ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Сахончик Станислав Митрофанович
загадка старого аэродрома

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 6.64*9  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Малоизвестный эпизод корейской войны-обстрел советского аэродрома "Сухая речка" американскими самолетами


   Загадка старого аэродрома
  
  
   Ровная строчка пробоин от крупнокалиберных пуль была отчетливо видна на лоснившихся от дождя поржавевших плитах заброшенного аэродрома. Основательно заросшая травой взлетно-посадочная полоса и рулежные дорожки были выложены металлическими перфорированными плитами, такие полевые аэродромы сотнями комплектов поставлялись в СССР во время войны по ленд-лизу. Видно было, что этим аэродромом уже давно не пользуются по основному назначению - развалины деревянных бараков, заколоченное покосившееся здание командно-диспетчерского пункта, осыпавшиеся, заросшие полынью капониры-все свидетельствовало о полном забвении.
   Видимо аэродром был построен в 30-40-х годах для современных тогда истребителей, но с появлением реактивных самолетов, для взлета которых требовалась длинная бетонная полоса, стал не нужен, и только иногда летом, сюда на учения, прилетали вертолеты морской авиации.
   Тогда старый аэродром быстро стряхивал с себя сонную одурь, наполнялся гулом мощных моторов, свистом лопастей, грохотом металлической полосы, молодыми, звонкими голосами пилотов и техников и ненадолго молодел сам...
   Наш одиннадцатый зенитно-ракетный дивизион располагался неподалеку, в старых деревянных казармах зенитчиков, построенных еще в тридцатые годы. Поблизости кроме двух
   маленьких деревушек - Сухой Речки и Перевозной, ничего достойного не было, и солдаты в увольнение просто бродили по окрестностям. Зашел как-то на окраину аэродрома и я.
   В дальнем углу, где стояли полуразвалившиеся самолетные ящики, густо заросшие кустами, я неожиданно наткнулся на какую-то странной формы, облезло-зеленую погнутую алюминиевую дверцу, вроде автомобильной, с остатками толстого плексигласа и аккуратной дыркой рядом с поржавевшей ручкой. Из литературы про войну я знал, что такие дверцы могли быть только на двух типах американских самолетов, поставлявшихся в СССР по ленд-лизу: истребителях фирмы Белл Р-39 "Аэрокобра" и Р-63 "Кингкобра".
   Последние сомнения отпали, когда неподалеку, в куче полусгнивших обломков деревянных крыльев и лохмотьев перкалевой обшивки обнаружилась лопасть воздушного винта с облупленной черной краской, на которой с трудом просматривалась круглая эмблема с надписью " Curtiss Electric Propellers", причем лопасть была с краю явно повреждена пулей - из нее был вырван небольшой округлый кусок.Нашлась и маленькая алюминиевая табличка с какой-то технической надписью на английском языке.
   Странно, но пулевые пробоины на полосах аэродрома и самолетных деталях располагались так, что было ясно- огонь крупнокалиберных пулеметов велся сверху.Но кто мог обстрелять советский аэродром, если боевые действия в этих местах никогда не велись -это оставалось загадкой.
   Малочисленные японские самолеты в 1945 году не осмеливались залетать так далеко , да и война длилась совсем недолго,война в Корее шла тоже достаточно далеко от этих мест. Тогда кто же мог рискнуть напасть с воздуха на хорошо охраняемый аэродром?
   Узнать, что же произошло на аэродроме, удалось случайно, у одного из подвыпивших местных стариков. Он, загадочно озираясь, поведал, что где-то в 50-м году, во время Корейской войны сюда залетели два реактивных американских истребителя и, с ходу "прочесав" из пулеметов стоянку самолетов и аэродромные строения, сбросили четыре бомбы и молниеносно исчезли на бреющем полете над железнодорожной линией. Был выходной день, на аэродроме -только дежурные, да и зенитчики находились не у орудий. Бомбы не взорвались, а одна, отскочив от стены дома, упала в огород к соседке.
   Убитых, к счастью, не было, лишь несколько человек легко ранило, да было повреждено с десяток самолетов. Шум поднялся большой, однако военные особенно об этом случае особо распространяться не стали, да и другим очень убедительно не советовали.
   В самолетах дед не здорово разбирался, но сказал, что на аэродроме были наши старые "винтовые" истребители и "кукурузники".
   Картина сразу стала понятной, разрозненные детали событий встали на свои места. Бои в Корее тогда шли нешуточные, в войне участвовали и наши летчики на реактивных истребителях МиГ-15,в основном бывшие фронтовики, от которых здорово доставалось американским и южнокорейским пилотам.
   В ожесточенных схватках в воздухе Корейского полуострова обе стороны несли ощутимые потери в людях и технике. Однажды в 1953 г. американцы даже сбили наш пассажирский самолет Ил-12,на котором возвращались на Родину отвоевавшие свой срок советские летчики. Погибли 23 человека, а скромный обелиск с тех пор стоит на главной улице Владивостока. Это была последняя воздушная "победа" американцев в той войне, одержанная 4 реактивными истребителями над безоружным самолетом.
   История корейских событий увлекла меня тогда не на шутку, однако наше "недремлющее око" в лице офицера особого отдела, настоятельно не рекомендовало мне слишком далеко заходить в своих исторических изысканиях.
   Был предложен безальтернативный вариант использования свободного времени в виде усиленного изучения материальной части зенитно-ракетного комплекса С-75 и исторических решений партийных съездов, с которым поневоле пришлось согласиться. Особого выбора тогда не было, пришлось мне на время забыть о загадках старого аэродрома.
   Прошло много лет, и вот, перелистывая страницы журналов по истории авиации, я наткнулся на несколько статей по истории Корейской войны, где и нашел ответ на мучившие меня столько лет вопросы.
   8 октября 1950 года, пара американских реактивных истребителей Локхид F-80 "Шутинг Стар", вылетев с аэродрома, направилась на разведку и "свободную охоту" в район китайско-корейской границы.
   Обнаружив железную дорогу, по которой шли эшелоны с грузами, американцы полетели вдоль нее и, не замеченные радиолокаторами, проскочили советскую границу. Обнаружив аэродром, летчики, сбросив бомбы, боевым разворотом зашли со стороны сопок и, в два захода, отстрелялись из бортовых пулеметов по стоянкам и строениям.
   Советские самолеты,- а это были истребители Р-39"Аэрокобра" из 821 истребительного авиаполка (половина из которых находилась на консервации) и корректировщики По-2 отдельной авиаэскадрильи, предназначавшиеся для воздушного прикрытия и корректировки огня 130-мм флотских башенных береговых батарей Хасанского сектора береговой обороны, выстроенные в линейку, находились на открытых стоянках вдоль взлетно-посадочной полосы. Дежурное звено, не получив команду на взлет, не успело подняться в воздух. Но даже если бы и успело, у стареньких "Кобр" с их изношенными моторами не было никаких шансов выжить против новейших и скоростных в то время американских истребителей. Реактивные "Шутинг Стары" имели максимальную скорость 966 км/час, против 560 км/час, которые теоретически могли выдать моторы "Аэрокобр" ( и то на форсаже).
   На каждом истребителе F-80 было по шесть 12,7- мм пулеметов "Кольт-Браунинг" М-3,с боекомплектом по 267 патронов на ствол, две 454- кг бомбы,8 реактивных снарядов, и вся эта лавина огня в считанные секунды обрушилась с неба на аэродром, на котором сразу же вспыхнуло несколько пожаров. К счастью не попало в склады с горючим и боеприпасами.
   После налета, когда убрали поврежденную технику ( 9 самолетов), оставшиеся "Кобры" быстро списали, командира 821 ИАП понизили в должности, а охрану аэродрома запоздало усилили.
   Вскоре закончилась Корейская война, в середине 50-х началось расформирование береговых батарей и аэродром, полоса которого уже не могла обеспечить базирование реактивных истребителей МиГ-17 и Як-25, как боевую единицу забросили окончательно.
   А скоро по этим местам пройдет нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" и на некогда пустынном берегу бухты Перевозная развернется строительство огромного нефтяного терминала для супертанкеров.
   И тогда наверняка кто-нибудь из строителей, выворачивая из земли ржавые аэродромные полосы, снова увидит на них следы крупнокалиберных пуль и задаст себе такие же вопросы ...

Оценка: 6.64*9  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023