ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Философский пароход" в настоящее

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "АПОЛОГИЯ СУМАСШЕДШЕГО" (Чаадаева): "удел России плестись позади европейской цивилизации". "Умеренного" западника (Герцена) раздражает "преувеличенное чувство народности". Мудрый понимает, что ВЕРУ В РОССИЮ надо открыть для САМОГО СЕБЯ и понять главное: ВЕРУЮЩИЙ В ОТЕЧЕСТВО - это сильный и мужественный человек, который, находясь в мире соблазнов и искушений, не прельщается ими и даже не борется за веру с оружием на баррикадах. Если же в нем УБИТА ЛИЧНОСТЬ, он есть - НИЧТО...


  

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
   "Бездна неизреченного"...
  
   Мое кредо:
   http://militera.lib.ru/science/kamenev3/index.html
  

0x01 graphic

  

"Жены, издали смотрящие на Голгофу" 1867.

Художник Боткин Михаил Петрович

Анатолий Каменев

  

"ФИЛОСОФСКИЙ ПАРОХОД" В НАСТОЯЩЕЕ

  
  
   Как часто бывает в смутные времена, человек, лишившись духовных опор, начинает метаться из стороны в сторону, пытаясь прислониться к чему-то, что позволяет удержаться в бурном водовороте событий.
  
   То же самое получается и с общественными науками, которые лишаются прежнего духовного (или идеологического) основания.
  
   Мне в 1992-1993 гг. пришлось определять для себя ту духовную основу, которая бы заменила мне ленинский взгляд на жизнь, самого себя, мое земное предназначение и роль той науки (педагогики), которая стала не только моей профессией, но и призванием.
  
   Как станет понятным из дальнейшего повествования, самоопределение мое проходило не только во внутреннем противоборстве идеи, взглядов и концепций, но было осложнено рядом внешних обстоятельств, в частности, большим и стремительным наплывом в нашу страну армии миссионеров, которые старались всеми силами обратить в свою веру россиян, брошенных светскими и духовными (православными) властями на произвол судьбы.
  

Спор западников и славянофилов: прошлое и настоящее

  
   В моем поиске истины решающим фактором оказалась история.
   *
   Я довольно долго и тщательно изучал психологию великоросса (определение В.О. Ключевского) и нашел массу позитивного в национальном характере русских людей, но обнаружил и немало изъянов.
  
   "Способен ли Русский народ к свободе?"...   35k   "Фрагмент" Политика. Размещен: 17/05/2012, изменен: 19/05/2012. 35k. Статистика. 1147 читателей (на 15.1.2015 г.) 
   Иллюстрации/приложения: 7 шт. ПСИХОЛОГИЯ ВЕЛИКОРОССА В.О. Ключевский
  
  
   "Мы с ужасом смотрим на прошедшее"...   32k   "Фрагмент" Политика. Размещен: 14/05/2012, изменен: 17/05/2012. 32k. Статистика. 1340 читателей (на 15.1.2015 г.) 
   Иллюстрации/приложения: 4 шт. О ХАРАКТЕРЕ СЛАВЯН ДРЕВНИХ Н.М. Карамзин
  
   *
   Спор о самодостаточности русского племени, русской нации, как показала история, имел давние корни. Особенно яростно полемизировали по этому вопросу западники и славянофилы.
   *
  
   Ярким представителем "западников" был Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856), который в своем первом "Философском письме", опубликованном в 1836 году, подверг сомнению взгляд на Россию как на христианскую страну, принадлежащую Европе.
  
   Русская культура у него трактовалась как культура, развивающаяся в отрыве от цивилизованной (католической, в его понимании) Европы, а Россия у него - страна, стоящая, по существу, вне истории.
  
  -- После опубликования письма Чаадаев был объявлен сумасшедшим и ему было запрещено печататься в России. Он был сослан на три года в Усть-Сысольск, а его журнал "Телескоп" прекратил существование.
  
   Правильно ли поступило правительство?
   Думаю, нет.
  
   Оно само возвело Чаадаева в ранг пострадавшего за свои убеждения и тем самым привлекло к нему особое внимание мятущихся лиц и недругов России.
   *
  
   В "Апологии сумасшедшего" Чаадаев пытался несколько смягчить свою позицию по отношению к России и ее людям, но сути ее не изменил: удел России, по его словам, - плестись позади европейской цивилизации, а русские сами ни на что великое не способны и нуждаются в руке западного "цивилизатора".
  
   *
   Вполне возможно, что я несколько вольно трактую позицию Чаадаева.
   Да простит он меня за прямоту суждений.
   *
  
   Почему даже А.И. Герцена, которого можно назвать "умеренным западником", раздражало "преувеличенное чувство народности", о котором писали славянофилы?
  
   Он, как и Чаадаев, был западником и видел в западной цивилизации образец учености, достатка и благополучия.
  
   Россию он, как и Чаадаев, считал отсталой и мало на что способную.
   Он призывал учиться у западных учителей, мало веря в то, что в народе русском есть огромный пласт силы нерастраченной и мудрости неизреченной.
  
   ***
  
   Другое течение в русской культуре - славянофильское, патриотическое - развивало самосознание русской нации.
  
   0x01 graphic
  
   Н. А. Бердяев справедливо говорил в своей монографии о славянофилах:
  
   "Тысячелетие продолжалось русское бытие, но русское самосознание начинается с того лишь времени, когда Иван Киреевский и Алексей Хомяков с дерзновением поставили вопрос о том, что такое Россия, в чем ее сущность, ее призвание и место в мире".
  
   Справка:
  
   БЕРДЯЕВ Николай Александрович - (6 марта 1874, Киев -- 23 марта 1948, Кламар под Парижем) -- русский религиозный и политический философ
  
  -- Участвовал в сб. "Вехи" (I909), "Из глубины" (I9I8).
  -- После революции 1917 года основал "Вольную академию духовной культуры", просуществовавшую три года (1919--1922)
  -- Дважды при советской власти Бердяев попадал в тюрьму. Во время ареста его допрашивали лично Феликс Дзержинский и Вацлав Менжинский.
  -- После отъезда 1922 г. (на так называемом "философском пароходе") Бердяев жил сначала в Берлине, где познакомился с несколькими немецкими философами: Максом Шелером, Кайзерлингом, Шпенглером...
  -- С I925 - во Франции, издавал религ-филос. ж. "Путь" (Париж, I925-40).
  -- От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религ. экзистенциализма и персонализма. Свобода, дух, личность, творчество противопоставляются Б. необходимости, миру объектов, в к-ром царствуют зло, страдание, рабство. Смысл истории, по Б., мистически постигается в мире свободного духа, за пределами ист. времени.
  -- Осн. соч. (переведены на мн. языки): "Смысл творчества" (I9I6), "Миросозерцание Достоевского" (I923), "Философия свободного духа" (т.I-2, I927-28), "Русская идея" (I948), "Самосознание" (I949),"Духовный кризис интеллигенции" (I9I0), "Душа России" (I9I5), "Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности" (I9I8), "Истоки и смысл русского коммунизма" и др.
  -- Умер Бердяев в 1948 г. в своём доме в Кламаре от разрыва сердца. За две недели до смерти он завершил книгу "Царство Духа и Царство Кесаря", и у него уже созрел план новой книги, написать которую он не успел
  
   *
   0x01 graphic
  
   И. С. Аксаков.
   Фотография А. И. Деньера
  
   Иван Сергеевич Аксаков (1823-86), русский публицист и общественный деятель, один из идеологов славянофильства, писал:
  
   "По общему единодушному свидетельству иностранцев, русский простой народ умнее и даровитее простого народа всех стран Европы"...
  
   Далее он спрашивал:
  
   "Отчего же такая несоразмерность и несоответствие между почвой и продуктами?
   Как объяснить это явление, как согласить то богатство ума снизу и малоумие сверху?
   Куда девается, куда испаряется этот ум, спросите вы опять?"
  
   "Отвечать на этот вопрос не трудно, - признавал он. - Это явление объясняется тем особенным путем развития, который проходит у нас ум, переставая быть непосредственной народной силой - той постепенной отчужденностью от живых источников питания, хранящихся в народном материке, которая, становится уделом ума по мере изменения его жизненной обстановки на высшую. Оно объясняется, наконец, духовной разобщенностью с народом нашего общества"...
   *
  
   Насколько я понимаю, И.С. Аксаков серьезно упрекал интеллигенцию в том, что она, занимаясь глобальными вопросам, забыла свой собственный народ.
   Как верно звучат его слова, обращенные ко всем русским людям:
  
   "Любовь к России, любовь к своему народу - призывают нас к делу, требуют от нас не мужества вола, не энергии разрушения, не стойкости, презирающей смерть, - а мужества гражданина и упорного длительного труда, творящего и зиждущего. Нас ждет не борьба на поле битвы, а несравненно тяжелая борьба в жизни гражданской, борьба ежедневная и повсеюдная". "...Мало быть Русским только при больших исторических оказиях, но надо им быть и в будничное время истории, в ежедневной действительности".
  
   *
   Эти слова применительны ко всем русским людям, но в десять раз больше они относятся к русской интеллигенции.
   Нашей патриотической интеллигенции надо бы сорганизоваться и единым фронтом выступить против тех "коллег", которые несут в молодежные массы чуждые нашему национальному сознанию идеи.
  
   См.:
  
   Военные вопросы, требующие ответа 167k "Фрагмент" Политика. Размещен: 28/04/2015, изменен: 28/04/2015. 168k. Статистика.
   Беда России в том, что правительство и народ не могут в должной степени оценить роль Армии, как объекта и субъекта политики, что победоносная, непобедимая Армия - это могучее древо, выросшая на почве своей родной страны, с корнями, глубоко проникшими в ее духовную и физическую толщу... Иллюстрации/приложения: 17 шт. http://artofwar.ru/editors/k/kamenew_anatolij_iwanowich/woennyewoprosytrebujushieotweta.shtml
  
   Русский Мальстрим 136k "Фрагмент" Политика. Размещен: 26/04/2015, изменен: 26/04/2015. 136k. Статистика. Природа не терпит пустоты. В образовавшиеся политические ямы, в эти водовороты сепаратистской анархии хлынет человеческая порочность. Будут появляться все новые жадные, жестокие и бессовестные "псевдогенералы", добывать себе "субсидии" за границей и начинать новую резню. Но: не хороните РУССКИЙ НАРОД преждевременно! Придет исторический час, ОН восстанет из мнимого гроба и потребует назад свои права! (И. Ильин) Иллюстрации/приложения: 19 шт. http://artofwar.ru/editors/k/kamenew_anatolij_iwanowich/russkijmalxstrim.shtml
  
  
   Г.К.Ч.П.: прошлое и будущее... 41k "Фрагмент" Политика. Размещен: 25/04/2015, изменен: 25/04/2015. 41k. Статистика. Сила, мобильная и бесшабашная, основная масса революции - это молодежь. Таких легко поднять с места, нетрудно бросить в сражение, так как у нее нет еще развитого инстинкта самосохранения, но зато много энергии, силы и безрассудства. Они действуют против Закона, против власти, против родных и близких ... Иллюстрации/приложения: 11 шт. http://artofwar.ru/editors/k/kamenew_anatolij_iwanowich/gkchp.shtml
  
  
   *
   В век культа роскоши и денег трудно удержаться от соблазна возвести в ранг счастливого преуспевающего в бизнесе человека, пусть даже с криминальным оттенком.
  
   Эгоизм, себялюбие, тщеславие, бесчеловечность, индивидуализм, вседозволенность и т.п. легко становятся "нормативными" с подачи журналистов, писателей, которые озабочены рейтингом своей продукции.
  
  -- Но чем объяснить прямую или косвенную пропаганду этих пороков со стороны школьного учителя или вузовского педагога?
  -- Что ими движет?
  -- Может быть, желание выглядеть "продвинутым" среди молодых?
  
   *
  
   Как печально, что зрелый человек не понимает как пагубно подыгрывание низменным чувствам молодых людей.
  
   Скоро они, молодые, обретя силу и власть, пнут ногой этого горе-педагога, когда тот попробует появиться у них на пути случайно или преднамеренно.
  
   Истинный герой лишен эгоистических черт.
   Хапуги и разрушители, напротив, оделены ими в избытке.
  
   Направляя сознание молодых по пути эгоизма, себялюбия и прочих пороков, мы, взрослые, готовим себе и своему обществу гибель.
  
   ***
  
   Мои исследования и наблюдения привели к выводу: в народе нашем, в народе русском, масса талантов и море способностей.
  
   Не вина нашего народа в том, что он не проявляется себя должным образом, а беда его в том, что ему не дают этого делать.
  
   Ограничивая так называемые "стартовые" возможности, ставя препоны в области образования и воспитания, воздвигая препоны в служебной карьере и профессиональном росте, его, ко всему прочему, пытаются поработить духовно, внушая с детства чрез глупых и недалеких родителей коварные мысли-установки ("ты - человек маленький", "от тебя ничего не зависит", "твоя хата с краю", "начальству виднее" и т.п.) и призывая ангажированных интеллигентов к проповеди мысли об ограниченности русского народа.
  
   *
   Эх, если бы:
  
  -- Народ мой не портить глупым семейным и лицемерным общественным воспитанием...
  -- Укрепить в нем природный духовный стержень с самого малолетства
  -- Развить в нем волю, чувство собственного достоинства, желание принести пользу своему Отечеству...
  -- Дать народным талантам возможность проявить себя...
  
   ***
  
   Однако, похоже, что в нашем Отечестве, не хотят вступать в битву за души и умы людей русских.
   Это показали события 1993-го года.

1993: битва за души и умы русских людей

  
   Каждое общество нуждается в духовности.
   Особенно остро это чувствуется в кризисные моменты.
  
   Рухнувшая коммунистическая идеология и мораль вызвала жгучую потребность в иной духовной основе.
   *
  
   Эта задача возникла и для меня в 1992 году, но предметно стала проявляться уже в 93-м.
   *
  
   Россия 1993-го стала полем битвы за умы и сердца русских людей.
   Со всех концов мира сюда устремились представители различных религий и культов. Миссионеры из-за рубежа арендовали огромные помещения для своих проповедей и тратили колоссальные деньги на проведение массовых мероприятий.
   *
  
   Мне удалось побывать на ряде таких мероприятий, которые проводились с большим размахом, при огромном стечении народа и носили долговременный характер.
  
   Так, протестантские организации Запада делегировали в Россию целую армию своих миссионеров.
   В крытых спортивных комплексах, в крупных театрах и кинотеатрах проходили массовые проповеди христианского учения протестантского толка.
   *
  
   В отличие от нашей, православной церкви, протестанты тратили большие средства для того, чтобы привлечь на свою сторону как можно больше людей.
  
   Наряду с проповедническими акциями, они проводили медицинские и психологические консультации, больше говорили о насущных проблемах жизни и тем самым располагали к себе людей.
  
   На службу церкви была поставлена реклама, а для проведения массовых акция были задействованы все местные наличные силы приверженцев протестантизма.
  
   *
  
   В Россию в этот период поступило огромное количество библейской литературы самого разного содержания - от канонических книг до популярных изданий.
  
   В рамках проводимой акции осуществлялись семинары по заранее разработанным методикам, с широким использованием так называемых опорных конспектов.
  
   Для этого слушателю семинара выдавалась красочно оформленная тетрадь, где в схематичном виде были изложены все уроки предстоящего курса с оставлением свободных мест, куда слушателем заносилась информация по ходу занятия.
   Для получения сведения о степени усвоения и понимания излагаемой информации были разработаны специальные индивидуальные бланки заданий, выполнение которых тщательно оценивалось. По результатам прохождения курса выдавалось свидетельство.
   *
  
   Но самое важное действие было связано с обрядом крещения по-протестантски.
   Для этого в центре зала устанавливался бассейн с водой, в которой проповедник крестил вновь принявших веру.
  
   *
   Протестантских руководителей не смущало, если человек ранее был крещен по православному канону.
   Мне кажется, что даже приветствовался переход православных в протестантскую веру.
   *
  
   Итак, суть дела состояла в следующем.
   На традиционной православной территории в ущерб православию и в своих интересах стала активно действовать церковь иного толка с целью завоевать себе как можно больше приверженцев.
  
   *
   Я могу понять власть имущих - они, видимо, в накладе не остались за разрешение протестантам вести свою миссионерскую деятельности на территории России.
  
   Но как понять очень низкую активность нашей православной церкви, которая даже не попыталась выйти за рамки своих приходов?
  
   Протестанты шли к людям и зазывали их к себе.
   Православные священники сидели в храмах и ждали, когда к ним придут страждущие.
   *
  
   Я благодарен протестантам, которые открыли мне глаза на Иисуса Христа и религию, побудили читать христианскую литературу, дали направление моей мысли, открыли мою душу религии.

Верующим нельзя стать помимо воли

  
   В детстве я был крещен по православному обычаю моей тетей в тайне от родителей.
   На этом все мое религиозное воспитание закончилось, едва начавшись.
  
   Школа и армия пытались сделать из меня атеиста. И я был таковым не по убеждению, а по установившейся традиции.
  
   Мои представления о вере и верующих были скудны и односторонне.
   Дедушки и бабушки, которые составляли основную массу верующих в советское время, представлялись мне людьми ограниченными и ущербными, живущими в мире определенных догматов и предписаний.
  
   *
  
   Это представление стало меняться с той поры, когда я впервые стал сознавать другое: нельзя стать верующим человеком насильно.
   К вере надо придти самому, без нажима с какой бы то ни было стороны.
  
   Веру надо открыть для себя и понять главное: верующий - это сильный и мужественный человек, который, находясь в мире соблазнов и искушений, не прельщается ими и даже не борется за веру с оружием на баррикадах.
   *
  
   Как хорошо мне в этих исканиях помогли труды В.Зеньковского, Г. Дьяченко, В. Несмелова, И. Ильина, Е. Уайт, С. Франка и многих других.
  
   Но Библия, безусловно, стоит впереди всех творений рук человеческих.
  
   Вначале я был несколько огорчен длинным перечислением родословных, но потом, подойдя к Псалтырю, Притчам Соломоновым, книгам Пророкам, Евангелиям Матфея, Марка, Луки и Иоанна и посланиями Апостолов, то был неслыханно вознагражден, поняв насколько глубоко и проникновенно написана эта книга.
   *
  
   Но самое поразительное состояло в том, что в Библии мне все время встречались мысли и поучения, которые я слышал раньше, но без указания на этот источник.
  
   *
   Другими словами, передо мною открылось новое видение мира и себя в этом мире.
   *
  
   Как печально было сознавать бренность своего земного существования и законченность бытия. Как много было надежды на собственные силы в молодости и как мало было понимания того, что возможности человека ограничены не только его физическими данными, но и духовными составляющими.
  
   Смутное самосознание постоянно будоражило мозг мыслью о том, для чего это такого я явился на свет.
   Много и других мыслей о жизни приходило на ум.
   Но в рамках атеистического сознания все упиралось в примат бытия и т.п.
   *

Что мне открыла религия?

  
   Понятие духа и души витали в воздухе, но были так эфемерны и неуловимы, что давали лишь возможность констатировать приходящие состояния: "душа болит" или "душа ликует".
   *
   Наконец-то, мне стало понятно, что человек есть сложное биодуховное существо, в котором важное значение имеют все три его составляющие _ дух, душа и тело.
   *
  
   В этой трихотомии духовное превалирует над душой и телом.
  
   Духовная жизнь в нас есть источник самовидения, источник Света, в излучениях которого осуществляется сознавание самого себя, -- это есть сердцевина личности, связью с которой и держится вся наша личность в полноте ее сил.
  
   Духу нашему изначально присуща ненасытимая, неутомимая жажда идти вперед и вперед, тяготение к Правде, Истине, Справедливости, Безусловному, Абсолютному, Вечному, Бесконечному.
   *
  
   Духовное начало в человеке не есть нечто очевидное, понятное и лежащее на поверхности: духовную жизнь каждому предстоит в себе открыть -- в противном случае можно всю свою жизнь прожить, не останавливая своего внимания на духовной стороне жизни, лишь изредка ощущая ее влияние.
  
   *
   Чем раньше человек начнет "внимать самому себе", тем больше у него шансов к тому, чтобы укрепить свой духовный стержень, т.е. главную основу жизни.
   *
  
   Путь человека определяется не простою сопряженностью духа и психофизической стороны, но в нем обнаруживается своя -- для каждого человека особая -- закономерность, которую зовут "судьбою", которая в христианстве именуется "крестом".
  
   В глубине личности скрыта причина своеобразия, неповторимости ее, скрыт, однако, и ее крест, который, говоря формально, есть не что иное, как логика духовного развития данного человека.
   Каждый человек приносит с собой в мир свои задачи; и эти задачи, связанные с духовными особенностями человека, остаются одними и теми же, независимо от условий, в которых человек живет, -- иначе говоря, они могут и должны быть решены в любых условиях жизни.
   *
  
   "Крест" -- это индивидуальный духовный закон.
   Понятие креста есть, таким образом, понятие основное для понимания отдельной личности -- оно относится к духовному его миру, задачи и логику которого он определяет. Духовная жизнь в нас задана как тема творческого раскрытия и осуществления данных нам "талантов".
  
   Понять свой крест, усмотреть внутреннюю тему жизни, понять, как она может воплотиться в данных условиях моего существования, связать ее с общими моральными и религиозными началами, -- все это так трудно, что требует подлинной прозорливости.
  
   Даже опытные руководители духовной жизни, из года в год руководящие кем-либо, часто "за деревьями не видят леса", не видят "креста", той центральной и основной и в то же время совершенно индивидуальной темы, которая определяет внутреннюю логику исканий и трудностей в человеке.
   ***
  
   Эти истины, открытые множество веков назад были мне неизвестны.
   Эти сокровенные знания находились вне сферы моего сознания.
   Как это было печально.
  
   *
  
  -- Разве не задавал себе хоть раз человек вопрос: чем объяснить мои поступки?
  -- Разве только непосредственные причины вызывают меня на добро или на зло?
  -- Может быть все гораздо глубже?
  
   *
  
   Как важно при ответе на эти вопросы знать, что в душе каждого из нас есть два полюса - светлой и темной духовности.
  
   Отдельные добрые поступки не укрепляют наших добродетелей, а лишь вводят нас в заблуждение.
   Не умея различить добро и зло, мы сами не способны на добрые дела.
   А постоянные самооправдания своих неблаговидных дел приводят к тому, что во всех наших бедах мы начинает винить других, но только не самих себя.
  
   Мы можем пожалеть о содеянном, но зачастую далеки от раскаяния в делах и поступках, которые нас не красят. А тут нужно не просто публичное признание своей неправоты, а искреннее раскаяние, как поворотный пункт в нашем поведении.
   *
  
   Как нам не хочется признавать, что все люди обладают разными задатками, способностями, духовными, умственными и физическими резервами, что ставит предел их жизненным устремлениям. В силу объективных причин люди предрасположены к тем или иным практическим занятиям и видам деятельности.
  
   Но у каждому человеку дано нечто от природы и задача состоит в том, чтобы умело распорядиться тем, что дано Свыше. Надо знать, что полученные Свыше дары можно утратить, если ими не пользоваться или же эксплуатировать нещадно.
   Не работающие функции свертываются из-за ненадобности.
  

Что делать и для чего следует жить?

  
   На заре жизни многие из нас готовы свернуть горы.
   Все кажется нам по плечу и по способностям.
  
   Молодой человек гонится за чем-то большим и значимым. На малое и ограниченное он не согласен. Сколько судеб рушится только от того, что человек вдруг обнаруживает, что ему не под силу не только великое, большое дело, но и среднее.
  
   Но надо ли полагать, что жизненная цель должна быть обязательно большой, значимой, глобальной?
  
   Христианство учит, что нее следует считать, что значимая жизненная цель должна обязательно касаться глобальных целей (к примеру, спасти человечество, сделать гениальное открытие, принести благо огромному количеству людей и т.п.).
  
   Суть жизни заключается не в поиске ответа на вопрос "Как мне переделать мир, чтобы его спасти?", а в другом:
  
   "Как мне самому жить, чтобы не утонуть и не погибнуть в хаосе жизни?"
  
   Под "смыслом жизни" следует подразумевать ее благоразумность: благоразумно то поведение (и жизнь, в целом), которое согласовано с Законом жизни, не противоречит и не искажает Его.
  
   *
   Вот так-то оказалось, что и я сам, прожив не один десяток лет, только на 47-м году начал осознавать эти простые истины.
   ***
  
   Мой жизненный опыт подсказывал, что неправильно прозревать в столь солидном возрасте.
  
   Верные мысли о смысле жизни, об истинных ценностях и добродетелях должны проникать в наше сознание еще в семейной детской комнате из уст родителей.
   Мысли о добре, справедливости, чести и подлинном достоинстве человека должны красной нитью проходить через все общественное и профессиональное образование, т.е. через школу, высшее учебное заведение.
  
   Прочный духовный стержень, ясное осознание гражданской задачи и своей ответственности в сочетании с пониманием своего предназначения в жизни - это как раз тот путь, который убережет многих молодых и неопытных от греха и соблазна, не позволит сломать жизнь из-за сворованной безделушки или непомерно развитой гордости и болезненного тщеславия...
   ***
  
   Я пришел к, безусловно, верному вводу:
  
  -- 1)Духовное воспитание и образование должно иметь приоритетное значение в развитии и формировании человека;
  -- 2)Основой духовного развития личности может быть только православие, не только в силу того, что это отеческая религия, но в силу той ее особенности, которая православие отличает от всех прочих религиозных течений;
  -- 3)Духовное развитие - это не религоведение или же преподавание Закона Божьего, а раскрытие перед личностью понимания человеческого бытия, формирование ясного взгляда на мир и отношения в нем.
  
   Это - наглядное свидетельство в пользу добра, добродетелей, справедливости, долга, ответственности и столь же наглядное и показательное доказательство всей пагубности зла, пороков...
   Это - развитие внутренней способности сопротивляться соблазну и искушению, желанию принести боль и страдание другому человеку.
   Это - большая, умная и гуманная программа взращивания человеческих достоинств через преодоление самого себя, обстоятельств жизни и других преград и препятствий, перед которыми незрелый в духовном отношении человек сникает, перестает верить в себя, начинает злобиться на весь мир и гибнет с тоской в душе...
  

"НИКТО"

  
   Разве не поучителен пример Пер Гюнта, героя драмы Г.Ибсена, который беспутно прожил жизнь, возвращается домой в глубокой старости?
  
   В эгоистической погоне за счастьем, думая лишь о своем благополучии, вечно недовольный, он, в конце концов, потерял себя.
   Идя через выжженный лес, он слышит странные голоса: "Мы - мысли, которые ты не продумал до конца". Сухие листья, гонимые ветром, шепчут: "Мы - лозунги твои, а ты нас не провозгласил"... В воздухе слышится шелест: "Мы - песни, тобой не спетые".... Сломанные соломинки говорят ему: "Мы - дела, которые ты не совершил"...
  
   Пет Гюнт сам чувствует, что жизнь прошла бесследно, что в нем убита личность, что он - ничто.
   И он сам сочиняет надпись для своей могилы:
  

"Здесь похоронен НИКТО".

   Можно ли придумать более суровее наказание, как признание бесполезности проведенной жизни?
   Уверен, что нет ничего страшнее такого приговора.
   *
  
   Убежден и в том, что мысль о признании неудовлетворенности жизнью - это не всегда нужный толчок к пониманию важной позитивной и необходимой идеи: "никогда не поздно жизнь свою круто изменить".
  
   Но, как я понимаю, более раннее прозрение в этой области ведет и к более раннему вступлению на путь добродетели...
  
   Но и старику не заказан этот путь на склоне лет. Вот только идти по этому пути ему придется не так уж много времени...
   ***
  
   Подумать бы об этом тем, кто, стремясь к званиям, богатству, наградам и почестям, не брезгует средствами, разрывает семейные и дружеские связи, становится глух к мольбам и просьбам окружающих людей...
  
   Надо бы и им знать, что после пира наступил тяжкое похмелье и сознание того, что все материальное, показное, блестящее и вызывающее - все это "СУЕТА"...
  
  
   0x01 graphic
  
   Информация к размышлению
  

0x01 graphic

"В ИЗГНАНИИ НЕ СЛОЖИЛ ОРУЖИЯ"

еловек "с того берега")

  
  
   Неизгладимый след в сознании молодого А.И. Герцена оставило восстание декабристов. Оно, можно сказать, сыграло решающую роль в становлении то характера, формировании идеалов, во всей духовной жизни будущего писателя-революционера.
  
   Декабристам, по признанию самого Герцена, он был обязан своим нравственным пробуждением, выбором цели жизни.
   Впе­чатления от восстания 14 декабря переплелись в его сознании с "мифиче­скими рассказами 1812 года", полными воспоминаний о славных тради­циях победоносной Отечественной войны русского народа против нашест­вия Наполеона.
  
   В зрелые годы Герцен напишет о декабристах -- дворянских револю­ционерах, что это были "какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия".
  
   Мальчиком четырнадцати лет он поклялся "отомстить казненных" и "обрекал себя на борьбу". Этой клятве, данной на виду всей Москвы, на Воробьевых горах, Герцен и его неразлучный друг а соратник, поэт и публицист Николай Платонович Огарев (1813--1877), оста­лись верны до последнего вздоха.
  
   Феноменально одаренный и разносторонне образованный человек, А. И. Герцен отличался сильной волей и целеустремленностью.
  
   "Надобно одействорить все возможности, жить во все стороны -- это энциклопедия жизни... Горе закапывающему талант, а развивающий в себе все, насколько умел, прав",-- читаем мы в одном из писем-исповедей тридцатитрехлетнего писателя.
  
   И он действительно жил "во все стороны".
  
   "Вера в будущее своего народа есть одно из условий одействорения будущего" -- эту запись из дневника 1844 года можно безошибочно поставить эпиграфом ко всему творчеству великого писателя.
  
   Со временем ему довелось пережить горькие разочарования, крах многих надежд, стоять на грани отчаяния. Но никогда он не сомневался в созидательных силах родного народа. Напротив, вера в светлое будущее России оставалась глав­ным источником, откуда писатель черпал вдохновение.
  
   Самодержавие довольно рано разглядело в Герцене, еще начинающем литераторе, своего опасного и бескомпромиссного противника.
  
   Его неод­нократно арестовывали и ссылали. Пермь, Вятка, Владимир... Вынужден­ный в 1847 году покинуть Родину и эмигрировать в Западную Европу (как оказалось, дорога в Россию ему была закрыта навсегда), Герцен и в изгнании не сложил оружия.
  
   Напротив, ему принадлежала честь возглавить активную оппозицию, направленную против господство­вавшего самодержавно-крепостнического строя, стать ее знаменем и со­вестью.
   В 1853 году Герцен основывает в Лондоне Вольную русскую типогра­фию для печатания и тайного распространения в России произведений -- книг и статей -- революционного содержания.
  
   Спустя два года вместе с Огаревым он начал издавать альманах-обозрение, в память о журнале дека­бристов названный "Полярной звездой". В 1857 году, в преддверии революционной ситуации в России, в пору демократического подъема, побудившего царя отменить крепостное право, они налаживают издание газеты "Ко­локол".
  
   Голос герценовского "Колокола" звучал мощно, призывно, пугая власть имущих и мобилизуя на борьбу угнетенных.
  
   Невозможно переоценить значение, силу и весомость названных изданий, они стали высокой трибуной "русского социализма", рупором идей и требований передовой России. Впервые столь смело и отчетливо, впрямую и открыто было заявлено, что самодержавно-крепостническая система обречена самой историей. Гневно и нелицеприятно разоблачались слуги тира­нии, те, кто стоял на страже антинародного строя, извлекая немалые выгоды.
  
   "Рабье молчание было нарушено",-- писал В. И. Ленин.
  
   А. И. Герцен никогда не выбирал "путь, что протоптанней и легче".
   Ему были ведомы неудачи.
  
   Трусость и двурушничество буржуазии, предав­шей западноевропейские революции 1848 года, открыли Герцену глаза на сущность проповедуемых ее идеологами принципов "демократии".
  
   Революционная ситуация, сложившаяся в России в шестидесятые годы, себя исчерпала.
  
   Сказались неготовность крестьянских масс к единому действию, идейная незрелость и организационная разобщенность антисамодер­жавных сил, оппортунизм трусливых либералов, заключивших негласный союз с царской администрацией и по сути поддерживавших политику ре­прессий.
  
   Настроения, владевшие Герценом в последние годы жизни, во многом сродни тем, которые запечатлел в своем романе "Пролог" (1866) Н. Г. Чер­нышевский, обреченный на десятилетия ссылки и каторги.

0x01 graphic

Портрет Герцена, 1895

Художник Феликс Валлоттон.

  
   Творческое наследие А. И. Герцена уникально по своему разнообразию.
   Страной, изумительно богатой мыслями, назвал писателя Горький. Поэ­зией мысли оплодотворены художественные произведения Герцена. Высо­кой художественностью отличаются его философские трактаты -- их про­низывает метафорическая образность. Они написаны языком живым, гибким, щедрым на многозначные сравнения и многокрасочные эпите­ты. Чтобы в этом убедиться, достаточно назвать хотя бы "Дилетантизм в науке" или "Письма об изучении природы".
  

0x01 graphic

  
   От "Записок одного молодого человека" и романа "Кто виноват?",повестей "Сорока-воровка" и "Доктор Крупов", созданных в русле натуральной школы в 40-е годы, в эпоху "неистового Виссариона" -- Белинского, друга и учителя Искандера (псевдоним молодого Герцена), и до монументаль­ного эпоса "Былое и думы", одной из вершин мировой мемуарно-художественной прозы, писатель шел дорогой правды.
  
   Правды высокой пробы.
   Безого­ворочной.
   Безоглядной.
   Нелицеприятной -- даже если речь шла о самом себе, о своих заблуждениях и срывах.
  
   Пройдет всего несколько лет -- и гениальный критик в письме к самому Герцену определит точно и исчерпывающе, в чем главная особен­ность его художественного таланта:
  
   "У тебя свой особенный род, под ко­торый подделываться так же опасно, как и под произведения истинно­го художества. Как Нос в гоголевской повести того же имени, ты мо­жешь сказать о себе: "Я сам по себе!"
   Деятельные идеи и талантливое, живое их воплощение -- великое дело, но только тогда, когда все это не­разрывно связано с личностью автора и относится к ней, как изобра­жение на сургуче относится к выдавившей ее печати.
   Этим-то ты и бе­решь...
   Если ты лет в десять напишешь три-четыре томика, поплотнее и порядочного размера,-- ты -- большое имя в нашей литературе, и попа­дешь не только в историю русской литературы, но и в историю Карам­зина".
  
   Предсказание это оказалось пророческим.
  
   Написанные уже в годы изгнания, "Былое и думы" явились не только автопортретом уникальной личности, которую характеризуют "деятельные идеи", не только захваты­вающей дух историей жизни самого автора (пусть и богатой событиями, психологически верно запечатленной во всей исчерпывающей и беспощад­ной правдивости), но одиссеей целого поколения, своего рода летописью эпохи, многокрасочной панорамой века девятнадцатого.
  
   Как бы предвосхищая ответ, данный спустя два десятилетия в романе "Что делать?", Герцен утверждает: для подлинно передового человека, не только озабоченного своим личным благополучием, а думающего о смысле человеческого существования, выход из тупика, в котором он оказывается в силу известных социально-политических обстоятельств,-- в общественной активности, в служении идеалу. Нужно проявить гражданскую решимость, стать на путь практического приложения своих сил и возможностей во имя коренного преобразования мира.
  
   Пассивность, смирение, готовность любой ценой идти на компромисс, приспособленчество -- качества, которые Герцен всегда отрицал, отрицал страстно, убедительно, непреклонно. Просветитель в самом точном смысле этого понятия, он доверял разуму, науке и искусству, их способности обла­гораживать человеческую натуру, сплачивать людей для достижения до­стойной человечества цели.
  
   Своеобразная перекличка тематики и настроений сближает с назван­ными и другие сочинения Герцена.
  
   Упомянем отрывок "Мимоездом", пове­сти "Долг прежде всего" и "Поврежденный", "Трагедия за стаканом грога" и "Скуки ради", наброски оставшихся незавершенными произведений. Со­храняют значение высоких художественных образцов многие "вкрапления", содержащиеся в дневниковых записях Герцена.
  
   Венцом всей литературной деятельности А. И. Герцена, книгой глав­ных итогов, своего рода отчетом перед современниками и потомками, заве­щанием замечательного писателя-гуманиста явились "Былое и думы".
  
   "Бы­лое и думы" -- книга-исповедь.
   Она написана кровью сердца.
  
   Замысел книги родился в 1852 году.
   Внешним толчком, ускорившим кристаллизацию замысла, явились драматические события в личной жизни писателя, семейная драма.
  
   Герцен вспоминал о том, как родились начальные страницы его мемуа­ров:
  
   "Я решился писать; но одно воспоминание вызывало сотни других, все старое, полузабытое воскресало -- отроческие мечты, юношеские надежды, удаль молодости, тюрьма и ссылка... Я не имел силы отогнать эти тени..."
  
   "Былое и думы" -- книга мужественная.
   И беспощадно правдивая. Герцен пережил ряд нравственных потрясений. Не легко и не просто было отрешиться от иных иллюзий, примириться с отступлением или предатель­ством иных соратников.
  
   12 октября 1905 года, в толстовском дневнике было записано:
  
   "Читал и Гер­цена "С того берега" и тоже восхищался. Следовало бы написать о нем -- чтобы люди нашего времени понимали его...
   Он уже ожидает своих читателей впереди.
   И далеко над головами теперешней толпы передает свои мысли тем, которые будут в состоянии понять их".
  
  

У. Гуралъник

0x01 graphic

  

"Жены-мироносицы (святые жены)"

Художник Башкирцева Мария Константиновна.

АИ. Герцен

"Былое и думы"

(фрагмент)

Глава III

Смерть Александра I и 14 декабря.-- Нравственное пробужде­ние. ...

  
   Одним зимним утром, как-то не в свое время, приехал Сена­тор; озабоченный, он скорыми шагами прошел в кабинет моего отца и запер дверь, показавши мне рукой, чтоб я остался в зале.
   Но счастию, мне недолго пришлось ломать голову, догадыва­ясь, в чем дело. Дверь из передней немного приотворилась, и крас­ное лицо, полузакрытое волчьим мехом ливрейной шубы, шепотом подзывало меня; это был лакей Сенатора, я бросился к двери.
  
   Вы не слыхали? --- спросил он.
   Чего?
   Государь помер в Таганроге.
  
   Новость эта поразила меня; я никогда прежде не думал о воз­можности его смерти; я вырос в большом уважении к Александру и грустно вспоминал, как я его видел незадолго перед тем в Моск­ве. Гуляя, встретили мы его за Тверской заставой; он тихо ехал верхом с двумя-тремя генералами, возвращаясь с Ходынки, где были маневры. Лицо его было приветливо, черты мягки и округлы, выражение лица усталое и печальное. Когда он поравнялся с нами, я снял шляпу и поднял ее; он, улыбаясь, поклонился мне. Какая разница с Николаем, вечно представлявшим остриженную и взлызистую медузу с усами! Он на улице, во дворце, с своими детьми и министрами, с вестовыми и фрейлинами пробовал бес­престанно, имеет ли его взгляд свойство гремучей змеи -- останав­ливать кровь в жилах. Если наружная кротость Александра была личина,-- не лучше ли такое лицемерие, чем наглая откровенность самовластья?
  
   ...Пока смутные мысли бродили у меня в голове и в лавках продавали портреты императора Константина, пока носились по­вестки о присяге и добрые люди торопились поклясться, разнесся слух об отречении цесаревича. Вслед за тем тот же лакей Сена­тора, большой охотник до политических новостей и которому было где их собирать по всем передним сенаторов и присутственных мест, по которым он ездил с утра до ночи, не имея выгоды лошадей, которые менялись после обеда, сообщил мпе, что в Петербур­ге был бунт и что по Галерной стреляли "в пушки".
  

0x01 graphic

  

Нанесение смертельной раны М. А. Милорадовичу 14 декабря 1825 года.

Гравюра с рисунка, принадлежащего Г. А. Милорадовичу

  
   На другой день вечером был у нас жандармский генерал граф Комаровский; он рассказывал о каре на Исаакиевской площади, о конногвардейской атаке, о смерти графа Милорадовича.
  
   А тут пошли аресты: "того-то взяли", "того-то схватили", "то­го-то привезли из деревни"; испуганные родители трепетали за детей. Мрачные тучи заволокли небо.
  
   В царствование Александра политические гонения были ред­ки; он сослал, правда, Пушкина за его стихи и Лабзина за то, что он, будучи конференц-секретарем в Академии художеств, предло­жил избрать кучера Илью Байкова в члены Академии; но систе­матического преследования не было.
  
   Тайная полиция не разра­сталась еще в самодержавный корпус жандармов, а состояла из канцелярии над начальством старого волтериапца, остряка и бол­туна и юмориста, - вроде Жуй де Санглена. При Николае де Санглен попал сам под надзор полиции и считался либералом, оставаясь тем же, чем был; по одному этому легко вымерить раз­ницу царствований.
  

0x01 graphic

  

"Портрет императора Николая I" 1849

Художник Ботман Егор Иванович

  
   Николая вовсе не знали до его воцарения; при Александре он ничего не значил и никого не занимал.
  
   Теперь всё бросилось рас­спрашивать о нем; одни гвардейские офицеры могли дать ответ; они его ненавидели за холодную жестокость, за мелочное педант­ство, за злопамятность.
  
   Один из первых анекдотов, разнесшихся по городу, больше нежели подтверждал мнение гвардейцев. Рас­сказывали, что как-то на ученье великий князь до того забылся, что хотел схватить за воротник офицера.
  
   Офицер ответил ему: "Ваше величество, у меня шпага в руке".
   Николай отступил назад, промолчал, но не забыл ответа.
  
   После 14 декабря он два раза осведомился, замешан этот офицер или пет. По счастию, он не был замешан.
  
   Тон общества менялся наглазно; быстрое нравственное паде­ние служило печальным доказательством, как мало развито было между русскими аристократами чувство личного достоинства.
  
   Ни­кто (кроме женщин) не смел показать участия, произнести теп­лого слова о родных, о друзьях, которым еще вчера жали руку, но которые за ночь были взяты. Напротив, являлись дикие фанатики рабства, одни из подлости, а другие хуже -- бескорыстно.
  
   Одни женщины не участвовали в этом позорном отречении от близких... и у креста стояли одни женщины, и у кровавой гильо­тины является -- то Люсиль Демулен, эта Офелия революции, бродящая возле топора, ожидая свой черед, то Ж. Санд, подающая на эшафоте руку участия и дружбы фанатическому юноше Алибо.
  

0x01 graphic

  

Дуб, раздробленный молнией. 1842.

Художник Воробьёв Максим Никифорович

  
   Жены сосланных в каторжную работу лишались всех граж­данских прав, бросали богатство, общественное положение и еха­ли на целую жизнь неволи в страшный климат Восточной Сибири, под еще страшнейший гнет тамошней полиции.
   Сестры, не имев­шие права ехать, удалялись от двора, многие оставили Россию; почти все хранили в душе живое чувство любви к страдальцам; но его не было у мужчин, страх выел его в их сердце, никто не смел заикнуться о несчастных.
  
   Коснувшись до этого предмета, я не могу удержаться, чтоб не сказать несколько слов об одной из этих героических историй, ко­торая очень мало известна.
  
   В старинном доме Ивашевых жила молодая француженка гу­вернанткой. Единственный сын Ивашева хотел на ней жениться. Это свело с ума всю родню его: гвалт, слезы, просьбы. У фран­цуженки не было налицо брата Чернова, убившего на дуэли Но­восильцева и убитого им; ее уговорили уехать из Петербурга, его -- отложить до поры до времени свое намерение. Ивашев был одним из энергических заговорщиков; его приговорили к вечной каторжной работе. От этой mesalliance l родня не спасла его. Как только страшная весть дошла до молодой девушки в Париж, она отправилась в Петербург и попросила дозволения ехать в Иркут­скую губернию к своему жениху Ивашеву. Бенкендорф попы­тался отклонить ее от такого преступного намерения; ему не удалось, и он доложил Николаю. Николай велел ей объяснить положение жен, не изменивших мужьям, сосланным в каторжную работу, присовокупляя, что он ее не держит, но что она должна знать, что если жены, идущие из верности с своими мужьями, за­служивают некоторого снисхождения, то она не имеет на это ни малейшего права, сознательно вступая в брак с преступником.
  
   Она и Николай сдержали слово: она отправилась в Сибирь -- он ничем не облегчил ее судьбу.
  
   Царь был строг, но справедлив...
  
   ...

0x01 graphic

А. И. Герцен.

  

0x01 graphic

И. А. Яковлев. Отец писателя.

Н. А. Герцен (дочь) с работы И. 3. Ле-

туиова 1820-х п. Масло.

Л. И. Гааг. Мать писателя.

Н. А. Герцен (дочь) с работы И. 3. Ле-

тунова 1820-х гг. Масло.

Тверской бульвар. Литография А. Кадоля. 1825 г.

0x01 graphic

Москва. Красная площадь.

Цветная литография А. Кадоля. 1825 г.

Пожар Москвы в 1812 году. Цветная гравюра. 1810-е гг.

0x01 graphic

Петербург. Сенатская площадь. Акварель неизвестного художника. Первая четверть XIX в.

Полярная звезда. СПб., 1824.

А. С. Пушкин. Ода "Вольность". Список.

0x01 graphic

Москва. Крутицкие казармы. Литография. 1872 г. Здесь А. И. Герцен находился в заключении в 1834--1835 гг.

0x01 graphic

H. А. Герцен.

К. Я. Рейхель. 1842 г. Масло.

0x01 graphic

Т. Н. Грановский.

Акварель неизвестного художника.

Конец 1830-х гг.

В. П. Боткин. Фотография. 1856 г.

В. Г. Белинский.

Автолитография К. А. Горбунова.

1843 г.

М. С. Щепкин.

Гравюра Гоберта по акварели

А. С. Добровольского 1839-го г.

0x01 graphic

А. И. Герцен.

Литография Л. Ноэля. 1847 г.

Париж.

0x01 graphic

Альманах "Полярная звезда". 1855 г.

0x01 graphic

А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Фотография братьев Майер. Лондон.

0x01 graphic

Ф.И. ТЮТЧЕВ

(избранные стихи)

  
  
   НАПОЛЕОН
  
   I
  
   Сын Революции, ты с матерью ужасной
   Отважно в бой вступил - и изнемог в борьбе...
   Не одолел ее твой гений самовластный!..
   Бой невозможный, труд напрасный!..
   Ты всю ее носил в самом себе...
  
   II
  
   Два демона ему служили,
   Две силы чудно в нем слились:
   В его главе - орлы парили,
   В его груди - змии вились...
   Ширококрылых вдохновений
   Орлиный, дерзостный полет,
   И в самом буйстве дерзновений
   Змииной мудрости расчет.
   Но освящающая сила,
   Непостижимая уму,
   Души его не озарила
   И не приблизилась к нему...
   Он был земной, не божий пламень,
   Он гордо плыл - презритель волн,-
   Но о подводный веры камень
   В щепы разбился утлый челн.
  
   III
  
   И ты стоял,- перед тобой Россия!
   И вещий волхв, в предчувствии борьбы,
   Ты сам слова промолвил роковые:
   "Да сбудутся ее судьбы!.."
   И не напрасно было заклинанье:
   Судьбы откликнулись на голос твой!..
   Но новою загадкою в изгнанье
   Ты возразил на отзыв роковой...
  
   Года прошли - и вот из ссылки тесной
   На родину вернувшийся мертвец,
   На берегах реки, тебе любезной,
   Тревожный дух, почил ты наконец...
   Но чуток сон - и по ночам, тоскуя,
   Порою встав, он смотрит на Восток
   И вдруг, смутясь, бежит, как бы почуя
   Передрассветный ветерок.
  
   <Начало 1850>
   ПРОРОЧЕСТВО
  
   Не гул молвы прошел в народе,
   Весть родилась не в нашем роде-
   То древний глас, то свыше глас:
   "Четвертый век уж на исходе,-
   Свершится он - и грянет час!
  
   И своды древние Софии,
   В возобновленной Византии,
   Вновь осенят Христов алтарь".
   Пади пред ним, о царь России,-
   И встань как всеславянский царь!
  
   1 марта 1850
  

0x01 graphic

  

Отступление Наполеона из Москвы.

Художник Адольф Нортен

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023