ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Примаков Е.М., Лебедев Е.А., Наумкин В.В.
Йемен. Конец гражданской войны. 1967-1974 гг.

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Окончание.

  Йемен. Конец гражданской войны. 1967-1970 гг.
  
  (Примаков Е.М., Лебедев Е.А., Наумкин В.В.. Новейшая история арабских стран Азии 1917-1985, 1988)
  
  После переворота 5 ноября был создан Республиканский совет - коллегиальный орган из трех человек -
  под председательством Абд ар-Рахмана аль-Арьяни и формирован Совет министров во главе с Мухсином аль-Айни. Верховным главнокомандующим вооруженными силами
  был назначен генерал Хасан аль-Амри. Внешнеполитический курс нового кабинета был направлен
  на установление добрососедских отношений с Саудовской Аравией и урегулирование отношений с Египтом.
  Во внутренней политике программа правительства предусматривала достижение компромиссных соглашений
  с шейхами племен и проведение переговоров с тройственной комиссией.
  
  В конце ноября 1967 г., после совещания монархистских группировок, на котором было решено вооруженным путем добиваться восстановления монархии, началось наступление их отрядов на Сану. В начале декабря они окружили столицу и перерезали дороги, соединяющие ее с Таизом и Ходейдой.
  
  Обороняли Сану части регулярной армии и подразделения сил безопасности, а также военные формирования племен. В это время в столице стали стихийно возникать отряды народного сопротивления, в которые вошли рабочие, ремесленники, лавочники, мелкие торговцы, низшие чиновники, школьники старших классов, жители близлежащих селений.
  
  В создавшейся обстановке левые политические организации Северного Йемена, с 1963 г. находившиеся на нелегальном положении,- ДАН, ПАСВ, НДС - вышли из подполья и возглавили народное сопротивление. Наибольшим влиянием среди них обладало Движение арабских националистов (ДАН), тесно связанное с Национальным фронтом Южного Йемена, поскольку последний вышел из его рядов и оформился в самостоятельную политическую организацию еще в конце 60-х годов. После завоевания в 1967 г. Южным Йеменом независимости Национальный фронт стал в Народной Республике Южного Йемена (НРЮЙ) у власти. Первоначально руководство народным сопротивлением находилось в руках гражданских лиц. По мере обострения ситуации в главный штаб были введены армейские офицеры.
  
  Когда началась блокада столицы, председатель Республиканского совета аль-Арьяни и премьер-министр аль-Айни, а также большинство других видных политических и военных деятелей выехали в Ходейду или за рубеж, с тем чтобы добиться прибытия в страну тройственной комиссии. По мере сужения кольца блокады покинувшие Сану руководители теряли реальную власть и не могли уже влиять на ход событии в стране. В декабре 1967 г. аль-Айни вышел в отставку и пост премьер-министра занял генерал аль-Амри.
  
  К началу января 1968 г. отчетливо проявились разногласия среди республиканского руководства в Сане. Они обострились после назначения на пост начальника генерального штаба майора Абд ар-Ракиба Абд аль-Ваххаба, тесно связанного с младшими офицерами, с руководством народного сопротивления, с Национальным фронтом Южного Йемена и с ДАН. Выдвижение им на командные должности своих сторонников напугало аль-Амри и высших офицеров. Генерал попытался поставить под свой контроль отряды народного сопротивления и их политическое руководство, однако влияние левых сил к тому времени настолько увеличилось, что ему не удалось это осуществить. Тогда аль-Амри вступил в контакт с шейхами племен и с монархистами.
  
  В начале февраля 1968 г. блокада Саны, продолжавшаяся 70 дней, была прорвана, и части республиканской армии при поддержке отрядов народного сопротивления и военных формирований племен очистили господствовавшие над столицей высоты. Со снятием блокады исчезли надежды на реставрацию монархии.
  
  Между тем в республиканском лагере все более четко вырисовывалось противостояние группировок - сторонников начальника генерального штаба и сторонников верховного главнокомандующего. В Сане создалось фактическое двоевластие. Каждая из соперничавших группировок стремилась расширить свою социальную базу и увеличить число приверженцев.
  
  Хасан аль-Амри и феодально-племенная верхушка, опасаясь дальнейшего роста и чрезмерного влияния левых сил, призывавших к продолжению борьбы против монархистов, развитию демократических тенденций йеменской революции, к укреплению регулярной армии и роспуску племенных ополчений, ждали удобного момента, чтобы расправиться с народным сопротивлением и нанести удар по созданному в процессе обороны столицы единому фронту национально-патриотических сил.
  
  Во второй половине марта 1968 г. в Ходейде произошло столкновение между регулярными частями йеменской армии, тесно связанными с отрядами народного сопротивления, и племенными формированиями, возглавлявшимися шейхами. Этот конфликт стал поводом для репрессий против активистов народного сопротивления. В ответ на карательные меры властей в Ходейде, а затем в Иббе, Таизе, Яриме, Сане и других городах прошли массовые забастовки протеста. Опасаясь выступления в столице сил народного сопротивления и воинских частей, верных Абд ар-Ракибу, власти ввели туда ополчения племен хашед и бакиль.
  
  Карательные акции против прогрессивных сил, осуществленные в апреле-мае 1968 г., привели к фактической ликвидации отрядов народного сопротивления и арестам младших офицеров - сторонников Абд ар-Ракиба. В августе 1968 г. в Сану были дополнительно введены вооруженные формирования племен. В течение двух дней в городе шли ожесточенные бои между сторонниками леворадикального крыла, с одной стороны, и верными аль-Амри воинскими частями и племенными ополчениями - с другой. Абд ар-Ракиб выразил аль-Амри недовольство по поводу смещения с занимаемых постов придерживавшихся прогрессивных взглядов офицеров. Это заступничество верховный главнокомандующий использовал как удобный предлог для изгнания из армии неугодных ему лиц. Он обвинил Абд ар-Ракиба и верных ему офицеров в попытке свергнуть правительство и выслал их из страны.
  
  В январе 1969 г. Абд ар-Ракиб вернулся в Сану и попытался выступить в защиту арестованных во время августовских событий офицеров. Аль-Амри счел этот момент подходящим, чтобы окончательно
  расправиться со своим давнишним противником. Абд ар-Ракиб Абд аль-Ваххаб и многие его сторонники были убиты, а свершившуюся акцию аль-Амри оправдал тем, что майор якобы замышлял убийство президента аль-Арьяни.
  
  Воспользовавшись расколом в лагере республиканцев, монархисты весной 1968 г. возобновили боевые действия в окрестностях Саны и в других районах страны.
  
  Развитие событий в ЙАР, а также сложившаяся в арабских странах после израильской агрессии 1967 г. политическая обстановка оказали влияние на деятельность йеменских политических организаций и партий, представлявших филиалы общеарабских центров. В июне 1968 г. северойеменский филиал ДАН на своем внеочередном съезде принял решение об отделении от центра в Бейруте и о переименовании организации в Революционно-демократическую партию Йемена (РДПЙ). Программа партии базировалась на принципах научного социализма, призывала к прогрессивным социально-экономическим преобразованиям и к созданию Национального фронта.
  
  Между тем военные действия, которые вели монархисты, постепенно начали стихать и к началу 1969 г. фактически прекратились. К тому времени среди монархистов произошел раскол. Усилилась группировка, призывавшая к окончанию гражданской войны и к переговорам с республиканцами. В марте 1969 г. она попыталась достигнуть компромисса с республиканцами. Последние, прежде всего феодально-консервативная их часть, как уже говорилось, в начале 1969 г. значительно укрепили свои позиции и теперь стали проводить политику, направленную на исламизацию общественной жизни в ЙАР, нормализацию отношений с Саудовской Аравией и улучшение отношений со странами Запада.
  
  В середине марта 1969 г. в Сане открылась сессия Национального совета - временного высшего законодательного органа республики, сформированного в середине октября 1968 г. Он должен был стать переходной формой к созданию Консультативного совета, предусмотренного конституцией. Его председателем был избран шейх Абдалла аль-Ахмар. Национальный совет провел выборы в Республиканский совет: в него вошли аль-Арьяни, аль-Амри и влиятельный политический деятель Мухаммед Али Осман.
  
  Новый состав высших органов власти ЙАР свидетельствовал о росте влияния правых сил. Наряду с представителями феодально-племенных кругов в них были введены специалисты в области экономики и финансов.
  
  Разгром прогрессивных сил в ЙАР не мог не сказаться на взаимоотношениях двух йеменских государств. Со времени образования Народной Республики Южного Йемена (впоследствии Народная Демократическая Республика Йемен - НДРЙ) в 1967 г. между правительством ЙАР и руководством НРЮЙ сложились натянутые отношения. Это объяснялось значительной военной, материальной и моральной поддержкой, которую получали прогрессивные северойеменские силы, прежде всего ДАН, от правительства Южного Йемена и Национального фронта.
  
  К середине 1969 г. почти вся территория ЙАР была очищена от монархистов. Лишь в горных районах на границе с Саудовской Аравией продолжали оперировать их небольшие отряды. Шейхи племен, ранее поддерживавшие монархистов, стали переходить на сторону республики, что способствовало стабилизации внутриполитического положения.
  
  Правительство Абдаллы аль-Куршуми (крупного технического специалиста, сторонника прозападного курса), пришедшее к власти в сентябре 1969 г., приняло широкую экономическую программу, предусматривавшую среди прочего развитие частнокапиталистического предпринимательства, которое, хотя и сдерживалось прежде государством, с декабря 1962 г. заметно укрепило свои позиции. Для реализации этой программы правительство прибегло к некоторым формам государственного регулирования, что вызвало недовольство части феодально-племенной верхушки и армейских офицеров, тесно связанных с предпринимательством. Это в конечном счете и определило скорое падение кабинета аль-Куршуми.
  
  В начале февраля 1970 г. к власти вновь пришло правительство во главе с аль-Айни. Программа его деятельности предусматривала развитие экономики, сотрудничество политических сил всех направлений, нормализацию отношений с Саудовской Аравией.
  
  Во второй половине марта 1970 г. в Джидде состоялись переговоры между представителями йеменского правительства и членами саудовского кабинета, в них участвовала также делегация монархистов. Было достигнуто соглашение, в соответствии с которым Саудовская Аравия признала ПАР и обязалась прекратить помощь монархистам и поддерживающим их племенам. Взамен она потребовала от йеменского руководства убрать из армии и государственного аппарата представителей прогрессивных сил. Стороны договорились также возвратить в ПАР многих видных политических и общественных деятелей прежнего режима.
  
  В результате к середине апреля 1970 г. на всей территории Северного Йемена были прекращены военные действия, а в конце апреля Саудовская Аравия официально объявила о своем признании ЙАР.
  Тем самым был положен конец многолетней гражданской войне.
  В мае республиканское правительство предоставило бывшим деятелям монархического режима и лицам, сотрудничавшим с Саудовской Аравией, ряд важных постов в высших государственных и административных органах страны.
  
  Урегулировав отношения с Саудовской Аравией, правительство аль-Айни взяло курс на развитие связей с Западом. Были возобновлены разорванные в 1965 г. дипломатические отношения с ФРГ, установлены дипломатические отношения с Францией и Англией, оживились связи с Италией, началась подготовка к восстановлению дипломатических отношений с США, разорванных в 1967 г. Одновременно правительство ИАР расширило дружественные связи с Советским Союзом и другими социалистическими странами, а также с арабскими государствами. Все это способствовало тому, что в ЙАР вскоре резко поднялась деловая активность: открылись филиалы западных компаний и фирм, началось интенсивное городское строительство, усилился приток денежных средств, присылаемых йеменскими эмигрантами.
  
  Изменения в жизни ЙАР нашли юридическое оформление в принятой в декабре 1970 г. новой постоянной конституции, по которой страна провозглашалась "консультативной парламентской республикой". Согласно конституции партийная деятельность во всех ее формах была запрещена, хотя поощрялось развитие кооперативных обществ и профсоюзных объединений. Только государству разрешалось создавать вооруженные силы, органы безопасности и армию. Ислам объявлялся государственной религией, а мусульманское право - источником всех законов.
  
  ЙАР вступила в период мирного развития. Однако между политическими деятелями, занимавшими руководящие посты в государственном аппарате и до 1968 г. выступавшими единым фронтом против прогрессивных сил, возникли, несмотря на идентичность их взглядов по многим политическим, экономическим и религиозным вопросам, разногласия в оценке внешнеполитического курса страны, прежде всего отношений с Саудовской Аравией и НДРЙ. Наиболее влиятельной была так называемая хамерская группировка, возглавлявшаяся председате
  лем Республиканского совета аль-Арьяни. В нее входили и сторонники аль-Айни, а также умеренные традиционалисты. Все они выступали за умеренные буржуазные реформы и придерживались прозападной ориентации. Другая, крайне консервативная группировка выражала в основном интересы племенной верхушки. В нее входили и сторонники монархии.
  
  Внутриполитическое положение
   и внешняя политика ЙАР
  в начале 70-х годов
  
  В начале 70-х годов отношения между участниками названных группировок продолжали ухудшаться. Особой остроты они достигли весной 1971 г., при формировании высших органов власти, прежде всего Консультативного совета, председателем которого был избран шейх Абдалла аль-Ахмар. В состав высших органов власти вошли в подавляющем большинстве шейхи племен, мусульманские богословы и другие представители феодального класса традиционалистского направления, что свидетельствовало о дальнейшем усилении консервативной группировки.
  
  Правительство аль-Айни, как и правительство его предшественника, не смогло преодолеть финансовые и экономические трудности и было вынуждено в мае 1971 г. уйти в отставку. Программа нового кабинета, сформированного Ахмедом Мухаммедом Нуманом, предусматривала упорядочение финансовой системы и реорганизацию административного аппарата. Решить поставленные задачи правительство надеялось с помощью Запада и арабских стран, при тесном сотрудничестве с Саудовской Аравией. Была провозглашена политика "открытых дверей", которая должна была обеспечить приток финансовых средств от стран Запада и международных и арабских фондов. Однако полученная помощь оказалась недостаточной. Известную роль в этом сыграла Саудовская Аравия - наиболее крупный заимодавец ЙАР, поскольку за оказание помощи она потребовала от ЙАР прекращения ее конфронтации с НДРИ. Не сумев выполнить провозглашенную им программу, правительство Нумана в конце июля 1971 г. подало в отставку.
  
  Бедственное состояние экономики, политическая нестабильность, непрекращающееся ухудшение материального положения народных масс вызвали всеобщее недовольство. Наиболее критически были настроены некоторые чиновники, солдаты и младшие офицеры армии. Руководство ЙАР, опасаясь организованных выступлений, решило окончательно покончить с оставшимися в государственном аппарате и в армии представителями прогрессивных сил. В августе 1971 г. для этой цели премьер-министром был назначен генерал Хасан аль-Амри. Однако пребывание его на посту главы кабинета оказалось кратковременным: у него возникли разногласия с высшими чиновниками и с феодально-племенной верхушкой. Правящая группировка, опасаясь, что аль-Амри может с помощью армии захватить власть, устранила сильного конкурента. Всего через десять дней после прихода к власти аль-Амри был освобожден от обязанностей премьер-министра, главнокомандующего вооруженными силами ЙАР и члена Республиканского совета.
  
  И все же в середине сентября 1971 г. формирование правительства было вновь поручено аль-Айни, что свидетельствовало о победе сторонников гибкого курса, считавших поддержание хороших отношений как с Западом, так и с Востоком краеугольным камнем внешней политики ЙАР. Эти круги надеялись, что с приходом к власти аль-Айни несколько улучшатся отношения с социалистическими странами и расширятся контакты с прогрессивными арабскими режимами. В декабре 1971 г. председатель Республиканского совета аль-Арьяни посетил с официальным визитом Советский Союз. Были рассмотрены перспективы совместного сотрудничества и намечены пути его дальнейшего развития.
  
  В начале 1972 г. перед сторонниками гибкого курса вновь возникли сложности. На выработку внешней политики в это время все большее влияние стали оказывать лица, принадлежавшие к феодально-племенным и традиционалистским кругам; под давлением Саудовской Аравии они требовали перейти к открытой конфронтации с НДРЙ.
  
  К лету 1972 г. обстановка в ЙАР стала более спокойной, что явилось следствием ряда уступок, сделанных руководством страны феодально-консервативным силам. Так, в июне в состав Республиканского совета вместо аль-Амри был введен Абдалла аль-Хаджари, бывший министр монархистского правительства и сторонник просаудовского курса. 1 июля 1972 г. была достигнута договоренность о возобновлении прерванных в 1967 г. дипломатических отношений между ЙАР и США.
  
  К осени 1972 г. в приграничных районах ЙАР и НДРЙ вновь участились случаи диверсий и террора. Южнойеменские контрреволюционеры, сосредоточенные в лагерях вдоль границы, активизировали свою деятельность, выдвинув лозунг немедленного объединения ЙАР и НДРЙ мирным или военным путем.
  
  26 сентября 1972 г., в десятую годовщину йеменской революции, вооруженные отряды южнойеменской оппозиции при поддержке северойеменских племен перешли границу НДРЙ и начали наступление на южнойеменские селения в районах Катабы, Эр-Рахиды, Эль-Бейды и Хариба. Организаторы войны рассчитывали на быструю победу наемников при поддержке со стороны оппозиции внутри НДРЙ. Однако их надежды не оправдались.
  
  21 октября 1972 г. в Каире при посредничестве ЛАГ начались переговоры между делегациями ЙАР и НДРЙ об урегулировании спорных вопросов; обсуждению подлежал также предложенный правительством НДРЙ проект объединения двух Йеменов. 28 октября переговоры были завершены подписанием документа, согласно которому создавалось единое йеменское государство с центральным правительством, едиными столицей, флагом и гербом. В будущем государстве планировалась "республиканская, национальная, демократическая форма правления". К этому документу было приложено совместное заявление о нормализации отношений между ЙАР и НДРЙ, которое предусматривало, в частности, взаимный отвод войск и открытие границ, возвращение беженцев, прекращение подрывной деятельности и урегулирование всех спорных вопросов мирным путем. Стороны также условились провести через месяц встречу глав государств для обсуждения вопроса о выполнении данного соглашения.
  
  Такая встреча состоялась 26-28 ноября 1972 г. в Триполи (Ливия) при посредничестве ливийского лидера Муаммара Каддафи и завершилась подписанием "Полного текста соглашения о единстве между двумя частями Йемена". В нем говорилось о сформировании восьми совместных рабочих комиссий по выработке конституции и другим вопросам, а также в несколько новой трактовке были определены политические основы объединенного государства. В документе отмечалось, что "государство будет стремиться к социализму исламского арабского образца, на основе принципа социальной справедливости, отвергающей все формы эксплуатации". Формой управления, как объявлялось в документе, должна быть "национальная демократия". Официальной религией признавался ислам, главным источником законов - шариат, официальным языком - арабский.
  
  Подписание обоих документов привело к прекращению военных столкновений на границе, а заключение соглашения о единстве отодвинуло поставленный реакционными, империалистическими силами вопрос о немедленном объединении Северного и Южного Йемена.
  
  Высший законодательный орган ЙАР - Консультативный совет одобрил соглашение о единстве, заключенное в Триполи. Однако группировка северойеменских шейхов, недовольная примирением ЙАР и НДРЙ и направлением политики премьера аль-Айни в целом, устроила ему обструкцию. Последний был вынужден в конце декабря 1972 г. уйти в отставку.
  
  Правительственный кризис осложнился из-за ухудшения финансово-экономического положения страны, поскольку Саудовская Аравия в ответ на подписание соглашения приостановила помощь ЙАР и обещала возобновить ее только после сформирования нового правительства во главе с Абдаллой аль-Хаджари. Являясь креатурой Саудовской Аравии, аль-Хаджари в июне 1972 г. был избран в Республиканский совет и теперь в нарушение конституции 30 декабря был назначен и премьер-министром нового правительства, в котором подавляющее число мест было отдано деятелям из феодально-племенных и традиционалистских кругов. С приходом аль-Хаджари к власти началась усиленная исламизация общественно-политической жизни.
  
  Число противников его внутри- и внешнеполитического курса было велико. Часть деятелей умеренного направления из среды гражданской и военной интеллигенции перешла в оппозицию. Число оппозиционеров еще более возросло после того, как 17 марта 1973 г. аль-Хаджари подписал с саудовским руководством коммюнике о границах, согласно которому ЙАР дала согласие на окончательное отторжение территорий Асира, Джизана и Наджрана, захваченных саудовцами в ходе войны с имамом в 1934 г.
  
  Прогрессивные силы ЙАР в своем заявлении, благодаря которому мировая общественность узнала о подписании данного коммюнике, квалифицировали эту акцию как "предательство национальных интересов" страны. Политика аль-Хаджари, ориентированная на дальнейшее сближение с Саудовской Аравией, давала последней все большую возможность оказывать влияние на выработку политического курса ЙАР.
  
  С весны 1973 г. в ЙАР начались приготовления к возобновлению войны с НДРЙ: вдоль границы были созданы новые лагеря наемников, саудовские власти вооружили и финансировали военные отряды шейхов северойеменских племен, под давлением Саудовской Аравии оказалась замороженной работа совместных комиссий по вопросам объединения Йемена. Особого напряжения отношения между ЙАР и НДРЙ достигли после убийства члена Республиканского совета шейха Мухаммеда Али Османа. Консервативные члены правительства обвинили в этом убийстве южнойеменские власти и использовали его для очередного наступления на прогрессивные силы в ЙАР и усиления враждебности к НДРЙ. Руководство ЙАР предоставило властям в приграничных районах широкие полномочия по борьбе с "подрывными" элементами. В стране начались аресты прогрессивных лиц и судебные процессы над "диверсантами"; целью этих процессов было показать общественности якобы прямую причастность НДРЙ к террористическим актам.
  
  Начатое в предшествующие годы размежевание социально-политических сил, прежде всего в высших эшелонах власти, значительно усилилось с весны 1973 г. Консервативно-традиционалистскую группировку теперь возглавил премьер-министр аль-Хаджари, а лидером умеренной оставался председатель Республиканского совета аль-Арьяни. Первая благодаря финансовым субсидиям Саудовской Аравии к этому времени численно выросла и значительно окрепла, вторая - ослабла. Опасаясь дальнейшего роста влияния консерваторов, аль-Арьяни в августе 1973 г. под предлогом болезни выехал в Сирию. Стали распространяться слухи о его отставке с занимаемых постов. Это привело к сплочению приверженцев аль-Арьяни.
  
  Между тем деятельность правительства аль-Хаджари вызывала все большее недовольство, поскольку усилилось вмешательство Саудовской Аравии во внутренние дела ЙАР. Противники государственного курса считали, что отношения между двумя странами должны строиться па принципе равноправия и что ЙАР должна проводить независимую политику. Эти положения составляли основное содержание программы мира и строительства, изложенной аль-Арьяни еще в 1969 г.; она получила значительную поддержку общественности, выступившей с критикой программы войны, усиленно пропагандировавшейся группировкой аль-Хаджари.
  
  Осенью 1973 г. отношения между ЙАР и НДРЙ вступили в новую фазу. На конференции глав неприсоединившихся стран в Алжире в сентябре 1973 г. состоялась серия встреч президентов двух йеменских государств, на которых была достигнута договоренность о дальнейшем налаживании отношений, о продолжении работы совместных комиссий и др.
  
  К концу 1973 г. группировка аль-Хаджари начала терять сторонников. Этому способствовала развернувшаяся на страницах печати кампания критики в адрес премьер-министра. В феврале 1974 г. по требованию председателя Республиканского совета аль-Арьяни аль-Хаджари подал в отставку. В марте было объявлено о сформировании нового правительства во главе с политическим деятелем прогрессивных взглядов доктором Хасаном Мекки.
  
  Тем временем оживилась деятельность прогрессивных сил. После разгрома отрядов народного сопротивления в 1968 г. и последовавших за ним репрессивных акций правительства многие из тех, кто уцелел от преследований, перебрались в Аден или ушли в подполье. В конце 60-х - начале 70-х годов наиболее многочисленными и активными были Революционно-демократическая партия Йемена, Народно-демократический союз, Партия народного авангарда, ПАСВ, Партия труда. Они не раз поднимали вопрос о создании единого Национального фронта, но из-за различий в подходе, оценке ситуации, политической направленности их руководителей так и не смогли договориться. Наконец в начале января 1974 г. пять прогрессивных политических партий опубликовали совместное заявление, в котором дали глубокий анализ политического положения в стране, подвергли резкой критике курс правительства аль-Хаджари и одновременно обнародовали основные положения своей программы, которой, по их мнению, должно было руководствоваться истинно патриотическое правительство.
  
  После отставки аль-Хаджари борьба за власть между сторонниками обоих направлений усилилась. К началу лета 1974 г. стало очевидным, что вывести страну из непрекращающегося острого кризиса и определить пути дальнейшего социально-экономического и общественно-политического развития невозможно без принятия срочных мер. В это время две противоборствующие группировки занимали примерно равное положение и пользовались почти - одинаковым влиянием на политическую жизнь страны. И тут в качестве третьей силы появилась армия. Заместитель верховного главнокомандующего вооруженными силами ЙАР подполковник Ибрахим аль-Хамди предпринял попытку примирить конфликтующие стороны, по безуспешно. 13 июня 1974 г. члены Республиканского совета аль-Арьяни и Нуман подали в отставку, а затем объявил о своей отставке и аль-Ахмар - глава Консультативного совета.
  
  В обстановке глубокого кризиса после семи лет правления гражданских лиц к власти вновь пришла армия.
  
  Поиск путей социально-политического развития. 1974-1985 гг. Захватившие власть армейские офицеры сформировали Совет командования, который приостановил действие конституции вплоть до нормализации положения в стране, распустил Республиканский и Консультативный советы, политическую организацию Йеменский союз, а также уволил в отставку прежнее военное командование. Было объявлено, что Совет командования будет укреплять отношения с арабскими и всеми дружественными странами, придерживаться принципов Устава ООН, а также двусторонних соглашений и договоров, заключенных ЙАР с другими государствами. Во внутренней политике Совет командования намеревался приступить к строительству "государства закона и порядка", к проведению административно-финансовой реформы, к устранению ошибок, допущенных прежним руководством. Он призвал народ к борьбе с коррупцией, казнокрадством, взяточничеством и дороговизной. Было обещано подготовить мероприятия, направленные на повышение жизненного уровня народа.
  
  Через несколько дней после прихода военных к власти было сформировано правительство во главе с аль-Айни. Бывший глава Республиканского совета аль-Арьяни уехал в Сирию. Была обнародована Конституционная декларация, определившая систему правления на шестимесячный переходный период. Законодательная и исполнительная власть в течение этого срока сосредоточивалась в руках Совета командования, который определял политику государства. Его председатель осуществлял общее руководство и одновременно являлся главнокомандующим вооруженными силами ЙАР. Правительство, наделенное исполнительной властью, несло ответственность за проведение в жизнь политики, разрабатываемой Советом командования. Было также обещано провести реформы в общественной жизни и восстановить парламентскую демократию. В целом политическая программа Совета командования и нового правительства была направлена на создание сильной центральной власти и осуществление в стране назревших социально-экономических преобразований.
  
  Однако переход власти в руки военных и объявленная ими программа реформ не привели к стабилизации политического положения. Все настойчивее проявляли несогласие с политикой офицеров шейхи крупных и влиятельных племен севера и северо-востока страны, недовольные приостановлением деятельности Консультативного совета, где их власть была абсолютной. Поэтому их борьба за восстановление утраченных позиций продолжала нарастать даже после того, как многие видные шейхи и их родственники получили ответственные посты в высших органах власти.
  
  Осенью 1974 г. была опубликована вторая Конституционная декларация, в соответствии с которой председатель Совета командования наделялся правами бывшего главы Республиканского совета, т. е. становился главой государства, за ним закреплялись полномочия главнокомандующего вооруженными силами ЙАР.

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2015