Во второй половине дня 15 июня ваш сын получил инструкции вместе с двумя другими пилотами атаковать железнодорожные вагоны в Северной Корее. Звено из трех F-86 взлетело в 19 часов 40 минут... Был интенсивный огонь из стрелкового оружия в этом районе. Несмотря на то, что его поразил пушечный огонь, он добился прямых попаданий по своей цели. Два других пилота провели атаку, в ходе которой видели большой огненный шар на земле...
- Письмо командира подразделения родственникам 1-го лейтенанта Чедвика Смита
F-86 "Сейбр" остался в истории как "главный американский самолет Корейской войны". Мало кого интересует роль "Мустангов" в оказании непосредственной авиаподдержки войскам под флагом ООН, удары "Тандерджетов" по северокорейской промышленности, усилия ночных "Инвэйдеров" по изоляции поля боя. Воздушная война в Корее - это всегда в первую очередь "МиГи против Сейбров" как самый массовый эпизод прямого противостояния вооруженных сил СССР и США. F-86 в то время был единственным американским самолетом со стреловидным крылом и соответствующими скоростными характеристиками, позволявшими на равных противостоять советским МиГ-15, и почти все боевые потери МиГов понесены именно в боях с "Сейбрами".
Результаты борьбы в воздухе традиционно измеряются числом потерянных самолетов. Это не является предметом данной статьи, здесь в центре внимания не самолеты, а летчики - не платформы ведения войны, а те, кто ими управлял. И только погибшие, потому что чаще всего именно погибшие оставляют самый долгий и заметный исторический след; можно сказать, что это самые наглядные потери. Точка в изучении воздушной войны в Корее не поставлена, невзирая на усилия исследователей с обеих сторон, остается достаточно много белых пятен. А сама война окончательно ушла в прошлое. В 2017 году была распущена ассоциация пилотов "Сейбров", в 2020 умер последний известный советский ас Сергей Крамаренко, в 2021 - последний американский ас Чарльз Кливленд. Если кому-то было неудобно что-то писать при живых ветеранах - что ж, время настало.
Краткий некролог Джо Логана (The Pittsburgh Press, 19 сентября 1952).
Источники
Список составлен на основе базы данных Korean War Project (koreanwar.org) и уточнялся по другим источникам. Главным официальным источником с американской стороны считался сайт Агентства министерства обороны США по учету военнопленных и без вести пропавших (DPAA), дополнявшийся по материалам баз данных KORWALD, Aviation Archaeological Investigation & Research, Accident-Report.Com и различным публикациям. Информация о месте захоронения летчиков, чьи останки репатриированы, бралась с сайта "Find a Grave".
Также при необходимости упоминаются версии Игоря Сейдова, автора наиболее подробной и полной из опубликованных на русском языке историй воздушных боев в Корее - ""Красные дьяволы" в небе Кореи" (по умолчанию все данные Сейдова взяты из этой книги, другая его книга "Советские асы корейской войны" при использовании ее материалов упоминается отдельно).
Подсчет по Korean War Project принципиально отличается от KORWALD и т.д. в плане того, что это выборка из глобального списка 36 тысяч погибших в Корее американцев, а не из ограниченного списка потерь "Сейбров". Пример: список KORWALD, самолет N 52-4325 из 18-й истребительно-бомбардировочной группы сбит зенитным огнем 18 июня 1953, о судьбе пилота ничего не сказано. Проверка по списку погибших 18-й группы: пилотом был Дж. Беллоуз.
Критерии включения
В список включались пилоты, которые погибли/пропали без вести при выполнении боевого или небоевого вылета над Корейским полуостровом или прилегающими водами, пилотируя самолеты F-86 "Сейбр" всех модификаций в период применения F-86 в Корейской войне (с 15 декабря 1950 по 27 июля 1953 года), всех видов вооруженных сил и всех стран (ВВС США, ВМС США, КМП США, Королевские ВВС Великобритании, Королевские ВВС Канады, ВВС Южной Африки).
Было насчитано 69 погибших в Корейской войне пилотов F-86.
Официальные и неофициальные данные о потерях пилотов F-86
Потери летного состава ВВС США в Корее изучены хуже, чем можно было бы ожидать.
В статистическом сборнике ВВС за 1953 финансовый год есть много информации об итогах войны. Потери летчиков F-86 указаны следующие: убито - 47, пропало без вести - 65. В сумме 112 человек (таблица 10).
Эта статистика никак не поясняется. Кеннет Уэррелл в книге "Sabres Over MiG Alley" (глава 14, примечание 14) комментирует 112 потерь следующим образом: "Это включает происшествия, небоевые операционные потери и потери истребителей-бомбардировщиков. Не совсем понятно, но пропавшие без вести, вероятно, включают военнопленных, некоторые из них позднее вернулись домой". То есть опытный американский историк авиации не может понять, что означает число пропавших без вести в сборнике.
112 потерянных пилотов "Сейбров" (плюс еще 6 раненых) включены в общую сумму потерь всех летчиков ВВС США - 2721 человек, в том числе 1144 погибших, 1261 пропавший без вести и 316 раненых. Эти данные 1953 года совершенно не совпадают с тем, что публиковалось позднее. Вот некоторые примеры:
Роберт Футрелл, "The United States Air Force In Korea 1950-1953" (1983 год) - общие потери Дальневосточных ВВС убитыми и ранеными 1841, в том числе в воздушных операциях (да, были потери и на земле) 1144 погибших и 279 пленных и пропавших без вести, суммарно 1423.
Пол Коул (корпорация RAND), "POW/MIA Issues Volume 1, The Korean War" (1994 год) - по данным МО США на 31 декабря 1953 года, было 1847 погибших, пропавших без вести, раненых и пленных военнослужащих ВВС (это предварительные данные, окончательные еще не были подсчитаны). За весь период войны пропавшими без вести были объявлены 1303 человека. По данным Task Force Russia, потери пилотов F-86 от действий противника составили 56 человек, включая погибших и пленных; приводится поименный список из 42 человек, чьи останки не были репатриированы на момент написания исследования в 1994 году (в этом списке один пилот погиб уже после прекращения огня).
Официальные данные МО США на 2025 год (Defense Casualty Analysis System) - 1238 погибших по боевым причинам и 314 погибших по небоевым причинам, итого 1552 погибших. Если добавить 368 раненых, то всего 1920 человек.
От изобилия чисел может закружиться голова, потому что они отображают разные категории потерь на разные временные периоды и едва пересекаются между собой. Понятно только то, что количества погибших и раненых везде примерно одного порядка, но в статистическом сборнике 1953 года непомерно раздуто число пропавших без вести. Объяснений этому нет, так что 112 погибших и пропавших без вести пилотов F-86 попадают под сомнение. Небрежность учета потерь личного состава в Корее касается не только ВВС и была общей тенденцией американских военных в то время. Достаточно вспомнить, как американцы десятилетиями не могли разобраться с числом своих погибших солдат - то ли 36 000, то ли 54 000 (см. статью "Ошибка писаря, или Как Америка свои потери в Корее завышала"). Ну, штабной писарь ошибся, бывает.
Кеннет Уэррелл в книге "Sabres Over MiG Alley" (2005) привел результаты своих собственных подсчетов по "Сейбрам". У него получилось следующее:
* Убито - 39 человек
* Пропало без вести - 30 человек
* Умерло в плену - 2 человека
* Вернулось из плена - 28 человек
* Катапультировалось и спасено из моря или с территории противника - 42 человека
Всего 141 летчик. Разумеется, Уэррелл в процессе сбора статистики получил свой собственный поименный список, но не опубликовал его. Поэтому остается вопрос: названа судьба летчиков 141 из 224 (на самом деле 218) потерянных "Сейбров", а что с остальными восемью десятками? Можно предположить, что недостающие случаи включают летчиков, катапультировавшихся над своей территорией, а также самолеты, списанные после возвращения на базу. Так или иначе, данные Уэррелла по погибшим/пропавшим выглядят довольно точными, почти совпадая с результатами, полученными при написании этой статьи (39+30+2=71 по сравнению со списком из 69 установленных имен) Может быть, потому что именно категория погибших проще всего подсчитывается - она "на виду", лучше остальных обеспечена проверяемыми источниками.
Погибли в Японии
Во избежание недоразумений следует перечислить имена пилотов "Сейбров", которые известны, однако НЕ УЧИТЫВАЛИСЬ в статистике, потому что погибли в Японии, не принимая участия в боевых действиях в Корее.
* Конрад Аллард - 11 июля 1951, авиакатастрофа (самолет N 48-0297)
* Роберт Ходж - 27 декабря 1952, авиакатастрофа (самолет N 52-2842)
* Рауль Мутон, Сэмюэль Хайд, Альберт Хэмилтон, Уильям Черч - 18 июня 1953, пассажиры из 12-й и 36-й истребительно-бомбардировочных эскадрилий на борту разбившегося транспортного самолета C-124
* Лайл Краузе - 19 июня 1953, травма в летном происшествии 2 июня (самолет N 52-4567)
Примечательно, что И. Сейдов учел Алларда и Ходжа сбитыми в боях с МиГами. Возможно, вина здесь лежит на базе данных KORWALD, которая как минимум в случае Ходжем не указывает место его смерти.
Так что с пропавшими без вести?
Их нет. Эта категория потерь имеет сугубо историческое значение. Пропавшими без вести объявлялись не вернувшиеся из вылета пилоты, когда отсутствовали убедительные свидетельства их смерти или пленения. Понятно, что было всего два варианта их судьбы: либо они погибли, либо попали в плен. После завершения боевых действий в 1953 году северокорейцы и китайцы освободили пленных. Те пропавшие без вести, которых не оказалось среди освобожденных, в 1953-1954 годах были формально признаны погибшими. Понятие "пропавшие без вести в Корее" встречается до сих пор, но с измененным смыслом. Оно означает не "исчезнувшие, кто еще может быть жив", а "те, кто признан погибшим, но чьи останки не репатриированы".
"Список 31"
Этот документ не стоило бы вспоминать, однако при нехватке источников он может привлекать внимание исследователей и всплывал как минимум на одном русскоязычном интернет-форуме по теме воздушных потерь в Корее.
В 1993 году американские аналитики составили список 31 пилота "Сейбров", которые гипотетически могли пережить сбитие. Задачей было установить, могли ли они оказаться в Советском Союзе (американцы считали, что пленные пилоты F-86 как новейшего истребителя были среди наиболее вероятных кандидатов на отправку в СССР). В результате обмена информацией с представителями Российской Федерации по состоянию на 1996 год семеро из этих 31 считались погибшими, по остальным не было сделано никакого заключения.
Список не представляет особого интереса (сопровождающая его информация про обстоятельства потерь в основном дублируется на сайте Агентства министерства обороны США по учету военнопленных и без вести пропавших) и лишь служит очередным аргументом в пользу того, что на территории КНДР и КНР пропали без вести далеко не сотни пилотов "Сейбров". Можно еще заметить, что он неточен - из 31 человека двое не имели отношения к F-86, это 1-й лейтенант Т. Лафферти и капитан Дж. Лэнгстон, летавшие соответственно на F-51 и F-84.
Кровавый июнь
Июнь 1953 года был месяцем самых больших потерь пилотов "Сейбров" в Корее - 13 погибших (больше, чем за весь 1951 год). Это объясняется двумя причинами. Прежде всего, по сравнению с предыдущими периодами значительно увеличилось количество F-86 на театре военных действий и, как следствие, интенсивность их применения. Почти весь 1951 год в Корее воевала одна-единственная 4-я группа истребителей-перехватчиков. Затем к ней присоединилась 51-я группа, а весной 1953 года появились две группы истребителей-бомбардировщиков. Летом 1951 года в боях участвовало менее полусотни F-86, летом 1953 их количество приблизилось к 300. "Сейбрами" были полностью заменены F-51 и F-80, два основных истребителя-бомбардировщика ВВС США начала войны. Другая причина в том, что ранее "Сейбры" не привлекались к ударам по наземным целям, за очень редкими экспериментальными исключениями. Они использовались как чистые истребители, летали на больших высотах и были почти недосягаемы для вражеской зенитной артиллерии. В 1951-1952 годах отмечены две смерти пилотов F-86 от зенитного огня (Джек Уильямс, Джо Логан). С апреля 1953 года самолеты двух истребительно-бомбардировочных крыльев начали работать по своей специальности, ежедневно оказывались в зоне действия вражеской ПВО и стали нести потери.
Сообщение о возвращении на родину останков Максуэлла Шиппа (The Tuscaloosa News, 21 августа 1953).
Погибшие пилоты F-86 по годам:
1950 - 0
1951 - 10
1952 - 28
1953 - 31
ИТОГО - 69 погибших
Погибшие пилоты F-86 по странам:
На F-86 в Корее летали пилоты четырех стран.
США - 66 погибших
Великобритания - 3 погибших
Канада - 0
Южно-Африканский Союз - 0
Погибшие пилоты F-86 по подразделениям:
4-я группа истребителей-перехватчиков - 33 человека
67-е тактическое разведывательное крыло - 2 человека
Уильямс (27 июня 1952), Сартэйн (3 июня 1953).
ИТОГО - 69 погибших, в том числе 55 пилотов истребителей, 12 пилотов истребителей-бомбардировщиков, 2 пилота разведчиков.
Судьба останков погибших пилотов F-86
Это важный момент, который в условиях недостатка источников может помочь в определении обстоятельств смерти летчика (и потери самолета). Абсолютно все воздушные бои F-86 вели над территорией противника или - в редких случаях - над морем у побережья Северной Кореи. Для каждого пилота точно известно, были репатриированы его останки на родину или нет; у американцев есть определенная паранойя в плане поиска останков своих погибших солдат. Кстати, именно в Корее в 1951 году утвердилась практика возвращения останков домой, ранее нормой считалось хоронить их на театре военных действий.
Вот о чем может говорить данный факт:
Останки репатриированы: скорее всего, пилот погиб на территории, контролировавшейся войсками под флагом ООН. Возможные варианты потери самолета: 1) упал, возвращаясь с боевыми повреждениями от огня МиГов или зенитной артиллерии, и это произошло в Южной Корее или в море, где удалось подобрать останки; 2) упал на своей территории по небоевой причине, не связанной с действиями противника, 3) упал на территории противника и останки репатриированы, однако такие случаи являются единичными (см. пояснение ниже).
Останки не репатриированы: скорее всего, пилот погиб на территории противника (Северная Корея и Китай). Возможные варианты потери самолета: 1) сбит в воздушном бою, 2) сбит зенитной артиллерией, 3) разбился через короткое время после получения боевых повреждений, не успев дотянуть до Южной Кореи и моря, 4) разбился по небоевой причине, 5) упал в море по той или иной причине, и вытащить тело не удалось (безнадежный случай для поисковиков, останки никогда не удастся найти).
Относительно потерь над морем: подбитые американские самолеты старались дотянуть до моря, где было больше шансов на спасение после катапультирования, и особенно до острова Чходо у западного побережья КНДР, на котором базировались поисково-спасательные силы.
Таким образом, если останки пилота не репатриированы, то это может подтверждать боевую потерю самолета. Если репатриированы, то в таком случае выше вероятность небоевой потери. Разумеется, все это необходимо рассматривать в сочетании с другими обстоятельствами - официальным описанием гибели и данными противника. Но когда кто-либо заявляет о сбитии самолета в воздушном бою, а останки пилота репатриированы, то возникают закономерные сомнения в засчитанной кому-то победе. "Сбитый" борт не упал на месте, а как минимум дотянул до своей территории; то, что он упал на посадке - об этом могла доложить разведка, а могла и не доложить, но уж обломки и труп летчика для подтверждения победы поисковая команда точно не найдет.
"Госдепартамент не будет рассказывать об этом родственникам, когда бой произошел не по ту сторону линии на карте" ("Топ Ган", 1986). Официальная американская информация о месте потери Роберта Ниманна 12 апреля 1953 года расходится с советскими данными, поскольку ВВС США не хотели признавать случаи вторжения своих самолетов в воздушное пространство Китая.
А если останки были переданы после войны? Зафиксированы ровно три таких случая: умершего в плену Говарда Миллера вернули из КНДР после прекращения огня, Джозефа Куагли вернули из КНДР в 1954-м, Троя Коупа вернули из Китая в 2005-м. То есть это фактически исключения из правила, которое можно сформулировать так: если F-86 падал на вражеской территории, останки пилота не репатриировались. Такая закономерность установлена именно для "Сейбров"; возможно, с пилотами других самолетов ситуация иная, вопрос требует отдельного изучения (беглый обзор базы данных KORWALD показывает, что в ходе операции Glory - обмен останками в 1954 году - были возвращены тела где-то полусотни пилотов из многих сотен пропавших).
Как самый яркий пример - судьба одного из лучших американских асов, Джорджа Дэвиса. Его вещи лежат в китайском музее, и китайцы/северокорейцы должны знать, где именно похоронили его труп... но на 2025 год за семьдесят лет так и не нашли.
Итак:
Останки не репатриированы (самолет потерян на вражеской территории или не удалось вытащить тело из моря) - 42 человека
Кроун (18 июня 1951), Лэйер (19 июня 1951), Лэйтон (2 сентября 1951), Барнетт (26 сентября 1951), Пратт (8 ноября 1951), Хог (13 декабря 1951), Пейдж (6 января 1952), Ривз (11 января 1952), Райнхарт (29 января 1952), Спат (3 февраля 1952), Хэтчитт (4 февраля 1952), Дэвис (10 февраля 1952), Болдуин (15 марта 1952), Кэри (24 марта 1952), Вендлинг (13 апреля 1952), Тенни (3 мая 1952), Лэйн (20 мая 1952), Битл (4 июля 1952), Дрезен (16 июля 1952), Асла (1 августа 1952), Финчер (22 августа 1952), Турбервилль (18 ноября 1952), Рейтсма (22 декабря 1952), Штауффер (26 января 1953), Джейкобсон (12 февраля 1953), Коуден (9 марта 1953), Халс (13 марта 1953), Ниманн (12 апреля 1953), Миллер (27 мая 1953), Кинг (4 июня 1953), Сазерленд (6 июня 1953), Смит (15 июня 1953), Оллстон, Хаммер (16 июня 1953), Гюнтер, Рудольф, Эскаль (19 июня 1953), Кокс, Олдридж (11 июля 1953), Тес, Нотт, Селлерс (20 июля 1953).
Останки репатриированы в ходе войны (самолет упал на своей территории или удалось вытащить тело из моря) - 24 человека
Хэнсон (5 июня 1951), Приндл (15 декабря 1951), Старкуэзер (28 декабря 1951), Логойда (1 января 1952), Арнольд (11 марта 1952), Хонакер (14 марта 1952), Ласки (5 апреля 1952), Уильямс (27 июня 1952), Джонсон, Логан (15 сентября 1952), Кэссерли (1 октября 1952), Макэлвейн, Свенсон (7 ноября 1952), Картер (7 января 1953), Бирвинкль (11 февраля 1953), Хант (30 марта 1953), Коллинз (4 мая 1953), Бенеке, Смузермэн (31 мая 1953), Сартэйн (3 июня 1953), Зальце (11 июня 1953), Беллоуз (18 июня 1953), Шипп (25 июня 1953), Поленске (20 июля 1953).
Останки репатриированы после войны из КНДР и Китая - 3 человека
Миллер (22 июня 1951), Коуп (16 сентября 1952), Куагли (30 июня 1953).
Официальные места потерь пилотов F-86, чьи останки не репатриированы. Большинство потерь сосредоточены в районе "аллеи МиГов". Также хорошо видно, что советские летчики прикрывали только небольшую часть территории КНДР. Схема из исследования Пола Коула "POW/MIA Issues Volume 1, The Korean War" (1994).
Боевые и небоевые потери
Такая статистика не подсчитывалась. Причина: слишком скудные данные с американской стороны, слишком много спекулятивной информации в ряде русскоязычных источников.
Прочая статистика
* Первый летчик погиб через полгода после начала применения F-86 в Корее.
* Днем самых больших потерь было 20 июля 1953 года, за неделю до прекращения огня - 4 погибших.
* Погибли три командира эскадрилий "Сейбров" - Джордж Дэвис, Джек Уильямс, Феликс Асла.
* Погиб один летчик, имевший статус аса (5 и более воздушных побед) - Джордж Дэвис.
* В плену умерли два летчика - Говард Миллер, Чарльз Спат (хотя ситуация со Спатом такова, что его смерть в плену, строго говоря, невозможно доказать).
Скрывали потери?
Потери пилотов связаны с потерями самолетов. Американские источники обычно указывают, что в Корее потеряно 224 "Сейбра" по всем причинам. Утверждения о 250 потерях со ссылкой на статистический сборник (USAF Statistical Digest) за 1953 финансовый год появились в результате некорректной интерпретации документа (двойной подсчет подразделов в категории "Non-Operational Causes"), где потери поданы в характерном для ВВС США того времени максимально запутанном виде - чрезмерная детализация при острой нехватке сопроводительных пояснений. На самом деле дайджест указывает общее число потерь именно как 224, а если совсем точно - 218 в задействованных подразделениях и 6 в незадействованных (в тренировочных и перегоночных вылетах в Японии).
Советские, китайские и северокорейские заявки гораздо больше. Согласно справке Главного оперативного управления ГШ СА по итогам боевых действий 64-го иак и ОВА КНА и КНД за период войны в Корее с 25 июня 1950 г. по 27 июля 1953 г. за подписью генерал-майора Мордвинцева (3 ноября 1953), было сбито следующее количество "Сейбров":
Истребительной авиацией 64-го корпуса (советскими летчиками) - 651
Зенитной артиллерией корпуса - 40
Китайской и корейской авиацией (по неполным данным) - 181
Суммируя эти числа, получаем, что в воздушных боях и советской зенитной артиллерией сбито 872 самолета F-86 "Сейбр". Кстати, в некоторых источниках количество F-86, сбитых китайцами и северокорейцами в воздушных боях, указывается как 211.
Сюда не вошли:
а) результаты северокорейских зенитчиков; согласно справке за подписью Мордвинцева, всего они сбили 1284 самолета без указания типов;
б) по-видимому, результаты действий китайских зенитчиков (по логике, они должны были быть указаны вместе с северокорейскими, но в справке с числом 1284 говорится только о северокорейцах);
в) небоевые потери. Можно сколько угодно обвинять коварных янки в том, что они списывали сбитые МиГами самолеты как потерянные в летных происшествиях, однако никто не может отрицать, что летные происшествия все равно должны были происходить (аварийности нет у ВВС, которые не летают) и сопровождаться потерями, к которым никоим образом не были причастны никакие Ли Си Цыны и Ван Ю Шины, хоть ты тресни. И следует помнить, что в 1950-е годы уровень аварийности в любых ВВС разительно отличался от того, к чему пришли в начале XXI века.
Таким образом, по материалам статистики СССР и его союзников общие потери F-86 в Корее спокойно достигали или даже превышали 1000 самолетов. Пилотов этих самолетов можно разделить на три группы:
1. Погибшие по всем причинам (в сбитом самолете, при катапультировании или после приземления/приводнения, умершие в плену),
2. Попавшие в плен и освобожденные после завершения боевых действий (надо помнить, что F-86 летали главным образом над вражеской территорией),
3. Катапультировавшиеся и спасенные дружественными силами.
Каким бы ни было пропорциональное соотношение этих групп, можно уверенно сказать: если верить советским данным, то счет погибших пилотов F-86 должен идти на СОТНИ. Очень просто, если заявленное число сбитых самолетов превышает признанные американцами потери в четыре раза, то и потери летчиков должны быть кратно больше.
Самолеты - это металл. Это собственность вооруженных сил, и при желании вооруженные силы могут найти бюрократические и бухгалтерские методы, чтобы спрятать их потери от широкой общественности. У металла нет родственников, сослуживцев и друзей; его не будут искать поисковики; ему не будут писать некрологи, ставить надгробия и кенотафы. Погибшие летчики - совсем другая история. Они часть общества, состоящего из людей самых разных взглядов, а люди, в отличие от металла, умеют говорить. "Что знают двое, знает и свинья". "Можно долго обманывать немногих, можно недолго обманывать многих, но нельзя бесконечно обманывать всех". И так далее.
Появляется тяжелый принципиальный вопрос:
Если в Корее потеряна 1000 "Сейбров", то почему погибло всего лишь порядка 70 пилотов?
Да хоть 112 погибших и пропавших без вести, если брать странные данные статистического сборника ВВС США за 1953 финансовый год. Все равно пропорция невероятная, в истории воздушных войн никогда не было такой выживаемости летчиков.
Вариантов ответа может быть только два:
1) Советские, китайские, северокорейские летчики и зенитчики чрезвычайно завышали свои успехи, и реально "Сейбров" сбито гораздо меньше,
2) США скрывали и продолжают скрывать потери личного состава своих ВВС.
Первый вариант фактически доказан. Все авторы, серьезно занимавшиеся темой воздушной войны в Корее, неизбежно приходили к завышенности заявленных побед, такое проскакивает даже у И. Сейдова, которого невозможно упрекнуть в стремлении занизить успехи советских летчиков ("рассматривая пленки фотоконтроля побед летчиков 303-й и 324-й иад, приходишь к мнению, что часть побед спорна..."). История войн показывает, что это норма, а не аномалия; в силу комплекса объективных и субъективных причин вражеские потери завышают почти все и почти всегда, и это касается не только авиации.
Второй вариант никем не исследован и, кажется, даже не затрагивается. Наверное, потому что это серьезное утверждение, требующее серьезных доказательств... а их нет, есть в лучшем случае расхожая история про мертвого пилота-негра в кабине сбитого F-86. По версии Л. Крылова и Ю. Тепсуркаева, убили негра в воздушном бою 20 августа 1952, И. Сейдов относит еще одного негра (или того же самого?) на счет старшего лейтенанта Г. Васильева 10 июня 1953. Насколько удалось установить, среди погибших пилотов "Сейбров" негры отсутствовали. Чернокожих пилотов в ВВС США вообще было мало. К. Уэррелл отмечает, что на F-86 летали как минимум четверо, и называет имена двоих, оба пережили войну. И только один из них одержал одну-единственную воздушную победу. Так что же с фотографией "лежащего на земле F-86 с погибшим чернокожим пилотом в кабине и звездочками на борту", которую видели некоторые ветераны по информации Крылова и Тепсуркаева? Цитата от них же: "Нам не довелось увидеть этой фотографии ни в документах дивизии, ни в каком-либо личном архиве" (Мир авиации, N 2, 1997). Как "снежный человек": все слышали, но никто не может доказать.
Modus operandi Игоря Сейдова при доказательстве сокрытия американцами потерь: если советские летчики заявили победу 29 сентября 1952, то запишем им самолет, который у американцев числится разбившимся в небоевом происшествии 1 октября, читателям пояснять это не будем - излишние подробности и вряд ли это кому интересно... Аргументация? Всем известно, что американцы записывали свои потери в воздушных боях на другие даты по другим причинам! Основание для такого вывода? Элементарно, Ватсон, дедукция... Каждый исследователь имеет право на свои личные теории, но их тогда и обозначать следует как теории, а не подавать как непреложные факты. Потому что подача своих гипотез под видом фактов - это историческая фальсификация. И это особый вид иронии, когда с предполагаемыми "историческими фальсификациями" в виде сокрытия потерь борются путем других исторических фальсификаций в виде подлога.
Без серьезных доказательств теория о сокрытии американцами потерь пилотов остается чистой конспирологией. Ирония заключается в том, что если и доказано сокрытие кем-то своих потерь в Корейской войне, то это были не США, а Советский Союз, Китай и Северная Корея. Советские потери стали известны и доступны для изучения только благодаря "проклятой перестройке" и "лихим девяностым", Китай впервые обнародовал свои потери в 1980-х годах, а северокорейские надежно спрятаны от ока мирового империализма и через 70 лет после войны.
Майор Феликс Асла-младший, командир 336-й эскадрильи истребителей перехватчиков, испанский баск по происхождению, был сбит 1 августа 1952 года капитаном Николаем Ивановым из 726-го истребительного авиаполка. Его останки не репатриированы, имя помещено на стене Гонолульского мемориала пропавшим без вести.
5 июня 1951 (1)
* 1-й лейтенант Томас Клэй Хэнсон (Hanson), 336-я эскадрилья истребителей-перехватчиков 4-й группы истребителей-перехватчиков, F-86A (N 49-1130)
Первый пилот "Сейбра", погибший в Корее. Самолет разбился из-за отказа двигателя на взлете с аэродрома Сувон (K-13). Версия KORWALD: упал в 5 милях от аэродрома после сброса подвесных топливных баков. Газета "Раш-Спрингс Газетт" за 21 июня 1951 года ссылается на письмо офицеров ВВС США семье погибшего, где сказано, что самолет врезался в насыпь в конце взлетно-посадочной полосы.
Похоронен на кладбище Раш-Спрингс (штат Оклахома).
Версия И. Сейдова: ссылается на аргентинского автора Д. Зампини, который утверждал, что самолет Хэнсона был подбит в воздушном бою 2 июня капитаном С. Крамаренко и разбился при посадке в Сувоне. "Американцы же признали эту потерю лишь два дня спустя" (подробности американского "признания", что это была катастрофа на взлете, не упоминаются).
18 июня 1951 (1)
* Капитан Уильям Дельберт Кроун (Crone), 334-я эскадрилья истребителей-перехватчиков 4-й группы истребителей-перехватчиков, F-86A (N 49-1307)
Служил в 334-й эскадрилье, приписан к 336-й. Погиб в воздушном бою при столкновении с подбитым МиГ-15 капитана С. Субботина (по официальной советской версии - в результате тарана Субботиным). Кроун является первым пилотом в истории истребителя F-86, погибшим в ходе воздушного боя.
Статус изменен с пропавшего без вести на погибшего 31 декабря 1953 года. На 2025 год останки не репатриированы.
И. Сейдов называет его "34-летний немец американского происхождения". Неясно, откуда появилась такая формулировка. Кроун погиб в день своего 30-летия (родился 18 июня 1921 года). О его происхождении трудно сказать, родители были уроженцами США, у отца было среднее имя Ота немецкого происхождения.
19 июня 1951 (1)
* Капитан Роберт Холмс Лэйер (Laier), 336-я эскадрилья истребителей-перехватчиков 4-й группы истребителей-перехватчиков, F-86A (N 49-1298)
Сбит в бою с МиГами в районе Сончхона. В некоторых источниках (включая KORWALD) указан погибшим в плену, что сомнительно. Согласно сайту Агентства министерства обороны США по учету военнопленных и без вести пропавших, неизвестно, успел ли он катапультироваться, и в лагерях военнопленных его никто не видел. В документах зафиксировано, что в каком-то неофициальном пропагандистском заявлении по пекинскому радио было сказано нечто, свидетельствующее о его пленении - похоже, это единственный аргумент в пользу того, что он пережил сбитие.
Статус изменен с пропавшего без вести на погибшего 28 февраля 1954 года. На 2025 год останки не репатриированы.
22 июня 1951 (1)
* 1-й лейтенант Говард Престон Миллер-младший (Miller Jr), 336-я эскадрилья истребителей-перехватчиков 4-й группы истребителей-перехватчиков, F-86A (N 49-1276)
22 июня - дата происшествия, а не смерти. Сбит и попал в плен ходе в боя с МиГами, а кем сбит - это вопрос. Некоторые американские источники (включая KORWALD) указывают, что сбит МиГом. И. Сейдов считает, что его сбил старший лейтенант Б. Образцов. Обнаружены как минимум два источника (книга К. Уэррелла и заявление Фрэнка Робисона на сайте koreanwar.org), говорящие о том, что самолет Миллера был сбит "дружественным огнем" другого F-86, это подтверждено пленкой фотокинопулемета, и сбившего его летчика "сослали" из подразделения на временную службу в ВМС.
Умер в плену, официальная дата смерти - 28 ноября 1951 года, хотя К. Уэррелл утверждает, что он погиб в дорожно-транспортном происшествии в конце войны, когда происходил обмен пленными. Останки репатриированы. Похоронен на кладбище Мэйплвуд (Миссула, штат Монтана).
Необычное совпадение: в Армии США служил его двойной тезка 1-й лейтенант Говард Эндрю Миллер, который тоже считается умершим в плену в Корее. Еще более удивительное совпадение: в день, когда Миллера сбили, в штате Нью-Йорк произошло летное происшествие с самолетом F-47 "Тандерболт", который пилотировал летчик Говард Миллер.
2 сентября 1951 (1)
* 1-й лейтенант Лоренс Коу Лэйтон (Layton), 335-я эскадрилья истребителей-перехватчиков 4-й группы истребителей-перехватчиков, F-86A (N 49-1258)
Самолет подбит в бою с МиГами в районе Синанджу. Вышел из боя, пилот покинул машину над морем в 6 милях от берега возле устья реки Чхончхонган, ведущий наблюдал раскрытие его парашюта. Дальнейшая судьба неизвестна, поисково-спасательная операция не увенчалась успехом. Некий источник разведки утверждал, что летчик и самолет (?!) были подобраны большим катером коммунистов, но достоверность этой информации поставлена под сомнение в ходе проверки самой разведкой; в лагерях военнопленных Лэйтона никто не видел.
Статус изменен с пропавшего без вести на погибшего 31 марта 1954 года. Останки не обнаружены и, очевидно, никогда не будут обнаружены.
Версия И. Сейдова неточно указывает судьбу летчика - что он погиб в кабине "Сейбра".