ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Закон и законность

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Закон глух, неумолим, он спасительней и лучше для слабых, чем для сильных, он не знает ни снисхождения, ни пощады для преступивших. Тит Ливий


А.И. Каменев

ЗАКОН И ЗАКОННОСТЬ

  
   Как свидетельствует Тит Ливий, во времена Тулла Гостилия, герой войны с альбанцами по имени Гораций, триумфально возвращался в Рим. Римляне встречали победителей ликованием и лишь сестра Горация, невеста одного из убитых альбанцев, воплями и проклятием встретила победителей. Мужественную душу юноши возмутили сестрины вопли, омрачавшие его победу и великую радость всего народа. Выхватив меч, он заколол девушку, восклицая при этом:
  
   "Отправ­ляйся к жениху с твоею не в пору пришедшей любовью! Ты забыла о братьях - о мертвых и о живом, - забыла об отечестве. Так да погибнет всякая римлянка, что станет оплакивать неприятеля!"
   Черным делом сочли это и отцы, и народ, но противостояла пре­ступлению недавняя заслуга.
   Все же Гораций был схвачен и при­веден на суд к царю.
   На суде особенно сильно тронул собравшихся Публий Гораций-отец, объявивший, что дочь свою он считает убитой по праву: случись по-иному, он сам наказал бы сына отцовскою властью.
   Народ не вынес ни слез отца, ни равного перед любою опасностью спокойствия духа самого Гора­ция - его оправдали скорее из восхищения доблестью, нежели по справедливости. А чтобы явное кровопролитие было все же искуплено очищением, отцу повелели, чтобы он очистил сына на обще­ственный счет. Совершив особые очистительные жертвоприноше­ния, которые с той поры завещаны роду Горациев, отец перекинул через улицу брус и прикрыв юноше голову, велел ему пройти слов­но бы под ярмом.
   *
   Мораль здесь такова: в древние времена в Риме господствовал Закон. И он был неумолим по отношению к нарушившему его (закона) требования. Ни власть, ни прошлые заслуги, ни заступничество влиятельных лиц, ни родственные связи не могли умалить его действия.
   *
   Скажем более: цари и полководцы считали должным для себя своими поступками укреплять силу Закона. Примером тому служит поступок Манлия Торквата.
  
   Когда Манлий Торкват явился в римскую армию, располо­женную под Капуей, он нашел там сильный упадок дисциплины.
   Дело доходило до того, что были случаи братания между рим­скими и латинскими воинами. Этому не приходится удивляться: оба народа были близки друг другу и по языку и по культуре, а в недавнем прошлом они вместе сражались против общих врагов.
   Манлий Торкват принялся восстанавливать дисциплину кру­тыми мерами. Он категорически запретил не только всякое бра­тание, но даже отдельные стычки и поединки с врагом.
   Однажды римский отряд, посланный в разведку, наткнулся на вражеский пост. Римским отрядом командовал сын консула Тит Манлий, а во главе неприятельской конницы был знатный латинянин, лично знавший и римского консула и его сына. Он на­чал издеваться над римлянами и, наконец, вызвал Тита Манлия на поединок.
   Юноша не смог равнодушно перенести насмешки и вызов врага и, вопреки запрещению консула, своего отца, схва­тился за оружие. Всадники ринулись друг на друга, схватились, и Манлий воткнул острие копья между ушами коня противника. Конь поднялся на дыбы и сбросил с себя всадника; в тот самый момент, когда он, опершись на копье и щит, хотел подняться, Манлий пронзил его копьем с такой силой, что пригвоздил к земле. Сняв с убитого вооружение, Манлий при восторженных кликах солдат направился в лагерь, прямо к палатке отца. Узнав, что произошло, консул немедленно приказал трубить общий сбор и, когда сошлось все войско, сказал:
   "Тит Манлий, вопреки приказанию консула, ты сразился с неприятелем и, та­ким образом, нарушил воинскую дисциплину. А только благодаря дисциплине Рим стал великим и могущественным. Этим поступком ты поставил меня перед необходимостью или пренебречь интересами государства, или принести в жертву себя и близкого мне человека. Но пусть за совершенное преступление поплатимся мы сами, а не государство. Этим мы дадим всему войску суро­вый, но спасительный для будущего пример. Правда, я слышу в себе голос отцовской любви и гордости и этот образец твоей храбрости радует меня, но так как суровая кара за проступок укрепит авторитет постановлений консула и, наоборот, твоя безнаказанность окончательно подорвала бы их силу, то я считаю, что ты сам, если в тебе есть хоть капля моей крови, не откажешься восстановить дисциплину, нарушенную твоим поступком. Лик­торы, отведите его на плаху!"
   Все войско онемело от ужаса, услышав это приказание. Но когда голова несчастного покатилась на землю, воздух огла­сился криками скорби и негодования. Тем не менее, после этого страшного примера непреклонной воли и твердости консула, уже никто больше не осмеливался нарушать его распоряжения.
   *
   Поступок отца в отношении сына вызывает сострадание к последнему и гнев в отношении безжалостного отца. Но поведение консула не может не вызывать уважения к его мужеству и пониманию долга перед Законом.
   *
   Сила законов не в их количестве и жесткости, а в их справедливости, умении направлять энергию масс на благое дело, в способности ограничить произвол сильных и влиятельных лиц, в честности установленных норм и правил, посильности предписаний, неотвратимости санкций и т.д.
   Закон - это регулятор общественной жизни, устанавливающий такие правила, которые полезны для государственности, развития инициативы, поддержания порядка, пресечения злоупотреблений. Без закона общество не может благоденствовать, народ - процветать, а государство - развиваться. Беззаконие порождает в обществе хаос, смуту, волнения и восстания.
   *
   Положительный Закон, прежде всего, действует позитивно на юношество, которое является опорой нации и от "качества" которого зависит будущее государства.
   Во времена господства закона в Риме, нужно ли удивляться тому, что молодые люди, едва войдя в возраст, трудились, не щадя сил, в лагере, чтобы постигнуть военное искусство на деле, и на­ходили больше радости в оружии и боевых конях, чем в распут­ницах и пирушках.
   И когда они мужали, то никакие трудности не были им внове, никакие пути - тяжелы или круты, ни один враг не был страшен: доблесть превозмогала все. Но горячее всего со­стязались они друг с другом из-за славы: каждый спешил сразить врага, взойти первым на стену и в миг подвига оказаться на виду. В этом заключалось для них и богатство, и громкое имя, и высо­кая знатность. К славе они были жадны, к деньгам равнодушны; чести желали большой, богатства - честного (Тит Ливий).
   *
   Римская история свидетельствует о героическом поступке молодого римлянин, по имени Муций, который во время войны с этрусками, для спасения отече­ства, решился на отчаянное дело. Спрятав под плащом кинжал, он отправился в неприятельский лагерь, чтобы убить Порсенну, царя этрусков. Его никто не задержал, и он благополучно пробрался в царскую палатку. В это время там раздавали жалование воинам. Не зная царя в лицо, Муций бросился с кинжалом на того, к которому все обращались с вопросами, и убил его. Оказалось, что это был лишь царский писарь. Этрусские воины схватили Муция, обезоружили и привели к Порсенне. Юноша бесстрашно заявил царю:
  
   "Имя мое Муций, я римский гражданин и хотел умертвить тебя - врага своего отечества. Как видно, я ошибся, но все равно твои часы сочтены, ибо 300 римских юношей составили заговор на твою жизнь. Первому жребий до­стался мне, и то, что мне не удалось, удастся кому-нибудь из остальных".
   Порсенна потребовал, чтобы Муций назвал заговор­щиков, угрожая в противном случае сжечь его живым на костре. Муций не ответил на это ни слова, но, желая показать, насколько римляне презирают боль и физические страдания, спокойно подо­шел к жаровне и положил правую руку на пылающие угли. При­сутствующие были поражены ужасом, а Муций, не дрогнув, стоял, пока рука его медленно горела на огне. Больше всех пора­жен был сам царь.
  
   "Ступай отсюда безнаказанно, - вскричал он, - ты поступил с собой более жестоко, чем со мной. Желал бы я, чтобы и за меня сражались такие же бесстрашные люди!"
   *
   Однако, во времена императоров, особенно Суллы, накопление власти и богатств дало начало всеобщей испорченности нравов.
   Законы утратили всякую цену.
   Истец должен был давать взятку, прежде чем затевать процесс. Общественное здание подвергалось тлению, разлагалось на части. Народ превратился в чернь, аристократия получила чисто демонический характер, столица обратилась в ад.
   Все преступления, когда-либо занесенные в летописи человеческой злобы, со­вершались здесь: убийства, не сопровождавшиеся раскаянием, изме­на родителям, мужьям, женам, друзьям; отравление, возведенное в систему" (Дж. Дрэпер).
   Жизнь гражданина в его времена перестала цениться.
   По приказу Суллы, со­ставлялись и вывешивались особые списки - так называемые проскрипции.
   Лица, попадавшие в такой список, считались объ­явленными вне закона; сами они подлежали смерти, а имущество их конфискации.
   Убийца, расправившийся с жертвой, чье имя попало в список, получал крупное денежное вознаграждение. В первые же дни вступления Суллы в Рим было убито до 40 сенаторов и около 1.600 всадников. Жертвами проскрипций сплошь и рядом оказывались не только политические враги Сул­лы, но и просто богатые люди. За счет конфискации их имущества обогащались сулланцы.
   *
   Однако, довольно истории.
   Всем нам надо понять следующее:
      -- Законодательство - это не только творчество избранных. Это совокупная деятельность всех здоровых сил общества, где, наряду с юристами и политиками, активное значение имеют честные ученые, прозорливые и мудрые люди (как к Ликурга) - См.:
   Солон и Ликург   34k   "Статья" История
   Пример Ликурга свидетельствует: для переустройства к лучшему нужна Система правильно поставленных законов.
  
      -- Всякое уклонение от закона, всякое умаление его значения ведет общество к хаосу и неразберихе. Лучше соблюдать плохой закон, чем уклоняться от исполнения принятых установлений.
      -- Подготовка и принятие новых законов, особенно в сфере обороноспособности государства, подготовке военных кадров и боеспособности вооруженных сил должно быть особенно взвешено, разумно и направлено во благо, а не на зло стране, ее вооруженным силам и офицерству.
  
   См., к примеру:
  
   Беспредел?   16k   Оценка:6.00*3   "Статья" Публицистика
   Предельные сроки офицерской службы хотят увеличить. Для чего?
  
  
   Литература:
   Аппиан. Гражданские войны. - М., 1935.
   Виппер Р.Ю. Очерки истории Римской империи. - Берлин, 1923.
   Дрэпер Дж. История умственного развития Европы. В 2-х т. - Киев-Харьков, 1900.
   Тит Ливий. История от основания Рима. - В кн.: Историки Рима. - М., 1951.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023