Аннотация: Закон глух, неумолим, он спасительней и лучше для слабых, чем для сильных, он не знает ни снисхождения, ни пощады для преступивших. Тит Ливий
А.И. Каменев
ЗАКОН И ЗАКОННОСТЬ
Как свидетельствует Тит Ливий, во времена Тулла Гостилия, герой войны с альбанцами по имени Гораций, триумфально возвращался в Рим. Римляне встречали победителей ликованием и лишь сестра Горация, невеста одного из убитых альбанцев, воплями и проклятием встретила победителей. Мужественную душу юноши возмутили сестрины вопли, омрачавшие его победу и великую радость всего народа. Выхватив меч, он заколол девушку, восклицая при этом:
"Отправляйся к жениху с твоею не в пору пришедшей любовью! Ты забыла о братьях - о мертвых и о живом, - забыла об отечестве. Так да погибнет всякая римлянка, что станет оплакивать неприятеля!"
Черным делом сочли это и отцы, и народ, но противостояла преступлению недавняя заслуга.
Все же Гораций был схвачен и приведен на суд к царю.
На суде особенно сильно тронул собравшихся Публий Гораций-отец, объявивший, что дочь свою он считает убитой по праву: случись по-иному, он сам наказал бы сына отцовскою властью.
Народ не вынес ни слез отца, ни равного перед любою опасностью спокойствия духа самого Горация - его оправдали скорее из восхищения доблестью, нежели по справедливости. А чтобы явное кровопролитие было все же искуплено очищением, отцу повелели, чтобы он очистил сына на общественный счет. Совершив особые очистительные жертвоприношения, которые с той поры завещаны роду Горациев, отец перекинул через улицу брус и прикрыв юноше голову, велел ему пройти словно бы под ярмом.
*
Мораль здесь такова: в древние времена в Риме господствовал Закон. И он был неумолим по отношению к нарушившему его (закона) требования. Ни власть, ни прошлые заслуги, ни заступничество влиятельных лиц, ни родственные связи не могли умалить его действия.
*
Скажем более: цари и полководцы считали должным для себя своими поступками укреплять силу Закона. Примером тому служит поступок Манлия Торквата.
Когда Манлий Торкват явился в римскую армию, расположенную под Капуей, он нашел там сильный упадок дисциплины.
Дело доходило до того, что были случаи братания между римскими и латинскими воинами. Этому не приходится удивляться: оба народа были близки друг другу и по языку и по культуре, а в недавнем прошлом они вместе сражались против общих врагов.
Манлий Торкват принялся восстанавливать дисциплину крутыми мерами. Он категорически запретил не только всякое братание, но даже отдельные стычки и поединки с врагом.
Однажды римский отряд, посланный в разведку, наткнулся на вражеский пост. Римским отрядом командовал сын консула Тит Манлий, а во главе неприятельской конницы был знатный латинянин, лично знавший и римского консула и его сына. Он начал издеваться над римлянами и, наконец, вызвал Тита Манлия на поединок.
Юноша не смог равнодушно перенести насмешки и вызов врага и, вопреки запрещению консула, своего отца, схватился за оружие. Всадники ринулись друг на друга, схватились, и Манлий воткнул острие копья между ушами коня противника. Конь поднялся на дыбы и сбросил с себя всадника; в тот самый момент, когда он, опершись на копье и щит, хотел подняться, Манлий пронзил его копьем с такой силой, что пригвоздил к земле. Сняв с убитого вооружение, Манлий при восторженных кликах солдат направился в лагерь, прямо к палатке отца. Узнав, что произошло, консул немедленно приказал трубить общий сбор и, когда сошлось все войско, сказал:
"Тит Манлий, вопреки приказанию консула, ты сразился с неприятелем и, таким образом, нарушил воинскую дисциплину. А только благодаря дисциплине Рим стал великим и могущественным. Этим поступком ты поставил меня перед необходимостью или пренебречь интересами государства, или принести в жертву себя и близкого мне человека. Но пусть за совершенное преступление поплатимся мы сами, а не государство. Этим мы дадим всему войску суровый, но спасительный для будущего пример. Правда, я слышу в себе голос отцовской любви и гордости и этот образец твоей храбрости радует меня, но так как суровая кара за проступок укрепит авторитет постановлений консула и, наоборот, твоя безнаказанность окончательно подорвала бы их силу, то я считаю, что ты сам, если в тебе есть хоть капля моей крови, не откажешься восстановить дисциплину, нарушенную твоим поступком. Ликторы, отведите его на плаху!"
Все войско онемело от ужаса, услышав это приказание. Но когда голова несчастного покатилась на землю, воздух огласился криками скорби и негодования. Тем не менее, после этого страшного примера непреклонной воли и твердости консула, уже никто больше не осмеливался нарушать его распоряжения.
*
Поступок отца в отношении сына вызывает сострадание к последнему и гнев в отношении безжалостного отца. Но поведение консула не может не вызывать уважения к его мужеству и пониманию долга перед Законом.
*
Сила законов не в их количестве и жесткости, а в их справедливости, умении направлять энергию масс на благое дело, в способности ограничить произвол сильных и влиятельных лиц, в честности установленных норм и правил, посильности предписаний, неотвратимости санкций и т.д.
Закон - это регулятор общественной жизни, устанавливающий такие правила, которые полезны для государственности, развития инициативы, поддержания порядка, пресечения злоупотреблений. Без закона общество не может благоденствовать, народ - процветать, а государство - развиваться. Беззаконие порождает в обществе хаос, смуту, волнения и восстания.
*
Положительный Закон, прежде всего, действует позитивно на юношество, которое является опорой нации и от "качества" которого зависит будущее государства.
Во времена господства закона в Риме, нужно ли удивляться тому, что молодые люди, едва войдя в возраст, трудились, не щадя сил, в лагере, чтобы постигнуть военное искусство на деле, и находили больше радости в оружии и боевых конях, чем в распутницах и пирушках.
И когда они мужали, то никакие трудности не были им внове, никакие пути - тяжелы или круты, ни один враг не был страшен: доблесть превозмогала все. Но горячее всего состязались они друг с другом из-за славы: каждый спешил сразить врага, взойти первым на стену и в миг подвига оказаться на виду. В этом заключалось для них и богатство, и громкое имя, и высокая знатность. К славе они были жадны, к деньгам равнодушны; чести желали большой, богатства - честного (Тит Ливий).
*
Римская история свидетельствует о героическом поступке молодого римлянин, по имени Муций, который во время войны с этрусками, для спасения отечества, решился на отчаянное дело. Спрятав под плащом кинжал, он отправился в неприятельский лагерь, чтобы убить Порсенну, царя этрусков. Его никто не задержал, и он благополучно пробрался в царскую палатку. В это время там раздавали жалование воинам. Не зная царя в лицо, Муций бросился с кинжалом на того, к которому все обращались с вопросами, и убил его. Оказалось, что это был лишь царский писарь. Этрусские воины схватили Муция, обезоружили и привели к Порсенне. Юноша бесстрашно заявил царю:
"Имя мое Муций, я римский гражданин и хотел умертвить тебя - врага своего отечества. Как видно, я ошибся, но все равно твои часы сочтены, ибо 300 римских юношей составили заговор на твою жизнь. Первому жребий достался мне, и то, что мне не удалось, удастся кому-нибудь из остальных".
Порсенна потребовал, чтобы Муций назвал заговорщиков, угрожая в противном случае сжечь его живым на костре. Муций не ответил на это ни слова, но, желая показать, насколько римляне презирают боль и физические страдания, спокойно подошел к жаровне и положил правую руку на пылающие угли. Присутствующие были поражены ужасом, а Муций, не дрогнув, стоял, пока рука его медленно горела на огне. Больше всех поражен был сам царь.
"Ступай отсюда безнаказанно, - вскричал он, - ты поступил с собой более жестоко, чем со мной. Желал бы я, чтобы и за меня сражались такие же бесстрашные люди!"
*
Однако, во времена императоров, особенно Суллы, накопление власти и богатств дало начало всеобщей испорченности нравов.
Законы утратили всякую цену.
Истец должен был давать взятку, прежде чем затевать процесс. Общественное здание подвергалось тлению, разлагалось на части. Народ превратился в чернь, аристократия получила чисто демонический характер, столица обратилась в ад.
Все преступления, когда-либо занесенные в летописи человеческой злобы, совершались здесь: убийства, не сопровождавшиеся раскаянием, измена родителям, мужьям, женам, друзьям; отравление, возведенное в систему" (Дж. Дрэпер).
Жизнь гражданина в его времена перестала цениться.
По приказу Суллы, составлялись и вывешивались особые списки - так называемые проскрипции.
Лица, попадавшие в такой список, считались объявленными вне закона; сами они подлежали смерти, а имущество их конфискации.
Убийца, расправившийся с жертвой, чье имя попало в список, получал крупное денежное вознаграждение. В первые же дни вступления Суллы в Рим было убито до 40 сенаторов и около 1.600 всадников. Жертвами проскрипций сплошь и рядом оказывались не только политические враги Суллы, но и просто богатые люди. За счет конфискации их имущества обогащались сулланцы.
*
Однако, довольно истории.
Всем нам надо понять следующее:
--
Законодательство - это не только творчество избранных. Это совокупная деятельность всех здоровых сил общества, где, наряду с юристами и политиками, активное значение имеют честные ученые, прозорливые и мудрые люди (как к Ликурга) - См.:
Пример Ликурга свидетельствует: для переустройства к лучшему нужна Система правильно поставленных законов.
--
Всякое уклонение от закона, всякое умаление его значения ведет общество к хаосу и неразберихе. Лучше соблюдать плохой закон, чем уклоняться от исполнения принятых установлений.
--
Подготовка и принятие новых законов, особенно в сфере обороноспособности государства, подготовке военных кадров и боеспособности вооруженных сил должно быть особенно взвешено, разумно и направлено во благо, а не на зло стране, ее вооруженным силам и офицерству.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023