боеспособности нашей Красной армии.
   Дружная, дополняющая друг друга работа всего комсостава Красной армии создаст то мощное целое, к ко­торому мы стремимся.
  

Д. Петровский

Три группы

(Ответ тов. Лацису)

  
  
   До появления статьи тов. Лациса у нас никакой дискуссии о краскомах не велось. Все дружно, в один голос твердили о том, что нужно краскому обеспечить дорогу. Об этом писали кур­санты и командиры, строевые началь­ники и политработники (см. статьи Каменева, Муралова, Петина, Левичева, Антонова-Овсеенко, Струве, Турчанино­ва, Фотиева-Зарницьша, Грехнева и др.
   ("В. В." NN 40 и 41-42 1923 г., NN1 - 9 1924 г.). Лишь тов. Лацис усмотрел в этих статьях нездоровый уклон, поняв всю кампанию за краскома, как травлю боевого командного состава, покрывшего себя славой в по­бедных боях гражданской войны.
   Толкование тов. Лациса кажется мне ошибочным. Вряд ли кто станет оспа­ривать основную мысль тов. Лациса, что наш командный состав отличается огромной пестротой. Иначе и быть не могло. Ведь, он складывался стихийно, в процессе самой войны, под непосред­ственными ударами врагов. Лишь с пе­реходом к мирному строительству мы получили возможность заняться выра­ботков определенной системы подго­товки, подбора, аттестования и продви­жения командиров. От стройности и цельности мы все же еще очень далека. Именно поэтому от поры до времени выплывают отдельные частные вопросы продвижения, которые, становясь центром внимания, требуют срочного раз­решения.
   В таком же порядке возник вопрос о краскомах, окончивших нормаль­ную военную школу. Ссылка на 1919 г. к данному случаю совсем не подходит. Вопрос был поставлен на исходе 1923 г, когда трех и четырехгодичная школа дала армии командиров, из коих мно­гие предварительно прошли школу армейской службы не только в роли рядовых, но и в качестве командиров. Отзывы о них (см. сводки МВО, УВО и др.) свидетельствуют о том, что они своему назначению соответствуют, но что вместе с тем их продвижение на­талкивается на целый ряд трудностей, в том числе и на определенное преду­беждение, сложившееся в ударный пе­риод скороспелого и массового натаски­вания краскомов. Мы и тогда боролись против пренебрежительного отношения к краскомам п сомневаемся, насколько целесообразно было переводить их в рядовых. Теперь кампания за краскома имеет в виду препятствия эти преодолеть и предубеждение против краскомов рассеять. Ее своевременность бесспорна. Я лично полагаю, что, если бы тов. Лацис под этим углом зрения подошел к вопросу, то он, несомненно, очутился бы в рядах тех, кто борется против всех попыток затереть краскома и заградить ему дорогу.
   Тов. Лацис опасается, однако, что эта борьба объективно направлена про­тив боевого командира. Основательно ли это опасение? Я думаю, что нет.
   Разнообразную массу нашего ком­состава можно разделить на три груп­пы: 1) боевые командиры, солдаты и унтер-офицеры старой армии и партий­цы, занимавшие сперва комиссарские должности и ставшие впоследствии командирами; 2) красные командиры из рабочих и крестьян, окончившие командные курсы и нормальные школы, и, наконец, 3) быв. офицеры. Не вда­ваясь в подробный анализ каждой из этих групп, можно в общем умозаклю­чить, что сущности и природе Красной армии больше всего отвечают первые две группы. К сожалению, приходится констатировать, что в мирное время, в пору учебы третья группа заметно вы­двинулась за счет замещения боевых командиров теми из бывших офицеров, которые в пору боев гражданской вой­ны пороха не нюхали. И мы стоим перед задачей, как обеспечить правиль­ное, отвечающее интересам дела, про­движение командиров первых двух групп, отнюдь не отказываясь от той части третьей группы, которая не на жизнь, а на смерть связала свою судь­бу с Красной армией и действенно это доказала на поле битвы.
   Основная разница между первыми двумя группами заключается в том, что командиры из красноармейцев и унте­ров остро нуждаются в тщательной теоретической подготовке, а командиры, окончившие нормальную военную школу и предварительно в войсках не служившие, нуждаются в практическом стаже. Для пер­вой надо шире открыть военную школу с учетом их возраста и навыков. Вто­рым надо всячески помочь в получении практических сноровок.
   Вопрос о школьной подготовке бое­вых командиров был поставлен остро, примерно, два года назад. Во всех нор­мальных школах были созданы краскомовские группы. Одна нормальная шко­ла - 8-я Ленинградская - была полностью реорганизована в краскомовскую школу. Лучшим доказательством успешности этой кампании служит тот факт, что в настоящий момент в стенах нормаль­ных военных школ обучаются 2.998 бое­вых командиров, из коих 1.661 чел. предварительно окончили краткосроч­ные командные курсы, а 1.337 чел. не получили никакого военного образова­ния. Для боевых командиров были также организованы подготовительные отделения при целом ряде высших школ.
   Хуже обстоит дело с практическим обучением краскомов в частях. Не в том беда, что некоторые краскомы про­являют слишком много задора и само­уверенно критикуют "начальство". Этот "грех молодости" ничего опасного в себе не таит. Беда - в ином. Мы мечта­ли, отказавшись от унтера старого вре­мени, поднять отделенного до степени командира. На практике получилось как раз обратное. Мы краскома, назна­ченного на должность отделенного коман­дира, морально приравняла к унте­ру, не дав ему даже тех материальных выгод, которыми унтер пользовался в старой царской армии.
   Теперь положение резко меняется. Нормальная военная школа будет вы­пускать, согласно приказа РВС СССР N 237 (см. "В. В." N 8 т. г.), взводных командиров. Только те из окончивших нормальную школу, которые раньше в войсках либо вовсе не служили, либо служили, но не занимали командных должностей, будут определенное - непро­должительное - время стажироваться. Этот приказ регулирует юридическое положение краскома. Надо полагать, что уже недалеко то время, когда мы, вообще, перейдем к твердым нормам продвижения, учитывающим не только формальные признаки (диплом, сроки), но и способности каждого командира в отдельности и преданность его идеалам Красной армии. Независимо, однако, от законодательных актов, необходимо до­биться товарищеского отношения ко всем командирам Красной армии, ко­торые честно выполняют возложенные на них трудные обязанности. С этой точки зрения необходимо самым реши­тельным и самым беспощадным образом бороться против всякой попытки оправ­дать и обосновать презрительное отно­шение к молодому краскому. Особенно остро стоит вопрос о внимании к крас­кому на первых порах его службы, когда он нуждается в помощи и в со­вете. Одновременно необходимо всемер­но бороться против "краскомчванства", в какую бы форму последнее не выли­валось.
   Я не разделяю предположения тов. Лациса, что военная школа внушает курсанту пренебрежительное отношение к комсоставу Красной армии. И в на­ших военных школах, к сожалению, еще заметно преобладает та третья группа комсостава, среди которой еще немало таких бывших офицеров, с высокомерием глядящих на рабоче-крестьянских командиров. В стенах военной школы еще приходится бо­роться не против "краскомчванства", а за внимание к краскому.
   Против практических мероприятий, предлагаемых тов. Лацисом, спорить не приходится. Некоторые опасения, однако, вызывает его предложение непосред­ственно связать освещение всех боль­ных вопросов, связанных с продвиже­нием комсостава, с мерами каратель­ного воздействия. Вряд ли также прав автор, когда он предлагает ликвидиро­вать комиссию по продвижению крас­комов. Вся беда, ведь, в том, что у нас еще общего, твердо установленного порядка продвижения комсостава не существует. Само собою понятно, что комиссия должна иметь в виду всех командиров, особенно заботясь о первых двух группах.

Р. Муклевич

К предстоящему приему в Военную академию

   В связи с сокращением подготовительной группы, перед Академией вста­ла опасность, что к предстоящему прие­му Красная армия не сможет выделить достаточного количества подготовленных кандидатов из рабочих и крестьян. Поэтому Академия вошла с представле­нием в Реввоенсовет Союза о проведе­нии некоторых мероприятий, имеющих целью способствовать поступлению в Академию рабоче-крестьянского элемен­та. Мероприятия эти получили оконча­тельное оформление в приказе Реввоен­совета N 2787 от 27 декабря прошлого года.
   Во-первых, приказ предлагает окруж­ным командованиям уже сейчас наме­тить в каждом округе небольшую груп­пу наиболее выдающихся командиров и комиссаров из рабочих и крестьян для командирования в Академию. Этой группе нужно предоставить возможность подготовиться (отпуск, учебники и в исключительных случаях - репетиторы). За работой по подготовке командование и, в частности, политотделы, должны наблюдать и всемерно ей содействовать, вплоть до момента отправления на при­емные испытания в академию. Группу эту следует рассматривать, как проле­тарское ядро командируемых в акаде­мию каждым округом кандидатов.
   Во-вторых, рекомендуется в число кандидатов в академию включать наи­более дельных краскомов из числа окон­чивших военные школы 1-й ступени, не исключая и тех, кто кончил школу в 1923 г. Эти товарищи на строевых ко­мандных должностях находятся всего только один год и не приобрели еще требуемого для поступления в Академию командного стажа. Однако, Реввоенсовет признал возможным сделать в текущем году от этого правила некоторое отступление с целью усиления притока в академию рабоче-крестьянского элемента.
   В-третьих, приказ категорически подчеркивает необходимость предоста­вления всем кандидатам в Академию от пуска с 1 мая для подготовки.
   Этими мероприятиями отнюдь не за­крываются двери академии заслужен­ным командирам Красной армии, не происходящим из рабочих и крестьян. Они также нужные и желательные кан­дидаты. Красная армия знает много до­блестных командиров из числа бывш. офицеров и студентов, которые своим потом и кровью, пролитыми на много­численных красных фронтах, добыли себе право на получение вывшего военного образования. Двери Академии оста­ются для них открытыми.
   Положения приказа М 2787 еще рад подчеркиваются в циркуляре начальника штаба РККА от 19 февраля за N 155357. Там мы находим еще ряд мо­ментов, на которые необходимо обратить общее внимание.
   Округа должны включать в кандидатские списки только командиров действительно стремящихся к учебе, готовых для этой цели перенести всяче­ские жертвы и лишения. Практика прошлого .года доказала, что это поло­жение не всегда наблюдалось, и что в кандидатские списки включались нередко лица, рассматривавшие академию как отпуск и стремившиеся туда, чтобы побывать в Москве.
   В академию не должны ехать люди с недостаточно крепким здоровьем. 3 - 4 летняя учебная работа в академия требует напряжения всех сил и способ­ностей, и выдержать это напряжение с пользой для дела могут лишь това­рищи вполне здоровые. В прошлом году 17% прибывших кандидатов были за­бракованы медицинской комиссией.
   Не должны командироваться в Ака­демию лица без боевого стажа, неудо­влетворительно аттестованные, ибо та­ковые ни в коем случае приниматься не будут.
   Кандидаты должны прибывать в Академию налегке, без семейств, лошадей и домашнего скарба. Семья может переехать в Москву лишь после того, как кандидат выдержит испытания и будет зачислен слушателем. При этом понятие "семья слушателя", в силу жи­лищных затруднений, сводится к жене и детям, а отнюдь не к родственникам всех прочих степеней, хотя бы они и
находились раньше на иждивении слушателя.
   Кандидаты в Академию должны прибыть в установленный срок между 10 - 20 августа. Прибывшие раньше этого срока до 10.VIII на довольствие не зачисляются, прибывшие позже - к испытаниям не допускаются и откомандировываются обратно.
   1 марта состоялось постановление президиума Высшего академического совета о пересмотре вступительных программ во все военные академии. В прежних программах (приказ N 300) есть много ненужного, устаревшего (наприм., теория словесности), указаны неподходящие учебники, да к тому еще в чрезмерном изобилии. Эти программы просматриваются под углом зрения их упрощения и приближения к програм­мам военных школ 1 ступени. К работе то пересмотру уже приступлено в спеш­ном порядке, и нужно надеяться, что округа новые программы получат не позже 15 апреля, т.-е. в срок, достаточ­ный для того, чтобы ознакомить с ними всех кандидатов.
   Несомненно, несмотря на все пере­численные нами мероприятия, доступ в Академию остается достаточно затруд­нительным, и Академия по-прежнему остается учебным заведениям только для избранных - наиболее заслуженных и наиболее развитых командиров. Огра­ниченность наших ресурсов, к сожале­нию, не дает возможности открыть двери Академии для широких масс комсостава. Соображения той же экономии заставили в текущем году еще раз урезать число вакансий и свести их всего до 80 че­ловек на младшем курсе.
   Тем не менее, на основании опыта предыдущих лет, мы утверждаем, что каждый командир, поставивший себе целью добиться получения высшего военного образования и удостоенный своим округом к командированию в Ака­демию, может этой цели достигнуть, при наличии силы воли, желания ра­ботать и учиться и хотя бы средних способностей.

Д. Петровский

Куда делись краскомы?

(Гадания на статистической гуще)

   В седьмое лето после Октября мы получили статистически разработанные "сведения о продвижении по службе ком­состава" на первое января тысяча девятьсот двадцать третьего года. Факты, выраженные в цифрах, были выстроены в ряды и манили своей стройностью. Отрадно было сознавать, что мы пытаемся статистически выра­зить пестрый состав верхушки Красной армии. Пишущий эти строки в свое время жадно набросился на эти цифры. Оказалось, однако, что за внешней стройностью скрываются такие серь­езные изъяны, которые ставят под знак сомнения ценность добытых и разрабо­танных материалов. Закралось даже сомнение, возможно ли вообще стати­стическое отображение эпохи бури и на­тиска, когда наша армия и ее командный состав складывались под непосредствен­ными ударами врага.
   Месяцы шли, а статистические ко­лонны жили. Их бегло просматривали, кое-что из них отмечали, но общего внимания армии они к себе не привлекли. Совершенно случайно эти цифры вы­нырнули на поверхность в связи с изу­чением вопроса о достоинствах и недо­статках молодых краскомов.
   Вопрос о краскомах, безусловно, на­зрел. Он требует сугубого внимания. Он выдвигает ряд конкретных задач Вряд ли, однако, мы можем в этой трудной работе рассчитывать на существенную помощь той статистики, какой мы теперь располагаем. Даже самые совершенные цифры не смогут уничтожить того факта, что наш комсостав состоит из трех различных групп (см. мою статью - "В. В." N11). Цифры также вряд ли могут стать связующими звеньями между различными частями комсостава.
   Но мы привыкли уважать факты. Тем больше уважения мы питаем к дающим математическое выражение фактам. И я решил попытаться разобраться в том статистическом мате риале, который у нас имеется, чтобы проверить, не содержит ли он ценных для нас указаний.
  

Что говорят цифры?

   Я уже вскользь отметил, что стати­стические таблицы дают картину команд­ного состава на 1-е января прошлого года. Согласно таблицам сведений о продвижении командиров, выпущенных из в.-у.з. с 1918 по 1922 год, выходит, что только 18% из числа окончивших в.-у. з. остались в рядах армии. Осталь­ные улетучились. Нашлись и такие статистики, которые, определяя процент оставшихся в армии, в число выпущен­ных краскомов включили и тех, кто окон­чил в. у. з. в 1923 г., забыв при этом, что разработка сведений об оставшихся в армии закончилась 1-го января 1923 г. и окончившие в течение 1923 г. в этот список попасть не могли. По этому под­счету картина оказалась еще более мрачной: в армии осталось всего 15% из числа окончивших в.-у. з. Эту малень­кую ошибку, конечно, легко исправить. Сложнее обстоит дело с анализом цифр, относящихся к 1-му января 1923 г.
   При внимательном анализе этих цифр оказалось, что в число краскомов, выпущенных из в.-у. з., попали и те командиры, которые совершенствовались в высших школах, а также все техники и хозяйственники, которые подготовля­лись на специальных курсах, и, есте­ственно, не могут рассматриваться, как краскомы, прошедшие командные курсы и нормальные школы. Технических кур­сов у нас было очень много во время гражданской войны. Эти курсы готовили и переписчиков, и гидро-техников, и оружейных мастеров, и телеграфистов. Эти техники свое дело сделали, но они не могут фигурировать в сведениях о комсоставе на 1-е января 1923 г. по той простой причине, что они комсоставом никогда и не были. Большую активность проявляли также наши высшие школы, вообще, и "Выстрел", в частности, кото­рый за годы напряженной борьбы про­пустил через свои стены тысячи коман­диров, конечно, не попавших в чесло краскомов, подготовленных курсами-школами.
   Если мы внесем эти две поправки, то естественно изменится и процент, т.-е. получится, что из числа краскомов, окончивших в.-у. з. в первые пять лет, в армии осталось, примерно, 23%. Но и эта цифра не вполне соответствует дей­ствительности. Вряд ли статистические материалы на 1-е января 1923 г.. пол­ностью учли движение комсостава вы­пуска 1922 г. Эти сомнения у нас вызваны следующими соображениями. По статистическим сведениям выходит, что из числа окончивших в.-у. з. крас­комов в 1922 г. к 1-му января 1923 г. осталось меньше половины. Факт мало вероятный. Выпуск был приурочен к концу 1922 г. и вряд ли можно допустить, что большая половина краскомов ока­залась вне армии, буквально, не успев попасть туда. Здравый смысл подска­зывает совершенно отказаться от ана­лиза цифр, относящихся к 1922 г. Если мы так поступим, то мы сможем притти к следующим условным цифровым вы­водам: на 1-е января 1923 г. в армии остались из окончивших в 1918 г. - 53%, в 1919 г. - 16,4%, в Ю2О г. - 11,3%, а в 1921 г. - 26,2%. По всем видимостям, в разбираемые "сведения" об оставшихся в армии не попали те краскомы кратко­срочных комкурсов, которые в 1922 г. направились в нормальную военную школу. Учет этих командиров сильно поднял бы процент оставшихся в отно­шении выпущенных.
  

Куда же делись остальные?

  
   Получив эти, более или менее гада­тельные, цифры, мы лишь теперь упи­раемся в необходимость заняться гада­ниями на статистической гуще, чтобы ответить на вопрос: куда же делись остальные? Чтобы ответить на вопрос, нам приходится оперировать с неизвест­ными числами. Очевидно, что огромное число краскомов погибло в боях. Без­заветную храбрость краскомов на поле битвы отмечали многие. Мы на этот счет имеем документ - постановление СТО, - подписанный Лениным 19-го ян­варя 1921 г., отмечающий, что "многие (курсив мой - Д. П.) рабоче-крестьянские командиры погибли смертью храбрых на поле брани". Но сколько их погибло, - этого мы не знаем. Не знаем мы также, сколько было ранено. Не знаем мы и другой рубрики краскомов, а именно тех, которые ушли на работу по поли­тической линии.
   Надо иметь в виду, что коммунисты-краскомы составляли подавляющее боль­шинство выпусков первых четырех лет: В 1918 Г. - 70%, в 1919 г. - 54%, В 1920 г. - 62%, а в 1921 г. - 65%. Сотнями крас­комы уходили непосредственно в распо­ряжение политорганов. Точных цифр мы, однако, не имеем. Если мы прибег­нем к другим статистическим материа­лам, а именно - к учету комсостава запаса, то мы должны будем притти к выводу, что число краскомов, ушед­ших из армии, составляет небольшой процент в отношении числа выпущен­ных из в.-у. з. за указанные годы. Остается предположить, что краскомы понесли большие потери на полях битвы и выделили большое число политра­ботников, которое пока еще статисти­чески не учтено.

Чему учат цифры?

   Ш Критика военно-учебных заведений стала входить в моду. О некотором пристрастии в этой критике свидетель­ствует и собрание ВНО ВАК'а, вообще (см. отчет об этом собрании в хронике настоящего номера), и выступление на нем тов. Буденного, в частности. Правда, тов. Буденный рассказал нам в начале текущего года об отрадном впечатлении, полученном им ст постановки в школах учебного дела (см. "В. В." N1 тек. года). Но новые времена - новые песни. Тов. Путна склонен объяснить крити­ческую реакцию тем, что восхваление курсанта, вызванное вниманием и уваже­нием рабочего класса к командным кур­сам и школам, сыгравшим немаловаж­ную роль непосредственно в вооружен­ной борьбе, перешло меры. К этому вопросу мы еще вернемся. Здесь же только отметим, что если уже необходимо перегнуть палку в другую сто­рону, то следует сделать это осторожно я вдумчиво, а главное - правдиво.
   Командные курсы готовили, в луч­шем случае, командиров запаса. Боль­шего от них требовать и нельзя было. К подготовке кадрового командного состава мы могли приступить только после окончания гражданской войны. Первый нормальный выпуск был произ­веден осенью прошлого года. Сведения о нем можно считать не- только утеши­тельными, но и бодрящими. На уже упомянутом мною собрании ВНО ВАК'а четыре командира дивизий (Филипповский, Серышев, Кауфельд и Ольшевский) и два командира корпуса (Блюмберг и Грязнов) подали записку, в которой отмечают удовлетворительную подго­товку краскомов "в строевом, тактичес­ком и политическом отношениях".
   Но вернемся к комкурсам и к уро­кам цифр. Опыт войн прошлого пока­зывает, что из числа офицеров воен­ного времени мало кто остается в рядах армии после войны. По непол­ным данным, имеющимся у меня, из числа 9 - 10 тысяч офицеров запаса, участвовавших в русско-японской войне, в армии осталось всего 312 человек, г.-е., примерно, 3%. Если же наши не­полные цифровые данные говорят о ты­сячах краскомов, которые учились месяцы в исключительно тяжелых усло­виях, подчас голодая и холодая, а слу­жат годы, то мы имеем право притти к выводу, что военная школа дала своим питомцам хорошую военную закалку.
   Меньше всего в армии осталось крас­комов из тех, которые были выпущены в 1919 и 1920 г. г. То были годы самых напряженных боев. За эти два года командные курсы пропустили через свои стены десятки тысяч рабочих и кресть­ян. Среди них было огромное коли­чество квалифицированных рабочих и учащихся разных гражданских школ, демобилизация которых была произве­дена с переходом на мирный фронт в порядке приказа. Краскомы, выпуска. 1918 г., сохранились в большем числе в армии, так как они, будучи первыми крайкомами, сравнительно бы­стро поднялись на более высокие ступени и навсегда связали свою судьбу с делом вооруженной защиты нашей республики. Я склонен думать, что из выпуска 1918 г. в армии остались все, кто не погиб на поле брани.

Условия укомплектования

   Чтобы правильно судить об уроках разбираемых цифр, необходимо хотя бы вскользь остановиться на условиях укомплектования. До 1922 г. командные курсы укомплектовывались по моби­лизациям. Иначе и быть не могло. Страна истекала кровью, и она требо­вала от рабочих и крестьян, чтобы они учились искусству побеждать. С ликви­дацией фронтов рабочие и крестьяне, откликнувшиеся на зов республики в опасную минуту, но не чувствовавшие склонности к военному делу, имели полное право на демобилизацию. К ска­занному надо прибавить, что армия не всегда посылала в школу лучших красноармейцев.
   Чтобы не быть голословным, я при­веду только несколько документов.
   В приказе Реввоенсовета от 15-го марта 1919 г. за N 507 мы читаем:
  
   "На советские курсы для подготовки командного состава рабоче-крестьян­ской Красной армии часто команди­руются из частей войск красноармейцы, совершенно неподготовленные к прохо­ждению курсов, иногда даже совершен­но безграмотные и при том без надле­жащих рекомендаций, вследствие чего приходится большое число командиро­ванных отсылать обратно. Такие необду­манные командировки наносят прямой ущерб делу комплектования курсов и бесполезно перегружают и без того рас­строенный железнодорожный транспорт. Впредь приказываю: для прохождения названных курсов командировать лишь тщательно избранных кандидатов, удо­влетворяющих обязательно следующим условиям: умеющих читать, писать, знающих четыре правила арифметики и снабженных документом о предан­ности советской власти (например, ре­комендация политического комиссара). За нарушение сего приказа начальники войсковых частей отвечают по всей строгости законов революционного вре­мени".
  
   В приказе начпур'а от 20-го марта 1922 г. N 16/2, т.-е. через три года, мы читаем: "За последний -период также наблюдается, что начполитотделов, ко­мандиры и комиссары частей при отко­мандировании красноармейцев в в.-у. з. не соблюдают приказов РВСР за N 507 1919 г. и N 1614 от 1920 г. в отноше­нии снабжения командируемых полит-характеристикой. В связи с этим нет твердой уверенности в хорошем каче­стве присылаемых в в.-у. з. людей, будущих командиров Красной армии.
   Еще интересней приказ т. Якира (командвойск КВО), относящийся к тому же времени, что и цитированный приказ начпура (т.-е. к марту 1922 г.). Приказ тов. Якира гласит:
  
   "Главком во время своего пребывания в Киеве обратил вни­мание на то, что комиссиям Гувуз'а, вербующим в частях переменный состав для военно-учебных заведений, вопреки приказа РВСР, не оказывается соот­ветствующими строевыми начальниками достаточных содействий, а зачастую командиры полков относятся даже неряшливо. Так, например, главком осмо­трел партию навербованных в 404 и 405 стр. полках 45 стр. дивизии (при осмотре присутствовал и автор этих строк Д. П.), среди которых оказалось несколь­ко человек неграмотных, много совер­шенно не изъявивших желания поступать в военные заведения, часть красноармей­цев при выделении из указанных пол­ков даже была раздета и т. д. Расследо­вание по этому поводу производится, и виновные командиры полков будут пре­даны суду. Подчеркивая совершенную недопустимость явлений, имевших место в 45 стр. дивизии, последний раз пре­дупреждаю всех соответствующих на­чальников, что на укомплектование военно-учебных заведений должны быть выделены лучшие красноармейцы, гра­мотные и желающие. Предупреждаю на­чальников дивизий, что если еще раз повторится случай, имевший место в 45 стр. дивизии, то мною будут отправле­ны на укомплектование военно-учебных заведений дивизионные школы, незави­симо от того, сколько времени красно­армейцы в них уже пробыли".
  
   Не знаю результатов этого расследования. Знаю только, что и в 1923 году мы сталкивались с такими же командировками в в.-у. з. Разница лишь та, что в 1923 году мы твердо перешли к просветработниками и снабжения полит-просветимуществом обеспечиваются в наименьшей степени или совсем не обеспечиваются, а бывают даже случаи, когда "обслуживающая" организация, под каким-нибудь благовидным предло­гом, обирает авиачасть, у которой на грех оказался хорошо оборудованный клуб или библиотека.
   Несомненно, что надо преодолеть такое отношение к специальным частям, надо добиться того, чтобы те органи­зации, которым придаются наши части, не относились бы к ним, как к "чужим", а принимали бы их в свою семью и уделяли бы им равное, по сравнению с другими, место, памятуя о том значе­нии, какое имеет воздушный флот для армии, и о той незаменимой помощи, которую он оказывает всем родам ору­жия во время военных действий.
   Еще один вопрос, на котором необхо­димо остановиться. В центре и в окру­гах приходится решать ряд организа­ционных задач и их рациональное ре­шение в большей степени зависит от степени осведомленности центра о ра­боте на местах и об условиях этой работы. Между тем, с информацией жизни авиачастей дело обстоит дале­ко неблагополучно. Систематическая информация совершенно отсутствует по линии округов и их политических орга­нов, случайная же информация ничего не дает, а между тем, совершенно необхо­димо добиться того, чтобы армейские политические организации сверху до низу знали, как живут наши части и в чем они нуждаются.
   Будем надеяться, что меры, принимае­мые в этом отношении руководящими орга­нами, приведут к желаемым результатам.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Военный вестник. - 1923.- N22. - С. 35-36.
   Военный вестник. - 1924. - N9. - С.24-25.
   Военный вестник. - 1924. - N9. - С. 27.
   Военный вестник. - 1924. - N9. - С.32-33.
   Военный вестник. - 1924. - N10, - С. 50-51.
   Военный вестник. - 1924. - N11. - С. 19-22.
   Здесь очевидное недоразумение. С 1923 года для нормальных военных школ установлены твердые сроки обучения: 3 года для пехотных и кавалерийских школ и 4 года - для артиллерийских и инженерных. Ред.
   Военный вестник. - 1924. - N11. - С.23-25.
   Военный вестник. - 1924. - N11. - С. 27-28.
   Военный вестник. - 1924. - N12. - С. 16-27.
  
   ...
  
   Из моих "Мемуаров":
  
   ? Неудачником не рождаются   23k   "Фрагмент" Мемуары
   Неудачи и просчеты: наше отношение к ним.
  
   Каждый молодой офицер полон надежд - Но не каждому суждено стать военачальником - Дело не в том, что " у маршала свои сыновья" - Дело - в каждом из нас - Тот, кто не развивается и не работает над собой обречен быть в хвосте - Не поддаваться соблазну саможаления - Мечтать бесплодно и бездеятельно - вредно - Опора на собственные силы - это то, что надо для успеха - Надо работать в полную силу - Бездельник всегда ратует за уравниловку и "равноправие" (в зарплате) - Пример, как ст. л-т Варенников "добивался" успеха (случай с ленинской комнатой) - Закон свертывания функций за ненадобностью - Какие группы умений нужны человеку (Спенсер об этом) - Монтень: Пусть наставник расскажет... - Как относиться к личными промахам и неудачам? - Совет Шопенгауэра: Лучше сказать себе: "Хорошо, хоть так, ведь могло быть и хуже" - Совет меланхолику - Необходимость адекватной самооценки - Златоуст: Начинай суд совести - Формула 90+10; 10+90 - Каждый из нас полон задатков и способностей - Надо их развивать - Совет И. Златоуста
  
   ...
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023