Аннотация: Военно-политическая обстановка в Йемене сегодня
Посол РФ в Йемене: арабский мир стал лучше
понимать разницу между политикой РФ и Запада
8 февраля, 16:02
http://tass.ru/politika/2648440 2/14
љ EPA/YAHYA ARHAB
Посол России в Йеменской Республике Владимир Дедушкин рассказал в интервью ТАСС о ситуации в Йемене, перспективах урегулирования йеменского конфликта, а также о работе посольства в непростых условиях военного
времени и гуманитарной помощи, которую оказывает Россия.
ґ - Какая ситуация складывается сейчас в Йемене? Расскажите, пожалуйста, о ситуации в регионе в целом. Есть ли подвижки в урегулировании йеменского конфликта?
ґ - Йеменский кризис, без сомнения, является одним из звеньев так называемой "арабской весны", прокатившейся по Ближнему Востоку в 2011 году. Ее последствия наглядно проявляются в виде масштабных военноґполитических конфликтов,
сотрясающих сегодня Сирию, Ливию, Ирак и Йемен. Аналитики пытаются понять, кто автор всех этих событий. Я лично не верю в известную теорию заговоров. Тем не менее попытки Запада навязать арабским народам свою повестку имели место и
происходят сейчас, стимулируя разрастание кризисных явлений. Не хочется скатываться к идеологическим форматам, но в арабских странах все более отчетливо начинают понимать разницу между региональной политикой России и западных партнеров, прежде всего США. Факты свидетельствуют о том, что Россия исходит из воли народов региона. На Западе же по-ґпрежнему с трудом воспринимают формирующуюся полицентричность мироустройства, а порой и не могут избавиться от навязчивых идей по свержению неугодных режимов и попыток "назначения" региональных государственных деятелей по своему усмотрению.
Корни йеменского кризиса и его продолжение во многом также связаны не только с чисто внутренними проблемами, но и внешними факторами. В частности, стремлением ряда стран разрешить его путем ввода международных санкций против
лидеров некоторых политических сил Йеменской Республики или навязывания схем экономического регулирования по лекалам Всемирного банка и МВФ, предусматривающих снятие дотаций, например на нефтепродукты. Именно это, по
сути дела, и спровоцировало выступление хуситов с дальнейшей эскалацией ситуации.
К сожалению, четкие перспективы скорого урегулирования в Йемене не просматриваются. Легко начать войну, но гораздо сложнее ее закончить. Факт налицо - кровопролитный братоубийственный конфликт в Йемене продолжается уже почти
год. Спрашивается, зачем было начинать? Во всяком случае, Россия была против...
Свержение правящих режимов в странах Ближнего Востока и Северной Африки
привело к радикализации ислама и росту
силового решения с самого начала. В этом и была одна из ключевых причин, по которой мы не проголосовали в поддержку резолюции СБ ООН 2216 по Йемену, принятой по VII главе Устава ООН и позволившей ввод санкционных мер и
применение силовых сценариев. Мы всегда твердо выступали за разрешение кризиса исключительно политико-ґдипломатическими средствами.
ґ С августа 2014 года в Йемене не прекращается противостояние между властями страны и шиитским движением хуситов "Ансар Алла". Йеменское правительство находится в изгнании, но при этом заявляет о готовности вести переговоры. Готовы ли к переговорам хуситы? Чего они хотят и требуют?
ґ Чтобы разобраться в позициях сторон, давайте попробуем хотя бы вкратце восстановить ход событий.
Открытая конфронтация между властями и хуситами, которых
поддержала крупнейшая йеменская партия "Всеобщий народный
конгресс" (ВНК) во главе с бывшим президентом А. Салехом и более 70 % йеменской армии, началась в конце 2014 года. Тогда президент А.Хади и премьер-ґминистр Х. Бахах заявили об отставке, мотивируя ее невозможностью управлять страной
в условиях установленного хуситами контроля над госучреждениями после занятия ими Саны в сентябре 2014 года. Правда, позднее, когда президент, премьер-ґминистр и
остальные министры перебрались в Эр-ґРияд, они отозвали заявления об отставке. Затем, в марте уже 2015 года, в
результате обращения президента А. Хади Коалиция ряда арабских стран во главе с Саудовской Аравией начала военную операцию с применением авиации против "Ансар Алла" и поддержавших их армейских частей. Провозглашенная цель этой
операции, которая продолжается и поныне, состояла в силовом возвращении в Сану законного правительства. Законность йеменского правительства, временно оказавшегося в Саудовской Аравии, признается большинством стран, включая Россию.
Казалось бы, цель упомянутой военной акции понятна и логична, однако оказалась весьма труднодостижимой. Ополчение движения "Ансар Алла" и солидаризировавшиеся с ним военные оказали ожесточенное сопротивление отрядам сторонников президента А.Хади. Существуют разные версии, почему хуситам
удается сдерживать натиск огневой мощи коалиции, обладающей самым современным американским вооружением. В СМИ стран ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива), например, превалирует мнение, что им оказывает помощь Иран. Однако доказать это пока никому не удалось.
Сами хуситы объясняют свои военные успехи поддержкой
населения, которую им удалось мобилизовать под лозунгом противодействия внешнему вмешательству, а также импонирующими большинству простых йеменцев
призывами "Ансар Алла" к борьбе с коррупцией. Кстати, именно линия на искоренение коррупции и "АльґКаиды" (террористическая организация, запрещена в РФ ґ прим.
ТАСС) и составляла стратегию движения "Ансар Алла", которая была заложена в основу провозглашенной хуситами народной революции с целью создания демократического светского государства, свободного от иностранного влияния.
Что касается позиций противоборствующих сторон в ходе переговоров, которые ведутся при посредничестве спецпосланника Генсекретаря ООН Исмаила Ульд
Шейха АльґАхмеда, то обе они подтверждают заинтересованность в урегулировании и готовность к поиску компромиссных развязок. Разница в подходах мотивируется
накопившимся за время конфликта негативным потенциалом взаимного недоверия и неприятия. Правительство рассматривает хуситов как преступников, совершивших государственный переворот и обязанных отвечать за разрушение страны, и не
считает их равными партнерами по переговорам, а как сторону, которая должна признать свою вину, сдать оружие и покинуть занимаемые территории. Хуситы с таким подходом категорически не согласны, от революционной идеологии отказываться не собираются и в свою очередь обвиняют власти и Коалицию в
многочисленных жертвах среди мирного населения и разрушении инфраструктуры в результате бомбардировок. При этом находящееся в Эр-ґРияде правительство они рассматривают как марионеточное и якобы находящееся в отставке, настаивая на
формировании нового правительства национального единства.
Хуситы в принципе готовы уйти с захваченных территорий и сдать тяжелое вооружение, как того требует
резолюция 2216 СБ ООН, однако не в качестве одностороннего шага, а в рамках эвентуального соглашения об общем урегулировании. Они отвергают требование правительства об их безусловном предварительном уходе. И в этом есть
определенный резон. Несогласованная между сторонами эвакуация хуситов чревата заполнением вакуума экстремистами и террористами из "Исламского государства"
(террористическая организация, запрещена в РФ, ґ прим. ТАСС) и "АльґКаиды на Аравийском полуострове".
ґ - Первая встреча между представителями правительства Йемена и хуситами, ставшая результатом работы спецпосланника ООН Исмаила Ульд Шейха Альґ Ахмеда, не принесла ощутимых результатов. Дата следующих переговоров была намечена на 14 января, но они не состоялись. Когда возможно проведение
очередного раунда? И в чем смысл переговоров, когда ни одна из сторон не хочет идти на уступки?
ґ - Значение усилий спецпосланника ООН не стоит недооценивать. Последняя межйеменская встреча в швейцарском городе Биль в конце декабря прошлого года проходила на основе согласованной Исмаилом Ульд Шейхом Альґ Ахмедом, причем немалыми усилиями, повестки дня. Это был первый прямой контакт между сторонами, в котором мне довелось непосредственно участвовать. Замечу, что в процессе усилий по сирийскому урегулированию прямого контакта между сторонами пока организовать не удается. В Биле был создан "Комитет по деэскалации" во главе с координатором от ООН и в
составе военных представителей сторон. Задача комитета заключается в контроле за прекращением огня в случае, если данный режим удастся ввести. Были также учреждены комитеты по гуманитарным вопросам и политическому урегулированию.
Иными словами, ооновцам удалось заложить основы будущих механизмов перемирия и политического диалога. Пусть пока эти механизмы не задействованы в полном объеме и конфронтация не остановлена, но первый шаг на пути к миру сделан.
Спецпосланник ООН сейчас проводит интенсивные контакты с целью созыва очередного раунда консультаций. На данном этапе их подготовка сталкивается с определенными трудностями, поскольку стороны пытаются обставить встречу
предварительными требованиями. В частности, хуситы и ВНК настаивают на прекращении бомбардировок, а правительство требует реализации согласованных в Биле мер доверия, включая освобождение хуситами политзаключенных и снятие
окружения с третьего по величине йеменского города Таиза.
Россия призывает стороны как можно скорее преодолеть эти в целом технические трудности и указывает на контрпродуктивность выдвижения предварительных условий. Хотелось бы, чтобы йеменцы как в Сане, так и Эр-Рияде осознали, что военного решения конфликта не существует и очередная встреча должна состояться во что бы то ни стало в самое ближайшее время. Надеемся, что так оно и будет.
ґ - Из-ґза усиления анархии в стране возникает благодатная почва для террористов, которые проникают в Йемен из всех регионов, в том числе из Сирии. Что известно о присутствии в стране боевиков "Исламского государства" и "АльґКаиды", борется ли с ними кто-ґнибудь? Если да, то можно ли назвать эту борьбу успешной?
ґ - Действительно, война создала благодатную почву для роста активности террористических организаций различных мастей. По поступающей информации, экстремистские структуры, расплодившиеся на обширных территориях восточной и
южной частей страны, включая крупнейшие портовые города Аден и Мукалла, не только пополняются боевиками из Сирии, но даже пытаются использовать опыт сирийских контрабандистов по незаконному вывозу из Йемена нефти и нефтепродуктов. Полагаем, что данные сведения нуждаются в серьезном внимании и тщательной проверке.
Как ни парадоксально, но на сегодняшний день с экстремистами борются только отряды движения "Ансар Алла", объявившие им непримиримую войну. Естественно, что об эффективности такой борьбы говорить сложно, поскольку хуситам приходится
действовать на два фронта: ґ против Коалиции и отрядов сопротивления, поддерживающих правительство, а также против террористических группировок. Не вызывает сомнения, что противодействие террористам было бы куда более
успешным, если бы йеменцы, покончив с междоусобицей, совместными усилиями навалились на общего врага в лице "Исламского государства" и альґкаидовцев. Пока
об этом можно только мечтать.
ґ - В свое время спецпосланник генсека ООН предлагал ввести в Йемен международных наблюдателей. Предпринимаются ли какиеґ-либо конкретные шаги в этом направлении и что для этого необходимо? Насколько этого требует сложившаяся обстановка в стране?
ґ - Исмаилу Ульд Шейху АльґАхмеду удалось создать прототип контрольного механизма за прекращением огня. Ожидается, что этот орган в скором времени будет усилен и заработает поґнастоящему эффективно за счет включения в него
уполномоченных военных экспертов, представляющих противоборствующие силы. Работа в этом направлении ведется. Главное, чтобы данная структура была наделена не только контрольными функциями, но и обладала реальными
возможностями воздействовать на боевиков и армейские части в полевых условиях, имела бы прямой выход на военное командование коалиции, базирующееся в Саудовской Аравии. Сейчас нужно стремиться не к поиску новых схем, а к запуску
существующих. Россия как постоянный член СБ ООН будут оказывать спецпосланнику необходимое содействие в этом важном деле.
ґ - Исходя из складывающейся ситуации, можно предположить, что в Йемене возможен ливийский сценарий, где существуют два правительства и два парламента. Кому, по вашему мнению, принадлежит решающая роль в урегулировании йеменского конфликта и каким должно быть его решение? Каким способом можно остановить войну?
ґ - К сожалению, нельзя исключать и упомянутого сценария с двумя правительствами. Хуситы, вынужденные в условиях продолжительной войны, которая сопровождается
многочисленными человеческими жертвами и гуманитарной катастрофой (по сведениям ООН, число погибших достигло 8,1 тыс. человек, раненых 20 тыс. человек, внутренне перемещенных лиц 2,3 млн человек, нуждающихся в гуманитарной помощи 21 млн человек),
заниматься решением административных и экономических вопросов, всерьез подумывают о формировании сепаратных органов власти и проведении выборов вне рамок политического процесса. Полагаю, что подобные односторонние шаги, логика которых в целом хотя и понятна, могли бы только еще туже затянуть узел противоречий. В то же время понятно и
другое: тяжелейший экономический кризис в Йемене, усугубляющийся внешним военным вмешательством и блокадой, необходимо как можно скорее урегулировать.
Страна, как говорится, идет "вразнос" с известными последствиями по образцу Сирии, Ирака и Ливии. Йемен как никогда близок к этой опасной черте, если уже не перешел ее.
Войну необходимо немедленно остановить. Достичь этого можно исключительно за счет проявления политической воли как со стороны самих йеменцев, так и вовлеченных в конфликт внешних игроков, прежде всего соседей Йемена, в частности, Саудовской Аравии. Пора всем понять, что выигравших в этой войне не будет, да и быть не могло с самого начала. Иной основы для развязки, кроме известного принципа "ни победителей, ни побежденных" попросту не существует, как
бы это многим и не нравилось.
Важно сделать все, чтобы разомкнуть круг насилия в Йемене и через инклюзивный диалог, учитывающий интересы всех йеменцев, добиться долгожданного мира в этой дружественной нам стране.
ґ - Продолжается ли операция коалиции в Йемене с воздуха и осуществляется ли наземная операция? Каков ее масштаб?
ґ - К сожалению, продолжается, и причем в немалых масштабах, хотя о наземной операции коалиции речь не идет. Ежедневным бомбардировкам подвергаются провинции Сана, Таиз, Ходейда, АльґДжоуф, АльґХоджа, Саада, Маариб. В последнее
время особенно интенсивные удары наносятся по столице. О жертвах и гуманитарной катастрофе в результате этих действий я уже сказал. Сказал я и о том, что эффективность этой воздушной войны весьма сомнительна, поскольку хуситы в
целом сдерживают попытки контрнаступлений правительственных сил на всех фронтах и чувствуют себя в военном отношении достаточно уверенно. Более того, в последнее время они все чаще используют баллистические ракеты "земля ґ- земля"
малого радиуса действия, нанося существенный ущерб базам противоположной стороны, причем зачастую жертвами таких атак становятся военные советники из стран ССАГПЗ.
В целом же можно констатировать, что боевые действия приняли позиционный характер, и ни одна из сторон особых успехов не имеет. Это также подтверждает высказанный мной ранее тезис об абсолютной бессмысленности войны в Йемене.
ґ - Как складывается работа российского посольства? В каких условиях приходится работать дипломатам? Сколько россиян остаются в Йемене?
ґ - Безусловно, наше посольство работает в непростых условиях военного времени.
Численный состав периодически меняется. В целом работают около двух десятков человек. Это необходимый минимум для нормального выполнения основных
служебных функций и обеспечения надлежащих условий безопасности. Посольство поддерживает регулярную связь с Москвой, информируя о текущей ситуации в Йемене.
Общую численность российских граждан, находящихся в Йемене на постоянном жительстве после нескольких этапов эвакуации, осуществленных нашими спецрейсами и военными кораблями, определить сложно. Можно сказать, что она сократилась до нескольких сотен. В основном это жены и дети йеменцев, которые пока не планируют покидать страну. Все желающие уже вывезены.
ґ После начала внутриполитического кризиса в Йемене в 2011 году уровень двустороннего российско-ґйеменского сотрудничества заметно снизился.
- Скажите, каков на данный момент уровень нашего взаимодействия? Продолжают ли в Йемене работать российские компании, в частности в сферах нефтедобычи и реализации инфраструктурных объектов, врачи?
ґ - Гражданская война не могла не сказаться на двустороннем сотрудничестве, которое по объективным причинам существенно сократилось. В частности, приостановлена работа Двусторонней комиссии по экономическому и научноґ-техническому сотрудничеству. Начавшие было присматриваться к Йемену после событий "арабской весны" 2011 года российские компании, в частности в сфере энергетики, отложили свои планы до лучших времен, а ряд организаций были вынуждены возвратиться на Родину. Выехало большинство наших врачей, если не считать
нескольких медиков, продолжающих работать по частным контрактам, как говорится, на свой страх и риск.
Тем не менее накопленный солидный потенциал экономического взаимодействия между Россией и Йеменом, где только выпускников наших вузов более 50 тыс. человек, позволяет рассчитывать на быстрое восстановление таких связей, как
только конфликт будет локализован.
ґ - Относительно недавно МЧС России направило в Йемен очередной самолет с гуманитарной помощью для жителей этой республики. Намерена ли российская сторона и в дальнейшем продолжать оказывать гуманитарную помощь?
ґ - Россия продолжает оказывать Йемену необходимую гуманитарную помощь. В прошлом году было направлено несколько самолетов с продовольствием по линии МЧС России. Как пример упомяну о последнем, которым МЧС доставило 22,5 т
гуманитарных грузов 6 ноября 2015 года. На обратном пути этот самолет забрал 62 человека. Среди них 24 гражданина России. Россия внесла также целевой взнос в размере $2 млн в фонд Всемирной продовольственной программы ООН на оказание
соответствующей помощи Йемену. Планируем и далее продолжать такую практику.
В Йемене высоко ценят нашу поддержку. В личных беседах на самых разных уровнях мне не раз приходилось слышать слова глубокой признательности. У йеменцев, как и у нас, есть пословица: "Друзья познаются в беде". Особую надежду
они возлагают на наши усилия по преодолению военноґполитического кризиса. Не без оснований в Йемене рассчитывают на имеющиеся у нас уникальные возможности
работать со всеми сторонами конфликта в отличие от большинства западных партнеров, утративших, в частности, связи как с находящимися в Сане лидерами движения "Ансар Алла", так и руководством ВНК.
Представители йеменского правительства в Эр-ґРияде и Адене, куда недавно перебрались президент А.Хади и вице-ґпрезидент, премьер-ґминистр Х. Бахах, как и их политические оппоненты в Сане, знают, что Россия была и останется влиятельной
силой на Ближнем Востоке, в том числе в Йемене, и никогда не бросает друзей на переломном этапе истории.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023