Реорганизация военно-учебных заведений после гражданской войны и в годы военной реформы (1921-1925 гг.)
Советская наука располагает немалым количеством исследований по проблемам подготовки командных кадров в межвоенный период. Наша задача заключается в том, чтобы проследить и проанализировать преобразования в военно-учебном строительстве на указанном этапе развития Вооруженных сил, обратив особое внимание на военно-педагогический аспект темы.
Ликвидация фронтов гражданской войны выдвинула на первый план проблемы перехода на рельсы мирного строительства всей страны и ее Вооруженных Сил. В этой обстановке необходимо было внести серьезные коррективы в подготовку командных и политических кадров, т.е. в систему военно-учебного строительства.
Что требовалось сделать?
Как показывает анализ направлений деятельности в названной области, основное внимание работников военно-учебных заведений и аппарата ГУВУЗа было сосредоточено на следующем:
1) осмыслении опыта подготовки командных кадров в годы гражданской войны;
2) выработке взглядов на вопросы советского военно-учебного строительства;
3) решении судьбы командных курсов;
4) создании системы советских военно-учебных заведений;
5) выработке новой методической системы обучения и воспитания слушателей и курсантов военно-учебных заведений;
6) решении кадровых вопросов;
7) создании учебно-методической базы подготовки командно - начальствующего состава Красной Армии и др.
Как решались эти проблемы? В каком положении оказались после гражданской войны военно-учебные заведения? Какие тенденции имели место в тот период? Это - та группа вопросов, на которые нам предстоит ответить.
Еще весной 1920 года встал вопрос о создании нормальных военных школ. Некоторые комкурсы были реорганизованы в нормальные военные школы. Но это было лишь началом большой и трудной работы.
*
Знаменательным событием в военно-учебном строительстве было создание в конце 1920 года Высшего академического военно-педагогического совета (ВАВПС). Согласно приказа РВСР от 19 августа 1920 г. N 1591 ВАВПС начал заниматься, главным образом объединением и согласованием работы военных академий. Но впоследствии он распространил свою деятельность на все военно-учебные заведения.
Председателем ВАВПС являлся начальник ГУВУЗа, а членами состояли Главком Вооруженных Сил Республики, начальники некоторых центральных управлений Наркомвоена, начальники академий и лица, персонально назначаемые РВСР.
*
Для разработки всех директив ВАВПС при нем был учрежден Малый академический совет (МАС) в составе председателя и членов-представителей ГУВУЗа, Полевого штаба, Всероглавштаба, академий и высших школ.
При MAC работали следующие секции: 1) для психофизиологического исследования юношества, обучающегося в военно-учебных заведениях (учреждена приказом РВСР от 19 мая 1922 г. за N 1231); 2) военной маскировки (июнь 1923 г.) - для обсуждения вопросов военно-учебного характера в подготовке слушателей и курсантов; 3) военно-химическая (ее задачи были аналогичны предыдущей секции).
Система военного образования
Результатом работы MAC явился доклад о системе военного образования, который после его обсуждения ВАВПС был утвержден. Согласно этому докладу все военно-учебные заведения делились на три ступени.
Школы 1-ой ступени. Их задачи заключались в том, чтобы дать обучаемым:
а) общую теоретическую военную подготовку;
б) основательное знакомство со своим родом войск и службы;
в) полную практическую подготовку для занятий ими первой командной должности (взводного командира), а также практическое знакомство со следующей в порядке постепенности командной должностью.
Школы 2-ой ступени. Они имели задачей:
а) усовершенствование во всех областях военных знаний, не обходимое для самостоятельного руководства техническим соединением из трех родов оружия;
б) практическое умение руководить их действиями;
в) усовершенствование в специальности своего рода войск или службы с целью наилучшего использования их свойств и наиболее совершенной их подготовки.
Школы 2-ой ступени были разбиты на две категории: школы усовершенствования в специальности своего рода войск и школы усовершенствования во всех областях военного знания.
Школы 3-ей ступени. Их задача заключалась в том, чтобы:
а) дать высшую военную подготовку для руководства войсковыми массами на театре военных действий и на поле сражения;
б) дать высшую специализацию в технических знаниях специальных родов войск и служб;
в) вести научную разработку военных и военно-технических вопросов и подготовлять кадр ученых всех специальностей.
При внимательном изучении этой схемы видно, что в нее не "вписаны" командные курсы. Тем не менее, эти курсы просуществовали до конца 1924 года. Затем те из них, которые имели большой опыт в подготовке краскомов, были реорганизованы в нормальные школы, а другие стали полковыми школами.
*
Следует отметить, что реализация намеченного осуществлялась с трудом. К началу 1922 года ГУВУЗ насчитывал 224 военно-учебных заведения, что значительно превосходило потребность Красной Армии.
Дело сокращения сети военно-учебных заведений наталкивалось на ряд препятствий:
1) серьезное внимание к младшему командиру, имевшее место в то время, зародило мысль о необходимости использования нормальных военных школ для подготовки отделенных командиров (если бы эта точка зрения победила, то пришлось бы не сокращать, а увеличивать число военно-учебных заведений);
2) местные партийные и советские органы привыкли смотреть на комкурсы не только как на воинские части, но и как на серьезные идейные центры (вот почему они активно сопротивлялись ликвидации курсов).
*
Создание новой сети военно-учебных заведений также встало перед рядом проблем: нехваткой преподавателей, сложностью укомплектования их переменным составом, сложностью решения учебно-методических вопросов новой военной школы.
В чем суть названных трудностей?
Как известно, в годы гражданской войны функции преподавателей выполняли разные категории людей: старый профессорско-преподавательский состав, бывшие офицеры, а также советские и партийные работники. Своих преподавателей военная школа не имела.
В годы гражданской войны было создано ряд военно-педагогических школ (Москва, Петроград, Киев), которые в короткие сроки готовили преподавательский состав. Конечно же, уровень их подготовки был недостаточен. Малочисленность нужного кадра преподавателей остро ощущалась.
*
Тем не менее, военно-педагогические школы были поставлены перед необходимостью готовить преподавателей военных, общеобразовательных предметов и политграмоты для школ 1-ой ступени.
В соответствии с поставленной целью в них устанавливались следующие предметы:
2. Общеобразовательные: а) русского языка, б) математики, в)географии, г) истории.
3. Политическая группа.
Срок обучения устанавливался 1 год. Учебный план школы слагался из: а) детального изучения предмета избранной специальности и его методики; б) овладения предметами педагогического цикла (педагогики, психологии, логики, физиологии, гигиены); в) повышения политической культуры (посредством изучения политической экономии, исторического материализма и советского строительства) и г)практических работ учащихся.
Слушатели, успешно сдавшие все репетиции и зачеты, выполнившие все практические работы, сдавшие выпускные экзамены и получившие педагогические навыки, выпускались, со званием штатного преподавателя школ 1-ой ступени военно-учебных заведений. Все окончившие военно-педагогические школы были обязаны отслужить в военно-учебных заведениях не менее полутора лет.
*
Сложнее положение дел обстояло в высшей военной школе.
"Военные академии через несколько лет могут очутиться перед серьезным профессорским кризисом, - говорилось в "Военном знании". - Старая немногочисленная профессура день за днем понемногу тает, новые пополнения ощутимо незаметны. Необходимы какие-то меры, чтобы сгладить остроту этого серьезного вопроса, и, конечно, прежде всего, наметить тот путь, которым следует идти каждому, кто желал бы собой пополнить кадры военных ученых".
Отметим: такая постановка вопроса разделялась не всеми. В том же "Военном знании" появились статьи, ставящие под сомнение необходимость решения названной проблемы. Аргументация при этом сводилась к следующему:
"Военное дело, говорят, - дело чисто практическое; в практическом же деле лучший учитель - опыт. А поэтому, у кого налицо соответствующий опыт (конечно, хороший по результатам), тот пусть и будет тем, что понимается под именем профессора".
Как бы там ни было, вскоре появляется "Положение о профессорах и преподавателях военных академий". В нем говорится:
"1. Для занятия профессорской должности необходима, как общий принцип, диссертация на заданную или избранную самим автором тему.
Примечание. Диссертацией может быть признана всякая учебная работа, хотя бы она была выполнена и ранее заявления данным лицом желания занять профессорскую должность, но обязательно на тему по тому предмету, по которому соискатель желает занять самостоятельную кафедру.
2. Диссертация дает право на занятие названной должности всем гражданам Республики, независимо от полученного ими образования и профессии.
3. Диссертация обязательно печатается (особою книгою или в журнале), дабы подвергнуть ее самой широкой критике.
4. Защита диссертации производится публично. Предварительное рассмотрение о допущении ее к защите - особою комиссией из Совета академии.
5. Решение вопроса о допущении диссертации к публичной защите принадлежит Академическому совету.
6. Официальные оппоненты диссертации в числе двух избираются Советом академии из состава комиссии, на которую возложено предварительное рассмотрение диссертации. Кроме того, обязательным оппонентом является главный руководитель ЕВА по соответствующей дисциплине.
7. Защищающий диссертацию должен изложить в главных чертах сущность своего труда и, выслушав замечания официальных оппонентов, дать свои объяснения. После официальных оппонентов могут выступать в качестве оппонентов и другие лица.
8. По окончании защиты диссертации Совет академии, в закрытом заседании,. после обмена мнениями, закрытой баллотировкой решает вопрос об удостоении защищавшегося диссертацию звания экстраординарного профессора, и в случае удостоения начальник академии входит с соответствующим представлением в ВАС.
Примечание. Лицо, получившее звание экстраординарного профессора, не обязано занимать кафедру.
9. Экстраординарный профессор по пробытии не менее пяти лет на должности профессора постановлением Совета академии может быть представлен ВАС к званию ординарного профессора.
10. Лица, прослужившие в профессорском звании в академии не менее 10-ти лет, могут быть удостоены порядком, указанным в ст. 11, звания заслуженного профессора... "
Изучение данного "Положения" позволяет сделать такие обобщения:
- во-первых, позитивен тот факт, что "Положение" открывало возможность талантливым людям к получению звания "профессор; негативным же является, на наш взгляд, то обстоятельство, что в "Положении" не устанавливался образовательный ценз для получения профессорского звания, что открывало лазейку для людей недостойных;
- во-вторых, многоступенчатость, дифференцирован-ность профессорского звания, на наш взгляд, позволяла стимулировать дальнейшее творчество профессора.
*
Новым шагом по пути создания нового научно-педагогического кадра для военно-учебных заведений было образование в 1924 году института адъюнктов при военных академиях.
*
В целом же, важнейшие педагогические проблемы рассматриваемого периода решались посредством проведения съездов, совещаний и конференций представителей военно-учебных заведений. Исследуемый период богат такими представительными совещаниями. Придерживаясь хронологии их проведения, покажем те вопросы, которые они решали.
Одним из первых такое совещание прошло в период с 18 по 22 августа 1920 г. в Москве. На него были приглашены начальники и комиссары окружных управлений военно-учебных заведений.
Совещание, на котором присутствовал Главком Республики С. С. Каменев, начальник ГУВУЗа Д. А. Петровский, комиссар штаба РККА Данилов, приняло постановление, определившее очередные задачи военно-учебных заведений:
"1. Должно стремиться к тому, чтобы вся жизнь школы - учебная, строевая и политическая - были строго, согласованы между собой в целях проведения единой общей системы воспитания, имеющей своей целью укрепление чувства долга, сознания величия идеала социальной революции, дисциплинированности, способности решаться и самодеятельности....
3. Формализм, монотонность и вялость убивают дух, следовательно, занятия должны возбуждать слушателя, заставлять его проявлять самостоятельность, а весь уклад жизни - поддерживать хорошее настроение, энергию, интерес к жизни школы.
...
6. При ведении классных занятий должно стремиться, чтобы занятия носили характер не преподавания только сведений, а цельного разучивания, которое должно строиться по принципу взаимного обучения....
8. Рекомендуя маневр, как лучшее средство для развития находчивости, решимости и практического воплощения теоретических знаний, совещание обращает внимание, что при организации маневра следует ставить только цель, не указывая средства и способа исполнения. Тот же метод должен применяться и при решении задач в классах. При этом критика должна быть доброжелательной, чтобы не убить самодеятельности и щадить самолюбие курсанта....
10. Для оценки успешности и знания обучащихся и в целях получения их характеристики признать целесообразным установление единой балловой системы, предварительно открыв во этому вопросу дискуссию в военно-педагогической прессе.
...
12. Военно-педагогическим школам вменить в обязанность стремиться к подготовке командира и преподавателя в одном лице".
Следует отметить, что в данном постановлении четко прослеживается идея развития самостоятельности и творчества обучаемых, ориентация на их самостоятельную работу по добыванию знаний и формированию навыков и умений.
Идеи, высказанные на совещании, стали предметом заинтересованной дискуссии на страницах военной печати.
*
Очередной съезд начальников и комиссаров военно-учебных заведений состоялся 30 августа - 4 сентября 1922 г.
На съезде отмечалось, что решения предыдущего съезда реализовывались более успешно в отношении школ 1-ой ступени. В отношении других школ было сделано значительно меньше. Да и в отношении школ 1-ой ступени дела продвигались не совсем так, как хотелось.
*
В отличие от военных училищ царской России и военно-учебных заведений Запада, наша нормальная военная школа предъявляла минимум требований в области общеобразовательной подготовки. Этим самым школа брала на себя заботу и об общем образовании воспитанников. Кроме того, на плечи военной школы ложилась сложная задача политического воспитания курсантов.
Перед школой, таким образом, стояли три сложные задачи:
1) вооружить курсанта общими знаниями и расширить его кругозор;
2) подготовить в военно-техническом отношении;
3) развить политически.
Достаточно даже этой общей формулировки, чтобы понять, насколько сложны были задачи подготовки курсантов.
Съезд разбился на пять секций: 1) общая, или как она называлась "секция современных факторов войны"; 2)организационная; 3)педагогическая; 4) политическая и 5) секция высших школ. Обязанность первой секции была сформулировать те задачи, которые стоят перед школой, учитывая влияние современного бойца и современного оружия на тактику и стратегию будущих войн. На вторую секцию легла обязанность заняться уточнением и упрощением военно-учебного аппарата. Третья и четвертая секции занимались разрешением всех вопросов воспитания и обучения юношества. Организация пятой секции была вызвана необходимостью провести в жизнь нормализацию школ второй ступени.
В отношении задач, стоящих перед военной школой, съезд принял резолюцию, в которой она нацеливалась на решение следующих задач:
"1. Дать командиру ясное понимание классовых задач Красной Армии...
2. Развить в командире способности бойца-агитатора и организатора, умеющего вести политработу, как в своих частях, так и в войсках и среди населения противника.
3. Дать всей массе командиров серьезное знание и практическое умение использовать современную технику, имеющуюся на вооружении, как нашей армии, так и чужих армий (владениеавтоматическим оружием, действовать совместно с бронесилами, авто и т.п.).
4. Направить мысль комсостава на изыскание средств борьбы с техникой врагов, памятуя, по опыту гражданской войны, против каждого нового средства можно найти противодействие.
5. Дать комсоставу ясное понимание того, что свойства современной техники привели к широкому рассосредоточению войск по фронту и в глубину, вызвав к жизни групповой, маневренный бой, который предъявляет к командиру необходимость уметь вести его самостоятельно, в духе получаемых распоряжений старшего начальника.
6. Развить, опираясь на высокие задачи, преследуемые Красной Армией, чувство чести, готовность к самопожертвованию и решимость довести дело до конца во что бы то ни стало, укрепить в командире сознание, что бой... требует от Красной Армии и прежде всего от ее командиров высокого напряжения ума и воли для достижения победы.
7. Укрепить всем укладом жизни ВУЗ, как образцовых строевых частей, твердую и сознательную дисциплинированность и умение дисциплинировать массы.
8. Готовить стойких и твердых командиров, способных самостоятельно оценивать обстановку, принять и провести решение и умевших работать точно и аккуратно.
9. Развить инициативу и самодеятельность красных командиров, опираясь на то, что эти качества красного бойца в гражданской войне с противником, обладавшим превосходной техникой и организаций, дали победу".
Следует отметить, что, конечно же, это была программа-максимум, скорее мечта, чем реально выполнимая задача.
Этот вывод подтверждается результатами работы педагогической секции. На заседании этой секции было констатировано, что целый ряд педагогических вопросов по-настоящему не изучен: мало было исследований юношества, недостаточно ясности было и с методической системой обучения. Серьезные споры вызвало предложение об уничтожении балльной системы оценки знаний курсантов. В конечном счете была принята такая резолюция:
"1. B виду того, что оценка при помощи бальной системы не может служить действительной характеристикой приобретенных познаний и необходимых для командира качеств, балльную систему отменить.
2. Наиболее рациональной мерой оценки успехов в науках и способностей к занятию командной должности признать характеристику курсанта, даваемую преподавателями и командирами.
З. В целях конкретизации и однообразия составления таких характеристик, лица аттестующие должны давать определенные ответы. Ответы эти должны кратко выражать действительную оценку главнейших сторон волевой и интеллектуальной природы аттестуемого".
*
Впоследствии (1923 г.) была создана "Инструкция о способах оценки курсантов в военно-учебных заведениях 1-ой ступени". Эта инструкция определяла главнейшие предметы обучения для каждой группы военных школ.
Так такими предметами стали:
а) для пехотных школ: тактика, топография, обществоведение, строевая и полевая подготовка, физическое образование, инструкторская и стрелковая подготовка;
б) для кавалерийских школ: тактика, военная топография, обществоведение, строевая подготовка, езда и уход за лошадьми, полевая подготовка, физическое образование, инструкторская подготовка;
в) для артиллерийских школ: тактика, артиллерия, военная топография, обществоведение, артиллерийская подготовка, стрельба, полевая и физическая подготовка, инструкторская подготовка;
г) для инженерных школ: тактика, фортификация, дорожно-мостовое дело, минно-подрывное дело, военная топография, обществоведение, строевая, полевая, физическая и инструкторская подготовка.
*
На тех курсантов, коих начальник школы и комиссар признали достойными звания красного командира, составлялся список старшинства. Этот список составлялся педагогическим комитетом.
При этом все курсанты разбивались на несколько категорий:
- к 1-ой категории относились те, у кого на все вопросы "листов оценки" были получены положительные ответы;
- ко 2-ой категории относились те, у кого на один из вопросов "листа оценки" был получен отрицательный ответ;
- к 3-ей категории причислялись те, у кого в "листе оценки" было получено два отрицательных ответа (и т. д.)
"Лист оценки" содержал 6 вопросов:
1. Обнаруживает ли знания и понимание пройденной дисциплины (общее развитие)?
2. Может ли применять усвоенные знания на практике и как разбирается в обстановке?
3. Сможет ли активно работать по политпросветработе в армии?
4. Обладает ли достаточной для командира волей?
5. Обладает ли самостоятельностью и инициативой?
6. Может ли быть выпущен командиром?
Указанные "листы оценки" заполняли преподаватели ведущих дисциплин и непосредственные начальники курсантов. Другими словами, здесь срабатывал метод оценки по принципу независимых характеристик, что, думается, повышало объективность оценки подготовленности курсанта к решению практических задач. Другой вопрос заключается в том, насколько объективны и достаточны были критерии оценки, выверены ли были показатели того или иного критерия? Думается, здесь не все было благополучно.
*
На съезде и в военной прессе, помимо названных вопросов, поднималась проблема комплектования военно-учебных заведений. Отсутствие тяги в военную школу было обусловлено целым рядом причин, среди которых тяжелое материальное положение курсанта и командира занимали не последнее место. ЦК РКП (б) направил 15 июня 1922 г. в партийные организации письмо "О кампании вербовки в военно-учебные заведения". ГУВУЗ установил тесный контакт с РКСМ (первый секретарь П. Смородин 1897-1937), что обусловило приток комсомольцев в военные школы, создание там комсомольских организаций. Как отмечает начальник ГУВУЗа Д. А. Петровский:
"Все лето... 1922 года мы провели под знаком усиленной вербовочной кампании, пользуясь опытом минувших годов в деле организации "дней" и "недель" красного курсанта".
*
В военной печати поднимается вопрос о целесообразности использования опыта бывших военно-учебных заведений царской России. Возникает идея о необходимости возрождения кадетских корпусов.
Какая аргументация высказывалась за возрождение кадетских корпусов? С этой идеей на страницах печати выступил начальник ГУВУЗа Д. А. Петровский. В одной из своих публикаций по этой теме он писал:
"Большинство работников военно-учебного дела склоняются к мысли о необходимости построения всего военно-учебного дела на добровольческих началах. С точки зрения теоретической, конечно, трудно спорить против этого положения... Нельзя заставить людей посвящать себя крайне сложной и крайне трудной профессии командира".
Идея кадетских корпусов, указывает далее он, базируется на правильной мысли о том, что желательно с детского возраста развивать у будущего офицера качества, необходимые воину и вооружать его соответствующими познаниями. Автор ссылается на опыт работы советских кадетских корпусов, образованных в Азербайджане.
*
Предложение о возрождении кадетских корпусов вызвало острую дискуссию. Наркомпрос даже принял резолюцию следующего содержания:
"Принимая во внимание, с одной стороны, что соображения, вынудившие ГУВУЗ придти к мысли об организации красных кадетских корпусов, как-то необходимостью выработать в подрастающем поколении физическую крепость и закалить волю..., а, с другой стороны - что ранняя профессионализация представляется... крайне вредной в педагогическом отношении, самое же восстановление "кадетских корпусов" в том или ином виде недопустимым педагогически и нецелесообразным политически, - предложение ГУВУЗа отклонить. Вместе с тем, предложить ГУВУЗу придти на помощь Главсоцвосу и Главпрофобру в деле организации подготовки физического воспитания детства и юношества".
В конечном итоге идея возрождения кадетских корпусов была отклонена. Думается, что такое решение не следует считать оптимальным. Опыт военного строительства свидетельствует о том, что есть необходимость готовить часть молодых людей к военной профессии с возможно раннего возраста.
*
Определившись по ряду принципиальных вопросов подготовки среднего начальствующего состава. ГУВУЗ, военно-педагогическая мысль сосредоточилась на проблемах высшего военного образования.
Еще в марте 1921 года ВАВПС высказал свои соображения по этому поводу:
"I. а) Совокупность высших военных занятий, необходимых каждому, решившему посвятить себя исключительно делу военной специальности, в полном объеме должна сделаться достоянием возможно большего числа лиц командного состава Красной Армии, воздушного и морского флота, посредством проведения их через военные академии;
б) для подготовки специалистов по службе генерального штаба, специалистов по службе военных агентов в различных странах и высших руководителей военно-топографического дела, в Военной академии должны быть организованы факультеты генерального штаба, военного языковедения и геодезический;
в) все войсковые начальники основных родов войск, независимо от полученного ими военного образования, перед получением должности, равной по значению и правам командиру полка, должны пройти при Военной академии, под ее высшим руководством, краткосрочный курс, общий и совокупный для всех родов войск... Цель такого курса - возобновить и расширить теоретические и практические познания по делу управления отрядами из разных родов войск в соответствии с господствующей военной доктриной, проведение которой в толщу армии и является одной из составных задач академии;
г) подготовка военных техников: инженеров-технологов всех технических специальностей военного дела, должна производиться в военно-технических академиях - артиллерийской, инженерной, морской, хозяйственной, электротехнической и аэровоздушном институте имени Жуковского, функционирующих автономно в пределах целей, восставленных им Высшим академическим военно-педагогическим советом;
д) контингент лиц, получивших специально-техническое образование, проходит общие военные дисциплины в своих соответствующих академиях;
е) лица, состоящие кандидатами на высшие должности в армии и флотах, независимо от прохождения ими соответствующих академий, обязаны пройти особые курсы при военной академии, в которых единая военная доктрина будет изучаться под руководством профессорской коллегии, проводящей эту доктрину в толщу всей вооруженной силы, что будет служить гарантией единообразного ее понимания, а совместное с сухопутными военными обучение в одной академии житейски скрепит их взаимную идейную связь;
ж) в целях образования кадра опытных педагогов для в. -у. з. Республики и для выработки наилучших методов преподавания военных предметов должна существовать Военно-педагогическая академия;
з) в систему, общую с перечисленными военными академиями, включить военно-медицинскую академию.
II. Направление всей военно-научной и руководство военно-учебной деятельностью возлагается на Высший академический военно-педагогический совет".
Этим решением были определены общие задачи военных академий.
*
В марте этого же вода во исполнение приказа РВСР о реорганизации Академии генерального штаба в Военную академию РККА были определены ее новые цель и задачи:
"1. Задача и цель академии.
Академия Генерального штаба, являясь высшим учебным и ученым учреждением, имеет целью давать не только высшее военное и исчерпывающее специальное по службе Генерального Штаба, но и по возможности широкое общее образование, дабы лица, окончившие ее, могли занять штабные и командные должности и являлись бы людьми, способными откликнуться на все вопросы политической, общественной и международной жизни....
II. Предметы, изучаемые в АГШ.
1. Тактика элементарная.
2. Тактика прикладная.
3. Стратегия.
4. Военная психология.
5. Философия войны.
6. Артиллерия.
7. Авиация и воздухоплавание.
8. Военно-морское дело.
9. Фортификация (полевая и долговременная)
10. Подготовка обороны страны в инженерном отношении.
11. Военные сообщения.
12. История военного искусства.
13. История войны.
14. Новейшая история.
15. Экономика войны.
16. Военная администрация.
17. Устройство тыла по тактике снабжения.
18. Служба Генерального Штаба.
19. Военная гигиена.
20. Военная география (с военной статистикой).
21. Военная топография.
22. Языки (французский, немецкий, английский)
Кроме перечисленных, в академии должен преподаваться цикл социально-политических наук, согласно декрета Совнаркома от 4 марта с. г.: