ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Сам погибай, а товарища выручай

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Апофеоз боевой доблести русского воина – с честью умереть за Отечество и, не колеблясь, положить собственную жизнь за друзей своих


В ЭНЦИКЛОПЕДИЮ РУССКОГО ОФИЦЕРА

  
   0x08 graphic
________________________________________________________________________________

А.И. Каменев

САМ ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ

  
   "Люблю видеть людей, хранящих закон, нравы и обычаи праотцов своих".

Ф. Глинка{1}

  
  
   В Х в. нашей истории десятитысячное войско Святослава столкнулось под Переяславлем со стотысячным войском греков. В решительную минуту Святослав обратился к дружине со следующей речью: "Нам некуда деться. Волею или неволею пришлось стать против греков. Так не посрамим Земли Русской, но ляжем костьми - мертвые сраму не имут. Если же побежим, то некуда будет бежать от стыда. Станем же крепко. Я пойду перед вами и если голова моя ляжет, тогда помышляйте о себе". Дружина отвечала: "Где твоя голова ляжет, там и свои головы и мы сложим" {2}. Такое единение князя и дружины было не случайным.
   *
   Этот период истории русского воинства называется временем "военной демократии" {3}. Идея воинского братства пронизывала все отношения русских дружинников. Несмотря на различие в боевой опытности, воинских заслугах, близости к князю, между старшими и младшими дружинниками существовали доверительные и теплые отношения, а разумное мнение даже младшего принималось во внимание.
   Идея воинского братства явилась первой и важнейшей скрепой русского войска.
   *
   С введением христианства являются и новые идеи. Так, Владимир Мономах говорит своим детям: "Не бойтесь ни рати, ни зверя, делайте мужское дело. Ничто не может вам вредить, если Бог не повелит. А от Бога будет смерть, так ни отец, ни мать, ни братья не отнимут. Божье блюдение лучше человеческого". Перед битвой под Ярославлем (1151 г.) Изяслав обращается к войску с такою речью: "Братья и дружина! Бог никогда Русской Земли и русских сынов в бесчестье не оставлял, везде они честь свою брали. Теперь, братья, поревнуем тому: дай нам Бог в этих землях и перед чужими народами честь свою взять".
   Таким образом, идея Бога влечет за собой уменьшение чувства самосохранения, столь противного духу войны, так как это возлагается на "Божье блюдение". Вместе с тем Бог крепко связывается с прежними дорогими идеями, идеями Русской Земли, чести ее и ее сынов.
   Вместе с христианским учением в русских людях твердо укрепляется готовность положить душу свою за друзей своих. Мстислав Храбрый, отбивая пленных христиан от татар, говорил дружине: "Братья, не сомневайтесь. Если теперь умрем за христиан, то очистимся от грехов и Бог вменит кровь нашу в мученическую. Если Бог подаст милость свою - то слава Богу. А если придется умереть - то все равно надо же когда-нибудь умирать".
   Но не только за други своя, но в такой же мере и за веру православную готовы русские люди пожертвовать собою, и не напрасно Дмитрий Донской обращается с такою речью перед Куликовой битвой: "Отцы и братья! Господа ради подвизуйтесь во имя церкви и веры христанской. Смерть за нее - не смерть, а жизнь вечная. Не гонитесь за земным братья! Увенчаемся победными венками, Богом данными" {4}.
   *
   Обратим внимание на тот факт, что идея Бога, как скрепа русского войска, имела две составляющие: во-первых, в ней главенствующее положение занимало упование на Божественную помощь (правда, с весьма важным примечанием: "На Бога надейся, да сам не плошай!"); во-вторых, христианство значительно усилило идею воинского братства, возведя ее в ранг высшей воинской добродетели ("нет лучшей доли, как умереть за благо друзей своих).
   *
   Идея правды составляет также движущую силу войска русского. Определение русской правды основывается на христианской морали и истекает от Бога. "По правде, по-божески", - говорит народ.
   Русский человек всегда был поклонником и искателем правды и справедливости. Не случайно один из первых сводов законов древнерусских носил имя "Русской правды". Присяга есть клятва, данная перед Св. крестом, евангелием и знаменем состояла в том, что солдат, поступающий на службу, будет служить верою и правдою, не щадя собственной жизни.
  
   *
   Идея Отечества всегда одушевляла русские войска. По мере того, как крепла царская власть, неразрывная связь понятия о русской земле и о вере православной сосредоточивались в царе, и имя его для подданных было однозначущим с верой и отечеством. Наш царь, русский царь, православный царь. При Иоанне Грозном царская власть достигла полного развития, и псковичи отвечают на уговоры Батория к сдаче следующими, необыкновенно богатыми смыслом словами: "Мы не жиды: не продадим ни Христа, ни Царя, ни Отечество. Не слушаем лести, не боимся угроз. Иди на брань. Победа зависит от Бога" {5}.
   Но во времена Петра Великого олицетворение царя как столпа Отечества меркнет перед самой идеей Родины, о чем очень убедительно звучат слова приказа Петра Великого перед Полтавской битвой:
  
   "Воины. Вот пришел час, который решит судьбу отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего" {6}.
   *
   В этом коротком историческом экскурсе, на наш взгляд, указаны все основные идеи, которыми призывали на брань русских людей и во имя которых совершались величайшие подвиги.
   *
   Помимо изложенного, необходимо обратить внимание еще на одну сторону сознания русского человека: ему, говоря словами И.А. Ильина, необходима духовная очевидность{7}. Очевидность есть источник убеждения, убежденности. Не случайно ведь говорят, что русский человек должен все потрогать своими руками, понять смысл того, что от него требуется, узреть логику предстоящего деяния.
   В качестве примере приведем случай, описанный Г. Семеновым в книге "Наступает ударная". Летом 1943 года в ходе Невельской операции 357 стрелковая дивизия получила приказание прорвать сильно укрепленную оборону немцев. Полки, поднятые в атаку, не выдерживая сильного огня противника, не один раз откатывались назад, неся большие потери.
   "И на этот раз отличился один из лучших полков нашей армии -- 88-й стрелковый, - пишет Г. Семенов. - Командовал им ... полковник Иван Семенович Лихобабин... В этом полку особенно тщательно и всесторонне готовились к прорыву. В канун боя полковник Лихобабин проверил в каждом батальоне и в каждой роте, как усвоена людьми задача. Его последние указания солдатам были настолько своеобразны и конкретны, что майор Звонцов [нач. штаба полка] записал их. Вот что советовал бывалый полковник солдатам:
   "Выдвигайся в исходное положение для атаки без единого стука и звука. Каждый звук -- предательство! Заняв место, окопайся!
   Главное -- своевременно подняться в атаку.
   Помни:
   -- в первую минуту после артподготовки противник еще не одумался;
   -- во вторую минуту противник ощупывает себя -- жив ли;
   -- в третью минуту противник ищет оружие и стреляет.
   Мы от противника за 300 -- 400 метров. Боец идет 120 шагов в минуту, а бежит -- 250 шагов. Значит, через две минуты ты будешь бить не пришедшего в себя противника. Но если хоть на минуту, хоть на полминуты задержишься -- противник встретит огнем.
   Преодолей страх, не думай о боли. Раненый боль чувствует потом, убитый вовсе ничего не чувствует. Хочешь быть жив -- опереди противника!"
   Крепко усвоив наставления своего командира, бойцы 88-го полка атаковали стремительно и очень успешно. Полк первым прорвал вражескую оборону, выбив фашистов из всех трех траншей и овладев опорным пунктом Праборовье. При этом выяснилось, что артподготовка оказалась на редкость эффективной. Большая часть инженерных сооружений и огневых позиций на переднем крае была разрушена. В траншеях оказалось много вражеских трупов. Среди первых пленных попались два солдата, помешавшиеся во время артподготовки". {8}
   *
   Из этого боевого примера видно, как важно для солдат понимание того, что им предстоит делать в бою.
   Жаль, что об этом факте некоторые командиры и военачальники забывают или же это качество русского человека игнорируют, как это в свое время делал Павел I.
   ***
   Другими словами, в основе русского воинского братства лежат весьма серьезные идеи, которые прошли испытание временем и не утратили своей силы сегодня.
   Эти идеи специфичны, национальны. Они соответствуют духу русского человека и при умелом использовании их можно добиться выдающихся побед на поле брани и надежной воинской силы в мирное время.
   ***
   В пользу воинского братства выступает закон гуманности, согласно которому, по мысли выдающегося чешского педагога Я.А. Коменского, "каждый, кто только умеет, обязан немедленно помочь своему ближнему, когда тот испытывает затруднения, особенно когда дело .... не о благе одного человека, а о благе многих, и не только отдельных людей, но и городов, провинций, государств и даже всего человеческого рода" {9}.
   Каждый год в ряды вооруженных сил вливаются новые люди. Это - офицеры, окончившие военно-учебные заведения, это молодые люди, пришедшие на воинскую службу. И в этом отношении нам необходимо продолжить цитирование Я.А. Коменского, чтобы понять целевое назначение помощи старших и более опытных людей. Вот что он писал по этому поводу:
   "Юношество должно получить образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное, т. е., чтобы разумное существо-- человек приучался руководствоваться не чужим умом, а своим собствен­ным, не только вычитывать из книг и понимать чужие мнения о ве­щах или даже заучивать и воспроизводить их в цитатах, но развивать в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их. Нужно также стремиться к основа­тельному усвоению нравственности и благочестия" {10}.
   И еще: "Правильно обучать юношество -- это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, извращений, мнений, а это значит -- раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания), подобно тому как из почек деревьев вырастают листья, цветы, плоды, а на следующий год из каждой почки вырастет целая новая ветка со своими листьями, цветами и плодами" {11}.
   И, последнее суждение на сей счет. Тот же выдающийся педагог отмечал: "Скудные умом встречаются так же редко, как и при­родные калеки. Ведь слепота, глухота, хромота, плохое здоровье, как и чудовищная (неестественная) тупость мозга, редко бывают прирожден­ными, а приобретаются по нашей вине" {12}.
   В данном случае на не обойтись без анализа важного исторического факта, который имеет место у Плутарха в его жизнеописании Александра Македонского.
   Плутарх писал:
   "Фессалиец Филоник привел Филиппу [отцу Александра] Букефала [иногда - Буцефала], предлагая продать его за тринадцать талантов, и, чтобы испытать коня, его вывели на поле. Букефал оказался диким и неукротимым; никто из свиты Фи­липпа не мог заставить его слушаться своего голоса, никому не позволял он сесть на себя верхом и всякий раз взвивался на дыбы. Филипп рассердился и прика­зал увести Букефала, считая, что объездить его не­возможно. Тогда присутствовавший при этом Александр сказал:
   "Какого коня теряют эти люди только потому, что по собственной трусости и неловкости не могут укротить его".
   Филипп сперва промолчал, но когда Александр несколько раз с огорчением повторил эти слова, царь сказал:
   "Ты упрекаешь старших, буд­то больше их смыслишь или лучше умеешь обращать­ся с конем".
   "С этим, по крайней мере, я справлюсь лучше, чем кто-либо другой",-- ответил Александр.
   "А если не справишься, какое наказание понесешь ты за свою дерзость?" -- спросил Филипп.
   "Клянусь Зев­сом,-- сказал Александр,-- я заплачу то, что стоит конь!"
   Поднялся смех, а затем отец с сыном побились об заклад на сумму, равную цене коня. Александр сразу подбежал к коню, схватил его за узду и повер­нул мордой к солнцу: по-видимому, он заметил, что конь пугается, видя впереди себя колеблющуюся тень. Некоторое время Александр пробежал рядом с конем, поглаживая его рукой. Убедившись, что Букефал ус­покоился и дышит полной грудью, Александр сбросил с себя плащ и легким прыжком вскочил на коня. Сперва, слегка натянув поводья, он сдерживал Буке­фала, не нанося ему ударов и не дергая за узду. Ког­да же Александр увидел, что норов коня не грозит больше никакою бедой и что Букефал рвется вперед, он дал ему волю и даже стал понукать его громкими восклицаниями и ударами ноги. Филипп и его свита молчали, объятые тревогой, но когда Александр, по всем правилам повернув коня, возвратился к ним, гор­дый; и ликующий, все разразились громкими криками" {13}.
   Пример Александра привел Плутарха к мысли о том, как часто, не умея воспитывать, люди благородных животных превращают в ослов.
   ***
   Мы не делали сравнения внутренней мотивации западных воинов с русскими. Это может сделать каждый сам, если обратится к одному из опубликованных нами материалов:
  
   См.: ? NewИстория военных союзов и обществ   95k   "Статья" История
   От сисситии спартанского до казино германского
  

ПРИМЕЧАНИЯ

   1.Глинка Ф. Письма русского офицера. - М.: Воениздат, 1987. - С. 178.
   2.См.: Карамзин Н.М. История государства Российского. - В 12 кн.-кн.I. -М.,1993. - C. 92.
   3.ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ - термин, введенный Л.Г. Морганом (Льюис Генри Морган (англ. Lewis-Henri Morgan), (21 ноября 1818, шт. Нью-Йорк - 17 декабря 1881, Рочестер, шт. Нью-Йорк) - американский учёный, этнограф и социолог) для обозначения власти военных вождей, при наличии наряду с ней совета вождей и народного собрания для решения военных вопросов.
   4.См.: Зыков А. Как и чем управляются люди. Опыт военной психологии. - СП б., 1898.
   5.См.: Там же.
   6.Русский архив, 1871,N1 .с. 187.
   7.См.: Ильин И. А. Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера: публичная речь, произнесенная в 1934 году в Риге, Берлине, Белграде и Праге. - СП б., 1993. - С.19 - 20,23 - 24.
   8.Семенов Г.Г. Наступает ударная. -- 2-е изд., испр. -- М.: Воениздат, 1986. -- С. 102-103.
   9.Коменский Я. Великая дидактика. - В кн.: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. -М., 1981. - С.83.
   10.Там же. - С.101.
   11.Там же. - С.129.
   12.Там же. - С.104.
   13.Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2-х т. Т.II. - М., 1987. - С. 366.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012