Новейшая история арабских стран Азии 1917-1985, 1988
Правление президента Абдаллы ас-Саляля (1962-1967).
Внутриполитическое положение ЙАР к концу 1962 г. было крайне напряженным. Саудовская Аравия снабжала монархистов оружием и деньгами и подкупала племена, добиваясь их выступления против республики.
В интересах защиты йеменской революции египетское руководство по договоренности с правительством ЙАР увеличило контингент своих войск в Йемене. Это позволило йеменско-египетским силам к началу 1963 г. не только остановить продвижение монархистов к столице, но и вернуть Мариб и Хариб.
Международный авторитет ЙАР к тому времени значительно укрепился, ее признало более 50 стран. В конце апреля 1963 г. при посредничестве Организации Объединенных Наций было достигнуто соглашение о разъединении сил враждующих сторон. Кроме того, ЙАР и Саудовская Аравия выразили согласие принять миссию ООН в качестве наблюдателей. Однако уже в августе стало очевидным, что миссия не может осуществлять контроль за выполнением соглашения, и она прекратила работу.
К лету 1963 г. все явственнее стала проявляться поляризация социально-политических сил среди республиканцев, которая наметилась еще в первый месяц после революции. Известную роль в этом играло присутствие в ЙАР египетских войск, а главное - египетских советников, занявших руководящие посты в аппарате управления: без их участия не решался ни один сколько-нибудь важный вопрос. По мере усиления их влияния росло недовольство среди феодально-племенных кругов, традиционалистской части интеллигенции и крупной торговой буржуазии, претендовавших на политическую власть. Они стремились отстранить от руководства республикой представителей мелкой буржуазии, которые, не имея достаточной социальной опоры, все более полагались на поддержку египетских вооруженных сил и египетских гражданских и военных советников.
Разногласия касались прежде всего государственного устройства. Феодально-племенные круги, недовольные широкими полномочиями президента республики, сконцентрировавшего в своих руках всю полноту власти, требовали расширения прав коллегиальных органов. Первым их успехом было смещение в январе 1963 г. министра иностранных дел и министра экономики Абд ар-Рахмана аль-Байдани, которого они считали ставленником египтян.
Нового успеха они добились в апреле 1963 г., после того как президент ас-Саляль, чтобы сохранить единство республиканских сил в условиях расширяющейся гражданской войны, вынужден был отменить Конституционную декларацию и обнародовать временную конституцию, утвердившую новое государственное устройство ЙАР. Высшим органом
(вместо СРК) был объявлен Президентский совет, а функции исполнительной власти вместо Совета министров были переданы Исполнительному совету. Хотя Президентский совет считался коллективным главой государства, фактически вся полнота власти была сосредоточена в руках его председателя ас-Саляля, сохранившего пост верховного главнокомандующего вооруженными силами республики. В соответствии с временной конституцией были сформированы высшие органы власти, в которых феодальные круги и представители традиционной оппозиции получили преобладающее влияние. Более того, впервые государственные посты были предоставлены шейхам племен. Правительство пошло на это, учитывая их огромное влияние.
Укрепив свои позиции в государственном аппарате, представители феодального класса и крупной торговой буржуазии продолжали проявлять недовольство значительными полномочиями главы Президентского совета, а также возросшим вмешательством египетских советников во внутренние дела страны. Стремясь уменьшить роль консервативных сил в политической жизни республики, в конце мая 1963 г. ас-Саляль подписал декрет, предоставивший ему право объявлять в стране чрезвычайное положение и наделявший его огромными полномочиями. Спустя несколько дней чрезвычайное положение было введено. Это вызвало гнев племенной верхушки, феодальных кругов и крупной торговой буржуазии. Чтобы разрядить взрывоопасную обстановку, часть членов правительства из числа традиционной интеллигенции пошла на расширение контактов с шейхами племен. Совместно они выдвинули идею проведения конференции шейхов племен.
11 августа в Сане открылась первая конференция шейхов племен, поддерживавших республику. На повестке дня стоял один вопрос - о разногласиях с правительством. Затем конференция перенесла свою работу в Амран, где было принято обращение ко всем шейхам племен и религиозным деятелям Йемена с призывом принять участие в общейеменской конференции. Такая конференция открылась 1 сентября 1963 г. Амране. В ней приняло участие около 500 человек. Среди них были шейхи племен республиканской и монархической ориентации, мусульманские богословы, представители патриотических организаций, делегация профсоюзов Адена. Пестрый состав конференции обусловил противоречивость ее резолюций.
Участники конференции, несмотря на присутствие шейхов, верных монархии, высказались в целом за сохранение республики и за принятие мер для ее защиты. Они обратились к сторонникам монархии с призывом поддержать ЙАР и принять активное участие в ее строительстве. Была высоко оценена роль Египта в защите республиканского режима. Вместе с тем были приняты и резолюции, которые вели к серьезному усилению позиций феодально-племенных кругов. К их числу относилось высказанное родо-племенной знатью и традиционной оппозицией стремление подчинить своему влиянию высшие органы власти. Они предложили преобразовать Исполнительный совет в Совет министров, а Высший совет шейхов, созданный в мае согласно временной конституции, в Консультативный совет. Последний должен был определять политический курс страны и контролировать деятельность государственных учреждений; он должен *был также стать высшим законодательным органом. Предлагалось сформировать из племенных ополчений "народную армию", подчиняющуюся шейхам. Резолюции конференции спустя несколько дней были утверждены Президентским и Исполнительным советами, руководство которыми, воспользовавшись отсутствием ас-Саляля (он находился на лечении в Каире), захватили феодально-племенные круги.
Под давлением египетского правительства, расценившего решения Амранской конференции как враждебный акт, направленный против присутствия в Йемене египетских войск, ас-Саляль и его сторонники
424
из числа членов Президентского совета, также находившиеся в Каире, отказались признать их. Тем самым было нарушено шаткое равновесие в лагере республиканцев. В ответ шейхи ослабили охрану территорий своих племен, что дало монархистам возможность начать наступление на Сану.
Ухудшение военного положения республики вынудило ас-Саляля в начале января 1964 г. вернуться в Сану. Первым его шагом было издание декрета о реорганизации власти. Согласно декрету в его руках продолжала концентрироваться вся законодательная и исполнительная власть; за ним также сохранялось право объявлять чрезвычайное положение. В реорганизованных органах власти подавляющее большинство мест было отдано офицерам из мелкобуржуазных слоев, а также представителям командования египетских войск, находившихся в ЙАР. Попытки феодально-племенных кругов вернуть утраченные позиции не увенчались успехом.
Однако предпринятые главой Президентского совета действия не только не нормализовали положения, но и вызвали дальнейший рост недовольства, что вынудило ас-Саляля и его сторонников еще теснее сблизиться с командованием египетских войск.
В ответ на действия ас-Саляля шейхи племен, ранее поддерживавшие республику, в конце 1964 г. выступили против центральной власти и захватили отдельные участки на шоссейных дорогах Сана - Ходейда и Сана - Таиз. Племенные ополчения подошли к стенам столицы.
Угроза захвата Саны и связанная с этим возможность падения престижа ас-Саляля и Насера в арабском мире вынудила их предпринять шаги для политического урегулирования конфликта. С этой целью президент Насер начал переброску в ЙАР новых контингентов египетских войск, которые приступили к карательным акциям против восставших зейдитских племен. Действия республиканских и египетских подразделений привели к тому, что на сторону свергнутой монархии переходили племена, ранее поддерживавшие республиканцев. Территория, находившаяся под контролем республики, значительно сократилась.
Одновременно Насер и ас-Саляль предприняли шаги для укрепления позиций республиканцев на общеарабском уровне. На конференции глав арабских государств, состоявшейся в Каире в середине января 1964 г., впервые присутствовал руководитель ЙАР. Ему при поддержке Насера удалось добиться признания ЙАР Иорданией и установить контакт с королем Саудовской Аравии. Эти, казалось бы, незначительные успехи облегчали дальнейший поиск путей урегулирования йеменской проблемы. Важным шагом, позволившим укрепить авторитет ас-Саляля, явилась его поездка в Советский Союз, в результате которой были не только подтверждены ранее существовавшие дружественные отношения между двумя странами, но и подписан договор о дружбе и соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве.
Тем не менее внутриполитическая ситуация в стране оставалась сложной. Карательные операции, проведенные объединенными египетско-йеменскими силами против восставших племен, не привели к стабилизации положения. Оппозиция продолжала требовать выполнения решений Амранской конференции.
В конце апреля 1964 г. в ЙАР прибыл президент Насер. Его переговоры с офицерами, лидерами оппозиции и шейхами племен благодаря его огромному авторитету помогли нормализовать обстановку в лагере республиканцев. При его непосредственном участии была принята постоянная конституция ЙАР, которая фактически явилась свидетельством дальнейшего отступления радикально настроенных республиканцев под натиском умеренно реформистских и консервативных слоев. Высшим законодательным органом страны был объявлен Консультативный совет, хотя и с несколько ограниченными правами. В интересах торговой буржуазии и феодально-племенных кругов объявлялась свобода деятельности национального капитала. В то же время конституция увеличила права президента республики и закрепила за государством единоличное право создавать воинские формирования.
Хотя в лагере республиканцев и было восстановлено относительное равновесие политических сил, обстановка продолжала оставаться сложной. Несмотря на удачно проведенные военные операции, республиканцам не удалось ни разгромить монархистов, ни урегулировать политический кризис. Поэтому все более актуальной становилась необходимость решения йеменской проблемы путем переговоров на межарабском уровне.
В начале сентября 1964 г. на совещании глав арабских государств в Александрии между президентом Насером и саудовским принцем Фейсалом была достигнута договоренность об урегулировании йеменского конфликта мирным путем. В развитие ее в конце октября 1964 г. в Эрквите (Судан) открылась конференция, в которой приняли участие делегации йеменских республиканцев и монархистов, а также представители ОАР и Саудовской Аравии.
Было достигнуто соглашение о прекращении военных действий в Йемене и о созыве общейеменской конференции для выработки принципов будущего государственного устройства страны. Однако различная трактовка статей соглашения республиканцами и монархистами послужила причиной того, что этот документ не был впоследствии претворен в жизнь.
В конце ноября 1964 г. возобновились военные действия. Монархисты перешли в наступление на всех направлениях. В начале декабря лидеры традиционной оппозиции аз-Зубейри, Нуман и аль-Арьяни, выразив недовольство фактическим невыполнением решений Амранской конференции, принятием и проведением в жизнь постоянной конституции, противоречившей интересам феодально-племенных кругов, а также продолжающимся присутствием египетских войск в ПАР, вышли из состава правительства и Консультативного совета. Вслед за ними в отставку подали почти все министры. Это вынудило ас-Саляля объявить чрезвычайное положение. Новое правительство сформировал генерал Хасан аль-Амри. Йеменско-египетское руководство не могло игнорировать напряженность внутриполитической ситуации, и поэтому в новом кабинете значительное число мест наряду с военными было предоставлено феодально-племенным верхам.
Выступая за установление мира в Йемене, правое крыло республиканцев, находившееся в оппозиции к ас-Салялю, пыталось добиться укрепления своих позиций ценой уступок консервативным силам, в том числе путем отказа от республиканской формы правления. Так, умеренно реформистские деятели получили поддержку "Братьев-мусульман" и лиц, группировавшихся вокруг партии Союз йеменских народных сил во главе с Ибрахимом Али аль-Вазиром. Будучи противниками республиканского строя, они заявляли о себе как о "третьей силе", выступавшей и против республики, и против монархии.
В начале 1965 г. представители "третьей силы" объединились со сторонниками аз-Зубейри на общей политической платформе. Кроме того, многие из них стали активными деятелями созданной аз-Зубейри политической партии "Хизб Алла", которая выступала за создание исламской республики. Монархию и диктатуру партия отвергала. К середине 1965 г. из этих сил сложился блок, выступавший с идеей исламского государства.
В начале 1965 г. правые республиканцы призвали шейхов и племенную знать к созыву общенациональной конференции. Аз-Зубейри, взявший на себя обязанности главного ее организатора, заручился поддержкой большинства северных племен - как верных республике, так и преданных монархии. Однако 1 апреля 1965 г., во время поездки по племенам, при невыясненных обстоятельствах он был убит. Чтобы разрядить напряженность и успокоить недовольных, ас-Саляль распустил правительство аль-Амри и поручил формирование кабинета Ахмеду Мухаммеду Нуману. Обнародованная новым правительством политическая программа предусматривала реализацию принятых на Амранской конференции решений, что являлось основным требованием оппозиции. Одновременно правительство объявило о созыве общенациональной конференции для урегулирования всех спорных вопросов.
2 мая 1965 г. эта конференция открылась в Хамере. В ней приняли участие правые республиканцы, представители монархистов и "третьей силы". Сторонники ас-Саляля не были на ней представлены. Конференция преследовала цель добиться мирного решения йеменского конфликта путем достижения компромисса между республиканцами и монархистами и улучшения отношений ЙАР с Саудовской Аравией; во внутренней политике она высказалась за создание национальной армии, за перестановки в государственном аппарате, за принятие составленного аз-Зубейри проекта временной конституции, которая ограничивала права президента республики и усиливала власть коллегиальных органов. Тем самым был закреплен успех феодально-консервативных сил в борьбе с радикально настроенными мелкобуржуазными слоями.
Против решений Хамерской конференции и новой временной конституции выступили сторонники ас-Саляля. Но они были бессильны помешать установлению прямых контактов правительства Нумана с Саудовской Аравией и с монархистами. Вследствие этого возникли серьезные разногласия между ас-Салялем и членами правительства. Конфликт привел к отставке кабинета Ахмеда Мухаммеда Нумана. 1 июля 1965 г. было сформировано новое правительство во главе с аль-Амри и принята Национальная хартия, подтвердившая необходимость сохранения республиканского режима и отказа от любых переговоров с монархистами.
Несмотря на это, большая группа членов оппозиции во второй половине июля направилась в Саудовскую Аравию для переговоров о мире с монархистами. 10 августа в Эт-Таифе (Саудовская Аравия) прибывшие республиканцы совместно с монархистами и деятелями "третьей силы" подписали пакт о создании "Исламского йеменского государства". Подписавшие его стороны высказались за вывод египетских войск из ЙАР, прекращение помощи монархистам со стороны Саудовской Аравии и подготовку страны к референдуму относительно формы правления. Все статьи пакта были составлены в интересах монархистов и стоявших за ними арабских консервативных сил.
К концу лета 1965 г. монархисты захватили более трети территории, ранее находившейся в руках египтян и республиканцев. В создавшихся условиях оставался только один путь для урегулирования йеменской проблемы - переговоры между Египтом и Саудовской Аравией. Получив согласие обеих группировок республиканцев на ведение переговоров с саудовцами, президент Насер во второй половине августа вылетел в Саудовскую Аравию. В Джидде он и король Фей-сал подписали соглашение, по которому Египет должен был в течение десяти месяцев, начиная с 23 ноября 1965 г., вывести свои войска из ЙАР, а Саудовская Аравия - прекратить помощь монархистам. Предполагалось также созвать совместную конференцию республиканцев и монархистов в Хараде, с тем чтобы избрать на ней временное правительство ЙАР на переходный период, до проведения осенью 1966 г. референдума, который окончательно определит будущую форму государственного устройства Йемена.
Джиддинское соглашение, являясь логическим продолжением Александрийского, явилось новой уступкой монархистам и в вопросе о создании коалиционного правительства, и в вопросе о проведении референдума. Оно было критически воспринято обеими группировками в лагере республиканцев. Радикальные элементы оценили его как уступку монархистам, а умеренно реформистские - как вмешательство Египта и Саудовской Аравии в йеменские дела. Соглашение объединило обе враждующие группировки под лозунгом защиты республики. Было решено созвать общереспубликанскую конференцию, чтобы выяснить отношение всех политических сил в ЙАР к Джиддин-скому соглашению.
Она была открыта в конце 1965 г. в Джанаде (недалеко от Таиза). В ней приняли участие представители всех политических группировок и всех административных областей ЙАР. Однако нажим, оказанный руководством ОАР на участников конференции, заставил свернуть ее работу. Хотя на конференции не был обсужден вопрос об отношении республиканцев к Джиддинскому соглашению, выявилось единодушное стремление всех ее участников сохранить в Йемене республиканский строй.
В конце ноября 1965 г. в соответствии с Джиддинским соглашением в Хараде была созвана йеменская общенациональная конференция, на которой присутствовало равное количество делегатов от республиканцев и от монархистов. Сразу же обнаружились диаметрально противоположные точки зрения по вопросу о будущем государственном устройстве страны и о характере власти в переходный период. Республиканцы считали необходимым сохранить республиканскую форму правления до референдума, а монархисты настаивали на ее немедленной ликвидации и провозглашении "Исламского йеменского государства". Из-за этих разногласий работа конференции была прервана; она так никогда и не возобновилась.
Неудача в попытке достичь компромисса с монархистами вынудила египетское командование в ЙАР во второй половине февраля 1966 г. начать эвакуацию своих войск из северных районов страны и сосредоточить их в треугольнике Сана - Ходейда - Таиз, а также приступить к частичному выводу их из Йемена. Однако это не ликвидировало антиегипетских настроений. К июлю 1966 г. все политические силы ЙАР создали единый коалиционный блок, который выступил против ас-Саляля и его сторонников.
К началу осени президенту удалось расколоть этот блок и сформировать новое правительство из своих сторонников, в котором сам он занял пост премьера. Однако напряженность не ослабевала. Более того, оппозиция перешла к террору.
Израильская агрессия 5 июня 1967 г. коренным образом изменила политическую ситуацию на Арабском Востоке, и Египту пришлось пересмотреть вопрос о пребывании своих войск в ЙАР. В августе 1967 г. в Хартуме состоялась конференция глав государств и правительств арабских стран, на которой между президентом Насером и королем Фейсалом было заключено соглашение по йеменскому вопросу. Оно предусматривало вывод египетских войск из ЙАР, проведение плебисцита о форме государственного устройства и прекращение помощи монархистам со стороны Саудовской Аравии. Для наблюдения за выполнением соглашения была создана тройственная комиссия из представителей Судана, Марокко и Ирака. Она же должна была осуществлять посредничество в переговорах между республиканцами и монархистами.
В ЙАР все республиканцы отвергли Хартумское соглашение. В стране проходили многочисленные митинги и демонстрации в поддержку ас-Саляля, выступавшего против соглашения. Тем временем тройственная комиссия приступила к работе в Бейруте. В Ходейде, куда она прибыла, несмотря на официальный отказ руководства ЙАР ветре-титься с ней, прошли массовые демонстрации.
В сложной внутриполитической обстановке, вызванной разрывом отношений с Египтом, активизацией монархистских сил, консолидацией феодально-племенных кругов и поддерживавшей их части офицерства, ас-Саляль не сумел принять действенные меры, способные стабилизировать положение. Он пошел по традиционному пути реорганизации правительства. Оппозиция же, создав прочный блок, предложила сформировать новый Консультативный совет для выработки общей политики государства и Комитет национального примирения для переговоров с монархистами без участия тройственной комиссии. Комитет высказался за сохранение республиканской формы правления и за соблюдение принципов революции 26 сентября 1962 г.
5 ноября 1967 г., когда ас-Саляль во главе правительственной делегации отправился в Ирак, радио Саны передало сообщение о снятии его со всех постов и лишении всех званий. Так был совершен бескровный государственный переворот, положивший конец пятилетнему правлению мелкобуржуазных национальных демократов. К власти пришел блок в составе традиционной оппозиции, феодально-племенной верхушки, наиболее состоятельных буржуазных слоев, высшей бюрократии и части военного руководства.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023