ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Издержки в будущих офицеров ...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


 []

Нагрудный знак Владимирского военного училища (1910)

  

Об излишней мягкости в воспитании кадет

В. Воронецкий

  
  
   Идеал русского воина - О необходимости солидарности в воспитании офицера семьи, школы и полка - Издержки в методах и средствах воспитания будущих офицеров - Эгоизм как злейший враг офицерской доблести (Гольц) - Типы кадет - Чем вредна излишняя мягкость в воспитании кадет
  

1

   Мы, офицеры, легче всего можем изучить душевные качества "человека". Перед нашими глазами, как в калейдоскопе, проходит толпа различных сословий, народностей, национальностей, различных ступеней умственного развития и общественной культуры. Подобные наблюдения тем более ценны, что, изучая толпу, мы естественным путем постоянного с нею общения вырабатываем в себе навык оценивать "человека".
   Другими словами, в сердце каждого из нас уже обрисовался некоторый жизненный идеал "человека-солдата". Каков же этот жизненный идеал?
   Едва ли кто-нибудь из нас станет оспаривать, что главнейшим, самым большим показателем высоких нравственных качеств солдата является его скромность. Да скромность и при том подмечаемая в проявлении его характера, его потребностей, притязания. Наличностью "скромности", прежде всего, интересуемся мы, делая выбор среди нижних чинов для какой-либо отдаленной командировки или же для назначения в казенную прислугу. Тот же фельдфебель или вахмистр, докладывая вам о качестве того или иного нижнего чина, сочтет долгом, прежде всего, заявить, что он скромен или обратное. В силу той или иной степени скромности, по вашему мнению, также заслуживает более доверия, например, хлебопашец по сравнению с фабричным или мастеровым и т.д. Так же скромность при оценке своих боевых подвигов составляла также искони отличительную черту, характеризующую величие души русского солдата и описаниями чего так богаты рассказы минувшей кампании.
   Тем не менее наличность только одного такого качества, как скромность, вас далеко еще не удовлетворит при дальнейшем общении с солдатом. При всей скромности последнего нас зачастую будет коробить проявление с его стороны некоторой неблаговоспитанности... <...>
   *
   Обрисованными требованиями исчерпывается тот жизненный идеал, который нами прилагается, в виде критериума, для оценки качеств солдата. В этом жизненном идеале мы ищем проявления со стороны солдата скромности прежде всего, затем такта и находчивости. Ищем, находим, удовлетворяемся и редко раскаиваемся.
   Таковы требования, предъявляемые нами, офицерами, к нижним чинам, и таков жизненный идеал "человека", выработанный нами же самими путем наблюдений за массами людей.
   *
   Однако странно, что, перелистывая любую из аттестаций, составленных офицерами об офицерах, мы при оценке последнего не встречаем ответов на указанные требования, за исключением легкого упоминания о "служебном" такте.
   Нахожу странным потому, что, желая видеть в нижних чинах жизненное проявление скромности, такта и находчивости, мы обязаны в этом отношении подавать подчиненным личный пример, а, следовательно, должны, прежде всего, обладать и сами подобными же качествами, как на службе, так и вне оной. К тому же ведь эти качества характеризуют жизненный идеал "человека" с его страстями, волею и умом, идеал, выработанный путем наблюдений людей над теми же людьми. Предъявляемое к одним "людям", должно быть предъявлено и к другим, а по отношению к лицам, обязанным служить толпе личным примером и тем более.
  
   Итак, позволим себе высказаться, что каждый офицер должен обладать скромностью, тактом и находчивостью. Таковы главнейшие требования, предъявляемые к нему, как к воспитателю масс нижних чинов, а, следовательно, достижение тех же качеств составляет важнейшую задачу и по воспитанию офицера.
  
   О последнем вопросе и позволим себе побеседовать ниже.
   В одной из своих статей П. Гейсман совершенно справедливо оттенил, что воспитать, образовать и подготовить офицера должны семья, средняя школа, училище и полк.
  
   Не подлежит сомнению, что только при солидарности в педагогических стремлениях всех этих школ возможно достижение плодотворных результатов в воспитании офицера, тем не менее, подобной солидарности в действительности нет.
  
   Нет не только солидарности, но не заметно даже и стремления к достижению подобной солидарности в столь важном и ответственном деле, как воспитание будущего руководителя народной массы.
   *
   Оглянемся сперва на жизнь. Я не говорю уже о полном разнообразии педагогических приемов, применяемых родителями для воспитания, в лице детей, будущих офицеров. О каком в этой школе однообразии можно мечтать, когда ни общественная жизнь, ни общественная школа не выработали еще общеобязательных педагогических обычаев, да и сама педагогика, как наука, представляется для большинства родителей еще чем-то неведомым, необязательным, а некоторыми даже излишним для изучения. Славянская русская натура с ее традиционным "авось" сильно сказывается и в деле воспитания наших детей.
   *
   Однако, при всем разнообразии в педагогических приемах отдельных семейств, есть нечто общее, массовое, и проявление чего стало сильно заметно в последнее время. Это нечто - болезнь нашего времени, болезнь, симптомы которой проявляются в почитании золотого тельца, в бешенной погоне за роскошью, в алчном стремлении за тепленькими должностями и за быстрым повышением в чинах во имя более солидных окладов.
   *
   Таковы условия современной жизни, в вихре которой большинство из современных отцов и матерей, в мечтах, конечно, не о личном счастье их питомцев, стремятся воспитать последних - требовательными эгоистами, являющимися скромными, тактичными и находчивыми разве только во имя достижения личных материальных выгод и то лишь на глазах нужного человека. Качества, диаметрально противоположные требуемым от офицера и идущие в разрез с педагогической задачей большинства учебных заведений.
  
  
   "Злейший враг доблести офицерского сословия", говорит фон-дер Гольц, "есть бесспорно эгоизм".
  
   *
   Да простят меня родители за подобную откровенность. Исключения всегда возможны. К тому же я не обвиняю их, а отмечаю только печальное общественное явление, столь же сильно сознаваемое, быть может, и всеми, как и каждым порознь. А ведь это явление тем более печально, что ближайшие последствия его мы испытали уже там при кровавом испытании на Дальнем Востоке. Одна из основных причин наших боевых неудач прекрасно характеризуется следующим научным выводом Н.Михневича в его "Истории военного искусства": "высшее состояние военного искусства всегда отмечало эпоху высшей культуры и цивилизации". Вспомните, кстати о падении нравов в Греции и в Риме. Вспомните также слова Фелелона: "ранние привычки - самые сильные" и Ж. Ж. Руссо, сказавшего: "воспитание человека начинается с момента его рождения".
  
   При очерченных условиях в деле офицера, интересы службы побуждают возложить все надежды, главным образом, на учебные заведения.
  

II

  
   Спросите любого из педагогов, которому из его питомцев наиболее принадлежит его сердце, и педагог в свою очередь укажет опять-таки на то же, выше отмеченное, сочетание скромности, такта и находчивости.
   Тем не менее, по отношению к этим качествам, питомцы наших учебных заведений могут быть расчленены на 3 главнейшие группы:
  
   1)юноши с природными задатками указанных качеств или же воспитание которых в семье шло в этом желательном направлении;
  
   2)юноши с природными противоположностями, указанным желательным качествам, или же с воспитанием которых в семье шло в этом нежелательном направлении и
  
   3)юноши со слаборазвитою индивидуальностью, сильно поддающиеся постороннему влиянию.
  
   К сожалению, к первой из перечисленных групп принадлежит только меньшинство юношей. Меньшинство и при том в пропорциональном отношении резко бросающееся в глаза своею незначительностью и, в особенности, по сравнению с процентом в массе нижних чинов. Подобное обстоятельство объясняется разницею в условиях быта крестьянской и интеллигентной семьи, а также охарактеризованным выше пагубным течением общественной жизни, увлекшим за собой пока и преимущественно только интеллигентные классы.
  
   Результат? Результат - подавляющая масса наших школьников принадлежит ко второй и третьей из перечисленных групп.
  
   Большинство?!.. Но если это так, то, во имя надлежащего воспитания "большинства" нельзя не помечтать о более "суровом режиме" в обстановке современных нам закрытых учебных заведений.
   *
   Да, помечтать и помечтать потому, что каждый из нас не раз выслушивал сетования многих о вреде излишне сильного стремления облегчить труд, доставить развлечения, комфортабельность в помещениях, щегольство в одежде, удовлетворить мелкие прихоти и т.д. ученика, чем не подавляются, а поощряются его эгоистические наклонности. Нам напоминали при этом слова Лафонтена: "детский возраст не знает жалости".
  
   Увы, не столько не знает жалости, сколько еще не умеет ценить оказываемое ему внимания, комфорта и удовольствий, становясь тем притязательнее, чем ласковее, заботливее и угодливее по отношении к нему его педагог.
  
   Я не говорю уже, что подобною излишней мягкостью и угодливостью мы способствуем развитию тех опасных и все размножающихся типов "политических" характеров, которые, говоря словами Греара, "притворным послушанием и лицемерною скромностью прикрывают злую волю".
   *
   А, ведь, где же, как не в обстановке учебных заведений необходимо принимать соответственные меры, ввиду раздающихся ныне жалоб об упадке идейности, скромности и дисциплины вообще и в частности среди офицеров?
  
   Где же, как не здесь, в суровом режиме школьной обстановки возможно еще в течение 9-10 летнего периода жизни человека подавить его эгоистические наклонности и поощрить или воспитать в нем скромность в характере, в потребностях, в мечтах, попутно с развитием надлежащего такта и находчивости? "Тяжело в ученьи - легко в походе", говорил Суворов и думается: "тяжело в школе - легче в действительной службе".
  
   *
   Такова, в общем, современная задача педагога, задача великая и почетная, идейная.
  
   Задача тем более идейная и почетная, что корпорация наших педагогов во имя высших интересов нации и армии приходится вести борьбу не только с природными дурными наклонностями питомца, но и с пагубными воззрениями отдельных семейств и с печальным течением общественных инстинктов.
  
   *
   Итак, заглянув в современную семью и школу, нам, к прискорбию, пришлось в результате мечтать уже о какой-то борьбе во имя надлежащего воспитания офицера. Да о какой солидарности может быть речь, когда задача современной, в массе, семьи воспитать ее питомца для личного материального его благополучия в жизни, а задача школы воспитать работника для общего государственного дела, для всех и для идеи? Там воспитывается "я", а тут "мы".
  
   Борьба неизбежна и для достижения плодотворных результатов в деле воспитания офицера главная надежда на школы, где царить должны соответственный режим, бдительность и полная гармония в стремлениях, иначе, солидарность.
  
   *
   Последняя - главное для успеха и о желательных мерах для достижения необходимой "общности" в школьном вопросе мы высказались уже в предшествующих статьях под заглавием "Основные причины" и "Об образовании офицеров".
   Не менее важна и бдительность со стороны педагогов для развития желательной стороны в воспитании будущего офицера. "Эту сторону", говоря словами Жюсье, "надо применять во всякое время - и во время занятий и во время отдыха".
   Тем не менее, школьник находит "отдых", главным образом, в своей семье, где иногда заботливая мать или отец, выслушивая обычные жалобы и желания отдыхающего своего питомца, не только утешают последнего, но и сильно дискредитируют в его глазах работу школы и личность педагога. Зачаток подрыва духа дисциплины, основанного на доверии к своим начальника, и не на осуждении поступков старших в присутствии младших.
   А разве это исключительные явления? А разве для педагога не столь же важно знать о поведении и о высказываемых взглядах его питомца вне школы и вне глаз воспитателей? А разве большинство наших учащихся юношей редко находится в отпуску, и не отдыхает вне стен учебных заведений в течение солидной цифры, в среднем до 4-5 месяцев ежегодно? Увы- да, да и да.
   При таких условиях нельзя не помечтать, чтобы, по примеру немецких педагогов, и наши посещали бы периодически и неожиданно их питомцев во время рождественских, пасхальных и летних отпусков.
   <...>
   Чем же возможно облегчить и без того тяжелый, сложный труд педагогов?
  
   Отвечу кратко: непосредственным влиянием педагогов на родителей питомцев и оказанием широкого содействия в деле воспитания их будущих товарищей или заместителей.
   <...>
  

В. Воронецкий.

О воспитании офицера // Изборник газеты "Русский Инвалид", 1905, сентябрь.

  
   ...
   Энциклопедия русского офицера, т.1.   16k   "Документ"
  
   Энциклопедия русского офицера т.2   217k   "Глава" Политика
  
   Энциклопедия русского офицера - Том 3   11k   "Фрагмент" Политика
  
   ...
  
   Артиллерия бьет по своим   16k   "Фрагмент" Мемуары
   Как горестно, когда подрубают то, на чем держится государство
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023