Аннотация: Материалы о нарушениях воздушных границ Дальнего Востока СССР с 1945г.по 80-е годы.
Холодная война в небе Дальнего Востока
С распадом СССР закончилась и "холодная война", длившаяся 46 лет, начавшаяся в 1945 году и шедшая на всем протяжении границ нашей страны с переменным успехом. Не был исключением и наш Дальний Восток. Американские летчики, видимо помня о союзнических отношениях, часто летали над кораблями и базами Тихоокеанского флота. С момента капитуляции Японии и до конца 1950 г. было зафиксировано 46 инцидентов с участием 63 американских самолетов разных типов. Иногда зенитчики открывали заградительный огонь и в воздух поднимались истребители. Первый воздушный бой произошел в 1945 г. над территорией Кореи, когда четверка "Аэрокобр" перехватила американский бомбардировщик В-29 и, обстреляв его, посадила на аэродром Хамхын, где в то время базировалась советская авиация. Постепенно, с изменением внешней политики, случайные полеты превратились в систематические разведывательные, и воздушная война разгорелась не на шутку, достигнув своего апогея в 50-е годы. Так в мае 1950 над чукотским аэродромом Уэлькаль разгорелся воздушный бой между американскими "Мустангами" F-51 и советскими Ла-11, в результате которого летчик капитан С. Ефремов подбил одного "Мустанга", но и сам получил повреждения. Через месяц пара американских истребителей F -80 "Шутинг Стар" нанесла штурмовой удар по приморскому аэродрому Сухая Речка, повредив 9 "Аэрокобр" 821 ИАП. В декабре 1950 г. будущий ас корейской войны капитан С. Бахаев в паре со старшим лейтенантом Н. Котовым на истребителях МиГ-15 перехватили четырехмоторный разведчик RB-29 над мысом Сейсюра. В бою нарушитель был сбит и упал в море, экипаж погиб. Аналогичная судьба постигла еще два RB-29 над бухтой Валентин и островом Юрий, причем первыми всегда открывали огонь американцы. Но поршневым ветеранам второй мировой, хотя и напичканным спарками крупнокалиберных пулеметов "браунинг", было сложно тягаться со скоростными реактивными перехватчиками МиГ-15, вооруженными 37-и 23- мм пушками. Исход схваток был предрешен заранее. В июне 1951 г. в районе мыса Островной в Японском море два советских истребителя Ла-11 из 88 ГИАП ТОФ сбили в бою двухмоторный противолодочный самолет Р2V "Нептун" из эскадрильи PV-6 ВМФ США. Экипаж пропал без вести. Старшие лейтенанты И. Лукашев и М.Щукин были награждены орденами Красного Знамени. По странному совпадению, там же в 1954 г. парой МиГ-17 с аэродрома Угловая был сбит еще один "Нептун". Но не всегда воздушные бои были успешны для советских летчиков.18.11.1952 вблизи Владивостока четыре МиГ-15 781 ИАП ТОФ вылетели на перехват группы реактивных истребителей F-9F-2 "Пантера" из эскадрильи VF-718 с авианосца "Принстон",вторгшихся в советское воздушное пространство. В завязавшемся бою американские летчики лейтенанты И. Мидлтон и Е. Уильямс сбили 3 МиГа, пилоты которых погибли. Американские самолеты с повреждениями вернулись на авианосец. Были и трагические ошибки. Летом 1954 г.в районе Находки радиолокаторы засекли нарушителя границы, который неожиданно исчез с экранов. В это время с учебного полета в этом районе возвращалась группа торпедоносцев ТУ-14 из 46 МТАП ТОФ, причем на последнем самолете отказал ответчик "свой - чужой". Самолет посчитали за нарушителя и приняли соответствующие меры. Поднятый по тревоге, перехватчик МиГ-15 капитана И. Бывшева в условиях плохой видимости, первой же очередью сбил торпедоносец. Экипаж погиб. В середине 60-х годов ракетчики 2 дивизиона 441 зенитно-ракетного полка сбили перехватчик Як-25 с отказавшим ответчиком. Самолет упал в районе бухты Горностай близ Владивостока, летчики успели катапультироваться. Применение американцами более современных самолетов RB-50 (модификация B-29 "Стратофортресс") не принесло им особого успеха. Один разведчик был перехвачен парой МиГ-15 в районе п. Жупаново на Камчатке. Вначале самолет пытались принудить к посадке, но бортовые стрелки открыли огонь. Сбитый пушками перехватчиков, самолет упал в море, экипаж пропал без вести. Но полеты разведчиков не прекращались. Следующий RB-50 был сбит в районе мыса Гамова 20.07.1953 г., причем первыми огонь опять открыли американцы, подбив МиГ-15 лейтенанта А. Рыбакова. Из 17 членов экипажа разведчика только один остался жив и был подобран советским пограничным катером. Рыбаков благополучно посадил поврежденный истребитель. В 1954-1956 годах над Японским морем и Беринговым проливом были сбиты еще 3 самолета-разведчика ВМФ США "Нептун", экипажам которых тоже очень не повезло. В ноябре 1954г. два МиГ-15 из смешанного авиакорпуса генерала И.И. Пстыго подбили четырехмоторный B-29 в районе острова Танфильева (Южные Курилы). Самолет, дымя и отстреливаясь, ушел в сторону Хоккайдо и (по данным разведки), упал и разбился возле д. Ноккегун. Американцы пустили в дело новейшие RB-47 (разведывательную модификацию реактивного бомбардировщика B-47 "Стратоджет"). В районе островов Беринга на Камчатке парой МиГ-15 был сбит первый подобный самолет. Экипаж пропал без вести. Советские летчики капитан В. Коротков и лейтенант Н. Сажин из авиакорпуса генерала И.И Пстыго были награждены орденами. Это была последняя потеря американцев в 50-е годы на Дальнем Востоке, но она отнюдь не означала прекращение разведывательных полетов возле советских границ. С появлением более совершенных средств воздушной разведки настала следующая фаза "холодной войны", показавшая слабость советской ПВО. На вооружение США были приняты реактивные высотные самолеты-разведчики Локхид U-2 и Мартин RB- 57А (модификация английского бомбардировщика "Канберра") с потолком в 20 тыс. метров. Имевшиеся на вооружении советской ПВО истребители - перехватчики МиГ-17П, МиГ-19С, Як-25, не имевшие ракетного оружия , просто не могли их достать по высоте. В 1957 г. над Приморьем два МиГ-17П пытались "достать" U-2 но безуспешно. 11 декабря 1956 г. в Приморье границу нарушили сразу три высотных самолета-разведчика США. Максимальное удаление нарушителей составило 320 км, общее время пребывания 1час 15 мин. Ни одна из поднятых групп истребителей-перехватчиков не смогла достичь высоты полета нарушителей. 2 марта 1958г. американский самолет RB-57D в 500км. северо-восточнее Владивостока вошел в воздушное пространство СССР и со скоростью 800 км/час прошел по маршруту Великая Кема - Советская Гавань - Комсомольск - на-Амуре - Свободный -Благовещенск-Биробиджан-Хабаровск и, пробыв над нашей территорией 4 часа, вышел в нейтральные воды в районе бухты Ольга. Общая протяженность маршрута составила 3200км с заходом в глубину территории СССР 960 км. Для перехвата нарушителя по всему маршруту поднимался 51 истребитель МиГ-17П, МиГ-19,Як-25.В районе Хабаровска в нарушителя самолетами МиГ - 19 было выпущено 14 снарядов 37 и 23 мм - безрезультатно. До ноября 1959 г. в СССР фактически не было надежного "щита" над головой и высотные разведчики летали над территорией Союза практически безнаказанно. И только после появления ЗРК С-75 "Десна",(в 1960 сбившего U-2 пилота Г. Пауэрса возле Свердловска) и перехватчиков Су-9, МиГ-21П, Як-28П с потолком свыше 20 тыс. метров, имевших на вооружение ракеты "воздух-воздух", эра высотных и глубоких прорывов закончилась. Тем не менее 30.08 . 1962 г. один U-2 нарушил границу возле Южно-Сахалинска, а 28.10.1962 г. в разгар Карибского кризиса, другой U-2 углубился на советскую территорию на 350 км в районе Чукотки (мыс Шмидта) на высоте 21 тыс. метров. Поднятые по тревоге с аэродромов Анадырь и Урелики 2 Миг-19П и 2 Миг-17 ПФ, из-за недосягаемости по высоте, перехватить цель не смогли. В июле 1968 г произошел совершенно невероятный инцидент с американским пассажирским самолетом DC-8 компании " Сиборд Уорлд", который, имея на борту более сотню военнослужащих армии США, нарушил границу в районе Курил. В воздух были подняты два перехватчика, которые попытались принудить "дуглас" к посадке, но удалось его посадить на военном аэродроме о. Итуруп только после того, как подошла еще пара перехватчиков. После расследования всех обстоятельств происшествия, самолет, экипаж и пассажиры были переданы властям США. В 70-е годы обстановка в дальневосточном небе резко изменилась из-за конфликтов с Китаем. На Дальний Восток было срочно переброшено несколько авиадивизий и зенитно-ракетных бригад, серьезно усилен радиолокационный контроль. Нарушения границ со стороны Китая были многочисленны, хотя и кратковременны. Вдоль границ постоянно летали китайские истребители, а позднее и бомбардировщики Н-6 (Ту-16) с ядерным оружием на борту. Часто нарушали границу и китайские вертолеты, высаживавшие разведгруппы, многие из них не возвращались назад. Производился и массовый запуск аэростатов с листовками. В 1975г. расчету ПЗРК "Стрела-2" удалось сбить китайский истребитель
J-7.Последнее нарушение советско-китайской границы было зафиксировано 30.08.1990 г, когда китайский МиГ-19 , пилотируемый старшим лейтенантом Ван Боюй совершил посадку на аэродроме Кневичи в Приморье. Самолет и пилота уже 30.08.вернули в Китай. В шестидесятых - семидесятых годах нарушать границы СССР изредка могли только самолеты Локхид SR-71 с максимальной скоростью 3500 км/час, но с появлением истребителей МиГ-25 и зенитно-ракетных комплексов С-200 они "переключились" на КНР. Последнее крупное нарушение советских границ произошло в районе Сахалина, когда перехватчиком Су-15 был сбит южнокорейский "Боинг-747". С завершением "холодной войны" у американцев отпала необходимость в ведении стратегической воздушной разведки вдоль дальневосточных границ (достаточно спутниковой группировки)и сейчас уже мало кто помнит о тех событиях, которые описаны в этой статье.
(В статье использованы материалы журналов "Авиация и космонавтика" и "Мир авиации")
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023