ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Военное законодательство

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


Педагогика воинского подразделения

Военное законодательство о главнейших обязанностях младших офицеров

П. Бобровский

   Петр Великий (1716) и Павел I (1796 г.) об обязанностях офицеров роты - Законы об этом во времена Александра I. 1818 г. - Законодательство Николая I. 1832 и 1836 гг. - Законы 60-70-х гг. ХIХ в. - Главные требования к офицерам (1-я группа требований - 2-я группа требований-3-я группа требований-4-я группа требований)
  
   Специальные задачи училищ, предназначаемых для образования офицеров на службу, находятся в непосредственной зависимости от круга обязанностей каждого офицера, с первых дней его службы. <...>
   Проследим в самых общих чертах все наиболее существенные военные постановления у нас, в хронологическом порядке, чтобы, на основании их, точнее определить круг обязанностей взводного офицера.
   Император Петр Великий, в 1716 году, а впоследствии император Павел, вскоре по вступлении своем на престол (29-го ноября 1796 года), в следующих чертах определяют круг обязанностей офицеров в ротах.
  
   "...Они суть помощники ротного и эскадронного командира во всех подробностях службы, и должны знать твердо всех людей в частях, им вверенных, и все то, что предписано в строевом уставе, чтобы уметь хорошо объяснять и самому показать солдату все предписанные правила фронтовой службы по местному и походному служению, начиная от стойки, маршировки, ружейных приемов и так далее. Каждый из офицеров ответствует за свою часть; они не только должны носить звание взводных и частных начальников по наружности, но и в самой точности оправдывать его, занимаясь частями, им вверенными, сколько того воинский порядок и правила службы требуют".
  
  
   Войны Александра до 1816 года, особенно же Отечественная и за освобождение Европы, имели последствием развитие в военном законодательстве правил о дисциплине, о внутреннем порядке в частях и о боевой подготовке солдата.
   На основании изданных законоположений, офицеры, в заведываемых ими отделениях, под надзором ротного командира, должны наблюдать:
  
   "За строгостью воинской дисциплины, а равно за опрятностью и чистотою нижних чинов". Служа примером для солдат, офицеры, в отношении дисциплины "внушают (нижним чинам), что совершенное повиновение начальству есть душа воинской службы". От них солдаты должны узнать "в чем состоят обязанности воинского звания и какому наказанию они подвергаются за невыполнение своих обязанностей". Офицерам, равно и унтер-офицерам "вменять в непременную обязанность внушать, чтобы солдаты чувствовали собственное побуждение к опрятности и чистоте". Офицеры в своих взводах, как ротный и эскадронный командир в роте и эскадроне, обязаны, посещая квартиры, удостоверяться в порядке отправления нижними чинами внутренней службы и всего, что касается дисциплины и нравственного образования солдата".
  
   Боевая подготовка солдата и его обязанности на биваках, в походе и в бою определены еще уставом о "полевой службе" 1818 года. Правила по применению к местности, употребленные с толком огня, порядок наступления и отступления -- словом, вся элементарная тактика должна быть объясняема нижним чинам изустно, и затем должна быть разъяснена на самом деле, на маневрах.
  
   "...А в летнее время в лагере и на кантонир-квартирах, в особенности же на маневрах, проводимая на самом деле, и тем изустное истолкование сделать для каждого совершенно внятным".
  
   Вот первое систематическое указание на боевую подготовку войск, замечательное по своим верным принципам, совершенно согласным с теми началами, которые получили развитие в тактике новейших европейских войн. Они были выработаны продолжительною боевой практикой войн, введены русскими войсками во второй половине ХVIII и начале ХIХ века. Тут даны наставления об одиночном развитии солдата для действия огнем и штыком, о применении к местности, об обучении глазомеру и т.п.
   В уставе 1818 года есть еще одна характерная черта -- это изустное объяснение тактических правил (на квартирах) и примерное исполнение на маневрах, летом, в поле.
   Оставалось провести эти указания в практику и осуществить их на самом деле путем одиночного обучения подготовленными к тому учителями.
   Законодателем системы одиночного обучения был император Николай I. В постановлениях этого Государя, выражающих любовь к солдату, заботы о его нравственном воспитании и желание поставить армию на высшую степень совершенства, с 1832 и 1836 года, мы находим определенные указания на одиночную систему обучения солдат учителями -- младшими офицерами и унтер-офицерами, не только строевой службы, но и порядку внутренней службы и обязанностям солдата, причем особенное внимание обращено на основу воинской дисциплины, на нравственное воспитание, чему "каждый офицер должен подавать личный пример".
  
   "Каждый начальник должен, прежде всего, приготовить учителей, которые знали бы твердо правила обучения людей по одиночке". Во все обучении солдата, как одиночном, так и массами, "соблюдать постепенность, не форсируя, применяясь к образу картирования войск, и занимаясь одним на просторных квартирах, а другим во время тесных квартир или лагерей". "От офицеров требуется, чтобы они, при обучении унтер-офицеров всему предписанному в строевых уставах, не только научили их умению исполнять все по уставам, с точностью и ловкостью, но и ясному и вразумительному толкованию солдату".
  
   Ротному командиру присвоено название почетное и великое, как отца в своем семействе.
   Ко всему вышесказанному, относительно кавалерии нужно прибавить, что в ней (закон 1766 года) офицеры обязаны сами учить строевой езде унтер-офицеров и солдат, показывая каждому особо, как "на лошади надлежащим образом крепко сидеть, и ею управлять с такою точность и прилежанием, какой требуется в учении экзерциции". Кроме того, каждый кавалерийский офицер обязан (закон 1836 года) "узнавать совершенно достоинства и недостатки каждой лошади в командуемой им части, и уметь указать на недостатки и пороки и т.д. Унтер-офицеры же должны знать твердо правила хорошей ковки, уметь расчищать копыто и искусство подковывать лошадь холодными подковами".
   И так, в нашем военном законодательстве, задолго до Восточной войны, были твердо определены: во-первых, круг обязанностей наших офицеров и, во-вторых, порядок одиночного обучения войск непосредственно офицерами и унтер-офицерами.
   Следовавшие за Восточной войной реформы в нашей армии, усовершенствование техники в оружии и улучшения в способах тактического образования войск повели к значительному расширению обязанностей младших офицеров на службе. Усовершенствование техники оружейного дела потребовало от офицеров серьезного знакомства с устройством оружия, с правилами его сбережения и стрельбою в цель. Необходимость серьезного образования войск в военное время (что так ясно проводилось в законоположениях 30-х годов) нашло себе подтверждение и в новейших европейских войнах: успехи прусского оружия в 1866 и 1870 -- 71 годах подтверждали важность знакомства всех офицеров с тактикой, с умением читать карты, производить военные рекогносцировки, знать тонкости разведывательной службы и уметь производить земляные работы в поле из материалов, находящихся под рукой, в данное, весьма короткое, время. С другой стороны -- преобразования в устройстве нашей армии, отмена телесного наказания переустройство военных судов и иные коренные изменения в обращении офицеров с подчиненными им солдатами -- потребовали от офицеров основательного знакомства с военно-административными познаниями и достаточных познаний юридических, особенность законов, определяющих порядок и правила наложения взысканий за маловажные проступки; новые суды переносили на офицеров значительную часть обязанностей полковых аудиторов, замененных офицерами-делопроизводителями полковых судов.
   Сокращение сроков действительной службы всех нижних чинов вызвало серьезные заботы о способах образования и унтер-офицеров, в возможно короткий срок, и эта обязанность подготовки грамотных людей, а затем ознакомления их со служебными обязанностями, возложена на младших офицеров. В армии с короткими сроками службы образование и военное воспитание солдата не могло держаться на молодых унтер-офицерах, как то могло быть прежде, когда унтер-офицеров образовывали продолжительная служба и опыт.
   Таким образом, никогда запрос на хорошо образованных и тщательно воспитанных офицеров, в целом их составе, а не только для гвардии, артиллерии и инженеров, не был так настоятелен, как со введением внесословной воинской повинности; в офицере, какого бы он ни был оружия, нужно предполагать не только известную степень умственного развития и достаточную высоту нравственного образования, как необходимые условия для утверждения военной дисциплины помимо телесных наказаний, но и знакомство с основами военного дела, некоторый запас специально-служебных познаний.
   Не трудно определить из вышеозначенного ту область военных, специальных и служебных познаний, которая проявляется в законоположениях об обязанностях каждого офицера в строю и на службе. Все эти познаний мы подразделяем на группы -- главные и второстепенные, что служит основанием для определения общего учебного плана училищ, подготавливающих офицеров на службу в пехоту и кавалерию.
  
   I.Главнейшая группа: Знание уставов службы строевой, внутренней, караульной, полевой и сторожевой в известных размерах и умение обучать солдата: "каждый офицер должен уметь предписанные (в уставах) правила до фронтовой службы относящиеся, хорошо объяснять и сам показывать солдату все, что от него требуется" (цитата законов 1836 года); каждый должен уметь командовать (взводом, караулом и т.д.).
  
   Все должны знать практически всю строевую службу: иметь отличную выправку, а в кавалерии, сверх того, ездить верхом, знать ружейные, фехтовальные и гимнастические приемы, знать стрелковое дело (производить разборку и сборку ружей, знать прикладку, уметь стрелять).
  
   II.Главная группа: Знать правила действий в бою и уметь объяснить солдату и унтер-офицеру обязанности нижних чинов в бою, на сторожевой и разведывательной службе и вообще все то, чему научает тактика. К этим тактическим познаниям непосредственно примыкают познания об оружии, из полевого военно-инженерного искусства и из военной топографии, причем каждому офицеру нужно знать основательно:
  
   а)устройство оружия и теорию стрельбы и иметь необходимые сведения из артиллерии;
   б)саперное дело и вообще способы защиты, и
   в)понимать планы и карты, производить съемки и рекогносцировки (крокирование), последнее, особенно, для кавалеристов.
  
   III.Главная группа: Знать и уметь объяснять солдату его права и обязанности, заботиться о чистоте его тела, нравственности и здоровье, и вообще знать необходимые административные манипуляции в командировках, в роте и, в особых случаях, в полку (этому отвечает несколько военных постановлений в Наказе Войскам).
  
   К военно-административным познаниям, предполагающим знакомство с организаций армии, со способами комплектования армии, с правами и обязанностями военнослужащих (особенно офицеров и нижних чинов), с мерами для поддержания военной дисциплины и с размерами и способами довольствия нижних чинов и офицеров, непосредственно примыкают следующие требования:
  
   а)Уметь толковать солдату военные законы, знать все постановления, относящиеся до охранения военной дисциплины и преступлений, исполнять обязанности судьи и делопроизводителя в полковых судах, уметь произвести дознание.
  
   б)Знать основные правила обучения грамоте и, вообще, иметь знакомство с учительскими обязанностями, так как на офицеров возлагается приготовление унтер-офицеров в учебных командах; и
  
   в)Знать правила и постановления о сбережении здоровья, о наблюдении опрятности и чистоты и вообще иметь необходимые гигиенические знания для предупреждения болезней, часто являющихся в войсках от пренебрежения гигиеническими условиями в помещениях, в пище, в занятиях и вообще в образе жизни.
  
   IV.Главная группа (для кавалерийских и казачьих офицеров): Уметь распознавать недостатки лошади, знать правила ухода и сбережения лошади, знать правила ковки и, вообще, иметь достаточный запас теоретических познаний из иппологии, чтобы уметь пользоваться силой лошади без нанесения ей небрежного за нею ухода, или невнимания к ее физическому складу.
  
   Такова полная сфера познаний, определенная нашим военным законодательством прежнего и позднейшего времени. Эти основные требования, входя в служебную практику офицеров, с первых дней их службы в войсках пехоты, кавалерии и казаков, служат основанием для учебного плана специальных школ, обязанных подготовлять для армии офицеров и теоретически, и практически, или же испытывать во всем этом желающих приобрести права на производство в офицеры, не проходя курса этих школ.
   Отсюда берут свое начало: предметы обучения, практические работы и технические упражнения в училищах: в классах, в манеже и казарме, в поле, а летом на маневрах (последнее уже с войсками).
  
  

Бобровский П.О.

Юнкерские училища. В 3т.Т.3. --

СП б., 1881. --

С.271 -- 278.

   ...
  
   С.В.П., ч. III, кн. I, ст. 89. Кроме того, в ст. 416, офицеры обязываются наблюдать за состоянием здоровья нижних чинов. (Сноски даны в авторской ред.)
  
   С этой целью "следует читать нижним чинам в будние дни военно-уголовные законы, в отделениях рот, эскадронов и батарей, в присутствии офицеров с ясным толкованием смысла оных". ст. 408.
  
   С.В.П., ч. III, кн. I, ст. 10,87,408 с изменением редакции по VI продолжению 12-го января 1865 г. (как указано в вышеизложенном примечании), 403 и 411.
  
   С.В.П. 1859 г., ч. ч. III, кн. I, ст. от 592 до 654.
  
   С.В.П. 1859 г., ч. ч. III, кн. I, ст. 613, 631, 635 и 647.
  
   С.В.П. 1859 г., ч. ч. III, кн. I, ст. 536 и 537.
  
   С.В.П. 1859 г., ч. ч. III, кн. I, ст. 27, 85, 86, 90, 242, 536 и 537.
  
   С.В.П. 1859 г., ч. ч. III, кн. I, ст. 92 (цитата 14-го января 1766 г.) и 560.
   Мы не будем касаться артиллерийской, инженерной и других специальностей. Заметим только, что служба -- в артиллерии, в корпусе инженеров, в саперных войсках, в корпусе топографов -- требует от офицеров более многосторонних познаний.
  
   ...
  
  
   Тату   34k   "Фрагмент" Мемуары
   Начало пути вечного узника
  
   Из технарей в политработники   12k   "Фрагмент" Мемуары
   О неожиданном повороте судьбы и мыслях по этому поводу
  
   В чем наша беда?   23k   "Фрагмент" Мемуары
   Практические заметки из служебного опыта
  
  
   ?
  
   ...
  
   Энциклопедия русского офицера, т.1.   16k   "Документ"
        
   Энциклопедия русского офицера, т.2.   217k   "Глава" Политика
     
   Энциклопедия русского офицера - Том 3   11k   "Фрагмент" Политика
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023