ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Оковы на даровитые личности

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА (из библиотеки профессора Анатолия Каменева)


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
  
  

0x01 graphic

  

Коперник. Разговор с Богом.

Художник Ян Матейко, 1872.

Отчего у нас такая несоразмерность:

"богатство ума снизу и малоумие сверху?"

Анатолий Каменев

   Вооруженные силы всегда нуждаются в сильных, умных, талантливых и волевых полководцах.
   Ум, талант, воля - качества не врожденные, а приобретенные.
   Особые предпосылки того и другого (ума, таланта, воли), безусловно, имеют генетические составляющие, но, если они не развиваются должным образом, то благодатные природные данные человека не реализуются в качества, способности, умения и т.п.
   ***
   У нас, в России, издавна подмечено, что редкий талантливый человек попадает в поле зрения государственных мужей и получает со стороны государства необходимую помощь и содействие.
   В то же время люди посредственные, но пронырливые без особого труда добираются до вершин власти.
   *
   Русский публицист и общественный деятель Иван Сергеевич Аксаков (1823-86), оценивая это русское явление, писал во второй половине ХIХ в.:
  
   "По общему единодушному свидетельству иностранцев, русский простой народ умнее и даровитее простого народа всех стран Европы"...
  
   И далее он с горечью вопрошал:
  
   "Отчего же такая несоразмерность и несоответствие между почвой и продуктами?
   Как объяснить это явление, как согласить то богатство ума снизу и малоумие сверху?
   Куда девается, куда испаряется этот ум, спросите вы опять?
   Отвечать на этот вопрос не трудно.
   Это явление объясняется тем особенным путем развития, который проходит у нас ум, переставая быть непосредственной народной силой - той постепенной отчужденностью от живых источников питания, хранящихся в народном материке, которая становится уделом ума по мере изменения его жизненной обстановки на высшую. Оно объясняется, наконец, духовной разобщенностью с народом нашего общества"...
  
   И далее он пишет:
  
  -- "Было бы в высшей степени любопытно проследить, как этот русский ум, выходя из почвы, постепенно вянет в неблагоприятном воздухе общественной среды, мутится, слабеет, никнет, чахнет, искривляется и кончает тем, что или совсем гибнет, или же находит себе применение в односторонности, суживается в меру необходимую для спокойного и благополучного существования, выветривается, разменивается на мелочь, - пошлеет до отвратительности".
  
  
   Да, действительно, многие талантливые люди гибнут как личности в борьбе с житейскими невзгодами, равнодушием чиновников или вянут, хиреют в водовороте рутинной работы. И лишь единицы талантливых людей без поддержки и помощи со стороны, реализуют свои способности во благо государства.
   *
   В то же время, искать и находить таланты, создавать им условия для творчества - это общегосударственная задача.
  
   И в такое деле, как военное, эта задача должна быть поставлена на прочные основы.
   Определенная система призвана обеспечить поиск талантливых людей и приобщение их к участию в делах государственного значения.
   *
   "Потешные" Петра Великого, первые (петровские) гвардейские полки, ставшие кузницей военных кадров, кадетские корпуса, в которые принимались малолетние дворяне - это все элементы особой системы, целью которой было подготовка подающих надежды людей к военному званию и военной профессии.
   *
  
  
  

0x01 graphic

  

"Доктор Филипп Пинель освобождает от оков психически больных в больнице Сальпетриер в 1795 году"

Художник Тони Робер-Флёри (1838-1912)

ковы на даровитые личности"

  
   И тут мы выходим на чрезвычайно важную проблему - проблему подготовки государственной элиты, т.е. такого особого слоя государственных людей, которые соответствовали бы определенным стандартам и рангам.
   *
   Элита - это не только образец "высшей пробы", но и своеобразный "задающий генератор" общества.
   Это - военный лидер, способный вести за собой массы.
  
   И это - не особо привилегированное лицо, живущее в покое и благоденствии, а передовой, лучший и боевой элемент военного дела.
   *
   В состав военной элиты должны попадать лучшие из лучших, без оглядки на происхождение, родственные связи и т.п.
  
   См.: У маршала свои сыновья?   44k   "Статья" История
   О том, как система чинопроизводства может "наложить оковы на даровитые личности и дать возможность бездарности не только утвердиться в армии, но изгнать отовсюду способных людей".
  
  -- Плохо, когда сын генерала становится генералом только потому, что генералом был отец. Негодно, когда ключи от кабинета министра вручаются сыну министра, а пост директора, безусловно, переходит его сыну без конкуренции и борьбы.
  
   Элитарность военного образования основывается на необходимости создания в структуре офицерского корпуса своей элиты, формирующейся по принципу выдающихся способностей, но ни в коем случае по принципам кумовства, родовитости, высокого статуса родителей или родственников, покровительства влиятельных лиц и т.п.
  
  

0x01 graphic

  

Венчание на царство Александра II, 1856 год..

Художник Василий Фёдорович Тимм (1820-1895)

  

"Венчание с Россией"

  
  
   Элитарный характер военного образования обусловливается несколькими соображениями:
  
  -- Во-первых, необходимостью отбора талантливой молодежи для серьезной и заблаговременной ее подготовки к воинской профессии и занятию в последующем высших военных должностей.
  --
  -- Во-вторых, потребностью планомерной подготовки интеллектуального резерва для генерального штаба.
  --
  -- В-третьих, необходимостью подготовки кандидатов на занятие вакантных мест полковых командиров, имея в виду то, что в армейской структуре пол занимает особо выдающееся положение, а значение командира полка для боевой готовности, сплочения офицерского коллектива, воспитания боевого духа чрезвычайно велико.
  --
  -- В-четвертых, потребностью обеспечения развития военной науки достойными кадрами.
  --
  -- В-пятых, необходимостью планомерной подготовки педагогических кадров для военно-учебных заведений.
  --
  -- В-шестых, необходимостью подготовки высшего командного состава родов войск и видов вооруженных сил.
  
  
   Другими словами, на мой взгляд, в системе элитарного образования должно быть не менее 6-ти степеней и соответствующих им шести задач.
  
   Одна из первых - включение в систему элитарного образования подростков и юношей, т.е. людей в таком возрасте, когда закладываются основы характера, мировоззрения и основные жизненные установки.
  
   Это тот благодатный возраст, когда неопределенные впечатления детства прочно формируются во взглядах на жизни, на отношение к Отечеству, окружающим лицам и во взглядах на свое жизненное предназначение.
   *
  
   Если рассматривать проблему за рамками военного дела, то вправе сделать заключение о том, что государство должно быть озабочено формирование государственной элиты из числа достоянного юношества.
  
   Воспитание национального самосознания, развитие интеллектуальных способностей, укрепление характера, развитие и закалка физическая, в сочетании с развитием корпоративного духа, кругозора, - основные направления развития элиты в России.
   *
  
   Приготовление к офицерскому званию может осуществляться посредством курса кадетского корпуса.
   Это образование еще не является образованием военным.
  
   Это - разновидность общего образования.
   По оценке Штейна, кадетские корпуса имеют на самом деле двоякую природу. С одной стороны, принадлежат они к числу благотворительных заведений военного управления, потому что принимают на свое попечение детей заслуженных офицеров, или совершенно безвозмездно, или за уменьшенную плату; с другой стороны, они служат вообще приготовительными заведениями для военного призвания.
  
   На наш взгляд благотворительный характер попечительства над детьми заслуженных офицеров или сиротами из семей военнослужащих должен иметь место и ныне, но это никак не должно касаться назначения кадетского корпуса.
  
  -- Кадетский корпус, обирая из молодых людей талантливых лиц с ярко выраженными духовными и волевыми задатками, предназначен ныне служить учреждением, которое кладет начало формированию воинской элиты.
  
  
   Весьма существенное значение имеет и тот факт, что подростки, в силу особенностей и возможностей своего возраста, не могут еще определить своего призвания и было бы ошибкой требовать от них ясного сознания в этой области.
  
   В силу этого обстоятельства, кадетские корпуса по учебному плану своему, должны предоставлять каждому ученику возможность выходить из каждого класса корпуса и, на основании приобретенного в нем приготовительного образования, поступать в соответствующие гражданские училища, без существенной потери времени и труда.
  
   Военный элемент этих училищ должен заключаться преимущественно в строго воинской дисциплине, которая находит свою естественную поддержку в известного рода обмундировании. Дисциплина в детском возрасте, наверно, не повредит и во взрослом. Напротив того, учебный план должен соответственным образом соответствовать реальному образованию; что при этом обращается особенное внимание на предметы, имеющие отношение к военному делу, совершенно естественно.
  
   Но по окончании курса наук в корпусе, кадет должен быть способен поступить точно также и в политехнический институт, как и в военную службу.
   Это требование должно служить руководящим принципом для направления всего образования в корпусе.
  
   *
   Программа элитарного воспитания будущих носителей военной власти должна быть широка и многогранна:
  
  -- здесь и солидная общеобразовательная подготовка,
  -- и "венчание с Россией" (ознакомление путем путешествий),
  -- и военное дело,
  -- и духовное развитие,
  -- и физическая подготовка (так как к "в здоровом теле - здоровый дух")
  -- и многое другое, о чем в своих трудах поведали Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, О.С. Муравьева, Л.А. Тихомиров, К.Д. Ушинский, Г.П. Федотов, и другие.
  
  
  

0x01 graphic

  

Царь Алексей Михайлович на соколиной охоте. 1997.

Художник С.А.Кириллов

  

Как "начальные люди" постигали науку управления

при Алексее Михайловиче

  
   Мне представляется целесообразным обратить внимание читателя на то, как во времена царя Алексея Михайловича готовились молодые люди для занятия высших государственных постов.
  
   "По рассказу Котошихина и по книгам разрядного прихода, -- пишет известный русский историк Василий Осипович Ключевский, -- можно представить себе обычную служебную карьеру родовитого человека ХVII столетия.
   Лет десяти родовитого человека берут во дворец, он стольничает у царицы. Достигнув 15 лет, "недоросль" становится служилым новиком. Его берут с царицыной половины и определяют в царский чин или штат, назначают в стольники или в спальники к царю спать у него в комнате, разувать и раздевать его.
  
   Стольник или дворянин московский ... исполняет разнообразные поручения дипломатические, военные и административные.
   Он посылается послом в иноземные государства, присутствует у иноземного посольства в Москве, командует провинциальными дворянами в армейских полках в качестве полковника или сотенного головы...
  
   Наконец, лет через 30, иногда более, иногда менее, родовитому стольнику или дворянину московскому "думу сказывали" -- жаловали в чин окольничего или прямо боярина, смотря по степеням родовитости.
  
   Такова была школа, сообщавшая политическую выправку древнерусскому государственному советнику из придворного боярства.
  
   С детства он вращался во дворе, на глазах у государя, узнавал все покои, жилые и приемные комнаты, узнавал людей, порядки и сам становился всем известен.
   Исправляя разнообразные поручения, он близко знакомился с правящим механизмом и управляемым обществом, с приемами управления.
  
   В думу вступал он думцем и правителем, которому, по выражению боярина М. Салтыкова, московские обычаи были староведомы, с большим навыком во всяких делах. Этот навык заменял ему ум, талант, размышления".
  

0x01 graphic

  

"Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского", (1886)

удожник Литовченко А.Д.

"Традиция, ко­торую не обсуждают, а соблюдают"...

Материал из кн. Муравьевой О.С.

"Как воспитывали русского дворянина" (М., 1995).

   Мироощущение дворянина во многом определялось положением и ролью в Российском государстве ХVIII - первой половины ХIХ века: дворянство являлось сословием привилегированным и служилым одновременно.
   Это рождало в душе дворянина своеобразное сочетание чувства избранности и ответственности.
  
   Правило "служить верно" входило в кодекс дворянской чести и, таким образом, имело статус этической ценности, нравственного закона.
  
   Этот закон признавался безоговорочно многими поколениями дворян, принадлежавшими к разным кругам дворянского общества.
  
   Показателен в этом отношении эпизод, запечатленный А.С. Пушкиным его "Капитанской дочке", когда Андрей Петрович Гринев дает наставление сыну:
  
   "Прощай, Петр.
   Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их ласкою не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду".
  
   *
   Чувство собственного достоинства четко проводило грань между государевой службой и лакейским прислуживанием.
   *
   Одним из принципов дворянской идеологии было убеждение, что высокое положение дворянина в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств.
  
  -- Решающая установка в воспитании дворянского ребенка состояла в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал.
  -- Быть храбрым, честным, образованным ему следовало не для того, чтобы достичь чего бы то ни было (славы, богатства, высокого чина), а потому что он дворянин, потому что ему многое дано, потому что он должен быть именно таким.
  
   *
  
   Едва ли не главной сословной добродетелью считалась дворянская честь.
  
   Согласно дворянской этике, "честь" не дает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие.
  
  
   В идеале честь являлась основным законом поведения дворянина, безусловно и безоговорочно преобладающим над любыми другими соображениями, будь это выгода, успех, безопасность и просто рассудительность.
  
   *
  
   Готовность рисковать жизнь для того, чтобы не быть обесчещенным, требовала немалой храбрости, а также честности, выработки привычки отвечать за свои слова.
  
   Демонстрировать обиду и не предпринимать ничего, чтобы одернуть обидчика или просто выяснить с ним отношения - считалось признаком дурного воспитания и сомнительных нравственных принципов.
  
   *
  
   Постоянно присутствующая угроза смертельного поединка очень повышала цену слов и, в особенности, "честного слово". Публичное оскорбление неизбежно влекло за собой дуэль. Нарушить данное слово - значит раз и навсегда погубить свою репутацию.
  

0x01 graphic

  

Дуэль Пушкина с Дантесом.

Художник А. А. Наумов, 1884

  
   Дуэль как способ защиты, несла еще и особую функцию: утверждала некое дворянское равенство, не зависящее от чиновничьей и придворной иерархии.
   *
   Если стимулом всей жизни является честь, совершенно очевидно, что ориентиром в поведении человека становятся не результаты, а принципы.
  
   Думать об этическом значении поступка, а не о его практических результатах - традиционная установка российского дворянства, отличающая его от западных дворян.
  
   *
   Воспитание, построенное на таких принципах, кажется совершенно безрассудным.
  
   Оно не только не вооружает человека качествами, необходимыми для преуспевания, но объявляет эти качества постыдными.
  
   Все дело, однако, состоит в том, как понимать жизненный успех.
   Если в это понятие входит не только внешнее благополучие, но и внутреннее состояние человека - чистая совесть, высокая самооценка и проч., то дворянское воспитание предстает не таким непрактичным, как кажется.
   *
  
   Обостренное чувство собственного достоинства воспитывалось и вырабатывалось в ребенке целой системой разных, внешне порой никак не связанных между собой требований.
  
   Храбрость и выносливость, которые безусловно требовались от дворянина, были почти невозможны без соответствующей физической силы и ловкости. Не удивительно, что эти качества высоко ценились и старательно прививались детям.
  
   К примеру, в Царскосельском лицее каждый день для физической закалки уделялось несколько часов: лицеисты обучались верховой езде, фехтованию, плаванью, гребле.
  
   Этой же цели служили прогулки в любую погоду.
   *
   Физические нагрузки не просто укрепляли здоровье, но и способствовали формированию личности.
  
   В общем контексте этических и мировоззренческих принципов физические испытания как бы уравнивались с нравственными.
  
   Уравнивались в том смысле, что любые трудности и удары судьбы должно было переносить мужественно, не падая духом и не теряя собственного достоинства.
   *
  
   Этические нормы тесно соприкасались с этикетными: демонстрировать чувства, не вписывающиеся в принятую норму поведения, было не только недостойно, но и неприлично.
  
   Умение скрывать от посторонних глаз мелкие досады и огорчения считалось обязательной чертой дворянского воспитания.
  
   Считалось неприличным обременять окружающих своими личными неприятностями. Не менее важным считалось и другое - защита своего внутреннего мира от непрошеных свидетелей.
   *

0x01 graphic

  

Император Николай I на балу

Художник Адольф Игнатьевич Ладюрнер

  
   Светское общество относилось к бытовой стороне жизни как к явлению глубоко содержательному, имеющему самостоятельное значение. Балы, светские рауты, салонные беседы и частная переписка - все это в большей или меньшей степени носило оттенок некого ритуала, для участия в котором требовалась специальная выучка.
   *
   Правила хорошего тона отнюдь не сводились к набору рекомендаций типа: в какой руке держать вилку, когда следует снимать шляпу и т.п. Высшее общество предъявляло к своим людям более серьезные требования.
   *
   Дворянские дети прежде всего приучались к правилам гигиены. Отношение к одежде носило не только эстетический, но и философский характер.
  
   Это был культ проявлений жизни. Правила хорошего тона требовали, чтобы самый дорогой и изысканный наряд выглядел просто.
  
   *
   Умение нравиться было одной из отличительных черт людей света.
   Не удивительно, что обучение искусству нравиться людям становилось важнейшим моментом в воспитании дворянского ребенка.
   *
  
   Особенная изысканность манер состояла в том, чтобы со всеми людьми, независимо от их происхождения и положения, уметь держаться одинаково, без чванства и заносчивости.
  
   *
   Готовясь к жизни в свете, дворянский ребенок должен был приучиться выражать любые чувства в сдержанной и корректной форме. При выяснении отношений в свете допустимы были выражения резкие и по существу оскорбительные; однако по форме они должны были быть безукоризненно вежливыми.
  
   Это требовало особого искусства владения языком, знания всех принятых клише светской речи, обязательных вежливых формул.
  
  

0x01 graphic

  

Народный праздник на Ходынском поле в Москве по случаю священного коронования императора Александра II.

Художник Зичи Михаил Александрович (1827-1906)

  
  
   Сильной стороной дворянства было то, что дворянин постоянно жил в общении с простым народом.
   Перед ним не вставали проблемы общения с людьми, которые имели интеллигенты, предпринимавшие "походы в народ". Подавляющее большинство дворянских семей жило в своих поместьях или же в течение года неоднократно посещало их.
  
  -- Они разбирались в крестьянской жизни, знали проблемы деревни, вместе справляли обряды, были одной веры с крестьянами.
  -- Они же являлись их воинскими начальниками и потому пользовались среди солдат авторитетом знающего и справедливого человека.
  
   Уважение к крестьянам и крестьянскому труду воспитывалось в дворянских детях с малого возраста.
  
  

0x01 graphic

  

Минин на площади Нижнего Новгорода,

призывающий народ к пожертвованиям. 1896.

Художник К.Е.Маковский

  

Особые отношения складывались внутри дворянского сословья.

  
   Характерный пример традиционного дворянского отношения к родне приводит В.А. Сологуб, вспоминая об Екатерине Александровне Архаровой.
  
   Бывало, к ней являлся с просьбой какой-нибудь помещик из захолустья, которого она видела впервые в жизни. Гостя встречали словами:
  
   - Чем, батюшка, могу служить? Мы с тобой не чужие...
  
   Часто такой визитер обращался к Архаровой с просьбой пристроить детей в какое-нибудь учебное заведение и присмотреть за ними, на что она охотно соглашалась.
   И на другой день помещик приезжал с детками, которых они рассовывали по разным воспитательным заведениям и помещик уезжал восвояси, твердо уверенный в том, что его дети находятся в надежных руках.
  
   И это было действительно так: Архарова регулярно посещала детей, справлялась об их успехах, помогала всячески...
  
  

0x01 graphic

  

"Катание в коляске (Александр II с детьми)".

Художник Николай Егорович Сверчков (1817-1898)

  
  
   Заслуживает особого внимания взаимоотношения в дворянской семье между родителями и детьми.
   Здесь в любви к ним не пересаливали.
  
   Дети держались в духе подобострастия и чувствовали, что они созданы для родителей, а не родители для них.
   *
   Послушание родителям, почитание старших выступали в качестве одного из основополагающих элементов дворянского воспитания. Открытое, демонстративное неподчинение воле родителей в дворянском обществе воспринималось как скандал.
   *
   За сколько-нибудь серьезные проступки строго наказывали. Лестница обычных наказаний: оставление без сладкого, без прогулки, ставление в угол и на колени, устранение от игры и т.п.
   *
   В то же время, свидетельства мемуарной литературы позволяют сделать вывод о том, что дворянская семья была обителью счастья, с ней связаны самые лучшие воспоминанья.
   *
   Чтобы уверенно играть свою роль - держаться свободно, уверенно и непринужденно - светскому человеку нужно было уметь хорошо владеть своим телом. В этом отношении особое значение имели уроки танцев.
  
   Танцам обучали всех дворянских детей без исключения, это был обязательный элемент воспитания. Молодому человеку, не умеющему танцевать, было бы нечего делать на бале; а бал в жизни дворянина - это не вечер танцев, а своеобразное общественное действо, форма социальной организации дворянского сословия.
  
   Танцы же являлись организующим моментом бального ритуала, определяя и стиль общения, и манеру разговора.
   Отказ от участия в танцах имел значение общественного и даже политического поступка, определенного вызова общественному мнению.
   Сложные танцы того времени требовали хорошей хореографической подготовки, и поэтому обучение танцам начиналось рано, а учителя были очень требовательны.
   *
   Первый бал - это первый официальный раут, в котором молодой человек впервые участвовал на правах взрослого. На уроках танцев дети учились не только танцевать. Учителя считали, что вместе с выправкой тела выправляется и душа.
  
   Дворянское воспитание - это не просто педагогическая система, не особая методика и не свод правил. Это - образ жизни, стиль поведения, усваиваемый отчасти сознательно, отчасти бессознательно: путем привычки и подражания. Сила этого воспитания - в неуклонном соблюдении традиций.
  
  
  

0x01 graphic

  

Россия. "Губернаторша, входящая в церковь" 1864

Художник Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883)

  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012