ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Кучуков Олег Владимирович
Югославия 1975 год. Воспоминания....

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 5.54*11  Ваша оценка:


   ЮГОСЛАВИЯ, 1975 год. Воспоминания...
   Эта поездка во многом отличалась от первой моей спецкомандировки в Арабскую республи­ку Египет (1971-72г.г.). Ехали мы в составе группы из тридцати человек, большинство из которых уже имело опыт выполнения задач по оказанию интернациональной помощи и участвовало в бое­вых действиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. Какой-либо специальной подготовки и боевого слаживания в течение достаточно длительного времени не было, хотя нас собирали на сборы и с особенностями выполнения предстоящей задачи знакомили. В группе были только офицеры: старшие офицеры из служб ракетно-артиллерийского вооружения и заместители командиров зенитных ракетных дивизионов по вооружению, а также младшие офицеры с должностей старших техников и начальников расчётов. Подбирали нас из состава частей ЗРВ ПВО, дислоцировавшихся на терри­тории Белоруссии и Прибалтики. Задача наша состояла в обучении личного состава и подготовке к боевому применению в составе Югославской народной армии зенитного ракетного полка из четы­рёх зенитных ракетных дивизионов, оснащённых системой С-125М1 "Нева". Соглашение о по­ставке этого вооружения между СССР и СФРЮ было подписано по результатам применения дан­ного типа комплексов на Ближнем Востоке. Примечательно, что первые зенитные ракетные ком­плексы советского производства С-75 "Двина" в югославской армии появились ещё в 60-х годах и войска имели достаточный опыт их применения. Кроме того, нелишне будет отметить, что имелись у них и вооружения других стран, в частности - радиолокационные станции западноевропейского производства, а также американские ЗРК "Хок".
   Итак, 6-го февраля 1975 года поездом "Москва-Белград" мы прибыли к месту назначения. Впереди было шесть месяцев специфичной работы; ведь никто из нас не имел практического пе­дагогического опыта. Мы просто являлись высококлассными специалистами по техническому об­служиванию и боевому применению данного типа ЗРК. Разместили нас в белградской гостинице "Путник", имевшей статус интуристовского отеля, в прекрасных двухместных номерах. Все мы имели заграничные служебные паспорта, числились сотрудниками государственного комитета СССР по экономическим связям и имели право свободного перемещения. Последнее обстоятель­ство значительно способствовало знакомству с народом и обычаями этой страны.
   Боевая техника была уже развёрнута на территории учебного центра авиации и ЗРВ Батайница, что в 25 километрах от Белграда. Там же для нас был выделен специальный учебный кор­пус, оборудованный современными техническими средствами обучения. Вообще-то Батайница являлась ещё и военной базой, имевшей статус специального правительственного аэродрома.
   К учебному процессу мы приступили несколько дней спустя после знакомства с личным со­ставом полка, подлежащим переучиванию, и решения ряда организационных вопросов. Занятия проводились по учебным группам в течение шести часов ежедневно. Весь учебный процесс ре­шено было разбить на два примерно равных этапа: теоретический и практический. На первом, теоретическом этапе изучалась боевая техника, а также теория её боевого применения. На вто­ром этапе проводились исключительно практические занятия, которые заканчивало полковое так­тическое учение с боевой стрельбой на полигоне. Так как ехал я инструктором практического обу­чения по радиолокационным средствам разведки и целеуказания, то моя непосредственная рабо­та должна была начаться лишь на втором этапе. От преподавателя по моей специальности юго­славская сторона в межгосударственном договоре отказалась. Это мотивировалось якобы тем, что подобные типы РЛС (П-15 и П-12) у них уже есть в войсках. Однако, столкнувшись с той техникой, которая была поставлена нашей страной, югославские товарищи поняли, что знакомы им, пожалуй, только названия этих станций. Настолько существенно они были модернизированы. Имелись также спе­цифичные моменты сопряжения их с аппаратурой зенитного ракетного комплекса. Встал вопрос: "Как быть?" Вызывать ли ещё одного специалиста из Союза или решить вопрос на месте. Выбра­ли второй вариант, и я неожиданно для себя превратился в педагога! До этого на меня, учитывая мою меньшую занятость, был возложен ряд дополнительных обязанностей. Приходилось коорди­нировать учебный процесс, разрешая с соответствующими местными товарищами внезапно воз­никающие вопросы. Отвечал я также и за секретную литературу, в том числе и за полученную по каналу дипломатической почты. Дело в том, что служебная документация, пришедшая с комплек­сами, имела так называемый экспортный вариант, отличающийся предельным упрощением. Ис­пользовать его для подготовки к занятиям было просто невозможно, и поэтому через наше по­сольство в СФРЮ мы получили один комплект "союзного" варианта документации на комплекс. Хранить его предписывалось особым образом. Так что вертеться, как говорится, пришлось. Но в то же время, следует отметить, что со стороны югославских товарищей мы встречали полное взаимопонимание и готовность идти навстречу.
   Какие интересные впечатления остались от этого периода?
   Поразило чувство любви югославов к России. Мы такого отношения просто не ожидали. Для них Россия (тогда Советский Союз) всегда была старшим братом. Они чётко помнили совместную борьбу наших народов с фашизмом. Они знали о нашей стране и её истории, порой казалось, да­же больше, чем мы сами. В ряде школ и во всех специальных учебных заведениях обязательным для изучения являлся русский язык. Поэтому подавляющее большинство военнослужащих владе­ли нашим языком. Да и вообще наши языки во многом схожи. Это позволило мне буквально через месяц занятий отказаться от услуг переводчика и читать лекции на некой смеси сербского и рус­ского языка. Во время передвижения по Белграду и экскурсий по Югославии, которые нам органи­зовывала принимающая сторона, мы не ощущали какого-либо дискомфорта. Лично я мог это оценить по достоинству хотя бы потому, что в СССР в это время проходил службу в войсковой части, дислоцированной на территории Латвии.
   Не могу не отметить также и дружбу народов, входивших тогда в СФРЮ государств. По сво­ему составу Югославия представляла тогда федерацию из шести республик: Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория, Македония, Хорватия, Словения и двух автономных округов Косово и Воеводина. Так вот, никакой национальной вражды мы не замечали! Хотя хорватов всё-таки из­редка подкалывали, да и то лишь за то, что их лидер во время второй мировой войны встал на сторону немецких фашистов. Кстати, недалеко от Белграда есть город Крагуевац, известный сво­им автомобильным заводом "Красная звезда", производившим несколько моделей малолитраж­ных автомобилей собственного производства или скопированных с Фиата. Так вот, в окрестностях этого города находится братское кладбище, на котором покоятся расстрелянные немцами в годы той самой войны лица мужского пола от 12 лет и старше. В этот город, несмотря на весьма успеш­ную ориентацию Югославии тех лет на международный туризм, въезд немецких туристов был ка­тегорически запрещён. Нам неоднократно подчёркивалось, что Югославия объявила войну фаши­сткой Германии ещё в августе 1941 года, когда немец рвался к Москве, и о победном исходе той войны говорить было ещё рано.
   Осталась в памяти и высочайшая дисциплина воинов ЮНА. Хочу отметить, что меня тогда трудно было удивить высокой дисциплиной и нормальными отношениями между военнослужащи­ми, ибо служил я в подразделениях, где на одного офицера приходилось всего один - два военно­служащих срочной службы, да и то в основном славянской национальности. Но в югославской ар­мии это было что-то из ряда вон выходящее. Припоминается один случай, когда во время практи­ческого занятия я попросил нескольких солдат выйти из контейнера, чтобы освободить необходи­мое для ремонта аппаратуры место. Каково же был моё удивление, когда, спустя пару часов, после устранения неисправности я обнаружил этих солдат стоящими в строю возле РЛС в ожидании дальнейших указаний! Следует добавить, что офицеры и военнослужащие сверхсрочной службы обучаемого нами полка после окончания занятий и двух часов самоподготовки убывали домой. Никаких ответственных и прочих там не назначалось. А сержанты "заправляли" порядком так, что все были при деле: тренажи по различным общевойсковым дисциплинам, тот же спорт, уборка территории и т.п. Каждый военнослужащий срочной службы на выходные дни мог свободно уе­хать к себе домой, переодевшись в гражданскую форму одежды. И всё это без каких-либо эксцес­сов. Это, безусловно, всех нас сразу же заметно удивило.
   Обучение, как я уже отмечал выше, проходило в два этапа. Теоретические занятия начина­лись ежедневно в 8.30 и заканчивались в районе 16 часов, практические занятия проводились и ночью. Изучалась боевая техника, правила её эксплуатации и боевого применения. Занятия проходили в учебных классах и на материальной части четырёх зенитных ракетных комплексов, развернутых на специально вы­деленной части аэродрома. Территория эта была отгорожена высоченным деревянным и явно на­скоро сколоченным забором. То ли чтобы нас не видели, то ли чтобы мы не видели. Ведь на этой самой Батайнице базировались и новейшие истребители совместной югославско-израильской разработки "Орёл". Смешно, но этот факт будет иметь некоторое значение чуть позже. Продол­жаю далее - учебные группы были сформированы из военнослужащих полка по родственным спе­циальностям, численностью 10-15 человек. Только вот мне досталась группа численностью 32 че­ловека. Да вдобавок в основном военнослужащих сверхсрочной службы, как вы понимаете, не­сколько отличавшихся от офицерских групп уровнем начальной подготовки. Но старания в овла­дении своими новыми воинскими профессиями у них было предостаточно, лезли в каждую мелочь, всё хотели пощупать своими собственными руками! Если по учебному плану смазку надо было менять, то она менялась. И неважно то, что она накладывалась тут буквально вчера! Порой скла­дывалось впечатление, что им за это какие-то премии платят. Иногда во время обучения случа­лось всякое. Приведу пару курьёзных случаев, произошедших со мной.
   Например, во время занятия по изучению материальной части в классе один из обучаемых задаёт вопрос об одном несущественном элементе электронной схемы. Такого элемента в той тех­нике, которая эксплуатировалась у нас тогда в Союзе, не применялось, погоды, что называется, в работе данной схемы он не делал и был для меня чем-то новым. Что в данный момент ответить по существу заданного вопроса, я не знал. Хватило лишь сообразительности сказать, что отвечу на вопрос завтра. Благо тут же прозвенел звонок, и занятие надо было заканчивать. Прихожу я в комнату, где находились наши преподаватели с высшим техническим образованием (старшие офицеры-инженеры) и прошу мне помочь. Несколько человек с готовностью соглашаются, но... Не тут то было, орешек оказался слишком крепким! Начинается, что называется, мозговая атака. Извлекается вся мыслимая и немыслимая литература по радиотехнике - всё безрезультатно, не можем мы сформулировать предназначение данного элемента и всё тут! Что делать завтра? Ин­тернета тогда в нашем распоряжении не было, из специалистов в данной области на территории Югославии мы тогда, наверное, были самые "крутые". И тут в сносках в одном из справочников, мы находим ссылку по данной теме на какой-то (сейчас уже не помню названия) английский ра­диотехнический журнал. Далее, как говорится, дело техники. Белград, советское посольство, Мо­сква, перевод этой статьи, диктуемый нам по телефону.... После такой поддержки наша мозговая атака получает счастливое логическое завершение. Ну а занятие на следующий день я, естест­венно, начинаю с ответа на возникший вчера вопрос. Отвечаю по существу, а в конце сообщаю, что подробнее по данному радиоэлектронному элементу и принципам его работы можно ознако­миться в таком-то английском журнале! Это была немая сцена, похлеще описанной Н.В. Гоголем в "Ревизоре". После этого, проходя по территории учебного центра, я стал ловить на себе любо­пытные взгляды "югославских товарищей".
   Второй случай, который поднял мою известность на ещё большую высоту с этой самой вы­сотой и связан. Дело было так. Во время практического этапа обучения на одной и радиолокаци­онных станций случается досадная неисправность. Всё бы ничего, но после логических умозаклю­чений и разнообразных тестов приходим к выводу, что неисправный элемент находится в блоке, расположенном в верхней части 30-ти метровой мачты "Унжа". Чтобы его заменить, следует опустить эту самую мачту и произвести устранение неисправности на земле. Но дело в том, что данная тема по согласованию с югославской стороной к изучению не планировалась. Помните, они ведь вооб­ще не собирались изучать теорию той воинской специальности, по которой я и ехал инструктором? Ну так вот, принимаю решение лезть самому наверх и производить замену неисправного элемен­та, что называется, на месте. Беру страховочный пояс (который, кстати, так и не удосужился впо­пыхах использовать), необходимый инструмент и вперёд! В смысле наверх.... Самое интересное было на следующий день, после того как я получил нагоняй от руководителя нашей группы пол­ковника В.П. Корзуна. Срочно явился один товарищ с большими звёздами из аппарата нашего во­енного атташе в СФРЮ. Первым делом он детально опросил меня на предмет того, что я там ви­дел за пределами огороженной территории. Затем была вызвана группа с завода-изготовителя (т.е. из Союза), которая примчалась буквально на следующий день и произвела упреждающую за­мену аналогичных устройств на ещё трёх находящихся в режиме хранения мачтах других РЛС. А югославы тему опускания и подъёма мачты срочно включили в учебный план, и усиленно потом отрабатывали, чуть ли не каждую неделю. После этого на меня стали показывать пальцем и шеп­тать за спиной: "Это тот русский, который лазил на 30 метров без страховки!"
   Заканчивалась наше пребывание в Югославии, тактическим учением с боевой стрельбой на полигоне. Они, в отличие от воинов ПВО армий существовавшего тогда Варшавского Договора, к нам в Союз не ездили. Предпочитали стрелять на своём собственном полигоне в местечке Пула на берегу Адриатического моря. Место для этого полигона у югославов было выбрано весьма ин­тересно. Дело в том, что при хорошей видимости "слегка вооружённым глазом" оттуда была вид­на Италия. Обученный нами полк свернулся в походное положение в районе Белграда и совершил автомобильный марш с боевой техникой одного зенитного ракетного дивизиона протяжённостью в несколько сотен километров (в том числе и через горы). Мы же во время марша немного понежи­лись в профилактории их Министерства обороны в районе г. Дубровник на берегу прекрасной Ад­риатики. Далее произошло вот что. Включите своё воображение!
   На полигон прибывает колонна машин и автопоездов со специальной техникой, на некото­рых из них ещё заметны следы марша в горной местности в виде остатков льда и грязи. Боевой расчёт дивизиона, чья техника выводится на полигон, производит перевод в боевое положение на время. Всё идёт с перекрытием установленных нормативов. А рядом, в нескольких сотнях метров, буквально сияет вылизанный и приготовленный к стрельбе зенитный ракетный комплекс амери­канского производства "Хок". Он должен выполнить боевую стрельбу по мишени, которую готов сбросить на парашюте находящийся в воздухе самолёт. Пуск первой ракеты! Она уходит явно не в ту сторону. Пуск второй! Тот же результат. Третий пуск не менее смешон. Дивизион обученного нами полка в порядке тренировки сопровождает мишень, которая тем временем уже чуть ли не касается поверхности моря. В это время с командного пункта полигона следует запрос о нашей готовности к стрельбе. Командир зрдн с согласия старшего группы инструкторов полковника В.П. Корзуна подтверждает готовность к стрельбе и тут же получает боевую задачу! Пуск единствен­ной ракеты приводит к уничтожению мишени! Всех охватывает восторг, звучит громкое "Ура!"...
   Присутствующий помощник советского военного атташе полковник Лазарев принимает ре­шение не проводить с данным дивизионом никаких дополнительных предусмотренных планом учений контрольных мероприятий, а оценить тактическое учение на тлично"!
   Вечером за праздничным столом долго не стихали здравицы в честь югославско-советской дружбы. Мы уезжали из страны с чувством исполненного долга!
   В связи со всем изложенным в этих моих воспоминаниях возникает ряд вопросов:
      -- Почему Россия выступила так непоследовательно, когда Югославия подверглась агрессии со стороны НАТО в марте 1999 года. Ведь из надёжных источников известно, что готовилась зенитная ракетная техника известной современной и высокоэффективной сис­темы С-300ПМУ для отправки в зону боевых действий. Как специалист могу предположить, что перья бы у господ американцев и иже с ними тогда полетели бы эффектно. И, наверное, поубавилось бы той спеси, которую демонстрирует США в настоящее время.
      -- Уж не преемники ли наших учеников сбили тот самый пресловутый самолёт-невидимку Ф117А, о неуязвимости которого американцы твердят всему миру? Ведь на тех комплек­сах, которые наша страна поставила тогда Югославии, имелся в наличии так называемый телевизонно-оптический канал "Карат-2", который исключительно хорошо зарекомендо­вал себя уже во время боевых действий на Ближнем Востоке, а потом и в учебных боевых стрельбах на территории боевых полигонов Советского Союза?
   Кавалер ордена "Красной Звезды", подполковник запаса О.В. Кучуков
  
  
  
  
  
  
  
  

стр. 6

  
  
  

Оценка: 5.54*11  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023