ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
6 - Офицерская история 20 века(2)

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


6 - Офицерская история 20 века(2)

А.И. Каменев.

История подготовки офицерских кадров в СССР (1917-1984 гг.)

  
  
  

6

Преобразования в подготовке офицерских кадров в 1964-1984 гг.

  

Характеристика обучаемых

  
   Обратимся теперь к характеристике обучаемых в военно-учебных заведениях.
  
   Начнем ее с анализа обучаемых в военных училищах, с курсантов.

Курсанты

  
   Специальное исследование, проведенное Е.Ф. Осипенковым позволяет нам выявить социально-психологические особеннос­ти курсантов: мотивацию выбора ими профессии офицера, степень стойкости решения о правильности сделанного выбора и др.
  
   См. Таблица:
  
   Так, на вопрос о том, что побудило молодых людей избрать профессию офицера, были получены ответы, сведенные в следующую таблицу:
  
   ...
  
   Из таблицы видно, что наибольший процент выпадает на ответ, показывающий, что в основе выбора профессии офицера основную роль сыграло собственное убеждение. Причем, это мнение крепнет по мере нахождения курсантов в стенах училищ. Нам же думается, что данный процент несколько завышен сами­ми курсантами и абитуриентами в целях утверждения личного достоинства.
  
   На самом же деле, как нам представляется, в большей степени сыграл факт престижа офицерской службы, который в то время был еще довольно высок, и те ожидания, которые формиро­вал в своем сознании молодой человек, связывая свою судьбу с армией.
  
  
   См. табл.:
   Об этом свидетельствуют другие данные, полученные Е.Ф. Осипенковым. На вопрос исследователя о том, соответствует ли пред­ставление курсанта о профессии офицера тому, которое сложи­лось у него до поступления в училище, ответы были получены такие:
  
   ...
  
   На другой вопрос, касающейся предпочитаемого места службы, курсанты ответили так: за границей - 53, 8%, в крупных городах - 22,0%, в отдаленных районах - 18, 6%, в столичном гарнизоне - 10,9; так, где сочтет нужным командование - 5,9%.
  
   О чем говорят приведенные таблицы.
  
   Во-первых, они свиде­тельствуют о том, что поступающие в военные училища не имеют достаточного представления о службе офицера (это, прежде всего, касается гражданской молодежи, которые преобладают среди курсантов).
   Во-вторых, многие курсанты связывают свои надежды с возможностью жить обеспеченной жизнью (стремление попасть служить за границу) и в крупном городе. Многих из них не радует перспектива службы в отдаленном гарнизоне, или же направление туда, куда пошлет начальство.
   *
  
   См. табл.:
   Во время учебы в училище происходит некоторое переос­мысление первоначального решения избрать ту или иную спе­циальность. Так, курсанты Московского высшего общевойскового командного училища им. Верховного Совета РСФСР на вопрос о возможности избрать другую воинскую специальность ответили так:
  
   ...
  
  
   Видно, что наибольшая стабильность наблюдается в груп­пе суворовцев, больший разброс мнений - среди бывших солдат и сержантов срочной службы.
  
   Другими словами, мотивация выбора профессии офицера, морально-психологическая готовность к предстоящей деятель­ности, степень осознанности полноты ответственности офицера и другие социально-психологические характеристики курсантов военных училищ представляются нам наиболее уязвимыми и тре­бующими существенных подкреплений в процессе всего периода обучения в военно-учебном заведении.
  
   *
   Исследовательская работа, проведенная нами с курсантами Алма-Атинского высшего общевойскового командного училища имени И.С. Конева (АВОКУ), позволила получить сведения о том, что в числе курсантов немалый процент (до 25) занимают молодые люди, не имеющие достаточных данных для овладения профессией офицера.
  
   Противопоказаниями (непригодность для офицерской профессии) в данном случае выс­тупали: слабый мировоззренческий и общекультурный уровень этих лиц; отсутствие должного интереса к профессии офицера; явная склонность к нарушениям воинской дисциплины; слабое физическое развитие; низкая общественно-политическая актив­ность.
  
   *
  
   См. табл.:
  
   В ходе обучения ряд курсантов не проявляли должной настойчивости в овладении знаниями. Об этом говорят данные успеваемости, полученные в 1984 году в АВОКУ:
  
   ...
  
   Видно, что только 23% курсантов учатся на "хорошо" и "отлично", а остальные курсанты ходят в "середнячках". По данным преподавателей более 50% из тех, кто учится на "хо­рошо" и "удовлетворительно" могли бы учиться значительно лучше, если бы на то было желание самих курсантов.
  
   Наше ис­следование, тем не менее, показало, что в курсантской среде среди определенной части курсантов сформировалась стойкая негативная установка на "посредственность" ("тройка - государственная переводная оценка, а большего мне и не надо"). Этот факт говорит о том, что в курсантской среде на каком-то этапе был утрачен культ учебы.
  
   В целях активизации процесса обучения курсантов АВОКУ было апробировано ряд педагогических средств, среди, которых были:
  
   - система индивидуальных заданий курсантам по всем те­мам практических занятий по военной психологии и педагоги­ке;
   - новая форма психолого-педагогической характеристики курсантов, позволяющая более объективно оценить развитие у курсантов морально-политических, военно-профессиональных и педагогических качеств;
   - комплект учебно-методических пособий для курсантов и молодых офицеров;
   - система "промежуточных" оценок, побуждающая курсан­та наращивать усилия в овладении учебной программой;
   - непрерывная педагогическая практика курсантов в дол­жности сменного руководителя практических занятий по обществен­ным наукам;
   - система исследовательских методик, позволяющих опреде­лить взаимоотношения в курсантском подразделении, действен­ность проводимых занятий и т.п.;
   - педагогический дневник преподавателя военно-учебного заведения;
   - свод нравственных принципов поведения и деятельности курсанта военного училища и др.
  
   *
   Своеобразный "нравственный кодекс курсанта", в частнос­ти, включал следующие положения:
  
   а) каждую минуту учебного времени используй с полной отдачей. Знай: каждая потерянная минута - это невосполнимая по­теря для тебя;
   б) стремись утвердиться в коллективе добрыми делами и начинаниями - это верный путь к признанию тебя товарищами и командирами;
   в) будь верен своим словам и обещаниям; единство слова и дела - верный признак моральной надежности человека; помни об этом всегда;
   г) бойся бросить темное пятно на коллектив, прослыть эгоистом, ханжей, себялюбцем и лицемером; помни, что лукавство и себялюбие безнаказанно не проходит; наказание - это гнев коллектива, горькие слова товарищей;
   д) всегда веди себя с достоинством и честью; не заискивай ни перед кем, не угождай, не лебези, но будь предупредителен, вежлив, скромен, уважай мнение других; умей постоять за свои принципы;
   е) будь благороден; умей прощать ошибки другим, но не прощай их себе; никогда не играй на слабостях другого чело­века; бойся прослыть непорядочным человеком.
  
   *
   Следует отметить, что названные педагогические сред­ства давали, прежде всего, локальный эффект: повышали (в данном случае) эффективность психолого-педагогической подготовки курсантов. В то же время, отсутствие подобных педагогических средств на других кафедрах не давало, возможности коренным образом перестроить учебный процесс и сделать его максималь­но эффективным.
  
   Курсант, периодически попадавший в атмосферу творчества, выходил из нее с установкой и желанием творить дальше, но, попадая в процесс рутинной подготовки, вскоре с ними расставался и подчинялся действию основной тенденции: "принимай то, что тебе дают, и установленным порядком отчиты­вайся за то, что тебе дали".
   *
  
   См. табл.:
   Нами было выявлено и то, что военные училища не всегда активно использовали время пребывания курсантов в училище для развития их общей культуры и общественно-политической активности. Так, анализ участия курсантов АВОКУ в работе вы­борных органов и выполнении постоянных партийных и комсомоль­ских поручений дал такую картину:
  
   ...
  
   *
   В целом, как видно, более половины курсантов не зани­маются в стенах училища активной общественно-политической работой. Этот факт является резким тормозом на пути разви­тия у них способности работать с людьми.
   *
  
   См. табл.:
   Не лучше обстоит дело с приобщением курсантов к подлин­ным духовным ценностям. В данном случае речь идет о приобще­нии курсантов к чтению литературы. Сведения о запросах кур­сантов АВОКУ литературы в училищной библиотеке приведены в следующей таблице:
  
   ...
  
   Динамика читательских интересов такова: количество запросов общественно-политической литературы снижается к концу обучения; в то же время растет число запросов военно-мемуарной и художественной литературы.
   Настораживают следующие факты:
  
   - во-первых, число активных читателей среди курсантов невелико (оно не превышает 10-15 процентов от общей числен­ности обучаемых);
   - во-вторых, чтение многих курсантов бессистемно ("что попадет под руку") и им почти никто не управляет;
   - в-третьих, в числе книг, которые читают курсанты, попа­дают низкопробные произведения, а также такие "новинки", которые курсанты не могут осмыслить в полной мере и вырабо­тать правильную позицию по отношению к "новеллам" автора и его интерпретации истории и современности;
   - в-четвертых, среди курсантов порой наблюдаются "поваль­ное" увлечение каким-то автором или же тематикой; зачастую это явление "не наблюдается" и не анализируется старшими товарищами.
  

Итоговые выводы о курсантах

  
   Подводя итог характеристике курсантов и тех явлений, которые имели место в указанный период, следует подчерк­нуть следующее:
  
   1) наши знания о курсантах и явлениях, происходящих в курсантской среде чрезвычайно скудны и недостаточно глубо­ки; недостаточность информации, а также отсутствие научных рекомендаций в этой области сдерживают процесс совершенство­вания подготовки офицерских кадров;
   2) сложившаяся система отбора в военные училища далека от совершенства; это обстоятельство приводит к тому, что в военно-учебные заведения попадают люди случайные, преследуя при этом те или иные корыстные интересы;
   3) система обучения и воспитания курсантов не всегда формирует у них ответственное отношение к учебе, стремление работать творчески и с максимальной отдачей; в большинстве случаев приходится заставлять курсантов учиться; нужна дей­ственная система стимулирования ответственного отношения курсанта к вопросам профессиональной подготовки;
   4) локальные, изолированные друг от друга меры педаго­гического воздействия не могут изменить сложившейся систе­мы обучения; требуется разработать целостную концепцию пе­рестройки системы обучения курсантов в военных училищах, ориентированную, прежде всего, на развитие творческого по­тенциала молодого человека, создание надежного фундамента военно-профессиональной подготовки;.
   5) сложившейся ситуация требует обостренного внимания к проблемам нравственной подготовки будущих офицеров, вос­питания их на лучших традициях офицерского корпуса, приобще­ния к подлинным духовным ценностям; время обучения в военном училище следует использовать более рационально и бережно для развития общей культуры личности; такая постановка вопро­са требует обновления библиотечного фонда училищ, исключения отрыва курсантов от решения задач профессиональной подго­товки и др.
  
  

Характеристика слушателей военных академий

  
   Обратимся к характеристике слушателей военных акаде­мий, отметя, прежде всего тот факт, что специальных исследо­ваний этого вопроса не проводилось. Частично этот вопрос показан в диссертациях А.И. Каменева и Л.H. Уварова, а также в ряде учебно-методических пособий.
   *
   Наша задача заключается в том, чтобы выявить общие тен­денции, имевшие место в комплектовании военных академий слушателями в период с 1964 по 1984 гг., а также определить наиболее важные социально-педагогические и психологические характеристики данной категории обучаемых.
   *
   В системе комплектования офицерами военных академий в указанном периоде, было, на наш взгляд, два существенных изменения:
  
   1) с 1974 года в военные академии стали приниматься только офицеры, закончившие высшие военные училища (до этого года право поступления в военные академии имели и офицеры со средним образованием);
   2) с 1980 года слушателями военных академий стали, ста­новиться офицеры, имеющие боевой опыт, при обретенный в Афга­нистане.
  
   *
   Эти два факта наложили существенный отпечаток на ка­чественные характеристики офицеров-слушателей:
  
   - во-первых, создалась возможность сосредоточить усилия на повышения качества военно-технической подготовки слуша­телей, отказавшись от изучения общеобразовательных дисцип­лин;
   - во-вторых, появилось возможность более глубоко изу­чать боевой опыт, привлекая в качестве помощников непосред­ственных участников боевых действий. к решению учебно-воспи­тательных задач.
  
   *
   Эти возможности были в определенной степени реализо­ваны и принесли положительный эффект.
   *
  
   См. табл.:
   Для того, чтобы определиться в важнейших качественных характеристиках слушателей, обратимся к сравнительной схеме, дающей возможность их выявить:
  
   ...
  
   Данная схема позволяет сделать вывод о том, что в учебном плане слушатели военных академий имеют довольно много преимуществ перед курсантами военных училищ: у них больше возможностей, свободы, опыта учебной работы; они нахо­дятся в лучших условиях по сравнению с курсантами. Их умст­венные, физические и прочие данные позволяют с высокой эф­фективностью осваивать учебную программу.
   Позитивное влияние на процесс обучения оказывают: зрелый возраст, наличие служебного и боевого опыта, знания потребностей войск и воинской службы, наличие определенно­го опыта учебной работы и другие факторы.
  

Факторы, снижающие активность слушателей

  
   В то же время, существует ряд негативов, сдерживающих процесс профессионального совершенствования офицеров, их раз­витие. К ним, как показывают наши наблюдения, относятся:
  
   1) переоценка слушателями своих достижений, опыта и спо­собностей (ряд слушателей полагает, что в процессе офицерской службы они постигли чуть ли не всю воинскую науку; обучение в академии - всего лишь пустая формальность...);
   2) незнание своих интеллектуальных возможностей, сильных и слабых сторон своего интеллекта, уровня развития сознания, нравственности, чувств и воли (идея познания самого себя, а значит и усовершенствования не волнует отдельных слушате­лей);
   3) невысокое развитие логико-аналитических способностей, качеств исследователя, навыков самообразования и самовоспита­ния и т.п.;
   4) недооценка места и роли теоретических знаний в сис­теме профессиональной деятельности;
   5) недостаток общей культуры личности (встречается у отдельных слушателей);
   6) давление сложившихся (не всегда рациональных и опти­мальных) приемов и методов умственной работы, организации деятельности, установок и системы потребностей;
   7) узкий профессионализм, профессиональный "патриотизм", ведущие к усугублению однобокости развития, разрыву связей со смежными специальностями.
  
   Преодоление этих и других негативов позволяет снять те преграды, которые мешают слушателю двигаться вперед, чет­ко и ясно понимая, чем он силен, и в чем его слабость, что нужно развивать и совершенствовать, а от чего необходимо отказаться. Как правило, в этой работе слушателю требуется солидная помощь со стороны преподавателей.
   *
   См. табл.:
   Включенное наблюдение, проведенное в период с 1972 по 1976 гг., а также экспериментальное изучение слушателей в 1977-1979 гг., привело к выводу о том, что по своим качест­венным учебным характеристикам слушателей можно разделить на три типичные группы:
  
   ...
  
   Сведение слушателей в типичные группы позволяет дифференцировать процесс обучения, обеспечить индивидуализацию подготовки слушателей. Если 1-ый тип слушателей требует постоянной опеки, то 2-ой в ней не нуждается, а 3-й в состоя­нии самостоятельно, с большим опережением осваивать академи­ческую программу. Однако таким образом решить названную за­дачу в указанные годы не удалось. Армейский принцип, заложен­ный в систему академического обучения еще Николаем I, не позволил демократизировать процесс подготовки офицеров в военных академиях и в эти годы.
  

Характеристика профессорско-преподавательского состава

  
   См. табл.:
   Перейдем к характеристике профессорско-преподаватель­ского состава военно-учебных заведений названного периода времени. Для примера, дадим качественную характеристику пре­подавательского состава АВОКУ (1984 г.):
  
   ...
  
   Другими словами, наставниками курсантов являлись в целом офицеры с достаточным образованием, стажем офицерской службы, педагогическим стажем, приобретенным за время работы в училище.
  
   В то же время, подавляющее большинство училищных препо­давателей не имели надлежащей педагогической подготовки и научной квалификации.
  
   См. табл.:
   В связи с этим представляется необхо­димым дать таблицу предпочтительных характеристик препода­вательского состава, разработанную на основе экспертного опроса преподавателей АВОКУ в 1984 году:
  
   ...
  
   В военных академиях в этот же период наблюдались следующие характерные тенденции, касающиеся профессорско-преподавательского состава:
  
   1) почти повсеместное прекращения движения кадров в звене начальников кафедр, их заместителей и старших препо­давателей (пребывание на этих должностях в течение 15-30 лет для этих категорий должностных лиц стало нормой);
   2) снижение стимулирующего влияния служебного продви­жения для преподавательского состава, лишенного возможности получения должности старшего преподавателя и вместе с тем ученого звания "доцент" (для имеющих ученое звание "кандидат наук");
   - постановка на должности преподавателей военных ака­демий офицеров, не имеющих училищного опыта педагогической работы и должной педагогической квалификации (особенно по военным, техническим наукам, и партийно-политической работе). Застой в кадровой политике приводил к тому, что в воен­ных академиях на долгий срок оседали люди, постепенно теряв­шие живые связи с войсками. В отдельных случаях назначение в военные академии производилось с целью дать дослужить тем офицерам, которые не проявили себя в войсках, потеряли там перспективу роста.
  
   Молодые кандидаты наук, преподававшие в академиях и не имеющие должности старшего преподавателя были вынуждены по 7-10 лет ждать своей очереди получения соответствующей долж­ности, не имея достаточных стимулов и перспектив роста.
   Офицеры, получившие назначение в академии без должного педагогического стажа и опыта работы в военных училищах, в течение длительного времени проходили период адаптации к условиям преподавания в военных академиях, нанося своей низ­кой квалификаций ущерб делу обучения слушателей.

Желательные направления в кадровой политике вузов

  
   Другими словами, сложившаяся практика решения кадровых вопросов в военно-учебных заведениях нуждается в серьезном совершенствовании. На наш взгляд, она должна обеспечить:
  
   1) необходимый резерв кадров на замещение вакантных должностей в военных училищах и академиях;
   2) предотвращать старение и застой кадров на местах, обеспечивать их движение и ротацию;
   3) условия преподавания в военных академиях дают все основания заключить, что должность преподавателя должна за­мещаться лицами с ученой степенью; характер и сложность пе­дагогической деятельности позволяет лучшим преподавателям присваивать ученое звание "доцент".
  

Результативность подготовки офицерского состава

  
   Предпримем попытку дать оценку результативности под­готовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях. С этой целью обратимся к материалам периодической печати, т.е. тому инструменту, который с большей объективностью отра­жает положение дел.
   *
   Для анализа возьмем газету "Красная звезда" за 11 лет (1973-1983 гг.). Анализу подвергнуто более 400 статей, раскрывающих вопросы деятельности офицерских кадров. Авторами статей выступали видные советские военачаль­ники, представители высшего военного руководства, командиры и политработники частей и подразделений, профессорско-препода­вательский состав военно-учебных заведений.
   *
   См. табл.:
   В статьях отмечается немало положительного в подготов­ке и деятельности офицеров, в частности: высокий уровень теоре­тической подготовки, коммунистическая идейность и др. Но боль­ше всего высказывается озабоченности недостатками в их дея­тельности. Общая направленность критических замечаний дана в следующей таблице:
  
   ...
  
   Из таблицы видно, что на первом плане стоят недостатки личностного плана.
  
   Этот факт подтверждает наше утверждение о том, что военно-учебные заведения недорабатывают, прежде всего, в формировании личностного потенциала офицера, а в нем мало внимания уделяют проблемам нравственной закалки офицер­ского состава. Сказывался и факт влияния общества, его системы общественно-политических и нравственных отношений на всех советских людей. Офицеры, в этом отношении, не составили исклю­чения.
  
   *
   Все недостатки в деятельности офицерских кадров можно квалифицировать, как ошибки и упущения, недоработки, а также как осознанные негативные установки и действия. Раскроем их.
  

Ошибки и упущения офицеров

  
   К ним можно отнести благо­душие и самоуспокоенность, довольствование достигнутым; шаб­лонность мышления и действий; соглашательская позиция, непро­тивление злу; иждивенчество; напускная бравада; неверный тон и стиль во взаимоотношениях с подчиненными, равными и старши­ми; передоверие к другим, неоправданная передача части личных полномочий; недооценка кропотливой работы с людьми; невыдержан­ность и др.
  
   В большинстве случаев причинами ошибок и упущений офице­ров были: незнание, неумение, неопытность, верхоглядство, действие навязанных стереотипов, позднее гражданское становление, довер­чивость и т.п.
   *
   Омоложение офицерских кадров "родило" две болезни. Одна из них заключается в том, что служебный рост офицера стал значительно опережать рост его деловых, политико-моральных качеств и педагогического мастерства. Генерал-полковник П. Мельников, бывший командующим войсками Закавказского военно­го округа, писал:
  
   "Было время, когда на должность командира роты выдвигались офицеры, которые пять-шесть лет, а то и боль­ше командовали взводами. Сейчас ротами, как правило, командуют, недавние выпускники училищ".
  
   Но ведь и раньше было немало примеров, когда руководство подразделениями и частями принимали молодые люди. Это проис­ходил о, как правило, в сложное, экстремальное время.
  
   Генерал армии И. Третьяк в своей статье задает вопрос о том, что же способствовало быстрому командирскому становлению, и приходит к выводу:
  
   "Ответ у нас, думаю, будет один: их (командиров-А. К.) закаляла боевая обстановка, постоянная ответственность за людей, за исход конкретного боя и за судьбу Родины в целом. И еще: учились фронтовики-офицеры самоотверженно. Учились прежде всего на практике, в боях и перерывах между ними. Каж­додневная проверка в сложнейших ситуациях, ответственность, труд - вот что помогало лейтенантам военной поры в командирском становлении".
  
   *
   Омоложение офицерского состава привело к тому, что старший начальник не всегда оказывался способным учить млад­шего и, прежде всего потому, что на предыдущих ступеньках сам не набрался должного опыта и знаний.
   *
   Второй болезнью "омоложения" было запоздание формирова­ния у офицера чувства полной ответственности за свои дела и поступки. Наблюдались даже случаи, когда молодой офицер пред­принимал попытку спрятаться за спину своих родителей.
  
   Коррес­пондент "Красной звезды", встретившись с такими фактами, писал:
  
   "Случаи, когда папа и мама просят за своих взрослых сыновей, становится явлением".
  
   *
   Каким образом можно устранить ошибки и упущения в дея­тельности офицеров? Решение этой проблемы виделось в улучше­нии практики ввода в строй молодых офицеров, воспитании их повседневной ответственностью и взыскательностью.
   *
   В частности, предлагалось более продуманной сделать встречу офицеров в воинской части, создать клуб молодого офи­цера, глубже изучать степень компетентности офицера в ре­шении тех или иных вопросов.
  
   В одной из публикаций говорилось так:
  
   "Сдача зачетов на допуск к исполнению обязанностей - традиционная на флоте форма проверки компетентности офице­ра... Матери доверяют командирам своих сыновей, страна - сов­ременную сложную технику и мощное оружие, командование - труд­ные задачи. И все это должен глубоко чувствовать, сознавать офицер в командирской должности. Зачет на допуск - это испы­тание будущего командира и на политическую зрелость, провер­ка его моральных, психологических и духовных качеств".
  

Недоработки офицеров

  
   К ним, в свою очередь, относятся: недостаточное служебное рвение; упущения в выполнении служебно-должностных обязанностей; оставление без внимания и личного воздействия тех или иных участков порученной работы; срывы и невыполнение поставленных задач и др.
   *
   Происходят они в силу разных причин: недобросовестности личности; неумения довести начатое дело до конца; неумения правильно распределить свои силы, спланировать и осуществить задуманное; недостатка опыта, знаний, навыков, умений, сноровки, морально-психологической готовности к преодолению имеющихся трудностей и т.п.
   *
   Значительная часть вины за недоработки офицеров ложат­ся: во-первых, на военно-учебные заведения; во-вторых, на их непосредственных начальников.
   *
   Дело в том, что сложившаяся в то время система обуче­ния провоцировала у обучаемых потребительский подход к делу, снимала с них значительную долю ответственности за их упор­ный труд, перекладывая эту ответственность на преподавателей и разного рода кураторов.
   Дело и в том, что военно-учебное заведение давало скудные знания по проблемам работы с людьми, не говоря о развитии у обучаемых соответствующих способнос­тей. Сложилась парадоксальная ситуация, когда курсанта, гото­вившегося руководить подразделением, почти не учили техноло­гии и методике работы с людьми.
   *
   В то же время существовали примеры, достойные подражания. Об одном таком примере писала "Комсомольская правда" в публикации о работе опытного аген­та Госстраха. Речь шла об обучении этой профессии новичков:
  
   "Новичков учу, как надо выглядеть и разговаривать с людьми, чтобы суметь установить контакт с незнакомой семьей. Как надо здороваться, как вести себя с детьми... Я никогда не на­чинаю знакомства с фразы: "Не желаете ли застраховать иму­щество?" Если человек скажет "нет", остается лишь попрощать­ся с ним и уйти".
   *
  
   В ФРГ при подготовке будущих учителей отказались от проведения обширных теоретических курсов по педагогике и психологии. Главный акцент стал делаться на повышение профес­сиональной пригодности, практической эффективности получае­мого в вузе образования.
  
   В ходе занятий студентов знакомят с оптико-кинетической системой знаков (жесты, мимика, пантомимика), лингвистической системой знаков (вокальные особен­ности голоса, темп речи и т.п.). пространственными и временны­ми характеристиками коммуникативных ситуаций. У них развивают умения "брать ответственность на себя", "конкретно и ясно вы­ражать мысли", "владеть собственными чувствами и эмоциями", "осознавать помехи". Их учат устанавливать дистанцию, осозна­вать личностные особенности других людей. Для этой цели актив­но используется коммуникативный тренинг и другие активные методы обучения.
  
   *
   Следует подчеркнуть тот факт, что вопрос об использова­нии активных методов обучения в системе подготовки офицеров был поставлен и в начале 80-х годов появились первые работы на эту тему, но широкого распространения они так и не по­лучили. Не была пересмотрена и учебная программа ввузов, обеспечивающая психолого-педагогическую подготовку офицеров. Все предложения относительно совершенствования этой подго­товки сводились к перестановке тем, подвижкам психологии, педагогики и партийно-политической работы в структуре учеб­ного плана.
   *
   Непосредственные начальники офицеров не всегда утруж­дали себя вопросами обучения офицеров, полагая, что силы приказа вполне достаточно для того, чтобы подчиненный выполнил даже то, с чем ранее не встречался, эпизодические "показные" занятия решить проблемы повседневного обучения офицеров не могли.
  

Негативные установки и действия офицеров

  
   В их числе: приукрашивание действительности, сокрытие происшествий и обман старшего; злоупотребление служебным положением; паниб­ратство или же "официоз" в отношениях с подчиненными; отсут­ствие интереса к опыту других, их проблемам; нежелание уста­новить духовный контакт с подчиненными; угодничество и бес­принципность и др.
   *
   В основе этих установок и действия лежат такие причины, как: ущербность мировоззрения; негативные черты характера; влияние негативного окружения; провоцирующая обстановка; эмо­циональная невоспитанность личности и другие.
   *
   Так, лейтенант Ю. Устинович, выпускник Калининградского высшего инженерного училища инженерных войск после года службы в офицерском звании написал рапорт с просьбой уволить его из армии. Свою просьбу он мотивировал таким образом:
  
   "Я не военный человек по своей натуре и это выражается в неумении командовать, принять быстрое и правильное решение. Не могу наложить взыскание на подчиненного, даже объявить вы­говор. Каждое слово, обращенное ко мне и произнесенное в при­казном тоне, выбивает почву из-под ног, вызывает апатию к ра­боте... Сам я приказывать не умею. Меня тяготит необходимость постоянно носить сапоги, галстук, застегиваться на все пугови­цы".
  
   *
   Многие молодые офицеры становятся на путь сокрытия нарушений подчиненных, боясь за свою карьеру, личное благопо­лучие. В то же время их к этому шагу подталкивала порочная практика анализа дисциплинарной практики по числу нарушений. Вот и получалось, что у требовательного командира всегда бы­ло больше нарушений и он подвергался большему давлению со стороны старшего начальника.
   *
   Свой спектр негативов в подготовке офицерских кадров вскрыли боевые действия наших войск в Афганистане. В самом общем виде, говоря о них, следует отметить, что знания, навы­ки и умения, полученные в военно-учебных заведениях, а также в период службы в воинских частях подавляющему большинству офицеров пришлось "доворачивать" до требований современно­го боя, в определенной степени повторяя ошибки и опыт начального периода Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.
   *

Вывод о необходимости перестройки

подготовки офицерских кадров

  
  
   Другими словами, ход и результаты подготовки офицерских кадров в системе военно-учебных заведений подвели нас к необходимости коренной перестройки этой подготовки, приведе­ния ее в соответствие с достижениями военного дела, мировой практикой подготовки офицерских кадров, а также с учетом сложившейся социально - демографической ситуации и обществен­но - политической обстановки в стране.
   *
   Эта перестройка подготовлена всем ходом развития военно-учебных заведений. Она требует бережного отношения ко всему ценному из того, что было накоплено предыдущими поколениями, внимательного изучения зарубежного опыта подготовки офицеров. Перестройка системы военно-учебных заведений и практики подготовки курсантов и слушателей вызывает необходимость внимательного отношения к достижениям науки и передовой педагогической практики.
   *
   Перспективу перестройки должна указать военная наука, показывающая перспективы развития Советских Вооруженных Сил, те качественные параметры, которые должны быть достигнуты в соответствии с требованиями советской военной доктрины.
   *
   Перестройка должна опираться на прочную экономическую базу и соответствующие законодательные и административные акты, а также на надежное кадровое обеспечение.
   *
   Базу для сравнения достижений в подготовке офицеров можно найти в зарубежной практике деятельности военно-учебных заведений. Обратимся к их опыту.
  

Военная школа социалистических стран

  
   Как таковой, еди­ной, военной школы в странах социализма нет. Каждая страна имеет свою систему подготовки офицеров. Общее заключается в том, что подготовка офицеров имеет, как правило, две ветви: национальную и заграничную (определенный контингент офицеров и курсантов учится в военно-учебных заведениях СССР и не­которых других социалистических странах).
   К сожалению, мы обладаем крайне скудными сведениями о том, как ведется подготовка, офицерского состава в националь­ных военных школах. Научных исследований по этой теме почти нет, периодическая печать дает лишь малую толику нужной информации. Определенное представление о вопросах и пробле­мах подготовки офицеров братских социалистических армий дают диссертационные исследования, выполненные офицерами дружественных армий.
  

Чехословацкая военная школа

  
   Характерно, что в подготовке советских курсантов и курсантов социалистических стран есть много общего. К при­меру, так же, как и советские курсанты, курсанты ЧНА не имеют стойкого отношения к процессии офицера. Об этом говорят данные исследования В. Воржишека: даже среди курсантов с положительной мотивацией более 30% испытывают колебания по поводу обоснованности выбора профессии.
  
   См. табл.:
   Примечателен состав и динамика изменения учебного плана по общественным наукам. До 1965 года курсанты воен­ных училищ (ВУ) и высших военных училищ (ВВУ) изучали следующие дисциплины:
  
   ...
  
   Данная динамика позволяет сделать вывод о том, что внимание к изучению общественных наук в военно-учебных заведениях возрастало. Характерно и то, что "теория и практика воинского воспитания" включала ряд разделов: военную психо­логию; коммунистическое воспитание воинов; теорию обучения воинов; основы эстетики; основные факторы коммунистического воспитания. Педагогика и психология в высших военных учи­лищах преподавались по особому плану, согласованному с ми­нистерством образования, ибо выпускники этих училищ получа­ли права выпускников педагогических институтов.
  

Болгарская военная школа

   См. табл.:
   Своя динамика наблюдалась в Болгарской народной армии:
  
   ...
  
   Происходило изменение в системе общественных наук. В 1955 г. курсанты изучали: основы марксистско-ленинской философии (90 ч.), политическую экономию (84), историю КПСС (80), историю БКП (94), партийно-политическую работу (72). С 1960 года, наряду с политической экономией, историей КПСС, историей БКП, партийно-политической работой, стали изучаться диалектический и исторический материализм (90 ч.), военная психология и педагогика (50 ч.). В 1965 г. система изучения общественных наук была представлена следующими дисциплина­ми: диалектический и исторический материализм (94 ч.), поли­тическая экономия (90), история КПСС (96), история БКП (80), партийно-политическая работа (40).
   Новые изменения произошли в 1970 году. Курсанты стали изучать марксистско-ленинскую философию (110 ч.), политическую экономию (110), историю БКП (100), научный коммунизм (90), партийно-политическую работу (60), воинскую этику и эстетику (70), военную психологию и педагогику (100).
   Другими словами, в системе изучения общественных наук братских военно-учебных заведений было много общего с тем, как этот вопрос решался в СССР. Тем не менее, были и сущест­венные отличия. Они заключались в структуре учебных дисцип­лин, их содержании, направленности и т.п.
   *
   Следует отметить и следующее: если в военно-учебных за­ведениях социалистических государств достаточно полно зна­ли систему обучения в советских ввузах, активно пользова­лись учебной и методической литературой из СССР, то в нашей стране по какой-то причине опыт зарубежных социалистических военных школ был известен чрезвычайно узкому кругу лиц.
   *
   Зарубежные поездки представителей советских военно-учебных заведений не заканчивались составлением подробных отчетов об увиденном, услышанном и изученном. В силу этих обстоятельств советская педагогика высшей военной школы не смогла обогатиться опытом других военно-учебных заведений.
   *
   Диссертационные работы офицеров братских армий в боль­шинстве случаев посвящались частным проблемам подготовки офицеров. Такая постановка вопроса нам кажется несколько необоснованной. Дело в том, что частные (специфичные) вопросы образования офицеров можно (и нужно) разрабатывать в своих национальных научных и учебных учреждениях. Разработка и за­щита диссертаций в СССР офицерами братских армий должна спо­собствовать развитию наиболее общих для наших армий вопросов военного строительства и подготовки офицеров. Вот почему правомерно именно этим темам отдавать приоритет. Такой под­ход обогатит нашу общую науку и. педагогическую практику.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Осипенков Е.Ф. Социально-психологические особенности кур­сантов и их учет в учебно-воспитательном процессе: Дис.... канд. пед. наук. - М., 1975. - С. 21.
   Там же. - С. 42.
   Там же. - С. 31.
   Там же. - С.30.
   Данные приведены в процентах к общему числу курсантов АВОКУ
   См.: Каменев А. И. Планы семинаров и методические советы для самостоятельной работы по курсу "Основы военной педагогики и психологии (Алма-Атинское высшее общевойсковое командное училище им. И. С. Конева). - Алма-Ата, 1980; Он же. Планы семинаров и индивидуальные задания по военной педагогике и психологии (Алма-Атинское высшее общевойсковое командное училище им. И. С. Конева). - Алма-Ата, 1983 и др.
   Каменев А. И. Педагогическое мастерство и пути его формиро­вания в части (Полит. управл. Среднеазиатского военного округа).- Алма-Ата, 1980; Он же. Нравственные и социально-психологические условия фор­мирования и развития авторитета командира и политработника (в помощь офицерам)(Полит. управл. Среднеазиатского военного округа). - Алма-Ата, 1981; Он же. Психолого-педагогичес­кие условия успешного укрепления уставных взаимоотношений в первичных воинских коллективах (в помощь офицерам) (Полит. управл. Среднеазиатского военного округа. - Алма-Ата, 1981; Он же. Психолого-педагогические проблемы в трудах классиков марксизма-ленинизма: аннотированный указатель произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина в помощь курсантам, изучающим "Основы военной педагогики и психологии" (Алма-Атинское высшее общевойсковое командное училище им. И.С. Конева). - Алма-Ата, 1981 и др.
   См.: Каменев А. И. Справочное пособие курсанта. - Алма-Ата, 1982. -С. 153.
   Данные приведены по состоянию на февраль 1984 г. в процен­тах к общему числу курсантов
   См.: Каменев А. И. Педагогические проблемы совершенствования самостоятельной работы слушателей первых курсов военных академий: Дисс.... канд. пед. наук. - М., 1979; Уваров Л.Н. Повыше­ние эффективности самовоспитания слушателей военных академий: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1981.
   В "Красной звезде" как-то было отмечено появление статьи с симптоматичным названием: "Должности не соответствует... но преподавателем быть может".
   Мельников П. Ротное звено: становление командира // Красная звезда. - 1976. - 24 августа. - С. 2.
   Третьяк И. Лейтенантские звезды // Красная звезда. - 1980. - 9 июля. - С.3.
   Светиков В. Папа с мамой просили... // Красная звезда. - 1984. 28 июля. - С.3.
   См.: Красная звезда. - 1980. - 8 февраля. - С.2.
   Колесников А. Кому подниматься на мостик? // Красная звезда. - 1976. - 12 октября. - С.2.
   См.: Айнштейн В. Цифры напоказ: В большой профессорской // Известия. - 1984. - 4 июня. - С.3.
   Невельский В. Деликатная профессия // Известия. - 1984. - 9 июня - С.3.
   См.: Руднева Е.И., Фуряева Т.В. К критической оценке психолого-педагогической подготовки будущих учителей ФРГ // Вопросы психологии. - 1984. - N2. - С. 152-156.
   Хорев А. Лейтенантские перепутья // Красная звезда. - 1979. - 2 июня. - С.2.
   Частично этот вопрос дан в диссертации И.Д. Сапрыкина, посвященной проблемам развития военной педагогики стран Варшавского договора.
   См.: Пржикрыл Л. Коммунистическая целеустремленность подго­товки офицеров в военно-учебных заведениях: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1965; Златков Л. В. Воелевые качества и их формирование у курсантов военных училищ БНА: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1969; Монев П.Ж. Формирование командирских качеств у курсантов военных училищ БНА в соответствии с требованиями современной войны: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1973; Суровых И. Формирование навыков и умений самообразования у слушателем высшей военно-политической школы ЧНА: Дис. ... канд. пед. наук - М. 1978; Плюшке К. Психологические проблемы формирования основ пропагандистского мастерства у курсантов высших офицерских училищ ННА ГДР: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1980 и др.
   См.: Воржишек В. Формирование марксистско-ленинских убеждений у курсантов ЧНА.: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1967. - С.82.
   См.: Воржишек В. Формирование марксистско-ленинских убеж­дений у курсантов ЧНА. - С. 196, 197.
   См.: Георгиев Г.Д. Проблемы подготовки молодых офицеров БНА как воспитателей: Дис.... канд. пед. наук. - М., 1973. - C.19.
   Там же. - С.197.
  
   ...
   Из технарей в политработники   13k  
     "Фрагмент" Мемуары
  
   Путь в Сибирь - Курсы переподготовки при училище - Институт политработников - Необходимость держать под контролем полководцев - Омоложение кадров - Политработники настоящие и подлые - Духовная функция армии - Будущее за институтом командиров-единоначальников - Командир как политик - Армия за Закон - Ум и воля командира
  
   В отдельном автомобильном   45k   "Фрагмент" Мемуары
   Риск - благородное дело
  
   Баллотирование на должность секретаря комс. орг. - Порядок баллотирования - Суть комсомольской работы - Автобат с системе дивизии - Офицерский состав - Взводные по 7-8 лет - Солдаты автобата - Начало стариковства - Перед множеством неизвестных - Ошибка (Буданов) - Честолюбие командира - Друзья-- фицеры - В холостяках не должно сидеть долго - Критические возрасты (24 и 28) - Решение о женитьбе - Света - моя избранница - Мономах: Жену свою любите... - Какая жена нужна офицеру - Первое наше жилье- Рождение дочери- Ирины - Марш к Барнаулу - Подготовка марша - "Я, младший лейтенант Кожакару",,, - Казус с начфином - Тогда не воровали, т.к. контроль был хороший - Служили вместе, дружили порознь - Настоящего коллектива и сплоченности не было - Важность уз товарищества (Я. Червинка) - Особое начение дружбы для молодого офицера - Рискованный эксперимент - Поиск новых методов работы - Организация досуга - Беру на себя воскресные дни - Роль актива из числа солдат
  
   Кочкоград   22k   "Фрагмент" Мемуары
   Мой гарнизон - моя крепость?
  
   Коченево - О перемене места службы - Роль жены - Мы - страна талантов - Но кто их будет находить? - Коченево, жители и в/ч. - Отдельный гарнизон - Примеры древних в их отношениях к местному населению - Почему корова на плацу? - Скудность гарнизонной жизни - Военторг работает на себя - Служебный жилой фонд - Мой гарнизон - не моя крепость
  
   ...
  
   См. фото из Новосибирска и других районов ...
   ...
  
  

 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны" принимает подписку на 2010-й год.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010