ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Понамарчук Евгений
Потери Ввс Израиля в "войне на истощение"

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


   В этой статье сделана попытка определить потери военной авиации Израиля в так называемой "войне на истощение", а также рассмотреть арабскую и советскую/российскую информацию о них.
  
   По мнению автора, Израиль потерял в этой войне чуть меньше 30 самолетов, в то время как заявленное арабской стороной число уничтоженных израильских самолетов и вертолетов, по-видимому, достигает 400.
  
   До сих пор наиболее серьезная попытка составить такой список потерь была предпринята на сайте skywar.ru, перечисляющем потери как израильской, так и арабской авиации на всех фронтах войны, однако информация там неполная и никак не обобщается. Редактор сайта waronline.org Олег Грановский в 2013 году работал над статьей по этой проблеме, которая осталась неопубликованной.
  
   "Война на истощение" за пределами Израиля и арабских стран изучена довольно слабо. В узком смысле под ней подразумевают боевые действия между Израилем и Египтом в период с 1967 или 1969 по 1970 годы. При более широком взгляде в нее также включают события на иорданском и сирийском фронтах, хотя на каждом из трех "фронтов" война имела свой характер и хронологические рамки, а арабы, насколько известно, никак не координировали свои действия.
  
   Эта война была начата Египтом как попытка взять реванш за катастрофу июня 1967 года и создать постоянное военное давление на Израиль, которое бы "истощило" его и заставило пойти на переговоры о возвращении захваченных территорий. Боевые действия на Суэцком канале, являвшемся фактической линией фронта, начались уже в июле 1967 года, однако в первые полтора года носили спорадический характер и прерывались долгими периодами относительного спокойствия. Полноценную и "постоянную" войну Египет развернул только с марта-апреля 1969 года. Начиная с июля Израиль перешел к ответным действиям, сконцентрировавшись на уничтожении египетской системы ПВО в зоне канала. В январе 1970 года израильская авиация начала дальние рейды над Египтом (операция "Приха"), нанося удары по различным военно-экономическим объектам. Египет оказался не в состоянии защитить себя в развязанной им войне и обратился за помощью к Советскому Союзу. В феврале-марте 1970 года в Египте была развернута советская группировка ПВО, включавшая зенитно-ракетные части и истребительную авиацию (операция "Кавказ"). Обнаружив активность советской авиации, Израиль в середине апреля прекратил дальние рейды, чтобы не спровоцировать прямое столкновение с СССР, и снова переключился на борьбу вдоль Суэцкого канала. Когда же советские части выдвинулись к каналу, это привело к так называемой "советско-израильской войне" 30 июня - 3 августа 1970 года. Успешные действия советских зенитчиков позволили Египту в какой-то степени восстановить свое лицо и создали перед ВВС Израиля проблему, которую они на тот момент не могли решить. Воюющие стороны приняли американский "план Роджерса" и заключили перемирие 7 августа, предусматривавшее сохранение военного статус-кво в зоне канала. Это условие было мгновенно нарушено Египтом, начавшим воссоздавать свою ПВО вдоль канала, но боевые действия на египетском фронте прекратились. Таким образом, "война на истощение" закончилась поражением Египта, вынужденного прекратить военное давление на Израиль и перейти к планированию более серьезных методов для возвращения своих территорий.
  
   Существенным недостатком этой статьи является то, что она написана только по англо- и русско-язычным источникам. То есть израильские и арабские официальные точки зрения в ней представлены скорее в виде перепевки The Beatles Рабиновичем по телефону... Однако не все так плохо. Существует заброшенный с 2006 года, но содержательный список приобретений и потерь Израилем авиатехники за авторством специалиста по аэродинамике и авиационного энтузиаста Дэвида Ледницера. На английском языке доступны работы израильского историка Шломо Алони о службе в ВВС Израиля самолетов "Мираж"/"Нешер", F-4, A-4 и по общей истории воздушных войн на Ближнем Востоке (Israeli Mirage and Nesher Aces, Israeli F-4 Phantom II Aces, Israeli A-4 Skyhawk Units in Combat, Arab-Israeli Air Wars 1947-1982). Наконец, чрезвычайно ценным для этой статьи был архив новостей Еврейского телеграфного агентства (JTA), содержащий официальную израильскую статистику потерь, публиковавшуюся во время войны, и многие арабские заявки. Дополнительная информация по арабским заявкам взята из разных американских газет, доступных в газетном архиве Google. Также использован ряд других источников.
  
   Действия советского контингента подробно освещены во множестве российских источников, арабские же данные представлены слабо, и наиболее важными публикациями по ним являются статьи Владимира Бабича о действиях египетских истребителей и истребителей-бомбардировщиков в "войне на истощение", размещенные в журнале "История авиации" в начале 2000-х годов. Бабич, скончавшийся в 2002 году, считался влиятельным экспертом по воздушной войне и был практически единственным отечественным автором, описывавшим ВВС Египта с их собственной точки зрения (а не западной). Но у него содержится несколько ошибок, касающихся израильтян (в частности, утверждение, что Шломо Вайнтрауб погиб на египетском фронте 11 сентября 1969, хотя это произошло на сирийском 2 февраля 1970), и по субъективным ощущениям его статьи вообще выглядят так, будто дописывались главным редактором журнала А. Булахом.
  
   И отдельного упоминания удостаивается книга Тома Купера и Дэвида Николя "Arab MiG-19 & MiG-21 Units in Combat", которую автор принципиально не использовал при работе над статьей. Николь - арабист и ни разу не специалист по авиации, так что фактически это книга Тома Купера. А Купер исповедует принцип "что вижу, то пою", то есть при рассказе о ВВС Египта израильские источники ему в большинстве случаев не писаны. Когда он приводит свидетельство Самира Азиза Микаила о сбитии "Миража" 14 апреля 1969 или описывает сбитие МиГом-19 еще одного "Миража" 19 мая, то не обременяет себя или читателей уточнением, что израильтяне эти потери не подтверждают. А когда Купер заявляет, что "подтвержденное" сбитие в воздушном бою неизвестного израильского самолета 16 мая 1970 года довело число "признанных" потерь израильтян на египетском фронте до 36 самолетов и 1 вертолета, эти данные полностью противоречат тем официальным цифрам, которые публиковало JTA - и трудно сомневаться в том, что настоящие официальные данные именно у JTA, а не у Купера.
  
   Статья состоит из двух частей. В первой части рассмотрены арабские и советские заявки на сбитые израильские самолеты, а также два хорошо известных, но противоречивых эпизода израильских потерь, во второй - неофициальный список достоверных потерь, составленный по различным источникам, и доступная официальная израильская статистика.
  
  
  
   РАЗДЕЛ I
   АРАБСКИЕ И СОВЕТСКИЕ ЗАЯВКИ
  
   В этом разделе систематизированы арабские и советские заявки на сбитые израильские самолеты.
  
   Арабские страны многократно завышали понесенные Израилем потери. Это происходило во всех ближневосточных войнах. Каким образом арабы вообще засчитывали себе победы - неясно. Теоретически, судя по воспоминаниям советских военнослужащих, велась охота за обломками упавших самолетов. На практике же имеем вот такой эпизод: в бою 19 августа 1969 года, когда были впервые применены ПЗРК, два из трех "сбитых" штурмовиков A-4 были засчитаны на основании докладов войск, наблюдавших, как подбитые самолеты падали за линией фронта. То есть о доступе к обломкам говорить не приходится. Подобное имело место, кстати, и у вьетнамцев - на словах они засчитывали сбитые самолеты США только при наличии обломков, реально же записали себе кучу сбитых бомбардировщиков B-52, которые, по их собственному признанию, падали за пределами территории страны.
  
   Израильские СМИ с иронией называли заявления Египта о своих военных успехах "папирусными победами". Такие заявления преследовали пропагандистскую цель, но, возможно, иногда преследовалась и цель личного обогащения. В египетской армии были введены денежные вознаграждения за сбитые самолеты врага: 500 фунтов за "Фантом", 400 фунтов за "Мираж", 300 фунтов за "Скайхок". Для представления: по свидетельству сержанта Анатолия Миницкого, на каирском рынке продавалось золото по цене 1 фунт за 1 грамм (В. Соловьев. Сержант Арабо-Израильской войны открыл африканские тайны. Волоколамская неделя, дата неизвестна). Общая недостоверность арабских заявок хорошо видна на примере 20 июля 1969 года, когда египтяне объявили, что за день уничтожили девятнадцать (!) израильских летательных аппаратов, то есть немногим меньше, чем сбили советские зенитчики (по советским же данным) за один месяц годом позднее.
  
   27 июля 1969 - по заявлению Египта, за месяц сбиты 34 израильских летательных аппарата (JTA).
   9 декабря 1969 - за последний год египтяне заявили о сбитии по меньшей мере 110 израильских самолетов, 58 из них за последние четыре месяца, 7 только за ноябрь (JTA).
   1969 - по данным В. Бабича, за этот год египетская ПВО сбила 11 израильских самолетов зенитными ракетами, 34 самолета и 8 вертолетов зенитной артиллерией. Число побед в воздушных боях у него не приведено.
   28 января 1970 - JTA опубликовало короткую заметку под ироническим названием "Арабы дали миру алгебру, но не могут сложить, сколько сбили израильских самолетов" (Arabs Gave World Algebra but Can't Add How Many Israeli Planes They Shot Down). В статье сообщается, что к исходу первых трех недель 1970 года арабы со времен Шестидневной войны заявили об уничтожении 321 летательного аппарата ВВС Израиля, что составляет как минимум половину их авиапарка. В том числе заявки по периодам: 1967 год - 36, 1968 год - 49, 1969 год - 218, с начала января 1970 года - 18.
   30 апреля 1970 - по данным египтян, после окончания войны 1967 года они сбили 149 израильских самолетов (The Bryan Times).
   15 июля 1970 - по египетским данным, после окончания войны 1967 года сбито 202 израильских самолета (JTA).
  
   Сколько всего арабы насчитали сбитых вражеских самолетов за всю войну - точно неизвестно. Исходя из того, что к концу января 1970 года общие заявки согласно JTA составляли 321 уничтоженную цель, а один только Египет только за май, июнь и половину июля насчитал еще полсотни, можно с уверенностью говорить, что к концу "войны на истощение" в августе 1970-го совместные арабские заявки достигли 400 сбитых летательных аппаратов ВВС Израиля.
  
   Встречаются и некоторые современные цифры.
   - "30 сбитых в воздушных боях над Египтом израильских самолетов". Источник - В. Бабич. Полностью его версия выглядит так: за 1969-1970 годы в полусотне воздушных боев были потеряны 30 израильских истребителей и 60 египетских МиГ-21. Указаны и израильские потери по типам: 25 "Миражей", 4 "Фантома" и 2 "Скайхока" (если сложить 25, 4 и 2, то получится 31, а не 30 - непонятно, откуда такое расхождение). Сказано об этом в статье "Египетские истребители в "войне на истощение"", журнал "История авиации", 2001 год, номер 3. Эти цифры Бабич мог публиковать где-то и ранее. Они использовались некоторыми другими авторами, например, В. Ильином в книге ""Фантом" F-4" (2001).
   - "Всего с 20 июля 1969 г. по начало августа 1970 г. было сбито 94 израильских самолета, что равнялось примерно 50 процентов от имевшегося в Израиле парка боевых машин". Это цитата из книги "Россия (СССР) в войнах второй половины XX века" (2002), раздел о боевых действиях в Египте. Книга довольно странная, потому что приведенная там информация местами противоречит как израильским, так и советским/российским данным. Например, в ней сказано, что 30 июня 1970 года сбит только один "Фантом" (израильтяне признали два, а советским зенитчикам записано и того больше), а 18 июля - два (один по израильским данным и, видимо, 6 по советским). Вообще цифра взята непонятно откуда, первоисточник не прослеживается, везде коротко сказано "по советским данным", а самое раннее замеченное ее упоминание - в статье "Войны с Израилем" ("Коммерсантъ", 4 мая 2001). Но она растиражирована по многим книгам и публикациям.
   - С июля 1969 по март 1970 года египетские ЗРК СА-75 на Суэцком канале сбили 8 израильских самолетов. С 30 июня по 3 августа 1970 года зенитными ракетными войсками и средствами их непосредственного прикрытия в зоне Суэцкого канала было сбито 25 израильских самолетов, из них 20 сбиты ЗРК СА-75М и С-125. (В. Ткачев. Бои на Суэцком канале. ВКО, 2004)
   - С 1 января по 8 августа 1970 года египетская зенитная артиллерия сбила 12 и повредила 15 израильских самолетов. В августе-сентябре 1969 года переносными зенитно-ракетными комплексами "Стрела-2" сбито 11 и повреждено 4 израильских самолета, за весь 1969 года ими сбито 15 самолетов, а в 1970 году - 5 самолетов сбито и 2 повреждено. (В. Ткачев. Стрелы и шилки в бою. ВКО, 2005)
  
Ниже приведены отдельные арабские заявки, которые удалось найти - главным образом в архиве JTA и газетном архиве Google. Разумеется, это далеко не все заявки, сделанные за период войны. Почти все они так или иначе опровергнуты Израилем прямо или косвенно (когда заявлялось, что в этот день все самолеты вернулись на базы).
  
   12 сентября 1967 - по заявлению Египта, зенитная артиллерия открыла огонь по двум израильским самолетам, вторгшимся в воздушное пространство страны; по разным источникам, оба самолета были отогнаны, или один из них ("Мираж") был сбит.
   24 октября 1967 - в ходе артиллерийских перестрелок на Суэцком канале Египет заявил о сбитии одного "Миража".
   1 декабря 1967 - Египет заявил, что три "Миража" сбиты зенитным огнем в районе Суэца и упали на израильской территории, все пилоты катапультировались. Израиль подтвердил потерю одного самолета (это был "Вотур", а не "Мираж") и опроверг потерю двух других.
   21 марта 1968 - в ходе сражения при Караме иорданский представитель заявил, что сбиты три израильских "Мистэра". После сражения на пресс-конференции 23 марта король Хусейн заявил о 5 сбитых израильских самолетах. Согласно современному иорданскому источнику, было сбито 7 израильских самолетов.
   29 марта 1968 - Иордания заявила о сбитии зенитным огнем 7 израильских самолетов.
   28 апреля 1968 - ООП заявила о потере израильтянами 3 вертолетов в бою в районе Иерихона.
   6 августа 1968 - ООП заявила об уничтожении в этот день израильского вертолета из состава сил, преследовавших отступавшую на территорию Иордании группу палестинских боевиков.
   22 августа 1968 - ООП заявила, что в бою в районе Иерихона группой боевиков уничтожен израильский вертолет.
   23 октября 1968 - Египет заявил, что в воздушном бою над Суэцким каналом были сбиты два и подбит один израильский самолет, Израиль опроверг это. По другому источнику, египтяне заявили, что их МиГ-21 сбили три "Миража".
   4 декабря 1968 - Иордания заявила, что в ходе израильских налетов на ее территорию было сбито 3 самолета. По другому источнику, иорданцы заявили, что несколько самолетов было поражено и наблюдалось падение одного из них (израильтянами подтверждена потеря одного "Супер Мистэра"). Ирак, чей воинский контингент в Иордании и был целью налетов, заявил о сбитии 7 "Миражей".
   24 февраля 1969 - Сирия заявила, что при отражении израильского налета на палестинские базы на ее территории (первый налет с 1967 года) было сбито 3 "Миража" - такая цифра содержалась и в жалобе, поданной Сирией в Совет Безопасности ООН. На следующий день выступавший по сирийскому телевидению летчик-истребитель заявил, что было сбито 4 израильских самолета.
   8-9 марта 1969 - Египет заявил, что в ходе двухдневных боевых действий на Суэцком канале сбиты 2 израильских самолета и 2 вертолета. В частности, по данным В. Бабича, в воздушном бою 8 марта ракетами с МиГ-21 был сбит один "Мираж". Замечание: в тексте В. Бабича сказано, что "Эпизодические воздушные бои между МиГ-21 и "Миражами", относящимся к реактивным истребителям второго поколения, начались в марте 1968 г.", однако далее он начиная с 8 марта описывает воздушные бои явно 1969 года.
   15-16 марта 1969 - арабские партизаны (вероятно, базирующиеся в Иордании) заявили, что за эти дни сбили 8 израильских самолетов.
   14 апреля 1969 - Египет заявил, что в воздушном бою над Суэцом сбит один и поврежден другой "Мираж".
   19 мая 1969 - по данным В. Бабича, египетским МиГ-19 в тренировочном полете был сбит один из двух появившихся израильских "Миражей".
   22 мая 1969 - Египет заявил, что в воздушном бою над Красным морем истребителями МиГ-21 сбит один "Мираж". Израиль опроверг это заявление. По данным В. Бабича, 21 мая египетские МиГ-21 сбили "Мираж", пилот которого утонул в Суэцком канале.
   24 июня 1969 - Египет заявил о сбитии одного самолета, вероятно, в ходе имевшего место воздушного боя. По данным В. Бабича, в этот день египетский МиГ-21 поразил пушечным огнем "Мираж", однако "результаты стрельбы остались неизвестными" (что, очевидно, не помешало египтянам объявить о победе).
   26 июня 1969 - Египет заявил о сбитии одного самолета в воздушном бою над Суэцким заливом. По данным В. Бабича, истребителями МиГ-21 были сбиты два "Миража".
   2 июля 1969 - Египет заявил о сбитии двух "Миражей" в воздушном бою с МиГами над Суэцким заливом. По данным В. Бабича, был сбит один "Мираж".
   6 июля 1969 - Египет заявил о сбитии одного "Миража" в воздушном бою над оккупированной Израилем территорией.
   8 июля 1969 - Сирия заявила, что в воздушном бою над Голанскими высотами сбиты 4 израильских самолета.
   10 июля 1969 - Египет заявил, что зенитным огнем сбит израильский вертолет.
   20 июля 1969 - по итогам первого за два года израильского налета на египетские объекты Египет объявил о сбитии всеми средствами 19 израильских самолетов. Египтяне собирались показать журналистам обломки сбитых самолетов на поле боя, однако отменили поездку в последний момент, ссылаясь на то, что данный район находится под сильным обстрелом.
   Цитата из статьи "Fighting Breaks out Anew at Suez Following Clashes and Plane Losses by Both Sides" (JTA, 22 июля 1969): "Egyptian authorities today [21 июля] invited newsmen to see remnants of 19 Israeli planes which they claimed were shot down in yesterday's fighting near Port Suez but cancelled the tour at the last minute, claiming that the area was under heavy shelling. An Israeli spokesman said there was no shelling in that area today".
   По данным В. Бабича, в этот день истребителями МиГ-21 был сбит один "Мираж".
   25-26 июля 1969 - израильская авиация совершила два налета на египетские позиции, Египет заявил о сбитии 6 самолетов.
   31 июля 1969 - Сирия заявила, что зенитным огнем сбиты 3 израильских самолета.
   19 августа 1969 - по советским данным, ракетами ПЗРК "Стрела-2" сбиты 3 "Скайхока" (согласно популярной легенде - 6 самолетов).
   9 сентября 1969 - Египет заявил, что в ходе израильского рейда по египетскому берегу Суэцкого канала (операция "Равив") сбиты 3 израильских самолета.
   11 сентября 1969 - в ответ на операцию "Равив" ВВС Египта совершили самый большой (на тот момент) налет на контролируемую Израилем территорию. Египет заявил о сбитии нескольких израильских самолетов, однако точное число остается под вопросом, поскольку в разных источниках приведены разные данные - от 3 до 6.
   19 сентября 1969 - Египет заявил о сбитии зенитной артиллерией трех "Скайхоков", бомбивших объекты на берегу Суэцкого канала. Израиль опроверг это заявление.
   6 ноября 1969 - Египет заявил, что при отражении израильского налета, ставшего ответом на действия египетских коммандос, был сбит один и подбит другой самолет.
   11 ноября 1969 - Египет заявил о сбитии одного и повреждении другого израильского самолета.
   28 ноября 1969 - по описанию в статье В. Ткачева "Стрелы и шилки в бою", при обороне строящихся позиций для зенитно-ракетного дивизиона двумя ракетами ПЗРК "Стрела-2" были сбиты два израильских самолета - "Скайхок" и "Мираж". В книге Ш. Алони "Israeli A-4 Skyhawk Units in Combat" приведена фотография незначительных повреждений, полученных "Скайхоком" N 50 в этот самый день.
   3 (или 4) декабря 1969 - Египет заявил о сбитии одного израильского самолета в ходе налетов ВВС Израиля на военные объекты на юге Суэцкого канала; по разным источникам, сбитым был заявлен "Мистэр" или "Супер Мистэр". Израиль заявил, что не имел потерь.
   9 декабря 1969 - Египет заявил, что израильский F-4 сбит ракетой с МиГ-21 в воздушном бою. Израильская сторона опровергла это заявление. По данным В. Бабича, египетскими МиГ-21 были сбиты один F-4 и два "Миража".
   11 декабря 1969 - Египет заявил, что при отражении израильского налета был сбит один самолет. Сирия заявила, что сбила (по-видимому, в имевшем место воздушном бою) два "Миража", упавших на израильской территории.
   28 декабря 1969 - Египет заявил, что при отражении израильского авианалета на Суэцком канале сбиты два самолета.
   4 января 1970 - Египет заявил, что при отражении израильского налета сбит один самолет в районе Кантары (вероятно, в имевшем место воздушном бою).
   8 января 1970 - Сирия заявила о сбитии двух "Миражей" в воздушном бою.
   25 января 1970 - Саудовская Аравия заявила, что ее войска (очевидно, дислоцированные в Иордании) сбили два израильских самолета.
   28 января 1970 - Египет заявил о сбитии зенитным огнем двух самолетов в ходе рейдов ВВС Израиля на египетские объекты.
   1 февраля 1970 - Сирия заявила о сбитии одного израильского самолета в ходе пограничной стычки.
   2 февраля 1970 - Сирия заявила о сбитии 4 израильских самолетов.
   9 февраля 1970 - по данным В. Бабича, египетскими истребителями МиГ-21 были сбиты два "Миража" (ракетой и пушечным огнем; израильтянами подтверждается одна потеря).
   8 марта 1970 - по данным В. Бабича, египетскими истребителями МиГ-21 сбит один "Мираж". По израильским данным, между 6 и 12 марта ВВС Израиля не совершали вылеты в воздушном пространстве Египта из-за плохой погоды.
   2 апреля 1970 - в ходе интенсивных боестолкновений на линии прекращения огня Сирия заявила, что в воздушном бою истребителями были сбиты 7 израильских самолетов, в том числе 3 "Фантома" и 1 "Мираж". Израильская сторона опровергла эти данные, заявив о потере лишь одного "Фантома".
   13 апреля 1970 - по данным В. Бабича, советскими МиГ-21 ракетами и пушечным огнем сбиты два F-4, оба экипажа катапультировались. При этом несколько ниже по тексту сам Бабич пишет, что "13, 18 и 29 апреля встречи советских и израильских самолётов обошлись без вступления в бой, хотя им уделили немало внимания все мировые средства массовой информации", и ряд других российских источников также не подтверждает какие-либо воздушные победы советских летчиков ранее 22 июня.
   30 апреля 1970 - Египет заявил, что в ходе ночного рейда его войск на израильский берег Суэцкого канала сбит один и подбит другой израильский самолет.
   31 мая 1970 - Египет заявил о сбитии зенитным огнем двух израильских самолетов в районе Суэцкого канала.
   2 июня 1970 - Египет заявил о сбитии "Скайхока" при отражении израильских налетов.
   3 или 4 июня (по разным данным) 1970 - Египет заявил, что в воздушном бою над Суэцким каналом сбиты два "Миража" и подбит еще один. Израиль опровергнул это, объявив, что все самолеты вернулись на базы (на самом деле 4 июня был потерян один "Мистэр"). У В. Бабича сказано, что были сбиты 3 "Миража" (а из текстового описания следует, что вообще 4). Также есть данные, что 4 июня Египет заявил о сбитии зенитным огнем "Скайхока" над Суэцким каналом.
   8 июня 1970 - Египет заявил о сбитии одного "Скайхока". Сирия заявила о сбитии зенитным огнем 3 израильских самолетов в ходе пограничных столкновений.
   15 июня 1970 - Египет заявил о сбитии одного израильского самолета при отражении авианалетов.
   25 июня 1970 - Сирия заявила о сбитии "Фантома"; по другим данным, было заявлено о сбитии 3 самолетов. В этот же день Египет заявил о сбитии зенитным огнем "Скайхока".
   26 июня 1970 - Сирия заявила о сбитии 11 израильских самолетов (неясно, за день или в ходе всего трехдневного конфликта).
   30 июня 1970 - при отражении серии налетов израильской авиации на позиции ЗРК вдоль Суэцкого канала Египет заявил о сбитии 4 самолетов, в том числе по два "Фантома" и "Скайхока". Однако согласно статье "30 ИЮНЯ 1970 г., СУЭЦКИЙ КАНАЛ" на сайте "Воздушно-космическая оборона" (N5 (18) 2004), в боях этого дня египетскими и советскими средствами ПВО было сбито 7 израильских самолетов "Фантом" и "Скайхок", в том числе 5 - ЗРК С-75 и 2 - ПЗРК "Стрела-2".
   2 июля 1970 - Египет заявил о сбитии одного израильского самолета.
   3 июля 1970 - согласно статье "Бои над Суэцким каналом" на сайте hubara-rus.ru, в этот день заявлено сбитыми 3 самолета, в том числе 2 "Скайхока" при помощи ПЗРК "Стрела-2" и один "Фантом" ЗРК СА-75М.
   4 июля 1970 - согласно статье "Бои над Суэцким каналом" на сайте hubara-rus.ru, в этот день заявлен сбитым зенитной артиллерией и ПЗРК "Стрела-2" один израильский самолет.
   5 июля 1970 - согласно статье "Бои над Суэцким каналом" на сайте hubara-rus.ru, в этот день заявлены сбитыми огнем ЗРК 3 израильских самолета.
   10 июля 1970 - по данным В. Бабича, египетскими МиГ-21 ракетой сбит "Мираж".
   18 июля 1970 - согласно статье "ПИК ''ВОЙНЫ НА ИСТОЩЕНИЕ''" (ВКО, N1 (20) 2005), в этот день заявлены сбитыми огнем ЗРК 6 израильских самолетов.
   27 июля 1970 - Египет заявил о сбитии "Миража" - возможно, в ходе имевшего место воздушного боя.
   3 августа 1970 - согласно русскоязычным источникам, советскими ракетчиками заявлены сбитыми 5 израильских самолетов.
   5 августа 1970 - Египет заявил о сбитии "Скайхока".
   7 августа 1970 - по данным А. Котлобовского и Р. Мараева (статья "Оправдавший предназначение", журнал "Авиация и время", 2007, N 6), в последний день "войны на истощение" советский пилот О. Цой принудил к посадке на Синае израильский двухмоторный самолет, "напоминающий наш Ил-14", экипаж которого был взят в плен. Данные получены ими от самого О. Цоя. В том виде, в котором он представлен у Котлобовского и Мараева, данный эпизод невероятен, поскольку советским летчикам было запрещено пересекать Суэцкий канал, а экипаж посаженного на Синайском полуострове самолета никак не мог попасть в плен, ибо находился на подконтрольной Израилю территории.
  
   Легенда о ПЗРК
   Одним из самых значительных событий, произошедших в ходе "войны на истощение", стало первое в истории войн применение переносных зенитно-ракетных комплексов - это были советские "Стрела-2". Вокруг того, как это произошло, в русскоязычной литературе сложился определенный миф, который мы и попробуем разобрать.
  
   Цитаты:
   Первый факт боевого применения "Стрел" имел место в один из дней августа 1969 г. Тогда десять израильских самолетов пересекли линию канала и направились вглубь египетской территории. Однако освоившие новое оружие арабские солдаты произвели удачные пуски ракет ПЗРК, и только четыре самолета смогли вернуться на свои базы. Всего было выпущено 10 ракет.
  -- Котлобовский А. ЗРК в локальных войнах.
   В 1968 г. первый советский ПЗРК 9К32 "Стрела-2" (SA-7 "Грейл" по обозначению НАТО) был принят на вооружение Советской Армией. И почти сразу началось его боевое использование за рубежом. Вот как вспоминает об этом С.П. Непобедимый:
   Мы доставили изделия в Александрию, командировав туда своих разработчиков и испытателей, египтяне прошли у них курс обучения. И вот в августе 1969 г. - первый бой. Десять ракет - шесть самолетов! Об этом сразу доложили в Кремль Брежневу, Гречко. Вызвали меня. Помимо общего одобрения, были высказаны пожелания увеличить зоны поражения и повысить скорость, чтобы сбивать еще более скоростные цели.
  -- ЛОМО. Сквозь призму времени
   Результаты боевого применения переносного ЗРК "Стрела-2" в Египте, куда были направлены первые серийные образцы комплекса и группа военных технических специалистов во главе с Г.В. Киселевым, были весьма эффективны: в августе 1969 г. за один день боевых действий десятью ракетами комплекса было сбито 6 самолетов Израиля, в то время как всеми другими средствами ПВО Египта за этот же день было уничтожено лишь 4 самолета.
  -- ПЗРК 9К32 "СТРЕЛА-2" (SA-7 Grail) (сайт pvo.guns.ru)
   Журналист телеканала "Звезда" Дмитрий Юров в статье "Стрелы смерти для "Фантомов". Американское господство в воздухе закончилось" (28 февраля 2015) приводит чуть более подробную версию событий с указанием совершенно иной даты:
   Однако, несмотря на это, 12 сентября 1969 года 10 израильских "Фантомов", которые успешно пересекли Суэцкий канал и стали продвигаться вглубь территории Египта - смогли познакомиться с первым отечественным переносным зенитно-ракетным комплексом "Стрела-2". Результатом "знакомства" стало возвращение на базу лишь четырёх машин из 10. Абсолютному господству израильтян в воздухе был положен конец.
  
   Существует официальный отчет о первых боевых стрельбах "Стрелы-2" 19 августа 1969 года, где четко сказано, что в результате этих стрельб за день были сбиты ТРИ израильских самолета (один упал на месте и летчик попал в плен, два других по докладам войск упали на неподконтрольной египтянам территории) при расходе ШЕСТИ ракет. За предоставление данного отчета автор благодарит конструктора Коломенского КБМ Александра Смирнова.
  
  
    []
  
  
   Согласно книге израильского историка Шломо Алони "Israeli A-4 Skyhawk Units in Combat", 19 августа 1969 года был сбит один "Скайхок" 102-й эскадрильи (командир эскадрильи Ниссим Ашкенази попал в плен) и поврежден еще один из 115-й эскадрильи (борт N 62, Моше Мельник выполнил сложную посадку в Рефидиме, в книге приведены фотографии самолета перед поражением и после приземления), причем это произошло в разное время при выполнении разных боевых задач. Поврежденный самолет долго ремонтировали, и он вернулся в строй только в июне 1970 года.
  
   Сбитый "Скайхок"
   Как сообщает множество советских и российских публикаций, 22 июня 1970 года советские летчики в Египте одержали свою первую (и фактически единственную) воздушную победу, уничтожив израильский штурмовик A-4 "Скайхок". На малой высоте пара истребителей МиГ-21 капитанов Н. Крапивина и Н. Сальника подошла к израильской ударной группе и сбила один самолет ракетами. По данным В. Бабича, сбитие произошла над Суэцким заливом и штурмовик "...кувыркаясь, врезался в воду"; по данным командира 35-й отдельной истребительной авиаэскадрильи Ю. Настенко (подразделение, в котором служили совершившие перехват пилоты), самолет упал на западном берегу Суэцкого канала и его обломки даже были привезены в часть на следующий день ("В небе над Египтом", газета "Красная звезда" второй половины 1980-х годов, текст доступен на сайте http://old.hubara-rus.ru).
  
   Израильские источники никоим образом не подтверждают этот инцидент, и вообще последняя официальная потеря "Скайхока" в "войне на истощение" произошла 16 января 1970 года. Однако израильтяне сообщают, что 25 июля истребители МиГ-21, пилотируемые советскими летчиками, преследовали A-4 за каналом и подбили его ракетой над контролируемой Израилем территорией. Самолет сумел дотянуть до синайского аэродрома Рефидим и совершить там посадку. Некоторые российские источники утверждают, что этот "Скайхок" впоследствии был списан, то есть можно сказать, что все-таки уничтожен; в доступных израильских и западных источниках автору не встречалось убедительной информации о дальнейшей судьбе этого самолета. В ответ на такие "наглые" действия Советов израильтяне организовали 30 июля знаменитую операцию "Римон 20", увенчавшуюся сбитием четырех МиГов (пяти по западным данным) и гибелью троих советских летчиков.
  
   Итак, советская версия: 22 июня сбит A-4. Израильская версия: 25 июля поврежден A-4.
   В истории военной авиации сплошь и рядом бывают случаи существенного расхождения данных противоборствующих сторон о ходе и результатах одного и того же воздушного боя. Сравнение двух версий часто позволяет найти некий "компромисс", точки стыковки, по которым можно попытаться воссоздать "реальную" картину.
   Какой компромисс можно найти, если противники указывают дату произошедшего боя с разницей в месяц?
  
   Причем если западные источники более-менее единогласны в дате 25 июля, то у русскоязычных авторов можно встретить и 22 июня, и 25 июня, и 22 июля, и 25 июля.
  
   Константин Коротюк, командир 135-го истребительного авиаполка: "Дату - 22 июня - помнит, наверное, по сей день каждый из наших летчиков, сражавшихся в Египте" ("В небе над Египтом").
  
   Запись из дневника старшего лейтенанта Ивана Скобанева за 27 июля 1970 года: "...Сегодня 8 истребителей летали бомбить за канал в северной части во взаимодействии с нашими средствами помех радионавигации. Все без потерь вернулись на базы. А позавчера наш капитан на МИГ-21 сбил "Скайхок". Это первый самолет, сбитый в воздушном бою авиацией" ("Красная звезда", 14 января 2000)
  
   По версии В. Бабича, имели место два разных боях: 22 июня пара Сальника сбила "Скайхок", а 25 июня пара Крапивина долго преследовала уходящий штурмовик, вторглась в воздушное пространство противника и там уже повредила его ракетами, после чего A-4 сел в Бир-Гафгафе и был списан. В "Красной звезде" 1980-х Ю. Настенко вообще утверждал, что после первого маловысотного перехвата израильского штурмовика 22 июня "подобную операцию мы проводили еще трижды, и каждый раз успешно" (то есть четыре сбитых или подбитых самолета врага?), но годы спустя он пишет уже совсем иначе: "22 июня 1970 года парой Крапивин - Сальник был сбит первый лёгкий штурмовик "Скайхок". Этот способ атаки мы применяли вплоть до конца войны и с других аэродромов". Ни слова о последующих успешных перехватах, а сразу переход к печальному для советской стороны воздушному бою 30 июля (см. его мемуары "В небе Египта", сайт archive.redstar.ru, 19 марта 2015).
  
   Таким образом, израильтяне не приводят почти никаких подробностей этой истории (имя летчика, номер пострадавшего борта и его дальнейшая судьба), а другая сторона, похоже, не в состоянии определиться со своей собственной "официальной" версией. Нехватка и противоречивость информации делают бесполезной любую попытку найти истину, так что данный эпизод советско-израильского военного противостояния остается "белым пятном".
  
  
  
   РАЗДЕЛ II
   ПОДТВЕРЖДЕННЫЕ ПОТЕРИ И ИЗРАИЛЬСКИЕ ДАННЫЕ
  
   Это НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ список потерь ВВС Израиля, составленный на основе множества источников. В него включены все связанные с "войной на истощение" потери в период с июля 1967 по август 1970 года, достоверность которых не вызывает сомнения. К сожалению, во многих случаях подробное описание потерь недоступно, и это особенно отражается на причинах потерь, зачастую указанных "как есть", то есть что сказано в более-менее заслуживающем доверия источнике, то и написано, а насколько это стыкуется с официальными израильскими данными - сложно сказать. Например, автору неизвестно, считается ли боевой потерей "Мистэр", разбившийся на иорданском фронте 21 ноября 1967 года.
  
   15 июля 1967 - "Мираж" IIICJ (N 20?), 119-я эскадрилья (?), Египет
   В течение дня вдоль Суэцкого канала шли активные боевые действия. По сообщениям прессы, "Мираж" был сбит огнем зенитной артиллерии, хотя некоторые источники утверждают, что это произошло в бою с египетскими МиГ-21. Пилот Шломо Эгози катапультировался и был подобран вертолетом.
   Требуют уточнения номер самолета (по одному источнику, борт N 20 был продан Аргентине) и эскадрилья (по одному источнику, в 1967 году Эгози служил в 117-й эскадрилье, но к началу 1968 года он достоверно служил в 119-й, которая и участвовала в бою 15 июля).
  
   15 июля 1967 - "Мистэр" IVA, Сирия/Израиль
   Небоевая потеря. Пара самолетов поднята на перехват сирийских МиГ-21, однако не встретилась с ними. У одного самолета отказал двигатель, пилот Ури Кейдар (Крупник) погиб при катапультировании из-за нераскрытия парашюта.
  
   21 ноября 1967 - "Мистэр" IVA (N 62), 116-я эскадрилья, Иордания
   Иорданские танки открыли огонь по израильским позициям в районе Ум-Шурт, и группа самолетов была направлена для нанесения удара по ним. Самолет лидера звена Давида Нево был сбит зенитным огнем (на сайте ВВС Израиля отмечается, что также возможна техническая неисправность), пилот катапультировался. По ряду причин израильтяне узнали об этом только после возвращения звена на аэродром, то есть не смогли быстро начать поисково-спасательную операцию. Иорданские власти заявили, что обнаружили летчика уже мертвым. Далее всплыла информация, что летчик был забит до смерти местным населением, и Израиль обвинил Иорданию в том, что она намеренно затягивает передачу останков погибшего. Останки были наконец возвращены 8 декабря, и проведенное в присутствии представителя Международного комитета Красного Креста вскрытие показало, что летчик был убит ударами камней и палок.
  
   1 декабря 1967 - "Вотур" IIBR (N 31), 110-я эскадрилья, Египет
   Пара "Вотуров" в ходе патрулирования обстреляна зенитной артиллерией с Зеленого острова, один самолет был поражен и упал в Суэцкий залив. Экипаж в составе Ицхака Арци и Эльханана Раза катапультировался и пропал без вести; в ходе поисков были найдены только надувная шлюпка и шлем штурмана.
  
   21 марта 1968 - MD 450 "Ураган", 113-я эскадрилья, Иордания
   В ходе сражения при Караме самолет был подбит зенитным огнем и упал на контролируемом Израилем Западном берегу реки Иордан, пилот катапультировался.
   Эта потеря отсутствует в списке Д. Ледницера, и имя пилота остается неизвестным.
  
   29 марта 1968 - "Супер Мистэр" B2, 105-я эскадрилья, Иордания
   Израильская авиация атаковала объекты в Иордании после того, как иорданская артиллерия обстреляла поселения на Западном берегу. Зенитным огнем в районе Караме был подбит "Супер Мистэр", его пилот (согласно Д. Ледницеру - Йонахан Розер) катапультировался над израильской территорией.
   Следует подчеркнуть, что данная потеря произошла именно в ходе налетов 29 марта (что подтверждается рядом источников), и ее не следует путать с потерей в битве при Караме неделей ранее.
  
   4 декабря 1968 - "Супер Мистэр" B2, 105-я эскадрилья, Иордания
   В ответ на обстрелы еврейских поселений иракской артиллерией ВВС Израиля нанесли удары по позициям иракского контингента в Иордании. "Супер Мистэр" был подбит зенитным огнем, его пилот Надав Нехорай катапультировался над территорией противника и подобран поисково-спасательным вертолетом, однако перед этим получил огнестрельное ранение, оказавшееся смертельным - он умер на борту вертолета. Ливанская пресса сообщала, что ранение ему нанес некий иорданский пастух.
  
   8 марта 1969 - Do 27, 100-я эскадрилья, Египет
   В первый "официальный" день войны на истощение в ходе артиллерийских дуэлей на Суэцком канале самолет-корректировщик был сбит одной ракетой ЗРК С-75 над контролируемой израильтянами территорией. Оба члена экипажа выпрыгнули с парашютами, пилот (Эхуд Бен Ари) впоследствии умер от ранений.
   В сообщениях СМИ того времени сбитый самолет повсеместно фигурирует как Пайпер "Каб".
  
   21 марта 1969 - MD 450 "Ураган", Иордания
   Пара "Ураганов" наносила удар по позициям иорданской артиллерии в районе моста Алленби (Иерихон), оказывавшей поддержку пытавшимся пробраться на территорию Израиля палестинским боевикам. Один самолет был сбит зенитным огнем и его пилот Шауль Гильбоа погиб, останки были возвращены 2 апреля. Иорданцы идентифицировали сбитый самолет как "Мистэр".
   До этого Гильбоа уже был один раз сбит - во время Шестидневной войны над Сирией.
   Примечательное совпадение: потеря произошла ровно через год после потери другого "Урагана" на иорданском фронте в ходе сражения при Караме.
  
   22 апреля 1969 - "Вотур" IIA (N 03 / 103/ 303), 110-я эскадрилья, Иордания
   Самолет сбит зенитным огнем при налете на иорданскую РЛС с египетским обслуживающим персоналом. Пилот Нафтали Порат погиб, его останки возвращены иорданской стороной 28 апреля.
   В некоторых источниках датой потери ошибочно указано 23 апреля (в архиве JTA сообщение с ее упоминанием датировано 23 апреля, но там все новости приводятся за предыдущий день). Потерянный самолет был первым "Вотуром", полученным ВВС Израиля.
  
   20 июля 1969 - два "Мираж" IIICJ (N 45 и 56), 101-я эскадрилья, Египет
   В первый день операции "Боксер", ознаменовавший начало воздушного наступления Израиля на Суэцком канале, было потеряно два "Миража". Оба пилота (Эйтан Бен-Элияху, N 56, и Эли Зохар, N 45) катапультировались и были эвакуированы.
   Обстоятельства потери самолетов требуют уточнения. По заявлению израильского представителя, один самолет был сбит ракетой в воздушном бою, другой - зенитной артиллерией. Русскоязычные источники (skywar.ru, В. Бабич) претендуют на уничтожение обоих самолетов в воздушном бою с МиГ-21. По данным skywar.ru, самолет Зохара имел номер 09.
   Эйтан Бен-Элияху впоследствии занимал должность командующего ВВС Израиля (1996-2000). Эли Зохар ранее уже был сбит - во время Шестидневной войны в Египте.
  
   19 августа 1969 - A-4H "Скайхок" (N 02), 102-я эскадрилья, Египет
   В ходе налета на позиции ЗРК С-75 на юге Суэцкого канала один штурмовик был сбит ракетой ПЗРК "Стрела-2". Это первая боевая потеря A-4 на Ближнем Востоке и первое в истории успешное боевое применение переносного зенитно-ракетного комплекса. Пилот Ниссим Ашкенази, командир 102-й эскадрильи, катапультировался и попал в плен, откуда был освобожден 5 декабря того же года.
  
   9 сентября 1969 - A-4H "Скайхок" (N 26), 109-я эскадрилья, Египет
   Потерян в ходе операции "Равив" (рейд на трофейной бронетехнике по египетскому берегу Суэцкого канала). Во время налета на вражескую РЛС самолет Хагая Ронена оторвался от своего звена и, по-видимому, был сбит зенитным огнем. Пилот катапультировался, и израильтяне наблюдали, как он спускается на парашюте, но его дальнейшая судьба так и не была установлена, и впоследствии его признали погибшим.
  
   11 сентября 1969 - "Мираж" IIICJ (N 18), 119-я эскадрилья, Египет
   В ответ на операцию "Равив" ВВС Египта совершили крупный налет на израильские позиции на Синае. При отражении этого налета самолет Гиоры Рома был сбит над вражеской территорией ракетой с истребителя МиГ-21, летчик катапультировался, получил травмы при приземлении и попал в плен, откуда освобожден 5 декабря.
   Гиора Ром - первый ас ВВС Израиля, одержавший 5 воздушных побед в Шестидневной войне.
  
   13 октября 1969 - Do 27, 100-я эскадрилья, Египет/Израиль
   Потерян на юге Синайского полуострова, погибло 5 человек. По требующим уточнения данным, сбит "дружественным огнем" ЗРК MIM-23 "Хок", выполняя задачу по корректировке артиллерийского огня.
  
   17 ноября 1969 - F-4E "Фантом" II (N 04), 201-я эскадрилья, Иордания
   Израильская авиация нанесла удары по ряду военных объектов в Иордании (артиллерийские позиции и РЛС), в ходе которых один F-4 был подбит зенитным огнем. Пилотировавший его экипаж из 69-й эскадрильи в составе Эхуда Хенкина и Шауля Леви катапультировался над территорией Израиля.
   Это был первый потерянный израильский "Фантом".
  
   16 января 1970 - A-4H "Скайхок" (N 76), 102-я эскадрилья, Египет
   Самолет потерян (очевидно, сбит зенитным огнем) в ходе маловысотной атаки целей вдоль дороги Суэц - Каир к западу от Суэцкого залива (по информации skywar, огнем 57-мм зенитного орудия при атаке РЛС). Пилот Дов Пелег катапультировался и пропал без вести. Египтяне первоначально сообщили, что взяли его в плен. По информации skywar, они обнаружили часть его обмундирования в море со следами укусов акул.
  
   2 февраля 1970 - "Мираж" IIICJ (N 26 или 54), 117-я эскадрилья, Сирия
   Самолет сбит зенитным огнем (57-мм по данным skywar.ru, то есть С-60 или ЗСУ-57-2) над Голанскими высотами примерно в 10 милях восточнее линии прекращения огня, выполняя патрулирование после боестолкновения израильских и сирийских войск в этом районе. Пилот Шломо Навот (Вайнтрауб) катапультировался, однако при неизвестных обстоятельствах погиб, его останки были переданы сирийской стороной 5 февраля.
   Номер сбитого самолета требует уточнения: он указан как 26 в списке Ледницера и как 54 на сайте skywar.ru. Шломо Навот был асом, имея на своем счету 5 воздушных побед.
  
   9 февраля 1970 - "Мираж" IIICJ (N 57), 101-я эскадрилья, Египет
   Самолет сбит ракетой "воздух-воздух" в воздушном бою с МиГ-21 во время налета израильской авиации на египетские объекты. Пилот Авиноам Килдес (Клидесс?) катапультировался и попал в плен. В этом же бою перед своим сбитием он одержал одну воздушную победу.
  
   2 марта 1970 - "Мираж" IIICJ (N 70), 117-я эскадрилья, Египет
   Звено "Миражей" вылетело на перехват египетских самолетов и неудачно пыталось преследовать их над вражеской территорией. При возвращении на базу на малой высоте самолет Итамара Нойнера был поражен зенитным огнем. Несмотря на повреждение обеих гидравлических систем, пилот попытался совершить посадку в Бир-Гафгафе, однако был вынужден катапультироваться.
   Причина потери была неочевидной, поскольку Нойнер не почувствовал, как его самолет был подбит. Комиссия по расследованию аварии сначала пришла к выводу о поражении самолета ракетой с оставшегося незамеченным истребителя МиГ-21, но после дополнительного изучения боевых повреждений на обломках эта версия была отклонена.
  
   2 апреля 1970 - F-4E "Фантом" II (N 36), 69-я эскадрилья, Сирия
   Во время серьезных боестолкновений на Голанских высотах израильская авиация атаковала позиции сирийской артиллерии. В воздушном бою с поднятыми на перехват сирийскими истребителями были сбиты два МиГа и один "Фантом", ставший жертвой ракеты, выпущенной МиГ-21 (по данным сторон, потери составили 3 сирийских самолета по версии Израиля и 7 израильских самолетов по версии Сирии). Экипаж в составе Гидеона Магена и Пинхаса Нахмани катапультировался и попал в плен, откуда был освобожден только 3 июня 1973 года.
   Сирия заявила, что сбитый "Фантом" принадлежал 6-му флоту ВМС США и был "одолжен" Израилю, а пилотировал его американский летчик; Госдепартамент США опроверг это утверждение.
  
   4 июня 1970 - "Мистэр" IVA (N 44), 116-я эскадрилья, Египет
   Поражен огнем египетской зенитной артиллерии (по данным skywar.ru - 23-мм), пилот Цви Канор катапультировался над израильской территорией или же совершил аварийную посадку. Если верна версия аварийной посадки, то судьба самолета остается неизвестной, хотя его восстановление представляется маловероятным, т.к. израильские "Мистэры" уже находились на грани снятия с вооружения (это произошло менее чем через год; также интересно отметить использование устаревшего дозвукового самолета на египетском фронте при наличии "Фантомов").
  
   26 июня 1970 - "Мираж" IIICJ (N 31), Сирия
   Сбит ракетой сирийского МиГ-21 во время так называемой "трехдневной войны" (наиболее интенсивные боевые действия на Голанских высотах с 1967 года). Пилот Боаз Эйтан катапультировался и попал в плен, освобожден 3 июня 1973 года.
   По разным данным, самолет принадлежал 117-й или 119-й эскадрилье.
  
   30 июня 1970 - два F-4E "Фантом" II, Египет
   В серии налетов на египетские и советские ЗРК вдоль Суэцкого канала израильтяне потеряли два "Фантома". Экипаж 69-й эскадрильи (Рами Харпаз, Эяль Ахикар, номер самолета неизвестен) был сбит пуском двух ракет советского ЗРК С-125 на высоте 4 км и после катапультирования очень долго опускался на парашютах - по одному источнику, около получаса. Оба летчика попали в плен. Самолет из 201-й эскадрильи (Ицхак Пир, Давид Яир, самолет N 680) был поражен двумя египетскими ракетами С-75, однако завершил выполнение боевой задачи, сбросив бомбы на вражеские позиции, после чего был добит третьей ракетой, выпущенной советским расчетом (по разным версиям, С-75 или С-125). Экипаж покинул машину, Ицхак Пир попал в плен, Давид Яир был эвакуирован вертолетом. Предполагается, что Яира спасло то, что Пир назвал себя пилотом "Скайхока", из-за чего египтяне не стали искать второго члена экипажа. Все трое летчиков, попавших в плен в этот день, были освобождены в ноябре 1973 года после "войны Судного дня".
   При отражении этих налетов погиб один советский военнослужащий, у египтян выведены из строя два зенитно-ракетных дивизиона полностью и один частично.
   Ицхак Пир был урожденным Джеффри Пиром, но, как сообщалось, не имел американского паспорта и вряд ли воевал во Вьетнаме (как обычно рассказывают об "израильских американцах" отечественные источники), находясь на службе в Израиле с 1961 года.
   Случайный факт: за время нахождения в плену Рами Харпаз прочел 304 книги.
  
   5 июля 1970 - F-4E "Фантом" II (N 129), 69-я эскадрилья, Египет
   При нанесении удара по позициям советских ЗРК самолет был сбит ракетой С-125. Экипаж в составе Амоса Замира и Амоса Левитова катапультировался и попал в плен, освобожден в 1973 году после "войны Судного дня".
   С египетской стороны в этом налете был выведен из строя один зенитно-ракетный дивизион.
  
   18 июля 1970 - F-4E "Фантом" II, 201-я эскадрилья, Египет
   Первая попытка использования израильтянами контейнеров РЭБ AN/ALQ-71 (по данным Шломо Алони, AN/ALQ-101) закончилась катастрофой. Самолеты командиров обеих эскадрилий F-4 были поражены ракетами комплексов С-125 и попытались тянуть домой. Командиру 69-й Авиху Бен-Нуну (будущий командующий ВВС Израиля) повезло, он сумел совершить аварийную посадку в Рефидиме; некоторые русскоязычные источники утверждают, что его "Фантом" не подлежал восстановлению, по книге Изабеллы Гинор и Гидеона Ремеза "The Soviet-Israeli War, 1967-1973" этот самолет был выведен из строя более чем на год, то есть предполагается, что его все-таки отремонтировали. Командир 201-й Шмуэль Хец для максимизации эффекта от контейнера шел со своей группой как на параде - в плотном строю без боевого маневрирования. Он потерял управление подбитым самолетом за считанные секунды до пересечения Суэцкого канала. Его оператор Менахем Эйни катапультировался и попал в плен, освобожден после "войны Судного дня", а Хец считается погибшим.
   В упомянутой книге И. Гинор и Г. Ремеза содержится расследование дальнейшей судьбы Хеца и намеков с советской/российской стороны на то, что он выжил и был увезен в Советский Союз. По версии Эйни, обломки самолета были найдены на западном берегу канала после войны 1973 года, и останки Хеца захоронены. Премьер-министр Израиля Ариэль Шарон в 2001 году заявил, что останки Хеца до сих пор не найдены.
   С советской стороны при отражении налета погибли 8 военнослужащих, у египтян был выведен из строя один зенитно-ракетный дивизион.
  
   3 августа 1970 - F-4E "Фантом" II, 201-я эскадрилья, Египет
   Самолет сбит ракетой советского ЗРК С-125, попав в подготовленную ракетную засаду на берегу Суэцкого канала. Экипаж в составе Игаля Шохата и Моше Гольдвассера катапультировался и попал в плен. Египтяне заявили, что оба летчика имеют легкие травмы, но находятся в хорошем состоянии. Результатом этих "легких травм" стало то, что Шохат был освобожден из плена уже 15 августа с ампутированной ногой, а останки Гольдвассера египтяне вернули 2 сентября. По египетской версии, он умер от сердечного приступа. Относительно Шохата имеются предположения, что он был ранен пулей, когда при спуске на парашюте его обстреляли египетские солдаты, а про Гольдвассера сайт hubara-rus.ru сообщает, что он был избит крестьянами; Израиль впоследствии подал в Международный комитет Красного Креста жалобу, содержавшую обвинение Египта в том, что Гольдвассер умер под пытками в плену (многочисленные ссадины на конечностях от ударов тупым предметом и др.).
   Для Шохата это было второе сбитие - первый раз он был сбит в Египте во время Шестидневной войны, летая на "Супер Мистэре".
  
  
   Потери самолетов по типам:
   "Ураган" - 2
   21.3.68 // 21.3.69
   "Мистэр" IV - 3
   15.7.67 // 21.11.67 // 4.6.70
   "Супер Мистэр" - 2
   29.3.68 // 4.12.68
   "Вотур" II - 2
   1.12.67 // 22.4.69
   "Мираж" III - 8
   15.7.67 // два 20.7.69 // 11.9.69 // 2.2.70 // 9.2.70 // 2.3.70 // 26.6.70
   A-4 "Скайхок" - 3
   19.8.69 // 9.9.69 // 16.1.70
   F-4 "Фантом" II - 7
   17.11.69 // 2.4.70 // два 30.6.70 // 5.7.70 // 18.7.70 // 3.8.70
   Do 27 - 2
   8.3.69 // 13.10.69
   ИТОГО - 29
  
   Потери по регионам:
   Египет - 18 (1 "Мистэр", 1 "Вотур", 6 "Миражей", 3 "Скайхока", 5 "Фантомов", 2 Do 27)
   Иордания - 7 (2 "Урагана", 1 "Мистэр", 2 "Супер Мистэра", 1 "Вотур", 1 "Фантом")
   Сирия - 3 (2 "Миража", 1 "Фантом")
   Израиль - 1 ("Мистэр" 15 июля 1967)
   ИТОГО - 29
  
   Потери в воздушных боях:
   "Мираж" III - 4 (20.7.69, 11.9.69, 9.2.70, 26.6.70) плюс еще 1 возможная (15.7.67)
   F-4 "Фантом" II - 1 (2.4.70)
   ИТОГО - 5 плюс 1 возможная (в том числе 3 потери на египетском фронте плюс 1 возможная, и 2 потери на сирийском фронте)
  
   Теперь - официальные цифры потерь ВВС Израиля, публиковавшиеся JTA в ходе конфликта со ссылкой на представителя израильской армии. В каждом случае дан комментарий, насколько эти цифры совпадают с приведенным выше неофициальным списком потерь.
  
   21 мая 1969 - потери Израиля (явно только на египетском фронте) составляют 3 самолета, в том числе два истребителя и один Пайпер "Каб". Комментарий: полное совпадение с имеющимися данными. Два "истребителя" - это "Мираж" и "Вотур", потерянные 15 июля и 1 декабря 1967, а "Каб" на самом деле Do 27, потерянный 8 марта 1969.
   11 ноября 1969 - потери Израиля на египетском фронте составляют 9 летательных аппаратов. Комментарий: таким образом, за полгода с мая потеряны 6 самолетов, что соответствует списку. Это три "Миража", два "Скайхока" и один Do 27, сбитый будто бы "дружественным огнем".
   18 ноября 1969 - потерянный накануне в Иордании самолет был 15-м с момента окончания Шестидневной войны (явно на всех фронтах). Комментарий: есть небольшое расхождение с имеющимися данными. В Египте потеряны 9 самолетов (см. 11 ноября), в Иордании 7, в Сирии потерь еще не было. В сумме должно быть 16 потерь, а не 15. В поисках объяснения этого можно предположить, что официальные потери на иорданском фронте составляли 6 самолетов (допустим, не был учтен "Мистэр" 21 ноября 1967, поскольку была версия, что он разбился из-за технического отказа).
   28 января 1970 - согласно статье JTA "Арабы дали миру алгебру, но не могут сложить, сколько сбили израильских самолетов", после окончания Шестидневной войны Израиль потерял 16 самолетов. В том числе по годам: 1967 год - 3, 1968 год - 3, 1969 год - 9, январь 1970 года - 1. Комментарий: общая цифры потерь (16) согласуется с теми данными, которые фигурировали в ноябре 1969 года - с того времени потерян один "Скайхок" в Египте. Однако как отмечено выше, одна из известных потерь почему-то не учтена.
   26 февраля 1970 - с момента окончания Шестидневной войны Израиль признал потерю 19 своих самолетов на всех фронтах. Комментарий: с 28 января официально потеряны 3 самолета, однако у автора имеются данные лишь о 2 (два "Миража" в Египте и Сирии). Или произошла одна потеря, о которой ничего не известно, или израильские военные наконец включили в свою статистику ту потерю, которая ранее не была учтена (см. 18 ноября 1969).
   30 июня 1970 - потерянные в этот день в Египте два "Фантома" были 12-й и 13-й потерями на египетском фронте после окончания Шестидневной войны. Комментарий: здесь официальные данные не подтверждаются. По ним выходит, что с 18 ноября по 29 июня в Египте потеряно всего 2 самолета. Однако есть достоверная информация о потере двух "Миражей" (9 февраля, 2 марта) и одного "Скайхока" (16 января), а также о вероятной потере "Мистэра" (4 июня). О причинах расхождения можно только догадываться. Автор полагает, что в официальную статистику не попали "Мираж", потерянный при очень "негромких" обстоятельствах 2 марта, и по тем или иным причинам "Мистэр".
   6 июля 1970 - Израиль потерял 24 самолета на всех фронтах с момента окончания Шестидневной войны, в том числе 14 на египетском фронте. Комментарий: по сравнению с 26 февраля общие потери увеличились на 5 самолетов. Если учитывать сказанное выше об игнорировании официальной статистикой двух потерь в Египте, то все сходится: в Сирии за этот период потеряны "Фантом" и "Мираж", а в Египте три "Фантома".
   30 июля 1970 - Израиль потерял 25 самолетов на всех фронтах с момента окончания Шестидневной войны. Комментарий: все верно, после 6 июля израильтяне потеряли всего один "Фантом".
  
   Подведем итог. После 30 июля официальной информации о потерях нет, но она и не требуется: как известно, единственной официально признанной потерей в последнюю неделю "войны на истощение" стал F-4, сбитый 3 августа в Египте. Получаем следующее:
   - официальные потери ВВС Израиля в войне на истощение составляют, по всей видимости, 26 самолетов;
   - есть расхождение со списком за период конца 1969 - начала 1970 года, предположительно из-за того, что одна потеря могла быть учтена в официальной статистике с опозданием;
   - на 11 ноября 1969 года официальные потери в Египте составляли 9 самолетов, до 30 июня 1970 года признается потеря еще 2 самолетов, однако есть подробные данные о потере в этот период 4 самолетов ("Скайхок" 16 января, два "Миража" 9 февраля и 2 марта, "Мистэр" 4 июня). По мнению автора, израильтяне не включили в свои потери "Мираж" 2 марта и "Мистэр" 4 июня.
  
  
   И в завершение статьи ответ на принципиальный вопрос: почему в неофициальном списке перечислены 29 достоверных потерь с указанием подробностей, а официальное число потерь составляет только 26?
  
   Во-первых, в официальное число однозначно не включена потеря "Мистэра" 15 июля 1967, произошедшая на территории Израиля по небоевой причине, однако в боевом вылете. По мнению автора, этот самолет следует считать военной потерей.
  
   Во-вторых, как уже говорилось, с 11 ноября 1969 до 30 июня 1970 года официальная статистика признает потерю на египетском фронте только 2 самолетов, хотя из разных источников имеем подробности 4 потерь. Как предполагает автор, два недостающих самолета - это "Мираж" 2 марта, разбившийся на своей территории по неочевидным причинам (лишь позднее комиссия по расследованию аварии сочла, что он был поражен зенитным огнем), и "Мистэр" 4 июня, предположительно совершивший после подбития вынужденную посадку на своей территории, и его дальнейшая судьба точно не известна.
  
   И в-третьих, потеря "Мистэра" 4 июня 1970 года еще требует уточнения, а до тех пор можно говорить, что достоверные потери ВВС Израиля в "войне на истощение" составили не 29, а 28 самолетов.
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2018