ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Сандлер Ефим
История одного Мига

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Миг-23 в Израиле - по материалам израильских источников в моей вольной интерпретации.

Было у меня такое хобби - история военной авиации ..

Где-то в конце 1990 года мне подарили пару журналов за 89, название, что-то вроде Вестника ВВС (ивр. - Битон Хейль ха-Авир). Читал на иврите я пока что с трудом, но в целом журнал не отличался хитроумием и красноречием, да и вообще, в то время был крайне посредственным (с годами он чуть ожил, но всё равно остался средненьким - ИМХО). В самом начале одного из номеров, была статья на пару страниц о том, что в Израиль прилетел сирийский МиГ-23 и несколько фотографий самолёта.

статья из журнала []

Лента новостей Израиля, 11 октября 1989:

Сегодня, в 11:10 утра, на аэродроме Мегиддо (недалеко от Афулы), обслуживающим легкие самолёты, приземлился сирийский военный самолёт МиГ-23. Пилот, майор ВВС Сирии, Абдель Басаам, вылетевший на тренировочный полёт в воздушном пространстве Сирии, пересёк израильскую границу с целью получить политическое убежище. Приземлившись, майор Басаам, вылез из кабины с поднятыми руками и заявил: "Я прошу убежища, я не хочу войны!" Из вооружения, МиГ имел только встроенную двухствольную пушку калибра 23мм.

 []

Итак, пара двадцать третьих взлетела утром на тренировку с авиабазы Блай, под Дамаском, через несколько минут один из МиГов резко изменил заданный курс и пошел к границе с Израилем. Пока напарник разбирался, что к чему, МиГ был уже в зоне пограничных ПВО (примерно 75 километров от границы). На подлёте к границе самолёт снизился до нескольких десятков метров и увеличил скорость до 1150 километров в час. Через несколько минут после перелёта через границу, пролетев около сотни километров внутрь Израиля, летчик заметил небольшой аэродром, резко снизил скорость, напугав всю окрестность звуковым ударом, крутанулся и сел. Работники аэродрома поначалу были в шоке, потом ожили и пообщавшись на пальцах с пилотом, поняли, что бояться им нечего. Через минут двадцать подтянулись военные, а дальше - вся "королевская рать", во главе с министром обороны, Ицхаком Рабиным. Сирийцы, через Красный Крест, тут же заявили, что самолёт-де получил повреждение в полёте и совершил вынужденную посадку, за что большое спасибо израильским друзьям, но пора и честь знать - пилота и самолёт просим вернуть! Израиль конечно же проигнорировал просьбу заклятых друзей. Чуть позже Сирия объявила пилота предателем, продавшим сионистам Родину и самолёт.

 []

Больше всего всех интересовало, каким образом, заурядный сирийский пилот, на заурядном советском самолёте, проделал дырку в "незыблемом" израильском воздушном пространстве. Ицхак Рабин отнекивался или томно молчал. Поначалу списали на работу спецслужб, в Израиле вообще всё непонятное в то время приписывали спецам, включая НЛО. Израильтяне пытались всячески подчеркнуть важность самого факта получения МиГ-23, первыми из западников и им сочувствующих, но радость тонула в проблеме защиты границ - ситуация не выдерживала критики. В итоге, назначили внутреннее расследование, а Рабин заявил в интервью - хорошо, что его не сбили, теперь можем покопаться в его моторе и приборах.

подполковник Офер Сафра []

Подполковник Офер Сафра

"Копаться в моторе и приборах" поручили главному испытателю ВВС, подполковнику Оферу Сафра, на базе Тель Ноф. Посидев неделю с сирийским пилотом, Сафра вполне разобрался с начинкой МиГа и в январе 1990 начал полёты. Ощущения были смешанные - неплохие аэродинамические качества и отличное ускорение, с одной стороны. А с другой - совершенно непродуманная кабина самолёта, такое впечатление что в Союзе ничего не слышали о эргономике! Вместо того чтобы контролировать обстановку, летчик должен постоянно что-то включать-переключать-выключать, последней каплей был абсолютно неадекватный обзор, ни в какое сравнение не идущий с американскими F-16 и F-15, на тот момент составляющими костяк истребительной авиации Израиля. Израильтян намного сильнее интересовали новинки сирийской авиации - МиГ-29 и Су-24, да и западные партнёры не впечатлились, даже не смотря на то, что это была последняя модификация - МиГ-23МЛД с улучшенной маневренностью и электроникой, середины 80х. Отдельный интерес представляла РЛС Сапфир-23МЛа-2 и теплопеленгатор, но американцы не приняли участие в испытаниях - для них уже открылась кладовая советской техники после падения Берлинской стены. Всего, со звездами Давида, МиГ-23 слетал 18 раз, потом его законсервировали, а позже выставили на показ в музее ВВС, на базе Хацерим.

 []

Через 15 лет, официальные источники подтвердят неудачу израильской ПВО, описав, как это выглядело со стороны Израиля (в одном из номеров Вестника ВВС за 2004 год). Когда радары засекли скоростную низколетящую цель, молодой старлей на контрольном пункте, всё сделал как полагается - перепроверил и начал работать по процедурам, только процедуры были заточены под другие параметры атаки - никто не рассчитывал, что самолёт полетит на скорости звука, высоте 20 метров, да и с бомбовой загрузкой! Сбивать с земли такую цель было не чем, он стал наводить Фантомы, тренирующиеся в районе Тель-Авива. Вопросов не задавали, но пока долетели, МиГ был уже на земле. Была разборка - выводы сделаны, процедуры переписаны, средства ПВО улучшены, а виновные получили по шапкам. Так что спецы в этой истории ни при чем.

музей ВВС []

В музее ВВС

****


 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2018