ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Незабвенная и великая заслуга Петра

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


  
  
  
  


ЗАВЕТ ПЕТРА ВЕЛИКОГО:

"Не забывайте монархии греческой"...

  

М. Меньшиков

   Незабвенная и великая заслуга Петра -- он выучил Россию воевать - Отсталость нашей военной школы была причиной позорного монгольского ига - Как Петр Великий учился у противника воевать - Воинская деятельность в лице избранных превратилась в призвание - "Не забывайте монархии греческой" (Петр) - Пренебрегающие военном искусством погибнут
  
  
   Главная заслуга Петра Великого перед Россией вовсе не в том, что он построил Петербург, "прорубил окно в Евро-пу", создал флот и преобразовал внутренний строй управле-ния.
   <...>
   Но вот в чем незабвенная и великая заслуга Петра - он выучил Россию воевать.
  
   *
   Правда, еще за триста лет до Пет-ра произошла величайшая из битв нашей истории и вели-чайшая из наших побед. Еще за триста лет до Петра, почти одновременно с Западом, у нас появилась своя артиллерия. Худо ли, хорошо ли, Москва завоевывала татарские царства, билась с Литвой, Польшей, Ливонией, Швецией. Задолго до Карла XII в Россию являлись завоеватели - Витовт, Сте-фан Баторий, Густав-Адольф, Сигизмунд, но Москва держа-лась крепко. Следовательно, смотреть чрезмерно низко на московское военное искусство нельзя, тем не менее, оно было очень плохо. До такой степени плохо, что, как и теперь, плачевное состояние военного искусства угрожает серьез-нейшей опасностью русскому народу.
   *
   Отставать в военном деле было нашей как бы истори-ческой традицией.
  
   Нет сомнения, что именно военная наша отсталость была причиной позорного монгольского ига.
  
   Ва-ряжские дружины, заставлявшие некогда дрожать Царьград, за три с половиной века привольной жизни в богатых сла-вянских республиках распустились, размотали военные ка-чества в мелкой борьбе друг с другом и с полудикарями. Татары встретили и России деревянные замки с деревянными башнями; стоило бросить зажженный сноп соломы, и вся крепость сгорала, изжаривая свой гарнизон. Вооружение было первобытное; строя, кажется, никакого. Несмотря на отчаянную храбрость некоторых князей, татарская волна смела Россию. Но когда та же орда докатилась до средней Европы с ее каменными замками и закованными в железо рыцарями, нашествию пришел конец. Там, где - как в Нов-городе и в Пскове - Россия исстари прикасалась к Европе, она рано научилась делать каменные крепости и успешно отбивалась от соседей. Иностранцы, посещавшие Москву в XVII веке, отзываются с большой похвалой о храбрости - и в особенности о стойкости русских войск, но все говорят о крайне плохой военной организации и зародышевом воен-ном искусстве.
   *
   Задолго до Петра Москва начала учиться у иностранцев. Выписывались из-за границы не только пушкари, литейщики и т. п., но целые наемные полки под начальством ино-странных офицеров. Эти инструкторы и регулярные воен-ные части оказывали России ценные услуги задолго до Пет-ра.
  
   Но необходим был неукротимый дух этого государя, чтобы очень плохую, ленивую школу войны поставить на артисти-ческую высоту.
  
   С благородной скромностью Петр на поле битвы пил за здоровье своих учителей-шведов. В самом деле, это были учителя. Шведы во второй раз после варяжского нашествия оказали России существенную услугу: тогда они научили нас государственности, теперь - войне.
  
   Наука со-стояла не в том, чтобы передать нам лучшее вооружение, лучшую тактику и стратегию. Вся наука заключалась в том, что упрямый Карл XII, с гордостью последнего викинга, ни за что не хотел заключать постыдного для себя мира и тем принудил Петра воевать 20 лет. Воевать - значит держать обе страны в состоянии напряженнейших усилий и вво-дить чрезвычайный подъем - в привычный порядок.
  
   Не будь Петра, Россия продолжала бы преобразовывать армию на европейский манер, но делала бы это медленно и плохо.
  
   Дело разрешилось бы или тем, что стрельцы вошли бы в роль янычар и истощили бы страну в мятежах, или тем, что какой-нибудь гениальный враг - хотя бы тот же Карл XII - напал бы на русское царство и покорил бы его. Карл XII мечтал ведь ни более, ни менее, как повторить в своем лице Александра Македонского! Тогда заканчивались века воз-рождения. Слава античных завоевателей бередила гениаль-ные самолюбия. Испанские и португальские конквистадоры брали голыми руками целые царства. Голландия, Франция и Англия захватывали Индию. Еще помнили, как сама Англия была захвачена храбрецами и как позже той же участи под-верглась Византийская империя. Завоевать Россию было соблазнительно и не трудно; после литовско-татарского раз-дела России это не представлялось бы даже чем-то новым.
   *
  
  

   Бог вовремя послал России Петра и его великого партне-ра.
  
   Сиди на месте Карла XII какой-нибудь слабодушный ко-роль той же династии, Петр без труда захватил бы устья Невы и на этом заключил бы мир. Никакой "великой Се-верной войны" не вышло бы. Петру не нужно было бы де-лать героические усилия, не нужно было бы муштровать свои войска и гонять их тысячи верст в многолетних похо-дах. В результате войска русские остались бы не вымушт-рованными, не приученными к походам, не подготовленными к бою.
  
   Многочисленная армия "мирного времени" не умела бы воевать. Красивая на парадах, она обманывала бы глаз царя и прятала за собой, как за ширмами, беззащитность стра-ны.
  
   По смерти Петра его легкое завоевание могло бы быть отобрано, и наша история продолжала бы топтаться на месте до какой-нибудь катастрофы.
  
   На великое счастье России, мы были оглушительно разбиты под Нарвой. При ином госуда-ре это было бы началом бедствий, при Петре - началом благополучия. Разбитый, он удвоил рвение к войне. Если бы он был дважды разбит, он учетверил бы рвение. Хотя в приказе под Полтавой Петр писал, что "решается судьба оте-чества", но нет ни малейшего сомнения, что это было не так. Разбитый под Полтавой, Петр продолжал бы воевать. "До каких же пор?" - спросит читатель. "До тех пор, пока не научился бы побеждать", - отвечу я.
  
   *
   В том и состоит великая заслуга Петра, что он взял перед Богом и историей ответственность за бесконечную войну, лишь бы научить свой народ побеждать. Правда, и до Петра мы от времени до времени побеждали европейских соседей, но чаще были побеждаемы. Притом появление таких военных талан-тов, как Густав-Адольф и Карл XII, показывало, что дремать было уже нельзя.
  
   Надо было сделать сверхсильное напряже-ние и догнать соседей в военном деле. Петр двадцатилетней войной приучил страну к напряженной деятельности, посто-янно бодрствующей, как на форпостах. Московскую зевоту и лень с России как рукой сняло. Целые поколения тогда рож-дались и созревали в мысли, что опасный враг у порога и что надо спасать царство.
  
   Невысказанный, но благородный ло-зунг одушевил народ, электризировал его высоким чувством. Из поступавшей в армию молодежи многие, вероятно, быстро гибли, но остававшееся ядро приобретало удивительный за-кал. Походы, лишения, приключения делались обычной жиз-нью. К битвам готовились, как артисты к спектаклю.
  
   Воин-ская повинность, совершив жестокий отбор свой, в лице из-бранных превращалась в призвание, а всякое призвание, хорошо выполненное, дает счастье.
  
   Петр Великий первый добился того, что Россия, наконец, имела счастливую армию, бесстрашие которой поддерживалось заслуженною гордостью.
   За двадцать лет непрерывных военных действий у нас выработалось военное поколение, национально-русское, как в армиях Тюренна, Морица Саксонского, Густава-Адольфа, Фридриха Вели-кого.
  
   Сложилась русская военная культура, которой до Петра не было.
  
   Москва вела войны, иногда кровопролитные, но все-гда безалаберные и варварского склада. На достижение не-больших результатов тратились громадные средства. Мили-ция русская, сплошь земледельческая, оседлая, воевала с тем же искусством, с каким играют на скрипке люди, в первый раз видящие этот инструмент. Трудно было собрать армию, трудно было удержать ее от разброда, трудно расставить на позиции, а в момент боя обыкновенно никто не знал. что ему делать.
  
   Петр Великий ввел в России военное искусство во всех его формах и успел напрактиковать в нем десятки ты-сяч людей. Он заложил великую школу. Миних упрочил ее, Суворов вознес до блеска двадцати двух побед, одержанных без одного поражения.
  
   *
   Такова историческая заслуга Петра Великого. Таков за-вет его, к сожалению, уже забытый. Вспомните удивитель-ный момент, когда после Ништадтского мира вельможи под-носили Петру звание великого, отца отечества и императо-ра. Нет сомнения, что уже в этот момент, на Троицкой площади, великий царь прощался со своей родиной, чувствуя, что весь гигантский труд его совершен и он отходит в исто-рию таким, как есть.
   Что же пришло на ум гениальному государю в этот блаженный и гордый миг? Ему пришла на ум опять-таки забота о военном искусстве, о судьбе именно этого, важнейшего из его дел.
  
   "Не забывайте о монархии греческой", - сказал он. Живому поколению своих спо-движников и через них потомству он дал одно великое за-вещание. Не забывайте, отчего поднимались царства и отче-го они падали. Военное искусство есть борьба за жизнь. Пренебрегающие этим искусством гибнут.
  
   Что вы кичи-тесь титулами православной и самодержавной монархии? И Византия была империей православной. И она управлялась самодержцами. Тем не менее, когда в распустившемся гре-ческом обществе упало искусство войны, - явилась азиат-ская орда и смела собою древний трон Константина и гор-дую власть его среди трех материков. Не уставайте же со-вершенствоваться в военном деле! Идите в нем впереди народов, а не назади их! Остальное все приложится.
  
   Грозный непобедимым искусством меч обеспечит мир. Он добу-дет то, что дороже мира, - уверенность народа в самом себе, уважение к своей земле, высокую гордость чувствовать себя наверху, а не внизу народов. Побеждающий на войне народ продолжает побеждать и в годы мира: во всякой деятельно-сти он остается победоносным. А в непрерывной победе над препятствиями и заключается настоящий прогресс.
  
   Вот, мне кажется, мысль Петра Великого. Вот к чему Рос-сии, поминающей Петра, следует вернуться.
  

1909

   ...
  
   Военных школ от Петра Великого   59k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 2 шт.
  
   Великие учителя России   121k   "Фрагмент" Политика
  
   Петр Великий   123k   "Глава" История
   Петр обставил идеал государя
   ...
  
   Наука Побеждать - ч. 3   30k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  

 []

  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023