ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Воздух свободы опьяняет ...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


    []
   Энциклопедия русского офицера  
   8-926-286-91-89
  
   К сожалению, не изданы:
   Энциклопедия русского офицера Том 2  
   Энциклопедия русского офицера - Том 3  
  
  

А.И.Каменев.

Практическая психология для офицеров.

М., Издательство МПУ "СигналЪ", 1999. - 231 с.

2 - Книга практическая для офицеров

  
  

*

...Вам лучше уже простить его и утешить,

дабы он не был поглощен чрезмерной печалью...

2-е послание Коринфянам. Св. Ап. Павла - Гл.2. - с.7.

2

Дар свободы

и умение им распорядиться

*

  
   Как много планов связано с окончанием военного училища...
   Ведь главное препятствие на пути их осуществления была та стесненность в действиях, которая неизбежно возникает в условиях казарменного общежития и жесткого распорядка дня.
  
   Сейчас другое дело - свобода?
  
   Но, постой, друг мой, восторгаться.
  
   Не один ты, кинувшийся в объятия свободы, задохнулся в ее объятиях, а кое-кого воздух свободы опьянил, обескуражил...
  
   Правильно ли мы понимаем, что такое свобода?
   Умеем ли ею распорядиться разумно?
   Знаем ли мы, что несет нам свобода и что от нас требует взамен?..
  

*

Свобода и ее виды.

   Свобода, как некая возможность жить, поступать и действовать без серьезных ограничений со стороны Закона и норм морали, имеет две самостоятельные ветви:
  
  -- Служебная свобода (самостоятельные действий в пределах служебной компетенции и занимаемой должности).
  -- Гражданская свобода (свобода семейной и личной жизни).
   Речь, естественно, идет о том, что служебные поступки, поведение, действия офицера имеют свои рамки, определенные Законом, уставом, должностными обязанностями, инструкциями и наставлениями.
  
   Свобода семейная также имеет свои рамочные параметры, которые, с одной стороны, имеют правовые нормы, с другой - нормы морали. В этих рамках и осуществляется свободные действия офицера. Личная свобода офицера ограничена, многими параметрами: с одной стороны - требованиями Закона, с другой - нормами офицерской этики, правилами и возможностями офицерского общежития, условиями среды и т.д.
  
   Все это нам надо знать для того, чтобы понимать возможности свободы и пределы ее проявления в офицерской среде. То, что обычному гражданину дозволено, офицеру может быть или запрещено вовсе, или подведено под категорию нежелательного и вредного. С этим объективным обстоятельством следует считаться всякому надевшему на плечи офицерские погоны.
  
   Вступая в офицерский корпус, мы сознательно ограничиваем нашу свободу во имя выбранного призвания и офицерского долга.
  

Как нам следует понимать свободу?

   Молодые офицеры склонны понимать свободу как нечто освобождающее их от всего того, что им мешало в то время, когда они находились под строгой опекой командиров и педагогов военного училища.
  
   Такое понимание свободы неизбежно ведет к серьезным просчетам в жизни.
   Вот почему надо сразу же установить понимание, без которого невозможно добиться успеха в жизни.
  
   Что же, по своей сути, представляет собой свобода?
  

Верное понимание свободы указывает нам, что это:

  
  -- Самоограничение.
  -- Чувство меры.
  -- Самодисциплина.
  -- Ответственность.
  -- Признание прав других на свободу.
  
  
   Напрасно думает тот, что свобода - это вседозволенность действий.
  
   Понимаемая в этом смысле свобода - это ничто иное, как анархия, ведущая в хаосу, неразберихе и, в конечном итоге, к притеснению слабого и деспотии.
   Человек живет в разумном мире, среди людей, имеющих свои законные интересы и потребности.
   Законы человеческого общежития требуют согласования поступков и действий всех людей и установления определенных "рамок", в пределах которых можно действовать, не нанося время окружающим.
  
   Истинно свободный человек это понимает и сам ставит предел своим желаниям, хотениями и потребностям.

*

   Чувство меры - это понимание той степени достаточности, которая вполне необходима для жизни и правильного функционирования организма, тех пределов, которые необходимы для установления правильных отношений между людьми, той затраты сил и энергии, которая необходима для исполнения возложенного на человека долга и т.п.
  
   Несоблюдение чувства меры, с одной стороны, ведет к излишествам, а с другой стороны - к аскетизму, скупости, жадности и прочим аномалиям.
  
   Свободный человек - это человек с развитым чувством меры: он хорошо видит грань между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, достатком и излишеством, бережливостью и скаредностью.
  
   "Ставить предел своим желаниям, держать в узде свои страсти, смирять свой гнев, всегда памятуя, что отдельному человека доступна лишь бесконечно малая часть всего, достойного желаний, а что каждый обречен на многочисленные беды, - т.е., словом, "воздерживаться и терпеть": вот правило, без соблюдения которого ни богатство, ни власть, не помещают нам чувствовать себя жалкими", - писал А.Шопенгауэр

*

   Самодисциплина - неотъемлемое свойство свободного человека.
   Свободный человек - это не только волевая личность, но и умеющая укрощать свои страсти, приводить в порядок мысли и отношения, умеющая разумно себя стимулировать к доброму и полезному и наказывать за содеянное, не ожидая внешних к тому побуждений.

*

   Ответственность и свобода тесно связаны друг с другом.
   Свобода не только предполагает ответственность, но и базируется на ней. Все в мире взаимосвязано и человека с миром связывают тысячи нитей, отношений и зависимостей.
  
   Свобода, понимаемая, как независимость, сложение с себя ответственности перед самим собой, родными, близкими, друзьями и коллегами, обществом и государством, - это, или же свобода отшельника, спрятавшегося от всего мира в пещере и пытающегося забыть всю предыдущую жизнь, или же "свобода" преступника, развратника, подлого человека, скрывающегося от ответственности перед законом или людьми, которым он чем-то обязан.
  
   "Иван, не помнящий родства", - фигура издавна осуждаемая в русском обществе.

*

   Не может быть истинно свободным тот, кто, ратуя о личной свободе, забывает о праве на свободу других людей.
  
   Вдвойне жалок тот, кто, оберегая свою, попирает свободу других.
  

*

В чем мы должны быть свободны?

   Есть, по меньшей мере, три сферы деятельности, где от офицера требуется значительная степень свободы.
  
   Это:
  
  -- Свобода мысли.
  -- Свобода решения.
  -- Свобода действия.
  
   Свобода мысли - это умение самостоятельно приходить к правильным заключениям, обобщениям, выводам и оценкам.
   В основе этого умения лежит способность человека правильно воспринимать информацию, верно ее оценивать, правильно определять ее значимость для себя, для окружающих и для порученного дела.
   Человек, свободно мыслящий, не пользуется чужими стереотипами, оценками, не подстраивается под мнение авторитетного лица или начальника, а вырабатывает свою точку зрения на происходящее и не пытается втиснуть ее даже в свои собственные, но уже утратившие значение оценки.
  
   Единственный критерий, кот которому верен такой человек - Истина.

*

   Свобода в принятии решений заключается в умении: а)выбрать объективно лучший вариант действий; б)отклонить все попытки оказать давление со стороны или же личный соблазн выбрать легкий путь решения.

*

   Свобода действий - это самостоятельные и инициативные действия, корректируемые по ходу в зависимости от изменений обстановки и получаемого результата, но с обязательной установкой на благополучное и качественное завершение дела. Свобода действий - это инициатива в рамках поставленной задачи, но и с творческим развитием идеи старшего начальника.

*

От чего не может быть свободен

офицер?

   Абсолютной свободы, конечно, не бывает.
   Есть сферы деятельности и жизни, которые налагают на человека постоянные (пожизненные или в течение определенного времени) обязательства, которые он не имеет права игнорировать.
  
   Так, офицер, не может быть свободен:
  
  -- от присяги, исполнения своего офицерского долга - верно служить Отчизне;
  -- от власти, ему предоставленной Законом;
  -- от ответственности поступки и дела своих подчиненных;
  -- от ответственности за точное и верное исполнение приказа;
  -- от ответственности за своих родных и близких;
  -- от обязательств перед друзьями, товарищами и коллегами;
  -- от признательности и благодарность всем тем, кто принимал участие в его судьбе;
  -- от ответственности за свое состояние (физическое, духовное и психологическое).
  

*

   Долг офицера (верно служить Отечеству!) - священная обязанность, от которой офицер освобождается только в результате гибели на поле боя, смерти или серьезного увечия. В иных же случаях офицер находит возможность приносить пользу своему Отечеству. Верность его присяге, Родине не могут поколебать ни перебои в выплате денежного довольствия, ни усталость, ничто другое.

*

   Власть дается офицеру навсегда, т.е. на все время исполнения им офицерских обязанностей. Власть на то и власть, что она осуществляется непрерывно. Постоянство власти - это показатель ее силы. Офицер не имеет права не пользоваться властными полномочиями или уклоняться от использования власти, когда это необходимо. Не может он и злоупотреблять властью, использовать ее не по назначению или же превышать свои властные полномочия.

*

   Курсант, как правило, отвечал только за свои действия. Командир отвечает и за себя и за своих подчиненных. Он не имеет права устраняться от такой ответственности или перекладывать ее на кого-то другого.

*

   Приказ и распоряжение старшего начальника - это основа единоначалия. Лицо, не исполняющее приказ, выполняющее его кое-как, покушается на святое святых в армии и на флоте, а потому не может быть допустимо.

*

   Обязанности службы не слагают с офицера ответственности за судьбу своих родных и близких. Особо следует помнить офицеру о тех, с кем он находится в разлуке (это могут быть родители, жена и дети, братья и сестры).
  
   Я.Кульнев, по свидетельству Д.Давыдова, из скудного жалованья майорского, а потом из весьма, в то время, недостаточного жалованья - полковничьего и генерал-майорского, ежегодно и постоянно до конца своей жизни уделял треть на содержание дряхлой и бедной своей матери, о чем знал весь город Люцин, где она жила.

*

   Друзья, товарищи и коллеги офицера требуют от него принятия на себя определенных обязательств, в противном случае дружба расстраивается, товарищество нарушается, а взаимодействие в служебном коллективе начинает испытывать серьезные удары из-за недобросовестности кого-то из коллег.
   Отношения человека с другими людьми имеет весьма важное основание - это взаимные обязательства друг перед другом. Когда эти обязательства неуклонно соблюдаются, то взаимодействие протекает успешно и дает свои положительные плоды.
   Но стоит только кому-то уклониться от исполнения принятых на себя обязательств, начинаются сбои, недоразумения и конфликты.

*

   Неблагодарность - тяжкий грех потому, что человек забывает те благодеяния, которые ему делались и начинает возвеличивать свои заслуги. Неблагодарность вызывает обиду и отталкивает людей.

*

   Может показаться, что состояние нашего здоровья - это личное дело каждого. Но это далеко не так, ибо наше состояние - это здоровье или болезнь как бы одной клеточки большого организма.
   Не заботясь о себе, мы причиняем хлопоты и огорчения другим, ставим их в сложное положение, перекладывая на них свои обязанности, заставлял прислуживать нам в то время, как они могли бы посвятить это время чему-то такому, что для них важно и необходимо.

*

Какие опасности подстерегают молодого

офицера на пути свободы?

  
   Увлечение свободой, как некой наградой, данной нам за время несвободы, проведенное в военном училище, нередко вызывает такие негативные явления, которые отравляют жизнь молодого человека в офицерских погонах.
  

К их числу относятся:

  
  -- Безрассудство.
  -- Утрата независимости.
  -- Индивидуализм.
  -- Анархия
  -- Деспотия

*

   Вырвавшись на свободу, бывший "узник" училища начинает метаться из стороны в сторону, из одной крайности в другую.
  
   Он пытается "наверстать" то, что "упустил", будучи в училище.
   Как правило, это приводил к сомнительным знакомствам, случайным встречам, разбросу сил и энергии.
  
   Свобода настолько опустошает такого человека, что он быстро истощается и меркнет, вянет в плену мелких побуждений, сиюминутных интересов и быстро проходящих радостей.
  
   У него больше огорчений и неприятностей от свободы, чем пользы. В конечном итоге, такой человек или успокаивается и начинает вести более или менее нормальный образ жизни, или опускается и предается лишь низменным интересам. Свобода требует благоразумия.
  
   Когда его нет - наступает хаос и упадок.

*

   Другому человеку свобода в тягость.
   Он привык к тому, что им кто-то руководит, за него все решает. Поэтому такой офицер старается найти себе нового руководителя, но уже не из среды старших, а равных. Тут, обычно, свои услуги предлагают "бывалые" офицеры.
   Впрочем, весь их опыт покоится, как правило, не дне выпитых бутылок и состоит в увиливании от исполнения служебных обязанностей. Понятно, чему может научить такой "руководитель", или, как говорили раньше, "добрый малый".

*

   Существует и вариант, правда, как нам кажется не очень распространенный, когда в качестве ответной реакции на казарменный стиль курсантской жизни, человек замыкается в себе.
  
   Он, как бы отгораживается от всех остальных, держит их на расстоянии, никого не приглашает в друзья, а с коллегами придерживается чисто деловых отношений. Замкнувшись в своем тесном мирке, такой офицер живет своей жизнью. Его не интересуют общие дела.
  
   При таком стиле жизни он неизбежно войдет в конфликт и с подчиненными, и с офицерами роты, ибо черствость, официальность, работа "от" и "до", отсутствие душевного накала и отдачи, - все это напоминает горение сырых дров: копоти много, шипения достаточно, а жара и тепла почти никакого...
  
   Таких не любят в роте ни солдаты, ни офицеры.

*

   Анархисты бывают не только в революции, но и среди офицеров.
   Это те люди, которые все время пытаются выказать свой мятежный дух, ставят препоны власти, ведут себя хаотично, непредсказуемо, пытаются реализовать свою свободу в причудливых и, как правило, уродливых и недостойных формах (неповиновение, пререкание, подначивание командира и т.п.).
  
   Анархист - это вредитель, он подрывает основы дисциплины, подает дурной пример другим. Зачастую, в основе анархического поведения лежит просто желание "сыграть на публику", завоевать ее расположение, вызвать симпатии своей дерзостью. Если это болезнь роста, то ею нужно быстрее переболеть, но если это привычка, то это уже рецидив серьезной болезни, которая лечится самым решительным образом.
  
   У моряков существует поговорка о том, что "бунт на корабле начинается с кают-компании".
  
   Верно: падение дисциплины, организованности начинается с офицеров...
  

Пример из жизни

   Вот, к примеру, старший лейтенант А.Поляков, который в присутствии старшего начальника может бросить фразу, типа:
  
   -Служба по вашим уставам меня не устраивает.
  
   Судя по одобрительным возгласам присутствующих, эффект эта фраза достигает. Офицеры, типа Полякова, в последнее время часто срывают, как говорится, аплодисменты своими хлесткими высказываниями о службе.
  
   Кого они бичуют?
   Армию и службу.
   Делают это подло...
  
   Заслуживают ли они одобрения? поддержки? Неужели подлость сегодня в цене?

*

   Деспотия и свобода, казалось бы, не связаны.
   Однако, это не так.
  
   И тут есть две стороны:
  
   - во-первых, анархизм побуждает к установлению деспотии;
   - во-вторых, пользуясь свободами, понимаемой как не стесненность чем-либо, властолюбивый человек начинает изобретать свои механизмы управления теми, кто не умеет пользоваться личной свободой, подчиняя и ставя их в зависимое от себя положение.
  
   Дайте свободу властному человеку, не стесненному ни законом, ни нормами морали и он буквально в считанные мгновения выстроит новые тюрьмы, изобретет драконовские законы, заставит работать на себя, а не на общее благо.
  
   Любители "закручивать гайки", это "страшилки" мирного времени.
  
   Не даром их бичевали в своем "Наставлении господам пехотным офицерам" герои Отечественной войны 1812 г.
  
   "В некоторых полках есть постыдное заведение, что офицеры и ротные командиры в мирное время строги и взыскательны, а в войне слабы и в команде своих подчиненных нерешительны. Ничего нет хуже таковых офицеров: они могут иногда казаться хорошими во время мира, но как негодных для настоящей службы их терпеть в полках не должно".

*

   Другими словами, свободу (личную и общества) надо уметь защищать.

*

Как следует оберегать личную свободу?

   Оберегать свою свободу - значить не позволять никому вмешиваться в пределы своей компетенции.
   И еще: оберегать можно то, что у тебя есть...
  
   Прежде всего, надо назвать предмет, который следует оберегать.
  
   Ведь речь не идет о каких-то особых "правах и свободах" офицера. Речь идет о том, что офицер должен оберегать самое главное, а именно, свободу мыслить самостоятельно, свободу принимать решения и свободу действовать самостоятельно.
  
   Отсюда и вытекают необходимые условия, которые нужны для охранения личной свободы, а именно:
  
  -- Офицер должен уметь правильно мыслить.
  -- Офицер должен уметь принимать самостоятельные решения.
  -- Офицер должен уметь действовать самостоятельно и полностью отвечать за свои действия.
  

*

   Правильное мышление опирается на три составляющие: глубокие и обширные знания, опыт и здравый смысл. Идеально, когда в должной степени имеются все названные компоненты.
   Плохо - когда нет или же слабо развит какой-либо из них.
   Следовательно, надо набираться мудрости, опыта и развивать дар мыслить здраво, - и тогда офицер получит полное основание для правильного мышления.
   Тот имеет право отстаивать свои мысли, кто действует в указанном направлении.

*

   Умение решаться, т.е. выбирать вариант действий, останавливаться на нем с полным осознанием верности принятого решения, возможности его проведения в жизнь, имеет своим основанием волю, чувство ответственности, умение устранить всякие колебания.
  

*

   Самостоятельные действия - это поступки, действий, поведение и отношение, которые осуществляются без опеки и помощи с чьей-либо стороны, которые ведутся приемлемыми средствами и которые дают положительный результат.
  
   Отстаивать свое право на самостоятельные действий может только тот, кто способен на такие действия.
  

Как оберегали свою свободу и независимость

русские офицеры?

(поучительные исторические примеры)

   Император Петр Великий, создав у нас национальную армию, сразу придал ей настоящий воинский оттенок и дух.
  
   Петровская армия не знала забитых, обалделых солдат, безвольных и боящихся начальства офицеров.
  
   Вожди ее умели проявлять инициативу, ибо знали, что Царь, как он ни гневен, но всегда примирится с неисполнением его приказания, если того требовала польза дела.
  
   Например, кн. М.Голицын, дважды отбитый при штурме Шлиссельбурга, получил категорическое приказание Царя немедленно отступить от стен крепости, иначе голова его завтра же слетит с плеч, не убоялся ответить, что завтра его голова во власти царской, а сегодня она ему еще сослужит службу, и третьим приступом взял крепость.
  
   За заслуги и талан прощал Царь даже самые серьезные грехи, говоря по адресу А.Меньшикова: "Голова, голова, как не так ты умна была, - давно бы приказал отрубить тебя". Простил снисходительный Царь и известному кн.Долгорукому, разорвавшему царский указ, даже в такой высшей степени дерзкий и неприличный поступок, ценя благородные побуждения князя, всегда разрешая ему говорить в глаза даже самую неприятную правду. И грозного Царя армия горячо любила и не боялась, зная, что он сильно карает только за серьезные проступки, но никогда не привязывается по пустякам.
  
   "Устав Воинский", составленный самим Царем в I7I6 г., прост, ясен и краток. Там говорится только об одном деле - боевом, воинском.
  
   А в существо его устава, в эпоху рабского следования на Западе уставной буквы, кладется требование:
  
   "Не держитесь устава, яко слепой стены; в нем бо порядки писаны, а времен и случаев нет".

Не лучшим, ли напутствием сегодня:

  

Под ударами, темницах, в изгнании, в трудах,

в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии,

в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины,

в силе Божией, в оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах:

нас почитают обманщиками, но мы верны;

мы неизвестны, но нас узнают;

но починают умершими, но вот, мы живы;

нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся;

мы нищи, но многих обогащают;

мы ничего не имеем, но всем обладаем.

2 послание Коринфянам Св. Ап. Павла, Гл. 6, с. 5-10.

  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Шопенгауэр А. Под завесой истины: Сб. произведения .- Симферополь, 1998 .- с.304-305.
   Давыдов Д. Вспоминания о Кульневе. - В кн.: Давыдов Д. Соч. - СП б., 1848 .- с. 336
   Ладин А. На волне конфликта // Красная звезда .- 1990 .- 6 января .- с.2.
   Наставление господам пехотным офицерам в день сражения. // Военный сборник .- I902.- N7 .- с.244.
   Морозов Н.А. Прусская армия эпохи Йенского погрома. Ее возрождение. Значение для нас этого поучения. - СП б., I9I2.- с.48-49.
  
  
  
   ...

Исторические памятки

  
  -- ДЕНЩИК, 1) в рус. армии и флоте до 1917 солдат (матрос), состоящий при генерале (адмирале) или офицере в качестве казенной прислуги. 2) Денщики Петра I - офицеры его свиты, выполнявшие особые поручения. Первоначально назначались на один день (отсюда название).
  
  -- ДЕНЬГИ НА ЗРЕЛИЩА - давались в праздники, чтобы народ мог участвовать в религиозных обрядах и посещать драматические представления.
  
  -- ДЕНЬГИ НА КОРОНУ - дань, уплачивавшаяся провинциями в связи с восшествием на престол нового императора.
  
  -- ДЕСЯТИНА - десятая часть добычи обыкновенно посвящалась богам.
  
  -- ДЕТИНЕЦ ("девать", "деть". т. е. укрыть) -- внутреннее укрепление в русских укрепленных городах. Термин применялся в наших летописях.
  
  -- ДЕФИЛЕ (франц. defile -- теснина) -- теснина, узкий проход, образуемый непроходимой или трудно проходимой по сторонам местностью. Д. -- понятие относительное, зависящее от численности войск: Д. для дивизии не будет Д. для полка, а тем более для батальона. Д. делились на открытые и закрытые; первые могут обстреливаться как с фронта, так и с флангов, вторые -- только с фронта.
  
  -- ДЕЦЕМВИРАТ - букв.: де­сять мужей, в данном случае - комиссия по законодательным вопросам в кризисной ситуации.
  
  -- ДЕЦЕМВИРЫ - так называемые "децемвиры для совершения жертво­приношений" - жреческая коллегия, ведавшая хранением и толкова­нием Сивиллиных книг.
  
  -- ДЕЦИМАЦИЯ - вид казни. Такое наказание называлось децимацией - от слова decimus ("десятый" ).
  
  -- ДИКТАТОР - эта чрезвычайная власть в первый раз была установлена спустя 9 лет по изгнании царей (в 501 г. до Р.Х.), а впоследствии чаще назначались диктаторы. К этой мере прибегали как к последнему средству не толь­ко в опасностях, угрожающих извне, но и во время внутренних волнений. Диктатору принадлежала вся полнота власти, которая была ограничена только сроком (не более шести месяцев). Все ма­гистраты находились в его подчинении. По отношению к его распоряжениям было недействительно veto народных трибунов. Первоначально диктаторы назначались из патрициев; из пле­беев первый диктатор был назначен в 356 г. до н. э. Диктатор назывался также magister populi. В знак исключительной его власти впереди него шли 24 ликтора со связками прутьев, в которые были вложены топоры. Обычно он назначав себе помощника, начальника конницы (magisler equitum).
  
  -- ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (ок. 400 -ок. 325 до н. э.), др.-греч. философ-киник, ученик Антисфена; практиковал крайний аскетизм, доходящий до эксцентрич. юродства; герой многочисл. анекдотов. Называл себя гражданином мира ("космополитом"). По преданию, жил в бочке (пифосе).
  
  -- ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ - греческий историк, современник Юлия Цезаря и Августа. Ему принадлежит крупнейший исторический труд ("Библиотека" ), на­писанный не ранее 21 г. до Р.Х. и включающий историю всех известных тогда стран и народов. 40 книг этого труда обнимали 1100 лет, от мифической эпохи до завоевания Галлии Юлием Цезарем. До нас дошли первые пять книг, где изложена история египтян, эфиопов, ассирийцев и древнейшая греческая история, а также 11-я - 20-я книги с описанием Греко-персид­ских войн 480 - 323 гг. до Р.Х. У Фокия сохранились выдержки из 31-й книги, в которой говорилось об эпохе граж­данских войн в Риме до возвращения. Помпея из Азии.
  
  
  -- ДИОНИС - бог вина и виноделия, посредством вина веселящий сердце че­ловека и прогоняющий заботы и страдания, а вместе с тем со­общающий и телу здоровье и крепость. Таким обра­зом, он является спасителем и души и тела. Его дар соединяет людей в веселое общение к мирно­му наслаждению жизнью; поэтому Хариты, Эрос и Афродита охотно пребывают в его обществе. Он друг муз и покровительствует их искусствам; драма и дифирамб обязаны своим происхождением и развитием его культу.
  
  -- ДИОСКОРЫ - братья Кастор и Полидевк, сыновья Зевса и Леды. По одному из вариантов мифа, Кастор - сын спартанского царя Тиндара и, значит, смертен, а Полидевк - сын Зевса - бессмертен. Любовь братьев была так сильна, что, когда Кастор погиб, Полидевк упросил Зевса сделать и его смертным. Ему было позволено проводить день на Олимпе и день с братом в царстве мертвых. Диоскуры счита­лись покровителями спартанцев. Одна из их главных функций - помощь терпящим бедствие, особенно спасение моряков
  
  
   ...
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023