ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Солдат должен быть честен и совестлив

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


  

"...Солдат должен быть честен и совестлив;

если этого нет, он становится орудием беспорядка и началом разврата"...

Н.Макиавелли

  

 []

Свидание князя М. В. Скопина-Шуйского с шведским, полководцем Я. Делагарди.

15

БЛИЖАЙНИЕ ПОМОЩНИКИ

ОФИЦЕРА

*

Немного об унтер-офицере

   "Опору военного организма, - высказал Наполеон I, - составляют офицеры и унтер-офицеры", а потому желательное для офицеров желательно и для унтер-офицеров.
  
   К тому же, как признано уже давно, унтер-офицер зачастую несет обязанности офицера, а в бою даже обязательно замещает некомплект или убыль офицеров.
  
   П.Изместьев делает интересное сопоставление:
  
   "Если унтер-офицера сравнить с мастером на каком-нибудь заводе, то офицер в нем инженер. Одни наблюдают за точным исполнением распоряжений в мастерских, другие повелевают силами природы и людей, так как одни знают и происхождение этих сил и результаты их действия".
  
   По сравнение с офицером, который длительное время обучается в военно-учебном заведении и готовится к командованию, унтер-офицеры не имеют ни времени, ни средств до поступления в армию развить в себе способность управлять людьми, а сокращенные сроки службы затрудняют им это вырабатывать и на службе.
  
   Унтер-офицер способны пожертвовать собой, но в своих действиях они нуждаются в точных правилах и постоянном руководстве офицера.
  
   Полезный совет офицеру дает П.Карцов в своей работе "Младший офицер в роте, эскадроне и батарее":
  
   "Чтобы узнать ту роту (или эскадрон), в которую зачислен офицер, и узнать не поверхностно, но основательно, нужно начать со знакомства с унтер-офицерами. По ним можно судить о духе роты и ее состоянии, как в отношении порядка, так и степени обучения. Но как для этого тоже нужна известная доля личной опытности, то до ее приобретения необходимо обратиться к рекомендации ротного командира и сослуживцев, а затем уже вести личное наблюдение.
   Прежде всего, следует замечать, кто из унтер-офицеров усерднее, кто расторопнее, кто плутоватее, как кто из них держит себя в отношении ефрейторов и рядовых; наконец, кто самый надежный из них и кто для какой должности более годится".
  
   Совершенно справедливо замечает А.Розеншильд-Паулина о том, что унтер-офицер в состоянии освободить офицера от меточной и рутинной работы:
  
   "Всецело и безраздельно, с полной ответственностью за успех, на взводных унтер-офицеров надо возложить всю инструкторскую работу по обучению нижних чинов их взводов.
   А именно: внутренний порядок и внутреннюю службу, одиночное обучение, шереножное и взводное учение уход за винтовкой и т.п.
   По всем этим отделам за офицерами должно сохраниться лишь общее руководство, наблюдение и поверка.
   Таким порядком мы освободим офицеров от мелочной работы, как указано выше и выработаем отличный и многочисленный кадр самостоятельных унтер-офицеров.
   Пока в этом смысле не будет решен унтер-офицерский вопрос, до тех пор нельзя и помышлять о целесообразной постановке вопроса о боевой подготовке войск".
  
   Другими словами, унтер-офицер в русской армии совершенно справедливо рассматривались как кадры, без которых офицерскому корпусу невозможно успешно работать с личными составом.
   Отмечалось также, что ни одно учебное подразделение, готовящее унтер-офицеров, не в состоянии дать войскам всецело подготовленные кадры младших командиров: таковыми они могут стать лишь под опытным руководством офицеров.
   Офицер не может уповать на случай, а должен так организовывать их деятельность, чтобы укреплять, совершенствовать и развивать в них необходимые качества и умения.
  
   Слабое и уязвимое место младшего командира в том, что он:
  
   - во-первых, поставлен в такие же бытовые условия, что и солдат;
   - во-вторых, он постоянно находится в соприкосновении с личными составом и в большой степени зависит от подчиненных;
   - в-третьих, на него сильно влияние (давление) со стороны ветеранов подразделения ("дедов").

*

Как довести "до ума" своих помощников?

   Работа с младшими командирами требует большого разнообразия и искусства.
  
   Она включает:
  
  -- Воспитание.
  -- Обучение.
  -- Развитие.
  -- Упражнение
  -- Доверие.
  -- Требование.
  -- Проверку (контроль).
  -- Помощь.
  -- Защиту.
  -- Стимулирование.
  

*

   Воспитание младшего командира должно быть направлено на укрепление его воли, чувства собственного достоинства, дисциплинированности и исполнительности.

*

   Обучать целесообразно в двух направлениях: во-первых, младший командир должен быть самым лучшим специалистом; во-вторых, его надо обучать командовать людьми (как в объеме занимаемой должности, так и на ступень выше).

*

   Развивать следует инициативу, самостоятельность, трудолюбие, целеустремленность, воинские сноровки и умения.

*

   Упражнять необходимо в том, что менее всего получается у младшего командира. Упражнение - не муштра: упражнение от муштры отличается тем, что делается сознательно, с пользой для обучаемого.

*

   Доверие.
   Хороший начальник возбуждает в подчиненных доверие, уверенность в поддержке , энергию. Нормальные отношения между начальником и подчиненным не могут существовать без взаимного доверия.
   Есть, однако, правильное выражение: "доверие нужно заслужить". Это означает следующее: каждый, требующий доверия, должен доказать делами, что на него можно положиться, не боясь ни подвохов, ни просчетов с его стороны.

*

   Требование - это надежное средство управления.
   Требовать - значит проявлять строгость к исполнению обязанностей службы, норм корпорации и т.п.
   Требование не должно быть много.
   Они должны быть исполнимы.
   И последнее: раз поставленное требование, должно быть неукоснительно соблюдаемо. Начальник, требующий сегодня одно, а завтра - другое, своим стилем сам дезорганизует подчиненных.

*

   Поверка (контроль).
   Русская народна мудрость гласит: "Доверяй, но проверяй".
   Подчиненный, вышедший из-под контроля, может стать неуправляемы. Чувство вседозволенности, которое неизбежно возникает в незрелом уме в случае ослабления контроля со стороны начальника, приводит к многим бедам в подразделении.

*

   Помощь всегда требуется неопытному младшему командиру. Ее нельзя откладывать до появления в его работе серьезных сбоев. Помощь должна быть своевременной и конкретной.

*

   Защищать младшего командира, как правило, требуется от давления "низов".
   Защита не должна превращаться в опеку и не должна препятствовать развитию у младшего командира умения постоять за себя.

*

   Стимулирование - это побуждение к определенным поступкам, поведению, поощрение тех действий, которые признаны инициативными, полезными.
   Человек всегда отзывчив на стимулирование.
   Однако, тот, кто пытается стимулировать кого-либо, должен знать о том, что побуждает к деятельности только то, что для данного человека является подлинной (а не мнимой, ложной) ценностью.
   Применительно к младшим командирам, следовательно, нужно знать: что для них (в условиях воинской деятельности, в повседневной жизни) является настоящей ценностью. К примеру, это может быть наличие свободного времени, возможность использовать его во своему усмотрению...

*

   Таким образом, мы кратко рассмотрели те направления деятельности офицера, которые позволяют ему воспитать себе достойных помощников.
  

Пчела не составляет меда, пока еще покоится на цветах.

И человек, пока находится в состоянии спокойствия, довольства и счастья, не выказывается в себе плодов веры, любви, молитвы.

Цветник духовный

  
  
  

 []

Цветник духовный

  -- Не выделывают вино или воск иначе, как чрез давление: так точно и добные дела нельзя совершить иначе, как усиленными трудами и подвигами. Все праведные в великой скорби и страданий испраши (измыли) ризы свои (Апок. 7, 14), так говорит тайновидец (Св. Димит. Ростовский).
  -- Золото жгут, дабы оно сделалось чище, а праведников Бог поражает скорбями для того, чтобы возвысить, улучшить их святость (Иаков Архиеп. Нижегородский).
  -- Искушение не есть зло, но добро. Оно хороших делает еще лучшими, это - мельница для сотрения жестких зерен пшеницы; это - огонь, истребляющий волчцы и терния, чтобы сделать землю способною в принятию добрых семян (Св. Златоуст).
  -- Терпи скорби, потому что в них, как розы в тернах растут и воспитываются добродетели (Св. Нил Синайский).
  -- Один праведный пустынножитель, заметив, что больной ученик его частыми вздохами изъявлял нетерпение, сказал ему: "не малодушествуй, сын мой! Тело твое, изнуренное недугом, может быть спасительным врачеванием для души твоей. Если ты подобен железу по делам твоим, то огонь страдания очистит тебя от ржавчины; если же ты не золото, то сей огонь придаст более блеска твоей добродетели".
  -- Без искушения нет борьбы; без борьбы нет победы; без победы нет воздаяния (2 Тим. 2, 5).
  -- Велико горе; и я в этом согласен; но велики и награды, какие Господь уготовал терпеливым (Св. Василий Великий).
  -- Наша жизнь - одна минута в сравнении с вечностью; и потому нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая открывается в нас (Рим. 8, 18) в будущем веке.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Воронецкий В. К реформам в армии .- Варшава, I906 .- с.14.
  
   Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А.Гавэ .- Варшава, I908 .- с.2.
  
   Карцов П.П. Младший офицер в роте, эскадроне и батарее(Практические заметки из служебного опыта) // Военный Сборник .- I884 .- NI .
  
   Рознншильд-Паулина. А. Строевая армия .// Русский Инвалид .- 1909 .- N172.
  
  

***

 []

Старая Рязань в начала. 13 века

Смотрите:

  
   ? Где генерал прапорщику друг   58k   Годы событий: 1912. "Документ" История
   О товариществе в офицерской среде за границей и у нас, по материалам книги Я.В. Червинка "Военная карьера у нас и за границей" (Варшава, 1912 г.).
  
   ? Христолюбивое воинство   70k   "Очерк" История
   Наполеон I говорил, что убитого русского солдата нужно еще толкнуть, чтобы он упал...
  
   ? Ратные подвиги русских   71k   Годы событий: 1600-1900. "Очерк" История
   По материалам С.Е. Кедрина. 1898 г.
  
   ? Катехизис русского солдата   506k   "Очерк" История
   Опыт создания катехизиса для русских солдат Н. Шалапутиным
  
   ? Непрестанная наука из чтениев   502k   "Очерк" История
   Указатель литературы о русских полководцах и военачальниках.
  
   ? Всеобщая воинская повинность   80k   "Статья" История
   Исторический закон гласит: между армией и народом существует почти математическая зависимость. Осознали ли мы это?
  
   ? Наемник   47k   "Статья" История
   Хоть контрактником его назови, да суть не изменится: длинная колбаса ему дороже понятий долга и чести
  
   ? История военных союзов и обществ   95k   "Статья" История
   От сисситии спартанского до казино германского
  
   ? Сам погибай, а товарища выручай   18k   "Статья" История
   Апофеоз боевой доблести русского воина - с честью умереть за Отечество и, не колеблясь, положить собственную жизнь за друзей своих
  
   Дисбат   9k   "Статья" История
   Для чего в России и других государствах создавались эти учреждения
  
   ? На Шипке все спокойно   21k   "Фрагмент" История
   Информация к размышлению
  
  

***

 []

Вавилон

Исторические памятки

  
  -- Каракалла (первоначальное имя - Септимий Бассиан) (186 - 217) - прозвище Марка Аврелия Севера Антонина, полученное им от галльской одежды. Римский император в 211 - 217 гг. Сын Септимия Севера, он сопровождал отца в военных походах и в 197 г. подавил восстание иудеев. Как солдатский император, опирался прежде всего на поддержку армии. В его правление закончился процесс становления Рима как столицы империи. Охваченный тщеславными помыслами, пытался завоевать Парфянское царство. Во время одного на походов был убит заговорщиками.
  
  -- Каран, гераклид из рода Темена, пошел из Аргоса на Македонию с отрядом войнолюбивых людей, завоевал большую часть страны и умер после долгого правления. По словам Юстина, он от­правился туда и завоевал Эдессу. В воспоминание о козах, при входе которых в город Каран проник вместе с ними туда через открытые ворота. Оракул именно и приказал ему искать себе царства с помощью козьего стада. Позднейшие македонские цари выводили свой город от него, как основателя государства.
  
  -- Карнак -- главное государственное святилище в период Нового царства в Египте (XVI-XII вв. до н. э.). Его храмовый ансамбль сложился в начале Нового царства, он представляет собой совокупность трех основных архитектурных комплексов. Самым большим среди них был храмовый комплекс Амона-Ра. Севернее него находился храмовый комплекс Монту, южнее -- храмовый комплекс Мут. Храмы Карнака представляют собой сооружения с чередующимися по продольной оси залами и дворами, разной величины, в которых в разное время строились часовни и небольшие храмы, пилоны и обелиски.
Храм Амона-Ра был соединен аллеями сфинксов с храмом Мут, храмом Амона в Луксоре и берегом Нила. Сохранилась часть сфинксов эпохи Аменхотепа III, остальные относятся к более поздней эпохе.
  

 []

  

Патриарх Гермоген

  -- Карнеи - большой национальный праздник спартан­цев, относящийся к культу Аполлона Карнейского, который еще до переселения дорян перешел из Фив в Лаконию и соединился впоследствии с дорийским культом Аполлона. Праздник справлялся в Спарте около девяти дней, начиная с 7 числа карнейского ме­сяца (август - сентябрь). Так как спартанцы верили, что они были приведены для завоевания этой страны своим Аполлоном, то и праздник имел военный ха­рактер: разбивали 9 шалашей, наподобие па­латок, в которых помещались, как в лагере, по 3 фратрии или обы. На этом празднике введены были музыкальные состязания, на которых в первый раз одержал победу Терпандр. Кроме Спарты карнеи про­исходили в Кирене, Сикионе, Мессене, Фере и др. местах.
  
  -- Карфаген - один из крупнейших городов древности, лежавший в Тунис­ском заливе на небольшом полуострове. По преданиям основан был финикийцами в IX в. до Р.Х. В VI в. отделился от своей метрополии - Тира - и образовал самостоятельное государство. С III в. начинаются войны между Римом и Карфагеном за преобладание в Средизем­ном норе. Первая война Карфагена с Римом (264 - 241) окончилась пора­жением карфагенян при Эгатских о-вах, что заставило их пойти на уступки Риму и отказаться от Сицилии. Вторая пуническая война также окончилась победой римлян, которые на этот раз принудили Карфаген отказаться от Испании. Третья пуническая война окончилась полной победой римлян и разрушением Карфагена Сципионом Африканским Младшим в 146 г. При Августе на месте Карфагена была построена римская колония. В 439 г. н.э. вновь отстроенный Карфаген был взят вандалами, в 533 г. Карфаген был взят полководцем Юстиниана Велизарием, а в 698 г. был взят и окончательна разрушен арабами. Карфаген должен быть разрушен. Во время Пунических войн - борьбы не на жизнь, а на смерть между Карфагеном и Римом - суровый римский сенатор Катон Старший прославился усвоенной им упрямой привычкой. О чем бы ни говорил он на заседаниях сената - о выборах ли в комиссию или о ценах на овощи на римском рынке, - он каждую свою речь кончал неизменно одной и той же фразой: "А кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен!" Старый политик не однажды побывал в логове африканского льва - Ганнибала, в самом Карфагене, и каждый раз возвращался настолько потрясенным его богатством и мощью, что самое существование этого государства считал (не без оснований) смертельной угрозой для своей родины. Над мудрым старцем сначала посмеивались, а потом все случилось, как ему хотелось: в результате страшной кровавой борьбы Рим победил, Карфаген был стерт с лица земли, и самое место, где он стоял, распахано римскими плугами.
  
  -- КАРЬЕРА от итал. carriera - бег, жизненный путь, поприще), 1) продвижение в к.-л. сфере деятельности. 2) Достижение известности, славы, выгоды. 3) Обозначение рода занятий, профессии (напр., К. учителя).
  
  -- Карьеризм. Законы и правила, как дело рук человеческих, не могут быть совершенны и всегда найдутся лазейки, по которым будут стараться пробираться люди более ловкие, опытные и не стесняющиеся в средствах. Надо вовремя сдерживать и осаживать таких любителей, чтобы не развился вредный карьеризм в ущерб пользы службы, требующей одинаково внимательного и попечительного отношения ко всем честно и умело исполняющим свои обязанности. (Д. Баланин).
  
  


Ворота богини Иштар в Вавилоне

  -- Касандр, македонский полководец, занимает Пирей и с большим искусством обороняется против Полисперхона, 318 до Р.Х.; осаждает и берет Пидну, 317-316 до Р.Х.; разбит Агафоклом Сиракузским, 300 до Р.Х.
  
  -- Кассий - Гай Кассий Лонгин - убийца Цезаря.
  
  -- КАСТА, замкнутая социальная группа, связанная своим происхождением, правовым положением или видом занятия, имеющая свои интересы, доступ в которую затруднен или невозможен. В древности, вследствие разделения общества на касты, военное знание и право носить оружие и заниматься войной стало исключительным занятием наследственных каст или поколений. В то время военные касты занимали первое либо одно из первых мест в числе прочих. Наследственность военного звания также значительно способствовала тому , что тормозила развитие военного дела. Сыновья считали бесполезным и даже невозможным изменять и совершенствовать то, чем руководствовались и что им передавали отцы, и хранили эти наследственные навыки и опытность, как неприкосновенную святыню. Кроме того, представители военных каст, вследствие обогащения, роскоши, изнеженности и развращения нравов, утрачивали воинственный дух.
  
  -- Кастраметация (лат. castra -- лагерь и metor -- измеряю) -- старинный термин, вышедший из употребления еще в XIX в. и обозначавший искусство выбирать места для лагерей войск к обеспечивать их укреплениями и преградами от нападения противника. Первоначально К. как отдел военного искусства Появилась у древних персов и греков, а особенного развития достигла в древнем Риме. В средние века К. как военное искусство исчезает, и лагери возводятся самым примитивным образом. В XVI в., со времени Густава-Адольфа, это искусство снова возрождается, а в XIX в., с изменением характера армий и самого военного искусства, совершенно исчезает.
  
  -- Каталог - список военных людей в Афинах, составленный на основании состояния граждан. Беднейшие люди, принадлежавшие по законам Солона к 4-му классу, служили только в случае крайней надобности.
  


  
  -- Катапульта -- метательная машина древних и средних веков, до изобретения огнестрельного оружия применявшаяся для навесной стрельбы. К. состояла из двух рам -- горизонтальной и вертикальной, прочно прикрепленной на конце первой рамы. У основания вертикальной рамы располагался пучок скрученных жил, в который был вставлен рычаг с ложкой наверху для снаряда. Для бросания рычаг оттягивался воротом или канатом в горизонтальное положение, а в ложку укладывался камень. После спуска рычага последний с силой, под действием скрученных жил, ударялся о перекладину вертикальной рамы и бросал снаряд. Большие К. -- онагры -- бросали камни весом в 150 кг на 600 шагов, малые балисты-- блиды -- камни до 30 кг на 1200 шаг. Малые К. сохранились до XIV -- XV вв. и в это время применялись наравне с первыми огнестрельными орудиями.
  
  -- Каудинское (или Кавдийское) ущелье, или также Каудинские фуркулы (теснины), в Сампии, в Средней Италии: страшное поражение самнитян консулом Валерием Корвом, 343 до Р.Х.; постыная капитуляция консулов Ветурия и Постумия, 321 до Р.Х.
  
  -- Квесторы первоначально назначались консулами и были их помощниками. С 447 г. до н. э. стали избираться четыре кве­стора. С 409 г. эта должность стала доступна плебсу. Квесторы ведали государственной казной, вели приходо-расходные книги, были хранителями государственного архива, сопровождали и походы консулов и заведывали кассой армии, а также распре­делением и продажей военной добычи.
  
  -- Квирин - древнее римское божество сабинского происхождения (бог городской общины, блюститель войска в мирное время), отождест­вленный впоследствии с обоготворенным Ромулом.
  
  -- Кворум - необходимое минимальное количество членов для проведения собрания.

 []

Евреи. Ковчег

  -- Кельты. "Выда­ющиеся особенности кельтской расы, -- говорит ее историк Тьерри, -- заключаются в личной храбрости, которою она превосходит все народы, в открытом, стремительном, доступ­ном для всякого впечатления темпераменте, в больших умст­венных способностях, но вместе с тем в чрезвычайной живо­сти, в недостатке выдержки, в отвращении к дисциплине и порядку, в хвастливости и нескончаемых раздорах, поро­ждаемых безграничным тщеславием". Почти то же говорит в немногих словах Катон Старший: "Двум вещам кельты при­дают особую цену -- уменью сражаться и уменью красно го­ворить"*. Такие свойства хороших солдат и вместе с тем пло­хих граждан служат объяснением для того исторического факта, что кельты потрясли немало государств, но сами не основали ни одного. Всюду, где мы встречаемся с ними, они всегда готовы двинуться с места, т.е. выступить в поход, всег­да отдают предпочтение перед земельною собственностью дви­жимости и главным образом золоту, всегда занимаются воен­ным делом как правильно организованным разбойничеством или даже как ремеслом за условную плату и притом так успеш­но, что даже римский историк Саллюстий признавал превос­ходство кельтов в военном деле над римлянами. Судя по их изображениям и по дошедшим до нас рассказам, это были на­стоящие ландскнехты древних времен: они были небольшого роста и некрепкого телосложения, с косматыми волосами на голове и с длинными усами, представляя совершенную про­тивоположность грекам и римлянам, обстригавшим свои во­лосы и на голове и на верхней губе. Они носили пестрые, украшенные вышивками одежды, которые нередко сбрасы­вали с себя во время сражения, а на шею надевали широкие золотые кольца; они не употребляли ни шлема, ни какого-либо метательного оружия, но зато имели при себе громадный щит, длинный, плохо закаленный меч, кинжал и пику; все это было украшено золотом, так как они умели недурно обрабатывать металлы. Поводом для хвастовства служило все - даже рана, которую нередко намеренно расширяли, для того, чтобы похвастаться широким рубцом. Сражались они обыкновенно пешими; но у них были и конные отряды, в которых за каждым вольным человеком следовали два конных оруженосца; боевые колесницы были у них в раннюю эпоху в употреблении, точно так же как у ливийцев и у эллинов. Некоторые черты напоминали средневековое рыцарство, в особенности незнакомая ни римлянам, ни грекам привычка к поединкам. Не только на войне они имели обыкновение вызывать словами и телодвижениями врага на единоборство, но и в мирное время они бились между собою на жизнь и на смерть, одевшись в блестящие военные доспехи, само собою разумеется, что за этим следовали попойки. Таким образом, постоянно сражаясь и совершая так называемые геройские подвиги то под собственным, то под чужим знаменем, они вели бродячий солдатский образ жизни, благодаря которому рассеялись на всем пространстве от Ирландии и Испании до Малой Азии; но все, что они совершали, расплывалось, как весенний снег, и они нигде не основали большого государства, нигде не создали своей собственной культуры.
  

 []

Евреи. Скиния завета

  

***

 []

8-926-286-91-89

А.И.Каменев.

Практическая психология для офицеров.

М., Издательство МПУ "СигналЪ", 1999. - 231 с.

15 - Практическая книга для офицеров

  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023