Аннотация: Последнее географическое открытие русских моряков в ХХ веке
"Призрачно всё в этом мире..."
Глава 5. Часть Вторая.
"Дрейф льдов и толчея течений не даёт покоя..."
"Могила глубока, как бездна Тускароры,
Как милой женщины любимые глаза".
Необходимость изучения и исследования полярных морей, омывающих огромную территорию северной части России, особенно остро проявилось после сокрушительного поражение в Русско-Японской войне 1904-1905 годов. Царскому правительству всё было недосуг детально заняться освоением северных территорий.
Если вспомнить, однако, то ещё в 1901 году Дмитрий Иванович Менделеев с большим беспокойством и великой надеждой писал правительству: "Россия с её огромным северным побережьем более, чем любое другое государство, заинтересована в победе над полярными льдами, как по экономическим, так и по военно-стратегическим соображениям. Победа эта составляет один из экономических вопросов будущности северо-востока Европейской России и почти всей Сибири...".
Во время русско-японской войны весьма остро стоял вопрос о срочном направлении кораблей с Балтики для пополнения Тихоокеанского флота. Окажись к тому времени обстоятельно исследованный и освоенный для плавания Северный Морской путь (СМП), то, глядишь, и не попала бы наша славная Тихоокеанская эскадра вице-адмирала З.П.Рожественского в агрессивные лапы самурайского адмирала Того; не было бы Цусимы; не было бы геройской гибели "Варяга" и других затонувших кораблей; не подорвался бы на японской мине броненосец "Петропавловск"; не погибли бы адмирал С.О.Макаров и морской кадет, ставший известным художником В.В.Верещагин, не было бы других бессмысленных жертв и обидных поражений. Возможно, и войны с японцами не случилось. Да и обстановка в мире была бы совсем другая.
Опять же сошлюсь на слова Д.И.Менделеева: "Если бы хотя десятая доля того, что потеряли при Цусиме, была затрачена на достижение полюса, эскадра наша, вероятно, прошла бы во Владивосток, минуя и Немецкое (Северное) море, и Цусиму".
Ну, что тут "жевать сопли" - если бы да кабы и т.д. - слаба на тот момент оказалась царская Россия. Поражение в войне заставило и военно-морские, и общественные круги России признать стратегическое значение Северного Морского пути (СМП), как более короткий маршрут, чем южный вокруг Африки или даже через Суэцкий канал, и к тому же полностью проходящий по отечественным водам.
Заманчивое время одиночек-героев, покоряющих горные вершины, земные полюса, песчаные пустыни, непроходимые и дремучие таёжные лесные пространства, бескрайние моря и океаны постепенно проходило. Хотя экстремалы случаются и в наше просвещённое время. Это, однако, совершенно другая тема.
Сейчас пытаюсь сконцентрировать Ваше внимание, уважаемый читатель, на первом государственном проекте России по изучению и освоению СМП. Одним из главных инициаторов этой программы являлся генерал-лейтенант Корпуса гидрографов, начальник Главного Гидрографического управления (ГГУ) Морского министерства Андрей Ипполитович Вилькицкий, отец первооткрывателя архипелага Бориса Андреевича Вилькицкого, но, к сожалению, не дожившего до великого триумфа своего сына.
Вилькицкий Андрей Ипполитович (1858-1913)
После смерти А.И. Вилькицкиого 26 февраля (11 марта) 1913 года новым начальником ГГУ был назначен генерал-лейтенант Корпуса гидрографов Михаил Ефимович Жданко, упоминание о котором имеется в предыдущей главе.
Обширный проект исследования СМП предусматривал, в течение трёх лет проведение подробных обследований побережья, изучение ледовой обстановки тремя отрядами ледокольных судов, состоящих из двух ледоколов в каждом.
Планировалось строительство современных, хорошо оснащённых шестнадцати гидрометеорологических станций по всему маршруту и, в конечном итоге, создание необходимой инфраструктуры для комплексного освоения северных территорий.
Задумано было грандиозно, но получилось, как всегда. Разработанная программа была кастрирована, простите, урезана до безобразия. Хотя, если, честно сказать, кое-что было реализовано. Вместо шести ледокольных пароходов было построено только два. Это тоже не плохо. Начало, как говорится, было положено.
На Невском судостроительном заводе специально для экспедиции в 1907 году заложили, а весной 1909 года со стапелей сошли два однотипных ледокольных парохода "Таймыръ" и "Вайгачъ". Это были не какие-то там маломощные шхуны, а современные суда ледового класса водоизмещением 1359 т. и мощностью паровой машины тройного расширения 1200 л.с., длина - 60 м, ширина - 11,9 м, высота - 6,7 м, скорость - 9 уз., дальность плавания без пополнения запасов топлива 7700 миль. Экипаж - 50 человек. Суда подчинялись Морскому министерству. Имели артиллерийское вооружение: две 47 мм, две 37 мм пушками (системы Hotchkiss gun), и два пулемёта системы Максим. Связь между судами и с берегом обеспечивали маломощные, по нынешним понятиям, но на тот момент современные радиостанции с дальностью действия не более 150 миль.
Ледокольные пароходы были приспособлены к зимовке в арктических условиях и с этой целью для сообщения с берегом, а также на случай аварии на каждом корабле имелся моторный катер, гребной катер, два вельбота, две шлюпки-двойки, две двухместные и две одноместные байдарки и две ледянки-шлюпки на санях. Предусматривалась установка полозьев на всех шлюпках на случай гибели корабля, когда бы пришлось тащить их по льду до берега.
Обводы стального корпуса были ледокольными - при сжатии льдов суда выжимало кверху. Форштевень из литой стали, срезанный, так что корабль мог взбираться на льдину и своею тяжестью давить под собой лёд или разламывать его, пробивая себе путь во льдах. Ахтерштевень из такой же стали, приспособленный для ломки льда на заднем ходу. На стальной верхней палубе, покрытой тиковыми досками, имелись две лебёдки: носовая - с подъёмной силой в полторы тонны и кормовая - в две тонны, служащие для подъёма как шлюпок, так и различных научных гидрологических приборов с больших глубин, причём кормовая приспособлена также для обслуживания воздушного шара. Относительным недостатком было то, что во время сильного шторма суда с такими обводами нещадно швыряло как скорлупку. Суда практически были непотопляемы, поскольку имели тридцать пять водонепроницаемых отсеков, не считая двойного дна. Все каюты и помещения для жилья изолированы со всех сторон теплонепроницаемыми материалами, а в расстоянии метра от металлического борта поставлена деревянная обшивка из сосновых досок. Отопление паровое, причём в каютах имелись отдельные грелки. Кроме того, было предусмотрено ещё и камельковое отопление для топки дровами или углем. Освещение электрическое от двух динамо-машин, работающих одна паром, а другая от нефтяного двигателя. В случае зимовки для экономии топлива и пиронафта был запас свечей и ламп с особыми горелками, приспособленными для пиронафта и других тяжелых минеральных масел. В носовой и кормовой части судна были сделаны два больших трюма для размещения двухгодового запаса провизии на 50 человек.
Для проведения разного рода научных и исследовательских работ каждый корабль имел самое современное на тот момент оборудование: приборы для морской и береговой съёмки, для магнитных, астрономических и метеорологических наблюдений, причём для последних имелись также и воздушные шары для производства наблюдений в высоких слоях атмосферы, химико-бактериологическая лаборатория для производства исследований воды, льда, снега, почвы и воздуха, приборы для измерения глубин, добывания образцов грунта, измерения температуры моря на различных глубинах, определения течений как поверхностных, так и глубинных, для добывания образцов воды с разных глубин, а также разных размеров тралы, драги, планктонные сети для добывания морских животных со дна моря, поверхности и промежуточных слоев. Кроме того, имелись приспособления для собирания геологических, ботанических и зоологических коллекций на берегу. Для охоты на птиц и зверей имелись двуствольные ружья центрального боя, несколько ружей системы "браунинг", маузеры, винчестеры, трёхлинейные винтовки, обычное вооружение флотских команд, и револьверы системы "наган".
Только что построенные специальные суда ледокольного назначения, которым отводилась основная нагрузка по изучению, исследованию и выработке практических рекомендаций для плавания во льдах, показали хорошие мореходные и эксплуатационные качества.
Одновременно с этим в Морском министерстве судили-рядили, т.е. ругались, ссорились, доказывали, как лучше приступить к выполнению обследования СМП. Работы предстояло нельзя сказать что много, а непочатый край. Ведь всё надо было выполнить на строго научной основе грамотно и обстоятельно. Ставилась грандиозная задача - выполнить весь комплекс исследовательских гидрографических и гидрометеорологических работ в условиях ледовой обстановки, практически изучить и нанести на карты всё арктическое побережье Российской империи.
По правде сказать, не на пустом месте тесто месили, и ранее кое-что делалось. Тут можно вспомнить как военных моряков-исследователей Арктики, к примеру, Фёдора Литке, Фердинанда (Фёдора) Врангеля, так и многих путешественников-первопроходцев, как-то супружескую пару Проничевых, братьев Лаптевых и много других достойных русских людей. Сам А.И. Вилькицкий в конце ХIX века участвовал в гидрографических экспедициях на Севере, в частности у Новой Земли, в устьях рек Оби и Енисея. Да и многие другие интересные плавания русских гидрографов в полярных морях имели место.
Теперь же предусматривалось обследовать и обстоятельно изучить весь СМП. Порешили на том, что надо начать с Дальнего Востока, от Берингова пролива и с Чукотки к устьям Колымы и Лены, так сказать, поэтапно, по всем шести полярным морям (Чукотское, Восточно-Сибирское, Лаптевых, Карское, Баренцево и Белое) до Архангельска.
И никому в голову не приходило, что севернее полуострова Таймыр существует огромный островной архипелаг!
В 1910 году была создана совершенно новая структура - Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО), просуществовавшая до 1915 года, штаб которой располагался во Владивостоке. Весь личный состав экспедиции состоял из офицеров, а также средних и низших чинов Императорского военно-морского флота России. Начальником экспедиции был назначен полковник (в 1912г. - генерал-майор, в 1914г. - генерал-лейтенант) корпуса флотских штурманов Иван Семёнович Сергеев (1863-1919), имевший большой опыт в гидрографических работах. Основу экспедиции составили два ледокольных парохода "Таймыръ" и "Вайгачъ". Экипаж каждого судна по штатному расписанию состоял из 50-ти человек, в числе которых было пять офицеров. За шесть лет существования экспедиции в её составе прошли службу 33 офицера, например, среди них с 1908 по 1910год ледокольным пароходом "Вайгачъ" командовал капитан 2 ранга Александр Васильевич Колчак, расстрелянный в 1920 году, а с 1909 по 1912 год проходил службу лейтенант Георгий Львович Брусилов, исчезнувший в 1914 году во льдах суровой Арктики на шхуне "Святая Анна" (См.здесь. "Призрачно всё в этом мире..." Глава 4. "Жизнь и смерть." http://artofwar.ru/w/werjuzhskij_n_a/partfour.shtml ).
28 октября 1909 года, раскочегарив свои котлы до нужных температурных величин, два новейших ледокольных парохода "Таймыръ" и "Вайгачъ", которым в скором времени предстояло прославить Россию новыми географическими открытиями, отправились в дальнее плавание южным окружным путём через Суэцкий канал из Санкт-Петербурга во Владивосток.
Первыми командирами судов, назначение которых произведено 9 мая 1908 года приказом самого Императора Николая II, были капитан 2 ранга Матисен Федор Андреевич и капитан 2 ранга Колчак Александр Васильевич. Чувствуете, какое значение придавалось деятельности этой экспедиции! С благими напутствиями высшего руководства Морского министерства и Главного Гидроупра (ГГУ) судам предстояло пройти три океана Атлантический, Индийский и Тихий. Казалось бы, что всё начиналось прекрасно. Но на пути следования возникли непредвиденные трудности.
Эти два командира прекрасно знали друг друга с времени обучения в Морском Кадетском корпусе и в дальнейшем их морская служба плотно пересекалась. Оба были участниками экспедиции барона Эдуарда Васильевича Толля в 1900-1902 г.г. на шхуне "Заря", старшим помощником, а затем капитаном, которой был Ф.А.Матисен, а А.В.Колчак отвечал за выполнения гидрографических, метеорологических и других научных исследований. Эти "два морских дьявола" никогда не были добрыми друзьями, никогда не имели одинакового мнения, каждый с откровенной непримиримостью отстаивал свою точку зрения. Конфликт на шхуне "Заря", как известно, возник из-за разногласий по вопросу взаимоотношений офицерской кают-компании с низшими чинами экспедиции - матросами. Н.Н.Коломейцев, исполнявший обязанности капитана шхуны, стоял на позиции соблюдения строжайшей воинской субординации и дисциплины. А.В.Колчак был явно на стороне Н.Н.Коломейцева. Ф.А.Матисену больше импонировало желание Э.В.Толля установить в экипаже более демократические, равноправные отношения. Ведь перед суровой арктической стихией все равны, независимо от своего социального положения. Это мнение поддержали другие офицеры и учёные. Н.Н.Коломейцев с разрешения барона Э.В.Толля покинул экспедицию. Командование шхуной принял Ф.А.Матисен.
Судьба экспедиции, поставившей своей целью, открытие Земли Санникова, имела трагический исход, связанный с гибелью начальника экспедиции Э.В.Толля, что не могло не сказаться на ещё большем обострении неприязненных взаимоотношений между этими закадычными врагами.
Так случилось, что командовать экспедиционными судами им пришлось не долгий срок. Ф.А.Матисену крупно не повезло. На "Таймыре" из-за неправильной эксплуатации обнаружилась неисправность парового котла. Человеческий фактор. Ясное дело - виноват командир корабля, который из-за низкой требовательности и отсутствие контроля, поставил под угрозу срыва сроков деятельности экспедиции. В Гавре судно простояло два месяца в связи с ремонтом котельной установки. В Порт-Саиде Ф.А.Матисен получил распоряжение Морского Генерального штаба командование ледокольным пароходом "Таймыръ" передать капитану 2 ранга А.А.Макалинскому.
Не прошло и семи месяцев мало успешного морского перехода с Балтики на Тихий океан, как экспедиционный отряд в составе двух судов 3 июня 1910 года торжественно вошёл в бухту Золотой Рог Владивостока. После текущего ремонта котлов, проводившегося в течение полутора месяцев, суда были готовы для выполнения поставленных задач.
Начальник экспедиции полковник корпуса флотских штурманов Иван Семёнович Сергеев вступил в свои обязанности 9 августа 1910г. Неся свой брейд-вымпел попеременно на ледоколах "Таймыръ" или "Вайгачъ", принимал непосредственное участие в исследовательских работах и в поисках безопасных морских путей для плавания судов в Восточной Арктике.
В первый же исследовательский рейс 1910 года вместо отозванного в Петербург капитана 2 ранга А.А.Макалинского на командирский мостик транспорта "Таймыръ" взошёл молодой старший лейтенант Борис Владимирович Давыдов. Начальник ГЭСЛО полковник Корпуса флотских штурманов И. С. Сергеев свой брейд-вымпел держал на "Таймыре".
Командир ледокольного транспорта "Вайгачъ" капитан 2 ранга А.В.Колчак повёл корабль в первый рейс, который оказался для него последним в этой экспедиции.
На первую навигацию 1910 года Главным Гидрографическим управлением (ГГУ) для ГЭСЛО ставились ограниченные задачи прохода в Берингов пролив и обследования этого района. Основным пунктом для проведения съёмок и астрономических работ был выбран мыс Дежнёва. 17 августа 1910 года суда, действуя в паре, вышли из бухты Золотой Рог Владивостока, и подошли к Камчатке, после чего пересекли Авачинскую бухту и достигли Петропавловска-Камчатского. Затем, пройдя мимо мыса Дежнёва, экспедиция вошла в Северный Ледовитый океан. Простояв неделю у посёлка Уэлен (66гр.с.ш.169гр.зап.д.) по причине резкого ухудшения погодных условий: температура воздуха понизилась ночью до семи градусов мороза, начался сплошной снегопад, что затруднило проведение исследований. Какие тут исследования-изучения? Пора домой!
Опытный гидрограф-полярник, но нерешительный в своих командирских действиях И.С.Сергеев 21 сентября отдал распоряжение прекратить работы и возвращаться во Владивосток. На обратном пути суда попали в жестокий шторм, и им пришлось укрываться в бухтах.
Приведу выдержку из дневника командира парохода "Таймыр" Б.В.Давыдова, которую он сделал, во время тайфуна, настигшего ледоколы у берегов Камчатки:
"...Когда я около пяти утра вышел наверх, там творилось нечто невозможное. Ветер свыше десяти баллов, небо густо обложено, идет сильный дождь. Море - сплошная пена и брызги, волны высотой 12-15 метров, так что, когда находишься у подошвы волны, горизонта не видно и вокруг только страшно ревущая, беснующаяся стихия. Предположение, что попали во вращающийся шторм тайфунного характера. Одно лишь неизвестно - много ли будет падать барометр, а значит, сильно ли усилится ветер. Должен сознаться, что у меня как командира ощущение не из важных. В море - ад, барометр прямо летит вниз, машина работает на 85 оборотах, и только-только стоим на месте. Не дай бог, испортится либо машина, либо руль - скверно тогда пришлось бы. Качает анафемски...
Около восьми утра ветер достиг наибольшей силы, такого ветра я не видывал. На мостике стоять прямо нет возможности. Правильно говорят: "Кто в море не бывал, тот досыта богу не маливался...".
После восьми утра ветер сразу стал много тише, барометр перестал падать... Зыбь от всех румбов. Дождь прекратился, и в разорвавшемся небе временами проглядывает солнце. По моему расчёту, мы находимся в центре шторма и вскоре получим жестокий норд-вест".
Со 2 по 10 октября суда простояли в Петропавловске-Камчатском. Во Владивосток возвратились только 20 октября 1910 года. Результаты работы экспедиции были крайне незначительны, вернее их вообще не было. Но поскольку первый поход прошёл без аварий, поломок и жертв, итоги его оценивались положительно, и знаменовали собой начало изучения СМП. Так закончилась первая кампания ГЭСЛО.
В ноябре 1910 года А.В.Колчак получил телеграмму от Морского министра и начальника Морского Генерального штаба с приказанием сдать командование судном "Вайгачъ", дела и обязанности по экспедиции и незамедлительно прибыть в Петербург для продолжения службы в Морском Генштабе. Сборы были недолги, и, распрощавшись со своими коллегами по судну и экспедиции, Колчак поездом выехал в Петербург к нелюбимой жене Софье Фёдоровне, только что родившей сына Ростислава и которую он вскоре бросил без средств существования. В промежутках между выполнением служебных функциональных обязанностей начал ухлёстывать за молоденькой смазливой, но замужней дамочкой Анной Васильевной Сафоновой (Тимиревой). Да и она тоже втюрилась в этого сурового моряка, который был старше её лет на двадцать. Как говорится: сердцу не прикажешь. Сейчас по поводу этой странной любви многие дамочки бальзаковского возраста нюни распускают особенно после выхода у нас кинофильма "Адмирал" о Колчаке.
ПРИМЕЧАНИЕ: На мой взгляд, фотография выполнена не во французском Гавре, а во Владивостоке перед убытием Колчака в столицу, о чём свидетельствует дата съёмки 10 месяца 1910 года. Свои сомнения по этому поводу я отправил по электронной почте писателю капитану 1-го ранга в/о Николаю Черкашину, но ответа не дождался.
Роль А.В.Колчака и Ф.А.Матисена в деятельности ГЭСЛО можно считать весьма ограниченной только лишь на первоначальном организационном этапе и не внёсшей существенного значения в проведении исследований СМП. Основная нагрузка легла на плечи молодых, энергичных, амбициозных морских лейтенантов, которые в течение последующих пяти лет плавания в сложной ледовой обстановке полярных морей приобрели необходимый опыт в решении поставленных задач Морским министерством и ГГУ.
Новым командиром ледокольного парохода "Вайгачъ" вместо убывшего к новому месту службы А.В.Колчака был назначен капитан 2 ранга Константин Владимирович Ломан (1880-1917).
Второй с 4 августа по 28 октября в 1911г. и на следующий год третий с 13 июня по 23 октября 1912г. экспедиционные походы ГЭСЛО имели целью изучение и описание береговой черты, проведение гидрографических и геодезических работ, производились промеры, уточнялись карты от мыса Дежнева до устья реки Колымы, а затем до Лены. Кроме того, было произведено описание острова Врангеля, а также выполнен большой объём океанографических исследований, сбор и пополнение коллекции биологических образцов. Произведено описание большинства островов в Чукотском и Восточно-Сибирском море, а также в море Лаптевых. Заходили в порт Тикси. Были намерения, воспользовавшись благоприятной погодой пройти далее на запад до полуострова Таймыр, но осторожный и осмотрительный И.С.Сергеев рисковать не стал, считая, что поставленные задачи на этих этапах выполнены полностью.
В итоге второй и третий походы были завершены успешно. Экспедиционные суда "Таймыръ" и "Вайгачъ", как правило, работали "в паре", осуществляя между собой радиосвязь на дальность до 150 миль, что в условиях сложной навигационной обстановки имело большое значение, обеспечивало их совместные действия и взаимопомощь в непредвиденных ситуациях. Это было первое применение радио в Арктике.
Несмотря на то, что плавания происходили порой в сложных метеорологических и погодных условиях, однако крупных поломок и выхода из строя техники не было, и, что очень важно, никаких чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью людей не случилось. Обстановка среди личного состава экипажей судов оценивалась, условно говоря, как вполне благоприятная. Результатами деятельности ГЭСЛО в Петербурге были весьма довольны. В 1912 году начальник экспедиции полковник И.С.Сергеев был произведён в генерал-майоры.
Анализ представленных материалов о трёхлетней деятельности ГЭСЛО давал чёткое представление, что вся восточная часть СМП была обследована, береговая черта и прилегающие острова изучены и картографированы, получены достаточно объективные сведения о ледовой обстановке в период летних месяцев в трёх морях Ледовитого океана: Чукотском, Восточно-Сибирском и море Лаптевых - от Берингова пролива до полуострова Таймыр. До Архангельска оставалось совсем немного. Ещё одна навигация - и дело будет сделано!
Так должно быть думали нетерпеливые молодые и энергичные члены экспедиции, которые уже приобрели определённый практический опыт трёх полярных экспедиций. Так думали и в Генеральном штабе Морского министерства, где был издан Приказ номер 241 "Деятельность экспедиции должна продолжаться до окончания намеченного исследования". В навигацию 1913 года четвёртого экспедиционного плавания генеральная задача для судов "Таймыръ" и "Вайгачъ" - это сквозной проход вдоль всего побережья Ледовитого океана с востока на запад, пробиться сквозь льды и торжественно ошвартоваться у Соборного причала в Архангельске под ликующую и радостную толпу встречающих. Но практика не раз подтверждала, что "последний бой он самый трудный", и не всегда достигающий конечной встречи.
К очередному четвёртому плаванию, но как оказалось не последнему, готовились особенно тщательно и обстоятельно. Провели текущий ремонт судов. Не было проблем в зимней экипировке, предусматривающий обеспечение для всех матросов полного набора теплой одежды: кухлянок, торбазов, сделанных из оленьих шкур, валенок, полушубков, меховых шапок, трёх смен шерстяного егеровского белья, норвежских вязанок и рукавиц. Командный состав обязан был обзаводиться зимней одеждой на свой счёт. Кроме того, для всего личного состава имелись лыжи двух сортов: одни короткие и широкие, на которых можно передвигаться по глубокому снегу, но нельзя развивать большой скорости, и узкие, длинные, так называемые гоночные. Уменье ходить на лыжах было обязательным для всего состава экспедиции.
Прошла ежегодная ротация офицерского состава кораблей. При этом надо упомянуть, что формирование экипажей судов производилось на добровольной основе.
В марте 1913 года сменилось командование кораблей. Вместо капитана 2-го ранга Бориса Владимировича Давыдова на должность командира "Таймыра" назначение получил капитан 2-го ранга Борис Андреевич Вилькицкий. Участник боевых действий в русско-японской войне, служивший на броненосце "Цесаревич", затем командовавший подводным минным заградителем. В ходе рукопашной схватки с японцами получил сквозное ранение в грудь. Отмечен наградами за храбрость: орден "Святого Станислава" и орден "Святой Анны". После окончания обучения в морской академии (1908г) служил в должности флагманского штурмана штаба командующего морскими силами Балтийского моря.
В состав команды "Таймыръ" были назначены офицеры: лейтенанты флота А.М.Лавров и А.Н.Жохов, мичман В.Н.Гойнинген-Гюне, инженер-механик А.Г.Фирфаров и судовой врач Л.М.Старокадомский, 39 нижних чинов, телеграфист и вольнонаёмный кок (повар).
Командиром ледокола "Вайгачъ" стал капитан 2-го ранга Пётр Алексеевич Новопашенный, сменивший капитана 2-го ранга Константина Владимировича Ломана. П.А.Новопашенный также являлся участником русско-японской войны и был награждён двумя орденами Святой Анны 4-ой "За храбрость" (1905) и 3-ей степеней с мечами и бантом (1907). С 1907-го по 1908 год служил в должности старшего флаг-офицера штаба командующего 2-м отрядом минных судов Балтийского моря. После успешного завершения обучения в морской академии в течение двух лет (10.01.1911-11.03.1913) стажировался по астрономии и геодезии при Николаевской (Пулковской) обсерватории РАН.
В состав экипажа "Вайгачъ" входили офицеры: лейтенанты флота К.К.Неупокоев и Н.И.Евгенов, инженер-механик - лейтенант Э.Э.Петерсон и судовой врач Э.Е.Арнгольд, 39 нижних чинов, телеграфист и вольнонаёмный кок (повар).
Как показала реальная жизнь, молодая командирская кровь принесла в итоге положительные результаты.
Загрузившись во Владивостоке всем необходимым и взяв на борт полуторагодичный запас провизии (на непредвиденный случай зимовки), суда ГЭСЛО двинулись на Север.
Четвёртое плавание экспедиционных судов оказалось самым непредсказуемым. Окрылённые большими надеждами на успешное плавание отряд из двух судов покинул Владивосток 26 июня (9 июля) 1913 г., а через четыре месяца 25октября (12 ноября) 1913 г. вернулся во Владивосток. Вот тебе и раз? Что же произошло?
Итак, главная задача - сквозного прохода по СМП из Владивостока в Архангельск не была выполнена. Что это - жестокое поражение? Так нет же! Экспедиции сопутствовал небывалый успех мирового значения - открытие нового островного архипелага Земля Императора Николая II.
Вот они - русские полярные Колумбы - первооткрыватели новых российских земель! Кто их сейчас знает и помнит? Судьба с многими из них оказалась несправедлива и даже крайне жестока.
Командный состав ледокольных пароходов "Таймыръ" и "Вайгачъ".
Первые мили четвёртого 1913 года экспедиционного похода, к сожалению, ознаменовались неприятным случаем. Начальник ГЭСЛО генерал-майор И.С.Сергеев, державший на этот раз свой брейд-вымпел на "Вайгаче", из-за неожиданно возникшей болезни (глубокий инсульт - кровоизлияние в мозг, левосторонний паралич, частичная потеря речи) вынужден был отказаться от выполнения своих обязанностей.
20 июля (3 августа) 1913 г. по приказанию Морского министра генерал-майор И.С.Сергеев передал руководство экспедицией командиру транспорта "Таймыръ" капитану 2 ранга Вилькицкому Борису Андреевичу. На "Вайгаче" И.С.Сергеев был срочно доставлен в Петропавловск-Камчатский, а оттуда пароходом "Аргунь" - во Владивосток. Экспедиции было подтверждено указание - действовать по ранее намеченному плану.
Приняв неожиданно свалившееся на себя командование ГЭСЛО, Борис Андреевич Вилькицкий поначалу считал, что для этой роли более подходил Пётр Алексеевич Новопашенный, который был на два года его старше и обладал большим морским опытом, хотя также как и он в полярном походе участвовал впервые. Однако приказ есть приказ, который был принят к неукоснительному исполнению без каких-либо оговорок. Предоставив больше самостоятельности и инициативы командиру корабля "Вайгачъ", Б.А.Вилькицкий избавил себя от занудливого контроля над действиями своего опытного коллеги, и, тем самым, сохранил нормальные деловые отношения, но вместе с тем, действовал смело и решительно.
Преодолев Берингово море, суда экспедиции вошли в Чукотское море и, продолжая выполнять гидрографические работы и проводить детальное описание береговой черты, легли каждый на свой курс: "Таймыръ" направился к Новосибирским островам, а "Вайгачъ" приступил к подробному исследованию острова Врангель с северной стороны. Своё местонахождение и план действий суда постоянно согласовывали по радиосвязи, периодически сближались до визуальной видимости и снова расходились, выполняя свои конкретные задачи.
"Вайгачъ" продолжил исследование вдоль береговой черты Восточно-Сибирского моря и моря Лаптевых, натыкаясь на отмели и обходя ледовые ловушки. К концу августа П.А.Новопашенный находился в юго-восточнее полуострова Таймыр в районе острова Преображения, где должна произойти встреча двух кораблей с тем, чтобы обогнув мыс Челюскина продолжить совместное плавание.
Тем временем "Таймыръ", обходя с севера Новосибирские острова, видимо, случайно надеясь на открытие "Земли Санникова", среди группы островов Де-Лонга Беннетта, Жаннетта, Генриетта, обнаружил малюсенький островок в координатах (75 гр.43 мин.с.ш. и 152гр.24 мин.в.д.), площадью всего 1,5 кв.км. и высотой 70 м. Борис Андреевич назвал этот остров в честь своего отца генерала А.И.Вилькицкого, безвременно скончавшегося в феврале 1913 г. К сожалению, впоследствии с карт в названии острова исчезли слово "генерал" и фамильные инициалы. Кто теперь может сказать, какой Вилькицкий имеется в виду: отец или сын? Чехарда в названиях будет продолжаться ещё долгие годы.
Обратите внимание: на старинной карте-схеме Ледовитого океана севернее Новосибирских островов обозначено предполагаемое место загадочной Земли Санникова, а севернее полуострова Таймыр вообще - пустое место. Сведений о существовании в том районе какой-то земли или островного архипелага не было.
Земля Санникова и на этот раз морякам не открылась. Ограничились только обнаружением острова Генерала А.И.Вилькицкого. С этого момента, можно сказать, начались первые маленькие открытия, но главные - были ещё впереди.
Только в конце августа суда встретились у острова Преображения (74гр.39мин.с.ш. и 112гр58мин в.д.) в Хатангском заливе моря Лаптевых с задачей исследовать полуостров Таймыр и подойти к мысу Челюскин. Описные работы восточного берега полуострова Таймыр давались с трудом. Подойти к мысу Челюскин мешали плотные льды. Суда, лавируя среди ледяных разводий, повернули на север и неожиданно в 20-25 милях к северо-восточнее от пролива обнаружили не обозначенный на картах остров, который, как было уже выше отмечено, получил название остров Цесаревича Алексея. Продолжая плавание на север, суда увидели много айсбергов, плавающих льдин, о происхождении которых делались разного рода догадки. И вот совсем неожиданно в утренние часы 21 августа (2 сентября) с обоих судов почти одновременно были обнаружены скалистые берега неизвестной земли. К описанию восточного побережья приступил "Таймыръ". "Вайгачъ" попытался подойти к берегу с южной стороны, но из-за сплошного льда пробиться в юго-западном направлении не удалось. Поднявшись до 80-паралели, суда высадили на береговой мыс десант и водрузили флаг России. Это эпохальное событие произошло 22 августа (3 сентября) 1913 года.
Экспедиционные суда "Таймыръ" и "Вайгач" произвели только частичное описание восточной части береговой черты, названной Земля Императора Николая II, впоследствии оказавшейся архипелагом, состоящем из шести больших и множества малых островов.
Проводить детальное исследование открытой земли из-за сложной ледовой обстановки не представлялось возможным и суда повернули на юг к мысу Челюскин, памятуя о том, что главная-то задача - это сквозной проход вдоль всего побережья Ледовитого океана с востока на запад и основная цель - прийти в Архангельск.
При подходе к ранее открытому острову Цесаревича Алексея обнаружили ещё маленький островок, получивший название, как уже отмечалось, остров Старокадомского. Находясь в районе мыса Челюскин, суда встретили в проливе, названном проливом Цесаревича Алексея, непроходимые ледяные поля.
Первоначальное название пролива, соединяющего Карское море и море Лаптевых, - пролив Цесаревича Алексея
Перед экспедицией возник настоящий гамлетовский вопрос - To be, or not to be: that is the question... - пробиваться через льды на запад в Архангельск или возвращаться на восток во Владивосток с радостной вестью об открытии неизвестных полярных территорий. Если первый вариант являлся главным по плану, но с точки зрения реализации выглядел на тот момент весьма затруднительным для быстрого исполнения. Второй вариант - вообще планом не предусматривался, однако выглядел вполне выполнимым, а самое важное - необходимо было засвидетельствовать величайшую победу русских моряков и известить весь цивилизованный мир о событии мирового значения - географическом открытии новых земель. Сейчас они победители! А победителей не судят!
31 августа (12 сентября) 1913 года суда ГЭСЛО легли курс возвращения во Владивосток. Но решили обойти Новосибирские острова с севера и идти к острову Беннетта, в те места, где погиб барон Эдуард Васильевич Толль в поисках загадочной "Земли Санникова". Уже не первый и не последний раз "Таймыръ" и "Вайгачъ" упорно утюжили этот район, безусловно, надеясь на счастливый случай очередного открытия. А вдруг повезёт? Но, как, ни всматривались во все глаза в туманную ледяную даль, "Земля Санникова" первооткрывателям опять-таки не открылась. Так, может, и нет этой будоражащей воображение многих фантастов-писателей и полярных исследователей таинственной земли? Но почему, же птицы летят на север? Предположений уйма, а доказательств никаких нет.
После описи острова Беннетта 9 (20) сентября суда продолжили свой путь дальше на восток к Берингову проливу.
К сожалению, при проведении исследовательских работ северного берега Чукотского полуострова произошло ЧП. 25 сентября (12 октября) 1913 г. во время эксплуатации судовой лебёдки погиб матрос-кочегар В.С.Беляк, который был похоронен на косе Беляк, названной его именем, ограждающей вход в Колючинскую бухту. Это было первое, но к счастью и последнее трагическое событие в экспедиции, связанное с гибелью людей. Однако в последующие годы были отдельные случаи смертей членов экспедиции по причине их болезней и беспомощности судовых врачей для лечения заболевших. Но об этом позже.
Дальнейшее плавание судов прошло без происшествий. Обогнув мыс Дежнева, "Таймыръ" и "Вайгачъ" вошли в Берингово море и 25 октября (12 ноября) 1913г. вернулись во Владивосток.
На этом завершилось четвёртое экспедиционное плавание судов ГЭСЛО 1913 года, которое ознаменовалось крупнейшим географическим открытием мирового значения первой половины XX столетия - открытие островного архипелага Земля Императора Николая II, позднее получившего безликое название Северная Земля.
За успешное проведение навигации 1913 года и открытие экспедицией новых земель весь личный состав ГЭСЛО был поощрён: благодарности, награждения, денежные премии, присвоение воинских званий и пр. и пр. благоприятности. Так, например, капитану 2-го ранга Б.А.Вилькицкому - командиру ледокола "Таймыръ" и исполняющему обязанности руководителя экспедиции было присвоено воинское звание флигель-адъютанта Его Императорского Величества, предусматривающее находиться в Свите императора. Главным знаком принадлежности к Свите стал вензель императора на эполетах или погонах свитского или армейского мундира.
Отгремели первые торжественные фанфары в честь первооткрывателей новых земель, поубавились запасы шампанских и других заморских вин на складах и в запасниках, а это означало, что повседневная жизнь со своими заботами постепенно входила в свою колею.
Наступил новый 1914 год. Российская Империя не была слабым звеном, как пытались представить представители РСДРП(б) во главе с Владимиром Ульяновым (Лениным), мечтавшие о мировой революции ("Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем"...).
За прошедшее десятилетие Россия достойно пережила два серьёзных события: во-первых - неудачную войну с Японией (1904-1905), которая могла непоправимо подорвать позиции на Дальнем Востоке, во-вторых - политические волнения (1905 г.), которые какое-то время угрожали государственному строю и национальному единству. Однако, как говорится, нет худа без добра, ибо нашлись в России достойные люди, настоящие патриоты, образованные, выражаясь современным языком, менеджеры, как, например, Пётр Аркадьевич Столыпин и ему подобные. Благодаря проведению в России экономических реформ, позволило лучше управлять финансами страны, лучше контролировать свои издержки и, наконец, создавать новые источники доходов, энергично содействовать развитию сельскохозяйственного, промышленного и местного производства.
Без всякого сомнения, государственная мощь России была неоспорима и признаваема во всём мире не только заклятыми друзьями, но и любезными противниками. И на самом деле, улучшилась демографическая ситуация в стране: за десять лет к 1912 году население возросло почти на 31 миллион и составило 171 миллиона жителей страны. Даже в наши дни такая цифра представляется недосягаемой. Значительно увеличилось производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, что позволило увеличить экспорт и стать мировым экспортёром по продаже зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Государственная финансовая структура настолько укрепилась, что стало возможным вкладывать значительные средства в народное образование, медицинское обеспечение и, что очень важно, в национальную оборону.
Кто мог тогда предвидеть, что успешно развивающаяся и неуклонно процветающая, могучая, необъятная, прекрасная, Россия уже во второй половине 1914 года окажется вовлечённая в жестокую Первую Мировую войну, а в ближайшие годы эту великую страну ждут сокрушительные потрясения? Какая страна могла такое выдержать? Однозначно никакая! А Россия выдержала все невзгоды и лишения назло всем врагам и недругам!
Однако вернёмся к нашим полярным Колумбам. Перспективный план деятельности ГЭСЛО никто не отменял и даже наоборот - жёстко ставилась задача в непременно завершить очередное плавание по всему маршруту СМП.
Стали готовиться к пятой экспедиции, ставшей последней, но самой продолжительной и трудной. На основании приобретённого многолетнего опыта, экипажи судов готовились к плаванию с ещё большой тщательностью. Никто не знал, какие обстоятельства могут возникнуть. Надо было быть готовыми встретиться с любыми неожиданностями. Все предыдущие плавания прошли достаточно успешно, и Арктика была благосклонна к полярным исследователям. На этот раз не всё оказалось благостным. Это плавание, затянувшееся на 434 дня, с вынужденной многомесячной зимовкой в ледовом плену, явилось самой сложной проверкой моральных, психологических, физических человеческих возможностей для всего личного состава. И на самом деле, ведь в составе экипажей судов не было ни одного человека, испытавшего настоящую зимовку в условиях Ледовитого океана.
Для экспедиции в качестве технического нововведения был выделен гидросамолёт, главная задача которого заключалась в проведении ледовой разведки по маршруту перехода. Однако при первом же полётном испытании в бухте Провидения на Камчатке гидросамолет вследствие технической неисправности вышел из строя. И всё-таки полезность этой техники по ходу последующих событий была использована, когда авиационный мотор приспособили для передвижения по ледяным полям. Получились аэросани, но и они оказались малоэффективны.
В ходе подготовки к очередному плаванию в составе экипажей судов больших изменений не произошло. Руководителем экспедиции и исполняющим обязанности начальника экспедиции по-прежнему оставался флигель-адъютант капитан 2 ранга Вилькицкий Борис Андреевич, являясь при этом командиром ледокола "Таймыръ".
Командиром ледокольного парохода "Вайгачъ" оставался капитан 2-го ранга Новопашенный Пётр Алексеевич. Командный и технический состав: старший офицер лейтенант Гельшерт Николай Александрович, лейтенант Транзе Николай Александрович, лейтенант Неупокоев Константин Константинович, мичман Никольский Александр Григорьевич, инженер-механик - лейтенант Петерсон Эрнест Эрнестович, инженер-механик - мичман Ильинский А. Н., судовой врач Арнгольд Эдуард Егорович, судовой фельдшер Мизин Василий Григорьевич, а также 39 нижних чинов, телеграфист и вольнонаёмный судовой кок (повар).
С нескрываемым восхищением рассматриваю вековой давности фотографии! Посмотрите повнимательней на этих мужественных, крепких духом и обладающих недюжинной физической силой моряков. Да с такими молодцами, образно говоря, можно горы свернуть! И с горечью думаю, как несправедливо со многими из них обошлась судьба. Эх, жизнь-житуха. Утешаюсь только тем, что несмотря ни на что эти ребята жили достойно и своими делами прославили матушку-Россию!
24 июня (07 июля) 1914 г. ледокольные пароходы ГЭСЛО "Таймыръ" и "Вайгачъ" покинули бухту Золотой Рог во Владивостоке и отправились в свой последний экспедиционный рейс по маршруту СМП с востока на запад до Архангельска.
Однако плавание затянулось почти на полтора года. Экспедиция прибыла в Архангельск только в сентябре 1915 года, но это была уже другая совсем незнакомая страна, живущая по законам военного времени.
Так что же произошло?
Попытаюсь, однако, в сокращенном виде напомнить, как проходило пятое последнее экспедиционное плавание ледоколов "Таймыръ" и "Вайгачъ", которое оказалось не только длительным по срокам, но и затруднительным по исполнению, а в ряде случаев даже критическим, связанным с риском для жизни.
Итак, целеустремлённый и решительный Б.А.Вилькицкий, основательно подготовившись к штурму Арктики, отправился в плавание, без всякого сомнения, только с одной единственной целью: во что бы то ни стало покорить пока недоступный, но возможный сквозной проход с востока на запад, как тогда называли Великий Северный путь.
По плану предусматривался заход в Петропавловск-Камчатский для пополнения запасов угля и снаряжения перед дальней дорогой, а также для решения некоторых организационных вопросов, в частности, проверить на пригодность гидроплана "фарман", которое, к всеобщему разочарованию, оказалось неудачным: летательный аппарат полностью вышел из строя и не подлежал дальнейшей эксплуатации.
Ледоколам неожиданно предписывалось принять участие в спасении канадской арктической экспедиции под руководством канадского полярного путешественника, но по духу и поведению авантюриста и провокатора Вильярмура Стеффанссона, с которым через десять лет пришлось схлестнуться по поводу принадлежности острова Врангель (об этом кратко упоминалось в предыдущих главах).
Арктика неудачников не щадила: ни русских, ни канадских. Как оказалось, в то же самое время, когда на русском Севере терпели бедствия экспедиции В.А.Русанова, Г.Я.Седова и Г.Л.Брусилова, у северного побережья Аляски в море Бофорта канадская экспедиция Вильярмура Стеффанссона оказалась в бедственном положении. После длительного дрейфа во льдах затонула парусно-моторная шхуна "Карлук" (капитан шхуны Роберт Бартлетт), команда которой частично погибла, но некоторым удалось спастись, добравшись до острова Врангель, где с надеждой дожидались на своё спасение.
Так вот. Правительство Канады обратилось с просьбой помочь пострадавшим. "Таймыръ" взял курс на Аляску в порт Ном с тем, чтобы иметь более полные сведения о пострадавших, чтобы принять меры по их спасению. "Вайгачъ" сразу же направился к острову Врангель выручать из беды канадцев, где ледоколы должны были встретиться.
На Аляске в потру Ном Б.А.Вилькицкий узнал сенсационную новость о начале 28 июля 1914 года Великой войны (позднее названной Первой Мировой) и объявление 1 августа Германией войны России. Как поступить в этой обстановке? Каковы будут новые инструкции? "Таймыръ" покинул Аляску и направился на Чукотку в порт Анадырь, где находилась мощная радиостанция, позволявшая связаться даже с Петербургом.