ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Понамарчук Евгений
Мины против автобусов: побочный урон вьетнамских партизан

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


   И в голливудских фильмах бывают элементы документального реализма.
  
   При всей сюжетной несуразности вьетнамского эпизода в "Охотнике на оленей" там проскакивают моменты, взятые прямо из военных репортажей. Когда Майкл выносит травмированного Стивена на дорогу, по которой движется колонна южновьетнамских беженцев, на заднем плане мельком виден горящий автобус. Большинство современных зрителей не обратит внимания на эту деталь, а те, кто обратит, не придадут ей значения. Можно подумать, что автобус показан как незначительная военная декорация. В фильме не уточняется, что с ним произошло и кто это сделал - потому что для зрителей, заставших освещение Вьетнамской войны в СМИ, это было очевидным.
  
   Уничтоженный автобус на обочине - обыденность Южного Вьетнама и еще один пинок в адрес вьетнамских коммунистов, показанных в фильме с крайним отвращением.
  
  
    []
   Кадры из художественного фильма "Охотник на оленей" (1978) с двумя уничтоженными автобусами.
  
  
   Гражданские автобусы подрывались на минах регулярно. Мины закладывались партизанами Национального фронта освобождения Южного Вьетнама, более известного как Вьетконг. Сомнений здесь нет, все мины были вьетконговскими - американцы и южновьетнамцы не минировали дороги, которыми сами постоянно пользовались и которыми не пользовались силы коммунистов.
  
   Минирование дорог является классической формой партизанской войны. Как и другие формы ведения войны, она сопряжена с риском нанесения ущерба не тому, на кого направлена.
  
   1 июля 1966 года три истребителя-бомбардировщика F-100 "Супер Сейбр" ВВС США, возвращаясь из боевого вылета в Южном Вьетнаме, по стандартной процедуре сбросили неиспользованные бомбовые кассеты в назначенном районе над рекой Донгнай. Одна кассета сошла с узла подвески с секундной задержкой и упала на частную начальную школу, где в этот момент находились полсотни учеников. Погибло 8 гражданских лиц (в том числе 7 детей) и еще 52 получили ранения. Пострадавшие с наиболее серьезными ранениями были эвакуированы в американские госпиталя.
  
   На американском военно-бюрократическом жаргоне такие случаи называются "побочным уроном" или "сопутствующим ущербом" - collateral damage. Они неизбежны в любом более-менее крупном военном конфликте. И зачастую это в самом деле непредсказуемые случайности, следствие человеческих ошибок или отказа техники и оружия, хотя противник редко упускает возможность возмутиться "варварскими бомбардировками жилых кварталов". Случайности, являющиеся закономерностями войны, от которых не застрахован никто, независимо от идеологии и методов ведения боевых действий.
  
   Мина - дура, она не видит, кого взрывает. Если активно минировать дороги общего пользования, то несложно предвидеть, что подрываться будет не только вражеская военная техника, а и мирный транспорт. Прибегая к данной тактике, вьетконговцы определенно сознавали последствия. Даже не просто сознавали, а наблюдали и знали о них. Как они воспринимали горящие на обочинах автобусы? Скорее всего, безразлично. Это побочный урон партизанской войны.
  
   В четверг 5 августа 1971 года бронетранспортер M113A1 из роты B 1-го эскадрона 1-го кавалерийского полка 196-й легкой пехотной бригады 23-й пехотной дивизии Армии США подорвался на самодельном взрывном устройстве в долине Куешон, провинция Куангнам. Устройство предположительно было неразорвавшейся 250-фунтовой авиабомбой с дистанционным управлением. В результате подрыва бронетранспортер был уничтожен, погибли 4 военнослужащих и 1 получил ранения, от которых скончался в госпитале через две недели. В тот же самый день примерно в десятке миль от этого места на проселочной дороге наехал на мину гражданский автобус. Погибли 20 пассажиров и 16 получили ранения. Это был самый тяжелый подобный инцидент с начала 1971 года. Описанные случаи являлись двумя сторонами одной медали, равноценными результатами минной тактики.
  
   Американцы называли подрывы автобусов терроризмом. В принципе, непреднамеренное убийство мирного населения вряд ли правомерно объявлять терроризмом. Однако у каждого всегда свое мнение. Когда американские бомбы падали на школы и больницы в Северном Вьетнаме, прогрессивная мировая общественность устраивала международные трибуналы и выходила на демонстрации с кричалками "Эй, эй, Эл-Би-Джей, сколько сегодня убил ты детей?". Когда в Южном Вьетнаме подрывались на вьетконговских минах автобусы и падали на жилые кварталы вьетконговские ракеты, то философы с мировыми именами и борцы за мир с венками в длинных волосах озадаченно хранили молчание.
  
   Истинная мотивация партизан при минировании дорог остается открытой для разных трактовок. Как часто бывает в гражданских войнах, во Вьетнаме сложились свои определенные "неписаные правила". Американский корреспондент Рой Кромли отмечал на раннем этапе войны в 1964 году:
  
   Ездить на автобусах обычно безопасно (в большинстве мест они более безопасны, чем военные конвои). Это потому, что автобусные компании обычно очень щепетильны в заблаговременной уплате налогов Вьетконгу. Хотя это срабатывает не всегда, временами Вьетконг устанавливает мины, которые не различают автобус и джип.
   [Loud Sport Shirt Is Good Life Insurance in Viet Nam. // The Owosso Argus-Press. - September 12, 1964]
  
   Питер Арнетт добавлял в 1966 году, что проезд через вьетконговский контрольно-пропускной пункт между Далатом и Сайгоном для автобуса стоил 1000 пиастров (около 10 долларов). И констатировал:
  
   Безопасность во Вьетнаме - относительная вещь. Владелец транспортного средства, заплативший за проезд на контрольно-пропускном пункте, может подорваться дальше на мине, заложенной для военной колонны. <...> Вьетконг получает миллионы пиастров от налогов на водителей. Правительство знает об этом, но за исключением использования войск для зачистки всех пропускных пунктов единственным вариантом остается смириться с ситуацией.
   [Travel In Countryside Of Viet Nam Involves Paying Viet Cong Safety Taxes. // The Gettysburg Times. - August 6, 1966]
  
    []
   Типичное в своей краткости сообщение о подрыве автобуса 24 июня 1969 года (газета The Blade за 25 июня). Зачастую подобные сообщения не выделялись в отдельную заметку, а шли вместе с другими новостями с театра военных действий.
  
   Целенаправленные атаки на автобусы однозначно имели место, хотя количественно они значительно уступали подрывам, которые можно списать на случайность. За один день 16 июля 1974 года описаны два случая нападений: в дельте Меконга на дороге N 4 двое мирных граждан погибли и один был похищен, а на шоссе N 1 один гражданский погиб при обстреле автобуса из гранатомета. Некоторые подрывы осуществлялись с помощью дистанционно управляемых взрывных устройств, то есть намеренно.
  
   Для понимания общей ситуации в сфере безопасности в Южном Вьетнаме можно привести цитату из газеты за четверг 5 июня 1969 года:
  
   В Сайгоне террористы начали второй день подрывов бомб, убив трех южновьетнамских гражданских лиц и ранив 10 в семи взрывах. Один американский солдат был ранен, пытаясь обезвредить еще одну бомбу.
   Семь террористических взрывов в Сайгоне последовали за инцидентами в среду, в которых взрывом ручной гранаты был ранен гражданский американец и в районе Телон убит мелкий южновьетнамский чиновник.
   Сегодняшние взрывы прогремели в интервале между 6 и 7 часами после ночного комендантского часа. Один взрыв уничтожил маленький грузовик-рефрижератор, убив одного гражданского и ранив двоих.
   Второй взрыв произошел перед театром в пригороде Зядинь, убив двоих; третий случился в Телоне, китайском квартале, ранив женщину, как сообщили сайгонские власти.
   Взрыв мины под автобусом и подрыв рынка в дельте Меконга в среду убили 22 южновьетнамца и ранили 27, согласно представителям США и правительства.
   [Enemy Missile Base Hit After U.S. Plane Downed. // Frederick Daily Leader. - June 5, 1969]
  
   Учитывая modus operandi партизан НФОЮВ, часть автобусных подрывов могла быть не случайностями войны, а следствием сознательного запугивания гражданского населения, что уже соответствует определению терроризма. Мотивация и тактика НФОЮВ требуют дополнительного изучения с привлечением вьетнамских материалов, что в принципе невозможно, пока вьетнамская история войны остается лакированно-официальной.
  
   В списке собрана информация о 122 зафиксированных случаях подрыва гражданских автобусов на минах за период 1961-1975 годов. В этих инцидентах погибли как минимум 1263 южновьетнамца и были ранены как минимум 990.
  
   Из числа жертв 46 погибших и 7 раненых определены как военнослужащие, 1217 погибших и 983 раненых - как гражданские лица; возможно, реальное число жертв немного меньше для гражданских и немного больше для военнослужащих, поскольку в некоторых случаях не уточняется, все ли жертвы подрыва были гражданскими. Также погиб 1 американский солдат.
  
   Подрывы с самым большим количеством жертв за каждый год с 1966 по 1972:
  
   * 14 февраля 1966 - 54 погибших (тройной подрыв, наибольшее число жертв за всю войну)
   * 27 июня 1967 - 40 погибших
   * 22 июня 1968 - 33 погибших
   * 17 марта 1969 - 25 погибших в двух подрывах, 4 июня 1969 - 17 погибших
   * 8 мая 1970 - 26 погибших
   * 5 августа 1971 - 20 погибших
   * 20 августа 1972 - 40 погибших
  
    []
   Газетные сообщения о самых кровавых подрывах для каждого года в 1966-1972. Слева направо и сверху вниз: Rome News-Tribune (14 февраля 1966), Youngstown Vindicator (28 июня 1967), The Blade (23 июня 1968), Mid-Cities Daily News (18 марта 1969), The Windsor Star (8 мая 1970), St. Petersburg Independent (6 августа 1971), The Gazette (21 августа 1972).
  
  
   Общие замечания о списке:
  
   Источники - сообщения американской региональной прессы. Эти издания не имели своих корреспондентов в Южном Вьетнаме, они избирательно перепечатывали сообщения крупных информагентств, которые брали информацию у официальных представителей США и Южного Вьетнама. "С другой стороны" эта тема никак не освещалась. Насколько можно судить, советская пресса игнорировала все случаи нападения партизан на гражданское население, и уж тем более этого нет в реляциях самих партизан и ханойского радио.
  
   Полнота данных неизвестна. В списке перечислены, вероятно, почти все случаи подрывов с крупными жертвами. Общей статистики не существует. Американское командование вело учет случаев вьетконговского терроризма, но не конкретно подрывов автобусов. Так, за весь 1965 год в данном списке приведен лишь один случай. Известны еще несколько, которые не упоминаются по причине нехватки информации. Когда 26 августа 1967 года подорвался автобус возле Митхо, то сообщалось, что это третий такой инцидент за последние дни; о двух предыдущих почти ничего не известно.
  
   Точность данных остается на совести журналистов региональной прессы США. Насколько возможно, информация проверялась по разным публикациям, но многие случаи описаны только по единственному новостному сообщению.
  
   Иногда дата происшествия указана с пометкой (дата сообщения) или (дата публикации). Это связано с особенностями репортажей в американских газетах. Информация, размещенная в газете, часто была актуальна на предыдущее число. Журналисты иногда уточняли день недели, иногда не уточняли. Дело усугублялось разницей в часовых поясах между Южным Вьетнамом и США.
  
   Как пример трудностей при работе с данным типом источников - подрыв автобуса, описанный в газетах за 10 июля 1968 года. Нигде не уточняется день недели, когда он произошел, поэтому речь может идти и про 10-е число, и про 9-е. Часть газет пишет, что это случилось в 23 милях южнее Сайгона, часть - что в 23 милях севернее. Ситуацию помогает разрешить то, что в этом случае погиб американский солдат. Проверка базы данных по жертвам за 9-10 июля 1968 года показывает, что ни один американец не мог погибнуть в эти дни в указанном районе к югу от Сайгона, а в 23 милях к северу потенциально могли произойти два подрыва с тремя погибшими: один погибший 9 июля (наиболее вероятный вариант) и двое 10 июля.
  
  
    []
   Американские и южновьетнамские военные полицейские проверяют автобус. Многие автобусы в Южном Вьетнаме были местной сборки. Хюэ, 28 февраля 1968 года.
  
  
  
    []
   В сводках о минной войне постоянно фигурировали трехколесные Ламбретта Ламбро 550. Возможно, что они занимали первое место в южновьетнамском автобусном парке по числу подрывов. Нячанг, 1969 год.
  
  
   ФРАНЦУЗСКАЯ ПРЕЛЮДИЯ
  
   18 января 1952 - подрыв школьного автобуса на мине в Бенче (50 миль юго-западнее Сайгона). 10 школьников погибли, 20 ранены (в том числе 10 серьезно).
   [Indian Daily Mail. - January 20, 1952]
   [Mine Kills Children. // Eugene Register-Guard. - January 20, 1952]
  
   4 апреля 1954 - подрыв автобуса на мине примерно в 40 милях от Ханоя. 12 пассажиров погибли, несколько ранены.
   [French Garrison Repulses More Rebel Onslaughts. // Toledo Blade. - April 6, 1954]
  
   7 июля 1954 - подрыв автобуса на мине в 11 милях северо-восточнее Сайгона. Погибли 6 игроков футбольной команды, 15 ранены.
   [Footballers Die. // The Age. - July 8, 1954]
  
  
  
   ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА
  
   25 марта 1961 (дата сообщения) - подрыв на мине автобуса с членами проправительственной молодежной организации возле Фуми (55 миль юго-восточнее Сайгона). Затем партизаны открыли огонь по пассажирам. 2 человека погибли, 14 ранены.
   [Girls in Bus Are Targets of Reds. // The Spokesman-Review. - March 26, 1961]
  
   25 июля 1961 - подрыв автобуса на мине в провинции Биньзыонг (30 миль северо-восточнее Сайгона). Из 16 пассажиров погибли 9.
   [Viet Nam Troops Pursue Terrorists. // The Blade. - July 26, 1961]
  
   11 октября 1963 - подрыв автобуса на мине в провинции Кьенхоа (40 миль юго-западнее Сайгона). Затем партизаны открыли огонь по пассажирам. 14 человек погибли, 15 получили серьезные ранения.
   [Bus mined. // The Sun Herald. - October 13, 1963]
  
   22 марта 1964 - подрыв автобуса на мине возле Танан (провинция Лонган южнее Сайгона). 22 гражданских погибли (включая 6 детей и одну беременную женщину), 4 серьезно ранены.
   [Khanh Gets Vote Of Confidence. // The Bonham Daily Favorite. - March 23, 1964]
   [Viet Cong Mine Kills 22 on Bus. // Pittsburgh Post-Gazette. - March 24, 1964]
  
   21 апреля 1964 - подрыв автобуса на дистанционно управляемой мине в дельте Меконга, более точной информации о месте нет. 1 гражданский погиб, 13 ранены.
   [Red Guerrillas Blow Up Bus In South Viet Nam. // Sarasota Herald-Tribune. - April 23, 1964]
  
   3 мая 1964 - подрыв автобуса на мине между Кьенбинь и Мокхоа (провинция Кьентыонг). 14 пассажиров погибли, 11 серьезно ранены; по другим данным, раненых 15 человек.
   [Mine Kills 14 in Bus. // The Age. - May 6, 1964]
   [Aggression From the North: The Record of North Viet-Nam's Campaign to Conquer South Viet-Nam. - Department of State, February 27, 1965]
  
    []
   Автобус, подорвавшийся 3 мая 1964 года - 14 погибших (Белая книга Госдепартамента США "Aggression From the North", 27 февраля 1965).
  
   17 июня 1964 - подрыв автобуса на мине в 1 миле восточнее Дыкхоа (провинция Хаунгиа, к западу от Сайгона). Погибли 6 человек: два мужчины, две женщины, два ребенка.
   [Viet Red Raiders Routed. // The Tuscaloosa News. - June 17, 1964]
  
   9 июля 1964 (дата сообщения) - подрыв автобуса на мине в 60 милях северо-западнее Сайгона. Затем партизаны открыли огонь по пассажирам. 12 человек погибли (включая 2 детей), 28 ранены.
   [3 Americans Casualties in Viet Raid. // The Spokesman-Review. - July 10, 1964]
  
   12 марта 1965 - подрыв автобуса на мине в провинции Лонган (20 миль южнее Сайгона). 13 пассажиров погибли, 2 ранены.
   [U.S., Saigon Hit Reds From Air. // The Blade. - March 12, 1965]
  
   17 января 1966 - подрыв автобуса на мине на дороге N 29 между Мокхоа и Кайлай (в 35 милях южнее Сайгона, провинция Кьентыонг). Согласно газетным сообщениям, погибло 26 человек, ранено 4. Согласно более поздним данным, погибло 26 человек, включая 7 детей, пропало без вести 3, ранено 8.
   [New Cease-Fire Begins Thursday. // The Herald-Tribune. - January 18, 1966]
   [Viet-Nam Information Notes. - Office of Media Services, Bureau of Public Affairs, Department of State. - Number 7, revised August 1968]
  
   14 февраля 1966 - подрыв на минах трех автобусов в одном месте (10 миль западнее Туихоа, провинция Фуйен), приведший к самым массовым жертвам гражданского населения в инцидентах такого типа за всю войну.
   Первый подрыв случился около 7 часов 30 минут. На месте взрыва осталась воронка глубиной около 3 метров. Автобус с крестьянами был отброшен в канал. 27 гражданских погибли, 11 ранены.
   Второй подрыв случился здесь же через полтора часа - 20 погибших, 7 раненых.
   Третий подрыв случился на том же самом месте еще через полтора часа - 7 погибших.
   Суммарно 54 погибших, 18 раненых.
   [Cong Terrorists Mine Vietnamese Buses, Kill 54. // Rome News-Tribune. - February 14, 1966]
  
    []
   Один из трех автобусов, подорвавшихся 14 февраля 1966 года - в сумме 54 погибших.
  
   18 марта 1966 - подрыв автобуса на мине возле Туихоа (провинция Фуйен). 15 крестьян погибли, 4 ранены. Похоже, что не все жертвы были в автобусе, некоторые проезжали рядом с ним на велосипедах.
   [Viet Cong bomb kills 15 farmers. // The Windsor Star. - March 18, 1966]
  
   29 апреля 1966 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в дельте Меконга, более точной информации о месте нет. 3 человека погибли (все - женщины), 7 ранены.
   [American Force in Viet Nam Near 250,000. // The Blade. - April 29, 1966]
  
   26 августа 1966 - подрыв автобуса на мине в провинции Виньлонг (62 мили юго-западнее Сайгона). 15 человек погибли, 10 ранены. По другим данным, погибли 19 призывников южновьетнамской армии и 5 гражданских.
   [Record Air Assault Hits North But Red Supplies Still Move. // The Blade. - August 28, 1966]
   [John G. Tower. Seven Years of Viet Cong Terrorism Against Civilians. // Life Lines. - March 10, 1967]
  
   31 августа 1966 - подрыв автобуса на мине возле Фонгдьен (провинция Тхыатхьен) между Куангчи и Хюэ. 2 или 3 гражданских погибли, 10 ранены.
   [B-52's Pound Red Routes In Neutral Zone. // The Blade. - September 1, 1966]
   [U.S. Planes Rain Tons Of Explosives On Buffer Zone, Pound N. Viet Nam. // The Gettysburg Times. - September 1, 1966]
  
   2 сентября 1966 - подрыв автобуса на мине в 24 милях северо-восточнее Сайгона. Погибли 8 гражданских и 4 южновьетнамских ополченца, ранены 10 человек (не уточняется, кто именно).
   [Yank Bombs Cut Rail Line. // Spokane Daily Chronicle. - September 2, 1966]
  
   13 сентября 1966 - подрыв автобуса на мине в 32 или 36 милях северо-западнее Сайгона. 4 пассажира погибли, 8 ранены; в автобусе находились гражданские и южновьетнамские солдаты, и не уточняется, кто именно стал жертвами.
   [U.S. Troops Seeking Out Red Division. // Reading Eagle. - September 14, 1966]
   [U.S. Hurls More Planes Than Ever Against North. // The Blade. - September 13, 1966]
  
   24 октября 1966 - подрыв автобуса на мине в 22 милях севернее Хюэ. 15 пассажиров погибли, 20 ранены.
   [Cong Mine Kills 15 on Bus. // The Spokesman-Review. - October 25, 1966]
  
   31 октября 1966 - подрыв автобуса на мине в провинции Тяудок в 96 милях западнее Сайгона. 4 человека погибли, 6 ранены.
   [Terrorists Shell Saigon. // The Times-News. - November 1, 1966]
   [U.S. Patrol Boats Win River Battle. // St. Petersburg Times. - November 2, 1966]
  
   5 ноября 1966 - подрыв автобуса на мине на дороге между Хюэ и Куангчи. 7 пассажиров погибли, 9 ранены.
   [Red troops counter-attack against American infantry. // Saskatoon Star-Phoenix. - November 5, 1966]
  
   7 декабря 1966 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в 4 милях от Куангнгая одноименной провинции. 5 пассажиров погибли.
   [U.S. Claiming MIG Downed Jet. // The Morning Record. - December 7, 1966]
  
   16 декабря 1966 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине возле Донгха (провинция Куангчи). 1 пассажир погиб, 9 ранены.
   [U.S. Planes Avoid Hanoi As Controversy Rages. // The Norwalk Hour. - December 16, 1966]
  
   19 декабря 1966 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в 20 милях юго-западнее Сайгона. 6 гражданских ранены.
   [65 North Viet Troops Killed By U.S. Forces. // The Washington Observer. - December 19, 1966]
  
   13 января 1967 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в 28 милях юго-западнее Куангнгая одноименной провинции. 2 пассажира ранены.
   [Mekong Delta Is Scene Of Marine, Cong Clash. // The Morning Record. - January 13, 1967]
  
   1 февраля 1967 - подрыв автобуса на мине в провинции Куангчи. 5 пассажиров погибли, 3 ранены.
   [Marines Open 2 Drives In Upper South Vietnam. // Youngstown Vindicator. - February 2, 1967]
  
   26 февраля 1967 - подрыв автобуса на мине в 5 милях юго-западнее Дананга (провинция Куангнам). 14 гражданских погибли, 34 ранены.
   [Da Nanh Base Shelled, 11 Americans Killed. // The Morning Record. - February 27, 1967]
  
   6 марта 1967 - подрыв автобуса на мине в 42 милях северо-западнее Сайгона. Автобус ехал из Тэйниня в Кхьемхань, в нем находились крестьяне, возвращавшиеся с рынка. 35-37 человек погибли (данные разнятся), 15 ранены.
   [U.S. Lifting Curtain On Viet Casualties. // The Pittsburgh Press. - March 6, 1967]
   [Viet Cong Mine Kills 35 S. Viets. // The Spokesman-Review. - March 7, 1967]
  
    []
   Автобус, подорвавшийся 6 марта 1967 года - не менее 35 погибших.
  
   21 марта 1967 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине на шоссе N 1 возле Куангнгая одноименной провинции. Погибли 2 южновьетнамских военнослужащих и 4 гражданских, ранены 10 гражданских.
   [Enterprise Back In Action, Bloodiest War Year Viewed. // The Morning Record. - March 21, 1967]
  
   27 марта 1967 - подрывы трех автобусов на дороге между Данангом и Хюэ. Все три автобуса подорваны в один день в разных местах при помощи радиоуправляемых взрывных устройств. 5 гражданских погибли, 8 ранены.
   [Haiphong Vicinity Bombed. // The Free Lance-Star. - March 28, 1967]
  
   7 апреля 1967 - подрыв автобуса на мине на дороге между Хюэ и Куангчи в провинции Тхыатхьен. 4 пассажира погибли, 2 ранены.
   [10 Viets Killed by Bus Explosion. // The Spokesman-Review. - April 9, 1967]
  
   8 апреля 1967 - подрыв автобуса на мине в 32 милях северо-западнее Сайгона. 10 гражданских погибли, 14 ранены, также ранен 1 южновьетнамский солдат.
   [10 Viets Killed by Bus Explosion. // The Spokesman-Review. - April 9, 1967]
  
   12 апреля 1967 - подрыв двух автобусов на минах возле Дананга (провинция Куангнам). В одном случае погиб 1 и ранены 4 гражданских, в другом случае ранен только водитель.
   [Viet Battalion Heavily Engaged. // Park City Daily News. - April 13, 1967]
  
   16 апреля 1967 - подрыв автобуса на мине в провинции Куангтин. 9 гражданских погибли, 12 ранены.
   [More Yanks Move North. // The Blade. - April 17, 1967]
  
    []
   30 апреля 1967 года этот автобус подорвался на шоссе N 1 возле Чангбанга западнее Сайгона. Было ранено 20 человек, один из которых впоследствии скончался. Газетных сообщений об этом случае не найдено.
  
   30 мая 1967 - подрыв автобуса на мине в дельте Меконга в 100 милях юго-западнее Сайгона. По предварительным данным, 22 гражданских ранены.
   [Navy Warplanes Blast Haiphong Fuel Dumps. // Rome News-Tribune. - May 31, 1967]
  
   2 июня 1967 - подрыв автобуса на мине на шоссе N 1 в 2 милях севернее города Куангнгай одноименной провинции. 4 гражданских погибли, 5 ранены.
   [Marines, Reds Locked In Heavy Fighting. // Pittsburgh Post-Gazette. - June 3, 1967]
  
   11 июня 1967 - подрывы двух автобусов на минах в разных районах Южного Вьетнама. Один подорвался на шоссе N 1 в 175 милях северо-восточнее Сайгона, 15 гражданских погибли и 2 ранены. Другой подорвался возле Дананга (провинция Куангнам), 7 гражданских погибли.
   [Vietnam Lull Ends; Sharp Battles Fought. // Daytona Beach Morning Journal. - June 12, 1967]
  
   27 июня 1967 - подрыв автобуса на мине на сельской дороге в 20 милях севернее Сайгона (провинция Биньзыонг). 40 гражданских погибли, 10 ранены. При этом ранее дорогу разминировали солдаты американской 1-й пехотной дивизии, обезвредившие около 20 мин, в ходе разминирования были повреждены два бронетранспортера.
   [Mine Blasts Bus, Kills 40 Vietnamese. // Youngstown Vindicator. - June 28, 1967]
  
   1 июля 1967 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине юго-западнее Сайгона. 1 пассажир погиб, 5 ранены.
   [Russ Hit Conceded By U.S.; War Rages On. // Daily Record. - July 1, 1967]
  
   2 июля 1967 - подрыв автобуса на мине в провинции Диньтыонг (35 миль юго-западнее Сайгона). Из 14 находившихся в нем гражданских 13 погибли и 1 ранен.
   [New Viet Fighting Flares. // St Petersburg Times. - July 3, 1967]
   [13 Civilians Killed. // St Joseph Gazette. - July 3, 1967]
  
   4 июля 1967 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в 200 милях северо-восточнее Сайгона. 10 гражданских погибли.
   [Marines run into heavy resistance. // The Leader-Post. - July 4, 1967]
  
   9 июля 1967 - подрыв автобуса на мине в 18 милях северо-восточнее Хюэ. 15 пассажиров погибли, 18 ранены.
   [North Viets Using New Long-Range Gun. // Daytona Beach Morning Journal. - July 10, 1967]
  
   20 июля 1967 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине к югу от Сайгона. 3 гражданских погибли (женщина и двое детей), 10 ранены.
   [South Koreans Kill 32 In Ambush. // The Blade. - July 20, 1967]
  
   26 июля 1967 - подрыв автобуса на мине возле Митхо (провинция Диньтыонг). 6 гражданских погибли, 6 ранены.
   [Red Fire Kills 11 Gis At U.S. Base. // The Blade. - July 27, 1967]
  
   6 августа 1967 - подрыв автобуса на мине на шоссе N 1 в 7 милях южнее Дананга (провинция Куангнам). 9 гражданских погибли, 21 ранен.
   [U.S. Bombers Blast North. // The Spokesman-Review. - August 7, 1967]
  
   9 августа 1967 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в 10 милях северо-восточнее Сайгона. 3 пассажира убиты, 6 ранены.
   [Ground War Raging After Long Lull In Fighting. // Ocala Star-Banner. - August 9, 1967]
  
   23 августа 1967 - подрыв автобуса на мине на дороге N 13 между Лайкхе и Анлоком. 3 пассажира погибли.
   [Release No. 3575. - Information Office, 1st Inf Div, 25 Aug 1967]
  
   26 августа 1967 - подрыв автобуса на мине возле Митхо (провинция Диньтыонг). 22 гражданских погибли, 6 ранены. Подрыв произошел в 12 милях от места проведения митинга, на котором выступали кандидаты на пост президента Южного Вьетнама.
   [Reds Kill 22 Civilians in Bus; U.S. Jets Bomb Naval Base. // Nashua Telegraph. - August 26, 1967]
  
   2 сентября 1967 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине на дороге N 4 возле Митхо (провинция Диньтыонг). 10 человек погибли, 13 ранены. Также сообщалось о подрыве автобуса 1 сентября в 36 милях юго-западнее Сайгона, погибли 17 и ранены 25 гражданских. Вероятно, это один и тот же инцидент с уточненным количеством жертв.
   [Blitz Hits Civilians And Soldiers Alike. // Middlesboro Daily News. - September 2, 1967]
   [Red Guerrillas Make Election Eve Attacks Throughout South Vietnam. // Lewiston Evening Journal. - September 2, 1967]
  
   26 сентября 1967 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в провинции Куангнам. 7 гражданских погибли, 2 ранены.
   [Red Fire Heavy. // Spokane Daily Chronicle. - September 26, 1967]
  
   29 сентября 1967 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в провинции Куангтин. 4 человека погибли, 4 ранены.
   [Jets Bombard 16 Haiphong Missile Sites. // Rome News-Tribune. - September 29, 1967]
  
   6 октября 1967 - подрыв автобуса на мине в 10 милях южнее Дананга (провинция Куангнам). Сначала на дороге подорвался джип морской пехоты США, и два американских солдата были ранены. Пытаясь объехать его, автобус подорвался на еще одной мине. 18 или 20 гражданских погибли, 8 ранены.
   [New Haiphong Targets Hit. // Sarasota Journal. - October 6, 1967]
   [Saturation Bombing Blocks Viet Artillery. // Lodi News-Sentinel. - October 7, 1967]
  
   13 октября 1967 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине возле Хюэ (провинция Тхыатхьен). 9 гражданских ранены.
   [Haiphong Area Under Attack By Navy Jets. // The Blade. - October 13, 1967]
  
   4 декабря 1967 - подрыв автобуса на мине в дельте Меконга в 96 милях юго-западнее Сайгона. 6 детей погибли, 6 ранены.
   [Viet Village Terrorized. // The Owosso Argus-Press. - December 5, 1967]
  
   9 января 1968 - подрыв автобуса на мине возле Дананга (провинция Куангнам). Как минимум 6 человек погибли, 22 ранены.
   [A lull in the war. // The Straits Times. - January 10, 1968]
  
   17 января 1968 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в дельте Меконга в 89 милях юго-западнее Сайгона. 13 гражданских погибли, 9 ранены.
   [Jets Elude MIGs To Bomb North's Munitions Sites. // The Bryan Times. - January 17, 1968]
  
   29 февраля 1968 (дата сообщения) - подрыв автобуса на мине в дельте Меконга, более точной информации о месте нет. 9 человек погибли, 2 ранены.
   [Bus hits mine. // The Ottawa Citizen. - March 1, 1968]
  
   4 марта 1968 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине на шоссе N 1 возле Суанлока (45 миль северо-восточнее Сайгона). 14 гражданских погибли.
   [Viet Cong Fire At Patients. // The Edmonton Journal. - March 4, 1968]
   [U.S. Bombing Kills 300 Enemy Troops. // The Spokesman Review. - March 5, 1968]
  
   11 марта 1968 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в провинции Куангчи, более точной информации о месте нет. 8 человек погибли, 3 ранены.
   [3 marine bases hit by Reds. // The Windsor Star. - March 11, 1968]
  
   21 марта 1968 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в дельте Меконга, более точной информации о месте нет. 3 гражданских ранены.
   [Allies Push On, Foes Vanish Into Jungles. // The Spokesman-Review. - March 21, 1968]
  
   22 марта 1968 - подрыв автобуса на мине в дельте Меконга. Погибли 5 гражданских и 5 южновьетнамских ополченцев, ранены 2 гражданских и 1 ополченец. Совпадение этого случая с подрывом накануне маловероятно из-за большой разницы в числе жертв.
   [Mine Blasts Bus. // Spokane Daily Chronicle. - March 22, 1968]
  
   30 марта 1968 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в прибрежном районе в 270 милях северо-восточнее Сайгона. 17 гражданских погибли, 25 ранены.
   [Ambush Surprise Cong Guerrillas; Many Slain. // Warsaw Times-Union. - March 30, 1968]
  
   9 апреля 1968 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине на шоссе N 1 в 23 милях северо-западнее Сайгона. 13 человек погибли, 2 ранены.
   [U.S. Army Barracks Are Blown Up By Guerrillas. // The Times-News. - April 9, 1968]
  
   18 апреля 1968 - подрыв автобуса на мине на дороге из Хюэ в Куангчи. 4 гражданских погибли, 19 пассажиров ранены (включая 4 южновьетнамских военнослужащих).
   [Blast Kills 4 on Bus. // St. Joseph Gazette. - April 19, 1968]
  
   22 июня 1968 - подрыв автобуса на мине на шоссе N 1 в 240 милях северо-восточнее Сайгона. 33 гражданских погибли, 6 ранены.
   [33 Killed As Bus Hits Mine In Vietnam. // The Blade. - June 23, 1968]
  
   10 июля 1968 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в 23 милях севернее Сайгона. Погибли 12 гражданских, 1 южновьетнамский военнослужащий, а также 1 американский военнослужащий в джипе, ехавшем за автобусом.
   Имя погибшего американца не удалось установить с полной уверенностью. Наиболее вероятно, что это специалист-4 Фредерик Милледж из 1-го инженерного батальона 1-й пехотной дивизии, и в таком случае подрыв датируется 9 июля.
   [Vietnamese Turn Back Red Force Near Saigon. // The Blade. - July 10, 1968]
  
   3 сентября 1968 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине возле Фантхьета (провинция Биньтхуан). 16 гражданских погибли, 12 ранены.
   [Cong Terrorists Attack in Saigon With Grenades. // Spokane Daily Chronicle. - September 3, 1968]
  
   19 сентября 1968 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в провинции Куангчи. 30 человек погибли, 4 ранены. Также сообщено о трех других нападениях на автобусы (не уточняется, в какой форме), в результате которых ранено 15 человек.
   [Bombers Hit Red Invasion Routes. // Williamson Daily News. - September 19, 1968]
  
   21 сентября 1968 (дата публикации) - подрыв автобуса американской строительной компании "Pacific Architects and Engineers" на мине в 16 милях северо-восточнее Сайгона. Из числа находившихся в автобусе южновьетнамских рабочих 9 погибли, 40 ранены, граждане США не пострадали.
   [2,000 Marines Forge Ahead In DMZ Drive. // Warsaw Times-Union. - September 21, 1968]
  
   23 сентября 1968 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в провинции Лонгкхань в 50 милях восточнее Сайгона. 10 гражданских погибли, 32 ранены.
   [Marines Find 2 Heavily Armed Enemy Camps. // The Blade. - September 23, 1968]
  
   1 октября 1968 - подрыв автобуса на мине в 15 милях южнее Дананга (провинция Куангнам). 11 человек погибли, 13 ранены.
   [11 killed in bus. // The Leader-Post. - October 2, 1968]
  
   28 октября 1968 - подрыв автобуса на мине в провинции Виньбинь (67 миль юго-западнее Сайгона). 9 пассажиров погибли, 4 ранены.
   [Viet Cong Bomb Kills 6. // Spokane Daily Chronicle. - October 29, 1968]
  
   11 ноября 1968 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в провинции Куангнгай. 15 человек погибли.
   [Vietnam border targets bombed. // The Sydney Morning Herald. - November 11, 1968]
  
    []
   "Разведчики Кита Карсона" (коммунисты-перебежчики) ведут за собой солдат 198-й легкой пехотной бригады 23-й пехотной дивизии возле Тюлай, провинция Куангнам. На обочине тропы ржавеет остов невезучего автобуса. Операция Burlington Trail, 1968 год.
  
   28 января 1969 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в 58 милях юго-западнее Сайгона. 4 гражданских погибли, 4 ранены.
   [S. Viet Wins Big Battle. // The News-Dispatch. - January 28, 1969]
  
   7 февраля 1969 - подрыв автобуса на мине в центральной части Южного Вьетнама, более точной информации о месте нет. 14 гражданских погибли, 17 ранены.
   [U.S. 7th Fleet Operates With Four Carriers. // The Tuscaloosa News. - February 8, 1969]
  
   17 марта 1969 - два подрыва автобусов на минах в районе Сайгона (по разным газетным версиям, в 20 милях севернее или в 24 милях юго-западнее от города). 25 гражданских погибли, 5 ранены.
   [Cong terrorism kills 52 civilians. // Mid-Cities Daily News. - March 18, 1969]
   [VC Terrorists Kill 118; 100 U.S. Planes Lost. // Lodi News-Sentinel. - March 18, 1969]
  
   28 марта 1969 - подрыв автобуса на мине возле Куангнгая одноименной провинции. 3 гражданских погибли, 3 ранены.
   [Shellings Down But Ground War Swells. // Beaver County Times. - March 29, 1969]
  
   4 июня 1969 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в дельте Меконга в 60 милях южнее Сайгона. 17 гражданских погибли, 7 ранены.
   [Heavy toll in Dak To skirmishes. // The Telegraph-Herald. - June 4, 1969]
  
   8 июня 1969 - подрыв автобуса на мине на шоссе N 1 возле Куангнгая одноименной провинции. Информация о жертвах противоречива, по разным данным погибли 11 или 16 гражданских, ранены 19.
   [Level Of Red Attacks Apparently Lessening. // The Times-News. - June 9, 1969]
   [Military Says Troop Reduction Removes Fat, Preserves Muscle. // The Norwalk Hour. - June 9, 1969]
  
   20 июня 1969 - подрыв автобуса на мине в дельте Меконга (45 миль южнее Сайгона). 4 гражданских погибли, 16 ранены.
   [Fighting Shifts To DMZ. // Beaver County Times. - June 21, 1969]
  
   24 июня 1969 - подрыв автобуса на мине в 125 милях юго-западнее Сайгона. 12 гражданских погибли.
   [Land Mine Kills 12. // The Blade. - June 25, 1969]
  
   7 июля 1969 - подрыв автобуса на мине на шоссе N 1 юго-восточнее Дананга (провинция Куангнам). 8 гражданских погибли, 8 ранены.
   [27 Minor Red Attacks Reported. // The Blade. - July 8, 1969]
  
   20 июля 1969 - подрыв автобуса на мине в дельте Меконга в 105 милях юго-западнее Сайгона. 2 гражданских погибли, 25 ранены.
   [18 Allied targets hit By Viet Cong Sunday. // The Bryant Times. - July 21, 1969]
  
   25 июля 1969 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в 68 милях юго-западнее Сайгона. Погибли 11 гражданских и 2 южновьетнамских военнослужащих.
   [More Troops Will Be Leaving South Vietnam. // The Times-News. - July 25, 1969]
  
    []
   Этот автобус подорвался в провинции Виньбинь в июле 1969 года. Согласно подписи к фотографии, погибли все 26 человек, находившихся в нем. Дата не установлена, газетных сообщений об этом случае не обнаружено (Michael Hacker).
  
   8 сентября 1969 - подрыв автобуса на дистанционно управляемой мине возле Тамки (провинция Куангтин). 10 пассажиров погибли, 15 ранены.
   [U.S. Reduces Combat Operations. // Beaver County Times. - September 8, 1969]
  
   25 сентября 1969 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине на шоссе N 1 возле Дыкфо (провинция Куангнгай). 14 гражданских погибли.
   [14 Vietnamese Killed As Bus Strikes Mine. // Reading Eagle. - September 25, 1969]
  
   29 сентября 1969 - подрыв автобуса на мине в 35 милях восточнее Сайгона. 11 гражданских погибли, 6 ранены.
   [First Marine Veterans Leave Viet Battlefield. // The Norwalk Hour. - September 30, 1969]
  
   21 октября 1969 - подрыв автобуса на мине в дельте Меконга в 70 милях юго-западнее Сайгона. Погибли 12 гражданских и 2 южновьетнамских солдата, 4 человека ранены (не уточняется, кто именно).
   [S. Viets to Take Over U.S. Base. // St. Joseph News-Press. - October 22, 1969]
   [Enemy Ambushed By GIs. // Beaver County Times. - October 22, 1969]
  
   10 ноября 1969 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в 80 милях юго-западнее Сайгона. 10 гражданских погибли, 4 серьезно ранены.
   [U.S. keeps infantry out of border war. // The Sydney Morning Herald. - November 10, 1969]
  
   19 ноября 1969 - подрыв автобуса на мине в 240 милях северо-восточнее Сайгона. Погибли 7 южновьетнамских солдат и 6 гражданских, ранены 9 человек (не уточняется, кто именно).
   [Weekly Death Toll In Vietnam War Rises To 113, Highest In 2 Months. // The Blade. - November 20, 1969]
  
   24 ноября 1969 - подрыв автобуса на мине в дельте Меконга в 70 милях юго-западнее Сайгона. 10 гражданских погибли, 3 ранены.
   [Camps Take N-V Pounding. // Beaver County Times. - November 25, 1969]
  
   27 января 1970 - подрыв автобуса на мине в дельте Меконга, более точной информации о месте нет. 10 гражданских погибли, 6 ранены.
   [Marine Air Units Will Head Home. // Youngstown Vindicator. - January 27, 1970]
  
   28 февраля 1970 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в 10 милях южнее Дананга (провинция Куангнам). Погибли 10 гражданских и 3 южновьетнамских солдата, ранены 1 гражданский и 1 солдат.
   [Reds Down 3 Copters. // Spokane Daily Chronicle. - February 28, 1970]
  
   14 апреля 1970 - подрыв автобуса на мине возле Дакто (провинция Контум). 7 гражданских погибли.
   [Base Released to South Vietnamese. // The Bonham Daily Favorite. - April 15, 1970]
  
   20 апреля 1970 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в 60 милях юго-западнее Сайгона. 2 гражданских погибли, 7 ранены.
   [Americans lose five `copters to Red ground fire. // The Bulletin. - April 20, 1970]
  
   4 мая 1970 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в центральной части страны, предположительно в провинции Биньдинь. 13 гражданских погибли, 4 ранены.
   [641 Vietcong die as American forces push on; Guerrillas hit civilians. // Evening Times. - May 4, 1970]
  
   8 мая 1970 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в 14 милях южнее Дананга. 26 гражданских погибли, 5 ранены.
   ["Friendly" artillery killed them. // The Windsor Star. - May 8, 1970]
  
   23 июня 1970 - подрыв автобуса на мине в 30 милях юго-западнее Сайгона. 12 гражданских погибли.
   [Jets Hit Deep Into Cambodia. // The Sumter Daily Item. - June 24, 1970]
  
   4 июля 1970 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине, подробности неизвестны, включая число жертв: о нем сообщено в одной строчке с двумя минометными обстрелами, и общие жертвы гражданских в результате всех трех эпизодов составили 5 убитых и 33 раненых.
   [Rogers Meets With Vietnamese. // The Gadsden Times. - July 4, 1970]
  
   3 октября 1970 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине западнее Дананга (провинция Куангнам). 4 гражданских погибли, 1 ранен.
   [Enemy Hold On Road Is Broken. // Reading Eagle. - October 3, 1970]
  
   12 октября 1970 - подрыв автобуса на мине в районе Золиня (провинция Куангчи). 2 гражданских погибли, 8 ранены.
   [Cambodians sweep to north. // Eugene Register-Guard. - October 13, 1970]
  
   28 декабря 1970 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине на дороге N 22 возле Тэйниня одноименной провинции. Погибли 11 гражданских и 1 южновьетнамский солдат, 5 человек ранены (не уточняется, кто именно).
   [Reds Attack From Boat In Cambodia. // Youngstown Vindicator. - December 28, 1970]
  
   20 апреля 1971 - подрыв двух автобусов на минах в разных частях Южного Вьетнама. В одном случае в 265 милях северо-восточнее Сайгона 14 гражданских погибли и 2 ранены. В другом случае в дельте Меконга (50 миль юго-западнее Сайгона) 10 гражданских погибли и 3 ранены.
   [Viet Cong Mines Kill 24 Civilians. // The Free Lance-Star. - April 21, 1971]
  
   12 июня 1971 - подрыв автобуса на мине на дороге из Буонметхуота в Плейку. 11 гражданских погибли, 9 ранены.
   [Enemy Ambushes Convoy And Bus. // Observer-Reporter. - June 14, 1971]
  
   5 августа 1971 - подрыв автобуса на мине на редко используемой проселочной дороге в 19 милях южнее Дананга (провинция Куангнам). 20 гражданских погибли, 16 ранены.
   [Mine Blast Kills 5 GIs. // Beaver County Times. - August 6, 1971]
  
   14 января 1972 - подрыв на мине автобуса из похоронной процессии возле Дайлока к югу от Дананга (провинция Куангнам). 14 или 15 гражданских погибли (включая буддийского монаха), единственный выживший был ранен.
   [F105 Fighter Fires At N.Viet SAM Site. // Pittsburgh Post-Gazette. - January 15, 1972]
   [Laotians retake ridge near beleaguered base. // Rome News-Tribune. - January 16, 1972]
  
   20 августа 1972 - подрыв автобуса на мине между Плейку и Фунон на Центральном нагорье. Из 70 находившихся в автобусе гражданских погибли 40 и ранены 30.
   [Killers miss Cambodia PM. // The Gazette. - August 21, 1972]
  
   22 августа 1972 - подрыв автобуса на мине на Центральном нагорье, более точной информации о месте нет. 21 пассажир погиб, 2 ранены.
   [Enemy Casualties High In Valley. // Sarasota Herald-Tribune. - August 24, 1972]
  
    []
   Трофейные боеприпасы, включая советские противотанковые мины ТМ-46, август 1972 года. Кроме обычных противотанковых мин партизаны часто использовали самодельные взрывные устройства на основе невзорвавшихся авиабомб, снарядов и минометных мин (фото из книги: Chris Evans. Bloody Jungle: The War in Vietnam).
  
   11 сентября 1972 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в дельте Меконга, более точной информации о месте нет. 2 гражданских погибли, 10 ранены.
   [Big Viet Air Base Alerted after Attack. // The Lewiston Daily Sun. - September 11, 1972]
  
   19 октября 1972 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в дельте Меконга, более точной информации о месте нет. 13 гражданских погибли, 6 ранены.
   [Fighting flares on Saigon's northern flank. // Telegraph-Herald. - October 19, 1972]
  
   4 декабря 1972 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине возле Хаубон (провинция Фубон). 5 гражданских погибли, 9 ранены.
   [Heavy Bombing Attacks Hit Communication Lines. // Lawrence Daily Journal-World. - December 4, 1972]
  
   28 августа 1973 - подрыв автобуса на мине в провинции Тяудок (125 миль юго-западнее Сайгона). 2 гражданских погибли, 8 ранены.
   [South Vietnam Reports Casualties From Shells. // Beaver County Times. - August 28, 1973]
  
   22 июля 1974 - подрыв автобуса на мине в 15 милях южнее Дананга (провинция Куангнам). 5 человек погибли, 34 ранены.
   [5 On Bus Die In Blast. // The Blade. - July 23, 1974]
  
   8 февраля 1975 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в дельте Меконга, более точной информации о месте нет. 2 человека погибли и неизвестное число ранены.
   [Gains Claimed by South Viets. // Spokane Daily Chronicle. - February 8, 1975]
  
   14 марта 1975 - подрыв автобуса на мине возле Чаон в дельте Меконга (провинция Виньлонг, 60 миль юго-западнее Сайгона). 18 гражданских погибли, 20 ранены.
   [Viet refugees flee invaders. // Lodi News-Sentinel. - March 14, 1975]
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023