И в голливудских фильмах бывают элементы документального реализма.
При всей сюжетной несуразности вьетнамского эпизода в "Охотнике на оленей" там проскакивают моменты, взятые прямо из военных репортажей. Когда Майкл выносит травмированного Стивена на дорогу, по которой движется колонна южновьетнамских беженцев, на заднем плане мельком виден горящий автобус. Большинство современных зрителей не обратит внимания на эту деталь, а те, кто обратит, не придадут ей значения. Можно подумать, что автобус показан как незначительная военная декорация. В фильме не уточняется, что с ним произошло и кто это сделал - потому что для зрителей, заставших освещение Вьетнамской войны в СМИ, это было очевидным.
Уничтоженный автобус на обочине - обыденность Южного Вьетнама и еще один пинок в адрес вьетнамских коммунистов, показанных в фильме с крайним отвращением.
Кадры из художественного фильма "Охотник на оленей" (1978) с двумя уничтоженными автобусами.
Гражданские автобусы подрывались на минах регулярно. Мины закладывались партизанами Национального фронта освобождения Южного Вьетнама, более известного как Вьетконг. Сомнений здесь нет, все мины были вьетконговскими - американцы и южновьетнамцы не минировали дороги, которыми сами постоянно пользовались и которыми не пользовались силы коммунистов.
Минирование дорог является классической формой партизанской войны. Как и другие формы ведения войны, она сопряжена с риском нанесения ущерба не тому, на кого направлена.
1 июля 1966 года три истребителя-бомбардировщика F-100 "Супер Сейбр" ВВС США, возвращаясь из боевого вылета в Южном Вьетнаме, по стандартной процедуре сбросили неиспользованные бомбовые кассеты в назначенном районе над рекой Донгнай. Одна кассета сошла с узла подвески с секундной задержкой и упала на частную начальную школу, где в этот момент находились полсотни учеников. Погибло 8 гражданских лиц (в том числе 7 детей) и еще 52 получили ранения. Пострадавшие с наиболее серьезными ранениями были эвакуированы в американские госпиталя.
На американском военно-бюрократическом жаргоне такие случаи называются "побочным уроном" или "сопутствующим ущербом" - collateral damage. Они неизбежны в любом более-менее крупном военном конфликте. И зачастую это в самом деле непредсказуемые случайности, следствие человеческих ошибок или отказа техники и оружия, хотя противник редко упускает возможность возмутиться "варварскими бомбардировками жилых кварталов". Случайности, являющиеся закономерностями войны, от которых не застрахован никто, независимо от идеологии и методов ведения боевых действий.
Мина - дура, она не видит, кого взрывает. Если активно минировать дороги общего пользования, то несложно предвидеть, что подрываться будет не только вражеская военная техника, а и мирный транспорт. Прибегая к данной тактике, вьетконговцы определенно сознавали последствия. Даже не просто сознавали, а наблюдали и знали о них. Как они воспринимали горящие на обочинах автобусы? Скорее всего, безразлично. Это побочный урон партизанской войны.
В четверг 5 августа 1971 года бронетранспортер M113A1 из роты B 1-го эскадрона 1-го кавалерийского полка 196-й легкой пехотной бригады 23-й пехотной дивизии Армии США подорвался на самодельном взрывном устройстве в долине Куешон, провинция Куангнам. Устройство предположительно было неразорвавшейся 250-фунтовой авиабомбой с дистанционным управлением. В результате подрыва бронетранспортер был уничтожен, погибли 4 военнослужащих и 1 получил ранения, от которых скончался в госпитале через две недели. В тот же самый день примерно в десятке миль от этого места на проселочной дороге наехал на мину гражданский автобус. Погибли 20 пассажиров и 16 получили ранения. Это был самый тяжелый подобный инцидент с начала 1971 года. Описанные случаи являлись двумя сторонами одной медали, равноценными результатами минной тактики.
Американцы называли подрывы автобусов терроризмом. В принципе, непреднамеренное убийство мирного населения вряд ли правомерно объявлять терроризмом. Однако у каждого всегда свое мнение. Когда американские бомбы падали на школы и больницы в Северном Вьетнаме, прогрессивная мировая общественность устраивала международные трибуналы и выходила на демонстрации с кричалками "Эй, эй, Эл-Би-Джей, сколько сегодня убил ты детей?". Когда в Южном Вьетнаме подрывались на вьетконговских минах автобусы и падали на жилые кварталы вьетконговские ракеты, то философы с мировыми именами и борцы за мир с венками в длинных волосах озадаченно хранили молчание.
Истинная мотивация партизан при минировании дорог остается открытой для разных трактовок. Как часто бывает в гражданских войнах, во Вьетнаме сложились свои определенные "неписаные правила". Американский корреспондент Рой Кромли отмечал на раннем этапе войны в 1964 году:
Ездить на автобусах обычно безопасно (в большинстве мест они более безопасны, чем военные конвои). Это потому, что автобусные компании обычно очень щепетильны в заблаговременной уплате налогов Вьетконгу. Хотя это срабатывает не всегда, временами Вьетконг устанавливает мины, которые не различают автобус и джип.
[Loud Sport Shirt Is Good Life Insurance in Viet Nam. // The Owosso Argus-Press. - September 12, 1964]
Питер Арнетт добавлял в 1966 году, что проезд через вьетконговский контрольно-пропускной пункт между Далатом и Сайгоном для автобуса стоил 1000 пиастров (около 10 долларов). И констатировал:
Безопасность во Вьетнаме - относительная вещь. Владелец транспортного средства, заплативший за проезд на контрольно-пропускном пункте, может подорваться дальше на мине, заложенной для военной колонны. <...> Вьетконг получает миллионы пиастров от налогов на водителей. Правительство знает об этом, но за исключением использования войск для зачистки всех пропускных пунктов единственным вариантом остается смириться с ситуацией.
[Travel In Countryside Of Viet Nam Involves Paying Viet Cong Safety Taxes. // The Gettysburg Times. - August 6, 1966]
Типичное в своей краткости сообщение о подрыве автобуса 24 июня 1969 года (газета The Blade за 25 июня). Зачастую подобные сообщения не выделялись в отдельную заметку, а шли вместе с другими новостями с театра военных действий.
Целенаправленные атаки на автобусы однозначно имели место, хотя количественно они значительно уступали подрывам, которые можно списать на случайность. За один день 16 июля 1974 года описаны два случая нападений: в дельте Меконга на дороге N 4 двое мирных граждан погибли и один был похищен, а на шоссе N 1 один гражданский погиб при обстреле автобуса из гранатомета. Некоторые подрывы осуществлялись с помощью дистанционно управляемых взрывных устройств, то есть намеренно.
Для понимания общей ситуации в сфере безопасности в Южном Вьетнаме можно привести цитату из газеты за четверг 5 июня 1969 года:
В Сайгоне террористы начали второй день подрывов бомб, убив трех южновьетнамских гражданских лиц и ранив 10 в семи взрывах. Один американский солдат был ранен, пытаясь обезвредить еще одну бомбу.
Семь террористических взрывов в Сайгоне последовали за инцидентами в среду, в которых взрывом ручной гранаты был ранен гражданский американец и в районе Телон убит мелкий южновьетнамский чиновник.
Сегодняшние взрывы прогремели в интервале между 6 и 7 часами после ночного комендантского часа. Один взрыв уничтожил маленький грузовик-рефрижератор, убив одного гражданского и ранив двоих.
Второй взрыв произошел перед театром в пригороде Зядинь, убив двоих; третий случился в Телоне, китайском квартале, ранив женщину, как сообщили сайгонские власти.
Взрыв мины под автобусом и подрыв рынка в дельте Меконга в среду убили 22 южновьетнамца и ранили 27, согласно представителям США и правительства.
[Enemy Missile Base Hit After U.S. Plane Downed. // Frederick Daily Leader. - June 5, 1969]
Учитывая modus operandi партизан НФОЮВ, часть автобусных подрывов могла быть не случайностями войны, а следствием сознательного запугивания гражданского населения, что уже соответствует определению терроризма. Мотивация и тактика НФОЮВ требуют дополнительного изучения с привлечением вьетнамских материалов, что в принципе невозможно, пока вьетнамская история войны остается лакированно-официальной.
В списке собрана информация о 122 зафиксированных случаях подрыва гражданских автобусов на минах за период 1961-1975 годов. В этих инцидентах погибли как минимум 1263 южновьетнамца и были ранены как минимум 990.
Из числа жертв 46 погибших и 7 раненых определены как военнослужащие, 1217 погибших и 983 раненых - как гражданские лица; возможно, реальное число жертв немного меньше для гражданских и немного больше для военнослужащих, поскольку в некоторых случаях не уточняется, все ли жертвы подрыва были гражданскими. Также погиб 1 американский солдат.
Подрывы с самым большим количеством жертв за каждый год с 1966 по 1972:
* 14 февраля 1966 - 54 погибших (тройной подрыв, наибольшее число жертв за всю войну)
* 27 июня 1967 - 40 погибших
* 22 июня 1968 - 33 погибших
* 17 марта 1969 - 25 погибших в двух подрывах, 4 июня 1969 - 17 погибших
* 8 мая 1970 - 26 погибших
* 5 августа 1971 - 20 погибших
* 20 августа 1972 - 40 погибших
Газетные сообщения о самых кровавых подрывах для каждого года в 1966-1972. Слева направо и сверху вниз: Rome News-Tribune (14 февраля 1966), Youngstown Vindicator (28 июня 1967), The Blade (23 июня 1968), Mid-Cities Daily News (18 марта 1969), The Windsor Star (8 мая 1970), St. Petersburg Independent (6 августа 1971), The Gazette (21 августа 1972).
Общие замечания о списке:
Источники - сообщения американской региональной прессы. Эти издания не имели своих корреспондентов в Южном Вьетнаме, они избирательно перепечатывали сообщения крупных информагентств, которые брали информацию у официальных представителей США и Южного Вьетнама. "С другой стороны" эта тема никак не освещалась. Насколько можно судить, советская пресса игнорировала все случаи нападения партизан на гражданское население, и уж тем более этого нет в реляциях самих партизан и ханойского радио.
Полнота данных неизвестна. В списке перечислены, вероятно, почти все случаи подрывов с крупными жертвами. Общей статистики не существует. Американское командование вело учет случаев вьетконговского терроризма, но не конкретно подрывов автобусов. Так, за весь 1965 год в данном списке приведен лишь один случай. Известны еще несколько, которые не упоминаются по причине нехватки информации. Когда 26 августа 1967 года подорвался автобус возле Митхо, то сообщалось, что это третий такой инцидент за последние дни; о двух предыдущих почти ничего не известно.
Точность данных остается на совести журналистов региональной прессы США. Насколько возможно, информация проверялась по разным публикациям, но многие случаи описаны только по единственному новостному сообщению.
Иногда дата происшествия указана с пометкой (дата сообщения) или (дата публикации). Это связано с особенностями репортажей в американских газетах. Информация, размещенная в газете, часто была актуальна на предыдущее число. Журналисты иногда уточняли день недели, иногда не уточняли. Дело усугублялось разницей в часовых поясах между Южным Вьетнамом и США.
Как пример трудностей при работе с данным типом источников - подрыв автобуса, описанный в газетах за 10 июля 1968 года. Нигде не уточняется день недели, когда он произошел, поэтому речь может идти и про 10-е число, и про 9-е. Часть газет пишет, что это случилось в 23 милях южнее Сайгона, часть - что в 23 милях севернее. Ситуацию помогает разрешить то, что в этом случае погиб американский солдат. Проверка базы данных по жертвам за 9-10 июля 1968 года показывает, что ни один американец не мог погибнуть в эти дни в указанном районе к югу от Сайгона, а в 23 милях к северу потенциально могли произойти два подрыва с тремя погибшими: один погибший 9 июля (наиболее вероятный вариант) и двое 10 июля.
Американские и южновьетнамские военные полицейские проверяют автобус. Многие автобусы в Южном Вьетнаме были местной сборки. Хюэ, 28 февраля 1968 года.
В сводках о минной войне постоянно фигурировали трехколесные Ламбретта Ламбро 550. Возможно, что они занимали первое место в южновьетнамском автобусном парке по числу подрывов. Нячанг, 1969 год.
ФРАНЦУЗСКАЯ ПРЕЛЮДИЯ
18 января 1952 - подрыв школьного автобуса на мине в Бенче (50 миль юго-западнее Сайгона). 10 школьников погибли, 20 ранены (в том числе 10 серьезно).
[Indian Daily Mail. - January 20, 1952]
[Mine Kills Children. // Eugene Register-Guard. - January 20, 1952]
4 апреля 1954 - подрыв автобуса на мине примерно в 40 милях от Ханоя. 12 пассажиров погибли, несколько ранены.
[French Garrison Repulses More Rebel Onslaughts. // Toledo Blade. - April 6, 1954]
7 июля 1954 - подрыв автобуса на мине в 11 милях северо-восточнее Сайгона. Погибли 6 игроков футбольной команды, 15 ранены.
[Footballers Die. // The Age. - July 8, 1954]
ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА
25 марта 1961 (дата сообщения) - подрыв на мине автобуса с членами проправительственной молодежной организации возле Фуми (55 миль юго-восточнее Сайгона). Затем партизаны открыли огонь по пассажирам. 2 человека погибли, 14 ранены.
[Girls in Bus Are Targets of Reds. // The Spokesman-Review. - March 26, 1961]
25 июля 1961 - подрыв автобуса на мине в провинции Биньзыонг (30 миль северо-восточнее Сайгона). Из 16 пассажиров погибли 9.
[Viet Nam Troops Pursue Terrorists. // The Blade. - July 26, 1961]
11 октября 1963 - подрыв автобуса на мине в провинции Кьенхоа (40 миль юго-западнее Сайгона). Затем партизаны открыли огонь по пассажирам. 14 человек погибли, 15 получили серьезные ранения.
[Bus mined. // The Sun Herald. - October 13, 1963]
22 марта 1964 - подрыв автобуса на мине возле Танан (провинция Лонган южнее Сайгона). 22 гражданских погибли (включая 6 детей и одну беременную женщину), 4 серьезно ранены.
[Khanh Gets Vote Of Confidence. // The Bonham Daily Favorite. - March 23, 1964]
[Viet Cong Mine Kills 22 on Bus. // Pittsburgh Post-Gazette. - March 24, 1964]
21 апреля 1964 - подрыв автобуса на дистанционно управляемой мине в дельте Меконга, более точной информации о месте нет. 1 гражданский погиб, 13 ранены.
[Red Guerrillas Blow Up Bus In South Viet Nam. // Sarasota Herald-Tribune. - April 23, 1964]
3 мая 1964 - подрыв автобуса на мине между Кьенбинь и Мокхоа (провинция Кьентыонг). 14 пассажиров погибли, 11 серьезно ранены; по другим данным, раненых 15 человек.
[Mine Kills 14 in Bus. // The Age. - May 6, 1964]
[Aggression From the North: The Record of North Viet-Nam's Campaign to Conquer South Viet-Nam. - Department of State, February 27, 1965]
Автобус, подорвавшийся 3 мая 1964 года - 14 погибших (Белая книга Госдепартамента США "Aggression From the North", 27 февраля 1965).
17 июня 1964 - подрыв автобуса на мине в 1 миле восточнее Дыкхоа (провинция Хаунгиа, к западу от Сайгона). Погибли 6 человек: два мужчины, две женщины, два ребенка.
[Viet Red Raiders Routed. // The Tuscaloosa News. - June 17, 1964]
9 июля 1964 (дата сообщения) - подрыв автобуса на мине в 60 милях северо-западнее Сайгона. Затем партизаны открыли огонь по пассажирам. 12 человек погибли (включая 2 детей), 28 ранены.
[3 Americans Casualties in Viet Raid. // The Spokesman-Review. - July 10, 1964]
12 марта 1965 - подрыв автобуса на мине в провинции Лонган (20 миль южнее Сайгона). 13 пассажиров погибли, 2 ранены.
[U.S., Saigon Hit Reds From Air. // The Blade. - March 12, 1965]
17 января 1966 - подрыв автобуса на мине на дороге N 29 между Мокхоа и Кайлай (в 35 милях южнее Сайгона, провинция Кьентыонг). Согласно газетным сообщениям, погибло 26 человек, ранено 4. Согласно более поздним данным, погибло 26 человек, включая 7 детей, пропало без вести 3, ранено 8.
[New Cease-Fire Begins Thursday. // The Herald-Tribune. - January 18, 1966]
[Viet-Nam Information Notes. - Office of Media Services, Bureau of Public Affairs, Department of State. - Number 7, revised August 1968]
14 февраля 1966 - подрыв на минах трех автобусов в одном месте (10 миль западнее Туихоа, провинция Фуйен), приведший к самым массовым жертвам гражданского населения в инцидентах такого типа за всю войну.
Первый подрыв случился около 7 часов 30 минут. На месте взрыва осталась воронка глубиной около 3 метров. Автобус с крестьянами был отброшен в канал. 27 гражданских погибли, 11 ранены.
Второй подрыв случился здесь же через полтора часа - 20 погибших, 7 раненых.
Третий подрыв случился на том же самом месте еще через полтора часа - 7 погибших.
Один из трех автобусов, подорвавшихся 14 февраля 1966 года - в сумме 54 погибших.
18 марта 1966 - подрыв автобуса на мине возле Туихоа (провинция Фуйен). 15 крестьян погибли, 4 ранены. Похоже, что не все жертвы были в автобусе, некоторые проезжали рядом с ним на велосипедах.
[Viet Cong bomb kills 15 farmers. // The Windsor Star. - March 18, 1966]
29 апреля 1966 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в дельте Меконга, более точной информации о месте нет. 3 человека погибли (все - женщины), 7 ранены.
[American Force in Viet Nam Near 250,000. // The Blade. - April 29, 1966]
26 августа 1966 - подрыв автобуса на мине в провинции Виньлонг (62 мили юго-западнее Сайгона). 15 человек погибли, 10 ранены. По другим данным, погибли 19 призывников южновьетнамской армии и 5 гражданских.
[Record Air Assault Hits North But Red Supplies Still Move. // The Blade. - August 28, 1966]
[John G. Tower. Seven Years of Viet Cong Terrorism Against Civilians. // Life Lines. - March 10, 1967]
31 августа 1966 - подрыв автобуса на мине возле Фонгдьен (провинция Тхыатхьен) между Куангчи и Хюэ. 2 или 3 гражданских погибли, 10 ранены.
[B-52's Pound Red Routes In Neutral Zone. // The Blade. - September 1, 1966]
[U.S. Planes Rain Tons Of Explosives On Buffer Zone, Pound N. Viet Nam. // The Gettysburg Times. - September 1, 1966]
2 сентября 1966 - подрыв автобуса на мине в 24 милях северо-восточнее Сайгона. Погибли 8 гражданских и 4 южновьетнамских ополченца, ранены 10 человек (не уточняется, кто именно).
13 сентября 1966 - подрыв автобуса на мине в 32 или 36 милях северо-западнее Сайгона. 4 пассажира погибли, 8 ранены; в автобусе находились гражданские и южновьетнамские солдаты, и не уточняется, кто именно стал жертвами.
[U.S. Troops Seeking Out Red Division. // Reading Eagle. - September 14, 1966]
[U.S. Hurls More Planes Than Ever Against North. // The Blade. - September 13, 1966]
24 октября 1966 - подрыв автобуса на мине в 22 милях севернее Хюэ. 15 пассажиров погибли, 20 ранены.
[Cong Mine Kills 15 on Bus. // The Spokesman-Review. - October 25, 1966]
31 октября 1966 - подрыв автобуса на мине в провинции Тяудок в 96 милях западнее Сайгона. 4 человека погибли, 6 ранены.
[Terrorists Shell Saigon. // The Times-News. - November 1, 1966]
[U.S. Patrol Boats Win River Battle. // St. Petersburg Times. - November 2, 1966]
5 ноября 1966 - подрыв автобуса на мине на дороге между Хюэ и Куангчи. 7 пассажиров погибли, 9 ранены.
[Red troops counter-attack against American infantry. // Saskatoon Star-Phoenix. - November 5, 1966]
7 декабря 1966 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в 4 милях от Куангнгая одноименной провинции. 5 пассажиров погибли.
[U.S. Claiming MIG Downed Jet. // The Morning Record. - December 7, 1966]
16 декабря 1966 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине возле Донгха (провинция Куангчи). 1 пассажир погиб, 9 ранены.
[U.S. Planes Avoid Hanoi As Controversy Rages. // The Norwalk Hour. - December 16, 1966]
19 декабря 1966 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в 20 милях юго-западнее Сайгона. 6 гражданских ранены.
[65 North Viet Troops Killed By U.S. Forces. // The Washington Observer. - December 19, 1966]
13 января 1967 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине в 28 милях юго-западнее Куангнгая одноименной провинции. 2 пассажира ранены.
[Mekong Delta Is Scene Of Marine, Cong Clash. // The Morning Record. - January 13, 1967]
1 февраля 1967 - подрыв автобуса на мине в провинции Куангчи. 5 пассажиров погибли, 3 ранены.
[Marines Open 2 Drives In Upper South Vietnam. // Youngstown Vindicator. - February 2, 1967]
26 февраля 1967 - подрыв автобуса на мине в 5 милях юго-западнее Дананга (провинция Куангнам). 14 гражданских погибли, 34 ранены.
[Da Nanh Base Shelled, 11 Americans Killed. // The Morning Record. - February 27, 1967]
6 марта 1967 - подрыв автобуса на мине в 42 милях северо-западнее Сайгона. Автобус ехал из Тэйниня в Кхьемхань, в нем находились крестьяне, возвращавшиеся с рынка. 35-37 человек погибли (данные разнятся), 15 ранены.
[U.S. Lifting Curtain On Viet Casualties. // The Pittsburgh Press. - March 6, 1967]
[Viet Cong Mine Kills 35 S. Viets. // The Spokesman-Review. - March 7, 1967]
Автобус, подорвавшийся 6 марта 1967 года - не менее 35 погибших.
21 марта 1967 (дата публикации) - подрыв автобуса на мине на шоссе N 1 возле Куангнгая одноименной провинции. Погибли 2 южновьетнамских военнослужащих и 4 гражданских, ранены 10 гражданских.
[Enterprise Back In Action, Bloodiest War Year Viewed. // The Morning Record. - March 21, 1967]
27 марта 1967 - подрывы трех автобусов на дороге между Данангом и Хюэ. Все три автобуса подорваны в один день в разных местах при помощи радиоуправляемых взрывных устройств. 5 гражданских погибли, 8 ранены.
[Haiphong Vicinity Bombed. // The Free Lance-Star. - March 28, 1967]
7 апреля 1967 - подрыв автобуса на мине на дороге между Хюэ и Куангчи в провинции Тхыатхьен. 4 пассажира погибли, 2 ранены.
[10 Viets Killed by Bus Explosion. // The Spokesman-Review. - April 9, 1967]
8 апреля 1967 - подрыв автобуса на мине в 32 милях северо-западнее Сайгона. 10 гражданских погибли, 14 ранены, также ранен 1 южновьетнамский солдат.
[10 Viets Killed by Bus Explosion. // The Spokesman-Review. - April 9, 1967]
12 апреля 1967 - подрыв двух автобусов на минах возле Дананга (провинция Куангнам). В одном случае погиб 1 и ранены 4 гражданских, в другом случае ранен только водитель.
[Viet Battalion Heavily Engaged. // Park City Daily News. - April 13, 1967]
16 апреля 1967 - подрыв автобуса на мине в провинции Куангтин. 9 гражданских погибли, 12 ранены.
[More Yanks Move North. // The Blade. - April 17, 1967]
30 апреля 1967 года этот автобус подорвался на шоссе N 1 возле Чангбанга западнее Сайгона. Было ранено 20 человек, один из которых впоследствии скончался. Газетных сообщений об этом случае не найдено.
30 мая 1967 - подрыв автобуса на мине в дельте Меконга в 100 милях юго-западнее Сайгона. По предварительным данным, 22 гражданских ранены.
2 июня 1967 - подрыв автобуса на мине на шоссе N 1 в 2 милях севернее города Куангнгай одноименной провинции. 4 гражданских погибли, 5 ранены.
[Marines, Reds Locked In Heavy Fighting. // Pittsburgh Post-Gazette. - June 3, 1967]
11 июня 1967 - подрывы двух автобусов на минах в разных районах Южного Вьетнама. Один подорвался на шоссе N 1 в 175 милях северо-восточнее Сайгона, 15 гражданских погибли и 2 ранены. Другой подорвался возле Дананга (провинция Куангнам), 7 гражданских погибли.
27 июня 1967 - подрыв автобуса на мине на сельской дороге в 20 милях севернее Сайгона (провинция Биньзыонг). 40 гражданских погибли, 10 ранены. При этом ранее дорогу разминировали солдаты американской 1-й пехотной дивизии, обезвредившие около 20 мин, в ходе разминирования были повреждены два бронетранспортера.