ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Лучков Андрей Юрьевич
Спасибо нашим учителям!

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:


Андрей Лучков

Нашим учителям - спасибо!

   ... "- Раздолбай! Что ж ты делаешь?! Сдавай назад! В зеркала смотри! О-ох! Стоп, твою мать!".
   Прошу разрешения вылезти, оглядеть, так сказать место маневра. А че тут разглядывать? Нужно сделать заезд на эстакаду задним ходом. Автомобиль "Москвич 407", нас два "раздолбая" и инструктор детско-юношеской школы "Москвич". И было нам лет по 14-15. Захотелось "Права" получить, в то время это было "круто!". Шутка сказать, но на что только не шли, чтобы "пролезть" в эту автошколу в "Кузьминках" (г. Москва). По собеседованию и оценкам в школьном дневнике взяли только меня! Остальные друзья-одноклассники - в "отсев"!
   И что? Все? Успокоились? Нет! На меня была возложена ответственная миссия - подделать печать школы на справке. Бланки "стырили" у секретаря, а печать-то в сейфе директора школы! Но, по оттиску на моей справке, через копировальную синюю бумагу, тоненьким острозаточенным карандашом, да на оконном стекле - отличная "печать" получилась!
   Вобщем взяли "люберчан" на обучение. Думали, что все так просто? Гоняли нас, как положено! И мат/часть, и правила, и "руками ее, руками!". Получили эти "Права", по которым можно было ездить за рулем в присутствии "взрослых", со стажем вождения не менее 2-х лет, и в светлое время суток. Здорово! Вот и первый шаг во взрослую жизнь.
   Дальше - больше. В нашей "люберецкой" средней школе N 9, как предмет "производственное обучение" преподавали автодело. В период 9-10 класс, вот вам еще один "плюс" не идти в техникум, а в "9-10 класс". Настоящие "Права" - это целая профессия. Какие же мы были оболтусы! Мама моя! Я б, ни за что не смог вести такой предмет! А наши учителя, Александр Анатольевич и Анатолий Александрович (во как!) - смогли. Используя два автомобиля "Газ 51", на каждом из которых самодельные спаренные кабины, отдельный шикарный гараж и кабинет автодела с доходчивыми макетами агрегатов и узлов.
  
   "- Смотри внимательнее на дорогу. Дорога - это место где "кучкуются" такие же "чайники" как вы! Но мы научим вас, как исправлять чужие ошибки и не делать своих!"
   "- Сегодня, ученик 9-го класса, находясь за рулем автомобиля "Газ 51", во время учебной езды. ... (Пауза, внимательный взгляд на "автора"). Оторвал открывающуюся дверь впереди стоящего автомобиля! И не заметил!!! Проехал еще метров 30!!!
   - А дед бежал и орал! Если нас не закроют, то мы обязательно продолжим ваше обучение, а пока будем ремонтировать нанесенный ущерб!"...
  
   ... "- Панкрашкин! Ну, давай, покажи "троганье с места". Какие уж там "переключения скоростей"! Так, эй вы, сзади! Кто "заржет" - выгоню! Так, правильно, так, так, втыкай передачу. Ну? Не бойся. По-ти-хо-о-ньку отпускай. Правиль... - Но!!! Убери ногу с "газа"!!! Убери!!! Долбо...б! Кто сцепление делать будет?! Ты?! Ты ж его "сжёг"! Да я тебя на километр не подпущу! Так! "Высыпайтесь" все на улицу и пешком в школу! На сегодня - всё! Отъездились! Панкрашкину - отдельное спасибо!"
  
   Мы построились, типа в колонну, и пошли в школу, подгоняя злополучного Панкрашкина пинками. И орали песню из к/ф "Бумбараш": "- Я приду и тебя обойму! Если я не погибну в бою, в тот тяжелый час, за рабочий класс, за всю-ю стра-а-ану!". Предчувствие из космоса? Просто весна!
   "- Лучков! Наганов! Значит на "время" - замена пробитого колеса! Ты на одной машине, Наганов на другой!"
   Начали:
   - Домкрат!
   - Ключ!
   - Рычаг!
   Крутим, крутим, крутим! Заело! На предпоследней гайке у меня - заело! А я Макса обгоняю пока! Но Макс - "каратист", а я - "штангист". Здесь я не должен проиграть! Наращиваю рычаг дополнительной трубой, упираюсь так, аж вены на шее! Не идет! Спина и ноги делают свое дело. Пошла "родимая"! Со скрипом-стоном, но пошла! Наши пацаны и девчонки болеют за нас. Но все равно тяжело дается каждое движение. Все! Макс меня обогнал! Я безнадежно отстал! Мокрый от пота, с "отсушенными" руками, когда все уже сводит - добиваю проклятую гайку. И тут засмеялся наш учитель, затрясся от смеха. Оказывается, я открутил гайку вместе с футоркой! А это почти невозможно в обычных условиях. Слишком тяжело. И мне стало приятно. Я хоть это смог! ...
  
   ... И уже там, "за речкой". Моя первая "колонна" через Саланг. Я "запасной" водила. Уже полгода в Афгане. После комфортабельного "Камаза" в кабине "Урала" немного непривычно. Руль с другой величиной люфта, рычаг КПП свободно перемещается в широком диапазоне, не то что "КАМАЗовская кулиса". Впереди "два метра до смерти" - капот с движком - габариты "чужие".
   На Саланге обстреляли нашу колонну. Выстрелов не слышно, наверное издалека стреляли, но колонна встала на "серпантине". Прячемся за "горку", и вдруг:
   - Смотри, смотри!
   - Это что?!
   - Дурак! Стреляют!
   По склону горы, где мы ехали, прошлась очередь очень больших "фонтанчиков" пыли и песка. Метрах в десяти выше нас. Подъехал "БэТэР" и начал "поливать" противоположную горку.
   - Бегом отсюда! А то гильз в колеса нахватаем!
   И мы тронулись вперед, объезжая "БэТээР" со стороны "нашей" горы.
   Уже прошли Саланг, вышли из основной колонны чужого подразделения и рванули - гоним вперед, на Термез, в "Союз". Ребята прикалываются, начинают чудить. Типа, "догонялки - салочки". Мы одни на пустынной дороге. В головной машине "старший" колоны. Наши машины сзади. Я - "черпак" (прим. N1), но самый младший по призыву здесь. Остальные здесь "деды" (прим. N2) и "дембеля" (прим. N3). Им "можно" многое. Свернули "косяк" (прим. N4) и теперь передают его "на ходу" из кабины в кабину. Серега отдал мне руль, тоже на ходу, так "прикольнее". Сам тянется к "косяку":
   - Держи машину ровно! Не крутись! "Олейник" сам подъедет как надо.
   Вроде бы получается. Серега, курнув, говорит мне:
   - Я "пошел" в гости! Держи руль! Не отставай! - и перешагивает на подножку рядом мчащейся машины. Они обгоняют меня, я на ходу перелезаю на водительское место, заметно притормаживаю - теряю скорость. И они скрываются за поворотом. Выделывая эти "кренделя" мы отстали от впереди идущих машин. Надо догонять. Дорога начинает петлять среди высоких мрачных гор, подступивших к шоссе. Вроде бы "Драконовы горы" называются.
   Вхожу в затяжной левый поворот, он достаточно крутой, все время приходится притормаживать, срезать угол поворота, двигаясь по встречной полосе. Склонившись в правую сторону, высматриваю - нет ли "встречки". Горы кончились, впереди пустыня и солнце в глаза. В Афгане так часто солнце светит в глаза. Вижу хвост своей колонны, я порядочно отстал. Полный газ! Набор скорости хороший - машина "дембельская"! Приближаюсь. Торможу. Не рассчитал! Меня несет в задний борт! Сворачиваю вправо! Обочины нет, канавы тоже, сразу пыль пустыни и "дукан" (прим. N5). Вот причина, почему остановились. Уже остановившись, почти (!) - сбиваю столбик, подпирающий какой-то камышовый навес перед входом в магазинчик. Дряхлый пыльный навес опускается краем почти на мою кабину. Наш прапорщик внимательно смотрит на меня и на оседающую, на нем пыль, молчит. Остальные тоже. Вроде бы остолбенели. Вот как я "лихо" остановился (это я так думал).
   Сдаю немного назад, выхожу, поднимаю столбик и ставлю его на место. Вроде бы я всегда так делаю. "Деды" и "дембеля" с красными глазами - ржут. Прапор улыбается, "ласково" отвешивает мне "леща" по загривку. И еще разок, приговаривая: "- Совсем оборзел, "сынок"! Прапорщика советской армии уже не замечает!". И это - хорошо! Маленький, но доходчивый урок по "культуре поведения".
   ... у "Камаза" очень нежные покрышки, по сравнению с "Уралом". Часто "ловит" разбросанные патроны, иногда гвозди, даже о камни можно порезать. Вспоминаю первый прокол...
   На свалке из останков техники, выезжая, задеваю брошенный блок цилиндров с торчащими болтами. Моментально пропарывается боковина правого переднего колеса. Сдулось мгновенно. Запаски нет. Я один. Придумать ничего не мог, технику бросать нельзя, так и доехал на "пониженной" до полка. Слава Богу, не далеко. Колесу полный "пипец"! Всего пять гаек, и колесо снимается с диска. А вот с разбортировкой пришлось помучаться. Наезжали другой машиной на край колеса, долбили кувалдой. Наконец получилось. В итоге ушло полдня!
   А когда, через полтора года, вывозил остатки сгоревших "артскладов" в Теплом стане (1985 или 86?), то за один день получил четыре "пробоины". Почти в каждом рейсе. Солдаты еще грузят лопатами причудливо изогнутые осколки разорванных патронов, снарядов и, почти ровные квадратики "лимонок", а я уже закончил "вулканизацию" (прим. N6). В качестве домкрата - гильза снарядная. Упираешь гильзу в переднюю балку или в мост, включаешь "мультипликатор" второго моста и сдаешь назад или вперед, как ситуация позволяет. Откручивать колесо начинаешь еще, когда оно не "вывешено". Минут 20 - 30, вместе с "вулканизацией" и все. ...
   ... "Баграмский" поворот, пост на дороге, где формируются колоны, дозаправка и т.д. Вчера мы не успели "встать" в чужую колону и пришлось ночевать на посту. До полка каких-то 30 километров (примерно), а мы вынуждены снова спать в кабинах. Жрать уже нечего, получали новые "трехмостовые" "КАМАЗы-крокодилы", задержались в Хайратоне - "опоздали" на Саланг - еда кончилась, в пути двое суток лишние получились, вот сидим здесь. "Старший" колоны договорился о дозаправке, подъехал "бензовоз" с солярой. Залили в баки по полной. В опускающихся сумерках, где-то, совсем рядом, загрохотали пулеметные очереди и глухие разрывы. Это там, где та самая колона, в которую мы не попали! Да что такое?! Что там сейчас?! Хоть бы все обошлось!
   С утра готовимся домой, в полк. Наши машины выпускают последними в колонне. Я, старший водитель, иду "замыкающим". Со мной в кабине "запасным" - Женька Самсонов, с города Шатура (Моск. обл.). Вытягиваемся на шоссе, двигатель приятно урчит. Все, погнали. Никаких "обгонов"! Ждем "встречи" со вчерашней автоколонной. Вот и она. Раздолбанные "Камазы", сгоревшие кабины, целые, неповрежденные задние блок-фонари. Дымящиеся покрышки, растасканные по разным сторонам дороги остовы машин, перевернутые, сброшенные с дороги танками. Некоторые так и остались стоять на трассе. Этих объезжаем!
   Привычно, "по-пиратски" отмечаю, что можно было бы скрутить "про запас". Вон, передняя решетка новенькая, а на моем "самосвале" разбитая. Гудок бы воздушный не помешал. Тормозной кран - старая головная боль. "Сидушки" камазовские водительские - у "бэтээрщиков" "в цене". Но останавливаться здесь и сейчас - "ох, уевших" нет! Спасибо! Мне домой скоро, через месяц, да и Женьке тоже, мы одного "призыва", это последняя наша "ходка"! Июнь 1986, в августе - "бурубухай" (прим. N7) в СОЮЗ!
   И "накаркал"! Движок стал чихать, мощность исчезает! Переключился на "пониженную"! Бесполезно! Встали! Последние в колоне! Маршрут близкий - "техсопровождения" нет! На двоих - один "плевок" ("АКСу") (прим. N8) и "стандартные" запалы от гранат.
   Стартер исправно прокручивает движок, но "фигли толку!", не схватывает почему-то!
   - Жека! На автомат! Вылазь! - Смотри по сторонам! Ежели что!
   - А тут и справа, и слева - с обеих сторон "зеленка"! Куда смотреть-то?!
   - Вокруг!!! Не до твоих приколов!
   В это время, подняв кабину новенького "Камаза", пытаюсь "прокачать" ручным насосом топливо. Отсоединил патрубок, начал качать ...!!! Синенькая прозрачная струя!!!
   - Это что?! Новая солярка?!
   - Ага! Опытный образец, экспериментальный, для Афгана! - Женьке весело - это нервное.
   Осторожно, по очереди, принюхиваемся. Нет, не соляра, не бензин, да и не спирт, но знакомое что-то.
   - МЛЯТЬ!!! - и уже одновременно:
   - ТОСОЛ!!! (прим. N9)
   Учащенно работаю насосом, стараюсь выгнать эту "дрянь" из топливной системы. Точно знаю, что с движком все в порядке и никак "это" не могло попасть в бензобак из системы охлаждения. А откуда?
   - Гребаный "бензовоз"!!!
   От туда! От верблюда!
   Со вчерашней заправки!!! Видать после перевозки тосола в "бензовоз" соляру заправили, а мне в бак и остатки тосола, и соляра попали.
   Струя из насоса и не думает менять свой цвет и запах. "Идет" чистый тосол. А сколько ж его в баке? Надо ускорить процесс. Лезу под топливный бак. Откручиваю сливную пробку, сам рядом лежу, чтобы сразу закрыть, если соляра потечет. Лезет шальная мысль: "- Вот так "долбоОбы" и попадают в плен к душманам!". Вытекло больше 10 литров - ведром измерял, пошла соляра. Сердце заколотилось, лишь бы завелся!
   Без дополнительной ручной прокачки быстренько опустили кабину "Камаза".
   - Зажигание.
   "Дыр-дыр-дыр - восемь дыр!". Прихватило чуток, еще!
   - Все, завелся!
   Тронулись. Домой "летели"! Только когда поехали - потные руки дрожали, жара, конечно, была, но, наверное, струсил ...
  
   А сколько раз ездил без исправного стартера. То выжимного реле не было в запчастях, то реле-переключателя. Заводился с разгону с горки или с "толкача". И как-то, по-молодости, в конце лета, ночевали на посту в машинах, а я без стартера. "Камаз" поставил кабиной от солнца, для этого заехал немного на горку передом. Сзади "Урал" меня "подпер", хрен заведешься. Ночью такой "колотун" - "зуб на зуб - мимо цели!". Так сидел в кабине и жег "замполитовскую" газету и, простите Федор Михайлович, половину "Преступления и наказания". Экономно жег, сидел, завернувшись в "трижды нестиранную простынь".
   Меняли коробку, тот же стартер (как он, "Камазовский", упал мне на грудь и ударил в солдатскую пуговицу - приятно на всю жизнь!), тормозные патрубки и кран. Колодки изнашивались быстро, особенно передние, про "проколы" - уже говорил. Один раз меняли всю кабину, на спуске с перевала "поцеловался" в задний борт с афганским "ЗИЛом" - самосвалом, подстава с его стороны, так с протяжкой "электрики" - беда.
   Другой раз какой-то "бача" (прим. N10) перерезал тормозной шланг с правой стороны, заметил это только на повороте в полк, но опыт экстренного торможения "ручником" уже был автоматический. После замены шланга и регулировки тормозов, разогнались по парку и затормозили, чтоб проверить. За нами столб пыли, а сбоку зампотех полка, уже на "дембель" готовился. "Заменщика" (прим. N11) ждал. Вобщем, мне внушение - удар в грудь (хотел-то по "морде", но я увернулся чуток) и "дырка" гвоздем в талоне предупреждений. Ладно, наука на дополнительную внимательность к окружающим!
  
   ... С "афганским генералом" (прим. N12) - писал про эту историю. Тоже - урок на всю жизнь.
  
   ...На высокогорный пост какой-то ездил один раз. Там "точка" без еды оставалась - послали меня, а обычно "Газ 66". Но "бронированный" "Камаз", в смысле - самосвал, да на "зиловских" покрышках, да без подкачки колес - наверное, самое "ОНО" для путешествия по горным дорогам. Но про это я уже потом думал, а вот когда "карабкались" по узенькой дорожке, иногда круто уходящей вверх - думал, как забраться. Когда песок и гравий проскальзывал под колесами и немножечко "сносило" к пропасти. Когда орлы натурально летали ниже нас.
   Да, открывающийся с высоты гор вид частички Кабула в реальности лучше, чем на фотографиях. И "плохо ехать - лучше, чем хорошо идти!". Но...
   Наверху мне сразу предложили надеть бронежилет и не снимать его. Но - свой бронежилет! А я его и не брал! Сочувственно предложили и "броник", и каску. Я, гордый дурик, отказался. И еще, чувства офицера, сидевшего рядом, в одной кабине, но со стороны пропасти, я ощутил только, когда мы стали спускаться обратно вниз, и пропасть была уже с моей стороны. Мы спускались практически только на "тормозах".
   Это странное чувство, когда, тормозя - ты едешь, а если не тормозишь, то сразу едешь еще быстрее. Но иногда нужно отпускать тормоза, иначе машина плохо слушается руля. А пропасть рядом, с моей стороны и так близко. Под "конец" спуска захотелось писать, а с чего бы это - казалось, что вся влага из тела на пот ушла!
   Таких "учебных горок" в Союзе не было.
  
   ... Еще один урочек. Когда меня с "Камазом" откомандировали в одну из частей, на Кабульский аэродром, на несколько дней, то довелось мне услышать то, в реальность которого не поверил бы, если бы кто рассказал до армии.
   Оказалось, что там служил солдат срочной службы, который прослужил уже реальных три года! Но не "сверчком" (прим. N13), а потому что случилось с ним нечто. Был он водителем "Шилки" (прим. N14). Знаете такую аэродромную "игрушку" в четыре ствола? При следовании в составе колоны в горах, на одном из поворотов "полетел" то ли фрикцион, то ли еще что, только сорвалась гусеница с шестерен, или как они называются. И произошел "поворот"- разворот машины на месте. Оказалась "Шилка" на самом краю. А на "броне" два человека сидели, офицеры или солдаты - не запомнил. Выстрелов не было, и что они подумали, не знаю, может, что водитель "оКуел" и над ними прикалывается или еще что, в этом духе. Вобщем с "брони" они не спрыгнули. А успели крикнуть ему, что б прекратил заниматься "хлуйней". "Броня" качнулась на краю, да и завалилась вниз. Один офицер попытался вниз в люк пролезть, другой спрыгнул, но в сторону падения "Шилки". А водила сидел, вцепившись в рычаги. Вобщем, перевернулась-покатилась "броня" вниз. Офицера в люке застигла смерть, другого тоже не пощадила - накатилась на него "Шилка", перевернулась, раз-другой и встала, как положено. А когда "спасатели" спустились вниз - смотрят, водила-то живой, сидит по грудь в воде, за рычаги держится, да так, что пальцы ему силой разжимали. Росточком он маленький, как школьник. Водилы "брони" почти всегда такие были.
   "Шилку" эту я видел своими глазами. Башня заметно вдавлена в корпус с одной стороны. Стояла вроде бы на охране аэропорта. Солдат был очень молчалив, не общался почти ни с кем, никуда его в наряды не "запрягали".
   Глаза. Да нет, не смогу я описать, какие это были глаза! Боль, отчаяние, ожидание, покаяние!!! Так он посмотрел на меня, когда я к нему обратился. Маленький "школьник" с взглядом опытного взрослого человека.
   Срок службы его кончился давно, а вот домой на "дембель" не отпускали. Суд там, в Союзе, "устроили". Судились военное ведомство и гражданское. По поводу этого злополучного, то ли фрикциона, то ли еще чего, но деталь эту гражданский завод какой-то "оборонный" изготавливал. А экспертизу проводило военное ведомство и по результатам экспертизы выявились дефекты, "брак" проще говоря, этой детали. "Гражданские" эти результаты не признавали, так как это прямое обвинение в их сторону. И началась тяжба. Если солдат не виноват, то виноват "оборонный" завод, - солдата отпустят. А если завод докажет, что он ни при чем, тогда солдата в "дисбат"! Вот и решили "командиры" - пусть уж лучше здесь "сидит", пока суд да тяжба, а там, если "присудят" "дисбат", то это время зачтется. А при другом обороте дела - завод еще и солдату "компенсацию" оплатит. Но я думаю, это вряд ли.
   А погибших уже не вернешь. Да и назвать, в то время, "живым" водителя этой "Шилки" - язык не поворачивался.
   Это больше, чем урок! Это сама жизнь! Та жизнь, по которой, иногда скучаю!
  
   Спасибо вам, учителя!
  
   "Салат" какой-то получился, - "винегрет"! Все смешалось - правда, слухи, чувства. Да ничего переделывать не хочу. Пусть так и остается. Возможны дополнения.
  
  
  
   Примечания:
  
      -- "Черпак" - солдат, отслуживший один год в армии.
      -- "Дед" - солдат, отслуживший полтора года.
      -- "Дембель" - солдат (почти ЧЕЛОВЕК), который уже отслужил положенный срок - два года.
      -- "Косяк" - папироса, начиненная смесью из табака, перемешанного с "чарсом" ("планом").
      -- "Дукан" - магазинчик с самым разным набором товаров. Иногда - шашлык, плов и чай.
      -- "Вулканизация" - процесс теплового и механического воздействия на свеженаложенную "заплатку" камеры колеса.
      -- "Бурубухай" - произвольно образованный жаргонный глагол от местного названия автомобиля - "бурубухайка"
      -- "Плевок" - (АКСу) автомат Калашникова укороченный. Назывался так потому, что при стрельбе часто перегревался и буквально "выплевывал" пули. Прицельная планка имела всего две позиции - до 50 метров и "плюс бесконечность".
      -- Тосол - жидкость из системы охлаждения, с добавками против замерзания зимой, при минусовой температуре, обычно использовали "Тосол 40".
      -- "Бача" - на местном наречии это означает мальчик. Так мы называли практически всех и пацанов, и дедов, и самих себя. Есть и более неприятное значение слова "бача" - мальчик для увеселительных мероприятий. Но это я узнал значительно позже.
      -- "Заменщик" - офицер из СССР (у прапорщиков - прапорщик), который принимает должность у офицера, исполнившего свой интернациональный долг в Афганистане и ждущего отправки на Родину.
      -- История с "афганским генералом" - об этом я писал в "Покушении на генералЯ".
      -- "Сверчок" - солдат (сержант) остающийся служить еще сверх положенного срока (сверхсрочно) по собственному желанию на два года.
      -- "Шилка" - это "Шилка". Вещь!

Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023