ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Не сотвори кумира ...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


 []

Нагрудный знак 1-го Киевского военного училища. (1910)

  

НЕ СОТВОРи КУМИРА

Н. Попов

  
  
   Война - суровый экзаменатор системы подготовки офицеров - Оценка последствий войны должна быть честной - Русско-японская война осветила путь к исправлению недостатков в обороне государства - Не нужно ставить германские школы в качестве образца русским военным школам - В русской военной школе много неиспользованных резервов
  
  

Учение доброе и основательное есть всякой пользы отечества аки корень, семя и основание. Но сие накрепко наблюдать подобает, чтобы учение было доброе и основательное, ибо есть учение, которое и имени того не достойно есть.

Из указа Императора Петра ).

  
   Нет худа без добра, вещает многовековой опыт прозорливой народной наблюдательности.
   Какое страшное бедствие для человечества представляет собой война, как безграничны ее кровавые ужасы и разорение, но у нее есть сторона, на которой бывает начертано благотворное слово вразумления, открывающее жизненную правду, загнанную человеческим недомыслием, тупоумным сомнение, корыстью и всякими темными силами. Военная гроза - это беспощадно суровая школа, стремительно и с жесткой наглядностью осуществляющая свою громадную учебно-воспитательную программу. На кровавых жертвах ее утверждается незримое судилище, приносящее нелицеприятный приговор прошлому, и в потрясающих душу стонах этих жертв будущее должно уловлять для себя заветы.
   Война дает громадный опыт, указания которого служат руководством для работ мирного времени. Но для плодотворного использования такого богатого материала необходима, прежде всего, спокойная, тщательная и беспристрастная его оценка. Естественно, что для стороны, потерпевшей на войне поражение, это условие не так легко выполнимо: многие из тех критиков, кто имел бы основание в личных заблуждениях, ошибках и недочетах своей работы видеть причины общей неудачи, малодушно стараются сложить вину с больной головы на здоровую и создать туман, в мутной мгле которого меркнет свет драгоценной правды.
   *
   Недавняя японская война, завершившаяся нашим большим поражением, принесла нам великую пользу, обнаруживши большинство недостатков обороны государства, и осветила пути их исправления. В текущей небывалой борьбе пленительная мощь ратного успеха, которым сопровождается геройская работа доблестных наших войск, надежно убеждает в том, что недолгий период, отделяющий нас от тягостных неудач на Дальнем Востоке, не потерян даром и ознаменован плодотворной работой, результаты которой воплотили правильно понятия вразумления горького опыта.
   *
   Однако, общая оценка нашего поражения все же заслуживает упрека в некоторой торопливости и недостатке беспристрастия.
  
   Наряду с правильными суждениями и выводами кому-то пришла злая мысль заподозрить качества военной воспитанности, умелости и приспособленности офицерского состава. Некоторые военные авторы, подхватившие этот навет, с озлоблением развивали его на страницах военных газет и журналов и ставили его в связи с плохой сказкой о неудовлетворительности воспитательной работы кадетских корпусов.
  
   Военные средне образовательные школы сделались мишенью ожесточенных попреков и осуждений; дело дошло, наконец, до обвинения воспитательного состава корпусов в обветшалости, в полной утрате строевой свежести и воинского духа, т.е. в признаках, совершенно исключающих для корпусов возможность осуществить надлежащую подготовку военного юношества.
   *
   В период этой травли, созданной в сущности с целью добиться полной перестройки наших военных школ, в военной среде начал распространяться взгляд, что образцом для назревшего преобразования кадетских корпусов необходимо взять германские военные школы.
  
   Последние превозносились без всякой умеренности, их признавали едва ли не совершенствами. Создалось буквально идолопоклонническое отношение к прусскому школьному образцу.
  
   К повествованиям счастливцев, которым удалось заглянуть в германскую военную школу и хоть уголком глаза увидеть там священнодействия немецких педагогов, у нас прислушивались с подобострастным вниманием, а если такие повести иллюстрировались еще фотографиями, рисующими моменты из жизни германских святилищ, очарование ими не находило границ.
   *
   Нет сомнения, что именно неприязненная и пристрастная критика работы наших корпусов в связи с преклонением перед дутыми немецкими совершенствами, создали почву для прискорбной реформы, вылившейся в новом положении о службе ротных командиров и офицеров-воспитателей в кадетских корпусах.
  
   Обидный туман недоверия и недоброжелательства окутал добрую славу наших военных средних школ, но к чести этих заведения надо сказать, что их персонал не поддался угнетающему впечатлению, производимому отношением извне, и мужественно продолжал добросовестно вершать свой тяжелый и почетный труд.
  
   *
   Бог не без милости, казак не без счастья, говорят доблестные станичники: сердито оклеветанный, но неустанно бодрствующий военный дух корпусных педагогов ярким лучом вдруг кольнул в глаза своим критикам.
  
   Нежданно ринула военная гроза, призвавшая на поле брани воинство российское, и к нему длинной вереницей потянулись кадетские воспитатели и ротные командиры, один за другим вступавшие в ряды полков, спешивших в бой с врагом России. В этот момент никто не крикнул пришельцам: куда идете, зачем, вы потеряли строевую свежесть! Не крикнул потому, что в этом не было правды. А правду знали те, от кого зависело принять или не принять пришедших; эта правда устранила колебания при решении вопроса. Она же подсказала вслед затем призвать корпусных педагогов для подготовки к офицерской службе молодых людей в школах подпрапорщиков; и после этого никто теперь не поет песенки о военной хитрости и оторванности от строя корпусных тружеников, а воинский их дух никому больше не кажется выветрившимся.
   *
   Та правда, о которой только что шла речь, была лишь одною из начальных фраз сказания, непрерывно влагаемого разгорающейся на наших глазах войной. Ее последнего слова придется еще долго ждать. Но, думается, главное из того, что война эта могла сказать кадетским корпусам, уже сказано ею. Семь месяцев жестокой борьбы успели, конечно, обнаружить, каким оказался в ней офицерский состав нашей армии, и была ли правда в том, что после японской войны говорилось о нем и о воспитательных услугах, оказанных ему кадетскими корпусами. Существенно заметить, что в настоящей борьбе наш корпус офицеров выступает с той же самой школьной подготовкой, с какой он являлся и на войне с Японией, так как реформа, которая недавно всунута в жизнь кадетских корпусов, с целью добиться более военного воспитания кадет, благодарение Господу, еще не успела проникнуть в эту жизнь и заслонить ее от света. Сверх того надо принять в соображение, что на этот раз русские офицеры поставлены в сравнение с беспорочными германскими образцами, которыми многие у нас издавна любуются завороженными взорами. Естественно поэтому сказать, что если толки о неподготовленности офицерского состава русской армии и слабости воспитательных услуг, оказанных ему кадетскими корпусами, были не пустой сказкой, а добросовестным выводом из боевого опыта, то такой вывод с еще большей ясностью подскажет и война с Австрией и Германией.
   *
   Уже больше полугода, повторяем, тянется борьба цивилизованных народов с обнаглевшим варварством швабо-тевтонских орд. Стальной мощью нашего воинства, о которую неизменно разбивается ураган немецкого натиска, с восторгом любуется вся Россия и ее доблестные союзники; ей шлют хвалы беспристрастные военные критики из армий, не участвующих в борьбе, наконец, и самый лютый враг наш признает ее.
  
   Все известные исконные признаки славных русских войск - геройское исполнение воинского долга, отвага, богатырское мужество, бодрый, веселый дух, невероятная выносливость, скромность и христиански великодушное отношение к поверженному врагу.
  
   Эти драгоценные признаки влиты в нашу армию и поддерживаются в ней словом и примером ее офицерского состава, вплотную придвинувшегося к солдату, с которым он дружески разделяет тяготу бранного подвига и с одинаковой стойкостью безропотно переносит суровые лишения и невзгоды походной жизни. По единодушному свидетельству военных специалистов, русских и не русских, офицеры наши, с зорким вниманием вникая в обстановку и условия боя, умело исчерпывают средства для достижения намеченных целей и обнаруживают в своих приемах и распоряжениях самодеятельность, не порабощенную преклонением перед заученными трафаретами.
   *
  
   В этих качествах сказались, прежде всего, обаятельные признаки славянской натуры русского народа.
  
   Однако же в них несомненно отразилось и влияние средней военной школы, с гордостью пересчитывающей теперь своих воспитанников в нескончаемых списках доблестных участников второй отечественной войны. Средние военные школы заслуживают не укоризн, брошенных им после несчастной японской войны суетливыми критиками, гадавшими о причинах постигшего нас поражения, а глубокой признательности. Больно вспомнить, с какою полупрезрительной небрежностью отзывались у нас о неумении кадетских корпусов наладить свое учебно-воспитательное воздействие на юношество по правилам муштры, измышленной грубыми немецкими авторитетами. Наглые идолы тевтонского милитаризма сверканием своих "бронированных кулаков" создали гипноз, под мертвящим гнетом которого каждый шаг свободной критики и сомнения казался чуть не безумием и кощунством. Злой дух немецкой военной школы долгие годы носился над нашими кадетскими корпусами.
  
   К счастью русские школы не склонили перед ними главы, не посягнули на духовную личность своих питомцев, не подвергли их общей нивелировке и оберегли от автоматического подчинения германским прославленным образцам.
  
   <...>
   Хвала им за то, что в окружавшей их сутолоке они остались живыми школами, не пошатнули своей веры в силу христианской правды и истинного просвещения и не дерзнули на угнетение воли и разума своих воспитанников, которым, как показал опыт, доступны и самостоятельная мысль, и здоровый личный почин.
   <...>
  
  

Н. Попов

Военным гимназиям // Военный сборник. - 1915.- N5.- с.33-42.

  
  
  
   ...
  
   Наука Побеждать - т.1   60k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  
   Наука Побеждать - т.2   43k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  
   Наука Побеждать - ч. 3   30k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023