ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Жирохов Михаил Александрович
Легендарный "полтинник" в афганской войне

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 6.48*48  Ваша оценка:

  
   Легендарный "полтинник" в афганской войне.
  
   Михаил Жирохов
  
   В истории Афганской войны остались только два авиационных полка, которые вынесли всю тяжесть войны что называется "от звонка до звонка" - все 9 лет. Это 181-й отдельный вертолетный и 50-й смешанный. Именно о истории последнего и пойдет речь в данной статьи. Сразу оговоримся, что эта небольшая статья является только вершиной айсберга и предваряет большую работу, которую ведет автор и которая, как мы надеемся, закончится изданием полноценной монографии по этому полку.
  
   * * *
  
   Не покривим душой, если скажем, что нет другого такого полка, который бы знали все прошедшие афганский ад. Шутка ли, самолетами легендарного "полтинника" за всю войну было перевезено около 700 тысяч (!) человек. Именно в составе этого полка летали знаменитые "таблетки" - самолеты неотложной реанимационно - хирургической помощи Ан-26М "Спасатель" с красным крестом на борту. И приснопамятные "черные тюльпаны" - это тоже они.
  
   И как результат - шесть Героев Советского Союза, девять награжденных орденом Ленина, 78 - орденом Красного Знамени, 1145 - орденом Красной Звезды, 1126 - орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР", 489 - медалью "За отвагу", 1221 - "За боевые заслуги".
  
   Сформировали 50-й осап в рекордно короткие сроки - буквально за месяц командир 280-го отдельного вертолетного полка подполковник Борис Григорьевич Будников смог собрать воедино из переведенных из разных концов Союза летчиков войсковую часть полевая почта 97978. Изначально полк создавался как трехэскадрильный: 1-я эскадрилья состояла из трех отрядов по четыре самолета Ан-12, Ан-26 и Ан-26РТ и две вертолетные эскадрильи - 2 вэ (шесть звеньев, 12 Ми-24В/Д) и 3 вэ (шесть звеньев, 12 Ми-8МТ) плюс управление и ТЭЧ полка.
  
   Местом базирования стал аэропорт Кабула, а официальной датой формирования 13 марта 1980 года.
  
   Уже через месяц впервые в истории полка с Ми-8 был высажен тактический воздушный десант в районе населенного пункта Аудак.
  
   В условиях набиравшей обороты партизанской войны избежать потерь было нереально и первую потерю 50-й осап понес 24 апреля 1980 года. Тогда в районе ущелья Вагждан в 45 км юго-западнее Кабула очередью ДШК был сбит Ми-24 старшего лейтенанта А. Корчагина. При попытке совершить вынужденную посадку вертолет завалился на бок и загорелся. Погибли командир вертолета и оператор лейтенант Дацько Т.К., борттехнику Павлу Никитенко удалось спастись. Экипаж был из 288 овп (Нивенское) и выполнял второй боевой вылет за этот день.
  
   30 апреля 1980 года полку было вручено Боевое Знамя и с того времени этот день ежегодно празднуется как день части.
  
   Однако боевая работа продолжалась и полк продолжал нести потери. Так, за первый (1980) год войны полк потерял 8 вертолетов (три сбиты огнем противника и пять разрушены при аварийных посадках). Всего же летчики полка выполнили 12278 боевых вылета с налетом в 15591 часов. В результате боевых действий было уничтожено 32 огневые точки, 38 опорных пунктов мятежников, 21 склад, 4 ДШК, 41 штабов и крепостей, а также более 1200 инсургентов.
  
   В 1981 году за плечами летчиков 50 осап уже 18684 боевых вылета и 33 поврежденных вертолета.
  
   Очень тяжелым выдался третий год войны - 1982-й: 15272 боевых вылетов, потеряно 19 вертолетов и 14 человек личного состава.
  
   Каждая потеря была очень тяжелой, однако самый большой удар был нанесен 8 мая, когда в сбитом вертолете погиб весь руководящий состав 3-й эскадрильи: командир эскадрильи майор Грудинкин, замполит капитан Садохин и штурман эскадрильи капитан Кузьминов.
  
   А 7 октября 1982 года после выхода из атаки в районе горы Катасанг был обстрелян из ЗГУ и взорвался в воздухе Ми-24Д капитана С. Спелова. Экипаж погиб, спасая высаженную группу десантников.
  
   К 1983 году в полку служили 355 человек: 175 офицеров, 81 прапорщик, 33 сержанта, 36 солдат. В том числе 54 летчика, 27 штурманов, 45 летчиков-операторов, 51 борттехник и 77 человек инженерно-технического состава.
  
   Не стало легче и в последующие два года (1984-1985). Именно в этот период советское командование намеревалось переломить ситуацию, пытаясь сломить организованное сопротивление. И без летчиков "пятидесятки" не обходилась ни одна более или менее крупная операция. Тут и огневая поддержка и разведка (на Ан-30Б и Ан-26РР), обеспечение связи (Ан-26РТ), корректировка огня и многое - многое другое.
  
   В 1985 году моджахеды получили достаточное количество средств для борьбы с авиацией, в том числе и ПЗРК. Это не могло не сказаться в том числе и на потерях полка. Впервые за войну в этот год кроме 8 сбитых вертолетов добавились и два сбитых самолета.
  
   Так, 11 марта 1985 года в районе Панджшерского ущелья "Стингером" был сбит самолет-разведчик Ан-30Б (при попытке посадки на аэродром Баграм погибли капитан А. Горбачевский и старший лейтенант В. Иванов).
  
   Летом того же года душманам удалось сбить два Ми-24 и два Ми-8, а также повредить 12 Ми-24 и 10 Ми-8. Характерны, например, события 14 сентября, когда в ходе прикрытия вывоза раненных афганских солдат тяжелые повреждения получила "двадцатьчетверка" капитана Сергея Филипченкова. Несмотря на то, что вертолет был буквально изрешечен (механики потом насчитали 132 (!) пробоины) и убит оператор старший лейтенант Миронов) летчик смог посадить практически неуправляемую машину "на брюхо". Позже командир вертолета 2-й эскадрильи капитан Филипченков участвовал в 22 операциях и стал Героем Советского Союза. Не менее героическими были и будни 3-й эскадрильи: так, капитан Владимир Кучеренко на своем Ми-8МТ совершил 1400 (!) боевых вылета и тоже стал Героем Советского Союза.
  
   Осень того жаркого года была серьезно омрачена и еще одной потерей. 22 октября в районе Чарикара душманам удалось подстеречь самолет - ретранслятор Ан-26РТ старшего лейтенанта Е. Голубева. И снова экипаж погиб.
  
   После столь зловещего дебюта "Стингеров" были предприняты ответные меры: меняли высоты на маршрутах полетов и минимальную высоту выхода из атаки, летчиками стала практиковаться так называемая "афганская посадка" с крутой глиссады, почти "пикируя" на полосу. Именно после таких потерей в практику вошло прикрытие взлета и посадки транспортников боевыми вертолетами с обязательным отстрелом тепловых ловушек.
  
   Однако и противник тоже не дремал, постоянно меняя тактику. И к сожалению достаточно эффективно. В итоге уже 29 ноября 1986 года на высоте 6400 метров в 24 километрах от Кабула "Стингеров" был сбит Ан-12БП. У экипажа капитана Хомутовского и 27 пассажиров не было никаких шансов - самолет взорвался в воздухе. А буквально через месяц (26 декабря) скорбный список потерь 2-й аэ пополнил Ан-26РТ, сбитый на высоте более 8000 метров двумя ракетами. В этом случае экипаж успел воспользоваться парашютами, но по неизвестной причине бортмеханик прапорщик Б.Бумажкин не прыгнул и погиб в сбитом самолете.
  
   Поражение на таких больших высотах традиционно объясняется тем, что душманы забирались на вершины гор с кислородными приборами.
  
   21 февраля 1986 года полк понес и еще одну тяжелую потерю - погиб заместитель командира полка подполковник Иван Федорович Пиянзин. Вот что впоследствии вспоминал комэск Савченко: "45-летний замкомандира полка подполковник Иван Пиянзин мог отказаться идти в Афганистан (выслуга в 45 лет позволяла. - Авт.). А через месяц после своего дня рождения, 21 февраля, Иван Федорович был сбит. В тот трагический день он взлетел на Ми-24, чтобы произвести разведку местности вокруг аэродрома. Когда вертолет поднялся приблизительно на километровую высоту, со стороны дороги, проходившей рядом с командно-диспетчерским пунктом, был выпущен "Стингер". Ракета вошла под правый пилон вертолета и взорвалась. Летчик-оператор успел выпрыгнуть из машины, а командир погиб. Вы себе не можете представить, как больно терять боевых друзей. Ведь буквально за пару минут до его гибели я сидел с Иваном Федоровичем в классе, бесед овал с ним - и вот его уже нет..."
  
   С 1986 году 50 осап стал четырехэскадрильным:
   1 аэ - транспортные самолеты Ан-12, Ан-26;
   2 аэ - самолеты специального назначения Ан-26РТ, Ан-30Б, Ан-26РР, Ан-26М;
   3 вэ - боевые вертолеты Ми-24Д, В, П;
   4 вэ - транспортно-боевые вертолеты Ми-8МТ, Ми-8Т, Ми-9ВКП.
  
   Не снизился накал боевой работы и в 1987 году. И как результат 26202 боевых вылета, участие в операциях "Ущелье", "Весна", "Залп", "Энергия", "Центр" и 14 потерянных вертолета и 3 самолета. И - 23 погибших однополчанина...
  
   Так, были сбиты, но остались живы экипажи капитанов Д.Яворского и С. Молчанова, майоров А. Коржавина и В.Воротникова. При высадке десанта сбит Ми-8МТ подполковника В. Зенкова - погибли шесть десантников и один член экипажа.
  
   21 октября во время ночной посадки в Джелалабаде ракета настигла Ан-26 капитана Михаила Мельникова. Весь экипаж был "минский" и также был похоронены вместе на Чижовском кладбище. А ровно через два месяца двумя "Стингерами" был сбит Ан-26 командира 2 эскадрильи майора Владимира Ковалева. Видимо это было заранее спланированная акция, так как из Кабула в Баграм летчики доставили генерала Б. Громова и уже в сумерках вылетели за раненными в Джелалабад. Майор Ковалев выполнил в афганском небе 180 вылетов и посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза (кстати, единственный летчик - транспортник удостоенный такой чести за всю войну).
  
   Последний военный год, как и последний бой, был самым трудным. Уже все прекрасно понимали, что войне конец, однако рядом ходит нелепая и уже никому не нужная смерть. Причем гибли не только в небе. Под конец года мятежники стали регулярно обстреливать аэродром реактивными снарядами. Так, 27 августа аэродром обстреливался в течение трех часов десяти минут и на летное поле упало 59 реактивных снаряда, а 1 сентября ракеты угодили в склад боеприпасов, превратив на несколько часов аэродром в сущий ад с рвущими бомбами и разлетающимися во все стороны НУРами. Однако самым черным днем в истории полка стало нелюбимое летчиками 13-е число ноября 1988 года. После обеда, когда летчики 4-й эскадрильи собрались в модуле - ленкомнате у телевизора, туда прямым попаданием попала неуправляемая ракета мятежников. Всего пострадало 47 или 48 человек, 11 погибло сразу и 1 умер в госпитале.
   Вообще стоит сказать, что несмотря на все меры полностью обезопасить места базирования советской авиации в Афганистане не удалось на протяжении всей войны.
  
   27 августа в горах был сбит Ми-24В, экипаж которого попытался парашютироваться, но из-за малой высоты парашюты не раскрылись. Забирать тела Анатолия Литвиненко и Александра Мошкова полетел сам командир полка полковник Александр Голованов. Душманы знали, что за погибшими прилетят обязательно и организовали засаду по всем правилам. По жесточайшим огнем Голованов смог забрать тела ребят и взлететь. Причем в упор по его вертолету был выпущен "Стингер", который ушел на раскаленную на солнце скалу.
  
   В Афганистане Голованов совершил 344 боевых вылета на Ми-24 и Ми-8. Очень тяжело переживал потери - так, 1 октября уже при подходе к аэродрому ракетой был сбит Ми-8МТ его ведомого капитана М. Хрипача (для него это был второй "Афган", а был еще и Чернобыль и 22 полученных там рентгена и 4 ордена), причем вертолет взорвался в воздухе. Голованов, сжав всю волю в кулак, снова поднялся в воздух и отомстил за ребят.
  
   Вообще авиаторы-"афганцы" до сих пор с неподдельной теплотой вспоминают о нем. "Чистый и светлый, совестливый, мягкий человек с необыкновенной душой", - сказал о нем Александр Руцкой.
  
   21 января 1988 года в полку снова горе - сбит Ми-8МТВ начальника разведки полка майора Пискайкина. Экипаж и четверо пассажиров погибли мгновенно. 24 июля при посадке в Баграме упал самолет Ан-26 с командиром 1-й аэ майором Косьяненко. Экипаж погиб.
  
   За год полк произвел 18581 боевой вылет, перевез 64221 человека, 480 раненных, 9971 тонну груза, потеряв 26 человек, один Ан-26, три Ми-8 и три Ми-24В. Серьезно были повреждены еще три самолета и девять вертолетов.
  
   Долгожданный год вывода, 1989-й, начался для полка удачно. За январь выполнили 3128 боевых вылета без потерь. Однако срок вывода переносили четыре раза из-за плохой погоды. Только 1 февраля в 20 часов 22 минуты "940-й" (позывной командира полка Александра Голованова) поднял свой Ми-24п с бортовым ?01 (заводской ?3532431723783) и повел его в сторону перевала Саланг. Однако тут случилось непоправимое - вертолет был сбит. Посмертно Голованов удостоен звания Героя Советского Союза, а его летчик-оператор Сергей Пешеходько - ордена Ленина.
  
   Это были последние боевые потери полка в афганской войне.
  
   Основной эшелон 50 осап вышел на аэродром Какайды только 7 февраля (1:30 ночи), а крайние экипажи - 13 февраля. Война для летчиков полка закончилась.
  
   Подводя итоги отметим, что за девять лет войны летчики "полтинника" совершили 120944 боевых вылета (больше чем в других частях), уничтожили 298 опорных пунктов, 160 огневых точек, 104 позиции ДШК, 75 складов с оружием и боеприпасами, около 3,5 тысячи мятежников, перевезли более 90 тысяч тонн грузов.
  
   После войны полк был фактически расформирован и летчики разлетелись по всему Союзу. Только единицы прибыли под Минск, на аэродром Липки, где в мае 1989 году на новой матчасти фактически снова был сформирован 50-й осап.
  
   После развала Союза полк попал в состав ВВС Беларуси и в 1994 году на его базе в Мачулищах была сформирована 50-я база ВВС, которая через два года была переименована в 50-ю транспортную авиабазу. Так что история продолжается.
  
  
  
  

Оценка: 6.48*48  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2018