ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Эффект метро

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Интересное наблюдение и необычное умозаключение


А.И. Каменев

ЭФФЕКТ МЕТРО

  
  
   Офицерский отпуск кроток и быстротечен.
   Когда находишься в тысячах километров от своей малой родины и родственников, то не приходится долго раздумывать о том, куда направиться на время отдыха.
   Путь, естественно, лежит на родину, где тебя с нетерпением ждут родители и ближайшие родственники.
   Еще одной причиной возвращения в родные края является надежда встретиться с друзьями и приятелями по военному училищу.
   Иногда случается поделить отпуск на неравномерные части, посвятив одну поездке к родным, а другую - путешествию на юг.
   *
   Но, каждый раз выбираясь из Сибири, мы (семья наша) непременно прилетали или приезжали в Москву, игравшую роль центрального перевалочного пункта, где сходились все направления и откуда во все концы устремлялись поезда и самолеты с пассажирами, прибывшими из далеких мест.
   *
   Москва стала доступна мне еще с курсантских времен, когда на скудные курсантские отпускные я приезжал в столицу на зимние и летние каникулы для того, чтобы своими глазами увидеть город и его достопримечательности.
   *
   Кроме широких проспектов, красивых домов, архитектурных памятников, известных исторических мест, меня своим величием поразил Кремль и Красная площадь.
   Храм Василия Блаженного, памятник Минину и Пожарскому, величественные стены Кремля, брусчатка Красной площади, все это рождало в душе трепетное чувство, в котором была гордость за предков наших, благоговение перед стариной и восхищение теми творениями, которые я лицезрел.
   *
   Но, став офицером и бывая периодически в Москве, я стал обращать внимание на другие детали и особенности Москвы.
   Интересно было замечать, как буквально на глазах менялись люди, вступив на московский перрон и попав в метро.
   *
   В ту пору в Москву люди со всех городов и сел нашей необъятной державы ездили часто. Одна из причин состояла в том, что Москва ежедневно являлась для тысяч людей местом пересадки.
   Другая причина проистекала из того факта, что на Москву и другие крупные города работала вся промышленность и значительная часть сельского хозяйства СССР.
   При дефиците товаров и продовольствия в других городах, Москва имела всего в избытке.
   Суть тогдашней экономической политики заключалась в тои, что центр (Москва) выкачивала из регионов почти все ресурсы. Эти ресурсы сосредотачивались в Москве, а затем распределялись в зависимости от политической конъюнктуры и положения дел на местах.
   Немалое значение имело умение местного руководства "пробить" в Москве поставки продовольствия и товаров в свою область или город.
   *
   На примере Тамбова хочу показать, как несправедлива была эта система.
   Тамбовская область - центр Черноземья и благодатное место для сельского хозяйства.
   Казалось бы, страна наша, имея, главным образом, зону рискованного земледелия, должна была бы дорожить землей, способной родить могучий урожай, и климатом, не столь суровым, как в Сибири или в Казахстане.
   Однако, не тут-то было.
   Колхозы и совхозы, хотя и многочисленные в тамбовской области, не пользовались особым покровительством областного начальства. Местная элита пестала и лелеяла тамбовский химкомбинат и прочие вредные производства, которые вредили экологии края.
   Однажды я на себе в полной мере почувствовал пагубность соседства вредного производства с городом и близлежащими окрестностями.
   Будучи в гостях у сестры Людмилы в пригородном дачном поселке, я искупался в реке Цна и жестоко заболел. Кроме общего недомогания, на моей коже появились какие-то пятна, а из носа лилось буквально потоком...
   Как потом выяснилось, химкомбинат сбросил в реку токсические вещества и многие тамбовчане пострадали так же, как и я.
   Несколько дней по реке плыла мертвая рыба, отравленная сбросами химкомбината.
   *
   Но самое пагубное в указанной экономической политике состояло в том, что Москва отбирала у тамбовчан почти все продукты земледелия и животноводства.
   Особенно плохо обстояло дело с мясом и мясными продуктами. Их просто не было в свободной продаже. То немногое, что оставалось в области, расходилось по начальству и работникам торговли. На рынке мясо было, но оно было не по карману многим.
   На территории области работали несколько мясокомбинатов, которые производили качественную колбасу и фирменный тамбовский окорок.
   Но вот за всем этим тамбовчанам приходилось ездить в Москву и уже оттуда вести домой то, что производилось у них на родине.
   *
   Иное дело обстояло в Прибалтийских республиках. Там, умело играя в политические игры, добились не только того, что им оставляли почти всю продукцию полеводства и животноводства, но и щедро поставляли требуемое из той же голодной и обездоленной тамбовской области.
   *
   Еще хуже дело обстояло на некоторых окраинах СССР, в частности, в пустынных и малонаселенных частях Казахстана.
   Позже, получив назначение в Алма-Ату, я сам видел, в каких жутких условиях живут там люди и с каким ожесточением на полустанках они осаживали вагон-ресторан нашего поезда в надежде хоть что-нибудь курить из продовольствия.
   *
   Так вот, второй причиной поездки в Москву советских граждан была продовольственная: десятки электричек и множество поездов ежедневно привозили в столицу огромное число желающих купить в городе то, что они не могли купить у себя на родине.
   *
   Приезжали в Москву разные командировочные, "толкачи", прохиндеи и прочий люд в поисках лучшей доли или лихой удачи.
   *
   Несмотря на всю разношерстность, уровень цивилизованности и воспитанности, люди эти, попав в метро, становились вполне приличной массой, которая вела себя достойно: курящие - не курили, горластые - не голосили во всю "ивановскую", а задиристые - не показывали своего вздорного нрава.
   В вагонах и на станциях метро было всегда чисто.
   Никто не сорил, не бросал на пол бумагу и прочий хлам.
   *
   Самое удивительное заключалось в том, что пассажиров метро перед входом никто не инструктировал о правилах поведения.
   Они сами подчинялись заведенному порядку, глядя на то, как себя ведут остальные люди.
   Тон в поведении, конечно, в определенной степени задавали москвичи, которые наставляли на путь истинный тех немногих нарушителей, которые выбивались из общей колеи.
   Но и неоднократно бывавшие в Москва граждане из других городов и сел становились в ряд блюстителей порядка в московском метро.
   *
   Метро всегда встречало своих пассажиров чисто убранным.
   Архитектура метрополитена изумляла своим многообразием, красотой стиля и прекрасным исполнением.
   Иностранные делегации и туристы считали своим долгом познакомиться с дизайном разных станций, в числе которых были станция "Площадь революции", "Арбат", "Маяковская" и др.
   Гиды, к примеру, рассказывали о том, как в годы Великой Отечественной правительство использовало метро в качестве надежного бомбоубежища и как 6 ноября 1941 года на станции состоялось торжественное собрание, на котором выступал И.В. Сталин.
   *
   Секрет воспитывающего влияния метро на многочисленных пассажиров был прост:
   во-первых, там всегда был порядок во всем (поезда ходили строго по расписанию и никогда не нарушали положенные интервалы времени; чистота помещений, станций и вагонов метро - были выше всех похвал);
   во-вторых, служащие исполняли все свои обязанности сполна и никто не брался за исполнение чужих обязанностей, если к тому не был готов;
   в-третьих, руководители в центре и на местах несли персональную ответственность за порученный участок и ничто не могло спасти того, кто со своими обязанностями не справлялся;
   в-четвертых, устройство метро, всех его сооружений, подвижного состава, переходов и т.п. было продумано до мелочей: указатели показывали пассажиру направление его дальнейшего движения в сложном лабиринте подземки; ограничительные линии остерегали от опасности, уютные вестибюли станций располагали к созерцанию красоты интерьера и т.д.;
   в-пятых, метро постоянно развивалось, совершенствовалось, а старые станции реконструировались; оборудование, подвижной состав время от времени проходили профилактический ремонт, что сводило к минимуму неожиданные поломки или выход из строя нужных в повседневной деятельности узлов и деталей.
   *
   Другими словами, кто-то очень сильно потрудился не только над техническими решениями, но и над изучением человеческой психики, учитывая особенности восприятия, силу примера, воспитывающее влияние обстановки, причины возникновения недовольства и конфликта и т.п.
   *
   Представим себе, хотя бы на минуту, что из-за лени уборщиков станции метро на один день остались бы неубранными.
   Бумажка на полу - это не просто клочок бумаги, а сигнал, который в человеческом мозгу воспринимается либо, как констатация нечистоплотности хозяев, либо как разрешение бросить свой мусор под ноги другим.
   Без особой прозорливости можно предположить, что к вечеру в метро будет уже куча мусора, а через день-два там уже невозможно будет пройти.
   Вот какой беспорядок, грозящий затронуть другие отделы метро, может создать всего лишь недобросовестность мусорщиков и уборщиков.
   *
   Нет, видимо, особой необходимости раскрывать последствия сбоев в графике движения поездов метро.
   Толпы людей, прибывающих на станции, в ходе длительного ожидания превращаются в беспокойную и грозную массу. В условиях ограниченного пространства волнующаяся масса людей - это большая опасность.
   *
   Для того, чтобы не спровоцировать конфликт и не поставить пассажиров в ситуацию опасности и риска, метро должно работать с надежность швейцарских часов. А там (в часах этих) каждый винтик на вес золота и внимание к нему самое что ни на есть пристальное и уважительное.
   ***
   Приезжая в Москву и наблюдая порядок в метро, я невольно думал о том, как много схожего в личном составе воинских частей и пассажиров метро. Не буду характеризовать наш личный состав, так как отчасти это уже сделал в одной предыдущей публикации:
  
   См.:
   Три недели, которые...   35k   "Фрагмент" Мемуары
   А Ларчик просто открывался.
  
   Разница, однако, весьма солидная: во-первых, в вооруженных силах существует строгая иерархия и подчиненность (чего нет среди пассажиров метро); во-вторых, с самого первого дня солдата наставляют в правилах поведения, указывая, что "хорошо" и что "плохо", что "похвально" и что "наказуемо", что "можно" и что "нельзя".
   И, тем не менее, не наставляемый и не воспитуемый пассажир метро подчиняется установленному порядку, а солдат все время старается нарушить даваемые ему предписания и наставления.
   Почему?
   Причин много.
   Прежде всего, в жизни воинской части все время пренебрегают "мелочами": говорят, к примеру, что нужно сделать, но не указывают, где взять исходный материал ("сам додумай") или за счет какого времени ("меня, не волнуют ваши проблемы").
   *
   Далее.
   Многие командиры и начальники не считают должным изучать человеческую психику, особенности восприятия молодыми людьми окружающего мира, товарищей и командиров, многие не понимают, что "встречают по одежке, а провожают по уму".
   И уже менее всего пытаются изучать и анализировать причины возникновения недовольства среди подчиненных и истоки конфликтов в военной среде.
   Офицер оторван от солдата духовно.
   И причина этого обстоятельства нами была уже указана:
  
   См.:
   Плох тот, кто, мечтая стать генералом, не стал хорошим солдатом   13k   "Фрагмент" Мемуары
   Не звание возвышает офицера над подчиненными, а умение быть искусным воином.
  
   *
   Есть и еще весьма важное отличие деятельности метрополитена и воинской части. У первого - все предсказуемо, все предопределено и делается строго по расписанию. В воинской части почти никогда нет строгой определенности.
   Грубо говоря, там поезда ходят по прихоти, а не по расписанию.
   Приказы, отданные утром, могут быть отменены к полудню
   "Не спеши выполнять приказ - последует его отмена", - гласил солдатская и офицерская молва.
   До тех пор, пока в воинских частях не установится главенство Закона, Устава, Инструкции, каждый большой или малый начальник будет творить свое, а любой подчиненный не без основания будет продолжать себя лелеять надеждой, что любое нарушение, а то и преступление ему может сойти с рук.
   *
   И самое последнее отличие. В метро каждый исполняет все, что ему положено. В воинской части офицеру могут перепоручить обязанности сержанта, а то и рядового...
   И еще: никому в голову там не придет посадить уборщика на место машиниста. А у нас старшие начальники могут поставить в командиры над тысячью лиц офицера с кругозором ротного старшины...
   *
   Так не пора ли министерству обороны устроиться на курсы переподготовки в метрополитене и там уяснить некоторые прописные истины?
  

 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны" принимает подписку на 2010-й год.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010