Военно-воздушные силы Украины: трудный путь в будущее.
Михаил Жирохов.
17 марта Военно-Воздушным Силам - отдельному виду Вооруженных Сил Украины исполнилось семнадцать лет. Это обязывает окинуть глазом прошлое, вспомнить и успехи, а их было немало, и неудачи, которые, к сожалению, сопровождали военных авиаторов, и взглянуть в будущее, которое, безусловно, у ВВС есть.
***
Советское наследие
Итак, 17 марта 1992 года согласно директиве Начальника Главного штаба Вооруженных Сил Украины были созданы Военно-Воздушные Силы Украины. На базе штаба 24 Воздушной армии в г.Винница было сформировано Командование ВВС. На то время на территории Украины находилось 4 Воздушные армии, 10 авиационных дивизий, 49 авиаполков, 11 отдельных эскадрилий, учебные и специальные учреждения и заведения; всего около 600 воинских частей, 2800 летательных аппаратов, более 120 тыс. военнослужащих.
В состав ВВС были переданы три воздушные армии (1100 боевых самолётов):
Распад Советского союза оставил Украине одни из самых многочисленных и мощных ВВС в Европе, во всяком случае, "на бумаге". По количественному показателю военная авиация Украины в 1992 году уступала лишь авиации США, России и Китая, будучи самой многочисленной в Европе.
Стоит отметить также, что большая часть современных военных аэродромов СССР приходилась на Украину, включая места базирования Ту-160, МиГ-29 и Су-27.
Первые 10 лет реформ
Первым командующим ВВС Украины был назначен генерал-лейтенант Валерий Васильев. Именно под его руководством и начался первый этап реорганизации ВВС. Причем в тот момент всем казалось, что период нестабильности продлится недолго и главной задачей было сохранение нынешнего количества техники и подготовленных летных кадров. Поэтому если сравнивать первые планы с нынешним состоянием и планами развития Воздушных сил Украины, то они были поистине грандиозными. Судите сами - по одному из вариантов реформирования предлагалось формирование трех армий ВВС - ПВО (каждая в составе авиационного корпуса и корпуса ПВО), командования (воздушной армии) дальней авиации (две тяжелобомбардировочные авиадивизии) и морской авиационной группы (примерно равной отдельной дивизии) в составе ВВС. И хотя это предложение не вышло за рамки рабочих документов, официально утвержденная конфигурация будущей воздушной группировки тоже была весьма внушительной - до 950 боевых самолетов, а также 72 единицы дистанционно пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА) тактической и оперативно-тактической разведки (комплексы ВР-3 "Рейс" и ВР-2 "Стриж").
Фактически к концу 1993 году в составе ВВС осталось только два отдельных авиакорпуса (5-й и 14-й), каждый из которых включал по две дивизии фронтовой авиации четырехполкового состава, отдельные штурмовой и разведывательный полки, а также полк ДПЛА. Кроме того, в национальные военно-воздушные силы вошли по одной дивизии дальней и военно-транспортной авиации, а также ряд других отдельных авиационных частей звена "эскадрилья-полк".
Ряд соединений был кардинально переформирован: так, 33-й Центр боевой подготовки летного состава авиации ВМФ СССР (ныне ЦБП ВВС Украины), который должен был бы, по идее, стать советским "Тор Gun", фактически превратился в высшую теоретическую школу усовершенствования командного состава авиации. В состав ВВС также передали армейскую авиацию Сухопутных войск.
В 1994 году командующим ВВС был назначен генерал-полковник Владимир Антонец. При нем воздушные армии были переформированы в авиационные корпуса, одновременно началась реформа системы подготовки кадров для военной авиации. Летный состав стали готовить в Харьковском институте летчиков, созданном на базе трех авиационных училищ, а инженерно-технический - в Киевском институте ВВС.
Экономическая ситуация на постсоветском пространстве в конце 90-х годов вынудила руководство ВВС пойти на новые сокращения. Так, после принятия Украиной безъядерного статуса группировка стратегической авиации стала неподъемным грузом для украинской экономики. Ведь для полета на максимальную дальность одному Ту-160 нужно 170 тонн керосина, а для учебного полета над национальной территорией - 40 тонн. Кроме того, небо Украины было слишком тесно для Ту-160. Естественно, что из-за постоянной нехватки горючего самолеты летали не более пяти раз в год. Кроме того, стратегические бомбардировщики абсолютно не вписывались в оборонительную доктрину безъядерной Украины. Поэтому практически сразу с организацией "самостийных" ВВС управление группы Дальней авиации было ликвидировано, а самолеты поставлены на консервацию.
Однако содержать их даже в режиме консервации было слишком дорого, да и ни к чему. Вскоре в Киеве стали задумываться о том, как избавиться от Ту-160. Самолеты можно было перебазировать в Россию (так в свое время поступил Казахстан, обменяв дальние бомбардировщики Ту-95МС на истребители) или уничтожить.
Переговоры о покупке самолетов Россией закончились безрезультатно. Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о ликвидации стратегических авиационно-ракетных комплексов Ту-95МС и Ту-160. В 1998 года Украина приступила к уничтожению стратегических бомбардировщиков на выделенные США по программе "Нанна-Лугара" средства. До конца 1998 года были утилизированы два Ту-160, разделка каждого обошлась в $1 млн. Полностью авиапарк украинских самолетов Ту-160 предполагалось ликвидировать к 2001 году.
5 декабря 1998 года МО Украины и МО США подписали соглашение о ликвидации 44 тяжелых бомбардировщиков и 1068 крылатых ракет Х-55 воздушного базирования (19 самолетов Ту-160 предполагалось уничтожить в рамках международного договора START-1). В начале августа 1999 года была достигнута договоренность о передаче Украиной России восьми полностью исправных тяжелых бомбардировщиков Ту-160 в счет частичного погашения задолженности за поставки природного газа. Передача бомбардировщиков России началась в ноябре 1999 года. К апрелю 2000 года все самолеты перелетели на аэродром под Энгельсом. С этого момента единственным "напоминанием" о наличии стратегической авиации на территории Украины стали Ту-160 и Ту-95МС, отправленные в музей Дальней Авиации в Полтаве.
ВВС + ПВО или ПВО+ ВВС?
Принятый в декабре 1991 года Верховной Радой Закон "О Вооруженных силах Украины" предусматривал трехвидовую структуру ВСУ: войска наземной обороны, войска обороны воздушного пространства (ВОВП) и ВМС. Поэтому, когда в марте 1992 года были сформированы ВВС Украины, ожидалось, что они станут единым воздушным компонентом ВСУ, только под более традиционным названием. Тем не менее, уже месяц спустя были созданы (фактически вопреки действовавшему на тот момент законодательству) самостоятельные Войска ПВО страны.
Поначалу на такое положение вещей не обращали внимания, так как политическая ситуация была очень тяжелая и руководству была просто необходима лояльность достаточно большого воинского формирования. Но как только политическая ситуация несколько разрядилась, была предпринята новая попытка объединения ВВС и ПВО. 28 января 1993 года Главнокомандующий ВСУ Леонид Кравчук приказал сформировать ВОВП на базе ПВО и ВВС (Указ No 31/93).
Ясное дело, что такое слияние могло отразиться прежде всего на штатах высших командно-штабных инстанций и статусе их структурных подразделений и поэтому вызвало сильное противодействие. В результате аппаратных игр 18 февраля 1994 года Указ о единых ВВС-ВОВП был отменен. Таким образом, в Украине вновь появились ВВС "советской конфигурации" и автономные теперь уже не Войска, а Силы ПВО.
Следующая инициатива (апрель 1995 года) по поводу слияния национальных ВВС и Сил ПВО Украины принадлежала уже новому президенту - Леониду Кучме. На сей раз из ВВС и Сил ПВО решено было сформировать ВВО - Войска воздушной обороны Украины. Но и теперь единые воздушные силы - ВВО продержались лишь немногим больше года, да и то на бумаге. Уже 8 мая 1996 года глава государства вернул оба вида ВСУ "на исходную позицию".
Движение в направлении интеграции возобновилось весной 2000 года. Но потребовалось еще свыше четырех лет, чтобы конкретные организационные мероприятия по объединению отечественных ВВС и ПВО стали наконец реальностью. К осени 2005 года административная и оперативная интеграция группировки Сил ПВО в Воздушные силы Украины наконец завершилась. На начало 2004 года она состояла из трех корпусов ПВО, объединявших две дивизии, 11 отдельных бригад - 7 зенитно-ракетных (озрбр), три радиотехнические (радиолокационные) и одна - связи, а также отдельного радиотехнического полка (ортп), трех полков связи и других частей боевого и тылового обеспечения.
Таким образом, пока что вопрос "ВВС+ПВО или ПВО+ВВС" решается однозначно в пользу второго варианта.
Перспективная "Структура-2011"
Недостаточное финансирование привело к тому, что в марте 2000 года министр обороны
Украины Александр Кузьмук заявил, что разработана программа трехэтапного до 2015 года сокращения ВВС и что в ходе первого этапа (конец 2005 года) ВВС лишится еще 600 самолетов. К этому времени упадок боеспособности военно-воздушных сил принял хронический характер, что привело к ряду серьезных катастроф.
Самым трагическим происшествием стало падение на зрителей во время авиашоу в Скнилове 27 июля 2002 года самолета Су-27УБ, в результате чего погибло 77 человек, а общее число пострадавших достигло 392 человека.
Поначалу были расформировано дивизионное звено управления в ВВС и Войсках ПВО, боевой состав ВВС был сокращен еще на 5 авиаполков (с 16 до 11), было проведено переформирование радиотехнических бригад дивизий ПВО в отдельные полки.
Впрочем, первоначальный замысел корректировался уже минимум четырежды. Так, уже к 2003 году планируемое к сохранению количество боевых авиаполков ВВС уменьшилось до девяти (плюс истребительное крыло ПВО) и почти одновременно было принято решение о переформировании их в бригады. Затем на свет появился "Стратегический оборонный бюллетень", а далее корректировка параметров реформирования происходила уже в связи с изменениями, которые произошли осенью 2003 года в руководстве МО и командовании воздушных сил Украины.
Ну и, наконец, в "Белой книге-2005" все предыдущие планы реформы были подвергнуты существенной ревизии.
К 1 декабря 2010 года предусматривается осуществить следующие мероприятия:
- сформировать командование Воздушных сил (КВС) ВСУ (полностью интеграция ВВС и ПВО была завершена к сентябрю 2005 года.);
- сформировать вместо существующих двух авиационных корпусов и трех корпусов ПВО пять региональных Центров управления и оповещения (ЦУО) со смешанными бригадами тактической авиации в четырех из них (кроме Крымского ЦУО).
Принципиальные количественные изменения претерпит и командование военно-транспортной авиации - в его непосредственном подчинении останется только одна отдельная авиабригада. Функции же центрального командования фронтовой авиации будет выполнять непосредственно командующий вооруженными силами.
Таким образом, по состоянию на 2008 год Воздушные силы Украины включают 10 оабр (5 истребительных, бомбардировочно-разведывательную, штурмовую и 3 оабр ВТА), 35-ю отдельную авиагруппу (бригаду) оперативного назначения - авиационный компонент Объединенных сил быстрого реагирования, 203-ю учебную авиабазу при Харьковском университете Воздушных сил (бывший Харьковский институт ВВС), авиагруппу (полк) 168-го летно-испытательного комплекса (ЛИК) Государственного авиационного научно-испытательного центра (ГАНИЦ), отдельный полк ДПЛА и ряд более мелких авиачастей.
С учетом последних корректировок по состоянию на 1 декабря 2008 года штаты развернутых авиационных частей (без учета авиапарка 168-го ЛИК ГАНИЦ) можно оценить в 235 находящихся в эксплуатации самолетов военного назначения: 204 боевых и 32 транспортных самолета плюс вертолеты и ДПЛА. Еще треть, а иногда и больше самолетного состава авиабригад находятся на консервации и составляют мобилизационный резерв.
Очень плохая ситуация и с подготовкой летного состава ВВС. За 2008 год конкретных цифр еще нет, поэтому мы можем оперировать только данными за 2007 год. Так вот, согласно официальным отчетам Минобороны за 2007 год планы подготовки летчиков выполнены на 98%. Но реально планы летно-тактической подготовки выполнены только за счет десантирования воздушных десантов (169,4% от плана) и пусков управляемых авиационных ракет (141,5%). Летно-тактические учения выполнены лишь в объеме 60%, стрельбы по наземным целям - на 74,3%, бомбометания - только на 35,3%. Налет летчика составил в среднем 43 часа 53 минуты. Но эти цифры характерны лишь для авиационных подразделений, которые входят в состав Объединенных сил быстрого реагирования. Остальные экипажи, а это 2/3 от общего количества, летают намного меньше, так как средний налет за прошлый год у них составил лишь 20 часов 1 минуту. Учитывая эти показатели, говорить, что Украина имеет боеготовую авиацию, достаточно трудно.
Если же говорить о типовой структуре, то в составе авиации воздушных сил остались истребители Су-27/Су-27П/УБ, МиГ-29/29УБ, фронтовые бомбардировщики, разведчики и самолеты РЭБ Су-24М/МР/ МП, штурмовики Су-25/25УБ, военно-транспортные и специальные самолеты Ил-76, Ан-12 и Ан-24/26/30 разных модификаций, несколько "салонов" (административных ВТС) Ту-134 и Ту-154, вертолеты Ми-2, Ми-8 и Ми-24. Парк учебной авиации (без арендованных ЛА) составляют учебно-тренировочные машины Л-39С/СМ а также учебно-штурманские Ан-26Ш.
Что же касается задекларированных в СОБ планов на 2009 и 2015 гг., то, похоже, в свете очередной смены военного руководства изложенные в "Белой книге-2005" параметры уже не являются ориентиром. Идея уменьшения парка боевой авиации до 126 самолетов, а группировки ЗРК воздушных сил - до 15 дивизионов вызывала, мягко говоря, неоднозначную реакцию. Причем не только у тех экспертов, которые всегда считались сторонниками радикального сокращения ВСУ, но и - впервые в истории национальной военной реформы - у некоторых представителей НАТО.
Модернизация
На вооружении ВВС Украины до недавнего времени состояло около 160 истребителей МиГ-29, из которых около 70 в будущем планируется модернизировать. Планируется также сократить парк Су-27 с 55 до 35 самолетов, которые также будут модернизированы. Согласно некоторым заявлениям весь парк самолетов Су-24 вообще будет списан, а 25 из 58 штурмовиков Су-25 будут модернизированы. Украинские ВВС также располагают парком примерно из 20 транспортных самолетов Ил-76 и около 20 самолетов Ан-24/26. Со временем Украина намерена модернизировать свои Ил-76. Озвучены планы закупки для транспортной авиации самолетов Ан-70 (к 2010 году планируется иметь на вооружении десять самолетов этого типа) и даже самолетов Ан-140 и Ан-148.
За последние несколько лет имели место поступления лишь единичных образцов летательных аппаратов в состав военной авиации Украины. Так, например, накануне 2007 года ВСУ приняли на вооружение модернизированный воздушный пункт управления украинского производства на базе самолета Ан-26. Вторым достижением 2007 года можно назвать поступление в состав морской авиации ВМС Украины транспортного самолета Ан-26, который отремонтировали и модернизировали в Киеве. Увы, в этом коротком списке пока можно поставить точку.
С учетом финансовых ограничений основным направлением обеспечения Воздушных сил ВС Украины образцами авиационной техники до 2011-2015 гг. остается лишь использование технических возможностей существующего парка летательных аппаратов с проведением их дальнейшей модернизации, которая может расширить боевые возможности летательных аппаратов, но вряд ли сможет довести их до уровня современных требований. Да и запланированные модернизации боевых самолетов МиГ-29 и Су-25, боевых вертолетов Ми-24, реализация нового проекта разработки беспилотного летательного аппарата пока существуют больше на бумаге, чем в жизни.
Авиация ПВО
Войска ПВО Украины были созданы 5 апреля 1992 года на базе частей ПВО СССР, находившихся на территории страны. Кроме ЗРК в их составе было семь истребительных авиаполков, вооруженных перехватчиками Су-15ТМ, МиГ-24ПД\ПДС и МиГ-23МЛД. Однако на вооружении эти самолеты продержались недолго - в 1993 году были сняты с вооружения МиГ-25, потом и МиГ-23, а к 1997 году на базы хранения отправили и Су-15. Для поддержания боеготовности из состава ВВС в 1995 году был передан 92 иап на самолетах МиГ-29, который стал базироваться в г. Васильков. Через три года полк был переформирован в 40-е авиакрыло ПВО и до момента объединения ВВС и Войск ПВО оставался единственным подразделением истребительной авиации ПВО Украины.
Авиация ВМС
В 1992 году к Украине отошла большая часть авиаподразделений Черноморского флота СССР, на вооружении которых состояли истребители МиГ-29, разведчики Ту-22Р, штурмовики Су-25, противолодочные самолеты Бе-12 и ракетоносцы Ту-22М2 и Ту-16К, а также большое количество учебных и учебно-боевых машин. Практически сразу большая часть устаревшей матчасти (Ту-16К, Ту-22Р, Ту-22М2 и вертолеты Ка-25) была отправлена на базы хранения, а в ходе последующих этапов сокращения списывались изношенные Бе-12 и Ми-14.
Истребительный и штурмовой авиаполки были сведены в дивизию морской авиации, формально подчиненную командованию ВВС. Фактически в составе морской авиации остались только вертолетные части. К 2000 году это был вертолетный полк в Очакове, на вооружении которого состояли вертолеты Ми-8, Ми-14, Ка-27 и Ка-29, отдельная морская эскадрилья в Николаеве (амфибии Бе-12), эскадрилья связи и подразделение вертолетов в Саках.
В настоящее время все они сведены в Отдельную морскую бригаду в г.Саки.
Армейская авиация.
Армейская авиация вошла в состав Сухопутных войск Украины, как их род, с 3 июля 1994 года и за относительно короткое время своего существования превратилась из вспомогательного в одно из основных и перспективных средств вооруженной борьбы. Созданы были на основе техники и летно-технического персонала семи полков боевых вертолетов, двух транспортных и нескольких отдельных эскадрилий ВВС СССР. На вооружении состояло около 900 вертолетов Ми-2, Ми-6, Ми-8, Ми-26 и Ми-24 (250 ед.). После реформирования на данный момент армейская авиация представлена тремя полками (3-й (г.Броды) и 7-й (г. Калинов) в составе Западного оперативного командования и 11-й (Херсон) в составе Южного ОК ) и двумя отдельными эскадрильями.
Авиация погранслужбы и МВД.
Кроме ВС Украины собственные небольшие авиачасти имеют также пограничные силы и МВД. У пограничников две авиационные эскадрильи, которые базируются в Харькове и Одессе. На вооружении вертолеты Ми-8 и транспортные Ан-24, Ан-26 и Ан-72.
В составе МВД транспортная эскадрилья в Киеве с самолетами Ан-26, Ан-72 и вертолетами Ми-8.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023