ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Рубикон и меч возмездия

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В чем наша беда? Суд чести. Когда был перейден Рубикон? "Полития" (Аристотель). Порок системы. Рыба гниет с головы... (Сталина). Почему велико влияние дурного примера? "Истинные сыны отечества" (Екатерина Великая). Лицемерие брежневской эпохи. Паразитизм Горбачева и Яковлева. "Узри в корень"... "Совещание" - это "театр одного актера"... Информация для размышления: Военная карьера у нас и за границею. Выводы после прочтения...


  
  

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
   "Бездна неизреченного"...
  
   Мое кредо:
   http://militera.lib.ru/science/kamenev3/index.html

0x01 graphic

Дамоклов меч

Художник Ричард Уэстолл

Анатолий Каменев

РУБИКОН И МЕЧ ВОЗМЕЗДИЯ

В чем наша беда?

  
  
   Начало моей службы в СибВО (1966 г.) совпало с развертыванием местной дивизии до штатов мирного времени.
   До сего дня она имела минимум офицеров и в период с августа по сентябрь 1966 г. получила в свое распоряжение большое число выпускников военных училищ.
  
   Дивизия дислоцировалась в ряде населенных пунктов, но штаб дивизии и ряд частей находились в самом Новосибирске.
  
   Командир дивизии генерал Рубинчик, высокий, статный офицер, сын высокопоставленного советского чиновника, для нас, молодых офицеров, был величиной недосягаемой.
  
   По заведенной традиции он собрал молодых лейтенантов и довольно долго внушал нам свое представление о службе. Слова начальника шли не от сердца, а были лишь формальностью, которую требовалось исполнить по предписанию свыше.
  
   *
   По правде сказать, многие мероприятия того времени были сами по себе неплохи.
   Но формализм и казенщина убивали в них ту теплоту и сердечность, которой они должны были быть пронизаны.
   *
  
   Тот, кто такие методы общения ввел в традицию, знал, что умному командиру есть, что сказать молодому офицеру.
   Он, командир, ведь знает наперед многое.
   Прежде всего, он знает, какие опасности подстерегают офицера-новичка, только что надевшего погоны и впервые прибывшего в войска.
   *
  
   Преподаватели и курсовые офицеры военных училищ, как правило, отрываются от жизни войск, а некоторые из них ее вовсе не знают.
   Ждать от них ясной и четкой ориентировки, необходимой для офицерской практики, не стоит.
  
   Другое дело войсковые офицеры, которые знают порядок службы не понаслышке, а наяву. Они живут не воспоминаниями о прошлом, а все время находятся в настоящем. И это настоящее постоянно меняется, обретает разные формы и окрасы, поворачивается к людям разными сторонами и требует постоянной и адекватной реакции на происходящее.
  
   Даже в стабильной обстановке мирного времени происходили разные существенные изменения: приходила в войска новая техника, вооружение (прогресс был так велик, что за время офицерской службы приходилось 2-3 раза переучиваться), постоянно менялся состав солдат, сержантов и офицеров.
   *
  
   В условиях длительного пребывания воинской части на одном месте возникали особые условия отношений с местным населением, формировалась местная традиция, хорошая и дурная, ясно и понятно вырисовывались периоды негативной активности в солдатской среде (к примеру, так называемые "сто дней до приказа"), которые наносили ущерб боеготовности и моральному духу войск.
  
   Умному командиру надо было лишь уловить тенденцию, установить состав действующих лиц, выявить среди них главных, наметить и осуществить действие (противодействие), чтобы упредить развертывание ситуации к худшему.
   Правильно, ведь, говорят: болезнь легче предупредить, чем лечить.
   *
  
   А ведь именно в те годы, в конце 70-х, на мой взгляд, стало зарождаться такое уродливое явление, как неуставные взаимоотношения, а проще говоря: система угнетения и унижения личного достоинства молодых солдат.
  
   И эта система издевательства не укоренилась бы в наших вооруженных силах, если бы старшие войсковые начальники с уважением и вниманием относились бы к молодым офицерам, умно и основательно вводили их в курс происходящего, учили наблюдательности, умению замечать характерные и важные явления и передавали бы им бесценный опыт работы с солдатами и сержантами.
   *
  
   Но уже давно прошли те времена, когда начальник чувствовал потребность сближаться с подчиненными офицерами.
   Предпочтительнее было держать их на приличной дистанции.
  
   Впрочем, так поступает каждый неуверенный в себе начальник.
   Отдалившись на приличное расстояние от подчиненных, он тем самым пытается скрыть свое невежество, незрелость умственную, несостоятельность профессиональную и прочие изъяны личностные.
  
   В силу этого обстоятельства все советское офицерство было разделено на обособленные группы: в командирскую группу входили лишь его заместители, да и то не все; начальники рангом поменьше формировали свои группки, а молодые офицеры создавали свои кампании, главным образом, для развлечений, досуга и выпивки.
   *
  
   Напрочь был забыт тот дух товарищества и единения, который царил в лучших полках Русской армии.
   Тогда лучшие русские командиры понимали, что надо бережно относиться к достоинству офицера и даже в сложных ситуациях имели мудрость не ущемлять его.
   *

0x01 graphic

Суд чести

  
   Так, к примеру, помимо офицерских собраний, многие командиры полков практиковали у себя товарищеские обеды.
  
   Генерал Н. Бутовский, один из умнейших военных публицистов начала ХХ века, в одном из своих трудов рассказал о случае, имевшем место в полку полковника Маретова.
  
   "Командир был любителем животных, и квартира его была похожа на зоологический сад, где наиболее ценной вещью был аквариум с редкими породами рыб. Адъютант предупреждал офицеров, что рыбы эти очень нежны и их нельзя кормить даже хлебными крошками.
   Но один юный подпоручик, как это часто бывает, хватил через край, как говорится, сошел с рельсов и вылил в аквариум целую бутылку коньяку.
  
   Все общество возмутилось этой выходкой и на другой день суд общества офицеров в полном составе явился к командиру с извинениями и просьбой отдать подпоручика в распоряжение суда.
  
   - Как? - возмутился командир. - Офицер - мой уважаемый сослуживец, был у меня в гостях, сделал мне честь - пожаловал ко мне на обед, а вы его за такой пустяк привлекаете к ответственности? Да вы меня обижаете, господа, - разве в это в русском обычае? Сейчас же успокойте подпоручика, скажите ему, что я ровно никакой претензии не имею.
  
   Офицеры ушли от командира очарованные.
   Когда же подпоручик сам прибежал к командиру с извинениями, Маретов сказал:
  
   - Что вы? что вы? Да это я, как хозяин, должен перед вами извиниться, что не предупредил неприятности, которой подвергся мой, дорогой гость.
  
   Конечно, подпоручик бросился на шею командиру и заплакал на его плече.
  
   По нынешним временам мы можем видеть мужские слезы только на глазах истеричных людей; а попробуйте-ка заставить здорового человека заплакать слезами восторга и умиления: это не так-то легко; а вот нам удалось наблюдать командиров, которые умели это сделать, да не искусственно, а совершенно натурально".
  
   *
  
   Может быть, кому-то эта сцена покажется излишне сентиментальной.
   Пусть так.
  
   Но ведь дело-то в другом.
   Полковник Маретов не только сдержался, наблюдая выходку пьяного подпоручика, но и с искренней твердостью пресек попытку занести над головой провинившегося меч возмездия.
  
   Как это не похоже на тех советских командиров, которые зачастую искали ничтожный повод для того, чтобы разделаться с неугодным ему лично офицером.
  

0x01 graphic

  

Король Артур получил Экскалибур от Леди Озера

  

Рубикон

   Но более всего в советской системе воинских отношений изумляло несоответствие умных, гуманных идей (справедливости, человечности, равенства и порядочности) и их искажением в практике служебных отношений.
  
   Где тут образовалось зло?
   Когда был перейден Рубикон?
  
   Почему командиры и начальники, призванные руководствоваться мыслью, что они, равные среди остальных, но лишь имеющие большую ответственность за дело и за других людей, в какой-то момент возомнили, что они избранные, осененные и вознесенные на пьедестал для того, чтобы им поклонялись, чтобы их боготворили, чтобы служили им, а не делу, к которому они сами были представлены?
  
   *
   Мне очень не хочется становиться в ряд очернителей социализма и достижений социалистического строительства.
  
   И потому для ясности скажу: не "-измы" той или иной направленности плохи или хороши, а то, как и кем они осуществляются на практике.
   И капитализм, и социализм, как строй и система общественно-экономических, имеют свои плюсы и минусы.
   *

0x01 graphic

Аристотель (1811)

Художник Франческо Хайес

"Полития"

  
   Еще великий Аристотель в своей "Политике" пришел к выводу, что существуют два типа государственной власти и соответствующие им политико-экономические системы.
  
   К естественному типу власти он отнес монархию, аристократическое управление и так называемую "политию".
   К неестественным, вредным, противоречащим законам развития великий мыслитель отнес тиранию (диктатуру), олигархию и ... демократию.
  
   Самой предпочтительной формой государственной власти он считал "политию", власть мудрых людей, т.е. Личностей прозорливых, дальновидных, умудренных опытом, думающих об общем благе и не зависящих от партийных, классовых пристрастий и от воли олигархов и, в такой же степени от колебания мнений толпы (народа).
  
   Как показывает нам опыт истории, лишь единожды, да и то не в той мере, как об этом писал Аристотель, Ликургу в Спарте удалось соединить казалось бы несоединимое: аристократию (в форме совета старейшин), демократию (народное собрание) и единовластие (в лице самого Ликурга), как верховного Законодателя.
   Причем, эти три формы государственного управления не конфликтовали между собой, а дополняли друг друга, усиливая значение государственных актов.
  
   Все же остальное время существовали государственные системы разного толка: монархия с признаками демократии, демократия с чертами монархии, олигархия, полуприкрытая знаменем демократии и т.д.
  
   Если взяться критиковать существующие системы, то можно без особого труда обличить пороки самой "демократичной" Америки и угрюмую хранительницу традиций "Великой хартии вольности"...
  
   Потому, чтобы закончить разъяснение, отмечу следующее: обличение и критикой социалистической идеи я не занимаюсь, а пытаюсь донести до сознания читателей несколько простых мыслей...
  
   *

0x01 graphic

  

Порок системы

   Прежде всего, в вопросах практики все упирается, к сожалению, в личности, поставленные во главу дела (государства, предприятия, воинской части и т.д.).
  
   Все зло состоит в том, что отдельно взятая личность, возвышаясь над СИСТЕМОЙ, начинает задавать ей свой тон и, в конечном итоге, перестраивает исходную конструкцию на свой лад.
   Вот в этом-то и порок!!!
  
   Вместо того, чтобы служить системе, определяемой Конституцией, Законом и прочими частными (ведомственными) актами, избранный руководитель начинает по собственному произволу менять то, что должно быть неприкосновенным и незыблемым.
  
   Вот тут-то и получается подмена, искажение: то, что было второстепенным, побочным, становится главным, а то, что составляло ядро прежней системы, выбрасывается прочь или оттесняется на периферию.
  
   В конечном итоге, под прежней вывеской создается и начинает функционировать совершенно иное образование, ДРУГАЯ СИСТЕМА.
  
   Подмена происходит настолько ювелирно, а потребность изменений обставляется так искусно, что основная масса народа не ропщет, а рукоплещет...
  
   Те же немногие, которые видят все творящиеся метаморфозы, либо молчат, либо удаляются на приличное расстояние (к примеру, за границу), либо идут на баррикады и эшафот...
  

0x01 graphic

  
  

Верна пословица: рыба гниет с головы...

  
   Так было и во времена Сталина
  
   Сейчас даже ленивый считает за честь пнуть Сталина. И его есть за что пинать...
  
   Но меня на этот путь толкает не общий азарт и не политическая конъюнктура, а желание прояснить ситуацию в вопросе, который был сформулирован выше: в чем же причина отчуждения начальников, которые были "плоть от плоти народной", от подчиненных той же политической и классовой формации?
   *
  
   Отвечаю вполне определенно - ПРИМЕР ВОЖДЯ, т.е. И.В. Сталина.
   Сталин узурпировал власть в СССР.
  
   Он стал над Законом.
   Он сам стал Законом...
  
   Он подчинил себе все ветви власти и ликвидировал принцип коллегиальности в выработке и принятии решений.
  
   Последнее слово всегда оставалось за ним.
   Ему не перечили.
   Его боялись.
   Его авторитаризм подавлял всякое проявление самостоятельности.
   Рядом с его троном не было места соратникам и друзьям...
   *
  

0x01 graphic

Карикатура на Сталина и Ярославского,

распространялась после XV съезда ВКП(б) "левой оппозицией"

  

Почему велико влияние дурного примера?

  
   Дурной пример, как зараза, поражает, как правило, людей недалеких, предрасположенных к пороку и не имеющих крепкой воли и надежного духовного стержня.
   Конечно, такому вождю, как Сталин, подражали многие.
  
   Сознавали ли они, что поступают вопреки социалистической идее гуманизма, принципу товарищества, справедливости и проч.?
  
   Кто-то, видимо, да.
   Для большинства оправдание служила идеология: "во имя великой цели надо идти на большие жертвы"; когда "лес рубят, щепки летят" и, что, находясь во вражеском окружении, надо уподобиться осажденной крепости и без жалости расправляться с "врагами народа".
   *
  
   Но нам бы хоть раз поразиться другому, а именно, той легкости, с которой наше сознание оккупируют идеологические вирусы, быстро поражающие сознание наше, прежде всего, наш здравый смысл, умение критично относиться к происходящему и т.п.
   Ослабив наше сознание, можно и далее его засорять ложными посылами и установками.
   *
   0x01 graphic
  
   Вот тут-то и есть НАШЕ слабое место.
   Мы чересчур доверчивы.
  
   Многие из нас не имеют собственного мнения.
   Мы впечатлительны и нас без особого труда можно испугать, заставить поверить в опасность, надвигающуюся беду...
   Мы слишком часто готовы жертвовать другими, чтобы не оказаться самим жертвой...
  
   В общем, не так уж мы сами безвинны в том, что происходит на наших глазах.
   И как нам не хочется признаваться в собственных ошибках...
   Нет, уж лучше винить других...
   *
   0x01 graphic
  
   Плакат ОСВАГ времён Гражданской войны. В центре в красном фигура Ленина -- перед алтарём со связанной фигурой русской девушки на нём. Композиция символизирует Россию, приносимую большевиками в жертву III Интернационалу
  
   Кончина Сталина в 1953 году не прервала порочной практики чванства и барства в наших командирах и начальниках.
   Головы сносить перестали.
  
   А вот души от оков не освободили.
   Да и какому временщику придет в голову мысль снять оковы с душ людей и выпустить на свободу инициативу и творчество масс.
   *
   Брежневское правление не планировало подобной акции.
   *

0x01 graphic

  

Екатерина Вторая, окруженная семейством и ближайшими придворными.

С гравюры 1784 г. Сидо.

"Истинные сыны отечества"

  
   Этому только сподобилась предпринять Великая Екатерина, разработав вместе со своим помощником генерал-поручиком И.И. Бецким воспитать "новую породу людей".
  
   Великая Императрица признала воспитание и образование всецело делом государственным.
  
   По ее словам, все верноподданные могут считаться "истинными сынами отечества", только сохраняя и исполняя выпадающие им должности, и они должны быть "привязаны" к государству, к образу правления, к начальствам и законам.
  
   Они должны еще: 1) не говорить и не делать ничего предосудительного в рассуждении правительства; 2) оказывать повиновение; 3) уповать на прозорливость и праводушие правителей, и 4) употреблять все свои способности и свое имение ко благу государства.
  
   "Любовь к отечеству", по определению Императрицы, является оказательством: почтения и благодарности правительству; покорности законам, учреждениям (установлениям) и добрым нравам общества; уважения выгод отечества, при рвении к возможному их совершенствованию, и, наконец, ревности о благе и славе родины.
  
   Особливо было указано, что Государь заслуживает любовь от своих подданных, как родитель от детей и тем паче, что являемые им благодеяния весьма важны.
  
   Глубокой мудростью запечатлено ее требование, дабы те, "коим воспитание препоручено" от государства, "тщились возбудить в юношестве внимание к выгодам отечества"; наставники обязывались: представлять пользу государственных установлений; приобучать юношество примечать совершенства оных, почитать и проникать все выгоды, коими каждый в отечестве своем наслаждаться может; повествовать о славных делах сынов отечества и оных (сынов) примерами возжигать в юношестве ревность к подражанию.
  
   Отсюда следовало заключение, что все необходимо должно оставлять "сильное впечатление" в юношестве, чрез что оно будет поощряться "как добрыми, полезными, так и благородными действиями" в тому, чтобы сознательно любить все полезное, почитать все благородное.
   *

0x01 graphic

  

Лицемерие брежневской эпохи

   Мне нет нужды описывать лицемерие брежневской эпохи и приводить доказательства двуличности проводимой политики.
  
   Скажу лишь следующее: силовое давление, безусловно, ослабло, а идеологическое и политическое - возросло.
   Инакомыслие было недопустимо.
  
   В ленинском наследии искали ответы на все случаи жизни.
   Труды Брежнева и его окружения обрели статус оперативной тактической установки: вчера, либо даже сегодня высказанное слово, обретало роль установки для действия.
  
   Поражаешься обилию "научных" диссертаций, трудов и статей, написанных на тему новой исторической общности под названием "советский народ", необратимости социализма как политической системы, "загнивания" капитализма и т.д.
   *
  

Паразитизм Горбачева и Яковлева

0x01 graphic

  
   Прошу понять, что это я пишу не в насмешку тем, кто растрачиваю свою научную энергию для того, чтобы обосновать надуманное.
  
   Среди пишущих были и искренне поверившие и те, кто лженаукой зарабатывал себе чины и звания, отдавая себе отчет в содеянном.
  
   Так, ставший в эпоху Горбачева, главным идеологом партии А. Яковлев, безусловно, относился к числу тех, кто партийным пламенным словом прокладывал свой путь к вершинам власти.
  
   Такие, как Яковлев, были и остаются паразитами, которые присасываются к одной системе, высасывают из нее живительные соки и перебираются на другое цветущее древо и из него пьют сок, губя и его...
  
   0x01 graphic
  
   Итак, нам удалось установить две причины, ведущие к краху благой идеи и полезного начинания.
   Во-первых, это эгоистическая деятельность руководителя, поставленного во главе созданной системы. Он работает не на задачи системы, а во имя своих целей.
   Во-вторых, чрезвычайно слабое развитие чувства гражданственности и патриотизма в наших людях, которые не препятствуют разрушительной деятельности поставленного руководителя и позволяют ему подстроить под себя государственное устройство.
  
   *

0x01 graphic

"Узри в корень"...

  
   Во избежание подобного рецидива, надо сделать так, чтобы созданная СИСТЕМА государственных и общественных отношений не позволяла никому менять ЗАКОНОМ выработанных положений и без всякого снисхождения отвергала всякого, кто смел бы покуситься на законодательно установленный порядок.
   Не менее важным является развитие гражданственности и патриотизма в наших людях.
   Нам нужно, по примеру Екатерины Великой создать новую породу людей, а по примеру Петра Великого научиться давать простор не знатности и богатству, а уму, чести, доблести, умению и добродетели.
  
   * **
  
   Не упрекайте меня в этих исторических экскурсах. Без них никак нельзя осмыслить даже то, что происходило на собственных глазах.
   Конечно, будучи молодым офицером, я не мог во всем разобраться так, как это делаю в зрелом возрасте.
   Но для того нам и дана зрелость, чтобы обрести умение "зрить в корень" и отличать пшеницу от плевел.
   ***
  

0x01 graphic

"Совещание" - это "театр одного актера"...

   Генерал Рубинчик не стал утруждать себя добрыми напутствиями и потому казенным языком повествовал о требованиях дисциплины, порядка, подчинения и т.п.
  
   Совещание молодых офицеров было откровенно скучным и монотонный голос командира дивизии клонил ко сну.
   Один из вновь прибывших лейтенантов не устоял соблазну и на какое-то мгновение закрыл глаза. Этого было вполне достаточно для того, чтобы изменить начальственный тон и последующие минут десять отчитывать провинившегося.
   *
  
   Сейчас, вспоминая этот эпизод, не перестаю удивляться той наглости, с которой начальник, несущий откровенную чушь во время так называемого совещания, требует от подчиненных быть внимательным и почтительным к его словам.
  
   За всю свою долголетнюю службу не припомню ни одного умного совещания.
   Это были либо откровенные нагоняи, "страшилки" перед очередными проверками, либо напоминали собрания ротных старшин, где о портянках и грязных подворотничках говорили с большим наслаждением.
   *
  
   Опять же речь идет об искажении замысла.
   Совещание - это собрание офицеров для свободного обсуждения назревшей проблемы, а не театр одного актера, который не дает никому высказаться и притом сам поражает присутствующих своим невежеством и тупоумием.
   *
  
   Может быть, мне просто не повезло?
   Допускаю, что так могло быть.
  
   Потому не бросаю тень на тех умных командиров, которые собирают офицеров для совета, умеют слушать других, ценят в людях их личное мнение, достоинство, находят в себе мужество признать собственный просчет и поблагодарить того, кто в данной ситуации оказался умнее и прозорливее ...
   Честь им и хвала!
   *
   Но мне, молодому офицеру, в первый день пребывания в дивизии не было за что благодарить дивизионное начальство.
  
   Какой прием меня ждал в отдельном автомобильном батальоне, я еще не знал...
  
   0x01 graphic
  
   Если посмотреть правде в глаза ...
  

ГДЕ ГЕНЕРАЛ ПРАПОРЩИКУ ДРУГ...

  
  
   Основываясь на опыте более чем 12-летней заграничной и затем 28-летней русской службы, Я. Червинка, генерал-майор, участник 1-ой мировой войны, военный писатель и публицист, на страницах одной из своих книг показал существенную разницу между нашим и заграничным корпусом. Прежде всего, он подметил громаднейшее различие в отношениях к молодому офицеру его товарищей, старших и начальников у нас и у офицеров западных армий (главным образом, австрийской и немецкой).
   Нам интересно прочитать его труд, чтобы понять, что нужно делать для сплочения наших офицеров.
   *

Я. В. Червинка

Военная карьера у нас и за границею

(Профессиональные беседы в современном духе)

(Варшава, 1912)

  
  
   Младшее наше поколение доблестной русской армии вступает на служебное поприще при более трудной, чем в было время, обстановке.
   Быстро меняющиеся явления современной жизни коренным образом изменили все условия военной службы, вследствие чего ныне и к офицеру предъявляются требования, повышенные не только по отношению к специальной его подготовке - к военному делу, но, в особенности, и в смысле необходимых для него качеств характера.
   <...>
   Человечество в наши дни находится в тяжелом, тревожном состоянии: все теперь нервно, непрочно, старые устои жизни колеблются. Рядом с неудержимым, как утренний рассвет, движением просвещения, несется - с одной стороны реакция, а с другой - стихийный поток материализма, который без разбора низвергает старые идеалы, без оглядки разрушает основы старого порядка.
  
   Забывая, что мы более чем отдалены от осуществления идей вечного мира, осмеиваются принципы патриотизма и военного долга и, не задумываясь о последствиях, оставляют религии.
  
   И хотя история учит нас, что подобные пароксизмы человеческой немочи не могут касаться вечного поступательного движения высшего порядка, но человеку свойственно заблуждаться, и множество людей должно пострадать от болезненных явлений века.
   С этим не может не считаться и военный.
  
   Культурный человек не может, конечно, не льнуть к заре просвещения, медленно борющейся с мраком заблуждений; но нельзя также и забывать, что не в новизне одной наше спасение.
  
   Хаос нигилизма не в состоянии отравить здравый смысл масс, не зараженных еще безумием извращенной фантазии.
   <...>
  
   В умах передовых людей сложилось убеждение, что военному делу просвещенный человек искренне служить не может, на том основании, что просвещение никогда с войной мириться не может.
  
   Интеллигентность войск всегда повышалась сообразно с прогрессом просвещения в обществе.
   Если же допустить, что когда-либо просвещение избавит человечество от войны, то и массы прониклись бы детям же духом, и армии не составлялись бы. Только, не тщетная ли это мечта - такое абсолютное просвещение, которое бы водворило на замле вечный мир?
   <...>
  
   Не заглядывая, однако, в даль неизвестного будущего, можно сказать, что уже в настойщее время доживают свой век прежний, замкнутый тип армии... Его постепенно сменяют вооруженные нации, с их более сознательными, патриотическими целями.
  
   Из рядов их народится и соответствующий командный состав, могущий стать на высоте своего призвания по духу и по своей подготовке к делу.
   <...>
  
   Русская ... армия, благодаря демокраическому скаладу всего русского народа, всегда приблиджалась, несравненно более армий западных держав, к типу народной.
   <...>
  
   Хотя национализм никогда не развивался у нас так резко, как за границею, и среди российской, не вполне однородной по своему происхождению, интеллигенции, всегда больше преобладал космополитизм, но в этом и состоит главная опасность такого мирного настроения, что другие народы, более исполненные трезвого политического расчета, всегда пользовались вялым патриотическим настроением своих соседей, для выгодной с ними борьбы.
   <...>
  
   В России, а, следовательно, и в ее армии, нацио­нальная идея сложилась, по моему мнению, более своеобразно, чем в других странах, вслед­ствие разнородности составных элементов российской интеллигенции. На этой мысли я останавливаюсь более подробно. Поэтому на­циональный вопрос требует особенно внимательного и трезвого, но отнюдь не безразлич­ного к себе отношения в наших войсках, ибо в будущих войнах положительно нельзя будет обойтись без эти­ки, без готового на все жертвы патриотизма.
  
   Следует принять серьезные меры для того, чтобы заблаговременно запастись до­статочным числом дельных в этом отношении офицеров.
  
   Я не льщу себя надеждой, что у меня хватит дарования и подъема духа для создания стройного целого, достойного наме­ченной цели; но если не законченный, безыскусственный труд мой затронет в читателях чувства военного долга, чести и правды, то цель его будет достигнута.
  
   Надеюсь, что молодых читателей не оттолкнет та мысль, что автор -- отставной офицер, что далеко не всегда равносильно отсталости. Из отставки не раз возвращались еще на поля битв!.. Прошу также не смущаться моим не коренным русским, безусловно, чисто славянским происхождением и отчасти заг­раничной военной карьерой.
   Изучение славянских народностей убеждает меня в том, что, в сущности, типические особенности славянской расы более или менее присущи всем нам и что для зарубежного славянина понятна, близка и родственна русская натура и наоборот.
  
   <...>
  
   ***
   Насколько я могу судить, основываясь на опыте более чем 12-летней заграничной и затем 28-летней русской службы, раз­ница между нашим и заграничным корпусом офицеров за­ключается главным образом в следующем.
  
   Прежде всего, в подготовке молодежи к военной карьере как в военных, так и в невоенных учебных заведениях у нас и за границею, не может не быть той разницы, которая здесь и там происходит от различий всего уклада жизни общества, сво­еобразной истории, племенных черт характера, первоначально­го воспитания, обычаев и традиций.
   Еще Пушкин сказал: "Кли­мат, образ жизни, вера дают каждому народу особенную физи­ономию..."
  
   Но, если считаться только с подготовкой специально воен­ной, то, сравнивая наших вновь выпущенных офицеров с таки­ми же молодыми военными наших западных соседей, я не на­блюдал какой-либо особенно существенной разницы.
   Быть мо­жет, есть некоторое различие в самой системе воспитания и в приемах преподавания; возможно, что над воспитанием моло­дежи за границею трудятся более удачно, чем у нас, но вообще в лице начинающих свою военную карьеру офицеров, воинс­кие части получают как здесь, так и там тот же ретивый, на­дежный, но не сформировавшийся еще окончательно офицерс­кий материал, дальнейшая обработка которого всецело за­висит от совокупности всей обстановки и среды, которая будет влиять на него с самого начала и затем в продолже­ние всей службы.
   0x01 graphic
   Но именно с момента прибытия молодых офицеров в свои части, по моему убеждению, резко расходятся пути сравни­ваемых мною двух групп юных офицеров.
  
   Представим себе, что наш офицер попал бы сразу после выпуска в германскую, австро-венгерскую или другую запад­ную армию.
   Нет сомнения, что в таком случае, и он вполне применился бы к ним, проникся бы их духом, традициями и в особенности характеризующим их стремлением к самодеятель­ности, наблюдаемой там даже среди солдат и унтер-офицеров, а не только в корпусе офицеров. Но попади туда старый наш офицер, он сам чувствовал бы себя не только вне своей среды и не в курсе дела, а пришелся бы не по душе и тем, и другим. А причину сего пришлось бы искать уже не в одних нацио­нальных или бытовых различиях, но преимущественно в том обстоятельстве, что молодой офицер за границею сразу после вступления в ряды армии и затем в течение всей службы подвергается более благотворному воздействию на него начальников и сослуживцев, что далеко не всегда можно встретить у нас.
   Постараюсь это объяснить точнее.
  
   В отношениях к молодому офицеру его товарищей старших и начальников у нас и у наших соседей громаднейшая разница.
  
   Там почти всегда он испытывает с первого шага участливое к себе обращение более выдающихся положительными качествами товарищей и авторитетных начальников. Участие это простира­ется, так сказать, на весь нравственный, физический и служеб­ный облик молодого товарища, начиная с самых интимных сто­рон частной его жизни и кончая его начальной служебной дея­тельностью.
  
   В тесно сплоченной, не допускающей обособленности среде заграничных офицеров, товарищами быстро отмечаются все слабые стороны его воспитания и темперамента, недостат­ки характера и пробелы в его познаниях, но вместе с тем учитываются и ценятся также и его достоинства: служебное усердие, выдающиеся способности, солидные познания, стремле­ние к общности и товарищескому сближению (не с одними только низами, а с целым, со всею военною семьей), как и все прочие симпатичные или несимпатичные черты молодого офи­цера.
  
   Общее воздействие на юного офицера окружающей его среды до того разнообразно и постоянно, что отрицательные стороны его формирующегося еще характера, дурные его склон­ности и привычки, недостатки воспитания подвергаются при каждом удобном случае безобидной товарищеской критике, тогда как, с другой стороны, лучшие его качества характера по­ощряются, выдвигаются на вид общие сословные военно-патри­отические традиции и исторические предания части.
  
   От подобного воздействия молодые офицеры, за редкими ис­ключениями, много выигрывают в лучшем смысле этого слова. Каждый тянется по службе, а вместе с тем охотно трудится не только сам над собою, а в свою очередь и над другими. Товари­щество понимается здесь в смысле сплочения всего корпуса офицеров не только для совместной жизни, дружбы и выручки друг друга, а, прежде всего, для единодушного, достойного слу­жения родине. Ввиду сего, проступки офицеров никогда не покрываются ложными понятиями о товариществе.
  
   В результате достигается лучшее, чего только достигнуть можно. Со временем молодые элементы очищаются, по край­ней мере, от тех своих недостатков, которые вредят общему Делу службы и единству духа и закаляются в строгих требо­ваниях общего "esprit de corps", придающего армии великую силу.
  
   Нет спора, что и здесь встречаются, особенно в последнее время, среди молодежи офицеры, не подходящие под общий уро­вень, неспособные идти по намеченному направлению даже по политическим своим убеждениям, но их явно обличают, а в крайности удаляют.
  
   Бесполезно было бы указывать для опровержения выше мною изложенного на сочинения вроде известного рассказа "Из ма­ленького гарнизона" или брошюры "Изнанка германской нрав­ственности" и на разные отдельные факты, обнаруживающие и в армиях наших соседей скандальные стороны жизни и неко­торые тени.
  
   Нет семьи без урода, и всюду на белом свете встречается пустота, разврат, карты, продажность, пошлые женщины и бес­помощные, безнадежно задолженные офицеры, спорадически даже политическая неблагонадежность и т.д. Но здесь все это неуклонно строго преследуется и потому не достигает таких размеров, как в армиях некоторых других стран.
  
   В силу поясненного выше воздействия в громадном боль­шинстве германских и австрийских офицеров вырабатывается твердый, решительный характер, укрепляется преданность дол­гу службы, чести и порядку, дух соревнования и самоотверже­ния, безусловная исполнительность, готовность всегда быть по­лезным общему делу, стремительная энергия и товарищество как основы всей службы.
  
   Общее корпоративное сближение, о котором я упомянул выше, является, по-моему, самым характерным различием заграничного и нашего корпусов офицеров. Оно приносит еще и ту пользу, что там вследствие близкого знакомства друг с другом офицеров более авторитетные из них, выдающиеся способностями и лич­ными качествами характера сами собою, как будто с общего согласия, выступают на первый план, и никто не удивляется, если они выдвигаются быстрее других по службе, становясь начальниками своих товарищей. Их авторитет признавали еще тогда, когда они занимали одинаковое по службе положение.
  
   Благодаря внедрившемуся в корпус офицеров понятию о необходимости подчинения личных интересов общим каждый сознает, что в высшие начальники годятся не все подряд, а лишь самые достойные из них, потому что качества, требуемые от высшего начальника, свойственны далеко не всякому, и по­тому производство в высшие чины, начиная даже со штаб-офи­церского, всех по старшинству, безусловно, невозможно без ве­личайшего вреда для службы и для всего военного дела, как велико бы ни было усердие к службе менее способных.
   Таким образом, там действительно во главе воинских час­тей стоят компетентные, отборные во всех отношениях началь­ники, с железной настойчивостью воспитывающие своих офи­церов в духе военного товарищества и дисциплины, неослаб­ного чувства долга и бескорыстного служения родине. <...>
  
   Именно благодаря такому подбору своих членов в арми­ях этих стран офицеры составляют корпорации с патри­отическими традициями, опирающимися исключительно на национальность одного только коренного народа, основав­шего это государство. <...>
  
   0x01 graphic
   Констатируя же факт неполного преобладания в рядах на­шей армии, и особенно в высших слоях ее, национального эле­мента, который сильно смешан с представителями нерусского происхождения, разве можно ожидать, чтобы у нас мог раз­виться тот дух пламенного патриотизма, который в армиях на­ших западных соседей в тяжелые времена защиты отечества играл такую важную роль.
  
   У нас же вследствие упомянутых выше обстоятельств и разнородности офицерского состава корпоративного духа быть не может. А раз его нет, то не может быть и такого единства, как в армиях с корпоративным духом офицеров. Естествен­ным последствием сего является сравнительная разрозненность, начиная с сослуживцев каждой отдельной части и кончая боль­шими единицами наших войск.
   Офицеров одного полка у нас связывают большею частью только служебные обязанности и уставные требования, вне которых они предоставлены сами себе. А где нет прочной спайки малых единиц, там и большие не сближаются. У нас нередко обособлены духом даже полки одних и тех же бригад, дивизий, и как часто замечается разлад между самыми близкими частями. Что же сказать еще о взаим­ных отношениях больших единиц или различных родов войск?
  
   Рознь эта усугубляется еще существованием отдельных офи­церских собраний в каждой части, а не общих гарнизонных собраний, которые при условии надлежащего воздействия сверху могли бы способствовать сближению различных частей и родов войск.
  
   Здесь я позволю себе оговорку по отношению к защищае­мому мною корпоративному (но далеко не кастовому) духу офицерского общества -- надеюсь, что не нужно доказывать полной совместности понятия о "национальных" армиях, заме­няющих в XX веке прежние, своему народу чужие войска, с понятием о корпоративном духе офицеров, кульминирующем в культе высшего патриотического чувства самоотвержения.
   <...>
   ***
  
   Недостаточною сплоченностью нашей армии, как послед­ствием отсутствия в ее частях корпоративного духа, объясня­ется также и недостаточное воздействие у нас на молодых офицеров со стороны их старших товарищей по службе и на­чальников. В нашем уставе, разъяснениях к нему и многих высших распоряжениях прекрасно выражена мысль об един­стве корпуса офицеров и о взаимных отношениях сих после­дних друг ко другу. Однако сила обстоятельств не допускает положительного осуществления этой мысли на практике.
  
   0x01 graphic
  
   Представим себе общую картину прибытия на службу на­ших юных офицеров после выпуска их в офицеры.
  
   Большею частью это цельные, золотые сердца, как их описы­вал поэт, полные природной дисциплины, желания служить и быть полезными.
  
   Кроме официального, более или менее снисходительного со стороны начальников, а со стороны товарищей выжидательно­го приема, наш молодой офицер по прибытии в полк особенно­го к себе участия не замечает.
   Скорее он чувствует, что здесь каждый -- сам по себе.
  
   В каждой части существуют отдельные кружки, довольно чужие, а иногда даже недружелюбные между собою. Около командира части или его семьи группируются обыкновенно штабные и приближенные. Другие, более склонные привлекать к себе товарищей, штаб- или обер-офицеры имеют также свои кружки, а в противоположность им собираются где-либо от­дельно офицеры не сходных с ними вкусов и направлений.
   Молодежь образует также свои отдельные товарищеские круж­ки.
   Выдающуюся же роль в этой разнообразной группировке офицеров как в хорошем, так и в дурном смысле слова чаще всего играют полковые дамы. Благодаря тому обстоятельству, что у нас, как ни в одной из европейских армий, поощряется семейная жизнь, число офицеров женатых, иногда без всяких средств, весьма значительно.
   Это также одна из причин, почему влияние начальников на своих подчиненных и старших на своих сослуживцев падает до крайности. <...>
  
   0x01 graphic
  
   Неподготовленные в корпусах и военных училищах к прак­тической жизни, наши молодые офицеры часто являются не­вероятно беспомощными новичками, прежде всего, в самостоя­тельном устройстве своей материальной жизни, в небольшом своем хозяйстве, что часто оканчивается неоплатными долга­ми.
  
   Исход же сердечных дел, в которые неизбежно заманит неопытных избранников Марса свободное обращение в обще­стве, бывает еще более неудачным -- будь это интрига с раз­ными осложнениями или же, по милости решительных, но не­дальновидных маменек, преждевременные брачные узы, в кото­рых так часто гибнут две молодые жизни. Такими же новичками являются они также и в товарищеских делах, а в особенности в делах чести, вообще в обществе: в выборе знакомых, в на­правлении и развитии своих вкусов, в подражании модной, свет­ской жизни и во всевозможных других делах.
  
   Несомненно, и в заграничных армиях кипит молодость, ув­лекаясь шумихой жизни во всех ее направлениях, но в спло­ченной корпоративно среде товарищей теряющийся офицер встречает силу, которая поддерживает и спасает его.
  
   А у нас кто же удержит?
   Пока ошибки молодого офицера не выступают наружу, никто их будто не замечает и ред­ко кто касается их, а когда обнаруживаются воочию, не­медленно принимаются строгие карательные меры. Пото­му неудивительно, если молодежь исполняется недоверием к начальникам и старшим, обыкновенно замкнутым в чуждые молодежи сферы личных своих интересов. Но в этой-то роз­ни состоит одно из самых отрицательных явлений офи­церской жизни, которая, будучи лишена товарищеской опо­ры, перестает стремиться к главной своей цели -- единству.
  
   Конечно, при таких условиях лишь сравнительно небольшое количество офицеров развивается вполне нормально и удачно, остальные же если и избегают житейского крушения, то все-таки жизнь их исковеркана навсегда. А сколько от сего проис­ходит вреда для службы, требующей беспрерывной дружной, энергичной работы, не поддается и описанию.
  
   Я отнюдь не утверждаю, что у нас нет частей, в которых подобные явления не были бы исключением или даже невоз­можны. Но много ли таких частей?
  
   0x01 graphic
  
   Может ли при таких условиях идти речь о развитии и куль­те в корпусе офицеров и среди нижних чинов патриотическо­го духа в том значении слова и тех размерах, как это мы видим в германской и некоторых других армиях? Наконец, может ли при таких обстоятельствах прогрессировать развитие в офицерской среде самодеятельности, могут ли процветать на­уки и познания и всесторонне совершенствоваться специаль­ное военное дело?
  
   Одна из самых непривлекательных сторон подобной, предо­ставленной себе военной карьеры, не опирающейся на крепкий корпоративный дух всего офицерского общества, заключается, с одной стороны, в том затруднительном положении, в ко­торое поставлен начальник, имеющий дело с отдельными, не подходящими под общий уровень личностями, над воспита­нием которых он трудиться не может или не желает, ввиду чего он прибегает исключительно только к взысканиям, а с другой стороны, -- в беспомощности и тяжелом положении таких подчиненных.
  
   Задеваемое вечно самолюбие, беспрерывные уколы и даже грубые понуждения в сутолоке служебных требований, унижение офицерского достоинства, неудовлетворенность, сознание неумения развить свои природные способности -- вот грустные впечатления, которыми так богата служба и жизнь неудачников.
  
   0x01 graphic
  
   В жизни офицера лучшие годы молодости, столь обильные воодушевлением и горячей верой в правду и идеалы, проходят в маленьких чинах и должностях, в подчинении кипучей энер­гии молодости элементарным требованиям службы, не выходя­щим часто из рамок азбучной, мертвящей дух деятельности.
   Если нет близкого, искреннего участия к молодому офицеру и если вместо таковой допускаются ошибки под видом служеб­ных внушений, обидное с ним обращение, строгие кары, когда достаточно было бы выговора или замечания, то что же может спасти офицера от отчаяния, пустоты и непоправимых с его стороны шагов, если не высшее сознание долга, сознание пользы, скрытой в скромной его деятельности и стремление к удовлет­ворению высших запросов жизни? Но откуда же взяться по­добному сознанию в офицере, если для этого нет содействия извне?
  
   То, что я сказал о разнохарактерности и нравственной пест­роте нашего корпуса офицеров, о розни воззрений на службу и жизнь, можно нередко наблюдать даже и среди молодых еще офицеров. Мне случалось беседовать на тему о товариществе и патриотических чувствах с юными офицерами, поразившими меня признанием, что в честное, бескорыстное товарищество они не верят, что и на службе, как вообще в жизни, каждый живет сам для себя, а не для других, что общность интересов -- пустая мечта; кто имеет средства, не желает иметь общения с тем, у кого их нет; у каждого преобладают свои эгоистические интересы, ради которых он готов подставить ножку товарищу.
  
   0x01 graphic
  
   Мне доказывали, что в частях, где начальство навязывает офицерам товарищеские начала, обыкновенно господствует интрига и чаще выступают наружу дурные инстинкты; а напротив, там, где товарищеские традиции сданы в архив и где каж­дый живет собственным своим миром, там можно встретить больше взаимного уважения и, вообще, живется легче. Те же противники "традиций" меня уверяли, что даже во время после­дней войны такие части без "традиций" и товарищества отлич­но исполняли свой долг даже не под наплывом патриотическо­го воодушевления, а так, из-за личной чести или самолюбия что ли? Выставляли на вид, что "нас, русских, де всегда учили в начале войны, а потом мы ничего, справились".
  
   Патриотизм эти господа считают выражением "казенным", ничего не знача­щим, "отсталым" понятием, граничащим с наивностью. Выводи­ли далее, что для одержания побед не надо подготовлять како­го-то патриотического воодушевления, что, например, под Боро­дином никакого патриотического подъема духа в массах не было, а напротив, перед тем народ бунтовал так же, как и в 1905 году, и это не мешало армии выказать лучшие боевые качества в борьбе с испытанными войсками Наполеона...
  
   Не скрою, что офицеры, высказывавшиеся в этом смысле, не были коренного русского происхождения.
  
   Напрасно я возражал им, что корпоративный товарищеский дух, который я защищаю, вовсе не может нарушать личных чьих-либо интересов или стеснять кого бы то ни было, а что, напро­тив, он одинаково поддерживает всех, богатых и бедных, не вы­зывая интриг, выставляя на первый план лишь дружное служе­ние общей цели. Традиции традициям -- рознь. Корпоративные же традиции настоящего времени, которыми недаром гордятся офицеры наших соседей, ничего решительно не имеют общего с феодальными традициями "ancien regeme", с давними поняти­ями о "noblesse oblige" ("знать" и "каналья"), которые так удачно громит в своих сочинениях, например профессор Трачевский.
  
   Напрасно я доказывал, что патриотические начала, в смысле общительности, нравственного сближения и единодушия, как средства сплочения сил для защиты высших интересов каж­дой страны, сохранят практический свой смысл так долго, пока не наступит "вечный мир", т.е. чуть ли не до конца наших стремлений... Я напрасно упоминал о том, что настроение на­родных масс сто лет тому назад отнюдь не могло иметь еще того важного значения для военного дела как в наши дни; что политическая спячка и безразличие, в которую тогда было по­гружено простонародье, сообщалось, конечно, и солдату, вслед­ствие чего этот последний, проводя на службе десятки лет, все­гда оставался беспрекословно послушным "пушечным мясом", бесчувственной машиной, и только между тем современный солдат -- дело другое; что, наконец, нам трудно спорить о том, был ли в 1812 году в русском народе подъем патриотическо­го духа или нет...
   Никого, конечно, я не убедил...
  
   0x01 graphic

Выводы после прочтения

(мое мнение - А. Каменев)

   Такова была печальная сторона жизни тех офицерских коллективов, где пренебрегали заботой о товарищеской сплоченности офицеров.

Нужна система!

  
   Мы прекрасно понимаем, что без сплоченности и монолитности офицерского корпуса не может быть крепкой армии.
  
   Но нам ясно и другое: нельзя в этом деле полагаться на случай, т.е. приход к руководству офицерским коллективом разумного воинского начальника.
   Беда наша в том, что мы решаем насущные проблемы посредством отдельных личностей: бросили его в "прорыв" и заткнули им брешь на какое-то время.
  
   Не личности, а система должна создавать воинский порядок, офицерскую сплоченность, боевую готовность и победу в войне.
  
   Система должна предписывать, требовать, контролировать действия отдельных начальников и отторгать тех, которые действуют во вред общему делу или же не подходят к исполнению тех или иных функций.
  

Некоторые элементы для создания системы:

"офицерская корпорация"

  
  
   Офицерская корпорация, как особый тип сообщества, требует у офицера наличия также особых качеств, а интересы сильной армии выдвигают следующие требования к офицерской корпорации:
  
   I)она должна быть сплоченной и монолитной, что достигается посредством особого, корпоративного духа (Э.Свидзинский)[1];
   2)в ней должен быть здоровый дух и здоровые отношения, позволяющие исправить заблуждающегося члена корпорации и удалить негодного (А.Сурин) [2];
   3)отношения в ней должны быть справедливыми, разумными, уважительными, при которых каждый вправе считать себя полноправным ее членом, имеющим свои права и обязанности (Ф.Юзефович) [3];
   4)товарищество, как особый род доверительности, взыскательности друг к другу, должны главенствовать во взаимоотношениях офицеров (Л.Толстой и др.) [4];
   5)офицерская среда должна быть резервуаром жизненной силы и мощи офицерского корпуса (П.Изместьев) [5];
   6)офицерская среда должна бережно относиться к каждому новому офицеру, особенно из числа окончивших военно-учебные заведения, помогая им адаптироваться в новой среде и уберечься от типичных ошибок начального периода офицерской службы (К.Варяжский и др.) [6]
   *
  
   Корпоративный дух есть нравственная солидарность, вытекающая из тождественности компетенций и функций (П. Изместьев) [7].
   Корпоративность в офицерской среде требует соблюдения следующих правил:
  
   -признания обществом офицеров ответственности за поступки каждого своего офицера, что, конечно же, не умаляет ответственности и самого офицера за совершенное им;
   -требование к офицерам согласовывать свои действия поступки, поведение и образ жизни с требованиями офицерской этики и кодексом офицерской чести:
   -солидарность в отстаивании чести мундира, достоинства офицерского звания и требований справедливости в отношении членов корпорации;
   -недопустимость разглашения фактов, имевших место в офицерской среде[8];
   -исключение злословия, злорадства в оценке поведения других офицеров, проявления непорядочности и т.п.;
   -верность слову, обещанию, устному заявлению, готовность исполнить обещанное и безусловное выполнение принятых на себя обязательств;
   -соблюдение внешних знаков приличия, товарищества и чинопочитания, особенно в гражданском обществе, общественных местах;
   -готовность каждого члена корпорации офицеров придти на помощь товарищу, нуждающемуся в ней, даже без формальной на то просьбы;
   -проявление искреннего сочувствия тем, кого постигло горе, несчастье, неудача и т.п.
  
   Девиз: "Один - за всех, все - за одного", - как нельзя лучше отражает суть корпоративности.
   *
  
   Какие качества требуются для общения в офицерской среде?
   Среди особых качеств выделяются такие, как:
  
   а)коммуникативность ("способность к товарищескому общению") (Я. Червинка);
   б)самокритичность;
   в)порядочность.
   Умение входить в контакт с незнакомыми людьми, развивать контакты с людьми достойными и прекращать их с недостойными; умение "притягивать" к себе людей силой обаяния; умение чувствовать опасность, исходящую от людей непорядочных, коварных и расчетливых, - все это обнимает искусство общения, столь необходимое офицеру.
   Самокритичность, как специфическое качество, необходимое в офицерской среде, требуется в силу того факта, что многие люди чаще замечают недостатки других и не видят их у себя[9]. Такой перекос, естественно, создает благодатную почву для конфликтов, ссор и недоразумений.
  
   Закон порядочности гласит: "Не выставляй бесчестным образом слабостей твоего ближнего, дабы возвысить самого себя. Не открывай его проступков и заблуждений, с тем, чтобы блеснуть на его счет собственным преимуществом" (А.Книгге, немецкий писатель; 1752-196) [10]. О чувстве порядочности в офицерской среде достаточно четко высказались Н.Бутовский[11], Ф.Гершельман[12] и др).
   В совокупности эти три специфических качества, как показывает войсковая практика, "работают" на сплочение офицерского коллектива и каждого члена офицерской корпорации.

О чем не было сказано?

  
   Мы, безусловно, не коснулись массы важнейших составляющих названной системы, взять, хотя бы, к примеру, практику аттестаций, традиции офицерского корпуса и т.п. Намечены всего лишь контуры, основа для последующих практических построений. Было бы совсем неплохо, если бы свой ум, свои мысли, свой опыт к этой благодатной работе подключили бы все заинтересованные лица.
  

Задумки на будущее

  
   Считаю нужным сообщить, что в ближайшее время постараюсь опубликовать словарь благоразумия, который содержит немало поучительных советов для офицерства.
  
   Благоразумие Полководца   63k   "Фрагмент" Политика. Размещен: 07/02/2014, изменен: 07/02/2014. 63k. Статистика. 579 читателей (на 10.2.2015 г.) 
   Энциклопедия русского офицера. БЛАГОРАЗУМИЕ
   Иллюстрации/приложения: 7 шт.
  
   БЛАГОРАЗУМИЕ ПОЛКОВОДЦА.(Плиний Младший).
   БЛАГОРОДСТВО. Боевой призыв командира. (Ксенофонт. Киропедия).
   Боевое доверие Боевые успехи. (С. Гершельман. Нравственный элемент в руках М.Д. Скобелева. - Гродно, 1902).
   БОЙ, ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ И ПРАВИЛА ДЕЙСТВИЯ КОМАНДИРА. Давыдов Д. Замечания на некрологию Н.Н. Раевского // Русская старина. - 1897, июнь; Жандр. Материалы для истории обороны Севастополя. - СП б., 1859; Заглухинский В. Психика бойцов во время сражения / /Военный сборник. - 1911. - N11; Изместьев П. Значение расчета при разработке и при ведении военных операций // Военный сборник. - 1915. - N3; Клеман де-Грандпре. Падение Порт-Артура. - СП б.,1908; Михневич. Основы русского военного искусства. - СП б., 1898; Тотлебен. Описание обороны Севастополя т.1. - СП б., 1860-1863. (А.И. Каменев).
  
  
   Словарь Благоразумия   67k   "Фрагмент" Политика. Обновлено: 09/02/2010. 67k. Статистика. 1570 читателей (на 10.2.2015 г.) 
   Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  

Примечания

  
   1.См.: Свидзинский Э. О развитии военных познаний и общих принципов в среде офицеров армии // Военный сборник. - I875.- NI0.- с.235.
   2. См.: Сурин А. Роль офицерства в военном воспитании. // Воин (Владивосток). -1922. - N 2. -с.16.
   3.См.: Юзефович Ф. Прежние и настоящие военные аттестации // Военный сборник .- I9II.- N2.- с.76-77.
   4.См.: Толстой Л.Л. Жизненные задачи русского офицера. // Русский Инвалид .- I907.- NI3.- I7 января.; Угнетающее зло.// Разведчик. - I9I2.- NII29.- с.402-407.
   5.См.: Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А. Гавэ.- Варшава, I908.-с. 54.
   6. См.: Варяжский К. Младший офицер.// Офицерская Жизнь.- I907.- N66.- с. 250-25I.
   7.См.: Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А.Гавэ.- Варшава, I908.-с. 65.
   8.Показателен в этом отношении пример, описанный Плутархом в рассказе о жизни и нравах спартанцев. Сисситии (общие столы), которые по определенным дням посещали все взрослые спартанцы, имели свои правила. Здесь слушали разговоры о политике, шутили, но никого не оскорбляли. Кто не желал, чтобы над ним смеялись, должен был попросить другого перестать, и насмешник переставал. Старший в собрании спартанцев показывал каждому новому товарищу на дверь и говорил: "За эту дверь не должно выйти ни одно слово!" - См.: Плутарх. Избранные жизнеописания.- т.1. - М., 1987.- с. 103.
   9."Мы склонны к критиканству во всем".- См.: Доманевский В.И.. Аттестации // Военный сборник.- I9II.- N3.- с. 78.
   10.Великие мысли великих людей. Антология афоризма. т.2. - М., 1998.- с.277-278.
   11. См.: Бутовский Н. Чувство порядочности в офицерской среде.. (Очерк военного быта) // Военный сборник. - I898.-NII, - с.II7- I4I.
   12.См.: Гершельман Ф. Воспитание будущих офицеров. // Военный сборник.-I9I4.- NI2.- с. 27 - -42.
  

0x01 graphic

Спартанский обед (сисситии)

СОВМЕСТЫЕ ТРАПЕЗЫ

     
      С ЦЕЛЬЮ еще более стеснить роскошь и оконча­тельно уничтожить чувство корысти Ликург устано­вил третье, во всех отношениях прекрасное, учрежде­ние, совместные трапезы, сисситии, - для того, чтобы граждане сходились обедать за общий стол и ели мясные или мучные кушанья, предписанные законом.
     
     -- Они не имели права обедать дома, развалившись на дорогих ложах за дорогими столами, они не должны были заставлять своих отличных поваров откармли­вать себя в темноте, как прожорливых животных, вредя этим и душе, и телу, предаваясь всякого рода порочным наклонностям и излишествам, долгому сну, беря теплые ванны, ничего решительно не делая, сло­вом, нуждаясь ежедневно в уходе, как больные.
     
      Одно это было важно, но еще важнее было то, что богат­ство, выражаясь словами Теофраста, не было ни на что годно, было не богатством - вследствие учрежде­ния общего стола и простой пищи.
     
      Им нельзя было пользоваться, оно не могло доставлять чувства радо­сти, словом, нельзя было ни показать множества сво­ей драгоценной посуды, ни похвастаться ею, раз бед­няк шел на один обед с богачом.
      <...>

На сисситии часто ходили и дети.

     
      Их водили туда как в школу для развития ума.
      Здесь они слушали разговоры о политике и видели пред собой наставни­ков в лучшем смысле этого слова.
      Сами они учились шуткам и насмешкам, никогда не оскорбляя.
      Их приучали и самих переносить шутки, не обижаясь на других.
      Хладнокровно относиться к шуткам считалось большою честью для спартанца. Кто не желал, чтобы над ним смеялись, должен был попросить другого перестать, и насмешник переставал.
     
      Старший из сис­ситов показывал каждому новому посетителю на дверь и говорил: "За эту дверь не должно выйти ни одно слово!".
      <...>

Плутарх


 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023