ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Волков Александр Александрович
Советская авиапромышленность и Ввс Ркка в годы репрессий-1937г

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Хронология развития событий в авиапромышленности и ВВС РККА 1937г.


   Развитие советской авиационной промышленности и ВВС РККА
  
   В период репрессий 1937-1941 гг.
  
   Цель данной статьи не оправдывать и не обвинять кого-либо, а донести до читателя события которые происходили в советской авиапромышленности и ВВС РККА в период с 1937г по 1941г в хронологическом порядке, основываясь на документах . Мой бывший учитель по истории - фронтовик, капитан- артиллерист, получивший тяжелое ранение под Курской Дугой при любом удобном случае говорил- " История это наука о датах. Есть дата- есть факт- есть история".Понятно, что осветить столь большой временной пласт отечественной истории(пусть даже авиапромышленности ) в одной статье не получится слишком много фактов и событий происходило на протяжении одного года- как это получилось судить читателю.
   Затрагивая тему о репрессиях, автор ясно представляет, что за каждой нижеприведенной фамилией скрывается Человек, у которого живы родственники- носящие фамилию этого человека поэтому хронология будет содержать только "голые" факты без каких-либо собственных рассуждений о "невинных жертвах кровавой гэбни" в период сталинского режима...
   Начало массовых арестов работников авиапромышленности и руководителей ВВС РККА совпали по времени с Гражданской войной в Испании (1936-39гг) и усиленной работой Коминтерна. В этот же период активизировалась работа спецслужб Франции, Англии, гитлеровской Германии,фашистской Италии,Японии... и Польши против СССР.
   Как известно гражданская война в Испании началась с вооруженного мятежа под Руководством генерала Франко против законно избранного правительства "Народного фронта- 18 июля 1936г.
   29 июля 1936г ЦК компартии Испании обращается с призывом "К трудящимся мира" помочь защитить демократию в стране. Правительство Франции, затем Великобритании заявляет о невмешательстве в гражданскую войну и накладывает запрет на ввоз оружия в Испанию. Германия и Италия выступили на стороне Франко.2 августа 1936г немецкие и итальянские корабли входят и блокируют порты Уэльва, Кадис, Ла-Корунья и Виго.3 августа 1936г в Москве состоялся митинг в знак солидарности с рабочим классом Испании.7 сентября 1936г немецко-итальянская авиация начинает систематические бомбардировки позиций республиканских войск.
   9 сентября 1936г в Лондоне создается Международный Комитет(27 стран) по невмешательству в гражданскую войну в Испании и запрете поставок оружия.
   18 сентября 1936г-Секретариат ИКК ( ИсполКома Коминтерна Москва, ул.Моховая) принимает решение об отправке в Испанию добровольцев ( для сражений на стороне республиканцев).Главным военным советником республиканцев назначен Я.К. Берзин
   Октябрь 1936г первый бой советских танкистов-добровольцев под руководством С.М.Кривошеина на земле Испании.
   5 ноября 1936г первый бой советских летчиков в небе над Мадридом.
   В конце ноября прошла успешно первая крупная поставка вооружения (25 истребителей И-15 и 50 легких танков) из СССР в Испанию.
   Стоит отметить,что17 советских летчиков- добровольцев, воевавших в Испании, будут удостоены звания Герой Советского Союза Награждали их не в один день, а по факту прибытия из Испании. Это были Герои, номера Звезд которых еще не перевалило за сотню. Впрочем Звезд тогда не было(их введут позднее)-вручали Грамоту и орден Ленина...Как и на каких самолетах наши летчики одерживали победу в небе Испании Речь пойдет ниже.При этом стоит заметить,что К началу 1937г авиационная промышленность Германии освоила серийное производство двухмоторных бомбардировщиков Не-111 и одномоторных, двухместных пикирующих бомбардировщиков Ju-87(будут применятся на протяжении Второй мировой войны).А в Феврале 1937г-в Германии пройдут испытания первых впоследствии знаменитых истребителей Мессершмидт Bf-109,которые незамедлительно будут переброшены в Испанию.
   9 марта 1937г.Созданная в Испании германская Кампфгруппе -К/88 (Легион Кондор)впервые использовала Хеншиль He-111B2 в качестве бомбардировщика, заменив тихоходный транспортный Ju-52,который ранее использованный как бомбардировщик.
   24-25-26 апреля 1937г Испания - операция Feuerzauber. Немецкая авиация впервые применила бомбардировщики Не-111.Бомбардировками практически уничтожен город Герник (погибло 1645,ранено 889 человек).
   Конец апреля 1937г Испания. Легион Кондор получает новейшие истребители Bf-109 для 1-2-3- эскадрилий входящих в состав Ягдгруппе J/88.
   6 июля 1937г Испания-штурм франкистами Мадрида. В небе воздушные бои. Потери немецкой стороны 30 самолетов, с нашей-60...Замечу,что радость первых наших воздушных Побед не замедлила сменится на горечь поражений...Однако должных выводов ни в ВВС,НКОПе сделано не было.В тот период советское правительство, Несмотря на усиление спецслужб и в частности разведки еще не знали,что В конце марта 1937г в Германии начались работы над созданием ракетной техники и реактивной авиации.Фирма Хеншиль закончила работу над турбореактивным авиадвигателем ТРД HeS-1 с тягой 250 даН конструкции Герберта Охайна...
   Отрезвление придет позднее, Когда ясно проявятся характерные черты резкого отставания советской авиапромышленности в моторо и самолетостроении ...
   Однако все по порядку.Итак начало...трагический 1937год.
  
  
  
   ЧАСТЬ 1. 1937
  
   1 января 1937г - вышло постановление НКАП о начале строительства морского, тяжелого четырехмоторного бомбардировщика МТБ-2бис(АНТ-44).Самолет отличался крылом типа "чайка" и широким корпусом с развитым реданом, т.к. отечественных подходящих моторов не оказалось решено было строить с моторами мощностью 810л.с. "Гном-Рон-Мистраль" закупленных во Франции (из приобретенных советской делегацией авиамоторов в 1930г. во Франции и США в серийное производство удалось запустить один R820 фирмы Райт под обозначением М-25).К началу 1937г советская промышленность смогла освоить производство закупленных образцов авиадвигателей:-завод N24(мотор BMW-IV (М-17),затем двигателей М-34.Завод N26 -Испано-Союзо 12(Франция) под обозначением М-100.
   15-21 января 1937г-проходил 17-й Чрезвычайный Всероссийский Съезд Советов, который утвердил новую Конституцию СССР.
   27 января 1937г - вышло Постановление ВЦИК об установлении должности зам НКО по ВВС и назначении на эту должность командарма 2-го ранга Я.И. Алксниса (Екаб Астров) депутата Верховного Совета СССР. Короткая справка из биографии- родился 26_01_1898г. Образование Одесская военная школа(1917г).В 1916г вступил в РСДРП. С1919г в рядах Красной Армии.1924-26гг комиссар Управления устройства и службы войск. С 1926г замначальника ВВС КА П.И.Баранова. В 1929г Алкснис научился летать на самолете за три месяца (обучал летчик НИИ Писаренко, по другим данным А.А.Левин).
   28 января 1937г наркому НКВД Ежову Н.И.присваивается звание Генеральный Комиссар НКВД. На эту должность он был назначен 26 сентября 1936г.
   29 января 1937г ЦИК СССР постановляет бывшего наркома НКВД Г.Г.Ягоду перевести в запас (был снят с должности наркома НКВД 26 сентября 1936г.).
   В конце января 1937г на заводе N135(Харьков) провели испытания самолета ИП-1 конструкции Д.П.Григоровича (с изменением конструкции И.Г.Неман, применительно Неман беру по книге В.Б. Шаврова т.к. в других источниках фамилия И.Г. Нейман ), вооружение- шесть пулеметов. Первый конфликт Немана с ГУАП по конструкции самолета. Неман был профессором ХАИ, возглавлял кафедру самолетостроения и начал практически работать в ГРОСС КБ К.А.Калинина, собрал собственное КБ из преподавателей и студентов. В 1932-36гг были построены самолеты ХАИ-1(1932г), ХАИ-4(1934г), ХАИ-2,3,5,6(1936г).В конце января начались испытания легкого самолета (конструктор А.С.Яковлев) АИР-14 с закрытой кабиной- летали многие известные летчики. После ареста А.И.Рыкова у Яковлева пропадет желание называть свои самолеты в честь кого-то.
   23-30 января проходило открытое судебное заседание по делу - К. Б. Радек (Собельсон), Пятакова, Серебрякова, Сокольникова, Муралова, Богуславского и др. (второй политический процесс- троцкистов-коминтерновцев связанных с Троцким) из 17 человек осужденных 13 будут приговорены к ВМН. Знаменитая фраза Радека-"Мы диктаторская партия в мелкобуржуазной стране" и личные убеждения "Германии отдать Украину, Приморье и Приамурье-Японии" не мешали Радеку работать заведующим бюро международной информации в ЦК ВКП(б) и в газетах "Правда и Известия" до определенного этапа. Радек и Сокольников будут убиты в тюрьме сокамерниками в 1939г.
   3 февраля 1937г- Приказ N07-08 ПГУ НКОП обязывающий директоров заводов N18 и N126 принять меры для нормального освоения и производства самолета ДБ-3.Подпись М.М.Каганович. Небольшая справка из биографии- Каганович М.М.(брат Л.М.Каганович) - родился в октябре (точной даты нет) 1888г. На партийной работе с 1917г.1923-27гг председатель Нижегородского губсовнаркома. С 1928г член коллегии НК РКИ СССР и член Президиума ЦКК ВКП(б).С 1931г начальник ГУ машиностроения, председатель ВСНХ,c 1932-36гг замнаркома НКТП Г.К.Орджоникидзе .В 1934г вступил в ВКП(б).1935-36гг начальник ГУ АП НКТП.
   7 февраля 1937г-вышло Постановление N21/сс СТО (Совет Труда и Обороны) о производстве патронных звеньев (лент) для авиапулемета ШКАС.
   9-14 февраля 1937г провели испытания самолета И-16 с дополнительными подкрыльевыми держателями для АБ калибра 250 кг. В серийное производство не пошло.
   14 февраля 1937г - Приказ N010 ПГУ НКОП обязывающий директора завода N22 Тарасевича (по его словам имел образование "паровозника") принять меры к устранению недостатков в работе- "установленный заводом срок сборки первого самолета не выдержан"- далее предлагается назначить ответственное лицо за сборку самолета и представить на заводские испытания не позднее 1-го марта. Подпись М.М.Каганович.Н.Н.Поликарпов (завод N84 Химки) предлагает проект самолета ВИТ - двухмоторного, трехместного "истребителя танков". ГУАП и военные проект не поддержали, остановились на более раннем проекте МИП.
   19 февраля 1937г-застрелился Г.К.Орджоникидзе (Серго) нарком Тяжелой промышленности. Официально было объявлено, что умер от паралича сердца. Были торжественные похороны. Композитор Дунаевский и Лебедев-Кумач написали Реквиум. Прах был погребен в Кремлевской стене. В период Хрущевской оттепели самоубийство Серго начало обрастать всякими мифами.
   23 февраля-5 марта проходил Пленум ЦК ВКП (б) выступал Сталин о недопустимости преувеличении роли отдельной личности в историческом процессе, воспитании кадров, обострении классовой борьбы.Постановлением Пленума из партии исключили Н.И.Бухарина и А.И.Рыкова (последнего снять со всех постов, дело направить в НКВД).2 марта выступал нарком НКВД Н.И.Ежов с резкой критикой работы своего ведомства (в речи 18 марта 1937г перед личным составом НКВД Ежов называет бывшего наркома Ягоду-"растратчиком и вором"). На пост наркома НКТП назначают В.И. Межлаук.
   27 февраля органами НКВД арестован Рыков, затем Бухарин
   В конце февраля в Испанию из СССР направлена партия самолетов Р-Z (31 шт.) .Попытки улучшить ЛТХ самолета Р-Z привели Д.П.Григоровича в 1936г к созданию ИП-1(ДГ-52). Коллектив Ленинградского института ГВФ под руководством А.Г. Бедунковича построил для нужд сельского хозяйства самолет СХ-1(ЛИГ-10).Конструктор В.В.Никитин разработал самолет первоначального обучения летчиков -биплан по типу У-2(По-2) с закрытой кабиной НВ-5(У-5), под мотор МГ-11 мощностью 180 л.с.
   1 марта 1937г - на Пермском моторном заводе запущена первая конвеерная линия по сборке авиамоторов.
   10 марта 1937г-Приказ N 17сс ПГУ НКОП директору завода N22- "производство самолета АНТ-35 идет очень медленными темпами, что ставит под угрозу срыв сроков выхода первых серийных машин"- далее о развертывании работ и сроков выпуска самолета к июню 1937г.
   14 марта 1937г -Приказ N А/107-75 ПГУ НКОП директору завода N18 Шабашвили о недопустимом состоянии производства ,нарушении ОТ - ТБ и технологии-"качество клепки лонжеронов низкое ,много трещин до и после клепки. Сварные лонжероны имеют много трещин до и после кальки. Продолжается пропиловка и подгонка деталей". Подпись Каганович.
   15 марта 1937г- на Дальнем Востоке закончено формирование воздушной армии АОН-2. Автором создания "Воздушной Армии особого назначения" был начальник кафедры тактики авиации Военной Академии им.Фрунзе комбриг А.Н. Лапчинский.
   20 марта 1937г- закончены (начатые в декабре 1936г) заводские испытания(летчик М.М.Громов) четырехмоторного тяжелого бомбардировщика АНТ-42 (будущий Пе-8) без АЦП. При перегонке на аэродром НИИ ВВС (Подлипки) самолет потерпел аварию(летчик В.В. Рубышкин). Начальник ПГУ НКОП Каганович лично посетил завод N 135 с целью разобраться в сроках выпуска партии Р-10 к 1 мая 1937г.
   29 марта 1937г-органами НКВД арестован бывший нарком НКВД Г.Г.Ягода. Перед арестом занимал пост наркома НарКомСвязи. В кабинете и квартире Ягоды произведен обыск, с изъятием улик. В этот же день в СНК был утвержден план строительства ЦАГИ.
   Конец марта 1937г- закончены макетно- компановочные работы на самолете "Иванов" (спецзадание) ведущий конструктор по самолету П.О.Сухой. В это - же время в США поднялся в воздух самолет В-17 (будущая знаменитая " летающая крепость").Группа конструктора Болховитинова переводится на завод N124.Закончено строительство самолета МТБ (АНТ-44- главным конструктором самолета был назначен А.П.Голубков после гибели И.И. Погосского).Вышло Постановление ЦК ВКП(б) -"О рассмотрении парторганизациями аппеляций исключенных из рядов ВКП(б)".В США тяжелый бомбардировщик В-17 готовится в серийное производство.
   1 апреля 1937г- Отчет о досрочном выполнении второй Пятилетки (4года и 3 месяца).Валовая продукция выросла в два раза по сравнению с 1932г.Национальный доход в два раза. Заработная плата рабочим в 2,5 раза. В этот же день выходит вторично Приказ ПГУ НКОП N020/с о скорейшем освоении производства самолета ДБ-3 на заводах NN 18,39,126 и устранении недостатков мешающих работе (подпись Каганович).
   7 апреля 1937г-впервые в мире дирижаблем В-1 управляли женщины:- командиры В.Ф.Демина (Митягина) и Л.В.Иванова (Эйхенвальд).Дирижабль полумягкой конструкции был построен профессором А.Г. Воробьевым. Производство и КБ "Дирижаблестрой" было открыто в Москве в 1931г
   8 апреля 1937г приходит неприятная информация из Испании- бронеспинка летчика самолета И-16(поставки партии были произведены 9 марта 1937г) и СБ легко пробиваются пулей из крупнокалиберного (12,7-мм) пулемета, а протектированные бензобаки вообще не эффективны- при пробое пулей теряется топливо,случаи самовозгорания.
   10 апреля 1937г - Приказ ПГУ НКОП директору завода N156 по вопросу строительства авиационного дизеля АН-1 и ТТТ на самолет ДБ с дизель моторами КБ Болховитинова. Задание КБ Путилова "Дирижаблестрой" подготовить чертежи для установки двух дизелей АН-1 на дирижабль. Подпись Каганович.
   11 апреля 1937г-состоялся первый пуск 1,5 метровой ракеты "Авиавнито" на жидком топливе(этиловый спирт и жидкий кислород) разработанной в РНИИ.Институт был создан в 1934г путем обьединения ГИРД(руководитель В.В.Разумов г.Ленинград) и МосГИРДа. В РНИИ продолжили работу Б.С.Петропавловский, Г.Э.Лангемак, Л.Э.Шварц, Ф.Н.Пойда, С.П.Королев. Отдел боевых пороховых ракет остался в г. Ленинграде и успешно работал над снарядами калибра 82-мм и 132-мм.Руководил работой В.А.Артемьев и И.Т.Клейменов.
   15 апреля 1937г - Приказ N027 ПГУ НКОП директору завода N39 о немедленной организации рабочих чертежей по выпуску двухмоторного бомбардировщика ДБ-3.
   На Политбюро ЦК ВКП(б) решались вопросы об увеличении производства алюминия. Отечественный алюминий начал поступать с пуском Волховской ГЭС (ВАЗ 1932г) и ДнепроГЭС (ДАЗ 1933г) но они не могли удовлетворить потребность авиапромышленности в этом металле. Дело взято на контроль СНК- Комиссией Обороны.
   18 апреля 1937г-газета "Правда" сообщает "...ввиду обнаруженных преступлений уголовного характера" дело наркома НКПС Г.Г.Ягоды передано в НКВД.
   19 апреля 1937г- первый полет самолета МТБ-2(АНТ-44).Летчики Рябенко и Ильинский. После испытаний было решено построить еще один самолет с отечественными моторами М-87А мощностью 850л.с.
   26 апреля 1937г-Испания.Немецкая авиация впервые массово применила в налетах на позиции республиканских войск бомбардировщики He-111
   28 апреля 1937г Постановление СНК СССР о третьем Пятилетнем плане.
   29 апреля 1937г-под Москвой были проведены наземные огневые испытания ЖРД ОРМ-65,который напоминал "паяльную"лампу в увеличенном размере (ГИРД) .
   Конец апреля 1937г-43-я авиабригада перевооружается на ИП-1,который переделан по чертежам И.Г.Немана. Попытки применить на самолете динамо- реактивные пушки Курчевского (АПК) практического применения не нашли. Конструкторы Мясищев, Толстых и Мосолов занимались подготовкой чертежей к внедрением в производство самолета DC-3 (куплена лицензия в США) на заводе N84(директор Б.П. Лисунов). Начались госиспытания самолета ДБ-А(конструктор Болховитинов) с моторами АМ-34РБН (дизели АН-1 не были доведены).Н.Н.Поликарпов усовершенствовал И-15 убрал верхнее крыло "чайка" заменив прямым. При этом увеличилась дальность самолета до 700 км. (вместо500км.). Самолет получил обозначение И-15ббис(И-152).В апреле 1937г состоялся 1-й Всероссийский сьезд профсоюзов работников АП.На съезд было избрано 250 делегатов с решающим и 46 совещательным голосом. Сьезд проходил в помещении клуба завода N22(ныне ДК им.Горбунова завод им.Хруничева в Филях). Помимо общих здравниц было сказано-"...стахановцы к работающим в промышленности составляют 23,5%.Соцсоревнованием охвачено на 1-04-1937г 71% работающих.Зарплата рабочих в конце 1936г по отношению к 1934г выросла на 57%, ИТР -на 49,7%, служащих на 36,7%.За период с 1934 по конец 1936г по отросли введено в строй д/садов и яслей 19,бань и прачечных-9, амбулаторий и поликлиник-25, столовых-11, домов отдыха-2, клубов -5,библеотек 11.Рост финансовых вложений на оздоровление условий труда и ТБ составил 261,1%.От ПГУ НКОП вместо Туполева на сьезде выступал Хайдуков с докладом "О выполнении плана заводами авиапромышленности".От выступивших в прениях прозвучала резкая критика в адрес председателя ЦК профсоюза Н.Л.Соболя. Семенов(Харьковский завод N135)-"...заводом N135 в течении года лично т.Сталин два раза занимался, а т. Соболь не смог за два года заняться не разу.Сьезд должен сказать руководителю ЦК- выражаем политическое недоверие...". 1-й пленум ЦК профсоюзов избрал Председателем ЦК профсоюза А.М.Вассерман(бывшего завкома завода N22).
   1 мая 1937г Страна Советов отмечала Первомай. Традиционно над Красной площадью прошла "Красная Пятерка". Были выполнены подряд девять "Мертвых петель" и другие фигуры высшего пилотажа. Показан встречный учебный, воздушный бой. В этот же день в Испанию были направлены самолеты СБ двумя партиями 30+31шт. Но превзойти в скорости немецкий Bf-109 они уже не могли.
   6 мая 1937г-перед швартовкой к причальной мачте в Лейкхерсте взорвался и сгорел немецкий дирижабль "Гинденбург",совершавший трансатлантические рейсы по линии Германия- США. Погибли 20 человек экипажа,13 пассажиров и наземный техник.64 человека спаслись получив при этом ожоги.
   7 мая 1937г в Испанию поступает И-16 для формирования полной эскадрильи (31 единица).
   11 мая 1937г Маршала СССР М.Н. Тухачевского снимают с поста первого зама НКО (Приказ N85 от 11 мая 1937г). Первый явный звонок для него прозвучал на февральско- мартовском Пленуме ЦК ВКП(б) в выступлении наркома НКО К.Е.Ворошилова-"...В армии к настоящему моменту ,к счастью, вскрыто не так много врагов. Говорю к счастью, надеясь что в Красной Армии врагов вообще нет" и далее-" Мы без шума- это и не нужно было- выбросили большое количество негодных людей. Это во первых комкоры Примаков и Путна - оба виднейшие представители старых троцкистских кадров". На место Тухачевского назначают Маршала СССР А.Е.Егорова.
   16 мая 1937г- Приказ N 037 ПГУ НКОП директору завода N156 Осипову, главному инженеру Петлякову - главным заданием считать окончание работ по самолету "Иванов" до 10 июля, вывести на аэродром 15 июля 1937г. Подпись замначальника ПГУ - Туполев. Короткая справка из биографии: Туполев А.Н. -родился ноябрь(точной даты нет) 1888г. В 1908г поступил в МВТУ- механический факультет. Исключен? Восстановился в 1914г. Занимался постройкой глиссеров завод Дукс. В 1917г возглавил расчетный отдел (Петляков, Путилов, Озеров, Некрасов, Погоcский). В 1924г-группа постоила самолет АНТ-2,3.В 1929г- двухмоторный АНТ-4(ТБ-1),АНТ-9.3декабря 1930г начальник ЦАГИ С.А.Чаплыгин утверждает Туполева начальником АГОС.1930г- четырехмоторный АНТ-6(ТБ-3).В 1931г новый начальник ЦАГИ Пауфлер назначает Туполева своим заместителем.1934г- восьмимоторный АНТ-20 "Максим Горький".В 1930г Туполев будучи начальником АГОС ЦАГИ выезжал в командировки в Германия, Франция, США.5 января 1936г по рекомендации Серго Орджоникидзе назначен первым заместителем и главным инженером ПГУ НКОП.
   Приказ N038 ПГУ НКОП директору завода N84 Лисунову- начать немедленное строительство самолетов Дуглас DC-3 по подготовленным чертежам и эталону. Подпись Туполев. Готовить чертежи было хлопотным делом в разнице метрической системы принятой в СССР и США.
   17 мая 1937г - Политбюро ЦК ВКП (б) заслушало доклад нового наркома НКОП - Рухимовича М.С. "О мерах ликвидации и предупреждения вредительства в оборонной промышленности".Все просчеты в этом вопросе Рухимович свалил на предшественников.
   20-21 мая 1937г- ночью в Куйбышеве органами НКВД был арестован М.Н.Тухачевский, за ним потянулась целая череда арестов командующих округами.
   21 мая 1937г- флагманский самолет Н-170 (командир М.В.Водопьянов) высадил на Северный полюс экспедицию- знаменитую "Четверку" (И.Д. Папанов, Е.С.Федоров, П.П. Ширшов, Э.Т. Кренкель ) -СП-1.В период с 25 мая по 5 июня возле лагеря СП-1 произвели посадку самолеты АНТ-6 под командованием Молокова, Алексеева, Мазурука(АНТ-6) и Головина(Р-6) которые доставили необходимый груз. В этот же день в Испанию была направлена партия истребителей И-16 (17 единиц) и испанские летчики 60 человек которые прошли обучение в СССР.
   25 мая 1937г- передают на испытания гидросамолет-разведчик КОР-1 (конструктор Г.М. Бериев) .Испытания проходят на Черном море. В этот же день В.П.Чкалов доложил председателю СНК В.М.Молотову возможный план перелета в США через СП.
   25 мая 1937г(по другим данным 28мая)- органами НКВД арестован командарм 1-го ранга Якир И.Э. член Военного Совета НКО, командующий Киевским ВО.В этот же день в Кремле состоялось совещание Военного Совета РККА присутствовали Маршалы Ворошилов К.Е., Буденный С. М., Блюхер В.К., Егоров А.И., Гамарник Я. Б., Ежов Н.И. и т.д. -выступал И.В.Сталин. В своей речи затронул Уборевича, Якира, Блюхера.
   29 мая 1937г органами НКВД арестован Уборевич И.П. командующий Белорусским ВО. Вместо него командующим назначен И.П.Белов переведенный из Московского ВО.
   31 мая 1937г застрелился Я.Б. Гамарник армейский комиссар 1-го ранга начальник ПУ РККА ,заместитель наркома НКО, член Военного Совета.
   Конец мая 1937г-летчик П.Г.Головин впервые пролетел над Северным полюсом на самолете Р-6. Отдел В.Ф.Болховитинова переводят с 22-го на завод N124(Казань) где идет окончательная сборка самолета ДБ-А (военная серия 4-я и 5-я машина).Заводские испытания проводил Волков (от завода), Нюхтиков(от НИИ).Заместитель А.Н.Туполева по КОСОС В. М. Петляков направлен в командировку в Германию со спецификацией по самолету АНТ-42.Директором завода N39 назначен Зальцман И.М. и сразу возникли конфликты с С.В.Ильюшиным. Конструктору П.О.Сухой поручено переделать самолет ДБ-2 в рекордный (АНТ-37 Родина) в кротчайшие сроки, параллельно он вел работу по АНТ-51.Передали на испытания самолет N7211(конструкторы А.А.Боровков и И.Ф.Флеров).Самолет был оригинальной конструкции. Проект был поддержал командующий ВВС КА Алкснис. Заводские испытания проводил летчик Л.М. Максимов, один полет выполнил П.М .Стефановский. Леваневского, Чкалова и Байдукова пригласили на прием в Кремль. Сталин интересовался планом перелетом в США через СП. Был выбран подробный маршрут и тип самолета. В конце мая нарком НКО СССР К.Е.Ворошилов неожиданно получает в свой адрес довольно любопытное письмо от комкора П. Дыбенко...Маршала СССР А.И.Егорова снимают с должности начальника ГенШтаба РККА. На его место назначают командарма 1-го ранга Б.М.Шапошникова.
   1 июня 1937г- вернувшиеся героические "испанцы"(все добровольцы сражались под вымышленными испанскими фамилиями или именами) Я.В. Смушкевич , И.И. Копец доложили Сталину о слабости нашей авиации в Испании. Истребители проигрывают в скорости и вооружении, а бомбардировщики в точности нанесения ударов и слабой защите экипажа, не могут летать без сопровождения. Д.Г.Павлов доложил о применении танков в боях. "Испанец" К.А.Мерецков доложил Сталину об ошибках в планировании наземных операций республиканских войск. Дал положительную оценку работе Смушкевича и консула СССР в Барселоне В.А. Антонова-Овсеенко (позже ему об этом напомнят).
   11 июня 1937г- Специальным присутствием Верховного Суда Союза ССР (в состав которого входили два Маршала СССР С.М.Буденный, В.К.Блюхер, командармы 1-го ранга Б.М.Шапошников ,И.П.Белов командующий ВВС Алкснис Я.И, армвоенюрист Ульрих В.В.(председатель суда) и др. был вынесен приговор Тухачевскому М.Н., Якиру И.Э., Уборевичу И.П., Корку А.И., Эйдеману Р.П., Фельдману Б.М., Примакову В.М. и Путна В.К.-высшая мера социальной защиты (ВМН- расстрел).Суд проходил по правилам военного судопроизводства. В тот же день был арестован секретарь ЦИК СССР И.С. Уншлихт.
   12 июня 1937г- Приказ N96 НКО СССР обращение к красноармейцам, командирам и политработникам РККА о раскрытии органами НКВД заговора военных и суда над ними. Подпись нарком НКО Ворошилов. Приказ был опубликован в газете "Правда" 13 июня 1937г.Началась чистка рядов РККА: 11_06_37г арестован начштаба Приморской группы ОКДВА комдив А.Ф. Балакирев, корпусной комиссар Шестаков В.М. и многие другие.
   13 июня 1937г-Постановление NN33сс и 34с НКО об "изготовлении авиапушки Кондакова калибр 37-мм" и "О результатах полигонных испытаний пулеметов ШКАС".
   18-20 июня 1937г- экипаж М.М.Громов, А.И.Филин и И.Т. Спирин совершил рекордный перелет по трассе протяженностью 9330км на одномоторном самолете АНТ-25.В.М.Петляков приказом ПГУ НКОП назначен главным инженером завода N156.В этот же день строгий Приказ N 058 ПГУ НКОП директору завода N156 Осипову "развернуть работы в три смены чтобы сдать готовые машины не позднее 1 июля 1937г"..."Главному инженеру завода N22 А.А.Архангельскому срочно подготовить чертежи...".Подпись начальник ПГУ НКОП М.М.Каганович.
   20 июня 1937г-Приказом НКО N0603/П-Я. В. Смушкевичу присваивается воинское звание комкор.
   21 июня 1937г- Постановление (Указ) ЦИК Союза ССР "За образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленный в этом деле героизм присвоить звание Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина: 1.Комкору Смушкевичу Якову Владимировичу 2.Комкору Павлову Дмитрию Григорьевичу 3.Комкору Петрову Михаилу Петровичу 4.Полковнику Копец Ивану Ивановичу 5.Майору Проскурову Ивану Иосифовичу. Председатель ЦИК СССР М.И. Калинин. В этот же день произошла катастрофа самолета N7211 летчик-испытатель Э.Ю. Преман погиб.
   22 июня 1937г-Приказ НКО СССР о назначении Смушкевича Я.В. на должность замначальника ВВС РККА. Одновременно он был направлен на Курсы усовершенствования начсостава при военной Академии им Фрунзе. Короткая справка из биографии: родился 1апреля 1902 в Литве. В Красной Армии с 1918г политрук роты, батальона. Комиссар 206 авиаполка. Самостоятельно выучился летать.1936-37гг доброволец в Испании. Руководил ПВО Мадрида. Образование выяснить не удалось. В этот же день приказом назначают К.А.Мерецкова замначальника ГенШтаба РККА СССР.
   23 июня 1937г-Германия и Италия выходят из Международного Комитета (Лондон) по вопросам Испании.
   25 июня 1937г- первый полет самолета "Иванов" (СЗ конструктор П.О.Сухой).В этот же день Приказ N064 ПГУ НКОП в отношении конструкции самолета К.А.Калинина -"учитывая, что решением Правительства КБ Калинина расформировано ПГУ не считает нужным проводить испытания самолета- безхвостки".
   27 июня 1937г- Постановление ЦИК СССР о присвоении звания Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина тт. Алексееву, Бабушкину, Головину, Мазуруку, Спирину, Шевелеву.
   Конец июня 1937г- Начальником ПУ РККА (после самоубийства Гамарника) назначен П.А.Смирнов. В РККА и РКМФ введен институт военных комиссаров (политработников). Сразу после судебного процесса над Тухачевским в НКО СССР прошло совешание руководящего состава РККА в присутствии Политбюро ЦК ВКП(б).Выступали многие, в том числе и Мерецков, который доложил о положении в Испании и о том ,что он тесно работал с Уборевичем, при этом лишний раз убедился -Сталин высоко ценил откровенность и прямоту суждений. Пересмотрена программа выпуска самолетов Р-10 ее сократили до 70 единиц (намечалось выпустить 200).Н.Н.Поликарпов начал работу над проектом двухмоторного, трехместного самолета ВИТ-2.Вооружение намечалось следующее: три пушки 20-мм в носовой части фюзеляжа, две по бокам фюзеляжа снизу. Закончились испытания самолета СБ с усиленным вооружением и защитой совсем неутешительно, скорость упала на 40км/час. Состоялся разговор в Политбюро ВКП(б) Сталина и конструктора А.А.Архангельского. После чего Архангельский развернул настоящую борьбу за качество производства самолета СБ на заводе N22.Так как с ростом веса самолет потерял прочность, на нем были усиленны узлы крепления лонжеронов в местах крепления консолей крыла. Для окраски самолета вместо краски "серебрянки" (которая давала шероховатость поверхности) применили обычную серую краску, с последующим полированием поверхности. Заменили моторы на М-103(конструктор В.Я.Климов) и лобовые радиаторы на подвесные. Ответственным за переделку был назначен молодой инженер А. Кобзарев. Принимать самолет приехал Каганович. Во время испытаний, в первом полете самолет развил скорость 450км/час на высоте 4500метров.Об этом было доложено Сталину. Все остались довольные. Кобзарева направять на три месяца в Германию на стажировку, затем назначат на должность главного инженера завода N22 На реке Амур начался конфликт с японцами- пока что ультимативный. Чкалов провел испытания самолета ВИТ-1(конструктор Поликарпов) самолет был передан в НИИ ВВС для дальнейших испытаний (летчик капитан Стефановский П.М.) Главный военный советник при республиканском правительстве Испании Берзин отозван на Родину, его место занимает Г.М.Штерн под фамилией Григорович.
   1 июля 1937г-в Испанию отправлена еще одна партия истребителей И-16 тип5 в количестве 17-и единиц.
   3 июля 1937г- Приказ N065 ПГУ НКОП в котором ставилась задача конструктору Изаксону в течении 15 дней передать на испытания двухместный автожир с мотором М-22 и ускорить работу над геликоптером.
   4 июля 1937г-прошло испытание самолета АИР-10(конструктор А.С.Яковлев) летчик П.М .Стефановский. Н.Н.Поликарпов передал на рассмотрение проект 2-х местного штурмовика "Иванов" хотя официально в госконкурсе по созданию самолета не участвовал.
   6 июля 1937г-на стол Сталина положен доклад из Испании. Вести не утешительные- при наступлении республиканцев фронтом от Мадрида-потери в авиации наших 60 самолетов(в основном Р-Z) против 30 немецких , республиканская армия понесла потери 25000 человек .Бои шли с переменным успехом .
   7 июля 1937г-прошло заседание Политбюро ВКП(б).Заслушали начальника Особого Отдела НКВД Леплевского, по докладу которого выходило, что за период с 1января 37г по 30 марта в РККА по политическим мотивам было арестовано 577 человек, за период с 1 апреля по 11 июня -4370 человек. В этот же день был арестован комиссар ГБ 1-го ранга В.А.Балицкий бывший нарком Внутренних Дел на Украине. Следствие по его делу продлится недолго, с последующим приговором ВК ВС СССР ВМН(ВМСЗ) 27-11-1937г
   8 июля 1937г-Япония объявила войну Китаю.5 отдел ЦАГИ вместе с ЦИАМ (моторостроение ) доработал центробежный нагнетатель АЦН-2 для самолета АНТ-42 и наконец закончили испытания моторов АМ-34ФРН которые начались в 1936г.Сам АНТ-42 был в ремонте, главный конструктор Незваль в больнице( с поломанной ногой) после аварии самолета. Тем не менее решили устанавливать АЦН на самолет за кабиной летчика. Установка продлится до августа месяца.
   12-14 июля 1937г- мировой рекорд дальности полета на одномоторном самолете АНТ-25.Экипаж в составе М.М.Громова, А.Б.Юмашева и С.А.Данилина совершили перелет через СП по трассе Москва-Сан-Джасинто протяженностью 11500км!
   18июля 1937г-Постановление ЦИК СССР о награждении Н.И.Ежова орденом Ленина и знаком "Заслуженный Чекист".
   19 июля 1937г-Испания. Северный фронт- франкисты захватили город Бильбао после 109-и дней осады. В этот же день совместный Приказ N 0072/009 ГУ ВВС КА и ПГУ НКАП (запоздалое решение) о проведении испытаний бронеспинок летчика самолетов И-16 и СБ -подписан Алкснис и Туполев.
   20 июля 1937г- в Саратове органами НКВД арестован бывший начальник ГУГБ СССР комиссар 1-го ранга Я.С.Агранов. В Саратов был переведен из Москвы в мае 1937г (снова возникают любопытные письма ...) Командующий ВВС КА Алкснис обращается в СНК к В.М.Молотову с просьбой наградить конструктора Немана и членов его бригады за создание самолета Р-10.
   24 июля 1937г-в Харькове, по телеграмме следующего содержания " По делу "Катод-Кредо" Шубникова Льва, Комарова Петра и Розенкевича Льва арестуйте. Аресты согласованы Москве НКТП Межлаук, прокурором Леплевским" переданной из Москвы в адрес НКВД УССР Шумскому началось следствие по УФТИ(Украинский физико-технологический институт).Дело вели замначальника ХОУ капитан Рейхман под присмотром врид облпрокурора Леонова.
   25 июля 1937г-СНК СССР КО утверждает план самолетостроения на 1938г
   28 июля 1937г-японские войска захватили город Пекин. В этот же день-Приказ N79 ПГУ НКОП директору завода N135 -"установить программу по сдаче самолетов ХАИ-5(Р-10) на 1937г количество 70 единиц, на 1938г-300 единиц".Подпись замначальника ПГУ Туполев.В этот же день экипаж утвержденный для перелета через СП- С.А. Леваневский, Н.Г. Кастанаев совершили перелет по маршруту Москва-Мелитополь-Москва на самолете ДБ-А.
   30 июля 1937г-Приказ N00447 наркома НКВД об операции по репрессированию с 5 августа 1937г бывших кулаков,антисоветских элементов и уголовников во всех республиках,краях и областях-"..часть перечисленных выше элементов уйдя из деревень в города, проникла на предприятия промышленности, транспорт и на строительство"-далее в приказе был обозначен контингент из 8-ми пунктов подлежащий репрессии и меры наказания, затем порядок ведения следствия, создание судебных троек и отчетность. Срок проведения операции-4-е месяца.
   Конец июля- в течении последних месяцев происходит ряд серьезных аварий самолет И-16 тип5.Чтобы успокоить строевых летчиков в безаварийности самолета проводят повторное испытание в НИИ ВВС. Во время испытаний было выполнено 3318 штопоров, иммельманов, петель(по другим данным испытания проходили в конце 37-го). Отремонтирован АНТ-42. Контроль за испытаниями берет на себя Алкснис, руководство -начальник НИИ ВВС А.И.Филин. При испытании на скоростной режим самолет САМ-5 (конструктор Москалев) попадает в аварию- при расследовании в бензобаке находят сахар. Строительство завода N16 в Воронеже близится к завершению.
   1 августа 1937г -начались испытания отремонтированного АНТ-42 летчик П. М. Стефановский (НИИ ВВС).Полеты проходили без включения АЦН. Самолет не поднимался выше 3500-4000 метров. Мощность двигателей (4хАМ-34ФРН) с набором высоты резко падала. Ресурс двигателей был 25 часов. Возник конфликт между ведущим инженером НИИ ВВС Марковым и конструктором двигателей А.А.Микулиным (подпиленные картера двигателей АМ-34).В этот же день был арестован снятый с должности замнаркома Внутренних Дел УССР, комиссар ГБ 3-го ранга В.Т.Иванов.
   6 августа 1937г-было заключено торговое соглашение между СССР и США.
   8 августа 1937г-. Правительство Чан- Кай- Ши обратилось за помощью в МИД СССР. В Испанию поступила партия (62 един) истребителей И-16 с усиленным крылом.
   9-11 августа 1937г начал работать штаб по подготовке перелета самолета ДБ-А(Н-209) экипаж С.А.Леваневского.Самолет к полету готовился бригадой под руководством опытного инженера М.А.Тайц. Начальником штаба был назначен В.И.Чекалов. Расчеты на основании летных данных показывали что при взлетном весе 34,5 тонн с 16,4тонн горючего самолет будет иметь дальность 8860 км что при расстоянии от Москвы до Фэрбэнкса в 6650км дает запас равный 26,5%.Аварийный запас продовольствия на самолете составлял 45-60 дней.
   11 августа 1937г- Испытания АНТ-42 с включенным АЦН(1хМ100) высотность начала рости. Стефановский перегоняет самолет из Подлипок в Щелково для дальнейших испытаний.
   12 августа 1937г- состоялся старт самолета Н-209 в 18часов15 минут с аэродрома Шелково. Экипаж самолета: командир С.А.Леваневский, второй пилот Н.Г.Кастанаев, штурман В.И.Левченко, радист Н.Я. Галковский, борттехники Н.Н.Годовиков, Г.Г.Побежимов Самолет в воздух поднял Кастанаев.14 августа в 13 часов 40 минут самолет прошел СП и лег курсом на Канаду...
   15 августа 1937г- все советские газеты опубликовали решение Правительства о развертывании поисков пропавшего самолета ДБ-А (Н-209). Поиски будут остановлены в мае 1938г.Конструктор Болховитинов аресту не подвергался.
   16 августа 1937г-Приказ N090 ПГУ НКОП директору завода N1 А.Ф.Сидора- бригаде конструктора С.А.Кочергина-" ускорить внедрение в производство самолета Валти".Подпись Туполев. Самолет был закуплен в 1936г в США. Построено было 36 единиц,5 из которых собраны были из американских деталей. Качество и ЛТХ были низкими- использовался как почтовый на линиях Москва-Киев и Москва-Ташкент. Единственный, положительный момент от внедрения этого самолета- был получен опыт плазово- шаблонного метода производства (Туполеву об этом позднее напомнят). Парторгом на заводе был А.И .Шахурин.
   17 августа 1937г органами НКВД арестован командир 15 Отдельного КавКорпуса ЛенОВО К.К.Рокоссовский.
   18 августа 1937г- событие в ЦАГИ. Закончено строительство аэродинамических малых труб Т-102 и Т-103.Как потом выяснится, строительство шло с нарушением.
   21 августа 1937г - Советское правительство подписало договор с правительством Китая (Чан-Кай-Ши).
   27 августа 1937г-состоялся первый полет АНТ-51(конструктор П.О.Сухой) летчик М.М.Громов. Днем раньше экипаж в составе В.К.Коккинаки и Бряндинского установили мировой рекорд по замкнутому маршруту Москва-Севастополь-Свердловск протяженностью 5018км скоростью 325,2 км /час с грузом в 1 тонну на самолете ЦКБ-29 конструкции С.В.Ильюшина.
   Конец августа 1937г- состоялось официальное закрытие компании "Дер-Люфт" существовавшей с 20-х годов. Испытания самолета КОР-1(конструктор Г.М.Бериев)на Черном море получили отрицательную оценку. Самолет направлен на доработку.ЦАГИ еще раз пересмотрели форму редана поплавка КОР-1. ЦИАМ начал внедрять магниевые сплавы. Впервые магний был получен в начале 30-х годов как и алюминий- электролитическим способом и нашел применение в осветительных и зажигательных авиабомбах (АБ).Температура горения достигала 2500-3000 град. Стратостатники Украинский и Алексеев поднялись на высоту 15200м. По призыву ЦК РКСМ (ВЛКСМ), ОСОАВИАХИМа, ОДР на работу в Арктику ехала молодежь- врачи, геологи, сотни радиолюбителей и др. -изучать, осваивать и использовать богатства Севера. Несмотря на репрессии накал энтузиазма простых людей был высокий.
   1 сентября 1937г-Постановление ЦИК СССР о присвоении звания Герой Советского Союза С.А.Данилину и А.Б.Юмашеву. М.М.Громов был удостоен этого звания ранее 28сентября 1934г следом за Ляпидевским, Водопьяновым, Каманиным, Дорониным, Леваневским, Молоковым и Слепневым которые участвовали в спасении "Челюскинцев".
   2 сентября 1937г-летчик М.Ю.Алексеев установил неофициальный мировой рекорд подняв на самолете СБ-бис груз весом 1000кг на высоту 12246,5 метров.
   7 сентября 1937г-партком завода N18 исключает конструктора К.А.Калинина из рядов ВКП(б) "как бывшего участника в Петлюровском движении" и обвиняет его в том, что он превратил завод в опытное конструкторское бюро, не довел не одной машины до серийного производства чем и нанес большой ушерб государству.
   9 сентября 1937г-органами НКВД арестован начальник КБ и по совместительству главный инженер завода N21 А.Р. Бочин. Предьявленное обвинение по ст. 58-7 и 58-11 УК РСФСР (вредительство и саботаж).На следствии Бочин обвинил не эффективную работу руководителей ПГУ НКОП.В этот же день был арестован Д.А.Угер(Реми) бывший военинженер 1930-33гг.авиаотдела АМТОРГ в США,уволенный из рядов РККА июне 1937г
   10 сентября 1937г-органами НКВД арестован во второй раз начальник 7-го отдела ЦАГИ А.В. Надашкевич (Первый раз арестовывался ЭКО ОГПУ в 1930г по делу "Промпартия", тогда вместе с ним были арестованы директор завода N25 Б.Ф.Гончаров и замдиректора завода N1 И.М. Косткин.С конца 1931г Надашкевич работал в КОСОС по авиавооружению).
   11 сентября 1937г-выходит директива N59098 литер Н ГУГБ СССР (закрытое письмо) направленное начальникам УНКВД союзных республик краев и областей о происках польской разведки. Подписи нарком Ежов, оперсекретарь Ульмер. Вслед за этим пойдут аресты( в историю войдет как дело ПОВ).В этот же день Смушкевич подает записку в НКО и ЦК ВКП(б) настаивая на немедленном запуске в серийное производство самолета "Иванов" конструкции Немана. Самолеты строились по конкурсу "СЗ"-спецзадание(многие трактуют как Сталинское задание, но это не так т.к. ТТТ разрабатывалось и утверждалось Алкснисом, затем СТО ) участие приняли П.О. Сухой и И.Г.Неман, конструктор Н.Н.Поликарпов от участия отказался.
   15 сентября 1937г- в Германию прилетает премьер-министр Англии Чемберлен. Начинаются переговоры с Гитлером о Чехословакии. После небольшой аварии при испытании АНТ-51 ( 8сентября летчик М.Ю.Алексеев произвел посадку самолета с убранным шасси -повредил винт, мотор и крыло) решено строить второй самолет. Опытный мотор М-62(по другим данным М-87А) сдан в ремонт на завод N19.
   17 сентября 1937г-органами НКВД арестован Я.Я.Алкснис (однофамилец?) начальник кафедры Академии ГенШтаба. В мае-июле 1937г прошла чистка (дело не обошлось одними доносами) среди преподавателей Военной Академии им Фрунзе.
   21 сентября 1937г-в здании ГУАП (пл. Нагина) органами НКВД арестован замначальника ПГУ НКОП А.Н.Туполев. После его ареста пошли запросы НКВД на других работников ЦАГИ,КОСОС и завода N156.В течении короткого времени были арестованы руководящие работники ЦАГИ- начальник Н.М.Харламов, замначальника А.Н.Некрасов, И.И.Сидорин, Б.С. Стечкин. Из числа руководителей бригад КОСОС на свободе остались А.А.Архангельский, И.Ф. Незваль, П.О.Сухой и пока еще директор КОСОС и он- же главный инженер завода N156 В.М. Петляков. Остались на свободе секретарь парткома ЦАГИ Н.В.Бабушкин и секретарь парткома КОСОС Н.И.Дедков- до них дело не дошло.
   25 сентября 1937г -премьер-министр Италии Б.Муссолини прибывает в Берлин на переговоры с Гитлером.
   26 сентября 1937г- авария опытного самолета СБ-УТ по вине летчика НИИ ВВС В. Дацко- (при взлете не открыл кран бензобака) самолет упал на жилой дом- пострадал ребенок. Дацко был серьезно наказан, а ответственный за полет П.М. Стефановский был снят с должности комэска.
   29 сентября 1937г- дирижабль В-6 под командованием И.В.Панькова и С.В.Демина идя непрерывно по кругу вокруг г.Москвы пробыл в воздухе 130 час 27 минут. Пройденный путь составил 4800км.Таким образом был побит рекорд ранее принадлежащий немецкому LZ-127.В этот же день в клубе им. Кухмистерова (театр Чехова) органами НКВД арестован В.М. Петляков.
   Конец сентября 1937г- началось производство форсированного авиамотора М-87 и проектирование М-88.Завод N135 начал выкатывать самолеты ХАИ-5(Р-10) головной серии. Состоялся первый полет самолета СТРЕЛА (конструктор А.С. Москалев) и БОК-5 (конструктор В.А.Чижевский). Самолет ДБ-3 (конструктор С.В.Ильюшин) проходит войсковые испытания -полет с бомбовой нагрузкой 1т Москва-Баку(полигон)-Москва. ГУ ВВС КА утверждает макет самолета "Иванов" конструктора Немана. Начали внедрять в серийное производство самолет У-2(Я-20) конструктора А.С.Яковлева. Согласно Постановления СНК СССР начали оказывать помощь Китаю. Самолеты СБ выпущенные на заводе N125(Иркутск) в количестве 20 единиц направлены в Китай- ответственный комбриг Т.И. Тхор. Начали формировать группы летчиков добровольцев. В.П.Чкалов попадает в аварию-самолет И-16 N5210671 разбит- Чкалов отделался царапинами. Состоялся выпуск первого набора (137 человек) из Академии ГенШтаба РККА. Слушатель Академии А.М.Василевский направлен для дальнейшей службы в ГенШтаб РККА.
   2 октября 1937г-авария с гидросамолетом МБР-5 (конструктор Д.П.Самсонов)-утонул при посадке. При расследовании причин аварии произошла крупная ссора между конструктором Бериевым и Самсоновым.
   11 октября 1937г- Н.Н.Поликарпов передает проект самолета И-153 и эскизный проект ВИТ-2 на Военный Совет ВВС РККА.
   15 октября 1937г- Испания.12 самолетов Р-Зет в сопровождении 30 И-15 и И-16 атаковали авиабазу в Сарагосе. Было уничтожено на земле15 самолетов мятежников.
   21 октября 1937г-на пост замначальника и главного инженера ПГУ НКОП назначают С.В.Ильюшина.
   23 октября 1937г- группа Кочергина(завод N1) предьявила первый собранный самолет Валти (под обозначением БШ) на заводские испытания.
   Конец октября 1937г-в Чехословакии начали укреплять ВВС. Одновременно три авиафирмы "Летов", "Аэро" и "Авиа" приступили к строительству самолета СБ (под обозначением В-71) по проданной лицензии СССР, согласно постановления N3ссСТО КО январь 1937г. Двигатели не продали, поэтому чехи заменили их на французские Испано-Союза. Министр пропаганды Германии был в истерике. СССР в обмен получило лицензию на производство горных пушек Шкода С-5 и узлов для танкеток. Первые летчики-добровольцы из СССР прибыли в Китай. Приостановленно испытание самолета АНТ-42 (ТБ-7)-характеристики самолета не укладываются в нормы ТТТ. На заводе N1 продолжалась работа над пятью рубиновыми звездами для башен Кремля. Решение СНК СССР и Политбюро было принято еще в мае 1937г. К концу октября месяца работы были завершены.
   1 ноября 1937г- В.М. Петлякову предъявлено обвинение в саботаже и вредительстве. Проведена очная ставка с Незвалем ,от которого Петляков узнает, что АНТ-42 не дотягивает в скорости на высоте-395км/час,( вместо заявленных 440 км/час) завышен вес самолета на 635кг, тяжелое("тугое") управление. Петляков советует Незвалю обратить внимание на винтомоторную группу. Обвинение следователя "что он входил в антисоветскую группу Туполева" В.М. Петляков начисто отвергает. Дело Туполева продолжает раскручиватся.
   2 ноября 1937г-в первый раз зажглись звезды на башнях Кремля.В этот же день органы НКВД арестовали главного инженера РНИИ N3 НКОП, военинженера 1-го ранга Г.Э Лангемак.
   5 ноября 1937г-утвержден Акт о госиспытаниях тяжелого бомбардировщика АНТ-42(ТБ-7).Подписали замнаркома НКО командующий ВВС Алкснис, от НИИ ВВС инженер Марков и летчик-испытатель Стефановский. Алкснис обращается к наркому НКО Ворошилову по вопросу устранения недостатков самолета АНТ-42(ЛТХ).Принятое решение- недостатки устранить до 10 декабря 1937г и начать строительство еще одного АНТ-42 на заводе N135 и подготовке производства малой серии на заводе N124(Казань).
   7 ноября 1937г- состоялся военный парад на Красной площади. Несмотря на плохую погоду в параде приняла участии авиация.(более 300 самолетов различного типа).В небе строй самолетов образовал латинскую цифру "ХХ".
   11 ноября 1937г-Постановление N 171/СС СНК СССР КО "О необходимых мероприятиях по скорейшему внедрению в серийное производство самолетов Волти и И-15 бис на заводе N1".Подписи В.М.Молотов и Базелевич.
   12 ноября 1937г- 5-я бригада А.ААрхангельского (число сотрудников 120 человек, средний возраст 25-27 лет) начали проект пассажирского самолета ПС-35 на базе самолета СБ.
   22 ноября 1937г-первый вылет второго опытного самолета "Иванов" (СЗ АНТ-51) конструктор П.О.Сухой. Первый самолет был разбит в сентябре 1937г.В этот же день сотрудники НКВД арестовали начальника НИИ ВВС комкор Н.Н.Бажанова, который занимал этот пост с 1935г.
   23 ноября 1937г-органами НКВД арестован командующий ВВС КА Я.И.Алкснис направлявшийся на дипломатический прием в Германское посольство. В тот же день арестован начальник Автобронетанкового Управления РККА Г.Г. Бокис. Руководством к действиям органов НКВД послужила сентябрьская Директива N 59098 за подписью Ежова.
   30 ноября 1937г. Нарком НКВД Ежов направляет сводку-показания арестованных по ГУГБ НКВД СССР. 30 ноября 1937 г. на имя Сталина.
  
   Совершенно секретно
   30 ноября 1937 г.N 62378Т.
   СТАЛИНУ
   Направляю сводку важнейших показаний арестованных по ГУГБ НКВД
   за 27 ноября 1937 г
   СВОДКА
   важнейших показаний арестованных ГУГБ НКВД Союза ССР
   По 3-му ОТДЕЛУ.
   .......................
   4. ТУПОЛЕВ А. Н.
   Зам нач. 1-го Главного Управления НКОП. Допрашивали: Груздев, Белгородский.Дал
   дополнительные показания о своей шпионской работе в пользу Франции, сознался,
   что с 1924 года он был связан с агентом французской разведывательной службы
   русским эмигрантом МАРГУЛИСОМ, которому систематически передавал сведения о
   советском воздушном флоте.Дополнительно показал о ряде вредительских актов,
   проведенных им и другими участниками антисоветской организации в авиационной
   промышленности. Дал показания о срыве им перелета ЛЕВАНЕВСКОГО через Северный
   полюс в Америку в 1935-1937 гг.; показал, что им и участником антисоветской
   организации ОЗЕРОВЫМ был сорван полет ГРОМОВА в 1933 году на установление
   мирового рекорда дальности.
  
   5. КОРОЛЕВ Г. М. Бывший директор завода N 26.
   Допрашивал: Кузнецов.Дал показания о своем участии в антисоветской организации в
   авиационной промышленности, в которую он был вовлечен РУХИМОВИЧЕМ в 1935
   году.КОРОЛЕВ назвал ряд активных членов организации на заводах NN 1, 26 и 39.
   Основная группа организации, известная КОРОЛЕВУ, существовала на заводе N 26,
   где проводилась значительная вредительская работа.Показания КОРОЛЕВА являются
   первичными.
   Источник: В.Хаустов, Л.Самуэльсон " Сталин, НКВД и репрессии 1936-1938 гг." РОССПЭН. М. 2010 С.391-407 ..........................................
  
   Конец ноября 1937г- дополнительная партия (31 единица) самолетов СБ под командованием Ф.П. Полынина вылетела в Китай(Алма- Ата- Нанкин). Япония оккупировала Шанхай. ВВС Китая (до того как пошла помощь из СССР) имели на вооружении старые английские и итальянские самолеты "Гладиатор",Фиат, Кампрони 1929-33гг и противостоять против японских И-85 и И-86 не могли. Испания итальянские и немецкие корабли блокировали порты и побережье. Судоходство в этих районах стало крайне опасным. В СССР начались испытания самолета АНТ-44(конструктор А.П.Голубков) с новыми моторами М-85.Поликарпов сделал доклад на Политбюро ВКП(б) о перспективах развития истребительной авиации (там же в шутку получил псевдоним "Король истребителей") Н.А.Жемчужин назначен заместителем Н.Н.Поликарпова. Провели испытания самолета с усиленным вооружением- вначале с пулеметами Ультра- ШКАС, затем добавили пушку ШВАК калибр 20-мм.По окончанию испытаний-"...установить программу заводу N21 по выпуску самолетов на 1938г: И-16 с мотором М-25В в пулеметном варианте 1300шт.,И-16 с мотором М-25В в пушечном варианте 350 шт.,УТИ-4 с мотором М-25А и М-25В -350 шт." Прошли заводские испытания самолета ОКО-1(конструктор В.К.Таиров) летчик Ю.И. Пионковский. Конструктора Немана переводят на завод N135 начальником СТКБ, он не соглашается, продолжает работать в Харькове.В течении 1937г испытания самолетов шли параллельно в НИИ ВВС и ЛИИ ЦАГИ (начальник В.И.Чесалов).В конце ноября органами НКВД арестован главный инженер Дирижаблестроя А.И.Путилов назначенный на эту должность 15 января 1937г.Обвинен в халатности. При строительстве дирижабля В-15 оболочка была брошена в непроветриваемом ангаре- покрылась плесенью и сгнила. Проведены аресты на заводе N19-директора Швецова, главного металлурга Шумилина и диспетчера Басина обвинили в саботаже т.к. сданный для ремонта 8 сентября поврежденный опытный авиадвигатель АНТ-51(авария 8 сентября летчик Алексеев) не был отремонтирован на 22 ноября. По непроверенным данным во второй половине ноября 1937г органы НКВД арестовали жену Туполева- находилась под следствием.
   4 декабря 1937г-Испания четверка И-16 вынудила к посадке на своем аэродроме немецкий истребитель Bf-109.Самолет будет разобран и тайно вывезен в СССР.
   5 декабря 1937г-Страна отмечала День Конституции.
   7декабря 1937г-Постановление N191/cc СНК СССР по заводу N21 о улучшении качества производства авиамоторов и план на 1938г.
   8-10 декабря(точную дату выяснить не удалось) на пост командующего ВВС КА назначен командарм А.Д.Локтионов. Короткая справка из биографии: -Локтионов А.Д. родился 1(13)-08-1893г. В 1916г окончил школу прапорщиков. С 1918г в РККА- комполка, командир бригады. С1921г- командир 2-й СД. В 1923г окончил Высшие академические курсы. В 1928г окончил КУВНС.1933г помощник командующего Белорусского ВО по авиации, комкор. Начало 1937г-помощник командующего Харьковского ВО по авиации. Командующий войсками Среднеазиатского ВО, командарм.
   12 декабря 1937г-состоялись Выборы согласно новой Конституции. Демократическая составляющая заключалась в установлении тайного голосования и запрещении голосовать по спискам. ВКП(б) шла на выборы вместе с блоком беспартийных .Герой Советского Союза В.П.Чкалов баллотировался по Горьковской области- в Совет национальностей, "испанец" Герой Советского Союза П.В.Рычагов и нарком Ежов в Верховный Совет СССР.В этот же день замкомандующий ВВС КА Смушкевич подписывает заключение по самолету К-12(конструктор К.А.Калинин) -"самолет по своей принципиальной схеме представляет большой интерес для ВВС...".
   13 декабря 1937г-Приказ N00226 НКОП по исполнению Постановления N182/cc СНК СССР от 23 ноября 1937г о производстве самолетов-истребителей на заводе N21.
   17 декабря 1937г-Испания. Еще одна радостная новость, истребители республиканцев вынудили к посадке на своем аэродроме немецкий бомбардировщик Не-111.(выяснить подтверждений этих данных не удалось).
   20 декабря 1937г-Приказ N00274 НКОП главному инженеру ПГУ С.В.Ильюшину, директорам заводов NN 29 и 39.Приказ касался выпуска моторов М-87 и увеличения ресурса их работы до100час.,а так же обеспечения ЛИС в г.Днепропетровске.
   23 декабря 1937г-Испания, итальянские истребители в бою сбили 9 самолетов Р-Зет советского производства.
   24 декабря 1937г-поднялся в воздух гидросамолет МДР-5(конструктор Г.М. Бериев).
   27 декабря 1937г- начали проводить испытательные полеты И-16 в штурмовом варианте, в крыле самолета были установлены шесть пулеметов, а под крылом два замка для бомб калибра 50 кг. Ответственный за разработку был назначен Боровиков.
   29 декабря 1937г-Испания. Германская авиация впервые в боевых действиях применила пикирующий бомбардировщик Ju-87.
   31 декабря 1937г-Командующий ВВС КА командарм А.Д. Локтионов и член Военного Совета ВВС КА Кольцов утвердили план опытного самолетостроения на 1938г.
   Конец декабря- командир 65-гоИАП Герой Советского Союза П.В.Рычагов назначен старшим военным советником по авиации в Китай. Определилась самостоятельно группа конструктора Яценко, выйдя из состава КБ Кочергина. Сдали в серию гидросамолет КОР-2.Вышел строгий приказ директору завода N 19 довести ресурс двигателя М-25 до первого ремонта 250 часов для истребителя и 300 часов для бомбардировщика.Органы НКВД произвели арест директоров завода N18 Чернышова, бывшего директора завода N24 Марьянова и замдиректора того же завода Гельмана. В связи с неудачами в Испании связанные с нашей авиацией резко изменилась оценка деятельности И.Г.Неймана. Н.Н.Поликарпов построил на заводе зал для статиспытаний, макетный и сборочный цех и получил квартиру в новом доме по Малому Пионерскому переулку вместе с конструкторами С.В.Ильюшиным, А.С.Яковлевым. Ввели разделение производства:- завод N22 выпускал МПИ(ВИТ-1), И-17,И-17,завод N 84 одномоторный разведчик и штурмовик Неймана. Было завершили серийное производство самолета ТБ-3 (АНТ-6) конструктора Туполева (всего было построено 818 шт.).
   1937г Страна Советов шумно отмечала праздники- Первомай, Великий Октябрь, Конституцию. Под зановес отметили-"ХХ-ю Годовщину ВЧК-НКВД".По последнему случаю в Большом театре состоялся торжественный вечер и концерт посвященный Дню чекиста. В президиуме были Ворошилов, Молотов, Каганович, Хрущев и Ежов. Докладчиком был А.И.Микоян. Еще целую неделю после этого все советские газеты печатали портреты Ежова, сочиняли стихи и песни-"Ты пуля для всех скорпионов и змей. Ты око страны, что алмаза ясней"- Акын Джамбул. "Будут славою светится - буквы твердые ЧеКа. Знамя гордое чекистов держит крепкая рука" и т.д.
   В 1937г СНК упраздняет " СТО"- Совет Труда и Обороны как дублирующий орган (подобное было с РевВоенСоветом) и преобразует Комиссию Обороны при СНК в Комитет Обороны. Председателем выбран В.М.Молотов, членами И.В.Сталин, К.Е.Ворошилов и др. Был создан Союзный НКВМФ. Наркомом назначен П.А.Смирнов. К концу 1937г советская авиационная промышленность имела в распоряжении 24 авиационных КБ и 59 авиазаводов (в начале 1937г только 38),станочный парк насчитывал 23 тыс. станков. Количество рабочих занятых в авиапромышленности составляло около 250 тысяч человек. СНК КО начал практиковать так называемую форму "бронь" освобождающую работников авиазаводов от службы в рядах РККА. Из-за отсутствия жилья текучесть кадров на заводах была высокой. В связи с этим рос процент брака в выпускаемой продукции. В1937г общее количество, выпушенных самолетов всех типов составляло 6000 единиц. В состав АП НКОП входили -четыре НИИ, ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, два треста "Установка", предприятие "Дирижаблестрой", ГидроАвиаПром, металлургические, смежные и подсобные заводы. Специалистов готовили МАИ, ХАИ, КАИ, РАИ и более десятка техникумов. Понятно, что цифра в 21 авиазавод НКОП вступивший в строй в 1937г вызывает удивление. Объяснение простое - на протяжении всего года НКОП по постановлению СНК были переданы многие непрофильные предприятия, например:- "На основании Разрешения СНК NСО 861с от 23.03.37г и Приказа N071 НКОП от 5.04.37г выделить из состава завода N120 литейное производство, реорганизовав его в самостоятельный завод N219" или "...В соответствии с постановлением СТО, принятую 31 мая 1937г в систему ПГУ НКОП Химкинскую мебельную фабрику впредь именовать завод N301".Подпись Каганович. В 1937г АП НКОП были переданы завод "Сибсельмаш" (Омск), "Коммунар" (Запорожье), "Саркомбайн" (Саратов), завод им. Гольцмана и др. В кооперацию с НКОП вступил завод "Серп и Молот" (Москва) и т.д.Заводы принимала спецкомиссия в составе: -Алкснис, Ванников, Туполев (до октября 1937г).В 1937г было закончено строительство завода N16 в Воронеже, запушен конвеер на заводе N24 по производству моторов АМ-34ФРН (высотность которого всеми усилиями поднять не удавалось, на высоте более 6000метров резко падало давление масла, ресурс форсированного мотора был равен 25 час) при этом резко на 51% снизились затраты времени на его изготовление. В строительстве новых авиазаводов активно использовался принудительный труд заключенных ГУЛАГа. Так на 1 января 1938г (В.Н.Земсков) в местах заключения находилось 1881570 человек. Из них в ИТЛ -996367 человек, в ИТК-885203 человек. Из общего числа были осуждены:по статьям 58 пункт 1,1Б,2-6,ст.193 п4 УК РСФСР(шпионаж)-93890 человек. По ст.58п.8(террор)-27958 чел. По ст58п.9 (диверсия)-42019 чел. По ст.58-п.7п.14(вредительство и саботаж)-67710 чел. По ст.58п.10 и ст.59п.7(контрреволюционная агитация)-234301 чел. Из общего числа выделены группы заключенных по социальному положению:1-бывшие кулаки-370.422 чел.2-дворяне, помещики,торговцы-114674 чел.3-деклассированный элемент(без определ. занятий)- 129957.4-служители культа-33382 чел.5-кустари-7337 чел.6-домохозяйки,иждивенцы-13381 чел.7-служащие 134989 чел.8-единоличники-27209 чел.9-колхозники-41617 чел.10-рабочие-45706 чел.11-красноармейцы и мл.начсостав-6689 чел.12-комсостав РККА-3650 чел. Арестованные сотрудники НКВД составляли 3837человек(в эту численность включены как работники НКГБ, так и сотрудники милиции, пожарной охраны, ЗАГСов, ГУГСК, ГУМиВ, внутренних и пограничных войск которые входили в состав НКВД). Как и весь советский народ они вносили свой вклад в построение Мощного, Социалистического государства - СССР.
  
   (Продолжение следует...)
  
   Примечание: Список используемой литературы и источники будут приведены в конце части 5.

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2018