Аннотация: Израиль, Великобритания, Франция, Египет
Суэцкий кризис, операция "Мушкетер", операция "Кадеш", тройственная агрессия, Синайская кампания, вторая арабо-израильская война, Сточасовая война, а также: операция 700, "Гамилькар", "Телескоп", "Тореадор", "Харридан" и увековеченное Билли Джоэлом "trouble in the Suez"... Война десятка названий, одно из главных международных событий 1950-х годов, последняя война Британской империи (по мнению ряда историков) и первый в истории случай ядерного шантажа.
Многие десятилетия спустя пепел Египта-1956 продолжает стучать в сердца. Как сформулировал этот стук в 2021 году один российский автор, "благодаря стараниям израильских пропагандистов и псевдоисториков в мировой военно-исторической литературе, посвященной тем событиям, циркулирует масса выдумок, дезинформации и откровенных глупостей". Надо заметить, что отнюдь не израильские пропагандисты придумали байку про три сбитых МиГами-17 израильских "Мистэра", как и легенду о советских лётчиках, сбивавших британские самолёты. Не псевдоисторики виноваты в том, что Египет заявлял о сбитии примерно 100 вражеских самолетов, ничем это не подтвердив. У всех сторон были свои дезинформации. Можно только представить мысли британских парашютистов на аэродроме Эль-Гамиль, когда в условиях полного воздушного господства британской авиации их обстрелял невесть откуда взявшийся МиГ "полностью уничтоженных египетских ВВС". Израильтяне же, надо отдать им должное, пересмотрели свои достижения: разведка считала, что в ходе войны были сбиты пять египетских МиГов, четыре "Вампира", один "Метеор" и предположительно еще три МиГа, а в современных источниках говорится только о трех МиГах и трех "Вампирах", что подтверждается египетской стороной. Это расписано в книге Шломо Алони "Israeli Air Force Operations in the 1956 Suez War".
В данной статье сделана попытка перечислить все безвозвратные потери военной авиации Израиля, Великобритании и Франции, а также примерно оценить потери ВВС Египта. Потери рассматриваются в контексте трех различных воздушных кампаний:
- действия ВВС Израиля в наступлении на Синайском полуострове (29 октября - 5 ноября);
- действия ВВС и ВМС Великобритании и Франции против Египта (31 октября - 6 ноября);
- действия ВВС Египта против израильских сил на Синайском полуострове (30 октября - 1 ноября), а также их бездействие под ударами британско-французской авиации.
Забегая вперед: подтверждаемые безвозвратные потери "тройственных агрессоров" по всем причинам, включая небоевые, составили до 34 самолетов (возможно, несколько меньше - см. проблему списания поврежденных машин у израильтян) и 1 вертолет, египтяне потеряли по самой скромной и минимальной оценке около 130 военных самолетов (боевых и транспортных, без учета учебно-тренировочных).
ПОТЕРИ ИЗРАИЛЯ
"Мустанг" (серийный номер 2319, бортовой 19) Эльдада Паза, совершивший вынужденную посадку с боевыми повреждениями 31 октября 1956 года.
В 1956 году ни ВВС, ни вообще Армия обороны Израиля еще не имели той грозной репутации, которая сложилась вокруг них в дальнейшем. Военно-воздушные силы находились в процессе перевооружения на современную французскую авиатехнику. Основным боевым самолетом в операции "Кадеш" был американский поршневой истребитель-бомбардировщик P-51 "Мустанг", ветеран Второй мировой (в США его обозначение сменили на F-51, но в источниках по Израилю используется старое обозначение).
Далее перечислены различные оценки потерь ВВС Израиля в 1956 году.
Моше Даян, "Дневник Синайской кампании" (по состоянию на 4 ноября, когда война для Израиля была фактически закончена): 1 "Мистэр", 7 "Мустангов", 2 "Харварда". Итого 10 потерь. Даян не затрагивает "Кабы" и "Москито".
Лео Хейман (израильский журналист, статья 1957 года): потеряно 13 самолетов, из них 6 совершили вынужденные посадки и отремонтированы, 4 разобраны на запчасти, 3 потеряны полностью (то есть безвозвратно потеряны только 7 самолетов). По типам: 9 P-51, 2 "Каба", 1 "Ураган", 1 "Мистэр". Не затрагиваются "Харварды" и "Москито".
Михаил Жирохов, "Суэцкий кризис 1956 года" (Крылья Родины, 2012, N 9): потеряно 3 "Каба", 9 "Мустангов" плюс 5 совершивших вынужденные посадки и списанных, 1 "Мистэр", 2 "Харварда". Здесь однозначно допущена ошибка - двойной подсчет "Мустангов": девять потерь уже включают в себя самолеты, списанные после вынужденных посадок, и не следовало их прибавлять по второму разу. Пять аварийно севших Жирохов явно взял у Штайгмана.
Пьер Разу, статья в журнале Le Fana de L'Aviation (2001, N 6): 1 "Мистэр", 1 "Ураган" (поврежден), 10 "Мустангов" (из них 9 сбиты ПВО), 2 "Харварда", 1 "Москито", 3 "Каба". Итого 17 самолетов безвозвратно.
Олег Грановский, израильский исследователь (форум waronline.org, 15 мая 2003): потеряно 15 самолетов, в том числе 3 "Каба", 9 "Мустангов", 2 "Харварда", 1 "Мистэр". Не затрагиваются "Москито".
Основным источником при составлении списка израильских потерь была книга Шломо Алони "Israeli Air Force Operations in the 1956 Suez War: 29 October - 8 November 1956" (2015). Все потери выбраны из нее вручную, поскольку в книге они не подсчитываются, она посвящена только описанию всех боевых вылетов ВВС Израиля в этой войне. Уточнения и дополнения сделаны по другим источникам.
ПОТЕРИ ВВС ИЗРАИЛЯ (на основании списка):
Пайпер "Каб" - 4 (три 30 октября, один 6 ноября)
P-51 "Мустанг" - 9 (пять 31 октября, три 1 ноября, один 2 ноября)
T-6 "Тексан"/"Харвард" - 3 (два 31 октября, один 1 ноября)
MD.454 "Мистэр" IV - 1 (2 ноября)
---
ИТОГО - 20 самолетов (следует ли считать эти потери безвозвратными - см. развернутое объяснение ниже).
По причинам потерь:
Сбит в воздушном бою - 1 ("Каб")
Уничтожен авиацией противника на земле - 1 ("Каб")
Сбиты зенитным огнем - 12 (два T-6, девять P-51, один "Мистэр" IV)
Тяжело повреждены зенитным огнем - 3 ("Москито")
Небоевые потери - 3 (два "Каба", один T-6)
Потери летчиков ВВС Израиля: 5 погибших (из них один уже после завершения боевых действий), 1 пленный.
Погибли два пилота P-51 (Шлезингер, Тадмор), два пилота "Кабов" (Кахане, Гордон), один пилот T-6 (Эшель). В плен попал один пилот P-51 (Эткес).
Среди погибших были два командира эскадрилий (Тадмор и Эшель).
Некоторые замечания о потерях.
* 31 октября - "черный день" ВВС Израиля, сбито и совершило вынужденные посадки 9 самолетов. Десять, если считать аварийно севший и потом отремонтированный "Ураган".
* Безвозвратно потерян всего один реактивный самолет, "Мистэр" IV, сбитый зенитным огнем. Здесь можно вспомнить, что египтяне устами самого президента Насера заявили о сбитии трех "Мистэров" в одном бою с МиГ-17. Еще один реактивный самолет был сбит, но не потерян: "Ураган" (серийный номер 4061, пилот - Ран Шарон) получил повреждения в бою с МиГ-15, совершил вынужденную посадку и был отремонтирован, из-за чего не включен в данный список (цель списка - перечислить безвозвратные потери или те, которые могли быть безвозвратными, но не хватает информации об их судьбе).
* Кроме "Урагана", в воздушных боях потерян лишь один самолет - "Каб" 30 октября. Заявка египтян на три сбитых "Мистэра" над аэродромом Кабрит является фантазией (этот бой рассмотрен в разделе о египетских потерях). Исследователь Том Купер утверждает, что 31 октября египетский летчик подбил один "Мустанг", совершивший вынужденную посадку, а израильтяне записали его как потерю от зенитного огня. Он отмечает, что победа одержана в ходе того же вылета, когда египтяне повредили "Ураган" Шарона, и ссылается на воспоминания Элиэзера Коэна с описанием потери P-51 примерно в то же время. Эти уточнения позволяют установить, что речь идет о "Мустанге" Шлезингера, подбитом огнем с земли по свидетельству опять-таки Коэна как очевидца. К сожалению, Купер сам дискредитирует свою версию, заявляя в одной книге "MiGs in the Middle East, Volume 1", что победу одержал МиГ-15, а в другой "Wings Over Sinai", что это был "Вампир". В книге Лона Нордина и Дэвида Николя "Phoenix Over The Nile" данная победа приписана именно "Вампиру". Наконец, в книге Шломо Алони с описанием всех вылетов ВВС Израиля в этой войне нет упоминаний ни одной встречи "Мустангов" с вражескими истребителями. Вывод: вилами по воде писано.
* Чрезмерно большие потери "Мустангов" (согласно Алони, на 29 октября в двух эскадрильях P-51 имелось 23 боеспособных самолета и еще 4 полетопригодных, за несколько дней потерян каждый третий), частично оправдываемые интенсивностью применения. При этом проблемы с живучестью у "Мустангов" не были новостью ни во время Второй мировой, ни в Корее.
* Ни один израильский летчик не покидал самолет с парашютом. Было совершено одно катапультирование из единственного потерянного самолета, оборудованного катапультным креслом, в остальных случаях пилоты всегда совершали посадку "на брюхо".
* Модели применявшихся и потерянных Пайперов требуют уточнения. Вероятно, это были "Супер Кабы". Потерянный 6 ноября самолет был "Пейсером" и включен в число "Кабов" условно.
* Применение учебно-тренировочных T-6 (они же AT-6, хотя это устаревшее обозначение, как и P-51) в качестве штурмовиков вряд ли было оправданным и быстро прекратилось, когда они стали нести потери.
* Не сбит ни один "Москито", три вернулись на аэродром с тяжелыми повреждениями. Предлагаемое объяснение в одном источнике: зенитные снаряды навылет пробивали деревянный фюзеляж, прежде чем взорваться.
Исходя из списка, следует ли считать, что Израиль безвозвратно потерял 20 самолетов?
Нет. Это максимально возможное количество безвозвратных потерь, но есть основания считать, что некоторые из этих 20 самолетов были отремонтированы.
Проблема заключается в специфике потерь ВВС Израиля в войне 1956 года. Попробуем разобрать все по пунктам.
1) Если брать самое узкое и точное определение понятия "сбитый самолет", то это самолет, пораженный вражеским или дружественным огнем, что привело к его падению. В таком смысле можно назвать всего лишь ТРИ израильских самолета, сбитых в 1956 году: сбитый МиГом "Каб", единственный потерянный "Мистэр" и "Харвард" Эшеля. Прочие самолеты из этого списка были подбиты, еще некоторое время продолжали полет и либо возвращались на базу (как "Москито"), либо их пилоты пытались совершить вынужденную посадку "на брюхо". В частности, из 9 перечисленных "Мустангов" 7 сели успешно и 2 разбились при посадке с гибелью пилотов (Шлезингер и Тадмор).
2) При вынужденной посадке самолет может получить разные повреждения, но во многих случаях ничто не мешает его потом эвакуировать и отремонтировать. Тем более, что все израильские самолеты сели на территории, которая к концу войны перешла под контроль Израиля. Другими словами: если самолет сел с боевыми повреждениями и невыпущенным шасси, это еще не значит, что его можно записывать в "потерянные навсегда".
3) Полного списка безвозвратно потерянных самолетов ВВС Израиля в этой войне в открытых источниках не существует (по состоянию на 2024 год).
4) Список из 20 самолетов составлен по книге Шломо Алони. В большинстве случаев Алони только констатирует факт аварийной посадки, дальнейшая судьба самолета его не интересует, потому что книга посвящена описанию не потерь, а вылетов.
5) В нескольких случаях Алони пишет, что поврежденный самолет был классифицирован как CAT4. По его версии, так обозначались самолеты, которые не подлежали ремонту (цитата: "Category 4 accident: damage not repairable"). То есть - списание, безвозвратная потеря. Всего у него названы пять таких случаев: "Каб" N 0443, "Мустанг" N 2325 и три "Москито".
6) Под CAT4 Алони, очевидно, подразумевает то, что в ВВС Израиля называлось "Дерег Далет". Согласно израильскому исследователю Олегу Грановскому, в 1950-е годы существовали четыре уровня техобслуживания самолетов, и четвертым был "Дерег Далет" - капитальный ремонт и модернизация. Повреждения, требующие капитального ремонта, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ "не подлежащими ремонту", как сформулировал Алони. То есть повреждения CAT4 не означают, что самолет автоматически был списан. Самолет с такими повреждениями теоретически может быть отремонтирован, и уже другой вопрос, будет ли это сделано.
7) Как известно, израильская армия старается по максимуму спасать поврежденную технику, и ремонтируется все, что может быть отремонтировано. На пресс-конференции 15 ноября 1956 года начальник израильского Генштаба Моше Даян сказал, что из девяти потерянных "Мустангов" четыре могут быть отремонтированы (сообщение Еврейского телеграфного агентства за это же число). Но есть другой аспект, почему самолеты с CAT4 и совершившие вынужденную посадку все же могли списываться вместо ремонта. Израиль находился в процессе получения современных реактивных самолетов из Франции. Поршневые P-51 и "Москито" устарели и были сняты с боевого дежурства через короткое время после войны, поэтому в контексте 1956 года их ценность была не такой большой. Впрочем, это лишь рассуждения. А как было на самом деле?
8) Два источника сообщают, что случаи ремонта самолетов, совершивших вынужденную посадку, имели место. Однако они противоречат друг другу относительно количества: журналист Лео Хейман написал о 6, майор Ицхак Штайгман - о 7. У Штайгмана потери ВВС Израиля расписаны наиболее подробно. К сожалению, их трудно интерпретировать (по крайней мере, в том виде, в каком они приведены на сайте The Israeli Air Force - IDF/AF), и некоторые моменты выглядят странно. У Штайгмана написано о 5 "Мустангах", совершивших вынужденную посадку, хотя достоверно известно 7 таких успешных посадок, как уже говорилось. Из-за того, в какой невнятной форме поданы цифры, Михаил Жирохов сделал двойной подсчет и превратил 9 потерянных P-51 в 14, см. выше. Вызывает вопрос статистика по "Кабам": 1 поврежден легко, 3 средне, 3 уничтожены (в сумме 7), и возвращены в строй 7 - то есть вообще все, включая и те, которые Штайгман сам указал как "уничтоженные". Поэтому вся его информация вызывает настороженность и требует дополнительной проверки.
9) В доступных источниках не найдено ни одного описания конкретного случая, когда бы аварийно севший P-51 или T-6 эвакуировали и восстанавливали. С отремонтированным "Ураганом" все понятно - это был достаточно современный и потому ценный для Израиля самолет, и Алони указывает, что его классифицировали не CAT4, а CAT3 (вероятно, имеется в виду категория "Дерег Гимель", эвакуация подбитой или совершившую вынужденную посадку авиатехники и ее быстрое возвращение в строй в ходе боевых действий).
Подводя итог всему сказанному, остается повторить: 20 перечисленных далее потерь - ЭТО МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНЫЕ БЕЗВОЗВРАТНЫЕ ПОТЕРИ ВВС ИЗРАИЛЯ. В действительности неизвестное число севших самолетов могло быть отремонтировано. Сколько именно, и действительно ли были такие случаи - только предстоит установить.
30 октября - Пайпер "Каб" (100-я эскадрилья, серийный номер 0443)
Пилот - Цви Кадмон (выжил)
Небоевая потеря - потерпел аварию.
Потерпел аварию на взлете утром 30 октября, пилот и пассажир не пострадали. При эвакуации вертолетом S-55 получил новые повреждения, после чего классифицирован как CAT4.
30 октября - Пайпер "Каб" (100-я эскадрилья, серийный номер 0447)
Пилот - Моше Бокай (ранен)
Боевая потеря - уничтожен авиацией противника на земле.
Утром самолет должен был перевезти в госпиталь парашютиста со сломанной ногой. Находясь на земле, был атакован египетским МиГ-15, загорелся и сгорел. Пилот сумел вытащить травмированного парашютиста из горящего самолета.
30 октября - Пайпер "Каб" (100-я эскадрилья, серийный номер 0432)
Пилот - капитан Биньямин Кахане (погиб)
Боевая потеря - сбит авиацией противника.
Самолет связи был атакован египетскими истребителями МиГ-15 в районе Кунтилы. По свидетельству очевидцев с израильской стороны, "Каб" около 15 минут уворачивался от атак двух самолетов противника, прежде чем был сбит. Пилот и пассажир погибли. Официальная израильская версия гласит, что Кахане намеренно привлек к себе внимание МиГов, чтобы отвлечь их от выполнения задания. В 2011 году ему было посмертно присвоено звание майора. Также он был награжден второй по старшинству израильской медалью "За отвагу"/Итур ха-Оз.
По данным с египетской стороны, "Каб" сбили самолеты эскадрильи No 30 во главе со сквадрон-лидером Назихом Калифой.
31 октября - P-51D "Мустанг" (105-я эскадрилья, серийный номер 2325)
Пилот - Асаф Бин-Нун (выжил)
Боевая потеря - подбит зенитным огнем и совершил вынужденную посадку.
Утром 31 октября звено "Мустангов" не смогло нанести удар по египетской бронетехнике в районе Абу-Агейлы из-за отсутствия авианаводчика и попыталось самостоятельно опознать обнаруженную технику, выполнив несколько пролетов над ней. При этом зенитным огнем была повреждена масляная система на самолете Бин-Нуна (для которого это был первый боевой вылет), и ему пришлось совершить вынужденную посадку в поле. Он выжил и был найден израильскими солдатами, самолет классифицирован CAT4.
Бин-Нун впоследствии был сбит на "Мистэре" в войне 1967 года, одержал 5 воздушных побед и работал летчиком-испытателем фирмы IAI.
31 октября - два DH 98 "Москито" FB.6 и TR.33 (110-я эскадрилья, серийные номера 2171 и 2181)
Утром 31 октября восьмерка "Москито" бомбила базу в Эль-Арише и затем охотилась за транспортными средствами на дороге вдоль северного побережья Синая. Два самолета с повреждениями от зенитного огня совершили аварийные посадки на авиабазе Рамат-Давид (2171 сел на брюхо) и были классифицированы как CAT4.
Шимон Эш впоследствии погиб в войне 1973 года, его A-4 был сбит на египетском фронте.
31 октября - два T-6D "Харвард" (140-я эскадрилья, серийные номера 1165 и 1169)
Боевые потери - один сбит, другой подбит зенитным огнем и совершил вынужденную посадку.
Учебно-тренировочные T-6 совершили первый вылет в войне. Четыре самолета вылетели для нанесения удара по укрепрайону Ум-Катеф. Зенитным огнем все они были повреждены. Один сбит сразу, пилотировавший его командир 140-й эскадрильи Моше Эшель погиб; другой совершил вынужденную посадку при возвращении на базу в районе киббуца Цеэлим на территории Израиля.
Совершивший посадку на подбитом самолете Матания Офи впоследствии стал музыкантом-гитаристом с мировой известностью.
31 октября - P-51D "Мустанг" (116-я эскадрилья, серийный номер 2320)
Пилот - старший лейтенант Яаков Рафаэли (выжил)
Боевая потеря - подбит зенитным огнем и совершил вынужденную посадку.
В своем первом вылете шесть "Мустангов" 116-й эскадрильи должны были атаковать бронетехнику на дороге через Ум-Катеф и Абу-Агейлу на Исмаилию. Один самолет после повреждения двигателя зенитным огнем совершил аварийную посадку в районе Джебель-Либни, пилот выжил. Он поджег "Мустанг", чтобы не допустить его захвата противником, и оставался рядом с ним, пока его не нашло израильское подразделение через несколько часов.
31 октября - P-51D "Мустанг" (116-я эскадрилья, серийный номер 2306)
Пилот - старший лейтенант Ури Шлезингер (погиб)
Боевая потеря - подбит зенитным огнем и разбился.
В районе полудня группа из пяти "Мустангов" атаковала египетскую бронетехнику на дороге через Ум-Катеф и Абу-Агейлу на Исмаилию. При возвращении домой они неожиданно подверглись обстрелу с земли в районе Ум-Шихан, самолет Шлезингера был поражен 30-мм снарядом. Уже над территорией Израиля в районе песков Халуца пилот попытался совершить вынужденную посадку, но разбился и погиб. Эта версия подтверждается участником вылета Элиэзером Коэном. Приводимое Шломо Алони описание вылета из официального документа содержит явную неточность, будто бы у Шлезингера "началась вибрация двигателя" в районе Реховота, что совсем рядом с базой Тель-Ноф.
Как уже говорилось, Том Купер заявляет "не замеченное израильтянами" подбитие одного P-51 египетским МиГом или "Вампиром", и указывает именно на самолет Шлезингера, ссылаясь на описание его потери в книге Элиэзера Коэна. Стоит привести непосредственную цитату оттуда (Элиэзер Коэн, "Israel's Best Defense", 1993):
На обратном пути, над пустыней на средней высоте, у нас было много времени для раздумий. Мы держались на расстоянии от Абу-Агейлы и шедшей там битвы. Наши глаза в поисках вражеских самолетов не заметили опасность, подкравшуюся снизу. Темный и спокойный участок пустыни внезапно стал поливать нас зенитным огнем. Авраам [командир группы] был удивлен. Мы рассредоточились, и перегруппировались минуту спустя, когда вспышки исчезли.
"Кузнечик один, это третий. Я подбит". Это был мой товарищ, Ури Шлезингер. Он потерял высоту и скорость, и покинул строй.
31 октября - P-51D "Мустанг" (105-я эскадрилья, серийный номер 2319)
Пилот - капитан Эльдад Паз (выжил)
Боевая потеря - подбит зенитным огнем и совершил вынужденную посадку.
В середине дня тройка "Мустангов" атаковала египетскую бронетехнику между Бир-Хамой и Бир-Гафгафой. Один самолет был подбит зенитным огнем, нанося удар по 40-мм зенитному орудию. Пилот совершил успешную вынужденную посадку, хотя под крылом оставались невыпущенные неуправляемые ракеты, и около 37 часов шел по пустыне, пока не вышел к своим ночью 2 ноября.
Широкую известность имеет одна из фотографий разбитого самолета. "Паз" (не "Пац") - корректное написание фамилии.
31 октября - P-51D "Мустанг" (105-я эскадрилья, серийный номер 2336)
Пилот - майор Моше Тадмор (погиб)
Боевая потеря - подбит зенитным огнем и разбился.
Днем четверка "Мустангов" вылетела для удара по египетской бронетехнике на дороге через Ум-Катеф и Абу-Агейлу на Исмаилию. Самолет командира 105-й эскадрильи был поражен зенитным огнем и через некоторое время разбился, пилот погиб.
1 ноября - T-6D "Харвард" (140-я эскадрилья, серийный номер 1156)
Пилот - Пелег (выжил)
Небоевая потеря - столкновение с землей.
Рано утром четверка "Харвардов" поддерживала наступление 1-й пехотной бригады на Рафах. Один самолет зашел на цель так низко, что "непреднамеренно сел на брюхо". Пилот покинул машину и присоединился к находившейся рядом пехоте.
1 ноября - P-51D "Мустанг" (116-я эскадрилья, серийный номер 2332)
Пилот - Дан Барак (выжил)
Боевая потеря - подбит зенитным огнем и совершил вынужденную посадку.
Утром четверка "Мустангов" была направлена для оказания поддержки 27-й танковой бригаде в Рафахе, однако авианаводчик никак не мог определиться с целями. Пока они кружили над районом боевых действий, самолет ведущего был подбит огнем с земли. Летчик совершил вынужденную посадку с подвешенными неуправляемыми ракетами, которые по счастливому стечению обстоятельств не взорвались, и позднее был найден наземными силами.
1 ноября - DH 98 "Москито" TR.33 (110-я эскадрилья, серийный номер 2173)
Пилот - Хаим Прошанский (выжил)
Боевая потеря - тяжело поврежден.
Утром четверка "Москито" охотилась за египетской техникой в районе Эль-Ариша. Один самолет был классифицирован CAT4 после возвращения на базу с боевыми повреждениями.
1 ноября - два P-51D "Мустанг" (116-я эскадрилья, серийные номера 2304 и 2351)
Боевые потери - подбиты зенитным огнем и совершили вынужденную посадку.
Два звена "Мустангов" наносили удар по укрепрайону Ум-Катеф, и оба потеряли по одному самолету от зенитного огня. Коэн оказался в дуэльной ситуации со стрелявшей по нему зениткой и был подбит в момент сброса на нее напалмового бака. Совершил вынужденную посадку и через несколько часов встретился с израильскими войсками. Гева сел на ничейной территории между египетскими и израильскими позициями, был спасен по добровольной инициативе авианаводчика 10-й бригады, т.к. израильские войска в этот момент не наступали. По просьбе Гевы его самолет был уничтожен другими "Мустангами" звена, чтобы не попал в руки египтян.
Есть версия, что Коэн был на самолете N 2340, однако в его собственном описании события сказано о 2304.
2 ноября - "Мистэр" IVA (101-я эскадрилья, серийный номер 4584)
Пилот - майор Биньямин Пелед (выжил)
Боевая потеря - сбит зенитным огнем.
Четверка "Мистэров" вылетела для нанесения удара по египетским укреплениям в Рас-Насрани. Самолет командира 101-й эскадрильи был поражен огнем с земли, загорелся, пилот катапультировался. Через несколько часов был найден и эвакуирован самолетом "Каб".
Для ВВС Израиля это был исторический момент: первая боевая потеря реактивного самолета и первое катапультирование. Пелед продолжил создавать историю военно-воздушных сил, будучи их командующим в 1973-1977 годах.
2 ноября - P-51D "Мустанг" (116-я эскадрилья, серийный номер 2373)
Пилот - лейтенант (старший лейтенант?) Йонатан Эткес (попал в плен)
Боевая потеря - подбит зенитным огнем и совершил вынужденную посадку.
Четверка "Мустангов" имела задание нанести удар по укреплениям Рас-Насрани. После сбития "Мистэра" пара Эткеса (по его собственному свидетельству) отделилась для прикрытия катапультировавшегося Пеледа. Самолет был подбит зенитным огнем, летчик получил ранение в ногу и после аварийной посадки не мог скрываться от египтян, которые нашли его через несколько часов и взяли в плен. Эткес стал единственным пленным израильским военнослужащим в войне 1956 года. Остов его самолета лежал на Синае многие годы, и в период израильской оккупации полуострова в 1967-1982 годах Эткес почти ежегодно приезжал на это место в годовщину своего освобождения 27 января.
6 ноября - PA-20 "Пейсер" (100-я эскадрилья, серийный номер 0492, гражданская регистрация 4X-AEP)
Пилот - Биньямин Гордон (погиб)
Небоевая потеря - разбился в Иордании.
Для Израиля война уже закончилась, 6 ноября в только что взятом Шарм-эш-Шейхе прошел парад в присутствии высшего командования. Командующий Южным военным округом полковник Асаф Симхони, возвращаясь с этого мероприятия в Израиль, погиб в катастрофе самолета на территории Иордании. Также погибли пилот и еще один пассажир. Самолет отклонился от курса в плохих погодных условиях. Были слухи, что иорданцы его сбили, но этому нет подтверждений.
Иногда Симхони называют генерал-майором, однако он занимал генеральскую должность, будучи полковником, и получил звание генерал-майора уже посмертно. Разбившийся самолет принадлежал израильской полиции и был передан в распоряжение военных с началом войны.
ПОТЕРИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ФРАНЦИИ
Лейтенант-коммандер Билл Коулинг перед катапультированием из подбитого "Уайверна" (серийный номер WN328), 5 ноября 1956 года; фонарь кабины уже сброшен.
Более полутысячи самолетов и вертолетов британско-французской коалиции базировались на Кипре, Мальте, в Израиле, на пяти авианосцах ("Игл", "Булварк", "Альбион", "Арроманш", "Лафайет") и двух вертолетоносцах ("Оушен", "Тесеус"). Военные действия с их участием велись с вечера 31 октября до исхода дня 6 ноября - если угодно, "Семидневная война".
Официально о потерях было сообщено в прессе через неделю после завершения боевых действий: 8 британских самолетов и 2 французских. В том числе 5 самолетов от действий противника, 4 в летных происшествиях, и 1 французский все еще числился пропавшим (ясно, что это "Корсар" Ланкренона).
Цифры близки к истине. Нижеприведенный список позволяет видеть опубликованную статистику насквозь и сказать, какие самолеты в нее не попали. Понятно, что не стали включать сбитую над Сирией "Канберру", которая в целом не имела отношения к операции "Мушкетер". Французы умолчали о двух разбившихся в Израиле "Тандерстриках" (их там не было) и почему-то об утонувшем "Корсаре" - это непонятно.
Египетское командование тоже сообщало о потерях британско-французской авиации, и в своих коммюнике супостатов не щадило. Например, было заявлено, что во время авианалета на Каир утром 5 ноября сбито 8 вражеских самолетов (Военные действия в Египте. // Красный Север. - 7 ноября 1956. - N 222 (11474). - С. 4). В реальности за всю войну над Каиром не был потерян ни один самолет союзников. На 5 ноября египтяне насчитывали 87 уничтоженных самолетов Израиля, Великобритании и Франции, и это было еще не окончательное число. Во время и после войны у арабов имелись все возможности, чтобы продемонстрировать миру доказательства своих заявленных успехов, - обломки самолетов, пленных летчиков, - но они сподобились только на создание диорамы, посвященной героической однодневной (двухдневной, если считать с воздушного десанта в Эль-Гамиле) обороне Порт-Саида, "египетского Сталинграда".
Список составлялся на основе множества источников и может претендовать на полноту, за исключением невыясненной ситуации с одним вертолетом.
ПОТЕРИ БРИТАНСКО-ФРАНЦУЗСКОЙ АВИАЦИИ (на основании списка):
DH 112 "Веном" - 1 (3 ноября)
DH 112 "Си Веном" - 1 (2 ноября)
"Канберра" - 2 (обе 6 ноября)
"Си Хок" - 3 (один 2 ноября, два 6 ноября)
"Уайверн" - 2 (один 3 ноября, один 5 ноября)
"Уирлуинд" - 1 (6 ноября)
F-84F "Тандерстрик" - 3 (два 1 ноября, один 5 ноября)
F4U "Корсар" - 2 (один 2 ноября, один 3 ноября)
---
ИТОГО - 14 самолетов (включая 1 над Сирией) и 1 вертолет.
Великобритания - 9 самолетов и 1 вертолет, Франция - 5 самолетов.
ЗАМЕЧАНИЕ: встречается информация, что британцы потеряли два вертолета "Уирлуинд". О второй потере не найдено ничего убедительного, так что она остается под вопросом. Известно, что один "Уирлуинд" был серьезно поврежден огнем с земли, но нет подтверждений его списания.
По причинам потерь:
Сбит в воздушном бою - 0 в Египте, 1 в Сирии ("Канберра")
Сбиты зенитным огнем - 5 (один "Веном", один "Си Хок", два "Уайверна", один F4U)
Списан из-за боевых повреждений - 1 ("Си Веном")
Небоевые потери - 5+1 вертолет (один "Си Хок", одна "Канберра", один "Уирлуинд", два F-84F, один F4U)
Причина требует уточнения - 2 (один "Си Хок", один F-84F)
Потери личного состава: 7 погибших, включая 6 британцев и 1 француза.
Погибли один пилот "Венома" (Шихан), один пилот "Си Хока" (Холл), один пилот F4U (Ланкренон), четыре члена экипажа "Канберр" (Коллинз, Баньярд, Родс, Уркхарт-Пуллен).
Некоторые замечания о потерях.
* Британско-французская авиация имела господство в воздухе. ВВС Египта совершили пару вылетов "Метеоров" в первую ночь войны и больше ничего не предпринимали, хотя располагали и техникой, и летчиками для более активных действий (30 октября, еще до начала бомбардировок, египетские МиГ-15 сумели повредить разведывательную "Канберру"; сообщения об аналогичных случаях повреждения разведчиков 1 и 3 ноября предположительно являются дублированиями информации о первом случае).
* История про советских летчиков, сбивших на МиГ-17 несколько британских самолетов 2 и 3 ноября, не имеет ни малейших подтверждений, как и конкретный случай Синцова, якобы сбившего "Уайверн" 3 ноября (подробности рассмотрены далее). Охотничья байка про то, как три бомбардировщика Ил-28 над пригородом Каира выиграли воздушный бой у десятка "Хантеров", сбив два из них, остается на совести составителей книги "Россия (СССР) в локальных войнах и вооруженных конфликтах второй половины XX века" (М., 2000), в которой зафиксировано ее первое появление и откуда она распространилась повсюду.
* Полное отсутствие потерь над Египтом у бомбардировочной авиации Королевских ВВС ("Канберры" и "Вэлиенты"). То же касается истребителей "Хантер", практически не участвовавших в боевых действиях из-за недостаточной дальности полета.
* В целом Королевские ВВС потеряли в Египте лишь один самолет ("Веном"). Основная доля потерь пришлась на палубную авиацию.
* Аномально высокий уровень потерь турбовинтовых штурмовиков "Уайверн". Одна-единственная эскадрилья потеряла 2 самолета сбитыми при 79 боевых вылетах за 5 дней участия в боевых действиях (4 ноября вылеты не совершались). Как написано в одном источнике, "всего лишь два потеряно" - сравнить это с 3 потерянными реактивными "Си Хоками" из 7 эскадрилий, из них один-два сбиты зенитным огнем.
* Сбитый сирийскими ВВС разведчик "Канберра" по традиции принято упоминать в связи с Суэцкой войной, хотя этот случай имеет к ней очень косвенное отношение и произошел вне рамок операции "Мушкетер".