Аннотация: В обзор попали рецензии, вступительные слова, предисловия и признательные письма, которые характеризуют творчество писателя. Написаны они были в силу служебной необходимости, однако способствовали продвижению произведений В.Н. Снежко в издательской деятельности.
"Исторический" поворот, или Вслед за историей транспортной милиции
Знакомство с Виктором Николаевичем Снежко состоялось 15 лет назад. В железнодорожной газете стали публиковаться материалы из Карасука, посвященные и нелегкой службе в транспортной милиции, наряду с детективными рассказами и лирическими зарисовками. В пресс-службе Западно-Сибирского УВДТ отметили: вот, появился новый милицейский корреспондент - следователь Виктор Снежко, который пусть на местном уровне, но живо и интересно повествует о службе и быте сотрудников. На какое-то время публикации прекратились. Началась первая чеченская кампания.
В составе сводного отряда транспортной милиции Виктор Николаевич выехал в зону боевых действий, охранял от бандитов станцию Терек. Его воспоминания о чеченских буднях и боестолкновениях легли в книгу с рабочим названием "Тринадцатая застава". В издательстве труд разделили для опубликования в малом формате, поскольку современный массовый читатель фолианты не читает. Сам автор утверждает, что к написанию военных детективов, или военно-полевого романа с продолжением его подтолкнула смерть друга, боевого товарища, коллеги - майора милиции Пенигина Владимира Ивановича, погибшего при выполнении служебного долга.
Детективная серия из четырех книг получилась востребованной и занимательной. Творчеством Виктора Снежко заинтересовались столичные журнальные и книжные издательства, а региональная газета "Сибирь: Момент истины" в течение ряда лет публиковала четырехтомник на своих страницах. Затем последовали другие книги и сборники - "Сибирский десант", "Перезвон ковыля", "Месяц высокого неба", "У костра", подчёркивающие разносторонний подход автора в отражении нашего сегодняшнего дня, круто замешанного на истории, борьбе, столкновениях, конфликтах. В литературном сборнике "Сибирский десант", посвященном участию сибиряков в Великой Отечественной войне, в ряде рассказов автор отразил подвиг милиционеров-транспортников на передовой и в тылу. Люди, по образному выражению классика, буквально выкованные из стали - а с другими характерами, мягкотелые в УВДТ не служат - били врага на фронте, на оккупированных территориях и ударно трудились в сибирском тылу, добывая хлеб для Победы. Молодому поколению милиционеров ЛОВД на станции Карасук есть на кого равняться - на ветерана транспортной милиции Владимира Мищенко, который 16-летним подростком ушёл в партизанский отряд, принимал участие в "рельсовой" войне в Белоруссии, а затем в суровые послевоенные годы в Литве выкуривал "лесных братьев" из их берлог. Одиннадцатилетним подростком начал свою трудовую биографию ветеран Иван Огнивенко, ударно и круглосуточно трудившийся в колхозе на полевых работах. Об этом подвиге карасучан стало известно благодаря творческому подходу Виктора Снежко, принятом в члены двух творческих организаций - Союза писателей и Союза журналистов России. И военные подвиги, и сегодняшние служебные будни сотрудников транспортной милиции находят отражение в творчестве нашего автора.
В этой связи, каждое книжное издание имеет свою историю создания, или, выражаясь по- научному, генезис. А генезис неминуемо выявляет автобиографические корни, а также востребованность опубликованного у читателей. Если военной серии предшествовало участие автора в чеченской кампании, то в последовавших книгах рассказов, очерков, детективов Снежко также ощущаются пульс страны и автобиографические моменты: командировка в разрушенную землетрясением Армению и работа следователя с местными мародёрами в погонах; встречи с бойцами, стоявшими насмерть - с воинами-"чеченцами", отбившими бандитское нападение боевиков на расположение сводного отряда на станции Гудермес; педагогическая деятельность и понимание "детских" проблем, возникающих из-за отсутствия заботы и тепла в семьях "трудных" детей; увлечение рыбалкой как составная часть цельной личности сотрудника, умеющего хорошо работать и хорошо отдыхать. Художественная литература является надёжным подходом, а порою - тем золотым ключиком, которым можно открыть двери в души людей, чтобы пропустить к сердцу человека особую правду. Ранящую, чувственную правду о противостоянии добра и зла, о параллельных маршрутах отзывчивости и бездушия, о гибели и торжестве жизни. Тем самым решаются многие задачи воспитания личного состава, побуждаемого приобретать опыт, совершенствовать боевые навыки, преодолевать трудности на службе и в личной жизни, избегать профессионального выгорания, оставаться человеком среди людей.
Все реализованные творческие усилия Виктора Николаевича находят горячий отклик у читателей как на малой родине писателя - в Карасукском районе Новосибирской области, так и в областном центре, где книг Снежко на полках книжных магазинов нет, а с допечатками тиражей книжные промышленники запаздывают. Ценят автора в Западно-Сибирском УВДТ, называя его "своим, нашим писателем". Начальник Управления генерал-майор милиции Юрий Николаевич Ларионов подчеркивает, что книги Виктора Николаевича играют важную роль, отражая на художественном уровне борьбу транспортной милиции с противником явным и тайным, героизм сотрудников УВДТ, что служит в наше сложное и проблемное время ориентиром для подрастающего поколения.
Новая книга Виктора Николаевича отражает новый поворот в творчестве, и этот новый подход можно назвать историческим. Именно 90 лет назад, в период Гражданской войны, зарождалась российская транспортная милиция. В Сибири её становление сопровождалось ожесточённой борьбой "красных" и "белых". Именно оттуда, из боёв на транспортных объектах (а в Сибири с её обширными пространствами иной войны трудно представить), ковались славные традиции российской транспортной милиции, сотрудники которой сегодня стоят на страже правопорядка, обеспечивая безопасность пассажиров и бесперебойную работу транспорта Западной Сибири.
Александр Агалаков, руководитель пресс-службы Западно-Сибирского УВДТ
Рецензия на рукопись В.Снежко "Ты должен умереть"
Рецензируемая рукопись относится к формам малой прозы, написана в жанре детективного рассказа и повествует об уголовном деле, над которым короткий промежуток времени работал один из главных героев - следователь транспортной милиции. В жанровом ключе изображены все характеры, которые описаны, как правило, с одной - деловой, производственной или криминальной стороны. Тема, выбранная автором, актуальна для сего дня. Так как первоначальное накопление капитала связано с желанием будущих коммерсантов быстро разбогатеть и успешно "стартовать" в бизнесе. Вот это-то обретение стартовой базы часто связано с крупными хищениями, мошенничествами, убийствами. Этому как раз посвящен рассказ - расследованию хищения крупной партии телевизоров и видеомагнитофонов из контейнера на железной дороге. Т.е. преступление совершено там, где перевозятся крупные ценности и где работа специализированной милицейской службы необходима и важна.
Из повествования, которое автор ведет легко и непринужденно, даже непосвященному читателю скоро становится ясной суть работы следователя линейной милиции. Это - важность установления места совершения кражи. Затем В.Снежко со знанием дела показывает сложность следственной работы, дает представление о буквально стрессовой ситуации в поиске истины при расследовании транспортных преступлений. По мнению автора, это обусловлено не только сжатыми сроками расследования, давлением начальства, неоднородностью характеров подследственных, свидетелей и коллег, но также необходимостью принятия безошибочных самостоятельных решений - на что требуются профессиональная ответственность и известное мужество. Таков главный герой рассказа следователь Агарков, работу которого автор описывает с заметной симпатией. По этой причине и со знанием дела в образе следователя тщательно выписаны черты профессионала, который подчеркнуто официален, когда заинтересованные в результате расследования личности пытаются навязать ему свои правила игры. Вместе с тем, следователь представлен как живой человек, он не застегнут на все пуговицы мундира. Речь Агаркова образна, он выигрывает в пикировании колкостями, впрочем, безобидными. Замечает человеческие индивидуальности. Особенно мя-гок и по мужски внимателен к коллегам-женщинам, замечает тот уют, какой они создают вокруг себя несмотря на огрубляющую чувства обязанность каждый день иметь дело с ложью, безжалостным отношением к ближнему, человеческими отбросами.
Представителей криминального мира автор не жалует - в этом его большое отличие от обилия авторов-детективщиков, смакующих человеческие пороки и восхищающихся проделками своих антигероев. В.Снежко верно уловил и перенес на страницы суть взаимоотношений преступников - это ситуация пауков в банке, или сильный пожирает слабого. В этом плане В.Снежко недалек от истины - первым погибает опустившийся и спившийся Баранов, пытавшийся шантажировать дружков. Затем - его подельник. Причем в выборе средств для умерщвления организатор хищения аудиовидеотехники Тимонин не церемонится - подбрасывает бесчувственное тело одного под поезд, травит ядом второго. Дух чистогана и страсть к стяжательству ведут и пускают героя во все тяжкие. И приводят на скамью подсудимых - таков закон "жанра", с чем нельзя не согласиться.
Вместе с тем, в рассказе просматриваются следующие недоработки, связанные с проблемой роста. Детективный рассказ ценен для читателя тем, что между его первой строчкой и последней находится расследование, произведенное художественными средствами. Другими словами, детективная тайна постепенно проясняется к окончанию повествования вплоть до неожиданного аккорда, необычного поворота и т.п. финала. Однако в заключительной части "Ты должен умереть" Агарков в самой сжатой форме описывает механизм преступления, которое он расследовал. Значит, художественными средствами пояснить этот механизм не удалось. Автор спроецировал в рассказ модель типового обвинительного заключения, где повторы в описании преступления неизбежны. Кроме того, "подкованному" читателю небезынтересно было бы узнать подробности, которые всегда украшают повествование. Например, аудиовидеопродукцию каких фирм похитили злоумышленники, каким ядом отравлен подельник, где находился гараж... Фамилии некоторых героев заданы, часто определены доминирующей чертой характера. Это "говорящие" фамилии. Сравните типы героев: опустившийся, тупой - Баранов; высокомерный, безучастный - Холодкин; чиновный, прокурорский - Панков. Однако в целом рассказ раскрывает тему специфики и рас-следования транспортного хищения. Авторский замысел удался.
Старший инспектор по особым поручениям
отделения информации и общественных связей
Западно-Сибирского УВД на транспорте,
майор милиции А.В.Агалаков
21.01.2003 г.
На презентации - и стихи, и приемы единоборства
В городе Карасуке Новосибирской области доброй традицией стали презентации книг сотрудника транспортной милиции Виктора Снежко. Местная школа No 3 в пятый раз приняла гостей из Новосибирска, районного и городского главу, директора Муниципального учреждения "Образование Карасукского района", ветеранов. Ученики празднично украсили спортзал (в актовом всем уже не уместиться). В качестве приглашенных - целых два отряда из военно-патриотических клубов. На фронтальной стене - тема собрания. Презентация новой книги Виктора Николаевича "Месяц высокого неба".
Надо сказать, эта книга явилась своего рода заданием Президента России В.В.Путина, озабоченного состоянием детской безнадзорности и беспризорности. Летом прошлого года Студией писателей МВД России выпущена книга "И за детей мы бой ведем", явившейся своего рода итогом работы милиции в этом направлении. Познакомившись с этим изданием, в Новосибирске составитель сборника, основанного на новосибирской тематике, выпустил в январе 2007 года книгу "Потерянное детство!?". В каждой из этих книг материалы о работе сотрудников Западно-Сибирского УВДТ нашли свое место. И вот в кратчайшие сроки член Союза писателей России Виктор Снежко включился в тему - книга "Месяц высокого неба" находилась в работе не более двух месяцев. В феврале сдана в печать, а в конце апреля уже презентуется адресным читателям.
Но для начала читатели продемонстрировали свои способности в боевых и поэтических искусствах. Все присутствовавшие отметили, что военизированным мальчикам и форма к лицу, а стихи дети читали с упоением.
Карасукский район, самый южный район
Нашей области Новосибирской.
Карасукский район, ковылей перезвон,
Ширь полей и степей кулундинских.
Тем временем подростки из военно-патриотического клуба "Барракуда" продемонстрировали силовые приемы, движения в группе, броски. В общем, дети в Карасуке развиваются в гармонии души и тела: им по силам и песни, и элементы подвижного самовыражения. Как и положено детям. А вот выступающие взрослые отметили, что здесь, в глубинке, где детская наркомания и прочие пороки ничтожны, по сравнению с масштабами сибирских мегаполисов, как раз и необходимо такими книгами, как "Месяц высокого неба", заставить детей задуматься над дорогами, которые мы выбираем. Поэтому в своем выступлении глава Карасукского района Александр Гофман сказал о постижении простой и мудрой истине жизни в наших сибирских краях. Кто постиг - тот всем сердцем и радость человеческую понял, и стал человеком, за которым труд и талант неотступно следуют. Председатель Новосибирского отделения союза журналистов России Андрей Челноков подтвердил, что несколько лет назад специально приехал в Карасук, узнав о выходе книги местного писателя. Ведь там, где рождается талант, существует здоровое начало для воспитания подрастающего поколения. И то, что здесь юноша поет патриотическую песню - в городе такого явления практически не встретить. Заместитель начальника Западно-Сибирского УВДТ Андрей Гулин заметил, что сегодня понятие "Родина" для многих ограничивается записью в паспорте, а патриотизм считается пережитком прошлого. Неправильная журналистика вбивает в головы пораженческие настроения и нелюбовь к национальным ценностям. А ветеран войны и труда Юрий Петухов прямо указал на идущий сегодня по центральному каналу телевидения сериал про Соньку - Золотую Ручку, где описаны все воровские способы и приемы, как методическое пособие для начинающих преступников.
В ответном слове Виктор Снежко выразил уверенность, что адресная направленность книги совей цели достигла. Поскольку только выбор при решении нравственных вопросов определяет развитие души. К сожалению, тираж невелик. Именно поэтому книги нет в магазинах, о чем его спросила одна из школьниц. Но при поддержке спонсоров ожидается второй выпуск детского издания в гораздо большем объеме.
Александр Агалаков г.Новосибирск
Родом из детства
Предисловие ко второму изданию
Никто не поспорит с утверждением, вынесенным в заголовок, что все наши успехи и неудачи, взлеты и падения, проблемы и успешное их решение выросли из песочницы. Из тех пластмассовых форм, которыми определялось строительство замков, размываемых первым летним дождем. Не все оказываются строителями... Милицейская практика показывает, что, побросав совочки, детки начинают крутить в пальчиках сигаретки, дышать в пакеты с клеем, опрокидывать рюмки. И часто под младыми ногтями течет чужая кровь... Еще во времена, принятые называть застойными, эти дети назывались "трудными". Сегодня - не "детские" трудности стоят перед милицией, педагогами, общественностью, а целые баррикады возвели скинхеды, наркоманы, юные сатанисты в секторе проблемного детства. Кто ж с ним выйдет на переговоры? Не с белым флагом - а со словами убеждения?
Одной из прямых обязанностей переговорщиков есть умение говорить художественно правильные вещи. Это прямой писательский долг. Помнится, год назад Александр Ильич Ключенков, один из руководителей Студии писателей МВД России, предлагал включиться в издание книги по освещению детских национальных проблем. Книга "И за детей мы в бой идем", куда вошел сибирский материал, издана и вручена Президенту России В.В.Путину. В январе текущего года на средства гранта администрации НСО вышла в свет своего рода малая энциклопедия о безнадзорниках с характерным названием "Потерянное детство?!". Общероссийская тема не оставила равнодушным и карасукского писателя Виктора Снежко, который издал сборник рассказов, один из которых дал название книге. В самом деле, для какого возраста и небо в августе выше, и звезды крупнее, а деревья - большие?
Скажем прямо, на разговор с "трудными" и их сверстниками Виктор Николаевич вышел не с простыми вопросами. Диспозиция такая. Проблемные мальчики и девочки, вкушающие все мыслимые пороки, считают себя взрослыми, состоявшимися людьми при ограниченной ответственности перед законом за содеянное. Но взрослый не тот, кто является домой заполночь и дерзит родителям. Взрослый человек прежде всего решает трудные нравственные вопросы. Вот и попробуй, реши такие. Может ли из непутевого Рудольфа, обремененного проступками, вырасти полноценный человек? Каким образом можно спасти от скамьи подсудимых (т.е. от судимости, которая "закроет" путь на хорошие должности) раскаявшегося поездного воришку - в чём тут роль "детского" инспектора транспортной милиции? Надо ли бороться за жизнь подростка-"отморозка", убившего людей? И надо ли вмешиваться детям в вооруженные конфликты взрослых? По меньшей мере, каждый из заданных вопросов способен стать хорошим "яблоком раздора" на классном диспуте или при написании проблемного сочинения по прочтении книги. Именно в споре рождается истина - как жить дальше и, главное, с чем жить - с каким настроем в душе.
Отрадно, что в славном городе Карасуке живут люди, озабоченные звучанием детской литературной темы. Если в столицах России и Сибири эти проекты, не без суеты, оплачиваются крупными корпорациями и администрациями, то в глубинке, на местах, куда большие деньги не доходят, любое доброе дело, как в стародавние времена, осуществляется по подписке. В этом плане выпуск второго издания книги Виктора Снежко стал возможен благодаря спонсорской помощи, оказанной генеральным директором ЗАО "Карасукский мясокомбинат" Леонидом Васильевичем Ровенским. А первое издание в конце апреля прошло презентацию в карасукской школе No 3. Выступающие отметили, что здесь, в глубинке, где детская наркомания и прочие пороки ничтожны, по сравнению с масштабами сибирских мегаполисов, как раз и необходимо такими книгами, как "Месяц высокого неба", заставить детей задуматься над дорогами, которые мы выбираем. Поэтому в своем выступлении глава Карасукского района Александр Гофман сказал о постижении простой и мудрой истины жизни в наших сибирских краях. Кто постиг - тот всем сердцем и радость человеческую понял, и стал человеком, за которым труд и талант неотступно следуют. Председатель Новосибирского отделения союза журналистов России Андрей Челноков подтвердил, что несколько лет назад специально приехал в Карасук, узнав о выходе книги местного писателя. Ведь там, где рождается талант, существует здоровое начало для воспитания подрастающего поколения. И то отрадно, что здесь юноша поет патриотическую песню, а в городе такого явления практически не встретить. Заместитель начальника Западно-Сибирского УВДТ Андрей Гулин заметил, что сегодня понятие "Родина" для многих ограничивается записью в паспорте, а патриотизм считается пережитком прошлого. Неправильная журналистика вбивает в головы пораженческие настроения и нелюбовь к национальным ценностям. Ветеран войны и труда Юрий Петухов прямо указал на идущий сегодня по центральному каналу телевидения сериал про Соньку - Золотую Ручку, где описаны все воровские способы и приемы, как методическое пособие для начинающих преступников.
Классик ленинизма справедливо замечал, что книга - это хороший коллективный организатор. Московское воплощение проблемы потерянного детства "аукнулось", в хорошем смысле, в Карасуке. Брошенный камень родил камнепад. И эта включенность карасучан в общероссийское звучание проблемы говорит - здесь, на российской окраине, живут неравнодушные люди, мятущиеся о своих и чужих чадах. Хотя какие они чужие? Живут рядом - значит, тоже свои. Скупиться не приходится - одни детки да общие бедки.
Александр Агалаков,
член Союза журналистов России
г.Новосибирск
Уважаемый Виктор Николаевич!
С признательностью и надеждой на выпуск новых литературных произведений встречаем Вашу книгу "У костра", недавно изданную Новосибирской писательской организацией. Новое направление в Вашем творчестве, отличное от описания сложностей и проблем милицейской службы, характеризует Вас как тонкого знатока природы, понимающего, что кроме борьбы с преступностью существует мир прекрасных человеческих отношений. Именно в гармонии с природой, далекой от канвы детективной литературы, наиболее полно раскрывается человеческий характер в рыбацких историях, в ситуациях активного отдыха, в воспоминаниях.
Удачи Вам, Виктор Николаевич, в вываживании крупных экземпляров и на водоёмах щедрого Карасукского района и на литературном поприще в областном центре.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2025