ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Да будет воля Твоя"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


   Каменев Анатолий Иванович
"Наука побеждать" 7/04/2010 г.
   Статистика:
   Число посетителей - 571 551
   Объем - 25793k/500
   Иллюстрации - 1095
  
  

 []

Казань 17 в. Гравюра

из "Путешествия" А. Олеария

А БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ..."

  
  
  

О свободе воли в человеке и грехе

Г. Дьяченко

   "Бог сотворил душу, - пишет Василий Великий, - а не грех".
  
   Преимущественным благом ее было пребывание с Богом и единение с Ним посредством любви. Отпав от Него, она стала страдать различными и многовидными недугами.
  
   Почему же в ней есть общая приемлемость зла?
  
   По причине свободного стремления, всего более приличного разумной твари. Не будучи связана никакой необходимостью, получив от Творца жизнь свободную, как сотворенная по образу Божию, она разумеет доброе, умеет им наслаждаться, одарена свободой и силой соблюдать жизнь, какая ей естественна; но имеет также свободу и уклониться от прекрасного...
  
   "Но, говорят, - продолжает святитель, - почему в самом устройстве не дано нам безгрешности, так что нельзя было бы согрешить, хотя бы и хотели?
  
   Потому же, почему и ты не тогда признаешь служителей исправными, когда держишь их связанными, но когда видишь, что добровольно выполняют перед тобой свои обязанности.
  
   Поэтому и Богу угодно не вынужденное, но совершаемое добровольно - добродетель же происходит от произволения, а не от необходимости, а произволение зависит от того, что в нас; и что в нас, то свободно.
  
   Посему, кто порицает Творца, что не устроил нас безгрешными, тот не иное что делает, как предпочитает природу неразумную, неподвижную и не имеющую никаких стремлений, природе, одаренной произволением и самодеятельностью" (Твор. св. отц. VIII, 151, 156).
  
   Указание на происхождение греха из свободы человека можно находить в Священном Писании: а) Ветхого и б) Нового Завета и в) в учении св. отцов Церкви.
  
   а) Так, прежде всего, в словах Моисея, обращенных к израильскому народу: вот я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло (Втор. XXX, 15).
  
   Из этих слов видно, что выбор между жизнью и добром, с одной стороны, и смертью и злом, с другой, зависит от самого человека, следовательно, если он избирает зло, то совершает его добровольно, а не вынужденно.
  
   Такие обращения Моисея к народу израильскому, как: если ты будешь слушать глас Господа Бога твоего, тщательно исполнять все Заповеди Его (Втор. XXVIII, 1; ср. XXX, 10,16),
  
   или:
  
   если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все Заповеди Его и постановления Его (Втор. XXVIII, 15; ср. XXX, 17), могут служить также указанием на происхождение греха из свободы человека.
  
   Такие обращения показывают, что исполнять или не исполнять Заповеди и постановления Божии зависит от самого человека, именно от его свободы.
  
   Все наказания, которым Бог подвергал за грехи отдельных лиц и целые народы, и в частности народ израильский, также могут служить свидетельством происхождения греха из свободы человека.
  
   В самом деле, если бы грехи были не свободны, если бы они происходили необходимо, под влиянием злого существа или другой какой-либо причины, то Бог не поставлял бы их в вину лицам согрешающим и не подвергал бы последних наказанию за эти грехи.
  
   Если же Бог вменяет грехи согрешающим лицам, то значит, что они имеют свою главную причину в самих этих лицах, в их свободе, вследствие чего и заслуживают вины и наказания.
  

 []

Первая печать войска Донского (до 1704 г.)

  
   б) В Новом Завете Сам Иисус Христос весьма ясно признает, что внутренняя причина происхождения греха заключается в самом человеке, именно в его свободе, когда Он называет сердце человека, это средоточие внутренней жизни его, источником греховных действий.
  
   "Из сердца, - говорит Спаситель, - исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления" (Матф. XV, 19).
  
   Значит, внутренний корень греха лежит в самом человеке, в его внутреннем существе, в его внутреннем желании, которое не обусловливается необходимо никаким внешним влиянием.
  
   Ап. Павел в Послании к Римлянам говорит:
  
   очь прошла, а день приблизился, и так отвергнем дела тьмы и облечемся в оружие света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти" (XIII, 12-13).
  
   Если бы не во власти человека было, не от его свободы зависело вести добродетельную или порочную жизнь, то Апостол не сделал бы такого увещания, какое он сделал в приведенном месте, не приглашал бы христиан к отвержению дел тьмы, к удалению от себя указанных пороков и к жизни добродетельной, благочестивой.
  
   Поэтому и приведенное место может служить подтверждением того, что порочная, греховная жизнь человека зависит от него самого, от его свободы.
Таким образом, как в Ветхом, так и в Новом Завете находятся довольно ясные указания на происхождение греха из свободы человека.
  
   в) Согласно со Священным Писанием отцы Церкви главную, внутреннюю причину происхождения греха полагали в самом человеке, именно в его свободе.
  
   Так св. Василий Великий в опровержение учения гностиков и манихеев о происхождении зла говорит:
  
   "Не доискивайся зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый да признает себя самого виновником собственного злонравия" (Твор. св. Василия Великого в русском переводе, ч. I, с. 30).
  
   В другом месте в опровержение того, что Бог - виновник зла, он говорит:
  
   "Не Бог - причина зол, а мы сами; потому что началом и корнем греха служит от нас зависящее, наша свобода" (там же, ч. IV, с. 145).
  
   Весьма ясно выражает эту мысль св. Василий Великий также в следующих словах:
  
   "В собственном смысле зло, то есть грех, - это зло, наиболее достойное сего наименования, зависит от нашего произволения, потому что в нашей воле или удерживаться от порока, или быть порочным" (там же, с. 150).
  
   Точно так же св. Григорий Богослов ясно признает зло происходящим от нас самих и вместе с тем от дьявола, когда говорит:
  
   "Зло не имеет ни особой сущности, ни царства, оно ни безначально, ни самобытно, ниже сотворено Богом, но есть наше дело и дело лукавого, и привзошло в нас от нашего нерадения, а не от Творца" (Твор. св. Григория Богослова в русском переводе, ч. III, с. 320).
  

 []

Акафист, поднесенный Карионом Истоминым

царевичу Алексею Петровичу.

1690-е гг.

   Ясно выражает эту мысль св. Григорий Богослов и в следующих словах:
  
   "Ржа - пагуба твердому железу, а я, самоубийца, насадил в себе пагубу - грех, по своему умышлению, последовав коварным внушениям завистника" (там же, ч. IV, с. 228).
  
   Подобным образом и блаженный Феодорит признает, что грех происходит из нашей свободы, когда говорит:
  
   "Поелику от произволения зависит избрание доброго и противного тому, то справедливо одни получают победные венцы, а другие несут наказание за произвольные грехи" (Твор. блаженного Феодорита в русском переводе, ч. I, с. 39).
  
   Приведенных мест вполне достаточно, чтобы видеть, что и отцы и учители Церкви главную причину происхождения греха полагали, согласно со Словом Божиим, в самом человеке, именно в его свободе (из кн. "Грех, его происхождение, сущность и следствия", священ. В. Велтистова. М., 1885 г., с. 183-190).
  

 []

Панорама города Касимова в кон. 17 в.

По гравюре из сочинения А. Олеария

Об отсечении страстей

Иоанн Златоуст

  
   Ныне нет гонений на христиан, зато теперь время для другого рода смерти.
   Умертвите, сказано, уди ваши, яже на, земли (Кол. 3, 5).
  
   Итак, погасим вожделение, умертвим гнев, истребим зависть.
  
   Это - жертва живая.
   Жертва эта не оканчивается пеплом, не рассеевается в дыме, не требует ни дров, ни огня, ни ножа.
  
   Для ней огонь и нож - Дух Святый.
   Воспользовавшись этим ножом, отсеки от сердца все излиш­нее и чуждое, открой заключенный слух.
  
   Страсти и злые пожелания обыкновенно заграждают вход слову Божию.
  
   Так, усилившаяся привязанность к богатству не дозволяет слушать слово о милостыне; появившаяся зависть преграждает путь учению о любви; да и всякая другая страсть, вторгшись в душу, делает ее крайне нерадивою ко всему.
  
   Итак, истребим злые пожелания.
   Ведь нужно только захотеть, и - все исчезнет.
   Не будем думать, будто сама по себе сильна любовь к богатству: вся сила заключается в нашей беспечности. Есть много людей, которые, говорят, даже не знают, что такое серебро; потому что любовь к богатству - страсть неестественная.
  
   Естественные пожелания вложены в нас с самого начала; а о золоте и серебре долгое время даже не было известно, существуют ли они?
   От чего же усилилась эта страсть?
  
   От тщеславия и беспечности.
  
   Из пожелания одни необходимы, другие естественны, а иные ни то, ни другое.
  
   Так все те желания, от удовлетворения которых гибнет животное, естественны и необходимы, как например - желание пищи, питья и сна.
  
   Вожделение плотское естественно, но не необходимо, так как многие преодолели его, и однакож не погибли. А желание бо­гатства ни естественно, ни необходимо, а излишне: если мы захочем, то и не подчинимся ему.
  
   Ведь и Христос, беседуя о девстве, сказал: могий вместити, да вместит (Матф. 19, 12), а о богатстве говорить не так, а как?
  
   Иже не отречется всего своего имения, не можешь быти Мой ученик (Лук. 14, 33). Что легко, к тому увещевает, а что превосходит силы многих, то оставляет на произвол.
   Итак, зачем мы лишаем сами себя всякого оправдания?
  
   Кто пленен страстию особенно силь­ною, тот понесет не столь большое наказание; а кто уловлен страстию слабою, тот лишится всякого оправдания.
  
   И в самом деле, что мы будем отвечать, когда Господь скажет: вы видели Меня алчущего, и не напитали (Матф. 25,42)?
   Какое будем иметь оправдание?
   Сошлемся, конечно, на бедность?
  
   Но мы не беднее той вдовицы, которая, положивши две лепты, превзошла всех.
   Бог требует от нас не значительности дара, а меры сердечного расположения; и это - знак Его промышления.
   По­дивимся же Его человеколюбию и будем приносить Ему, что можем, дабы и в настоящей и в будущей жизни, воспользо­вавшись великим Его человеколюбием, мы могли насладиться обещанными благами, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков.

Аминь.

74 Бес. на Ев. I. Бог.

  

 []

Ангел из сцены Причащения апостолов.

Мозаика апсиды собора

Михайловского Златоверхого монастыря. 1118 г.

  

В чем заключается внутренний мир и война

Иоанн Златоуст

  
   Ничто так не доставляет мира, как познание Бога и приобретение добродетели, истребляющия внутреннюю борьбу страстей и не попускающия человеку быть в войне с самим собою.
   Подлинно, если кто не наслаждается таким миром, то хотя бы отвне окружал его глубочайший мир, хотя бы никакой враг не нападал на него, он несчастнее всех во всей вселенной, на которых нападают враги.
  
   Не так жестоко дикие народы ведут войну по своему обыкновению, как гнездящиеся в душе непристойные помыслы и порочные пожелания, любовь к богат­ству, желание власти, привязанность к предметам житейским.
  
   И действительно так; ибо та война - внешняя, а эта борьба внутренняя.
  
   А что бедствия, рождающаяся внутри, гораздо хуже бедствий, происходящих отвне, и обыкновенно причиняют больший вред, это можно видеть во всем.
  
   Состав дерева больше повреждают черви, зараждающиеся внутри, нежели случающиеся снаружи; и города разрушают не столько внешние враги, сколько домашние: так точно и душу обыкновенно не столько заражают бедствия, нападающия отвне, сколько болезни, зараждающиеся вну­три.
  
   Но кто имеет страх Божий, совершенно прекратит эту войну, обуздает страсти, задушит различных зверей - порочные по­мыслы, и не дозволит им скрываться внутри, тот будет на­слаждаться чистейшим и глубочайшим миром.
  
   Этот мир Христос, пришедши, даровал нам (Ион. 14, 27); этого мира и Павел желал верующим, повторяя в каждом послании: благо­дать вам и мир от Бога Отца нашего (1 Кор. 1,3; Гал. 1, 3).
  
   Ибо кто имеет этот мир, тот не боится не только врага и варвара, но и самого диавола, а посмеивается над всеми полчищами злых духов, бывает благодушнее всех людей, не обременяется бедностию, не изнуряется недугами и болезнями, и не смущается никакими другими человеческими, неожиданно случающимися, бедствиями; потому что он имеет душу, способную перенести все это мужественно и весьма легко, душу крепкую и здравую.
  
   Дабы вам убедиться, что это справедливо, представим пример.
  
   Пусть будет какой-нибудь завистник, и пусть никто не восстает против него; какая ему от того польза?
   Он восстает сам против себя, острит на себя помыслы, опаснейшие всякого меча, раздражается всем видимым, мучится при виде каждого, встречающегося ему человека, и не чувствует ни к кому доброго расположения, но считает всех вообще своими врагами.
  
   Какая же ему польза от внешнего мира, когда он сам неистовствует и беснуется, как общий враг человеческого рода, и ходит везде, нося внутри себя такую войну, бесчисленное множество копьев и мечей, и желая лучше под­вергнуться тысяче смертей, нежели видеть кого-нибудь из подобных себе существ пользующихся добрым мнением и благополучием?
   Также предавшийся страсти к богатству носит в душе своей бесчисленные войны, брани и смятения, находится в страхе и беспокойстве и не может быть в хорошем расположении духа ни на малейшее время.
  
   Но не таков тот, кто освободился от страстей; напротив, он пребывает в тихой пристани, наслаждается любомудрием и не подвергается никакой подобной неприятности. Для человека, не имеющего этого мира, не открыта даже общая всем пристань, но заграждена и она, - пристань сна и ночи.
  
   Ибо страсти нарушают отдохновение, даруемое природою, и совершенно преодолевают силу сна своим жесточайшим насилием.
  
   Преданные зависти, ненависти, любостяжанию и хищению, нося с собою всюду войну и имея внутри скрывающихся врагов, куда бы ни пошли, нигде не могут избежать этой борьбы; но хотя бы оставались дома, хотя бы лежали на постеле, подвергаются туче стрел, смятению, сильнейше всяких волн, терпят убийства, вопли, стенания и другия бедствия, гораздо жесточайшие случающихся на войне.
  
   Но не таков праведник; он, и бодрствуя, наслаждается спокойствиом, а во время ночи с великим удовольствием принимает сон.

Бес. на 4 Псал.

 []

Кирилло-Белозерский монастырь. С иконы 17 в.

  

О ВОСПИТАНИИ ВОЛИ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА

  
   В основу древнерусского воспитания было положено воспитание воли, как "главного фактора человеческой жизни".
  
   И сегодня воспитание воли следует поставить во главу развития личности русского человека в связи со следующими обстоятельствами:
  
   во-первых, воля - это важнейшая становая опора личности, базовое основание свободы, независимости, активности и инициативы человека;
   во-вторых, в воспитании воли особое значение имеют ключевые этапы жизни человека (начало жизни, вступление во взрослую жизнь, начало самостоятельной трудовой жизни и т.п.);
   в-третьих, воля русского человека, по мнению многих историков, находится в пассивном (не активном) состоянии и нуждается в повседневной активизации (упражнении);
   в-четвертых, многие родители, педагоги, воспитатели, командиры и начальники делают весьма грубую ошибку, когда, развивая ум, не только пренебрегают образованием воли, но насильно ломают ее и извращают;
   в - пятых, в военном деле значение волевого компонента имеет решающее значение.
  
   В то же время, известно, что без твердой воли, крепкого характера не может быть и никакой последовательности в отстаивании положительных убеждений, охранении личного достоинства.
  
   Не нужно быть особо прозорливым человеком, чтобы оценить сегодня справедливость слов, сказанных видным русским педагогом П.Ф. Каптеревым:
  
   "Нужно питать к себе самоуважение и никому не позволять унижать себя, ограничивать свои права, распоряжаться собой; нужно сейчас же самым энергичным образом восстать на защиту своей личности и не успокаиваться до тех пор, пока наши личные права не будут признаны товарищами столь же святыми и неприкосновенными, как нами их права".
  
   Люди энергичные, деятельные, активные - опора государства, напротив - вялые, инертные, безвольные люди - обуза, балласт государства.
  
   "Молодые люди, пробивающие себе дорогу энергией, трудолюбием и железным терпением, заслуживают полного уважения..."
  
   На пути воспитания воли есть немало ловушек: случается, что увлекшийся юноша мало рассуждает о последствиях своих увлечений, он даже иногда не разбирается и в средствах к достижению своих целей; а потому отсюда являются преступления и преступные общества.
  
   Время юности - время увлечения новыми идеями, учениями и понятиями.
  
   Увлекшись идеями свободы, легко сбиться с истинного пути, впасть в величайшее заблуждение.
  
   В сфере воли: стремление к независимости, нередко связанное с проявлением духа протеста против постановлений руководительства и чужой опеки; вместо воспитания со стороны, наступает период самовоспитания, продолжающийся всю дальнейшую жизнь человека.
  
   В области же интеллекта: стремление к самостоятельности выражается в наклонности к критике окружающего, не лишенной подчас заносчивости и самонадеянности.
  
   Воспитание воли важнее воспитания ума, так как развитие ума без надлежащего основания (морали) и воли представляет собой опасное явление - в виду того, что ум, не поставленный в связь с правильно воспитанной волей, способен не только на добрые действия, но и на злые, и в связи с сим в состоянии сделаться опасным орудием в руках врагов общества.
  
   Кроме того следует учитывать: воспитание ума продолжается всю жизнь, а воспитание воли возможно лишь в период формирования духовной культуры человека. Если это время будет упущено, то пробелы восполнить будет уже нельзя.
  

***

 []

Русский князь 16--нач. 17 вв.

ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ

  
   Во всех случаях не давай воли своим желаниям, а держи их в своей власти, направляя все к одной цели - стоянию в воле Божией и шествованию по воле Божией.
   Тогда и желания твои будут правы и благочестивы и ты при всякой неприятной случайности будешь пребывать в покое, полагаясь на волю Божию.

Преподобный Никодим Святогорец.

  
   Если плоть не будет умерщвлена и человек не будет весь водим Духом Божиим, то не может он исполнить воли Божией без понуждения себя. Когда же воцарится в нас благодать Духа, тогда уже не будем иметь своей воли, но все, что ни бывает с нами, приемлем как волю Божию. Тогда имеем мир и можем быть названы сынами Божиими, ибо любим волю Отца, как и Сын Божий и Бог. Но этого невозможно достичь без соблюдения заповедей, которыми подвизающийся отсекает всякие наслаждения, то есть свои пожелания, и терпит всякие огорчения, происходящие от этого.

Преподобный Петр Дамаскин.

  
   Бог хочет, чтобы мы желали Его благой воли... то есть исполнения Его заповедей; чтобы мы любили друг друга, были сострадательны, творили милостыню и тому подобное; вот это - благая воля Божия.

Преподобный авва Дорофей.

  
   Помни о Кресте, под знаменем которого ты должен жить, ибо уже не ты живешь, но живет в тебе распявшийся за тебя Христос (Гал. 2, 20). Как он висел за нас на Кресте, так и мы, пригвоздив плоть страхом Господним, волю и все наши желания, должны не служить страстям нашим, но постоянно умерщвлять их, чтобы таким образом избежать отвержения Божия: "Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня" (Матф. 10, 38).

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

  
   Горе человеку, который полагается на собственную силу, или свой подвиг, или на свои природные дарования, или на свою волю, а не возлагает всей надежды на Бога, потому что от Него Единого крепость и сила.

Преподобный Ефрем Сирин.

  
   Кто признает полезным то, что ему угодно, тот ненадежно судит о справедливом - он похож на слепца...

Святитель Василий Великий.

  
   Кто не покорит своей воли Богу - покорится Его противнику. Кто не покорит своей воли Богу, тот покорится Его противнику.

Преподобный Исаак Сирин.

  
   Во всяком вашем действии обращайте главное внимание на смирение, чтобы постоянно терпеть бесчестия и отсекать волю падшего естества. Держащийся своей воли повреждает и губит этим все свои добродетели.

Преподобный авва Исаия.

  
   Берегись себя самого, как злейшего своего врага, и не следуй ни своей воле, ни своему уму, ни своему вкусу и чувству, если не хочешь потеряться. Потому держи всегда наготове оружие против себя самого и, когда твое хотение склонится на что-нибудь, хотя бы святое, положи его одно, обнаженное от всего постороннего, перед Богом и с глубочайшим смирением умоляй Его, да будет в этом Его, а не твоя воля. И сделай это с искренним сердечным преданием себя в волю Божию, без всякой примеси самолюбия, зная, что сам в себе ты ничего не имеешь и сам по себе ничего не можешь сделать для спасения.

Преподобный Никодим Святогорец.

  
   Воля, как таковая есть не что иное, как постоянство, стойкость и настойчивость; поэтому очевидно, что все зависит от того, чем она руководствуется и в какую сторону направлена; направленная в сторону удовлетворения чувственных потребностей, страстей, она превращается в дьявола, которому человек продал свою душу; направленная в сторону добра, творческая воля становится царем, а разум человеческий первым министром, - и они ведут человека к высшим благам".
  
   Обращая взоры свои к будущему, всякий человек должен предвидеть три роковые обстоятельства в своей жизни, ко встрече с которыми должен быть всегда подготовлен, а именно: потеря занятия, болезнь и смерть. Первые два могут не наступить, третье - неизбежно. Следовательно, обязанность всякого благоразумного человека жить так и устроить так, чтобы при наступлении этих обстоятельств удар был по возможности ослаблен, не только для него самого, но и для других, существование которых от него зависит.
   Характер человека развивается и укрепляется только в борьбе с трудностями в жизни...
   Затруднения эти являются нашими лучшими наставниками, подобно тому, как неудачи служат нам лучшим опытом

Бекстон в письме к сыну.

  

***

 []

Шествие Патриаршего Крестного хода в Вербное Воскресение

с Красной площади в Кремль через Спасские ворота.

17 в. Рисунок из альбома А. Мейерберга

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТКИ

  
  -- Лакедемоняне - страна Лакедемония, иначе Лакония или Спарта, находилась в ю. части Пелопонеса и составляла после Афин важнейшее государство в древней Греции. Название означенной страны под именем Спарты в различных отношениях к народу Иудейскому встречается в книгах Маккавейских не более двух или трех раз.
  
  -- Лангобарды - германская народность, жившая первоначально на ле­вом берегу Нижней Эльбы, а потом переселившаяся в область р. Дуная. В тече­ние V и VI вв. лангобарды покорили ряд германских народностей (герулов, гепидов). В 568 г. лангобарды завоевали Северную Италию, где основали Лангобардское государство. В 744 г. государство это было покорено Карлом Великим и присоединено к франкскому королевству.
  
  -- ЛАНДСКНЕХТЫ В первый раз ландскнехты выступили в борьбе Максимилиана с бургундскими городами (1482-1486 гг.). Слово "ландскнехт" означает агента судебной власти, нечто среднее между жандармом и судебным приставом. Максимилиан, желая подчеркнуть, что он не ведет войну, а только усмиряет беспорядки, назвал вновь образовываемую пехоту ландскнехтами. В корпорации ландскнехтов слились в одно тактическое целое небогатое рыцарство и авантюристы из числа горожан и крестьян.
  
  -- Лао-цзы (Ли Эр), автор др.-кит. трактата "Лао-цзы" (древнее назв.-"Дао дэ цзин", 4-3 вв. до н. э.), канонич. соч. даосизма. Лао-цзы разделяет посылку Конфуция о неразрывном единстве "пути человека" и "пути не­ба", но трактует это единство не столь­ко в моральном, сколько в метафизиче­ском ключе: для него цель человече­ского совершенствования состоит в возвращении к первозданной полноте бытия, еще не разрушенной досужим умствованием. Мудрец, согласно Лао-цзы, подобен "еще не родившемуся младенцу", который безотчетно (и по­тому безмятежно) питается от "матери Неба и Земли", то есть Великого Пути мироздания. Презреть мирское знание и условности общества, уподобиться нерожденному мла­денцу и обрести блаженство в собственной помраченности - все эти заветы даосского патриарха предназначены, ка­жется, не для средних умов. Остается фактом, что "темная" мудрость Лао-цзы, апо­логета младенческой наивности и убежденного противника интриг и войн, вдохновляла самые изощренные, даже самые коварные приемы китайской стратегии. Даосизм в итоге стал не просто одним из "учений" Китая, но и подлинным фокусом китайской цивилизации, вместившим в себя и практику духовного совершенствования, и политику, и культурное творчество, и протест против условностей куль­туры, мечту о вечной жизни и надежду па успех в любом деле.
  
  -- Ларошфуко (La Rochefoucauld) Франсуа де (1613-80), франц. писатель-моралист. В "Мемуарах" (1662) и "Максимах" (1665) в афористич. форме переданы филос. итоги наблюдений над природой человеческого характера. Некоторые его "максимы": "Ни один льстец не льстит так искусно, как себялюбие"; "Страсть часто превращает умного человека в глупца, но не менее наделяет дураков умом"; "Гордость свойственная всем людям; разница лишь в том, как и когда они ее проявляют"; "Своекорыстие говорит на всех языках и разыгрывает любые роли - даже роль бескорыстия"; "Жажда славы, боязнь позора, погоня за богатством, желание устроить жизнь удобно и приянтно, стремление унизить других - вот что нередко лежит в основе доблести, столь превозносимой людьми"; "На войне большинство людей рискует жизню рово настолько, насколько это необходимо, чтобы не запятнать своей чести; но лишь немногие готовы всегда рисковать так, как этого требует цель, ради которой они идут на риск".
  
  -- Латин - легендарный родоначальник латинян. Существовали леген­ды, называвшие его отцом или дедом Ромула.
  
  -- Латинская война. Усиление Рима после присоединения Ка­пуи и победа над самнитами привели к обострению антагонизма между ним и латинскими городами. Латинская знать составила заговор против Рима, и представи­тели различных городов, вызванные в римский сенат, предъ­явили требование, чтобы один из консулов был латин и из ла-тин же была и половина сената. Требование это вызвало в Риме возмущение, и в результате началась Латинская война, про­должавшаяся с 340 до 338 г. до Р.Х. Восстали почти все латин­ские города. К ним присоединились капуанцы. Особенно упорно сопротивлялся приморский город Анций. Война закончилась победой Рима и установлением новых отношений в Лации.
  
  -- Латинские празднества - ежегодный праздник, справлявшийся союзом латинских городов в честь Юпитера-Латиария (Покровителя Латия).
  
  -- Латины - жители Лация, одно из основных италийских племен. Понятие платины" (latini) относилось первоначально к жителям свободных латинских городов. В 496 г. до Р.Х. римляне разбили латинов у Регильского озера и в 493 г. заключили с ними союз, где Рим имел господствующее положение. В 338 г. до Р.Х. в борьбе за равные с римлянами права латины потерпели поражение. Права римского гражданства были предоставлены им только после Союзнической войны (90 - 88 до Р.Х.). По договорам с Римом им предоставлена была имущественная правоспособность, а не­которым предоставлялось и право брака. Jus migrationis да­вало право гражданам союзных городов получить право пол­ного гражданства при переселении в Рим. После Латинской войны некоторые жители городов Лация получили право рим­ского гражданства, другие же продолжали называться латинами. За ними сохранилось право брака и имущественная пра­воспособность, равная с римлянами, но они не принимали ника­кого участия в римской политической жизни. Правда, до сере­дины III в. до н. э., когда они переселялись в Рим и проходили ценз, они делались полноправными гражданами.
  
  -- Лафирополы - это должностные лица, хранившие военную добычу и продававшие ее с аукциона в пользу государства.
  

***

ИСПОВЕДАЛЬНОЕ СЛОВО

  -- Чему учит опыт развития военного искусства в России   93k   "Фрагмент" История
  
  -- Политический, Военный И Психологический Фактор Войны   159k   "Фрагмент" История
  
  -- Статистика Войны   47k   "Фрагмент" Политика
  
  -- Ход Боевых Действий На Фронтах 1-Ой Мировой Войны   18k   "Фрагмент" История
  
  -- России И Германии К Мировой Войне   44k   "Фрагмент" Политика
  
  -- Военных Действий С Японией   28k   "Фрагмент" Публицистика
  
  -- Уроки Русско-японской войны   10k   "Фрагмент" История
  
  -- Генералы И Адмиралы Русско-Японской Войны   46k   "Статья" Мемуары
  
  -- Нравственный Элемент В Руках М.Д. Скобелева   14k   "Глава" Публицистика
  
  -- Причины Наших Неудач В Японской Войне   95k   "Очерк" Мемуары
  
  -- Роковая Стратегия   105k   "Фрагмент" История
  
  -- Доблесть Генерала М.Д. Скобелева   33k   "Статья" История
  
  -- Военное Искусство В Крымскую Войну 1853-1856 гг.   143k   "Глава" История
  
  -- Русская Стратегия И Тактика На Кавказе   176k   "Глава" Публицистика
  
  -- Кутузов - Победитель Наполеона   198k   "Документ" История
  
  -- Генералиссимус А.В. Суворов   190k   "Глава" История
  
  -- Полководец Румянцев   140k   "Глава" История
  
  -- Петр Великий   123k   "Глава" История
  -- Петр обставил идеал государя
  
  -- Воинское искусство русских витязей   76k   "Глава" История
  -- Славяне - воины от природы. - Как наши предки преуспели в ратном искусстве. - Уроки, которые преподает нам Древняя Русь
  
  -- Боевое искусство русских полководцев (XI - начало XIХ в.)   152k   "Фрагмент" История
  
  

 []

 []

 []

 []

8-926-286-91-89

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Дьяченко Г. Указ. соч. - С. 88-89.
  
   Иоанн Златоуст. Собрание поучений. Книга первая. - М.,1993. - С.185-186.
   Там же. - С. 410-411.
  
   Демков М. О древнерусском воспитании // Педагогический сборник. Часть неофициальная. - СП б., 1895, N10. - С.285.
  
   По представлениям М.Ю. Лермонтова, человек родится свободным, и порыв к воле и самые простые желания заложены в нем от природы. Поэтому они неискоренимы и никогда не угасают. - См.: Лермонтов М.Ю. Избр. соч. - М., 1987. - С.13.
  
   Ж.-Ж. Руссо: "Подготовляйте исподволь царство свободы и умение пользоваться своими силами, предоставляя его телу привычки естественные, давая ему возможность быть всегда господином самого себя и во всем поступать по своей воле, как только будет иметь ее". - См.: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С.210.
  
   "Пчела": "Как и члены телесные наших детей в час рож­дения повиваются, чтобы крепче, прямее были и тверже, так из­начала следует нам и детский характер направлять". - См.: Школа и педагогика в культуре Древней Руси: Хрестоматия, ч.1. - М., 1992. - С.110.
  
   Федоров А.Ф. О моральном воспитании юношества. - Одесса, 1916. - С.7, 8.
  
   В качестве примера сошлемся на роман И.А. Гончарова "Обломов", в котором главный герой (Обломов) заявляет, что "воспитан нежно, ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался". - См.: Гончаров И.А. Избр. соч. - М., 1990. - С.3.
  
   Теплов Б.М. Ум полководца. - В кн.: Наука побеждать. В 7 т. Т.3. Психология русского военного искусства / Авт. - сост. А.И. Каменев. - М., 2002. - С.250 - 266.
  
   Каптерев Петр Федорович (1849 - 1922), русский педагог и психолог, автор трудов по детской и педагогической психологии, теории и истории педагогики.
  
   Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982. - С.237.
  
   Писарев Д.И. Избранные педагогические высказывания. - М.: Учпедгиз, 1938. С.181.
  
   Арсений. Духовнонравственная педагогика, или советы родителям и наследникам как воспитывать детей в духе нравственности и благочестия. - М., 1902. - С.59 - 73.
  
   Каптерев П.Ф. О страхе и мужестве в первоначальном воспитании. - СП б., 1901; Леви П. Рациональное воспитание воли. Практическое руководство к духовному самолечению и самовоспитанию. - СП б., 1912; Назаров И.Т. Культура воли, Система воспитания здоровой личности. - Л., 1928 и др.
  
   М.Е. Салтыков-Щедрин в "Истории одного города" устами одного из героев говорит: "Развяжите человеку руки, дайте ему свободу высказать всю свою мысль - и перед вами уже встанет не совсем тот человек, которого вы знали в обыденной жизни, а несколько иной, в котором отсутствие стеснений, налагаемых лицемерием и другими жизненными условностями, с необычайною яркостью вызовет наружу свой­ства, остававшиеся дотоле незамеченными... Необходимо коснуться всех готовностей, которые кроются в нем...". - См.: Салтыков-Щедрин М.Е. Избр. соч. - М., 1989. - С.6.
  
  

А.И. Каменев

Педагогика благонравия:

Хрестоматия

- М., 2004. - 308 с.

  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023