ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Волков Александр Александрович
"Бунт маршалов-мятеж генералов"

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 7.00*9  Ваша оценка:



  "Бунт маршалов -мятеж генералов" или послевоенные дела-делишки.

  "За что сижу-по совести не знаю?!
   Но прокуроры видимо правы..."

   Исторические факты прикрытые покрывалом тайны всегда вызывают повышенный 
  интерес общества.В обычной жизни, подобные факты очень часто становились 
  предметом различных слухов и домыслов среди обывателей.В средине 90-х 
  политические изменения в общественном сознании, приоткрыли дверь к архивным 
  фондам,и многие исследователи смогли  воочую посмотреть ранее недоступные 
  материалы.К сожалению,вместо четкого анализа, волна достаточно искаженной 
  информации прокатилась "девятым валом" по страницам печатных изданий и 
  электронных СМИ смывая все на своем пути,мешая в  водовороте,превращая в горы 
  мусора все положительное,вынося на поверхность  лишь неприглядную сторону 
  советского руководства...
  
  Во второй половине 90-х, журналистская братия совместно с  общественными 
  организациями различного толка спешила бросить свой "камень" в могилу 
  советского строя.Целая плеяда писателей охваченная  веянием "нового 
  политического мышления" интерпретировала  доступные исторические факты  на все 
  лады -доходя порой до явного (безнаказанного) оскорбления  заслуженных людей. 
 
  В качестве примера,приведу небольшой отрывок из статьи  под названием "Бунт 
  маршалов",автором которой является некто Ю.Краснощок.Статья была напечатана в 
  украинском электронном издании "Зеркало недели" ?23 (140) в 1997г.Речь в 
  статье шла о так называемом "авиационном деле" (весна 1946г) инициатором 
  которого по мнению автора был не кто иной, как- В.И.Сталин.
  Итак,цитирую : 
  "...Вообще Василий Сталин был одиозной фигурой в советской военной авиации. 
  Пьяница, бездельник, бабник - он вобрал в себя много негативных качеств своего 
  именитого отца. Возомнив себя принцем-инфантом и опираясь на могучую поддержку 
  отца, он сделал в ВВС сказочную карьеру. Этому в значительной мере 
  содействовал и маршал Новиков, желая выслужиться перед генералиссимусом.В 21 
  год майор Василий Сталин занимает генеральскую должность инспектора Главной 
  инспекции ВВС, в двадцать два - подполковник и командир 32-го гвардейского 
  авиаполка, в двадцать три - полковник и командир гвардейской авиадивизии, в 24 
  - генерал-майор авиации и командир дивизии резерва Ставки Верховного 
  Главнокомандования, в 25 - командир авиационного корпуса, в двадцать шесть ему 
  присваивают звание генерал-лейтенанта и назначают командующим ВВС Московского 
  военного округа.Царь Николай II за тринадцать лет отцовского правления в 
  России дотянул до полковника, Василий Сталин за пять лет от курсанта спецшколы 
  ВВС вырос до генерал- лейтенанта. Поэтому в недалеком будущем он представлял 
  себя уже главным маршалом авиации. В одной из семейных бесед с отцом Василий 
  Сталин поинформировал отца, что в авиации свили себе гнездо враги, подрывающие 
  боеспособность ВВС Советской Армии. И главный виновник этого - маршал авиации 
  Новиков, который их прикрывает. Мол, с его благословения на вооружение 
  советской авиации принимают самолеты, которые не соответствуют техническим 
  требованиям, что приводит к авариям и влияет на уровень боеготовности военной 
  авиации, и поэтому наша авиация отстает от американской. Подавая такую 
  обвинительную информацию, Василий Сталин и не представлял себе, какой 
  "материал" он подкинул отцу, который давно уже собирал "дело".Вскорости Берия 
  арестовывает всю верхушку ВВС СССР. Сначала маршала авиации Новикова. Затем 
  командующего дальней авиацией маршала А.Голованова, маршала авиации 
  С.Худякова, заместителей командующего ВВС генерал-полковников авиации 
  А.Никитина, И.Туркеля и многих других генералов этого штаба. Началось 
  обвальное удаление генералов и освобождение их от должностей в разных округах 
  страны."

  В статьях подобного рода меня всегда поражает отсутствие журналистской этики и 
  та авторская бесцеремонность в обращении с историческим материалом.Возможно, 
  автор получил в свое время фундаментальное образование,но не удосужился 
  (возможно  в погоне за гонораром или преславутой популярностью) узнать,что 
  Л.П.Берия занимал пост наркома НКВД лишь до 29 декабря 1945г. и никакого 
  отношения к аресту "всей верхушки ВВС СССР" не имеет.Впрочем,перевоспитывать 
  кого-то или открывать страничку литературной критики здесь никто не намерен,а 
  уж тем более навязывать сообшеству личное мнение о том или ином авторе...

  Речь в данной теме пойдет о малоизвестных фактах "тихих дел" первого 
  послевоенного года.История этих дел многогранна,запутана и коснулась она в 
  основном заслуженных людей,которые немало сделали,что-бы обеспечить Победу 
  советского народа в борьбе с гитлеровской Германией.Выражение о том,что 
  "...вся Москва с ужасом говорила об этих арестах..." пусть остается на совести 
  "историка" Э.Радзинского и Д.Волкогонова.
  
  Читатель,вероятно уже догадался,что разговор пойдет не о стяжательстве,алчности
  или коррупции среди старшего офицерского состава КА и МГБ (а таких было немало)
  вставших на "рельсы" личного обогащения незаконным путем за счет трофейного барахла
  после Великой Победы в 1945г.Ну и уж конечно не может быть речи не о каком 
  "бунте маршалов и мятеже генералов".... 

  Как известно,в 1945г,в  Советском Союзе 12 человек носили высокое воинское 
  звание -Маршал СССР.Среди них два человека были удостоены специального звания 
  Главный маршал авиации Е.Голованов и А.Новиков.С апреля 1942г. А.Новиков  
  являлся командующим ВВС СССР,заменив на этом ответственном посту Жигарева.В 
  марте 1946г.Новиков внезапно был отстранен от занимаемой должности,а затем 
  арестован... 

  13 декабря 2000г. агенство "Интерфакс"  опубликовало следующее сообщение:  
  Военная коллегия Верховного суда РФ реабилитировала Главного маршала СССР 
  дважды Героя Советского Союза Александра Новикова. "Изучив после обращения к 
  нам жены А.Новикова Светланы архивные материалы так называемого авиационного 
  дела 1946 года,мы пришли к выводу,что оно СФАБРИКОВАНО  и носило не уголовный 
  ,а ПОЛИТИЧЕСКИЙ характер",-сообщил председатель комиссии при президенте России 
  по реабилитации жертв политических репрессий Александр Яковлев.
  Вот так Новость!. Выходит все статьи Уголовного Кодекса РСФСР редакции 1926г.,
  о воинских преступлениях, которые касались  служебной халатности,стоит теперь
  рассматривать как политические,а личность маршала Новикова и других допустивших
  халатность в служебных делах.... как политзаключенных? 
  Так что произошло на самом деле в марте 1946г.? Кто интересуется историей 
  отечественных спецслужб знает,что с марта по май 1946г. в центральном аппарате 
  бывшего наркомата госбезопасности и внутренних дел произошли кардинальные 
  замены руководства.4 мая 1946г. В.Н.Меркулов был  снят с поста наркома НКГБ в 
  связи с преобразованием наркомата в министерство ГБ.Куратором МГБ по партийной 
   линии был назначен начальник Управления кадров ЦК ВКП(б) А.А.Кузнецов.Ранее 
  занимавший эту должность Г.М.Маленков (во время войны курировал НКАП) был 
  переведен на должность секретаря ЦК... 


Как все "тихие и громкие" дела послевоенного периода начинались с 
"мелочей".Кто-то, где-то,что-то сказал,кто-то написал...Инициатором этого дела 
стал далеко не В.И.Сталин,хотя в дальнейшем
в период "хрущевской оттепели" и своего ареста,Василий дал показания следователю 
по ОВД МГБ СССР генерал-лейтенанту о том,что он делился с отцом информацией о качестве 
продукции НКАП  сопоставляя надежность советских и американских самолетов-
только и всего.Замечу,что на мой взгяд Василий Сталин не был 
наделен такой чертой характера,что бы бегать к отцу и жаловаться на кого- 
либо.Наоборот по воспоминаниям его боевых товарищей,В.И.Сталин часто скрывал от 
вышестоящего руководства крупные и мелкие случаи,которые случались в авиаполку. 
"Авиационное дело" началось в январе 1946г., с момента ареста органами военной 
контразведки в декабре 1945г.  бывшего командующего 12-й Воздушной армии маршала 
авиации (звание было присвоено в августе 1944г. ) С.А.Худякова. Командующий был 
арестован на аэродроме под Читой т.к. 12-я Воздушная армия входила в состав 
Забайкальского фронта и под конвоем был отправлен в Москву. В январе 1946г. 
следственное управление МГБ СССР возбудило  уголовное дело ?100384 по факту 
ареста (в деле значится дата ареста 18 марта 1946г.) и проверки  личности 
С.А.Худякова,который на самом деле оказался  Арменак Артемович Ханферянц,1902г. 
рождения, по национальности-арменин. 

Выписка из следственного дела.
 " ХУДЯКОВ Сергей Александрович, он же ХАНФЕРЯНЦ Аремена Артемиевич, маршал 
авиации, бывший командующий 12 воздушной армией, 1902 года рождения, армянин, 
сын владельца рыбного  промысла, бывший член ВКП(б) с 1924 года. 
 Арестован 18 марта 1946 года. 
Обвиняется в шпионской деятельности. Агент английской разведки. В 1918 году был 
завербован в гор. Баку английской разведкой,  по заданию которой, скрыв свою 
настоящую фамилию, национальность и социальное прошлое, внедрился на военную 
службу в Красную Армию и пролез в ряды ВКП(б). На протяжении многих лет выдавал 
себя за ХУДЯКОВА Сергея Александровича, сына железнодорожного машиниста, тогда 
как на самом деле происходит из семьи владельца рыбного промысла ХАНФЕРЯНЦ. 
 Являясь агентом английской разведки, в 1918 году дезертировал из 
красногвардейского отряда и, перейдя на сторону дашнаков, участвовал в 
вооруженной борьбе против Советской власти. В том же 1918 году входил в состав 
конвойной команды, сопровождавшей  на расстрел 26 бакинских комиссаров. По 
заданиям английской  разведки перебрасывался в период 1918-1919 г.г. в 
расположение  частей Красной Армии и доставлял англичанам шпионские сведения"


Худяков, Сергей Александрович (Арменак Ханферянц) родился 7 января 1902 года в 
селе Мец Таглар  Нагорного Карабаха.Период (1917г.- 1922г.) в личном деле 
Худякова,что называется покрыт мраком- много неясностей до сих пор и ответа 
на них нет. Что заставило Ханферянца присвоить фамилию,имя,отчество,год,
место рождение и происхождение не удалось выяснить даже во время следствия,
в ходе допросов  следователями  Рюминым и Лихачевым.
 Если следовать официальной версии, то Ханферянц в возрасте 16 лет  
( февраль 1918 г.) вступил в ряды Красногвардейцев. Участвовал в боях на 
Кавказе, защищал Царицын,командовал взводом, кавэскадроном на Закавказском 
фронте. В 1922 году Ханферянц ( Худяков) оканчил 2-е кавалерийские курсы 
усовершенствования командного состава в Тифлисе.Член ВКП(б) с 1924г.В период с 
1928г. по1931г.  Худяков  занимал должность начальника штаба червонно-казачьего 
кавалерийского полка в Изяславе (Украина). В 1928 г. женился на В. П. Леляк. В 
1936 г. по окончанию  Военно-Воздушной Академии имени Н. Е. Жуковского, Худяков 
получил назначение в Белорусский ВО.Занимал должность начальника оперотделения 
штаба авиабригады. В 1937 году переведен на должность начальника оперотдела 
штаба ВВС КА, а в 1938г. полковник Худяков был назначен начальником тыла 
управления ВВС КА. Начало войны полковник Худяков встретил  в должности 
начальника штаба ВВС ЗапОВО.а  декабрь 1941г. уже в должности начштаба ВВС 
Западного фронта (командующий генерал Ф.Г.Мичугин,с 25.12.1941г генерал 
Н.Ф.Науменко,военком бригадный комиссар В.Я.Клоков). В 1942г. Худякову  было 
присвоено воинское звание генерал-майор,затем через небольшой промежуток времени 
-генерал-лейтенант.В 1943г  генерал-полковник С.А.Худяков- 2-й (после 
Г.А.Ворожейкина) заместитель командующего ВВС КА маршала авиации 
А.А.Новикова.Как представитель Ставки ГВК  Худяков координировал боевые действия 
авиации Воронежского и Степного фронтов в Курской битве  8 июля 1943г доносил 
командующему  ВВС КА "...Принятое накануне решение об изменении тактики нашей 
авиации в сторону массированного ее использования большими группами оказалось 
совершенно правильным.Командование Воронежского фронта признало действия авиации 
значительно более эффективными,чем накануне..." (ЦАМО ф35оп.226133 д.1).
Вплоть до мая 1945г Худяков оставался на должности начальника штаба ВВС КА.В 
августе 1944 г. за проведение 5-й и 17-й Воздушными армиями  успешной  
Ясско-Кишиневской операции, Указом Президиума Верховного Совета СССР Худякову 
было  присвоено звание маршала авиации.Интересно отметить,что в феврале 1945 г. 
маршал авиации Худяков присутствовал в составе советской делегации на Крымской 
конференции так называемой "Большой тройке" являясь советником И.В.Сталина по 
авиации.В марте 1945 г. маршал Худяков был назначен командующим
 авиационной группировкой советских ВВС на Дальнем Востоке.В состав 
авиагруппировки входили  12-я Воздушная армия Забайкальского фронта,9-я 
Воздушная армия 1-го Дальневосточного фронта и 10-я Воздушная армия 2-го 
Дальневосточного фронта (командующие С.А.Худяков,И.М.Соколов и 
П.Ф.Жигарев).Усилия авиационной группировки координировал командующий ВВС КА 
Главный маршал авиации А.А.Новиков...
Боевые действия советских войск на Дальнем Востоке завершились разгромом 
Квантунской армии и полной Победой.Россия вернула себе исконно русские земли 
Южный Сахалин и Курильские острова.23 августа 1945г. Москва салютовала 
победителям...
 
14 декабря 1945г. маршал авиации С.А.Худяков был неожиданно арестован 
сотрудниками военной контразведки.Арест маршала тут же начал обростать 
невероятными слухами,которые кстати до сих пор  подробно тиражируется в СМИ- о 
загадочно исчезнувшем транспортном самолете на борту которого находились 
драгоценности принадлежащие китайскому императору Маньчжоу Пу И.На самом деле 
Худяков (как и многие наши генералы в Германии) был арестован для проверки по 
банальному обвинению-"  злоупотребление властью,а также халатное отношение к 
службе лица начальственного состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии" 
(ст.193-17 "а" и "б" УК РСФСР редакции 1926г.). 


Причина ареста маршала авиации Худякова заключалась далеко не в трофейном 
барахле,которое многими генералами вывозилось на транспортных самолетах,
а в количестве летных проишествий и небоевых потерях авиационной техники 
12-й Воздушной армии.После ареста Худякова, следователям МГБ понадобилось меньше 
месяца,чтобы доказать,что Худяков скрывал в течении длительного времени  своё 
происхождение и настоящую фамилию.Как известно жизнь военного человека,в отличии 
от гражданского "видна как на ладоне".Установить факт,что Худяков не был сыном 
"машиниста из города Вольска,родители которого умерли от тифа в 1922г." для 
сотрудников НКВД и СМЕРШа не составляло труда.Тем более,что лицом Худяков ни как 
"не тянул" на волжанина. Под натиском улик  и вопросов "кто,откуда и зачем" 
картина с биографией начала проясняться,а обвинительная статья УК 193- 
переростать в 58-ю...
После допроса многочисленных родственников Ханферянца (следствием было 
установлено,что в семье Ханферянц кроме Аремена-Арменак было еще два сына- 
Авак (Арташес) и Андраник.Старший сын Авак с началом войны был призван в армию в 
звании политрука и в ноябре 1941г. пропал без вести)в феврале 1946г. Худяков
начал давать показания.В протоколе допроса появились фамилии Репина (главный
 инженер ВВС КА),Шаманова (член Военного Совета ВВС КА) и Новикова (командующий ВВС).
Из протокола допроса: "....Касаясь конкретных фактов преступлений, 
совершенных в ВВС нами, Новиковым, мною, Репиным и Шимановым , я 
прежде всего должен остановиться на серьезных дефектах   некоторых типов 
самолетов, поступавших из авиационной промышленности  на вооружение 
Военно-Воздушных Сил...".На очередных допросах Худяков выдвинул обвинения в 
сторону авиаконструкторов Яковлева,Ильюшина,Климова отметив серьезные 
конструктивные недоработки самолетов и авидвигателей.Показания Худякова касались 
поставок  авиационной техники в войска с  заводским браком.А это уже было 
обвинение  наркома НКАП  Шахурина в "явном вредительстве": "....Шахурин всегда 
знал,что делается в ВВС и имел возможность сгладить все острые углы,а 
Новиков,зная обо всех безобразиях с материальной частью,не принимал никаких мер 
сам и не докладывал об этом Генералиссимусу..."
Известно,что с момента ареста, дело Худякова было под пристальным взглядом 
И.В.Сталина,которому постоянно шли доклады о ходе следствия.В первых числах 
марта 1946г. состоялось заседание Политбюро ЦК ВКП(б)на котором присутствовали  
Молотов,Маленков,Жданов,Берия,Булганин,Микоян. После ознакомления с протоколами 
допроса,члены Политбюро приняли решение о снятии  с занимаемых должностей 
Репина,Шиманова,Селезнева, Новикова, Шахурина ,секретарей оборонного сектора ЦК  
Григорьяна Зав. Отделом авиационного моторостроения ЦК ВКП(б), и Будникова - 
зав. Отделом самолетостроения ЦК ВКП (б),а их дела передать на расследование в МГБ.
В средине марта  1946г. прошла волна очередных арестов.Аресты руководящих 
работников проводились без лишнего шума и ажиотажа- дела были "тихие"... 

Вместо Новикова на пост главкома ВВС СССР был назначен К.А.Вершинин,на пост 
наркома авиапромышленности -М.В.Хруничев.Заместитель  наркома НКАП с 
1940г.авиаконструктор А.С.Яковлев остался на своем месте,хотя следственные 
органы МГБ достаточно "подергали" и его."Крупно" досталось Г.М.Маленкову,который 
в течении длительного времени курировал НКАП...
11 апреля 1946г. всем секретарям ЦК ВКП(б),кандидатам и членам Политбюро 
ЦК,руководителям МО и ВВС СССР  было разослано закрытое письмо  И.В.Сталина,в 
котором говорилось: "...Проверка работы ВВС и жалобы летчиков с фронта на 
недоброкачественность наших самолетов привели к выводу, что бывший нарком 
авиапромышленности Шахурин, который сдавал самолеты для фронта, затем бывший 
главный инженер ВВС Репин и подчиненный ему Селезнев, которые принимали самолеты 
от Шахурина для фронта, - находились в сговоре между собой с целью принять от 
Шахурина недоброкачественные самолеты, выдавая их за доброкачественные, 
 обмануть таким образом правительство и потом получать награды за "выполнение" и 
"перевыполнение" плана. Эта преступная деятельность поименованных выше лиц 
продолжалась около двух лет и вела к гибели наших летчиков на фронте. Бывший 
командующий ВВС Новиков, зная о преступлениях названных выше лиц, не только не 
сообщал об этом  Правительству, но и запрещал своим подчиненным делать такие 
сообщения, опасаясь того, что в случае раскрытия вышеназванных преступных 
действий, ответственность падет, прежде всего, на него,  то есть на Новикова. 
Таким образом, преступления продолжались, фронт  получал недоброкачественные 
самолеты, аварии шли за авариями и расплачивались за это своей кровью наши 
летчики. Нам помогли вскрыть это дело летчики с фронта. Пришлось арестовать 
названных выше непосредственных виновников преступления - Шахурина, Репина, 
Селезнева, а также члена Военного Совета ВВС - Шиманова.Ниже приводятся 
показания арестованных.
            Секретарь ЦК И.СТАЛИН"
 
 Контроль за ходом следствия по "авиационному делу" был возложен на  Секретариат 
ЦК (А.А.Кузнецов) ,с мая 1946г на министра МГБ В.С.Абакумова и на  заведующего 
Особым Сектором ЦК ВКП(б) Поскребышева,который должен был готовить ежедневные 
сводки. 



  Несколько слов о том,что фабриковать органам ГБ уголовное (политическим оно 
  стало в период Хрущева ) "авиационное дело" не было нужды.Фактов 
  аварий,катастроф авиационной техники в период войны было более чем 
  достаточно.Список составляет не одну страницу.По каждому случаю велось 
  расследование ОО НКВД с участием авиационных специалистов.Много лет спустя 
  авиаконструктор Яковлев,в своей книге "Цель жизни"
  вспоминал один эпизод, когда из-за нарушения заводской технологии  на многих 
  самолетах переданных в строевые части начал отслаиваться перкаль на крыльях и 
  фюзеляже самолетов.Часто виной летных проишествий становился двигатель 
  самолета.Например, самый распространненный на истребителях двигатель М-105П 
  (пушечный) не добирал мощности,часто выбрасывал масло в самый не подходящий 
  для летчика момент,забрызгивая весь самолет маслом от кока до хвоста, лишая 
  летчика видимости.Приказ ?200 по ВВС КА от 5 октября 1942г  запрещал летчикам 
  поднимать обороты двигателя выше 2400 об/мин,хотя прирост мощности наблюдался 
  как раз при оборотах 2550-2700.По воспоминаниям известного летчика Щербакова 
  "...На самолете Як-9 был недоведен мотор ВК-107,и самолет был запущен в 
  серийное производство конечно преждевременно...".Подобных примеров,у 
  следователей было, что называется "пруд-пруди".

  Из допроса генерал-полковника Н.С.Шиманова: " Шахурин создавал видимость,что 
  авиационная промышленность выполняет производственную программу,и получал за 
  это награды.Вместо того,чтобы доложить народному комиссару обороны,что 
  самолеты разваливаются в воздухе,мы сидели на совещаниях иписали графики 
  устранения дефектов на самолетах.Новиков и Репин преследовали лиц,которые 
  сигнализировали о том,что в армию поступают негодные 
  самолеты.Так,например,пострадал полковник Кац"...

  Выдержка из письма А.А.Новикова, направленного из Лефортовской тюрьмы-
  в адрес Председателю Совета Министров СССР И.В.Сталину:
  "...Помимо того,что я являюсь непосредственным виновником приема на вооружение
  авиационных частей недоброкачественных самолетов и моторов,выпускавшихся авиационной 
  промышленностью,я как командующий  военно-воздушных сил должен был обо всем 
  этом доложить Вам,но я этого не сделал,скрывая от Вас антигосударственную 
  разболтанность ряда ответственных работников ВВС,что многие занимались своим 
  личным благополучием больше,чем государственным делом,что некоторые 
  руководящие работники безответственно относились к работе.Все это происходило 
  потому,что я сам попал в болото преступлений,связанных с приемом на вооружение 
  бракованной авиационной техники..."


 Заседание сессии Военной коллегии Верховного суда СССР на которой было рассмотрено
 авиационное дело состоялось 10 мая 1946г.
                                         
                            П Р И Г О В О Р                               
               ИМЕНЕМ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК 

  Военная Коллегия Верховного суда Союза ССР в составе:
  Председательствующего - генерал-полковника юстиции УЛЬРИХ В.В.
  Членов: генерал-майора юстиции ДМИТРИЕВА Л.Д. и полковника юстиции СЮЛЬДИНА 
  В.В.
  При секретарях - подполковнике юстиции ПОЧИТАЛИНЕ и майоре юстиции МАЗУР
  В закрытом судебном заседании, в гор. Москве, 10-11 мая 1946 года, рассмотрела 
  дело по обвинению:
  1. бывш. Народного Комиссара Авиационной Промышленности СССР, Героя 
  Социалистического Труда, генерал-полковника инженерно-авиационной службы 
  ШАХУРИНА Алексея Ивановича, 1904 года рождения, с высшим образованием, в 
  преступлениях, предусмотренных ст. ст. 193-17 п. "б" и 128 а УК РСФСР;
  2. бывш. Командующего Военно-Воздушными Силами Красной Армии, дважды Героя 
  Советского Союза, главного Маршала авиации НОВИКОВА Александра Александровича, 
  1900 года рождения, с высшим образованием;
  3. бывш. Члена Военного Совета Военно-Воздушных Сил Красной Армии 
  генерал-полковника авиации ШИМАНОВА Николая Сергеевича, 1901 года рождения;
  4. бывш. Заместителя командующего ВВС Красной Армии и главного инженера ВВС 
  Красной Армии генерал-полковника инженерно- авиационной службы РЕПИНА 
  Александра Константиновича, 1903 года рождения, с высшим образованием, и
  5. бывш. Начальника Главного Управления заказов ВВС Красной Армии 
  генерал-лейтенанта инженерно- авиационной службы СЕЛЕЗНЕВА Николая Павловича, 
  1906 года рождения,
  всех четырех в преступлении, предусмотренном ст.193-17 п. "а" УК РСФСР;
  6. бывш. Заведующего Отделом Управления Кадров ЦК ВКП /б/ - БУДНИКОВА 
  Александра Викторовича, 1907 года рождения, с высшим образованием.
  7. бывш. Заведующего Отделом Управления Кадров ЦК ВКП /б/ ГРИГОРЬЯН Гамлета 
  Мкртычевича, 1909 года рождения, с высшим техническим образованием -обоих в 
  преступлениях, предусмотренных ст. ст.17-193-17 п. "б" и 17-128-а УК РСФСР.
  Предварительным и судебным следствием установлено, что в системе Народного 
  Комиссариата Авиационной промышленности и Военно-Воздушных Сил Красной Армии 
  существовала антигосударственная практика, приводившая к тому, что на 
  протяжении войны и в послевоенный период Наркоматом Авиационной Промышленности 
  систематически выпускались бракованные самолеты и авиамоторы, которые 
  преступным 
  путем "протаскивались" на вооружение авиачастей Красной Армии.Основными 
  виновниками выпуска и приемки на вооружение Военно-Воздушных Сил 
  СССРнедоброкачественной военной техники были: бывший Нарком Авиационной 
  Промышленности генерал-полковник инженерно-авиационной службы ШАХУРИН А.И.; 
  бывший главнокомандующий Военно-Воздушными Силами - главный Маршал авиации 
  НОВИКОВ А.А., заместитель командующего и главный инженер Военно-Воздушных Сил 
  - генерал-полковник инженерно- авиационной службы РЕПИН А.К., Член Военного 
  Совета Воено-Воздушных Сил - генерал-полковник авиации ШИМАНОВ Н.С., начальник 
  Главного Управления ВВС генерал-лейтенант инженерно- авиационной службы 
  СЕЛЕЗНЕВ Н.П. и заведующие авиационными отделами Управления кадров ЦК ВКП /б/ 
  БУДНИКОВ А.В. и ГРИГОРЬЯН Г.М.
  В результате существовавшей между руководителями НКАП и ВВС семейственности и 
  круговой поруки, ШАХУРИН, НОВИКОВ, РЕПИН, ШИМАНОВ, СЕЛЕЗНЕВ, БУДНИКОВ и 
  ГРИГОРЬЯН протаскивали на вооружение ВВС заведомо бракованные самолеты и 
  моторы крупными партиями, по прямому сговору между собой, что приводило к 
  большому количеству аварий и катастроф в строевых частях ВВС, гибели летчиков, 
  а на аэродромах, в ожидании ремонта, скапливалось большое количество 
  самолетов.По данным Управления Технической Эксплуатации ВВС, за период с 
  ноября 1942 года по февраль 1946 года, в частях и учебных заведениях ВВС, по 
  причине конструктивно-производственных недоделок самолетов и моторов, имело 
  место более 45.00 не выходов самолетов на боевые задания, 766 аварий и 
  305 катастроф.
  Бывший Нарком Авиационной Промышленности ШАХУРИН, в погоне за цифровыми 
  показателями выполнения плана, систематически нарушая решения правительства, 
  запускал в серийное производство самолеты и моторы, имевшие крупные 
  конструктивные недоделки. Наряду с этим по вине ШАХУРИНА в серийное 
  производство 
  запускались самолеты и моторы не прошедшие государственных и войсковых 
  испытаний. В процессе самого производства допускались случаи нарушения 
  технологического процесса и недоброкачественное выполнение работы.Подобную 
  преступную практику работы в авиационной промышленности ШАХУРИН сознательно 
  скрывал от правительства.Антигосударственной деятельности ШАХУРИНА 
  способствовали заведующие авиационными отделами ЦК ВКП /б/ БУДНИКОВ и 
  ГРИГОРЬЯН, которым было известно о том, что авиационная промышленность 
  выпускает недоброкачественные самолеты и моторы и тем не менее никаких мер к 
  прекращению этой антигосударственной практики не принимали и в ряде случаев, в 
  угоду ШАХУРИНУ, сознательно помогали последнему протаскивать бракованные 
  самолеты и моторы на вооружение ВВС.
  Руководство ВВС, в лице НОВИКОВА, РЕПИНА, ШИМАНОВА и СЕЛЕЗНЕВА, не только не 
  вело борьбу за качество выпускаемой авиационной промышленностью продукции, но 
  по сговору с ШАХУРИНЫМ, БУДНИКОВЫМ и ГРИГОРЬЯНОМ, принимало заведомо 
  недоброкачественные самолеты и моторы, имеющие конструктивно-производственные 
  дефекты, на вооружение частей ВВС, грубо нарушая, тем самым, постановления 
  правительства.По признанию самого ШАХУРИНА, он протаскивал в ВВС самолеты и 
  моторы, заведомо зная об их серьезных конструктивных и производственных 
  недоделках, прибегая в таких случаях к сговору с командующим ВВС НОВИКОВЫМ и 
  главным инженером РЕПИНЫМ, которые в силу существующих между ними близких 
  отношений, принимали от него бракованные самолеты.Эти показания ШАХУРИНА 
  подтвердили на суде НОВИКОВ, ШИМАНОВ, РЕПИН и СЕЛЕЗНЕВ.
  РЕПИН, являясь главным инженером ВВС и Начальником Научно-Испытательного 
  Института, возглавлял техническое руководство в ВВС. Пользуясь своим 
  бесконтрольным положением, РЕПИН преступно проводил государственные испытания 
  новых образцов самолетов.По вине РЕПИНА Научно-Испытательный Институт ВВС 
  принимал на государственные испытания новые образцы самолетов без статических 
  испытаний, т. е. без 
  предварительной проверки прочности данного образца.В отношении многих 
  самолетов, фактически не выдержавших государственных испытаний из-за имеющихся 
  в них серьезных конструктивных недоделок, 
  Научно-Испытательный Институт, возглавляемый РЕПИНЫМ, давал заключения о 
  допуске этих самолетов в серийное производство, при условии устранения 
  выявленных при испытании дефектов. Практически такие решения приводили к тому, 
  что самолеты поступали на вооружение, оставаясь недоработанными.
  СЕЛЕЗНЕВ, будучи Начальником Главного Управления заказов ВВС, как 
  инженер-специалист, зная, что выпускаемые авиационной промышленностью самолеты 
  и моторы имели серьезные дефекты, принимал их на вооружение Военно-Воздушных 
  Сил.Руководимый СЕЛЕЗНЕВЫМ аппарат военных представителей по приемке самолетов 
  от авиапромышленности, не проверял в должной мере на заводах принимаемые 
  самолеты, 
  что увеличивало недоброкачественность самолетов, поступающих в ВВС.В годы 
  Отечественной войны по вине ШАХУРИНА, НОВИКОВА, РЕПИНА, ШИМАНОВА, СЕЛЕЗНЕВА, 
  БУДНИКОВА и ГРИГОРЬЯН на вооружение Военно-Воздушных Сил был протащен не 
  выдержавший государственных испытаний истребитель "ЯК-9у" с мотором "ВК-107 
  А"Самолет был запущен в производство ШАХУРИНЫМ вместе с конструктором только 
  по результатам заводского испытания опытного образца.Между тем, в процессе 
  государственных испытаний, проводившихся в Научно-Испытательном Институте ВВС 
  уже в период серийного производства самолета 
  "ЯК-9у" было выявлено, что самолеты этой конструкции имели недостаточную 
  прочность крыла, что приводило к авариям и катастрофам, не имели пылефильтров, 
  что способствовало преждевременному износу и выходу мотора из строя, не были 
  оснащены радиомачтами и имели плохую вентиляцию кабины летчика. Наряду с этим 
  самолет "ЯК-9у" не мог дать заданной правительством скорости.РЕПИН, лично 
  утверждавший заключение о результатах испытаний самолета "ЯК-9у", хорошо знал 
  о крупных недостатках самолета, но в угоду ШАХУРИНУ не ставил вопроса о 
  прекращении серийного производства этих самолетов. Такую же позицию в 
  отношении самолета "ЯК-9у" занимали НОВИКОВ, ШИМАНОВ и СЕЛЕЗНЕВ.В случаях, 
  когда военпреды на заводах пытались приостановить приемку самолетов "ЯК-9у" от 
  промышленности, ШАХУРИН, НОВИКОВ, РЕПИН, ШИМАНОВ и СЕЛЕЗНЕВ давали 
  распоряжения продолжать их приемку, хотя и были осведомлены о низком качестве 
  выпускаемых самолетов.БУДНИКОВ и ГРИГОРЬЯН, зная о том, что самолет "ЯК-9у" 
  был допущен в серийное 
  производство с нарушением существующих на этот счет постановлений 
  правительства и, что промышленностью самолеты выпускаются недоброкачественные, 
  не желая портить личные отношения с ШАХУРИНЫМ, не приняли мер к прекращению 
  выпуска этих самолетов и скрывали от правительства преступные действия 
  ШАХУРИНА и других.
  В результате преступной деятельности ШАХУРИНА, НОВИКОВА, РЕПИНА, ШИМАНОВА, 
  СЛЕЗНЕВА, БУДНИКОВА и ГРИГОРЬЯН, в ВВС было поставлено около 4.000 таких 
  дефектных самолетов, причем по данным акта правительственной комиссии на 2 267 
  самолетах "ЯК-9у", полеты были запрещены по причине производственных 
  недоделок.В 1943 году на вооружение ВВС ШАХУРИНЫМ, при содействии НОВИКОВА, 
  РЕПИНА, ШИМАНОВА, СЕЛЕЗНЕВА, БУДНИКОВА и ГРИГОРЬЯН, был протащен самолет 
  "ЯК-3" с мотором "ВК-105ПФ", который не проходил войсковых испытаний, а также 
  не был испытан на прочность.Крупным дефектом на самолетах "ЯК-3" являлось 
  отставание верхней обшивки крыла, что приводило к срыву обшивки в воздухе и 
  неизбежной катастрофе. По показаниям свидетелей инженера-полковника ЖУКОВА и 
  инженер-майора САЛЬНИКОВА процент самолетов с такими дефектами был большим и 
  достигал 40 % из числа проступавших в части. В итоге полеты на этих самолетах 
  в 1945 году были запрещены.В 1943 году по вине ШАХУРИНА, НОВИКОВА, ШИМАНОВА, 
  РЕПИНА и СЕЛЕЗНЕВА на вооружение ВВС стали поступать самолеты "ТУ-2", с 
  мотором "АШ-82 ФН", у которых имелось большое количество серьезных 
  конструктивных дефектов, что приводило к загоранию самолета и гибели 
  экипажа.Государственными испытаниями в 1943 году был забракован представленный 
  Наркоматом Авиационной Промышленности самолета "ЕР-2" с мотором "М-105" из-за 
  ряда серьезных конструктивно-производственных недоделок. Несмотря на это в том 
  же году Наркомат Авиационной Промышленности запустил самолет "ЕР-2", но уже с 
  мотором "АЧ-30" в серийное производство. Убедившись в дельнейшем, что самолет 
  "ЕР-2" является все же непригодным для ВВС, но, боясь сообщить об этом 
  правительству, ШАХУРИН в течение 2-х лет продолжал производство этих негодных 
  самолетов на автозаводе. Таким образом, 2-годичная работа одного авиационного 
  завода протекла впустую.В 1943 году было несколько случаев аварий и катастроф 
  на самолетах "ЛА-5" с мотором "АШ-82" из-за срыва в воздухе обшивки крыльев 
  самолета и выхода из строя мотора. В некоторых авиачастях, как например, в 278 
  авиадивизии, после первого вылета выходило из строя 50-60 % самолетов этого 
  типа.Летом 1943 года во время государственных испытаний самолета "ЛА-7" с 
  мотором "АШ-82 НФ" было выявлено, что самолет имеет максимальную скорость на 
  15 км. в час ниже установленной правительством. Кроме того, на этом же 
  самолете не было радиомачты, отсутствовал пылефильтр и во время полета 
  самолета, в кабине летчика создавались высокая температура, доходившая до 
  50-55. Тем не менее, самолет "ЛА-7" РЕПИНЫМ был рекомендован для запуска в 
  серийное производство при условии устранения выявленных дефектов, а ШАХУРИНЫМ 
  этот самолет был запущен в серийное производство лишь с частично устраненными 
  недоделками.НОВИКОВ, ШИМАНОВ, РЕПИН и СЕЛЕЗНЕВ зная о том, что самолет "ЛА-7" 
  запущен в серийное производство с не устраненными 
  конструктивно-производственными дефектами, принимали эти самолеты на 
  вооружение ВВС.
  В частях при эксплуатации самолета "ЛА-7" были выявлены и другие серьезные 
  дефекты - непрочность лонжеронов, в результате чего в воздухе отваливались 
  крылья самолетов и гибли летчики, имели место случаи и срыва в воздухе 
  элеронов.В связи с этим в условиях фронтовой обстановки, непосредственно в 
  боевых частях ВВС приходилось проводить большие ремонтные работы по устранению 
  производственного брака.Крупные конструктивно-производственные недоработки 
  имели и самолеты "ИЛ-2" и "ИЛ-10", поставлявшиеся авиапромышленностью на 
  вооружение частей ВВС в период войны.В результате преступной деятельности 
  подсудимых по настоящему делу государству был нанесен значительный 
  материальный ущерб и в войсках ВВС имели место гибель большое количества 
  летного состава и самолетов.На основании изложенного Военная Коллегия Верхсуда 
  СССР признала доказанным виновность:
  1/ ШАХУРИНА Алексея Ивановича в том, что, будучи Народным Комиссаром 
  Авиационной Промышленности СССР:
  а/ на протяжении длительного времени выпуская самолеты и моторы с большими 
  конструктивно -производственными недоделками и по сговору с командованием 
  Военно-Воздушных Сил постановлял их на вооружение ВВС, в результате чего в 
  авиационных частях произошло большое количество аварий и катастроф, гибли 
  летчики, а также скапливалось много бракованных самолетов, которые нельзя было 
  использовать в боях с немцами;
  б/ многочисленные сигналы о серьезных недоделках самолетов, которые поступали 
  с фронтов, ШАХУРИН скрывал от правительства и продолжал поставлять на 
  вооружение Воено-Воздушных Сил недоброкачественную продукцию;
  в/ нарушая решения правительства, запускал в серийное производство самолеты и 
  моторы, имеющие крупные недоделки, которые по этой причине впоследствии 
  оказались непригодными и тем самым нанес государству большой материальный 
  ущерб, т. е. в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 193-17 п. "а" 
  и 128-а 
  УК РСФСР.
  2/ РЕПИНА Александра Константиновича в том, что являясь главным инженером и 
  руководителем технической эксплуатации материальной части в Военно-Воздушных 
  Силах, знал, что на фронтах из-за приемки от авиационной промышленности 
  недоброкачественных самолетов и моторов имело место большое количество 
  катастроф, гибли летчики и отдельные авиасоединения временно теряли 
  боеспособность, однако в силу круговой поруки, существовавшей в НКАП и ВВС, не 
  принимал мер к пресечению преступной деятельности ШАХУРИНА и скрывал это от 
  Народного комиссара Обороны.Кроме того, возглавляя Научно- Испытательный 
  институт ВВС, преступно проводил государственные испытания новых образцов 
  самолетов и моторов, которые, поступая на вооружение Красной Армии, 
  оказывались негодными к эксплуатации, что приводило к снижению боеспособности 
  Военно-Воздушных Сил, т. е. в совершении преступления, предусмотренного ст. 
  193-17 п. "а" УК РСФСР.
  3/ НОВИКОВА Александра Александровича и
  4/ ШИМАНОВА Николая Сергеевича - в том, что, возглавляя ВВС, вступили в 
  преступный сговор с бывшим Наркомом Авиационной Промышленности ШАХУРИНЫМ и на 
  протяжении 1943-1945 г.г. систематически принимали на вооружение ВВС самолеты 
  и авиационные моторы с крупными конструктивн-производственными недоделками.В 
  результате этих преступных действий НОВИКОВА и ШИМАНОВА в действующих 
  авиационных частях происходило большое количество аварий и катастроф, 
  приводивших к гибели летчиков, а также понижалась боеспособность 
  Военно-Воздушных Сил.
  Несмотря на многочисленные сигналы, поступавшие из авиационных частей о низком 
  качестве самолетов и моторов, НОВИКОВ и ШИМАНОВ скрывали все это от Народного 
  Комиссара Обороны и продолжали принимать от авиационной промышленности 
  недоброкачественную материальную часть вплоть до 1946 года, т. е. в совершении 
  преступления, предусмотренного ст. 193-17 п. "а" УК РСФСР.
  5/ СЕЛЕЗНЕВА Николая Павловича в том, что, являясь руководителем приемки 
  материальной части ВВС, в угоду ШАХУРИНУ, систематически принимал от Наркомата 
  Авиационной Промышленности недоброкачественную авиационную технику, в 
  результате чего на фронтах были катастрофы с гибелью летчиков, т. е. в 
  совершении 
  преступления, предусмотренного ст. 193-17 п. "а" УК РСФСР.
  6/ БУДНИКОВА Александра Викторовича,
  7/ ГРИГОРЬЯН Гамлет Мкртычевича, в том, что будучи заведующими авиационными 
  отделами ЦК ВКП/б/ и, зная, что бывший Нарком Авиационной Промышленности 
  ШАХУРИН выпускал и поставлял на вооружение ВВС самолеты и моторы с крупными 
  конструктивно-производственными недоделками, не принимали мер к пересечению 
  антигосударственной деятельности ШАХУРИНА и, подпав под влияние ШАХУРИНА, 
  выгораживали и покрывали его, способствуя протаскиванию на вооружение 
  Военно-Воздушных Сил недоброкачественных самолетов и моторов, т. е. в 
  совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 17-193-17 п. "а" и 17-128-а 
  УК РСФСР.Руководствуясь ст. ст. 319 и 320 УПК РСФСР и, имея в виду заслуги 
  всех обвиняемых в период Отечественной войны - Военная Коллегия Верховного 
  суда СССР.
  П Р И Г О В О Р И Л А:
  1/ ШАХУРИНА Алексея Ивановича по совокупности совершенных им преступлений, на 
  основании ст.128 а и 193-17 п. "а" УК РСФСР к лишению свободы сроком на СЕМЬ 
  лет;
  2/ РЕПИНА Александра Константиновича, на основании ст. 193-17 п. "а" УК РСФСР 
  к лишению свободы сроком на ШЕСТЬ лет;
  3/ НОВИКОВА Александра Александровича, на основании ст. 193-17 п. "а" УК РСФСР 
  к лишению свободы сроком на ПЯТЬ лет;
  4/ ШИМАНОВА Николая Сергеевича, на основании ст. 193-17 п "а" УК РСФСР к 
  лишению свободы сроком на ЧЕТЫРЕ года;
  5/СЕЛЕЗНЕВА Николая Павловича, на основании ст. 193-17 п. "а" УК РСФСР к 
  лишению свободы сроком на ТРИ года;
  6/ БУДНИКОВА Александра Викторовича и
  7/ ГРИГОРЬЯН Гамлета Мкртычевича по совокупности преступлений, на основании 
  ст. ст. 17-128 а и 17-193-17 п. "а" УК РСФСР к лишению свободы сроком на ДВА 
  года каждого.
  Возбудить ходатайство перед Президиумом Верховного Совета СССР:
  1/ о лишении НОВИКОВА А.А. воинского звания Главного Маршала Авиации и звания 
  дважды Героя Советского Союза;
  2/ ШАХУРИНА А.И. - звания Героя Социалистического Труда и
  3/ о лишении всех правительственных наград /орденов и медалей/ ШАХУРИНА, 
  НОВИКОВА, РЕПИНА, ШИМАНОВА, СЕЛЕЗНЕВА, БУДНИКОВА и ГРИГОРЬЯН.
  Возбудить ходатайство перед Советом Министров СССР о лишении воинских званий: 
  ШАХУРИНА А.И. и РЕПИНА А.К. генерал-полковника инженерно-авиационной службы; 
  ШИМАНОВА Н.С. - генерал-полковника авиации; СЕЛЕЗНЕВА Н.П. - 
  генерал-лейтенанта инженерно -авиационной службы.
  Ввиду того, что действиями осужденных причинен большой материальный ущерб 
  государству, наложить арест на имущество лично принадлежащее осужденным, в 
  целях обеспечения возможности возмещения ущерба.
  Приговор окончательный и кассационному обжалованию не подлежит.

  Подлинный за надлежащими подписями.
  С подлинным верно: Секретарь ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХСУДА СССР подполковник 
  юстиции /Почиталин/
  верно: Начальник 1 отделения Отдела "А" МГБ СССР подполковник  (ВОРОБЬЕВ)
   
  В связи с "авиационным делом" Г.М.Маленков,получивший в 1943г. за образцовое 
  выполнение  правительственных заданий звание Героя Социалистического Труда,19 
  марта 1946г был снят с должности заместителя Председателя СНК СССР,а 6 мая 
  1946г. был отстранен от должности секретаря ЦК с  формулировкой "...как шеф 
  над  авиационной промышленностью и по приемке самолетов для ВВС, морально  
  отвечает за те безобразия, которые вскрыты в работе ведомств (выпуск   и 
  приемка недоброкачественных самолетов),и  зная об этих безобразиях, не 
  сигнализировал о них в ЦК ВКП(б)".

 


  Следствие по делу бывшего маршала авиации  Худякова,продолжалост полтора года.
  18 апреля 1950г. Военная Коллегия Верховного суда СССР вынесла приговор по 
  делу бывшего маршала авиации С.А.Худякова приговорив его "за обман партии"
  и нанесенный ущерб военной мощи СССР в период военных действий согласно 
  статей 58-1,193-в,г УК РСФСР к Высшей мере социальной защиты и конфискации
  лично ему принадлежащего имущества...


  А.А.Новиков вышел на свободу в феврале 1952г.После смерти Сталина,29 мая 
  1953г. Военная Коллегия Верховного суда прекратила  дело Новикова из-за 
  отсутствия состава преступления.12 июня 1953г. Президиум ЦК КПСС отменил 
  решение Политбюро от 16 мая 1946г.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 
  13 июня 1953г.
  А.А.Новиков был восстановлен в воинском звании,были возвращены все награды и 
  звание Героя Советского Союза. В 1954г.Новиков выступил в качестве свидетеля 
  на судебном процессе над бывшим министром МГБ Абакумовым...        
             







Оценка: 7.00*9  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2018