ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
"Вспотев, покажись начальству"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эти "мудрецы" обкрадывали себя, не учившись ничему хорошего, кроме обмана, плутовства и очковтирательства и день за днем растратили тот нравственный капитал, которыми располагали. Это их закон свертывания функций за ненадобностью. Есть и другой закон - закон умной самооценки ...


  

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
   "Бездна неизреченного"...
  
   Мое кредо:
   http://militera.lib.ru/science/kamenev3/index.html
  

0x01 graphic

  

Первенец. 1888.

Художник Пелевин Иван Андреевич (1840-1917)

  

Анатолий Каменев

"ВСПОТЕВ, ПОКАЖИСЬ НАЧАЛЬСТВУ"...

Не ведаю иного наслаждения, кроме познания

Петрарка

Неудачником не рождаются, а становятся

   Неудачи и просчеты: отношение к ним
   Как я уже писал, в новосибирскую дивизию в 1966 году прибыло много молодых лейтенантов.
   Все мы были полны планов и надежд.
   И не было среди нас ни одного, кто бы не мечтал достичь чего-либо значимого в жизни и по службе.
   *
   Увы, не каждому суждено было стать военачальником и не всегда потому, что
  
   У маршала свои сыновья?   44k   "Статья" История
   О том, как система чинопроизводства может "наложить оковы на даровитые личности и дать возможность бездарности не только утвердиться в армии, но изгнать отовсюду способных людей".
  
   Причина, зачастую была в другом: молодой офицер переставал развиваться и совершенствоваться.
   Это вело к просчетам и неудачам в жизни и службе.
  
   Личные промахи и неудачи, к сожалению, воспринимались как козни со стороны и как неблагоприятное стечение обстоятельств и не вели к адекватной самооценке.
   Чреда неприятных происшествий приводила в мрачное расположение духа.
  
   Водка превращалась в "лекарство" от депрессии и в скорое время становилась единственным средством забвения неприятностей и сложностей жизни.
   Неприятностей становилось все больше и больше, следовательно, и поводов обращения к успокоительному средству было предостаточно.
   Радужные перспективы улетучивались и небо становилось грозовым.
   *
   В артполку мне пришлось увидеть немало молодых офицеров, которые сами пустили, как говорится, под откос свою судьбу и похоронили благие надежды.
   Сожалея о них, мне хочется предостеречь тех, кто может повторить судьбу этих несчастных людей, поддавшись минутной слабости или соблазну саможаления.
   *
   Прежде всего, надо отрешиться от некоторых пагубных заблуждений.
   *
  
   Говорят так: "Мечтать не вредно".
   Опасное заблуждение, если учесть то, что большинство из нас свои мечты на будущее связывают со счастливой случайностью, везением, помощью родителей и родственников, а также покровительством влиятельных особ.
  
   В мечтах такой личности все упования восходят к другим обстоятельствам и случайностям, которые непременно должны ему сопутствовать.
   Самому себе этот человек отводить всего лишь роль потребителя преподнесенных ему благ, но никак не роль их добытчика.
  
   *
  
   Ища содействия на стороне, а, не опираясь на собственные силы, такой человек может до поры до времени находиться в блаженстве.
  
   Но стоит исчезнуть чудотворцу со стороны, и наш "герой" оказывается в положении той старухи, которая явно перебрала в запросах о золотой рыбки и оказалась, в конечном итоге, у разбитого корыта.
  
   *
  
   Есть и просто любители лихой удачи.
   Этому человеку никто не помогает, а он сам пытается ухватить куш пожирнее, вырвав его из рук обладателя.
   Это - проходимец или преступник, который, как правило, заканчивает плохо. Минуты блаженства он разменивает на годы заключения и тоски.
   *
  
   Итак, сделаем, важный вывод: бесплодное, ни на чем не основанное мечтание - это яд духовный, который побуждает надеяться на других, в то время, как надо надеяться только на себя.
   Надежда на собственные силы - это основа жизнестойкости личности.
  
   *
   Второе опасное заблуждение заключается в том, что не следует жить, работать, творить в полную силу.
  
   "Надо жить, не напрягаясь, работать так, чтобы не потеть, а творить так, чтобы не гореть, а тлеть", - такова философия человека, который все делает кое-как: вроде бы работает, да пользы приносит мало, службу исполняет, да больше спит ("ведь служба идет даже тогда, когда солдат спит"), чем блюдет порядок.
  
   Полузнание, полуумение, полуспособности - это квалификационные черты такого человека.
  
   Лучше уж сделать одно дело хорошо, чем десять посредственно или плохо.
   Уж лучше в одном малом деле быть профессором, чем в десяти негодным исполнителем.
   *
  
   Третье пагубное заблуждение.
   Оно состоит в том, что бездельник и лентяй хочет равноправия, когда дело касается денежного содержания, наград, званий, почестей, признания и т.п.
  
   Во время моей офицерской юности денежное содержание складывалось из двух составляющих: оклада по должности и оклада по воинскому званию.
   В этой связи, кое-кто говаривал: "Мне за работу не платят. Я получаю денежное содержание за звание и за должность".
  
   И в этом была правда.
   Результативность работы офицера никак не сказывалась на его денежном содержании: бездельник и трудолюбивый офицер получили одно и то же денежное содержание.
   Так было, к примеру, в нашем артполку, когда "двухгодюшники", неделями отсутствующие на службе, получали те же деньги, что и Ванька-взводный, который безвылазно дневал и ночевал в казарме.
   *
  
   Самое опасное в этом заблуждении то, что создается иллюзия, что можно добиться благополучия и успеха, не вкалывая в поте лица.
  
   *
  

0x01 graphic

  

Перед грозой.

Художник Крачковский Иосиф Евстафьевич (1854-1914)

  
   Отчасти тому были довольно веские наглядные основания.
   Много позже, будучи слушателем военной академии, я проходил стажировку в Железной дивизии, тогда размещенной на Украине, во Львове и ряде населенных пунктов западной Украины.
  
   В одном из полков этой дивизии служил ротным старший лейтенант В., сын командующего войсками округа.
   Офицер этот быстро продвигался по службе и, не благодаря своей одаренности, а в силу родственной поддержки отца-командующего.
  
   Но дело обставляли так, что сам офицер вроде бы добивался каких-то выдающихся результатов. К примеру, дали из округа команду подготовиться к смотру ленинских комнат и тут же на помощь старшему лейтенанту из политуправления округа отрядили маститого полковника с грузовиком всякой всячины для ленинской комнаты.
  
   Вместе с ним прибыл художник из окружного дома офицеров и несколько мастеровых людей для ремонта и монтажа наглядной агитации.
   Не прошло и недели, как старший лейтенант В. бодро отрапортовал: "Задание выполнено".
  
   Командование полка тут же организовало показательное занятие в новой ленинской комнате и без устали хвалило старшего лейтенанта за примерное исполнение поручения.
   *
  
   Не знаю, как себя чувствовали другие ротные на фоне звездного старшего лейтенанта, но тому было на это наплевать. Ведь впереди его ждало не только присвоение досрочного воинского звания "капитан", назначение на должность зам. комбата, но и путевка в академию им. М.В. Фрунзе.
  
   *
   Действительно, можно было, имея влиятельных покровителей, добиться карьерного роста.
   Это видели другие офицеры.
  
   И самые незрелые среди них попадали в капкан иллюзии: можно работать в полсилы, но, раз "вспотев, покажись начальству".
   Таким "мудрецам" иногда удавалось обмануть недалеких командиров и начальников.
  
   Но, в конечном счете, они дурили самого себя.
   Это себя обкрадывали они, когда прекращали работать над собой.
   Это они, делая что-то кое-как, не учились ничему, кроме обмана, плутовства и очковтирательства.
   Эти люди день за днем растрачивали тот капитал, которым располагали.
   *
  
   Есть важнейший закон, о котором почему-то мало говорят.
   Это - закон свертывания функций за ненадобностью.
  
   Не занимается человек умственной работой - его умственные способности начинают ослабевать, а способности анализировать, классифицировать, обобщать и т.п. атрофируются. В результате человек тупеет, глупеет.
   Не тренирует человек свое тело, мышцы дрябнут, слабеют и перестают повиноваться тому, кто забросил тренировки и предался покою.
  
   *
   Мало кто отдает себе отчет в том, что постоянной тренировке подлежат многочисленные группы умений.
   Выдающийся английский философ и социолог Г. Спенсер еще в ХIХ веке установил, что для благополучной жизни человеку необходимо:
  
   1) то, что способствует самосохранению;
   2) то, что обеспечивает жизненные потребности;
   3) то, что помогает воспитывать и обучать потомство;
   4) то, что помогает поддержанию надлежащих социальных и политических отношений;
   5) то, что позволяет плодотворно проводить свободное время.
  
   В рамках первой группы знаний, к примеру, надо ясно знать, какие опасности (физические и духовные) подстерегают человека и постоянно тренировать умения, связанные с наблюдательностью, внимательностью, любознательностью, волей, эмоциями и чувствами.
  
   0x01 graphic
  
   Выдающийся французский мыслитель эпо­хи Возрождения Мишель Монтень в ХVI веке высказал немало интереснейших поучений на сей счет.
   Одно из них гласит:
  
   "Пусть наставник расскажет своему питомцу, что означает:
  
   - знать и не знать;
   - какова цель познания;
   - что такое храбрость, воздержанность и справедливость;
   - в чем различие между жадностью и честолюбием, рабством и подчинением, распущенностью и свободою;
   - ка­кие признаки позволяют распознавать истинное и устойчивое довольство;
   - до каких пределов допустимо страшиться смерти, боли или бесчестия,
   - какие пружины приводят нас в действие и каким образом в нас возникают столь разнообразные побуждения,
   ибо я полагаю, что рассуждениями, долженствующими в первую очередь напитать его ум, должны быть те, которые предназначены внести порядок в его нравы и чувства, научить его познавать самого себя, а также жить и умереть подобающим образом".
  
   *
  
   Как показала и моя личная практика, мы не умеем правильно относиться к допущенным промахам и неудачам.
   Наблюдаются три характерные ошибки:
  
   1. Мы непомерно долго зацикливаемся на факте свершившегося, пытаясь умозрительно представить себе другой исход в том случае, если бы ход дела пошел по другому руслу.
   2. В свершившимся мы часто обвиняем других и сложившиеся неблагоприятные обстоятельства.
   3. Саможалением мы пытаемся убаюкать себя и вместо действия предпочитаем бездействие и сокрушение.
  
   Прав был А. Шопенгауэр, известный немецкий философ ХIХ века, который советовал тем, кто многократно пытается в сознании проиграть иные сценарии произошедшего: пустое это дело.
  
   То, что свершилось, ушло в прошлое и никакими нашими стараниями случившегося не изменить.
   Лучше сказать себе: "Хорошо, хоть так, ведь могло быть и хуже".
  
   Такая установка, отнюдь, не освобождает нас от анализа причин и поиска личной вины в случившемся, но здоровый оптимизм ("могло быть и хуже"), закрывает поле возврата в случившееся с никому не нужной задачей просчета варианта, "если бы"...
  
   *
  
   Тем же, кто от одной или нескольких неудач впал в меланхолическое состояние, не грех прочитать слова того же Шопенгауэра:
  
   "Если каждому из нас воочию показать те ужасные страдания и муки, которым во всякое время подвержена вся наша жизнь, то нас объял бы трепет; и если провести самого закоренелого оптимиста по больницам, лазаретам и камерам хирургических истязаний, по тюрьмам, застенкам, логовищам невольников, через поля битвы и места казни; если открыть перед ним все темные обители нищеты, в которых она прячется от взоров холодного любопытства, то, в конце концов, он, наверное, понял бы, что это наилучший из возможных миров".
  
   Пожалуй, нет такой ситуации, из которой нельзя найти достойного выхода. И плох тотЈ кто теряет надежду поправить положение дел даже в случае серьезной жизненной или служебной неудачи.
  
   Бесконечно оптимистично звучит ответ на вопрос, обращенный к обанкротившемуся человеку: "что вы намерены теперь делать?" и потерявшего все в конкурентной борьбе: "Начну все с начала. У меня пропали средства, но осталась голова и опыт. А с ними я не пропаду".
   *
  
   Хуже обстоит дело, когда человек необъективен по отношению к самому себе.
   Адекватная самооценка - это великое благо и величайшая добродетель личности.
  
   Тот, кто умеет правильно оценить достигнутое, верно определить свои достоинства и недостатки, тот не станет винить других в том, что ему не повезло.
   Он, этот человек, умеет найти в самом себе тот источник зла, который провоцирует дурные мысли и портит настроение.
  
   Во взаимоотношениях с людьми он всегда верно определит личный промах, если ошибся в выборе друзей или, если дал возможность кому-либо себя провести.
  
   Такой человек не станет кичиться достигнутым, понимая, что даже в личном успехе человека имеется известная для везения, труд и помощь других лиц, благоприятное стечение обстоятельств.
   И уж, конечно, такой человек понимает, что задатки и способности, которыми он располагает - это дары Судьбы, которые он, человек, лишь умело взращивает и лелеет.
  
   *
   Неадекватная самооценка - это удел людей недалеких и тщеславных.
   Первые умаляют свои возможности и способности и пасуют перед любым препятствием. Вторые - упиваются собой и домогаются почтения от окружающих.
  
   У одних амбиции сведены к нулю, а у вторых - возведены в высшую степень.
   Первые делают меньше того, что могли бы сделать, а вторые стремятся взяться за то, к чему не имеют ни задатков, ни способностей.
   *

0x01 graphic

Иоанн Златоуст (миниатюра XIII века)

  
   Нам надо научиться правильно оценивать себя.
   Это - ключ для роста и развития нашего.
   Для этого следует внимательно анализировать достигнутое и делаемое.
  
   А потому не грех прислушаться к словам И. Златоуста:
   "Во время, следующее за ужином, когда ты отходишь ко сну, когда готовишься лечь на постель, когда в отсутствии всех наступает великое спокойствие, когда никто не беспокоит и бывает глубокая тишина; ты начинай суд совести, требуй от нее отчета, и какие имел в течение дня порочные помыслы, состав­ляя обманы, или строя козни ближнему, или допуская развратные пожелания, все это во время такого спокойствия выстави на вид, поставь совесть судьею этих порочных помыслов, истребляй их, суди, наказывай согрешающую душу".
  
   *
   С точки зрения масштаба личности, конечно, не сравнить академика С.П. Королева с простым оператором станции слежения космических объектов. Или же несопоставимы по масштабу фигуры А.В. Суворова и простого солдата.
   Но с точки зрения полезности все они значимы. Представим себе оркестр без дирижера - музыканты будут без него играть неслаженно. Но ведь невозможно представить себе дирижера без оркестра - без музыкантов он никому не нужен.
   Если же принять во внимание, что оркестр состоит из разных музыкантов и каждому из них отведена своя роль в оркестре, то станет понятно значение каждого оркестранта в общей музыкальной симфонии.
   *
   Нет, братцы, мои дорогие, каждый из нас величав и ценен. Но мы зачастую боимся (стесняемся, не хотим, не умеем) показать свою индивидуальность.
   *
   Сказанное вовсе не означает пропаганду тщеславия: "смотрите, мол, вот я какой". Истинная индивидуальность скромна и для других незаметна.
   *

0x01 graphic

"К маменьке за деньгами"

Художник Шмельков Петр Михайлович (1819-1890)

  
   О свойствах своей собственной души мы подчас сами знаем не много и только тогда обращаемся к самопознанию, когда тому сопутствует какой-либо повод.
   Многие ли из нас оглядывались назад и анализировали произошедшее внимательно и объективно? Думаю, что не многие.
   *
   Нас больше устраивает прямолинейная самооценка: если добился успехов в чем-то - то в том заслуга всецело моя и никого другого; если же допустил оплошность - то виновны другие люди и сложившиеся обстоятельства.
   *
  
   Попробуйте хоть раз поступить иначе.
   Для этого воспользуйтесь моей формулой самооценки: 90+10.
  
   К примеру, если я добился успеха, то себе "приписываю" только 10% заслуги, а 90% моего личного успеха распределяют среди тех, кто помог мне стать таким, каким я сейчас являюсь (родители, учителя и воспитатели, друзья и товарищи), а также благоприятному стечению обстоятельств.
   Если меня постигла неудача, то уже 90% вины я беру на себя и только 10% - "перекладываю" на других и неблагоприятные обстоятельства.
   *
   И по первому (успех) и по второму (неудача) случаям мне могут возразить немало людей, пытаясь доказать неверность данной формулы.
   *
  
   В силу этого обстоятельства попытаюсь внести ясность в вопрос одним примером из жизни.
  
   Суть: любимая девушка изменила молодому человеку с его же другом.
   Традиционно обманутый человек начинает всячески поносить и девушку и своего друга.
  
   Да, действительно, они поступили или нечестно, или подло (все зависит от обстоятельств в классификации содеянного).
   Но так уж невинен сам молодой человек?
  
   При внимательном рассмотрении его вина налицо.
  
   - Во-первых, наличие влечения к девушке с его стороны еще не означает ее (девушки) соответствующей адекватной реакции.
   - Во-вторых, увлечение, если оно и было, может пройти не только по причине девушки (охладели чувства, к примеру), но и самого юноши (он не смог быть ей интересен или не смог поддерживать интерес к себе достойными средствами).
   - В-третьих, истинные друзья предателями и подлыми людьми не являются (девушка или жена друга - это святое, неприкосновенное, запретное). Следовательно, в числе друзей у данного юноши оказался человек, который не должен был быть приближен к нему в звании друга.
  
   Другими словами, вина самого молодого человека налицо.
   Но нам, почему-то не хочется признавать своей вины. Нам проще клеймить позором других, гневаться на весь свет и изображать из себя невинную жертву.
   *
  
   Мало кто понимает, что характер поведения "обманутого" (точнее - давшего себя обмануть) имеет массу негативных последствий.
  
   - Во-первых, растет озлобленность на других (а гневаться надо на себя).
   - Во-вторых, человек начинает замыкаться в себе и обособляться от других и тем самым впадает в одиночество (и тут надо поступать иначе: надо шире и внимательнее контактировать с другими людьми; надо учиться разбираться в людях, так как этого умения как раз и не хватает большинству из нас).
   - В-третьих, по разным причинам (в том числе, из-за неуверенности в себе, комплексировании) молодой человек прекращает заниматься самим собой, замедляет или прекращает самосовершенствование (и это, опять, грубая ошибка, так как любая неудача должна побуждать развиваться, прежде всего, духовно, интеллектуально, психологически и т.д.).
  
   *
   Вот и получается, что по истечении некоторого количества лет рождается брюзга, вечно недовольный окружающими, много о себе думающий и высоко себя ценящий, но на самом деле, ничтожный и мелкий человечишко).
   Хочется ли быть таким?
  
   0x01 graphic
  
   Информация к размышлению
  
  

0x01 graphic

  

"У шкафчика".

Художник Шмельков Петр Михайлович (1819-1890)

  

0x01 graphic

  

"Юродивый на коленях" 1884 - 1887

Художник Суриков Василий Иванович (1848-1916)

0x01 graphic

  

Юродивый.

Художник Сведомский Павел Александрович (1849 - 1904)

  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012