Аннотация: История - не архив, а арсена, а правдивая история - единственный надежный учитель государей и подданных.
А.И. Каменев
ИСХОДИЩЕ МУДРОСТИ
Велик язык древнерусский. Летописцы и историки, подобные Нестору, Никону и Н.М. Карамзину, радуют нас столь емкими и значимыми словами и выражениями, что не перестаешь удивляться тому, как можно с помощью слова выразить довольно сложное для понимания ил и событие, либо явление.
*
"Исходищем мудрости" летописец назвал "Повесть временных лет", древнейший военно-исторический памятник народа русского.
Тем не менее, правильно было бы распространить это понятие на всю справедливую и честную историю, которая, помимо описания происходившего (дящего), дает завет потомкам и тем самым раскрывает им и сокровенный смысл деяний предков, их нрав и традиции, а также, подспудно или преднамеренно, показывает жизненные законы, которые действуют с неумолимой силой и жестоко наказывают тех, кто эти законы не понимает или идет вразрез с естественным развитием жизни.
*
Нет более надежного источника жизни, чем история. Даже самый талантливый человек не в силах заглянуть во все тайны бытия и прикоснуться к сокровенному и животворящему. В то же время, множество людей, соприкасаясь с действительностью, творя свое дело и взаимодействуя с другими людьми, в силах приблизиться к Истине в той области, где они значительно преуспели.
*
Если эти разрозненные "находки" никто не будет собирать, то их или растащат недалекие, но алчные и завистливые соседи, либо они так и останутся втуне, никому неизвестные.
*
Если подсчитать число случаев, когда случалось вновь и вновь "открывать Америку", то можно придти в недоумение о того, что "изобретателей велосипеда" не становится меньше даже в эпоху развитой экономики, наличия средств коммуникации. Ведь пришлось же человечеству провозгласить так называемую эпоху Возрождения, главный лейтмотив которой стал возврат в прошлое, осмысление того, чего добилось человечество во времена античности. Внимание к трудам Плутарха, Аристотеля, Платона, достижениям греческой и римской цивилизации было не случайным. Эпоха средневековья, отринув все достижения прошлых веков, пыталась на садить жесткие нормы и критерии, свести мышление к схоластике, сковать ум разного рода догмами.
*
Человечество не может жить без исторических корней так же, как дерево может тогда быть жизнеспособным, когда оно имеет прочные корни, не только связывающие его с почвой и дающее устойчивость, но и питающие растение соками земли, т.е. того необъятного и мощного образования, которое имеет недосягаемую глубину и бездну неизведанного.
*
Без истории и историков государство, народ, да и каждый человек долго и счастливо существовать не могут.
Речь, конечно, идет о честной, объективной и серьезной (научной) истории. Честность помогает историку видеть и плохое и хорошее, объективность - абстрагироваться от личных, партийных и иных пристрастий, серьезность заставляет досконально проверять факты и не позволяет делать поспешных или вредных оценок и суждений.
*
Есть и еще один важный аспект истории. Это - патриотичность. Историк-патриот - это не апологет национального, не слепой поклонник старины, не ярый противник других народов. Он, как благодарный сын Отечества, видит историю свой страны и в светлых, и в темных и серых тонах. О достижениях Отечества он пишет с уважением, но без лишней патетики, а о "темных" или "серых" фактах истории - без злорадства, насмешки и высокомерия.
В отличие от таких деятелей, как Чаадаев, он верит в свой народ и никогда не сомневается в его силе, способностях и возможностях. Но он никогда не забудет указать на заблуждения и ошибки, которые обнаружатся и у простого народа, и у правителей, зная, в последнем случае, что это может быть чревато серьезными последствиями.
Когда он видит опасность, подстерегающую его страну, он бьет в вечевой колокол, пытаясь созвать сограждан для отражения грозящей агрессии.
Он не боится все расставлять по своим местам и каждому явлению давать правильную историческую оценку. Этому его обязывает долг честного человека и гражданина.
*
Как правило, такой человек живет в нищете, не обласканный сильными мира сего. Напротив, исторические "купцы", "затейники", хулители старого и певцы "нового" живут припеваючи, ибо мораль им неведома, честь для них не в почете, но выгода всегда стоит на первом плане.
*
Здоровое общество и сильное государство заинтересовано сильной исторической науке. История - это кладезь человеческой мудрости, это не архив, а арсенал, который потребен каждый день, ибо сегодня, как никогда, развилось много политиков, паразитирующих на фактах истории, вводящих людей в заблуждение либо относительно соседей, либо относительно того, что они делают сегодня.
*
Мало иметь множество исторических кафедр в институтах и университетах, мало чем полезны и специальные исторические центры (научные учреждения, музеи, фонды и т.п.), если они работают разрозненно, на свой политический или частный интерес, за деньги зарубежных спонсоров и под диктовку недругов России.
*
Честных историков в России немного. Их беда в том, что они разрозненны и не испытывают нужду в объединении. Зато армия историков-конъюнктурщиков многочисленна, агрессивна и боеспособна. От них исходят потоки грязи, льющиеся на наших доблестных предков.
Зачем они это делают? Мне кажется, прав был И.С. Аксаков, говоря следующее: "Вызвать Россию на отречение от себя самой, сдвинуть ее с ее исторического пути, усвоить ей вполне не только по внешности, но и со всеми глубинами народного духа, западной цивилизации, вот, - представляется Западу, - наилучший способ... чтоб обезвредить ее природную силу, поработить ее духовно и нравственно".
*
Так что же? Позволим им это сделать? Или все же объединимся?!
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023