Аннотация: День космонавтики-сегодня ,как само собой, разумеющийся.А начиналось все по земному.
Люди старшего поколения хорошо помнят этот день. Голос Левитана торжественно принес величайшую весть о том, что 12 апреля 1961 запущен в космос первый человек. Страна еще не привыкла и не понимала, что значит для человечества этот прорыв в космос. Многие выходили на улицу и устремляли взгляды в небо, надеясь увидеть подтверждение этим словам. А сегодня сообщения о работе Международного космического экипажа расцениваются как обыденные. Конечно, людей не связанных с космонавтикой, сейчас потрясают больше сообщения о неудачных полетах. Но если внимательно присмотреться к истории, то оказывается, чтовесьпуть тернист и не так уж безопасен.
Итак, немного истории.
Постановление о строительстве нового полигона для испытания баллистических ракет было принято Правительством СССР 12 февраля 1955 года. В выборе площадки тогда специалистами рассматривались около десяти вариантов. Наиболее предпочтительным был вариант строительства в степях Казахстана, под кодовым названием Байконур(вначале он назывался Тюратам). Есть такой поселок в этих местах, но он находится совсем не рядышком с космодромом. В разгар холодной войны была первая попытка запутать " супостата". В то время, по понятным причинам, все работы по этой теме имела огромную секретность. Но У-2 нередко пролетали над строительной площадкой. О запуске Гагарина в космос американцы узнали из сообщений ТАСС. Выбор же места будущего космодрома диктовался физическими законами гео баллистики.
Дополнительное преимущество при старте с экватора состоит в том, что ракета сразу получает скорость 465 м/с в направлении на восток, обусловленную вращением Земли. Поэтому траектории запуска ракет обычно прокладываются в восточном направлении. Исключение составляет Израиль - с востока с ним соседствуют недружественные страны, и он вынужден производить запуски в обратном направлении, преодолевая вращение Земли. Другое соображение, тоже вытекающее из баллистики полета, связано с размещением, так называемых, "полей падения", куда падают отработанные нижние ступени ракет. Меньше всего проблем возникает в том случае, когда эти опасные зоны приходятся на акваторию океана. Именно поэтому подавляющее большинство космодромов мира расположено на побережье. В частности, на восточном побережье страны построен американский космодром на мысе Канаверал. Он был заложен в 1949 году по распоряжению президента США Гарри Трумэна и первоначально представлял собой ракетный полигон. Размещение его на полуострове, вынесенном довольно далеко в море, развязывало ракетчикам руки относительно трасс и районов падения ступеней ракет. Американцам достаточно было в принятом международным правом порядке объявлять о закрытии определенных зон Атлантического океана для движения морских и воздушных судов. Кроме того, мыс Канаверал имеет широту 28,5® - это почти самая южная точка континентальной части Соединенных Штатов, что давало американским ракетчикам определенное преимущество перед советскими.
Формированием полигона занялся весной 1955 года его первый начальник А.И. Нестеренко. Строительство велось силами 130-го управления инженерных работ под руководством Г.М. Шубникова. Первый отряд строителей (строительство велось военными) прибыл уже в январе 1955 года. Изначальный этап работ осложнялся тем, что отсутствовала всякая инфраструктура, необходимая для дальнейшего строительства самого полигона.
Интересны воспоминания Нестеренко о самом начале периода строительства- "Первое впечатление было удручающее -- степь, такыры, солончаки, пески, колючки и ветер, иногда переходящий в песчаную бурю, бесчисленное множество сусликов и ни одного дерева."
Такое впечатление произвела первая встреча с Байконуром на боевого генерала-фронтовика, а что же переживали сотни и тысячи молодых выпускников вузов и военных училищ, приехавших вслед за ним в эти выжженные степи, да еще нередко с городскими девочками -- женами?! Многие из них говорили, что "вряд ли в целом мире найдется место более чуждое для человеческой жизни, чем эта бескрайняя степь, кишащая змеями, черепахами, скорпионами и сусликами..."
Показательна реакция С. П. Королева на сетования таких пессимистов: "Все вы ужасные прозаики. И как эту прозу выбить из вас, ума не приложу. Где найдешь еще такой благодатный уголок для будущих космических пусков, где свыше трехсот дней в году лазурно-ясное небо, а ночью из глубины Вселенной на тебя смотрят мириады звезд? Да ты представляешь, что здесь развернется!".
Это слова великого человека, который был тогда уже в мыслях и мечтах в космосе.
Сейчас стала расхожей фраза - Путь в космос покрыт терниями. Действительно не все было гладко и удачно. 24 октября 1960 года произошла крупная катастрофа. Производились испытания новой межконтинентальной баллистической ракеты МБР-16 (КБ "Южное"). После заправки ракеты неожиданно произошел запуск двигателей второй ступени. В результате последующего пожара погибли 76 человек (в основном, от отравления парами топлива). Председателем комиссии по расследованию причин катастрофы был Брежнев. По результатам ее работы были пересмотрены меры безопасности при подготовке ракет к запуску уже на стартовых позициях. Эти правила действуют до сих пор.
24 октября на космодроме является нерабочим днем. Есть там и мемориальный комплекс в память всех погибших при выполнении своих должностных обязанностей. И все же, несмотря на неудачи, космонавтика двигалась вперед.
Персоналу космодрома приходилось решать технические вопросы, которые до этого не ставились жизненной необходимостью.Отдельные решения были просто уникальными.
Для обеспечения заправки ракетного движителя(он работал на керосине, а в качестве окислителя использовался жидкий кислород) была за короткое время построена самая крупная в мире установка по получению жидкого кислорода и азота.
Разработана уникальная система стабилизации ракеты на взлете. Не все могут представить себе 800 тонную махину, которая стоит на стартовом столе и удерживается собственным весом, а во время старта и отрыва от земли она стабилизируется в строго вертикальном положении. Эту задачу решал целый вычислительно- измерительный комплекс. Кстати, систему стабилизации,используемую в наших ракетных системах, не смогла повторить ни одна страна. Американцы имеют свою разработку. Китайцы используют стабилизацию вращением корпуса ракеты вокруг продольной оси, что приводит к неминуемым усложнениям конструкции.
При сборке все компоненты ракетно-космической системы подвергаются новой тщательной проверке - сначала по отдельности, а потом в комплексе. Собранная, но не заправленная ракета должна быть доставленная на стартовую площадку. Для этого на космодроме предусмотрена соответствующая транспортная инфраструктура. На Байконуре перевозки идут по железнодорожным путям со скоростью до 5 км/ч - не быстрее пешехода. Создание особого механизма планетарной передачи на мотовозе позволило защитить от возможных сотрясений и ударов нежную "начинку" ракеты и космического аппарата.
В Космическом же центре им. Кеннеди используют многоколесные платформы, которые мощные тягачи тянут по дорогам, схожим с автомобильными, но способным выдерживать куда большую нагрузку. Особые требования предъявляются и к качеству поверхности дороги. Ведь стоящая "свечой" ракета обладает сравнительно небольшим запасом устойчивости. Скорость перемещения платформы здесь примерно такая же, как и на российском космодроме. А космические челноки "шаттлы" вывозятся на стартовую позицию даже медленнее - специальный мощный гусеничный транспортер движется с совсем уж черепашьей скоростью - около 1 км/ч.
Сегодня сложные времена. Космонавтика, как и многие отрасли, имеет свои проблемы-недостаточность финансирования . Сокращение объемов и стартов компенсируется одновременным выводом на орбиту до 18 спутников. Совместное освоение космического пространства стало уже нормой. Появились возможности исследовать планетное пространство солнечной системы.
Вводятся в строй принципиально новые твердотопливные носители. Напрямую ведутся разработки по преодолению гравитации, и существует уверенность, что недалеко то время, когда человек вырвется за пределы нашей Галактики.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023