Аннотация: Я долго носил в себе этот рассказ отца.До двадцати лет не мог понять, как такое вообще может быть.И только спустя годы,когда сам носил погоны,истина-смерть защищает жизнь стала очевидной.Постарайтесь и вы понять...
Наше время. Чествуют ветеранов локальных войн. Вопрос из зала. -Скажите, пожалуйста, сколько вы человек убили? Растерянность накатывает сразу после осознания абсурдности и нелепости вопроса и наталкивает на размышления. А что дает им, собственно, наша современная культура? Синтетику фантазий, череду ужастиков, фильмы с множеством трупов и реками крови, непременной улыбкой и торжествующей миной на лице при умерщвлении себе подобного. В реальной жизни это очень сильное стрессовое состояние и оно не проходит бесследно. Психика солдата в повседневной жизни и, особенно, в условиях боевых действий, очень сильно подчинена приказу. В армии эта аксиома лежит в основе. Поэтому выполнение долга, приказа всегда первично, и доминируют над чувствами и переживаниями. Я вспоминаю рассказ своего отца ветерана, -Бать, это кто? - показываю ему старую фронтовую фотографию. -Мой командир роты, расстреляли мы его. И увидев мое растерянное лицо, он добавил. -Ты сынок не спеши делать выводы. На войне не все так просто, постарайся понять, проникнись что ли. Там свои законы - или ты убиваешь или тебя убьют. Отец с трудом подыскивал правильные слова, путался и сбивался с речи. Видно, что ему было самому тяжело вспоминать пережитое, и в то же время потребность выговориться назревала и заставляла излить душу. -После окончания войны, - продолжал он,- нас направили в леса на границе Украины и Польши на борьбу с недобитыми немцами и лесными братьями. Лютые были и хорошо сознавали, что уже не жильцы на этом свете. Столько злодеяний за ними было, что помилование им никак не светило. По-звериному, с особой жестокостью расправлялись они и с теми, кто остался жив после боев и с непокорным мирным населением. Были случаи, когда и варили заживо в котлах, и пилили на козлах, и разрывали двумя согнутыми деревами. Особенно лютовали они над офицерами. Поэтому и наша рота противовоздушной обороны, с новенькими счетверенными пулеметами ДШК, установленными в кузове грузовиков, имела строгий приказ при малейшем сопротивлении этих отморозков никого в плен не брать. Один раз рота следовала пятью машинами в глухомани. Впереди на "виллисе" командир роты с одним солдатом. Никто не ждал засады. Считали, что в этом месте банды быть не может. Как только он вперед оторвался метров на триста - взрыв, стрельба. Мы выскакиваем из мертвой зоны. "Виллис" перевернут и горит. А комроты "лесные братья" двумя группами к лесу волокут. Мы слышим, как он кричит, -Ребята, мне не жить. Стреляйте! Приказываю! Мы-то хорошо понимали, что из этого будет. Я дал приказ открыть огонь по одной группе, ком. взвода Овечкин- по второй. Посекли мы их шестнадцатью стволами. Собрали потом, что осталось от лейтенанта, похоронили по - человечески. Зам. ком роты сообщил вышестоящему командованию, что при захвате подорвал себя гранатой. -Бать, ты же не стрелял?-пытался я найти оправдание этому поступку. -Ты пойми. На войне руками у командира является солдат. Если приказал, значит - я стрелял. Но после этого всю жизнь себя виноватым чувствую, не уберегли. Но окажись на его месте, я поступил бы так же. История тогда не укладывалась у меня в логику всех представлений о добре и зле. Наверное, поэтому рассказ об отце в школе уложился в несколько строк - Призвали в 39 году. Участвовал в финской войне. Потом - в Отечественной. В Берлине не был, обошли. В Потсдаме - месяц стояли. После войны два года выполнял специальное задание. Имеет награды. Прошлый век. Афганистан. Оценки боевых действий этой девятилетней войны уже вошли в историю и содержат самый широкий разброс мнений- от восторженных и хвалебных до очернительских и злопыхательских. Психология поступков осталась идентичной поступкам периодов Отечественной войны. Общими являются и мотивации совершения действий самоотверженности и самопожертвования - верность долгу, присяге, служение Родине. Показательны акты коллективного самопожертвования роты десантников, попавших в засаду в Мараварском ущелье (впоследствии, в обиходе-Мараварская рота), когда 16 человек, находясь в безвыходном положении, окруженные бандитами подорвали себя гранатами. В этом бою в первый день погибло 28 человек и еще трое на следующий день. Раскладывать по полочкам истинные мотивы дело кощунственное. Это и так ясно - они герои. Для тех, кто рискнет, необходимо хоть на минуту представить себя в этой ситуации. У войны не женское лицо.
Информацию по Мараварской роте можно прочитать здесь http://artofwar.ru/g/grigorxew_w_a/vg3.shtml Вечная память ребятишкам.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023