Аннотация: Охота советских конструкторов за уцелевшим экземпляром американского истребителя F-86 Sabre
Ловушка для "Сейбра"
На Корейском полуострове шла война. В ее начале войска ООН использовали снятую с консервации авиатехнику времен второй мировой.
Но уже в ноябре 1950 г. в корейском небе появились советские реактивные истребители МиГ-15,пилотируемые советскими летчиками и для американских, английских и южнокорейских пилотов наступили черные дни. Американцы ответили быстро - уже в декабре 1950 г. у них на аэродромах появились реактивные истребители Норт -Америкен Ф-86 "Сейбр". Уже 17 декабря подполковник Брюс Хинтон сбил МиГ -15 майора Якова Ефромеенко, а 20 декабря наши летчики сбили свой первый "Сейбр".
Впервые в воздухе массированно велись бои на реактивных машинах.
Ф-86 был единственным американским самолетом, способным противостоять в бою МиГ-15.Естественно, что с момента его появления он вызвал огромный интерес у советских спецслужб, мечтавших получить целый экземпляр для изучения его сильных и слабых мест и разработать наиболее эффективные способы борьбы с ним. Но сбитые "Сейбры" падали либо в воды Корейского залива, либо разбивались вдребезги в горах. Попытка специальной группы летчиков-испытателей НИИ ВВС принудить "Сейбр" к посадке на свой аэродром закончилась неудачей и потерей нескольких опытных летчиков.
Однако два "Сейбра" все-таки попали в плен. Первым "взял языка" известный ас корейской войны, командир 196 истребительного авиаполка гвардии полковник Е.Г. Пепеляев. 6 октября 1951 г. во время воздушного боя 10 МиГов с 16 "Сейбрами" в районе устья р. Чхончхонган ,он "влепил" 37-мм снаряд точно позади фонаря "Сейбра", который с шлейфом черного дыма потянул к берегу Корейского залива и произвел вынужденную посадку на отливную полосу. Пилота вскоре забрал американский вертолет, а самолет поисковая команда 324 авиадивизии разобрала и при помощи пятисот китайцев самолет вытащили на берег, погрузили на "студебеккеры" и отправили на аэродром Аньдун , а оттуда в Москву, в НИИ ВВС. Надо сказать, что американские самолеты пытались уничтожить "Сейбр",произведя несколько штурмовых ударов по месту приземления.
К июлю 1952 г. в Москву из Кореи прислали второй "Сейбр", сбитый зенитной артиллерией 13 мая и пилотируемый подполковником Уокером Махуриным (потомком русских эмигрантов), попавшим в плен. В результате изучения сбитых самолетов было принято решение построить точную копию Ф-86 с отечественным двигателем, для чего создали даже опытно-конструкторское бюро ОКБ-1. От этой идеи вскоре отказались, (хотя многие технические новинки были применены на наших самолетах) а на базе ОКБ-1 было воссоздано конструкторское бюро П.О.Сухого, так много сделавшее для развития советской и современной российской авиации.
Американские и южнокорейские спецслужбы тоже не дремали. В ходе операции "Охота за МиГом" был завербован старший лейтенант северокорейских ВВС Ким Сок Но, который за обещание награды в 100 тыс. долларов 21 сентября 1953 г. угнал МиГ-15 бис на Юг, что позволило американцам провести всесторонние испытания самолета на базе в Окинаве и затем в США. Несколько МиГ-15 ,тоже от перебежчиков, попало в руки американцев в Европе.
Но "самолет-солдат", как его называли наши летчики, в Корее сделал свое дело, много лет строился по лицензии в Польше и КНР, а его потомки разных модификаций до сих пор состоят на вооружение ВВС некоторых стран.
Ф-86 тоже много лет выпускался в США, Японии, Италии, Канаде и Австралии, и был снят с вооружения только в конце 70-х годов.
. (по материалам журнала "Мир авиации" N 2 за 1997 г.)
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023