ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Трезвые удержки слабеют

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


  

А.И. Каменев

Практическая педагогика для курсантов.

М., Изд. МПУ "СигналЪ", 2000. - 226 с.

11 - Практическая книга для будущего офицера

ЗДОРОВЫЙ ДУХ В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ

******************************************

   С тревогой о судьбе России писал во второй четверти ХХ века русский патриот И. Ильин:
  
   "Техника снижает духовный уровень жизни по всей линии: шум импонирует массе, радио-выкрики и граммофонные диски становятся все пошлее, "кино" демагогирует толпу, товары снижаются в качестве, падение газетного уровня пугает и удручает. Земные "утехи" и "развлечения" манят людей. Жажда наслаждений растет, а с нею вместе и воля к богатству и власти. Трезвые удержки слабеют, мудрая вера утрачивается, порок не отталкивается; современный человек верит в свою окончательную смертность, но не верит в свое бессмертие и в вечную жизнь; и сама молодость кажется ему кратким и непрочным даром. Поэтому он торопится; ему "некогда". Обманчивые радости естества кажутся ему главными или даже единственными. И вот он спешит улучшить или использовать свою "земную конъюнктуру", он боится "упустить" и "не успеть". Совесть его смолкает, честью он не дорожит. Он начинает ломить без стыда и "оправдывает" свою дерзость нравственным релятивизмом ("все условно"). Расталкивая друг друга, люди добиваются "лучшего" и большего" и затаптывают слабых и беззащитных на смерть. И уже трудно бывает отличить - человека от зверя, партию от шайки, парламентария от взяточника-авантюриста, народ от черни. Люди нашего времени утрачивают духовный хребет: они одержимы завистью и жадностью. Вот откуда эти новые в истории образы порочности: политических разбойников, профессиональных предателей, партийных палачей, садистов государственности, врагов благочестия, артистов клеветы, истребителей праведности, откровенных лжецов, закулисных властолюбцев и т.д.".
  
   То, что было верно для начала ХХ века, к сожалению, более верным стало сейчас, в начале ХХI-го.
  
   Никогда раньше не было такой необходимости знакомиться с принципами здорового образа жизни, как теперь, ибо:
  
   - во-первых, многие нарушают Законы жизни по незнанию, а такое незнание дорого обходится человеку;
   - во-вторых, другие знают, что служит их благу, но не предпочитают идти по этому пути, думая, что наступит время и все само собою станет на свое место; это заблуждение приводит к тому, что порок укрепляет свои позиции и не думает их сдаваться.
  
   Поэтому каждому из нас необходимо иметь сведения о Законах жизни, знать, что рождает духовную и физическую болезнь.
  
   Что такое болезнь?
  
   Болезнью называется такое состояние организма, при котором природа старается избавиться от последствий нарушения законов развития. Поэтому каждый раз при наступлении болезни необходимо знать, какой естественный процесс нарушен. При этом все нездоровые условия жизни и вредные привычки должны быть устранены. Надо помочь природе в ее стараниях избавить организм от вредных последствий нашего образа жизни.
  
   Чистый и светлый разум, здоровая духовная и физическая пища, воздух, солнечный свет, умеренность во всем, отдых, физические упражнения, правильное питание, здоровое окружение и общение, вера в могущественную силу Бога, - вот подлинно лечебные средства.
  
   Мы нуждаемся в более частом напоминании, что здоровье не является случайным даром. Оно - результат послушания известным законам. Это хорошо сознают участники спортивных состязаний, зная, что излишества и халатность могут ослабить или повредить какой-либо орган или его функции, и это приведет к поражению.
  
   Поступаем ли мы так?
   Заботимся ли о том, чтобы не навредить себе?
  

Жизнь - не воображаемая, а реальная борьба

   Мы все участвуем в борьбе, и это не воображаемая борьба.
   Мы ведем борьбу, от которой зависит наша судьба.
  
   Все, что вредит здоровью, не только умаляет наши жизненные силы, но может подорвать умственный и духовный потенциал наш. Потворство каким-либо нездоровым привычкам ведет к тому, что становится все труднее и труднее видеть разницу между правильным и неправильным и, следовательно, труднее противостоять греху.
  
   Наше тело является единственным посредником, благодаря которому развивается душа и дух, формируется наш характер. По этой причине враги наши (злые силы, недобрые люди, страсти и низмененные инстинкты наши) применяют все силы искушения, чтобы подорвать и привести в упадок силы нашего тела.
  
   Для того, чтобы этого не произошло, тело наше должно быть "усмирено" и находиться под управлением высших сил души. Страсти должны быть обузданы волей, а воля - разумом, освещенным светом благодати.
  
   Люди должны понять, что их долг - владеть собой, что они нуждаются в чистоте характера и должны освободиться от извращенных желаний и оскверняющих человеческое достоинство привычек.
  
   ЗАПОМНИТЕ
  
   Мы должны остерегаться чувства жалости к себе. Нельзя поддаваться чувству, что нас не ценят. "Главное- мудрость... Высоко цени ее, и она возвысит тебя..." (Прит. 4-7,8).
  
  

Что такое здоровый образ жизни?

   Понятие "здоровый образ жизни" - это слагаемое ряда составляющих, среди которых главными являются:
  
  -- Здоровый дух.
  -- Здоровое тело.
  
   "Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире",
  
   - так еще в ХVII веке определил формулу здорового образа жизни выдающийся английский философ и педагог Д. Локк (1632-1704).
  
   Производной составляющей здорового образа жизни являются: деятельность, приносящая пользу обществу, добропорядочные поступки и благоразумное поведение, хорошие семейные отношения, добрые и надежные друзья, здоровые увлечения и наполненный хорошим и разнообразным содержанием досуг.
  
   Другими словами, здоровый образ жизни - это такой способ жизнедеятельности (жизненный уклад), который согласуется с основными Законами жизни, способствует предупреждению физических и духовных болезней.
  

Здоровый дух

  
   "Не хлебом единым жив будет человек" ...
  
   Эти слова относятся к жизни не только отдельного человека, но и народа.
   Народы, как и отдельный человек, должны иметь источник вдохновения, который творчески орошает и оплодотворяет их жизнь и подымает их на высшую плоскость сравнительно с их природными данными, творчески расширяя их жизненные горизонты.
  
   Эти духовные начала есть самое ценное достояние в жизни народа; они его, и вместе с тем выше его, ибо они - те идеалы, согласно которым он стремится жить, и тот духовный масштаб, та духовная мерка, согласно которым он оценивает себя и свои действия и достижения - производит суд над самим собой.
  
   Отрежьте эти корни духовной жизни, и нечем будет народу дышать духовно - задохнется в сутолоке повседневной жизни и ее страстей.
  
   Высший цвет человечества имеем мы в лице святых его.
  
   Они как бы теперь уже являются переходом, тут, среди нас, к высшей степени бытия и тем самым служат живыми свидетелями этой божественной действительности.
  
   Они вместе с тем и высший цвет нации, производящей их, но они не укладываются в рамки только национальные, как вообще все лучшие духовные и культурные ценности человечества.
  
   Истинные светильники подлинной христианской жизни - не словом, а делом и всем бытием своим - русские святые поэтому одновременно сверхнациональны, ибо из сверхнационального и Вечного черпают они силу свою, и вместе с тем они - высшее достижение русского народа.
  
   В них русский народ ощущал близость Божию.
   Они уходили в леса и пустыни и болота, на берега пустынных озер и рек, на далекие острова, и народ шел к ним, ибо знал, что великие силы, великие возможности любви и горения духовного и помощи ближнему выработаны ими в этом их молитвенном уединении, и получал помощь от них.
  
   А другие оставались в мирской обстановке и светили в ней. Вспомним, например, уже Завещание Владимира Мономаха детям своим и характеристики его и других благочестивых и праведных князей в Древней Летописи.
  
   Суровый подвиг личный, соединенный с любвеобильным служением ближнему, смирение и трезвость и простота, детская простота сердца, сочетающаяся с великой мудростью духовной, с даром "различения", духовный такт и горение духа, просветляющее всю окружающую духовную атмосферу (как мы имеем, например, в лице Серафима Саровского), - вот характерные черты высшего проявления в жизни русского народа этих творческих и притом свыше, из другой, сверхсубъективной области приходящих сил, свидетельствующей о другой, высшей действительности.
  
   Пример жизни таких людей всегда вызывает восхищение.
   Но удел святых - это удел избранных. Тем не менее, каждому из нас под силу заняться укреплением своего духа.
  
   Но для этого надо знать, в чем наша сила и в чем слабость. Для того, чтобы сделать это предлагается тест для самооценки.
  

Тест для самооценки

   Здесь предлагается довольно простая схема самооценки.
  
   Суть ее состоит в следующем:
  
   - Желающий оценить степень здоровья собственного духа, может, используя 4-х бальную систему оценки, провести выставление себе соответствующих его понятию баллов. При этом оценка "5" выставляется тогда, когда человек, к примеру, считает, что он является истинно верующим, вера его прочна и непоколебима. При этом не следует понимать, что речь идет только о религиозной вере, но и не следует суживать понятия до веры в разные мелочи жизни. Речь идет о вере во что-то Высокое, Истинное, Всемогущее, Всезнающее ...
   - Если человек не верит ни во что, то он, естественно, выставляет себе низший балл, т.е. "2". Оценка "4" ставится тогда, когда в каких-то незначительных деталях у человека проявляется сомнение, а "3" - когда этих сомнений довольно много и вера проявляется импульсивно, от случаю к случаю.
  
   Точно также рассматриваются все остальные оценочные показатели. К примеру, зараженный эгоизмом вправе поставить себе по пункту 2 и оценку "2", а оптимист, не унывающий ни при каких обстоятельствах, поставить по пункту 3 оценку "5".
  
   Если при выставлении всех оценок выяснится, что большинство ваших оценок (до 80%) - это оценки "5" и "4", то можно с уверенностью отметить, что, в принципе, у вас хорошие показатели. Там же, где себе оценки "3" и "2", - поле самоусовершенствования.
  
   Наличие в бланке самооценки подавляющего числа оценок "3" и "2" - показатель нездорового состояния вашего духа.
  

5

4

3

2

  
      -- Вера
  
  
  
  
      -- Неверие
      -- Любовь
  
  
  
  
      -- Себялюбие, эгоизм
      -- Оптимизм
  
  
  
  
      -- Пессимизм
      -- Миролюбие
  
  
  
  
      -- Агрессивность
      -- Доброта
  
  
  
  
      -- Злоба
      -- Не завистливость
  
  
  
  
      -- Зависть
      -- Терпение
  
  
  
  
      -- Нетерпимость
      -- Великодушие
  
  
  
  
      -- Мстительность
      -- Сострадание
  
  
  
  
      -- Отсутствие жалости
      -- Кротость
  
  
  
  
      -- Самонадеянность
      -- Милосердие
  
  
  
  
      -- Жестокость
      -- Уравновешеность
  
  
  
  
      -- Неуравновененость
      -- Послушание
  
  
  
  
      -- Неуправляемость
      -- Самоуважение
  
  
  
  
      -- Тщеславие
      -- Неудовл. собой
  
  
  
  
      -- Самонадеянность
      -- Воздержанность
  
  
  
  
      -- Невоздержанность
      -- Успокоенность
  
  
  
  
      -- Тревожность
      -- Уверенность в себе
  
  
  
  
      -- Неуверенность в себе
      -- Мысли о Высшем
  
  
  
  
      -- Мысли о земном
      -- Внутреннее согласие
  
  
  
  
      -- Противоречивость в мыслях и чувствах
  
   Присмотритесь к себе внимательно, ибо внутри себя вы носите источник вашего несчастья, неудовлетворенности собой, окружающими и жизнью.
  
   Как показывают наши исследования, у молодежи в возрасте от 18 до 22 лет, по итогам их самооценки наиболее уязвимыми являются:
  
  -- Нетерпимость к поведению и поступкам других людей.
  -- Недостаток послушания.
  -- Невоздержанность и резкость в поведении.
  -- Беспокойство и раздражительность.
  -- Недостаток скромности.
  -- Неудовлетворенность собой.
  
   Для того, чтобы разобраться в нашей духовной жизни, можно прибегнуть к следующей схеме самоанализа:
  
   1.Каждый из нас нуждается в духовном покровительстве.
   Кто покровительствует нашему духу (кто является нашим кумиром, духовным наставником)?
   К чему ведет это покровительство (поднимает ли оно нашу духовную мощь или же развивает пессимизм, неверие, озлобление и т.п.)?
  
   2.Многим из нас не хватает твердости духа.
   Что мы делаем для того, чтобы укрепить нашу духовную силу?
   Почему иногда мы не стремимся стать духовно сильнее, а предпочитаем, чтобы нами руководили другие?
  
   3.В нашей голове не всегда упорядочены мысли, нередко со здравыми идеями соседствуют сумасбродные мысли.
   Почему мы не стремимся навести порядок в собственной голове?
   По какой причине у нас в душе приживаются мысли порочные, вредные?
   Почему нередко бывает так, что в борьбе доброго со злым побеждает злое, недоброе?
  
   4.Тело наше нуждается в пище, но душа тоже не может быть без пищи.
   Заботимся ли мы о духовной пище?
   Чем мы ежедневно подпитываем нашу душу? Является ли эта пища полезной для души?
   Из какого источника мы черпает душевное вдохновение, оптимизм, веру, надежду и любовь?
  
   Надо помнить, что критериями здорового духа выступают: правильное понимание смысла жизни; верная ориентация в системе духовных ценностей; степень развития самосознания, ясности мышления, твердости духа, оптимизма, уверенности в себе, благоразумность поведения, любовь к людям.
  

Здоровое тело

   Римский врач, классик античной медицины, Клавдий Гален дал такое описание здоровья: "... состояние, при котором мы не страдаем от боли и не ограничены в своей жизнедеятельности..."
  
   Различают 3 степени здоровья:
  
   1.Человек не испытывает боли, ни на что не жалуется, но при небольшом усилии, которое превышает его физическую нагрузку, испытывает затруднения.
   2.Человек свободно преодолевает повышенную нагрузку, редко более простудными заболеваниями.
   3.Человек преодолевает чрезвычайно сильные нагрузки, недоступные большинству людей. Им обладают выдающиеся спортсмены, путешественники и т.п.
  

Критерии здорового тела

   Здоровое тело - это основной источник здоровья человека. Покажем критерии здорового тела.
  
   Для здорового тела характерными признаками являются:
  
  
  -- Отсутствие всяких болезней и предрасположения к ним, скрытых и явных физических пороков, физических зависимостей организма от чего-либо.
  -- Способность организма и его органов преодолевать допустимые нагрузки, стрессы, быстро ликвидировать расстройства здоровья.
  -- Наличие у организма резервов на случай экстремальных ситуаций.
  -- Способность организма быстро адаптироваться к неблагоприятным условиям окружающей среды.
  -- Правильное, пропорциональное и достаточное развитие всех органов в соответствии с требованиями возрастного периода.
  
   Чем это достигается?
  
  -- Во-первых, наличием необходимых природных задатков.
  -- Во-вторых, движениями и тренировкой.
  -- В-третьих, наличием благоприятной среды, здоровой пищи.
  -- В-четвертых, профилактикой, предохранением и отдыхом.
  
   Существуют возрастные оценки показателей здорового тела. По данным нашего исследования, молодые люди (юноши и девушки от 10 до 22 лет) в число главных показателей здорового тела выделяют: выносливость организма; нормальный вес; хорошую осанку (фигуру); здоровое состояние кожи.
  

Факторы риска

   Ученые заметили, что на состояние здоровья влияют порой такие обстоятельства, которые исподволь разрушают здоровье.
   Эти обстоятельства называются факторами риска.
  
   Вот они:
  
  -- Гиподинамия, или малая физическая активность.
  -- Переедание и связанное с ним ожирение.
  -- Постоянное нервное напряжение.
  -- Неумение отключаться от психотравмирующих факторов и правильно отдыхать.
  -- Злоупотребление алкоголем, наркотиками, курение и т.п.
  -- Неупорядоченная половая жизнь.
  -- Нарушение режима сна и отдыха.
  -- Нездоровая пища.
  
   Можно ли избежать этих факторов риска?
  
   Да, многое из перечисленного можно избежать. От нас самих зависит, какое количество факторов риска будет влиять на наше здоровье. Мы вольны помочь нашему организму сохранить физическую активность и ясность мысли.

Гиподинамия и движение

   Между умственной и физической активностью должно быть равновесие.
  
   "Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие" - наставлял Аристотель.
  
   Гимнастика, физкультура во все века были составной частью медицины.
  
   Самое простое средство от гиподинамии - бег. Бег и средство укрепления психики. Нервные люди, начиная заниматься бегом, становились менее вспыльчивыми и раздражительными. Бег устраняет чувство постоянной взволнованности, излечивает от бессонницы. Бегающие всегда бодры, активны, уверены в себе.
  
   Глубокое и частое дыхание бегущего является прекрасной дыхательной гимнастикой, во время которой массируются легкие, печень, селезенка, желудок, кишечник. Такой массаж предупреждает застой желчи, устраняет запоры, уменьшает жировые отложения.
  
   Существует несколько теорий, объясняющих превосходное действие бега на психику бегуна. Одна из них утверждает, что мозг, получающий необычно большое количество кислорода, начинает работать более эффективно, подключая центры, управляющие самокорректирующими механизмами. Скорее всего это так. Ведь человеческий организм - мудрейшая самонастраивающаяся система. Но беда в том, что мы не бережем ее, порой издеваемся над ней, перенасыщая едой, отравляя сигаретным дымом, нарушая тем самым работу главного центра управления - мозга.
   ЗАПОМНИМ:
  
   "Если не бегаешь пока здоров, будешь бегать, когда заболеешь" (Гораций)
   "Хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай" (изречение древней Эллады).
  
  

Беспокойные люди и их здоровье

   В результате 20-летнего наблюдения было установлено, что 90% людей, страдающих сердечными приступами, постоянно живут на уровне нервного срыва.
   Эти люди постоянно находятся в напряжении, у них "болезнь спешки", они склонны к агрессивности и соперничеству, порой доходящему до нескрываемой вражды. Они ведут постоянную борьбу с жизненными обстоятельствами, с соседями и даже с самим собой. Считается, что эмоциональные стрессы влияют на организм двумя путями: эмоции враждебности вызывают повышенную реакцию организма; эмоции страха и уныния - пониженную.
  
   Как избежать беспокойства?
  
  -- Во-первых, следует поддерживать организм в хорошей физической форме.
  -- Во-вторых, надо научиться думать позитивно и избавляться от неприятных переживаний.
  -- В-третьих, надо научиться избавляться от психотравмирующих источников.
  
  

Два списка здоровья

   Приведем два списка: в одном покажем те психические состояния, которые могут привести к заболеванию, а во втором укажем то, что здоровье укрепляет.
  
   Могут привести к заболеванию.
   Способствуют хорошему здоровью.
   Подавленность
   Чувство удовлетворения
   Сознание вины
   Сознание правоты
   Сомнение
   Бодрость
   Эгоизм
   Смелость
   Печаль
   Надежда
   Тревога
   Вера
   Неудовольствие
   Сочувствие
   Горе
   Любовь
   Угрызение совести
   Сознание полезности
   Гнев
   Благодарность
   Страх
   Доверие
   Зависть
   Спокойствие
   Разочарование
   Удовлетворение
   Ревность
   Служение другим
  
   Чтобы иметь здоровое тело, мы должны иметь свежий воздух и уметь правильно дышать.
   Правильное дыхание успокаивает нервы, вызывает аппетит, способствует лучшему пищеварению.
  
   Наука о дыхании изложена в работе йога Рамачарки.
  
   Жизнь всецело зависит от акта дыхания. Дышать значить жить и без дыхания нет жизни. Человек может прожить некоторое время без еды, труднее ему быть без воды, но лишь несколько минут он может прожить без обновления воздуха в легких посредством дыхания. Разумное управление дыханием продолжает наши дни на земле, повышая наши жизненные силы и способность сопротивляться, с другой же стороны дыхание, неполное и небрежное, укорачивает нашу жизнь, понижая нашу жизнеспособность и предрасполагая к болезням.
  

Воздержание и здоровье

   Невоздержание - это враг, против которого надо быть хорошо вооруженным.
  
   Корень невоздержания идет дальше переедания, употребления алкоголя и табака. Леность, жизнь без цели или худое сообщество могут быть причиной этих пороков.
  
   Все, что разрушает пищеварение, необычным образом возбуждает дух, расстраивает равновесие духовных и телесных сил, ослабляет наше господство над телом, - должно быть предметом воздержания.
   Привыкшие к раздражающей пище, требуют постоянного увеличения раздражения или перехода к более губительным средствам. Чем больше портятся нервы и желудок, тем более слабеет воля.
  

Что нужно знать о питании?

   Наше тело нуждается в здоровой пище.
   Не все продукты питания полезны. Наше питание должно соответствовать времени года, климату и возрасту.
  

Каждому следует знать следующие советы и рекомендации:

Советы специалистов

  
  
  
  -- Везде, где можно выращивать фрукты, следует заготовлять на зиму хороший запас.
  -- Не рекомендуется употреблять овощи и фрукты одновременно.
  -- Наиболее ценным является хлеб из цельной пшеницы (черный), т.к. белый хлеб выхолощенный, очищенный на 80% от полезных веществ.
  -- Полезны для питания сухари.
  -- Пища не должна быть ни слишком холодной, ни слишком горячей (холодная пища "разогревается" в желудке и на это уходит много энергии; а горяча пища расслабляет желудок).
  -- Чем больше жидкости употребляется за едой, тем хуже идет пищеварение.
  -- Не следует употреблять много соли; следует избегать маринованной и пряной пищи.
  -- Излишек пищи перегружает организм и вызывает болезненные состояния.
  -- Следует активно использовать возможности голодания (в православии - поста).
  

Лечебное голодание

   Древние историки сообщают, что Пифагор систематически использовал голодание для повышения восприятия и творческих способностей.
  
   Поль Брэгг, известный американский врач, создатель эффективной оздоровительной системы, умерший в возрасте 95 лет в результате несчастного случая, рекомендует проводить лечебное голодание от ужина до ужина или от завтрака до завтрака. При этом следует воздерживаться от любой пищи и соков. Употребляется только некрепкий чай или вода по одной трети стакана через 2-3 часа.
  
   Свой моральный дух он рекомендует поддерживать следующими внушениями:
  
  -- В этот день я вручаю мое тело в руки Природы. Я обратился к Высшим силам для внутреннего очищения и обновления.
  -- Каждую минуту моего голодания я изгоняю опасные яды из моего организма.
  -- При голодании я применяю тот же метод, которыми пользовались великие учителя человечества.
  -- Во время голодания я полностью контролирую свое состояние. Никакое ложное ощущение голода не заставит меня прекратить голодание. Я успешно завершу начатое, так как верю в силы Природы.
  
   После окончания голодания Поль Брэгг советует первый приемом пищи принять из свежих овощей (протертая морковь и нарезанная капуста). В качестве приправы можно использовать лимонный или апельсиновый сок.
  

Особенности русской кухни

   Каждый народ имеет свой уклад жизни, в каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи.
  
   Что нам пришло из глубокой древности?
  
   В старину в нашей стране возделывали рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо. Давно "тайнами" выпечки овладели наши предки. Поэтому в питании русских людей большую роль играли пироги, пирожки, блины, оладьи, блинчики, а также блюда из круп: различные каши, запеканки, блюда из гороха и чечевицы. Просо служило сырьем для получения муки, варки кваса, пива, приготовления супов и сладких блюд.
  
   Широко использовалась квашенная капуста, которую можно было хранить до нового урожая. Капуста служила неизменной закуской, приправой к отварному картофелю и другим блюдам. Щи из разных видов капусты являются гордостью русской кухни.
  
   До ХVIII в. репа играла ту же роль, что сегодня играет картофель. Ели ее печеной, вареной, пареной, готовили из нее сложные блюда. Так же давно, как и репа, в рацион русского народа вошла редька. Высокое содержание глюкозидов и эфирных масел определяют ее бактерицидное действие и придают ей острый вкус. С незапамятных времен в русской кухне используются огурцы. Без огурцов невозможно себе представить праздничный стол.
  
   С глубокой древности наши предки потребляли мясо крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, а также птицы - кур, уток, гусей. По мере развития скотоводства все шире использовалась молоко, творог, сметана, сливки. Лес был источником меда. Основными приправами в русской кухне были дикорастущие, а потом специально выращенные укроп, анис, мята, хрен, лук, чеснок. На характер русской кухни в значительной мере повлияло обилие рек, озер, морей. Очень рано наши предки научились готовить рыбу соленую, вяленую и копченую.
  
   Таким образом, одной из особенностей русской кухни является широкий ассортимент продуктов, используемых для приготовления блюд. Кухня наша самобытна и оригинальна. Но это не значит, что она развивалась изолированно. Но вот что характерно: когда иноземцы наступали на нас как поработители, русские отвечали им полным бойкотом, отвергая их обычай и пищу. Но тогда, когда они выступали как друзья, русские люди охотно перенимали все ценное.
  
   ЗАПОМНИМ:
  
   Если вес вашего тела превышает норму на 5 кг, нужно насторожиться. Если на 10 - забить тревогу. А при 20 кг. избыточного веса все надо отложить в сторону и заняться своим здоровьем.
  
  

Вредные привычки и пристрастия

Как пьянство прижилось на Руси

   На Руси издавна разделяли два понятия: "вино" и "пьянство". Никакой почвы не имеет под собой миф о том, что русские со стародавних времен причастны и предрасположены к пьянству.
  
   Еще в ХI в. пытались доказать дикость русских.
   Но до христианства на Руси выпивали только по трем поводам: при рождении ребенка, одержании победы и похоронах. О традиционности пьянства речи не может быть. Всяческие "теоретики русского алкоголизма" ссылаются на исконность хмельных застолий.
  
   Однако очень долгое время на Руси преобладала "престижная" форма потребления алкоголя: пиры, стоившие дорого, доступны были лишь князьям и являлись не одним развлечением, но и закреплением дипломатических контактов, торгово-хозяйственных договоров, данью уважения к соседу. Да и пили-то пьяные напитки не в нынешнем понимании слова, а вина медовые, брагу и пиво, куда как уступающие по крепости и превосходящие по качеству теперешние зелья.
  
   Однако и такое употребления алкоголя осуждалось.
   Один их первых писателей Древней Руси Феодосий Печерский сравнивал пьяного с бесноватым, от неразумных действий которого страдают окружающие.
   В "Поучении" Владимира Мономаха и известном "Домострое" содержались предупреждения против злоупотребления пагубным зельем.
  
   В "Наказаниях от отца к сыну" Сильвестра есть такое обращение:
   "Господи ради, отверзни от себя пьянство. Ибо недуги и все зло рождаются от него!".
  
   Водку Россия впервые получила от генуэзцев в конце ХIV столетия (1398 г.), торговавших с нашими предками. Она завозится сначала в Южную Русь, и в первой половине ХVI века начинает распространяться на северо-восток нашего государства.
  
   Продажа ее находилась в ведении "вольной корчмы", функционирующей сезонно: осенью, после окончания сезонных работ, и зимой.
   Примечательно, что корчмарь избирался народом на строго определенный срок из людей уважаемых.
   Кроме того, общинное самоуправление осуществляло меры социального контроля: следило за качеством напитков - преобладали не очень крепкие. Злоупотребление осуждалось, пресекалось и высмеивалось и стилем общения в застолье - корчма была разновидностью мужского клуба, подросткам и женщинам пить водку запрещалось.
  
   Массовое потребление крепких напитков начинается на Руси к концу ХVI века, когда производство и продажа алкоголя переходит в руки государства.
   Вернувшись после похода на Казань, Иван Грозный в 1552 году запретил торговать водкой в Москве, позволив пить ее одним опричникам. По Высочайшему его повелению "на Балчуге" (на топи) был выстроен особый дом, названный на татарский манер кабаком. Кабак "на Балчуге" стал местом увеселений государя московского и его приближенных, и очень полюбился царю.
  
   Очень скоро, однако, правительство приметило в продаже водки неистощимый источник обогащения казны. Из Москвы пошли предписания наместникам прекращать повсюду торговлю питиями, закрывать корчмы и заводить "царевы кабаки", ставшие практически учреждениями казенной или же откупной продажи спиртных напитков.
  
   В Московский царевых кабаках позволялось, однако, пить только крестьянам и посадским. Люди других сословий обязаны были пить напитки только у себя дома. Но не все. Мало кто знает, что еще в 1551 году Стоглавый собор представителей высшей церковной иерархии в Москве с участием Ивана Грозного и Боярской думы постановил: людям, занимающимся творческим трудом, не пить ни под каким видом.
  
   Кабаки стали истинной бедой народной.
   Нравственное чутье простого люда Московии сразу же увидело в кабаке "невыносимое зло", само слово "кабак" стало нарицательным в народном творчестве.
  
   И пришел русский человек к заключению, что вино - дело нечистое, дело злой силы.
  
   И вот в народной фантазии первым винокуром является черт со всеми лукавыми задатками. Народная фантазия пошла дальше - она ему приписала и все чертовские проделки по питейному делу. В легендах он и соблазняет к своему пойлу, и смеется над пьяницами, тащит в кабак и спивает.
  
   Питие водки, вызывавшее "омерзение" и в высших кругах, заставило их также бороться с народным злом. В 1745 году Императорская Академия наук выпустила ранее составленные по указанию Петра Первого знаменитые "Показания к житейскому обхождению", где, в частности, велась речь об употреблении вина:
  
   "Первый не пей, будь воздержан, избегай пьянства. Когда тебе предложат, то бери, сколько тебе потребно: пьют зелье крепкое из чарки маленькой, а слабее из той, что поболе. Не перепутай! Помни - алкоголь развязывает язык и связывает разум..."
  
   В основе спаивания русского народа лежала алчность правительства, получавшего немалые доходы в свою казну...
  
   М.Меньшиков писал так о пьянстве:
  
   "Опьянение начинается вовсе не с первого и не со второго бокала, - с них начинается то радостное оживление, которого искали в вине Греки. Но тут же чрезвычайно близко, находится и момент опьянения, за которым следует не греческое, а скифское, точнее - скотское пьянство. Опьяневший человек носит в себе все признаки помешательства. Он падает и умственно, и нравственно чрезвычайно низко. Он становится способен на поступки, которые для трезвого будут источником бесконечного раскаяния. Такое пьянство для всех постыдно; в десять раз постыднее оно для людей правящего круга, для офицерства, обязанного быть уважаемым".
  
   Он с болью взывает:
  
   "Пора трезветь всей России - и прежде всего ее командующему классу".
  

Пора трезветь...

   Почему возникает пристрастие к алкоголю?
  
   По этому поводу существует несколько теорий.
   Так, есть мнение, что предрасположенность к алкоголизму определяется физиологическими особенностями, например, наследственностью. Это не совсем верно. По мнению других исследователей, факторы социальной среды играют большую роль, чем наследственность.
  

Такие факторы можно разделить на четыре группы:

  
  -- Для детей: неблагоприятные взаимоотношения между родителями, семейные трагедии, ранее приобщение к алкоголю. Они особенно губительны в возрасте до 15 лет. Эти факторы по механизму действия называются пусковыми.
  --
  -- Для подростков: обычаи, традиции, связанные с употреблением алкоголя. Если употребление алкоголя в возрасте 16-19 лет становится систематичным, то это способствует развитию тяги к алкоголю.
  --
  -- Для молодежи в возрасте 19-26 лет: переходный возраст, неустойчивость нервных процессов, частое употребление алкоголя в больших кампаниях.
  --
  -- У взрослых: психологическая или физическая зависимость от алкоголя, конфликты в семье, низкий культурный уровень, обычаи ближайшего окружения.
  
  
   Кроме способствующих факторов, можно говорить и о непосредственных причинах, побуждающих людей принимать большие дозы алкогольных напитков.
  
   Исследование отечественных социологов выявили следующие причины пьянства: не везет в жизни -0,1%; плохие жилищные условия - 0,2; одиночество- 0,2; плохая погода - 0,3; болезнь - 0,6; ссора с женой (ревность) - 0,7; потеря близких -0,7; плохое настроение - 1,3; "разрядка" в выходной день - 3,9; личные праздники - 7,8; в связи с получкой - 16; встреча с друзьями - 26,2%.
  
   Впрочем, повод для выпивки, а потом и пьянства всегда найдется.
  
   Замечательный шотландский поэт Роберт Бернс в одном из своих сатирических стихотворений писал об этом так:
  
   Для пьянства есть любые поводы:
   Поминки, праздники, встречи, проводы,
   Крестины, свадьбы и развод,
   Мороз, охота, Новый год,
   Выздоровленье, новоселье,
   Печаль, отчаянье, веселье,
   Успех, награда, новый чин,
   И просто - пьянство без причин.
  
   Если мы обратим внимание, то в большинстве случаев позыв к алкоголю вызывается причинами личными, сдобренными соответствующими мотивами, как правило, жалости к себе. Немалое значение имеет и вовлечение в "пьяную" кампанию, где единственной связующей силой выступает привязанность к спиртному.
  
   Существуют три степени опьянения: легкая, средняя и тяжелая.
  

Для каждой из них характерно следующее:

  
  -- Легкое опьянение наступает при приеме напитка, содержащего 10-23 г. спирта (примерно кружка пива, 150 г. вина или 20-50 г. водки). При этой степени опьянения уже отмечается расширение зрачков и кожный сосудов, легкое сердцебиение, головокружение, ощущение тепла, переоценка сил и способностей. Нередко появляется самоуверенность, бахвальство, утрата чувства стыда.
  --
  -- Средняя степень опьянения наступает при употреблении 25-100 г. спирта. При этой степени опьянения появляется плаксивость, раздражительность, немотивированная обидчивость, склонность к ссорам, скандалам и драке. Это стадии опьянения свойственны аморальные поступки и правонарушения.
  --
  -- Тяжела степень опьянения может наступить после приема дозы, содержащей 100 г. чистого спирта и более. Но как ни парадоксально, в таком состоянии пьяный менее опасен для окружающих, ибо у него наступает резкое угнетение двигательной сферы.
  
   Однако все названные степени опьянения в связи со строгой индивидуальной выносливостью людей весьма условны. Малые доза алкоголя могут вызвать опьянение и быть причиной несчастного случая, аварии и т.п.
  
   Алкоголь принадлежит к тем опасным ядам, которые поражают все органы и все системы человека.
  
   Есть такая пословица: "Дед пропил печенку своего внука".
  
   На языке медицины это означает, что он повредил хромосому, ответственную за построение печени, и передал патологию потомству.
   Алкоголизм, как правило, приводит к импотенции мужчин.
   Есть и еще одна опасность - заражение венерическими болезнями: до 70% случайных связей происходит в состоянии опьянения.
  
   Французский ученый Маррель тщательно проследил за жизнью четырех поколений больных, страдающих алкоголизмом.
  
   И вот что выяснилось:
  
   - в первом поколении - нравственная распущенность, алкогольные излишества;
   - во втором - пьянство в полном смысле слова;
   - в третьем - ипохондрия, меланхолия, склонность к убийству;
   - в четвертом - тупость, идиотизм.
  
   По сути, перестал существовать род, погибло генеалогическое дерево.
  

Как отказаться от выпивки?

   Из стихотворения Р.Бернса мы видели, что повод для выпивки можно найти всегда.
  
   Значит, первое, что нужно сделать, это перестать каждый раз хвататься за рюмку в случае расстройства, нервного срыва, неудачи, огорчения и т.п. Правда, здесь есть один нюанс, который следует иметь в виду: огорчение или расстройство само по себе не исчезнет, если на него не найти способа подействовать чем-то, снимающим остроту переживания или огорчения.
  
   К примеру, можно взять на вооружение весьма полезную мысль А.Шопенгауэра о том, что "ни при каком происшествии не подобает предаваться большому ликованию или большому унынию, - частью в виду изменчивости всех вещей, которая каждое мгновение может все повернуть в другую сторону, частью в виду обманчивости нашего суждения о том, что нам полезно или вредно..."
  
   "Напротив, пусть нашим девизом будет: "Не уступай беде, но отважно иди ей навстречу".
  
   Итак, первое, с чего надо начать, - отказаться от мысли заливать свое горе или огорчение спиртным. Так делает человек безвольный и трусливый. Сильная личность поступает иначе - воспламеняется желанием преодолеть неприятное, болезненное, горькое. В основе этого желания лежит ясное осознание того, что жизнь - это не поле развлечения, а арена борьбы, где побеждает сильнейший и гибнет безвольный и трусливый.

*

   Второе действие, которое нужно обратить в привычку - умение отказываться от предложений друзей, приятелей и коллег выпить по поводу или же без него.
  
   Тут уместно вспомнить выше изложенное мудрое наставление Петра Великого:
  
   "Первый не пей, будь воздержан, избегай пьянства. Когда тебе предложат, то бери, сколько тебе потребно: пьют зелье крепкое из чарки маленькой, а слабее из той, что поболе. Не перепутай! Помни - алкоголь развязывает язык и связывает разум..."
  

*

АЗБУКА ТРЕЗВОСТИ

Чем и как предохранить себя от пьянства?

(по учению Иоанна Златоуста)

   "Нужно нам многое любомудрие и великое терпение, - говорит Св. Иоанн Златоуст, - чтобы бдеть и бодрствовать, чтобы расстаться навсегда со всякой роскошью, как в одежде, так и в пище, чтобы избежать любостяжания, пьянства. А не малый труд - соблюдать это с точностью. И чтобы понять тебе, как трудно любомудрствовать и как не совместим с этим делом покой, послушай, что говорит Павел: "удручаю тело мое и порабощаю" (1 Кор. 9,27). Ибо сими словами он указал на то принуждение и великий труд, какие необходимо употребить желающим сделать свое тело благопокорным во всем.
  
   < ...> Настоящая жизнь есть место борьбы; а на месте борьбы и среди подвигов не может наслаждаться покоем тот, кто хочет заслужить венец. И так, если кто желает быть увенчанным, тот пусть изберет жизнь строгую и многотрудную, чтобы, потрудившись здесь не много времени, насладиться там вечною почестью". < ...>
  
   Для предохранения себя от пристрастия к вину, Св. Иоанн Златоуст советует обращаться с молитвою к св. угодникам Божиим пред их нетленными останками.
   Ибо, - говорит он, - не только кости мучеников, но и гробы и раки источают великое благословение. Прими святый елей и помажь все тело, уста, шею, глаза, - и никогда не впадешь в погибель пьянства. Ибо елей своим благовонием будет напоминать тебе о подвигах мучеников, обуздывать всякое невоздержание, удерживать в великом терпении и побеждать душевные болезни".
  
   Чтобы оградить себя от опьянения во время пиршеств, Св. Иоанн Златоуст учит начинать и оканчивать их молитвою.
   "Кто будет поступать так, - говорит он, тот никогда не впадет в невоздержание и пьянство, но молитвою, как бы уздою, удерживая свои помыслы, будет в надлежащей мере употреблять все предлагаемое, и как душу, так и тело исполнит великого благословения; ибо стол, начинающийся и оканчивающийся молитвой, никогда не оскудеет, но, обильнее всякого источника, принесет нам все блага. Не будем же пренебрегать столь великою пользою. Странно, что слуги наши, получив от нас что-нибудь со стола, благодарят нас и отходят с добрым словом, - а мы, наслаждаясь столь великими благами, не воздаем Богу и такой чести, хотя чрез это можем достигнуть великой безопасности: ибо где молитва и благодарение, туда приходит благодать Святого Духа, оттуда прогоняются демоны, и все вражеские силы отступают и обращаются в бегство". < ...>
  
   Чтобы не заразиться гибельным примером пьянства от людей преданных сему пороку, Св. Иоанн Златоуст убеждает удаляться от худого пьяного общества. "Как тела, говорит он, - часто погибают от заразы испорченного воздуха; так точно и душа часто терпит вред от общения с людьми порочными. Обыкновенно не столько причиняют вреда дикие звери, сколько порочные люди; те явно производят свой губительные действия, а эти не чувствительно и не слышно каждый день распространяют заразу, мало-помалу ослабляя силу добродетели".< ...>
  
   Вот такая строгость! А мы не только не убегаем от пьяниц, но сами идем к ним, чтобы участвовать в делах их. Посему в нас все низвратилось, все смешалось, расстроилось и погибло.
  
   Бесчестная дружба хуже всякой вражды: ибо от врагов, когда захотим, получаем пользу; а от таких друзей ничего не бывает, кроме нужды и всякого вреда. Не имей друзьями учителей вреда; не имей таких друзей, которые больше любят сытный стол, нежели дружбу. Ибо все такие друзья. как скоро прекратишь пиры, прекратят и дружбу. Кто соединен с тобою добродетелью, тот неотлучно при тебе пребывает, перенося всякий недостаток. А эти тунеядцы такого свойства, что часто тебе мстят и навлекают на тебя худую славу. И я знаю многих людей благородных, которые через связь с ними заслужили о себе худое мнение".
  
   В противоположность худому пьяному товариществу, Св. Иоанн Златоуст советует составлять товарищества против пьянства или общества трезвости. "Ныне, - говорит он, - когда кто из наших ближних умирает, тогда многие окружают его; многие утешают близких к нему; и осла упавшего мы часто поднимаем; а когда падают души наших братий, тогда мы не обращаем внимания и думаем о них меньше, нежели об осле. Видя, что кто-нибудь бесстыдно входит в питейный дом, мы не удерживаем его; напивается ли он, или совершает другое какое-нибудь бесчинство, мы не только не препятствуем, но еще сами принимаем в том участие... Многие составляют товарищества для того, чтобы истреблять страсть к пьянству, вопреки тому пагубному обычаю, по которому для пьянства, пирования и гуляния мы теперь делаем все - и общественные собрания, и общее вино, и общие издержки".
  
   Весьма сильный и действительнейшим средством для предохранения себя от порока пьянства Св. Иоанн Златоуст признает чтение Священного Писания. "Пусть, - говорит он, - каждый из нас извлекает из Писания приличное для себя врачевство. Посему-то оно и предлагается всем беспрепятственно, и всякий желающий может извлекать из него свойственные удручающей его страсти врачевство и получать скорое исцеление, только бы не отвергал целительного врачевства, но принимал с благопризнательностью... Что телесная пища для поддержания наших сил, то же и чтение (Писания) для души; оно есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрою, не позволяя ей увлекаться неразумными страстями, напротив же облегчая полет ее и вознося ее, так сказать, на самое небо. Радость бывает не от пьянства, но от духовной молитвы, не от вина, но от назидательного слова.
  
   Вино производит бурю, а слова - тишину; то причиняет шум, а это прекращает смятение; то помрачает ум, а это просвещает и помраченный; то привлекает скорби, которых не было, а это прогоняет и те, которые были".
  
   В борьбе против пьянства Св. Иоанн Златоуст признает одним из действительных средств церковную проповедь... < ...>
  
   "Кто сегодня слушал и отверг (слово), тот, может быть завтра послушает и примет; а кто сегодня и завтра показал пренебрежение, тот, спустя много дней, может быть, окажет внимание к словам моим. Ведь и рыбак нередко целый день закидывает сеть понапрасну; а к вечеру, намереваясь уже уйти, уловляет во весь день избегавшую от него рыбу, и с нею уходит.
  
   Если бы из-за всегдашних неудач вздумали быть бы в праздности и оставили все дела, то расстроилась бы у нас вся жизнь и погибло бы все, не только духовное, и но житейское. И земледелец, если бы из-за случавшегося один или два и много раз непогоды, решился бросить земледелие, - мы все скоро погибли бы от голода".< ...>
  
  

Табакокурение

   Считалось, что алкалоид из травы "нико" обязан своим рождением Америке, а на самом деле египтяне им пользовались задолго до открытия табака европейцами.
  
   Первые табачные фабрики в России были открыты в 1716 г. Петром I, который, как известно, в Голландии пристрастился к курению, а по возвращении в Россию разрешил продажу и курение табака.
  
   Распространение курения привело к весьма пагубным последствиям для организма человека.
   Еще в 1841 г. известный русский врач П.Загорский писал в журнале "Друг здоровья" о курении, подчеркивая его большую вредность. Но задолго до русских врачей, в ХVII в., о ядовитости табака знали грабители в Англии: чтобы оглушить свою жертву, они подсыпали в виски табак. Табачная пыль (никотина в ней содержится от 0,5 до 1%) давно уже используется для опыливания растений против насекомых-вредителей.
  
   Из многих исследований стало известно, что активный курильщик теряет до 8 лет своей жизни из-за курения 2 пачек в день и 4 года - из-за 1 пачки. За год курения он выключает из дыхания до 1% легочной поверхности.
  
   Л.Орловский описал довольно типичные мотивы приобщения к курению мальчиков: "закурил просто так", "не понимал вреда", "интересно", "хотел быть, как отец", "хотел казаться взрослым"... Мотивы курения девушек: "мне это идет", "хочу казаться современной", "не хочу отставать от других", "это модно"...
  
   Курение наносит большой вред и женщинам и мужчинам.
  
   Так, мало кто знает, что в 8 из 10 случаев импотенция возникает в связи с курением и употреблением спиртных напитков. В США было установлено, что курение негативно влияет на умственные способности курильщика.
  
   Гете в свое время говорил: "От курения тупеешь. Оно несовместимо с творческой работой".
  

Можно ли бросить курить?

   Встречаются люди, которые считают, что если человек курит долго, то ему нельзя бросать курить, ибо это вредно отразится на его здоровье.
  
   Это не так.
  
   Источником таких опасений является абстинентный синдром, наблюдающийся обычно у людей куривших и сразу отказавшихся от этой вредной привычки. Он выражается в появлении тех или иных неприятных ощущений: нервозности, раздражительности или, наоборот, подавленности, когда становится "не по себе"; слабости, вялости, быстрой утомляемости, болезненных ощущений в области сердца и желудка, головных болей, нарушений сна, усиления кашля.
  
   Продолжается это в течение 1-3 недель. Впоследствии состояние нормализуется, тяга к курению исчезает, самочувствие становится лучше.
   Поэтому нужно не сдаваться, не расслабляться, не позволять себе ни одной затяжки.
  

Наркомания

   Наркотик - это любое вещество, обычно не требуемое организмом и вводимое в него с целью изменения каких-либо его функций, будь то для лечения или для получения наслаждения, успокоения или возбуждения.
  
   Наркоманию можно определить как обретение зависимости от наркотиков, которая возникает либо в целях социальной адаптации (дабы не выделяться из среды), по психологическим мотивам (ощущение постоянной потребности в переживаниях иллюзорного ощущения благополучия и покоя), а также по физиологическим причинам (снижение боли и страдания).
  
   В число наркоманов рекрутируются как по собственной воле, так и в результате принудительного приобщения к наркотикам дельцами черного рынка, которым выгоден этот бизнес.
  
   Исследование, проведенное в нашей стране, установило, что наркомания - это проблема молодых: в частности, на возраст от 16 до 24 лет приходится более 37% наркоманов. Самый большой процент наркоманов, проживающих в столицах, краевых и областных центрах. Наркотики, как правило, потребляют холостяки (почти 53% ). Из числа побудительных причин занятий наркотиками главными являются: любопытство - 52,4%; дурной пример друзей - 16,7%.
  
   Приведенные цифры показывают, что "группа риска" - это молодые люди в возрасте от 16 до 24 лет, проживающие в крупных городах, приобщившиеся к наркотиками ради любопытства или же дурного примера окружающих.
  
   Не будем показывать те препараты, которые используются как наркотические средства (их достаточно много), а лишь:
  
   ЗАПОМНИМ:
  
   Доступность наркотиков создает иллюзию, что от наркозависимости можно быстро отказаться. Это не так. Попавший в такую зависимость человек, без твердой воли и поддержки от них не избавится. Лучше не начинать, не пробовать...
  

Азартные игры

   У некоторых людей наблюдается особая склонность опьяняться азартными увлечениями.
   Эта слабость развивается в манию, помешательство, представляет собой патологическое состояние, при котором игра превращается в настоятельную необходимость.
  
   Врачи, социологи и психологи утверждают, что стремление играть достигает степени умственной одержимости. Всякий контроль и всякое предвидение утрачиваются, игрок не может остановиться. Ради того, чтобы сорвать куш, он занимает деньги, ворует, делает растраты, разоряет дом, а в случае безысходности идет на преступление или самоубийство.
  
   В данном случае нет необходимости перечислять все виды азартных игр - их достаточно много, начиная с известного стремления получить большой процент на вложенный капитал и до включения в телевизионную игру с целью "заработать" бесплатно телевизор.
  
   Известное изречение о том, что "бесплатный сыр имеется только в мышеловке", не отрезвляет разгоряченные умы, желающие ухватить солидный куш, как говорится, "на халяву". Растрачивание драгоценного времени, денег принимает порой угрожающий характер. Это уже болезнь, которую надо лечить так же, как алкоголизм, наркоманию и прочие пагубные зависимости и пристрастия.
  

Краткое резюме

   Вряд ли найдется такой молодой человек, который бы не мечтал жить радостно и счастливо. Тем не менее, не много среди них таких, кто бы ясно и полно сознавал, какой путь ведет к благополучию и счастью.
  
   В Библии сказано: "Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому, что тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят их" (Матф. 7-13,14).
  
   Это значит, что многие, к сожалению, выбирают не тот путь, который они должны были бы выбрать, рассчитывая придти к благоразумию, счастью и благополучию.
  
   Так уж устроен человек, что горького опыта предков ему недостаточно для того, чтобы взять себе за девиз жизни формулу: "Здоровый дух в здоровом теле".
  

Может быть читающие эту книгу положат начало практической

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Ильин И.А. О грядущей России. -М., 1991. - с.20.
   См.: Уайт Е.. Семья и здоровье. - Б.м., б.г. - с.10-13.
   Локк Д. Мысли о воспитании. - В кн.: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981. - с.163.
   См.: Арсеньев А.С. Духовные силы в жизни русского народа .- кн.: Русские философы(конец ХIХ- середина ХХ века).: Антология .- М., I993 .- с.33.
   Там же. - с.41.
   Гален (Galenus) (ок. 130 - ок. 200), древнеримский врач. Автор классического трактата "О частях человеческого тела", в котором дал первое анатомо-физиологическое описание целостного организма. Показал, что анатомия и физиология - основа научной диагностики, лечения и профилактики.
   См.: Мерзляков Ю.А. Путь в страну здоровья. - Минск, 1988 .- с.10.
   Там же. - с.10-11.
   См.: Мерзляков Ю.А. Указ. соч. - с.26.
   См.: Дон Холей. Тайна здоровья. - М., 1992. - с.35-37.
   Там же. - с.38-39.
   Йог Рамачарка. Наука о дыхании индийских йогов. Дыхание по восточным методам, как средство умственного, душевного и духовного развития. - СП б., 1916.
   См.: Гурвич М.М. Как быть здоровым, или семь правил домашней диеты. - М., 1991. - с.28.
   См.: Ковалев Н.И. Русская кулинария. - М., 1981; Авдеева К. Русская книга опытной хозяйки. - СП б., 1846; Монастырская кухня: Молитвы, советы, рецепты приготовления простой, вкусной, здоровой пищи (из опыта русских православных монастырей). - М., 1991; Логинова Н. Что пили на Руси. - М., 1991 и др.
   См.: Логинова Н. Что пили на Руси. - М., 1991. - с.3-7.
   Меньшиков. М. Пора трезветь. - В кн.: Меньшиков М.О. Письма к ближним. - СП б., 1908 .- с.682.
   Там же.
   См.: Чаклин А.В. Как изжить вредные привычки. - М., 1988. - с.41.
   См.: Там же. - с.42.
   Там же .- с.45-47.
   Шопенгауэр А. Под завесой истины: Сб. произведения. - Симферополь. - 1998. - с.339.
   Там же. - с.342.
   См.: Азбука трезвости: Сборник назидательных и вообще добрых статей, рассказов и стихотворений о вреде пьянства и пользе трезвости./ Сост. Священник Александр Рождественский. - СП б., 1902. - с.78-88.
   Загорский Петр Андреевич (1764-1846), анатом и физиолог, основатель первой рус. анатомической школы, академик (1807), почетный член (1841) Петербургской АН.
   См.: Чаклин А.В. Указ. соч. - с.16-18.
   См.: Габиани А.А. Кто такие наркоманы? // Социологические исследования. - 1992 .- N2.- с.78-83.
  
   ...

Послание к Римлянам Св. Ап. Павла

   Гл.12
   1.Итак умолите вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву, святую, благоугодную, Богу, для разумного служения вашему;
   2. И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) Божия, благая и совершенная.
   3.По данной мне благодати всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил,
   4.Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело.
   5.Как мы многим составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
   6.И так, по данной нам благодати имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;
   7. Имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, - в учении;
   8.Увещатель ли, - увещавай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.
   9.Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;
   10. Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг драга предупреждайте;
   11. И усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;
   12. Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянной;
   13. В нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве;
   14. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
   15. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
   16. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;
   17. Никто не воздавайте зло за зло, но пекитесь о добром за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками.
   18. Если возможен с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.
   19. Не мстите за себя, возлюбленные, но давайте место гневу Божию. Ибо написано: "Мне отмщение, я воздам, говорит Господь".
   20. Итак, если благ твой голоден, накорми его, Если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберет ему голову горящие уголья.
   21. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
  
   ...
  
   Не хлебом единым...   26k   Годы событий: 1993. "Фрагмент" Мемуары
   Путь к храму тернист и извилист, но это - единственно верная дорога в жизни.
  
   В смутное время человек лишается духовной опоры и ищет опоры новой - 1992-93 гг. - были временем поиска для меня - Самоопределение проходило в сложной борьбе с собой и обстоятельствами - Спор западников и славянофилов: прошлое и настоящее - Русский человек противоречив - Чаадаев о пренебрежении к силам русского народа - Герцен ему вторит - Славянофилы доказывают другое - Бердяев и Аксаков в защиту русского народа - Почему интеллигенция подыгрывает молодежи? - Направляя сознание молодых по пути эгоизма, себялюбия и прочих пороков, мы, взрослые, готовим себе и своему обществу гибель. - Русский народ силен и обилен талантами - Ему не дает развернуться власть, а интеллигенция пытается духовно разоружить русскую нацию - 1993: битва за души и умы русских людей - Потоки миссионеров в Россию - Огромные траты денег и средств - все для того, чтобы покорить наши души - А наше правительство и православие ничего не делали для этого - Верующим нельзя стать помимо воли - Атеизм наш был налетный - Сведения о вере и верующих скудны - На самом деле верующий - сильный, а не убогий человек - Роль трудов В.Зеньковского, Г. Дьяченко, В. Несмелова, И. Ильина, Е. Уайт, С. Франка и многих других. - Что мне открыла религия? - Я - это сочетание духа, души и тела - Духовная жизнь в нас есть источник самовидения - духовную жизнь каждому предстоит в себе открыть - "Крест" -- это индивидуальный духовный закон. - Печально, что духовное прозрение происходит поздно - Педагогика должна помочь ребенку и подростку открыть себя раньше - Что делать и для чего следует жить? - Надо найти свое жизненное предназначение - Оно не всегда является грандиозным и масштабным - Основной вопрос жизни: "Как мне самому жить, чтобы не утонуть и не погибнуть в хаосе жизни?" - Я пришел к, безусловно, верному вводу: - 1)Духовное воспитание и образование должно иметь приоритетное значение в развитии и формировании человека; - 2)Основой духовного развития личности может быть только православие, не только в силу того, что это отеческая религия, но в силу той ее особенности, которая православие отличает от всех прочих религиозных течений; - 3)Духовное развитие - это не религоведение или же преподавание Закона Божьего, а раскрытие перед личностью понимания человеческого бытия, формирование ясного взгляда на мир и отношения в нем. - "НИКТО" - Пер Гюнта, герой драмы Г.Ибсена о бесцельно прожитой жизни - Надпись: "Здесь похоронен НИКТО", как суровый приговор - Одуматься никогда не поздно: но для старика вступление на праведный путь поздновато, хотя и правомерно - Погоня за званиями, должностями, богатством - это суета
   ...
  

Исторические памятки

  
  
  -- ВОЙСКОВОЙ КРУГ -- общевойсковое собрание, высший орган само­управления в казачьих областях. С подчинением казачества централь­ной власти значение войсковых кругов снижалось. В XIX -- начале XX в. стали созываться только в торжественных случаях.
  
  -- ВОЙСКОВОЙ СТАРШИНА офицерский чин в казачьих войсках рус. армии; с 1775 соответствовал чину секунд-майора, с 1798 - майора, с 1884 - подполковника.
  
  -- ВОЛОНТЕР (франц. volontaire) (устар.), добровольно поступивший на военного службу.
  
  -- Волчьи ямы -- углубления в земле в виде усеченных конусов глубиною в рост человека (1,75 м), диаметром по дну 0,5-0,7 м, с вбитыми в дно короткими, заостренными наверху кольями, расположенными в шахматном порядке в 4--5 рядов. В. я. -- одно из древнейших препятствий. Римляне их применяли при укреплении полевых лагерей.
  
  -- Вольная образованность - так называемые "сво­бодные искусства", т. е. совокупность знаний и навыков, подоба­ющих свободному человеку, в отличие от низших занятий и узко­ремесленных навыков, составлявших принадлежность рабского звания. Вольные науки и искусства - Грамматика, Риторика, Логика, Арифметика, Геометрия, Музыка и Астрономия.
  
  -- Вольски - италийское племя, обитавшее по соседству с Лацием. В течение 200 лет вольски оставались постоянной угрозой Риму, пока в конце IV в. до Р.Х. не были подчинены Римом и полностью романизированы. Вольски, разбиты консулом Сервилием, 495 до Р.Х. и консулом Валерием, 449 до Р.Х.
  
  -- Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант -- это развитие природных склонностей, то твердая воля. Это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над препятствиями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает. (О. Бальзак).
  
  -- Воображение и победа. Надо "бить по воображению". Воображение -- страшная сила и страшная слабость человека, особенно в массах, а под гнетом опасности -- тем более. (В.Э., 1911, т.17).
  
  -- ВОСПИТАНИЕ СПАРТАНСКОЕ, система подготовки юношества к воинской службе, существовавшая в Спарте. При первом появлении на свет новорожденного клали на щит со словами: "Или со щитом, или на щите!". Потом его купали в вине, в той уверенности, что такую ванну могут выдержать только здоровые. До 7-летнего возрастя дитя воспитывался матерью, а затем поручался воспитателю (педону) и специальным воспитательным заведениям, в которых мальчики распределялись по отрядам. Юношей учили переносить боль, для чего нередко секли до крови. Большое значение придавалось гимнастике, военному танцу и пению. Практическая направленность ума, искусство кратко и ясно выражать свои мысли, способность быстро схватывать сущность каждой вещи, умение прямо и скоро достигать цели, прибегая к хитрости и изворотливости, где это нужно, - вот к чему стремилось военное воспитание спартанцев.
  
  -- Вражда. Отнимите у огня пищу, он погаснет. Отнимите у враждующих все новые поводы к вражде, и прежняя вражда его мало -- помалу ослабнет, прекратится, забудется. (Авва Пимен).
  
  -- Время достаточно длинно для того, кто пользуется им, кто трудится и мыслит, расширяет его границы. (Вольтер).
  
  -- Всадники - второе по значению (после сенаторов) привилегированное сосло­вие в Древнем Риме. Имущественный ценз для всадников был установлен Августом в 400 тысяч сестерциев. Знаками отличия всадников были пурпурная полоса на ту­нике (более узкая, чем у сенаторов) и золотое кольцо.
  
  -- Вселатинское празднество было наследием тех времен, когда пред­ставители латинских городов собирались на Альбанской горе приносить жертву Латинскому Юпитеру. Ежегодно новые консулы назначали срок этого празднества и сами его справляли.
  
  -- Всесожжение - обряд жертвоприношения, при котором жертвенное животное сжигалось целиком. По обряду в храмах ежедневно совершались два всесожжения от имени всех верующих - утром и вечером.
  
  -- Высокомерие -- говорит все и ничего не хочет слушать. (Демокрит)
  
  -- ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ. Впервые в мире сложную фигуру высшего пилотажа - "мертвую петлю" - выполнил русский военный летчик Петр Николаевич Нестеров. Произошло это 27 августа (9 сентября) 1913 года в Киеве над Сырецким военным аэродромом. Поднявшись в воздух на самолете "Ньюпор", Нестеров выполнил полет по замкнутой траектории в вертикальной плоскости. Нестеров совершил первый в истории групповой (в составе трех самолетов) перелет по маршруту Нежин-Киев. В первую мировую войну П.Н. Нестеров впервые в авиации таранным ударом сбил вражеский самолет. Произошло это 26 августа (8 сентября) 1914 года, на Львовщине.
  
  
  
   ...
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023