ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Вверх ... по спирали!

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Восхождение на вершину военной власти должно совершать по спирали, последовательно возвышая свое умение и способность в различных отраслях. военного дела


А.И. Камене

Вверх по спирали

  
  
  
   При всех недочетах и издержках в работе русский Генеральный штаб представлял собой лучшее управленческое учреждение в России.
   Успех сего заведения был обеспечен рядом продуманных мер.
   Во-первых, тщательным отбором поступающих и высокими требованиями к интеллектуальным качествам претендентов. Об этом уже сообщалось в одной из последних публикаций:
  
   См.:
  
   Академия Генштаба   34k   "Глава" История
  
   Во-вторых, жесткой системой оценки качеств слушателей Академии во все время обучения: те слушатели, которые не проявили своих интеллектуальных и аналитических дарований, а также и других качестве, необходимых для службы в Генеральном штабе, исключались из состава обучаемых, независимо от степени пройденного курса.
   Это было правильно, так как никакая снисходительность в подготовке интеллектуальной элиты для вооруженных сил неуместна.
   Устав Академии, правда, предусматривал возможность возобновления учебы, но лишь после определенных испытаний и соответствующего надзора за качеством развития возвращенного в стены академии офицера.
   *
   В-третьих, системой выпуска лиц, окончивших академию, с разделением последних не только по разрядам и ранжированию выпускников, но и определением достоин ли выпускник быть причислен к категории офицеров Генерального штаба.
  
   Сказанное нуждается в пояснении.
  
   По свидетельству историка Академии Генштаба Н. Глиноецкого, выпуск офицеров из Академии проводился ежегодно в октябре месяце, причем окончившие полный курс ранжировались в зависимости от числа полученных на экзаменах баллов и поведения.
   *
   Первые трое в этом списке отмечались особенно: первый по успехам и поведению выпускник награждался следующим чином и золотой медалью, второму назначался годовой оклад жалованья и большая серебряная медаль; наконец, третьему по успехам и поведению присуждалась малая серебряная медаль. Имена всех получивших медали подлежали занесению на мраморные доски в залах Академии.
   *
   Интересным новшеством руководства Академии Генштаба в первые годы ее существования было введение публичных выпускных экзаменов. Для производства публичного экзамена назначались два дня, дабы посетители могли яснее видеть в сжатом объеме всю систему преподавания и чтобы продолжительностью экзаменов не отягощать посетителей.
   Всем присутствующим на публичных экзаменах представлялись общие списки с показанием всех баллов, допущенных к экзамену офицеров и программы всех преподаваемых в Академии предметов; всем посетителям предоставлялось право предлагать испытуемым вопросы.
   Публичные экзамены удостаивались неоднократно Высочайшего посещения их Особами Императорской Фамилии, а военный же министр и высшие чины генерального штаба бывали постоянными посетителями.
   *
   Такая система, безусловно, повышала ответственность профессорско-преподавательского состава академии, стимулировала желание слушателей отличиться своими познаниями пред знатными и влиятельными особами и тем самым получить возможность претендовать то ли на более желаемое место службы, то ли на возможность продолжить обучение в заграничной командировке.
  
   *
   Кончившие академический курс, кроме офицеров, назначенных из артиллерийского и инженерного училищ, возвращались в свои ведомства, отправлялись обратно в свои места служения сверх комплектными, именуясь уже причисленными к генеральному штабу и состоя в некоторого рода зависимости от генерал-квартирмейстера Главного Штаба Его Императорского Величества.
   Последний обязывался даже возлагать на них соответствующие их академической подготовке занятия, которые, не отрывая их от фронтовой службы, могли бы способствовать к большему развитию их способностей.
   Непосредственные же начальники войск должны были не только иметь бдительный надзор, чтобы офицеры эти занимались данными им поручениями, но и всячески тому способствовать.
   Таким образом, эта группа офицеров не только накапливала войсковой опыт, но и не прекращала своей подготовки в качестве будущих офицеров Генштаба.
   *
   Заметим очень важное обстоятельство: окончание Академии Генштаба не давало прямой дороги в сам Генштаб, а указывало направление, по которому должен был пройти офицер, причисленный к разряду офицеров Генштаба, прежде, чем ему давалась конкретная должность в этом учреждении.
   *
   На пути к низшей офицерской должности в Генштаб кандидату предстояла: во-первых, выслужить определенный ценз (время, должность) в войсках; во-вторых, выполнить серьезное научное задание, связанное то ли с заграничной командировкой, то ли с участием в военных действиях (русских или иностранных войск), обретя и боевой опыт, и умение анализировать военные действия; в-третьих, полученные в академии знания и обретенный заграничный и боевой опыт он должен был донести до обучающихся в военно-учебных заведениях в качестве то ли штатного, то ли приватного преподавателя. После движения по указанному кругу он получал возможность работать в Генштабе на одной из низших офицерских должностей. Впрочем, работа эта была пока недолгой по продолжительности, так как через год-два, система служебного продвижения заставляла его покинуть уже обжитой кабинет и направляться вновь в войска, затем в новую командировку или на новый театр боевых действий, опять же возвращаться в военно-учебные заведения, но уже, как правило, в должности профессора и только после этого он мог получить более высокую должность в Генштабе.
   *
   И это служебное продвижение было не круговым, а восходящим по спирали. Другими словами, с течением времени, ростом способностей и боевого мастерства не только усложнялись функциональные задачи офицера Генштаба, но и расширялось поле его деятельности, более весомыми становились права и более ответственными обязанности.
   В силу природных способностей, личной настойчивости и энергии каждый, в конечном итоге, достигал своего уровня и был тем полезен общему делу, что соответствовал своему служебному положению и не занимал места, предназначенного для более достойного.
   *
   Безусловно, исключения были. Но все же правило выдвижения достойных до уровня их способностей и возможностей в служебной иерархии Генерального штаба имело место быть.
   *
   Вся прелесть такой системы состояла в том, что на различных этажах Генерального штаба находились компетентные офицеры и те, кто имел способности лучшие, исполнял такую работу, которую не мог бы выполнить офицер, стоящий рангом ниже.
   *
   В порядке примера, приведем практику посылки за границу, которая имела место в 1858 г.
   В этот год было разрешено командировать двух офицеров, причем один, и.о. профессора военной статистики, подполковник Макшеев, был избран Конференцией, а другой, назначен по желанию генерал-адъютанта Я. Ростоцова. Им стал причисленный к Гвардейскому Генеральному Штабу, лейб-гвардии Семеновского полка штабс-капитан М.И. Драгомиров
   На последнего были возложены за границею занятия исключительно по тактике.
   Оба эти офицера возвратились осенью 1859 года. По результатам командировки М.И. Драгомиров написал и издал впоследствии "Учебник тактики", прекраснейшее творение умного офицера.
   Сам генерал Драгомиров явил собой интереснейший тип русского офицера, горячего патриота своей Отчизны, умного и волевого начальника и не менее проницательного военного педагога и талантливого военного публициста:
  
   См.
   Правда Драгомирова и "кривда" Толстого   59k   Годы событий: 1897-1917. "Статья" История
  
   Штрихи к портрету 4   73k   "Документ" История (Драгомиров и др.)
  
   Следующая командировка состоялась уже в 1860 году, а именно, применяясь к потребностям академического курса, были посланы: профессор военной статистики, полковник Обручев за границу, с 7-го мая 1860 по ноябрь 1861 года, профессор геодезии, подполковник Рехневский, в течение двух лет 1860 и 1861, по четыре летних месяца за границу, и адъюнкт-профессор военной статистики, подполковник Глиноецкий, на четыре месяца 1860 года на Кавказ.
   *
   В данной публикации мы не останавливаемся на тех практических результатах, которые, в конечном счете, дала подобная практика комплектования и подготовки офицеров русского Генштаба.
   Скажем одно: результаты был очень и очень высокие. Об этом можно судить хотя бы по тому, что уже капитаны Генштаба представляли для всеобщего внимания такие труды, которые изумляли воображение читателя глубиной познания и смелостью мышления. Что уж говорить о ветеранах тогдашнего Генштаба, которые писали серьезные труды и не помышляли о мысли заставить подчиненных что-то, хотя бы самое малое, написать за них.
   *
   Да, это были Личности.
   А сегодня в Генштабе - Личности, или просто Служащие по военному ведомству?
  
   Пожалуй, сейчас у нас так: движутся не по спирали вверх, а скачут с места на место, либо "растут" от лейтенантов до генерал-лейтенантов (этот случай мне известен доподлинно), не покидая пределов Садового кольца.
   Вот каковы некоторые нынешние полководцы!
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны" принимает подписку на 2010-й год.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010